Почему поединок с кем с чем
«Поединок» Куприна: научиться не предавать себя
Краткое содержание повести «Поединок»
Юрий Ромашов – главный герой повести, романтичный, благородный офицер русской армии. В годы учебы он мечтал о славе на поле боя, идеализировал офицеров. Считал, что эти люди честны и доблестны. Как только мужчина поступил на службу, увидел всю реальность. Офицеры жестоко избивают солдатов, играют в карты, пьют, курят. Ромашов испытывает отвращение к своим сослуживцам, вступает с ними в борьбу интересов.
Интересно! А. Куприн также поступал на службу в армию и был ознакомлен с проблемами офицерства. Служба оставила Куприну сильные впечатления. Именно опираясь на них, Куприн создавал произведения с военной тематикой. Смысл «Поединок» Куприна во многом совпадает с личными переживаниями автора, его опытом.
Из-за влияния плохого окружения Ромашов отказывается от своих прежних доблестных мечт, порывов. Заводит роман с полковой дамой, которая вызывает у него лишь чувство неприязни.
Однако, появляется лучик света в службе Ромашова – офицер Николаев и его семья. Юрий испытывает искреннюю симпатию к его жене – Шурочке. Она мечтает о поступлении мужа в академию, об отъезде из части. Через некоторое время Николаев обращается к Юрию с просьбой не посещать их больше, так как появились сплетни о связи Шурочки и Юрия. Ромашов так и поступает.
Кульминация повести – это дуэль между Николаевым и Юрием, произошедшая из-за их ссоры. Накануне поединка к Ромашову приходит Шурочка и слезно умоляет не убивать ее мужа. Ведь быть вдовой для нее – несчастливая и нежеланная судьба. Она не сможет переехать в Петербург без мужа и блистать в высшем свете. Юрий соглашается, при этом понимая, что его ждет неминуемая гибель. Поединок имеет трагичный конец: главный герой получает смертельную рану и скоропостижно умирает.
Объяснение сюжета
Смысл повести «Поединок» заключается в достижении личностной зрелости Ромашовым. По своей сути Юрий наивный, остается подростком-максималистом, делит мир только на черное и белое. Жизнь поворачивается к нему не с самой приятной стороны:
Смысл Поединка как нельзя лучше раскрывается через испытания, с которыми Ромашов столкнулся. Трудности постепенно открывали ему глаза на мир. Разрушали его стереотипы, мечты, ложные представления о реальности. Ромашов не смог смириться с жестокостью офицеров, не понял истинных мотивов Шурочки. Именно это погубило Юрия.
Смысл названия повести «Поединок» Куприна
Заголовок произведения говорит не только о поединке между Ромашовым и Николаевым. Подразумевается также:
В чем суть концовки
Из-за своей добродетели, порядочности, любви к Шурочке Юрий соглашается спасти сослуживца Николаева на дуэли. Этот поступок стоил главному герою жизни.
Интересно! Куприн детально не описывал дуэль, так как не успевал сдать произведение в редакцию. Повесть оканчивается кратким донесением о произошедшем между Ромашовым и Николаевым.
Смысл Поединка Куприн показывает через судьбу Ромашова. Подобные Юрию обречены на несчастливый конец. Главный герой не способен одержать победу в полемике с окружающими, отстоять свои границы. Все его поступки сопровождаются отсутствием понимания со стороны окружающих.
Произведение Куприна «Поединок» дает читателю понять, что такие светлые, мечтательные люди в неблагоприятной обстановке умирают под давлением общества. К сожалению, они часто не успевают стать достаточно сильными, чтобы постоять за себя.
Смысл названия повести «Поединок» (Куприн А. И.)
Повесть Александра Ивановича Куприна “Поединок” – одно из самых, по моему мнению, интересных произведений русской литературы двадцатого века, которая довольно четко отображает воинскую службу в то время, а также показывает судьбу человека, который столкнулся с неразделенной любовью. Название этой повести верно передает смысл данного произведения, смысл той драмы, с которой придется познакомится читателю. Под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями.
Все начинается с того, как нам показывают главного героя данного произведения, Ромашова, который, придя в полк, мечтал о “доблести, о подвигах, о славе”.
Но оказалось все совсем наоборот. Вместо идеализированного офицерства он обнаружил полное пороков и всяческой жесткости общество. Офицеры, которым наскучила служба, отыгрываются на солдатах, избивают их. Солдаты ничего не могут с этим поделать, они не в праве даже поднять головы. И когда Ромашов это видит, внутри него происходит первый “поединок” с самим собой. Он осознает, что втянулся в трясину распущенности и бездумности, и пытается сбежать от этого. Он начинает сочувствовать солдатам и уважать их. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она — лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров.
Из всего вышесказанного я могу сделать вывод о том, что название повести Куприна “Поединок” полностью отражает все события, происходящие в данном произведении, показывает борьбу героя с окружающим его миром.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем смысл рассказа поединок. Сочинение на тему: Смысл названия повести Поединок, Куприн. Другие сочинения по этому произведению
Повесть «Поединок» А.И. Куприна — это единоборство главного героя с несправедливостью, с безнравственными устоями офицерского состава, с неприемлемыми условиями существования простых людей. Персонаж старался противостоять негативному общественному воздействию.
Но стал ли он победителем или окончательно проиграл? В чем истинный смысл повести «Поединок» А.И. Куприна? Что хотел сказать автор заглавием своего произведения? Какие ценности писатель открыто высмеивает и презирает в своей книге?
Смысл названия книги «Поединок»
В повести А.И. Куприна разыгралась настоящая драма. «Поединок» — заглавие, которое наталкивает читателя на столкновения героев, внутренний конфликт персонажей. Еще не прочитав произведение, каждый понимает, что события будут развиваться стремительно.
И не только дуэль, которой завершается повесть, олицетворяет поединок. Жизнь главного героя сложно назвать простой и однообразной. Автор четко показывает внутренние переживания, открытые противостояния персонажей. Действие повести происходит во время, когда поединки получили официальное разрешение. Противостояние между офицерами.
Все действие книги «Поединок» основано на мелких столкновениях и конфликтах Ромашова. Он спорит со всеми окружающими. А.И. Куприн изобличил отрицательные моменты в жизни неприкосновенных офицеров.
Смысл произведения «Поединок»
Главный герой — офицер Ромашов. Он благородный и порядочный человек. Многие литературоведы считают, что некоторые черты характера главного героя он позаимствовал у самого себя. Ромашов оказался втянут в армейскую казарменную жизнь, стал ее неотъемлемой частью. Именно в этом месте персонаж ощутил на себе всю несправедливость мира и неправильность взаимоотношений между людьми. Суровая школа отложила неизгладимый отпечаток на всей его дальнейшей судьбе.
Но в чем же заключается трагизм Ромашова? Интеллигенция оторвана от народа. Ей присущи безнравственность, духовная нищета и отсутствие моральных ценностей. Но только ли трепетное и нежное чувство к Шурочке Ромашова и Назанского стало причиной их физической гибели? Вряд ли. Кроме того, несчастная любовь к милой девушке послужила поводом для внутренней борьбы и духовной смерти персонажей.
Изящная и обаятельная героиня считает дуэли необходимым атрибутом нормальной жизни. По мнению Шурочки, каждый уважающий себя офицер обязан приминать участие в подобных столкновениях. Риск — дело благородное и для военнослужащих обязательное. Шурочка, несмотря на свою образованность и острый ум, заявила, что оскорбления смываются исключительно кровью. А для чего еще нужны бравые офицеры, если не для войны?!
Как еще могут доказать военнослужащие свою смелость, отвагу и готовность в любой момент сразиться с противником, если не на дуэли?! Рассуждения Шурочки поражают своим легкомыслием и полным обесценением человеческой жизни. Более того, такого же мнения придерживаются не только красивые женщины, но и большинство служащих в гарнизоне мужчин. Главный герой, напротив, занимает абсолютно противоположную позицию.
Большинство офицеров в гарнизоне с воодушевлением рассказывает о невероятных испытаниях, с которым им пришлось столкнуться: детский плач, пожары, угрозы смерти. Они готовы рассказывать о своих отважных подвигах часами. Их влекут поединки, кровопролитные и ожесточенные битвы. Главный герой не разделяет их точки зрения и с ужасом выслушивает очередной рассказ с подробностями.
Поэтому Ромашов не понимает, как он может находиться в полку. Его существование в армейских казармах — вечное противостояние с самим собой, конфликт с военными предрассудками. Ромашов совершенно другой. У главного героя другие взгляды на жизни, ценности и приоритеты. Персонаж идеализировал военную службу. Однако, попав в полк, он разочаровался в армейских ценностях.
А.И. Куприн своей повестью изобличает неправильные порядки, которые приняты в офицерских кругах. О всех проблемах военной службы мастер слова знал не понаслышке.
Смысл финала «Поединок»
Главный герой оказался втянут в эту атмосферу хаоса и неправильности человеческих взаимоотношений. Главный герой, сам того не осознавая, начинает подражать офицерскому составу. Но его отличает уверенность и четкость в высказываниях. Он все больше и больше презирает зверское обращение высших слоев управления с простыми солдатами и бесперспективную жизнь в армейских казармах.
Ромашов настроен покинуть «суровую» школу. Внутри героя нарастает конфликт. Но он успешно борется со своими страхами и дурными мыслями. Он остро чувствует несправедливость по отношению к простым солдатам, он пытается их подбодрить и проникнуться к их проблемам.
Мелкие столкновения и конфликты Ромашова сопровождают читателя на протяжении всей книги. Итог получился безрадостный: дуэль главного героя с Николаевым. Логичное завершение повести, наполненной внутренними противоречиями и нарастающим недовольством Ромашова относительно офицерских ценностей. Главный герой оказался обманут женщиной, которая была его самой большой любовью. Он был слеп от всепоглощающего чувства, за что и поплатился своей жизнью.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка / 5. Количество оценок:
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Смысл названия повести Куприна «Поединок»
Название повести А. И. Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще не известный читателю. То есть под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями. Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые Она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова.
Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны.
Их неотъемлемыми качествами должны быть смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью. Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне. Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины. Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали.
Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности. Жизнь Ромашова в полку вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления. Придя в полк, Ромашов мечтал о доблести, о подвигах, о славе. Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизонеОфицеры ведут серое, беспросветное существование.
Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, бьют их до крови, до того, что вылетают зубы.
Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством. Поэтому в армии царит произвол: рядовые все больше обезличиваются, вышестоящие все больше свирепствуют. Так изо дня в день протекает служба. Вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи.
От нечего делать заводятся романы, кипят надуманные страсти. Офицерские жены ничуть не отличаются от своих мужей. Те же серость, необразованность, нежелание ничего видеть вокруг себя, игра в светскость. На этом фоне Шурочка, конечно же, выделяется своей привлекательностью, свежестью, непосредственностью, горячностью, желанием вырваться куда-то в иной мир. Другие же не стремятся изменить свое существование, все привыкли к нему и вряд ли представляют что-то иное. Безусловно, есть и исключения. Эти люди понимают, в какой грязи живут, но ничего поделать не могут.
Тот же Назанский интересный, мыслящий человек спился и загубил себя, не видя иного пути. Куприн своей книгой выразил протест против порядков, существующих в армии, о которых он знал не понаслышке. Ромашов втягивается в эту атмосферу (да и что остается делать), начинает вести тот же образ жизни, что и все остальные. Однако он гораздо тоньше чувствует и увереннее размышляет. Его все больше и больше ужасают дикое, беспросветное существование в гарнизоне, несправедливое, зверское обращение с солдатами, беспробудное пьянство, сплетни, мелкие интриги. Он мечтает сбежать от этого, заняться чем-либо другим.
Он не дает себе втянуться в трясину распущенности и бездумности, борется со всем дурным в себе. Это ему удается, поскольку он способен на глубокие, искренние чувства. Он проникается сочувствием, более того уважением к солдатам. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров. Вся книга это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми.
Подобные столкновения неизбежны, поскольку отличие подпоручика Ромашова от других бросается в глаза. Он постоянно вступает с кем-то в конфликты, будучи по природе человеком не конфликтным, а добродушным, всегда готовым выслушать мнение другого. Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной дуэли между Ромашовым и Николаевым. В общем-то дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любил жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью.
Николаев с самого начала не приемлет Ромашова. Возможно, кроме личных причин тут играет роль то, что Ромашов, принимая участие в жизни полка, стоит как бы на отшибе, чуть выше остальных.
Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться. Слово поединок по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров. Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, был слеп. Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломнаИ он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию. Поединок между Ромашовым и окружающим миром оказался не в пользу мечтательного подпоручика.
Повесть Поединок уходит корнями в тот период жизни Куприна, когда он приобретал опыт военного человека. Желание служить в армии было в юности страстным и романтическим.
Куприн закончил кадетский корпус и Московское Александровское военное училище. Со временем служба и показная, нарядная сторона офицерского бытия обернулась своей изнанкой: утомительно однообразными занятиями словесностью и отработкой ружейных приемов с отупевшими от муштры солдатами, попойками в клубе да пошлыми интрижками с полковыми распутницами. Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне изучить провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами заштатной интеллигенции.
Впечатления этих лет явились как бы запасом на много лет вперед (материал для ряда рассказов и в первую очередь повести Поединок Куприн почерпнул именно в пору своей офицерской службы). Работа над повестью Поединок в 1902 1905 годах была продиктована желанием осуществить давно задуманный замысел хватить по царской армии, этому сосредоточению тупости, невежества, бесчеловечности. Все события повести происходят на фоне армейской жизни, ни разу не выходя за ее рамки. Возможно, это сделано для того, чтобы подчеркнуть важность и реальную необходимость хотя бы задуматься над теми проблемами, которые показаны в повести. Ведь армия это оплот самодержавия, и если в ней есть недостатки, то их надо стремиться устранять. Иначе вся важность и образцовость существующего строя это блеф, пустой звук, и нет никакой Великой державы.
Осознать весь ужас армейской действительности предстоит главному герою подпоручику Ромашову. Выбор автора не случаен: ведь Ромашов во многом очень близок Куприну: оба они окончили военное училище, поступили на службу в армию. С самого начала повести автор резко погружает нас в атмосферу армейского быта, рисуя картину ротных учений: отработка несения службы на посту, непонимание того, что от них требуется, некоторыми солдатами (Хлебников, исполняющий приказания арестованного; Мухамеджинов, татарин, слабо понимающий по-русски и, как следствие, неверно исполняющий приказания).
Осознать причины этого непонимания несложно. Хлебников, русский солдат, просто не имеет хоть кого-либо образования, и потому для него все произнесенное ефрейтором Шаповаленко это не более чем пустой звук. Кроме того, причиной такого непонимания служит резкая смена обстановки: подобно тому, как резко нас погружает автор в такого рода обстановку, так и многие новобранцы не имели до этого никакого представления о военном деле, не общались с военными людьми, для них все ново: они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность.
Мухамеджинов же ничего не понимает в силу своей национальности, и это тоже большая проблема для русской армии всех пытаются подвести под одну гребенку, не учитывая особенности каждого народа. Ведь эти особенности, врожденные и не могут быть устранены никакой выучкой, тем более криком, физическими наказаниями. Вообще проблема рукоприкладства очень отчетливо фигурирует в данной повести. Это апофеоз социального неравенства. Конечно же, не надо забывать, что телесные наказания для солдат были отменены только в 1905 г. Но в данном случае речь уже идет не о наказании, а об издевательстве: Унтер-офицеры жестоко били своих подчиненных за ничтожную ошибку в словесности, за потерянную ногу при маршировке, били в кровь, выбивали зубы, разбивали ударами по уху барабанные перепонки, валили кулаками на землю.
Разве станет так себя вести человек с нормальной психикой. Моральный мир каждого, кто попадает в армию, коренным образом меняется и, как замечает Ромашов, далеко не в лучшую сторону.
Смысл повести Поединок Куприна
Повесть «Поединок» А.И. Куприна — это единоборство главного героя с несправедливостью, с безнравственными устоями офицерского состава, с неприемлемыми условиями существования простых людей. Персонаж старался противостоять негативному общественному воздействию.
Но стал ли он победителем или окончательно проиграл? В чем истинный смысл повести «Поединок» А.И. Куприна? Что хотел сказать автор заглавием своего произведения? Какие ценности писатель открыто высмеивает и презирает в своей книге?
Смысл названия книги «Поединок»
В повести А.И. Куприна разыгралась настоящая драма. «Поединок» — заглавие, которое наталкивает читателя на столкновения героев, внутренний конфликт персонажей. Еще не прочитав произведение, каждый понимает, что события будут развиваться стремительно.
И не только дуэль, которой завершается повесть, олицетворяет поединок. Жизнь главного героя сложно назвать простой и однообразной. Автор четко показывает внутренние переживания, открытые противостояния персонажей. Действие повести происходит во время, когда поединки получили официальное разрешение. Противостояние между офицерами.
Все действие книги «Поединок» основано на мелких столкновениях и конфликтах Ромашова. Он спорит со всеми окружающими. А.И. Куприн изобличил отрицательные моменты в жизни неприкосновенных офицеров.
Смысл произведения «Поединок»
Главный герой — офицер Ромашов. Он благородный и порядочный человек. Многие литературоведы считают, что некоторые черты характера главного героя он позаимствовал у самого себя. Ромашов оказался втянут в армейскую казарменную жизнь, стал ее неотъемлемой частью. Именно в этом месте персонаж ощутил на себе всю несправедливость мира и неправильность взаимоотношений между людьми. Суровая школа отложила неизгладимый отпечаток на всей его дальнейшей судьбе.
Но в чем же заключается трагизм Ромашова? Интеллигенция оторвана от народа. Ей присущи безнравственность, духовная нищета и отсутствие моральных ценностей. Но только ли трепетное и нежное чувство к Шурочке Ромашова и Назанского стало причиной их физической гибели? Вряд ли. Кроме того, несчастная любовь к милой девушке послужила поводом для внутренней борьбы и духовной смерти персонажей.
Изящная и обаятельная героиня считает дуэли необходимым атрибутом нормальной жизни. По мнению Шурочки, каждый уважающий себя офицер обязан приминать участие в подобных столкновениях. Риск — дело благородное и для военнослужащих обязательное. Шурочка, несмотря на свою образованность и острый ум, заявила, что оскорбления смываются исключительно кровью. А для чего еще нужны бравые офицеры, если не для войны?!
Как еще могут доказать военнослужащие свою смелость, отвагу и готовность в любой момент сразиться с противником, если не на дуэли?! Рассуждения Шурочки поражают своим легкомыслием и полным обесценением человеческой жизни. Более того, такого же мнения придерживаются не только красивые женщины, но и большинство служащих в гарнизоне мужчин. Главный герой, напротив, занимает абсолютно противоположную позицию.
Большинство офицеров в гарнизоне с воодушевлением рассказывает о невероятных испытаниях, с которым им пришлось столкнуться: детский плач, пожары, угрозы смерти. Они готовы рассказывать о своих отважных подвигах часами. Их влекут поединки, кровопролитные и ожесточенные битвы. Главный герой не разделяет их точки зрения и с ужасом выслушивает очередной рассказ с подробностями.
Поэтому Ромашов не понимает, как он может находиться в полку. Его существование в армейских казармах — вечное противостояние с самим собой, конфликт с военными предрассудками. Ромашов совершенно другой. У главного героя другие взгляды на жизни, ценности и приоритеты. Персонаж идеализировал военную службу. Однако, попав в полк, он разочаровался в армейских ценностях.
А.И. Куприн своей повестью изобличает неправильные порядки, которые приняты в офицерских кругах. О всех проблемах военной службы мастер слова знал не понаслышке.
Смысл финала «Поединок»
Главный герой оказался втянут в эту атмосферу хаоса и неправильности человеческих взаимоотношений. Главный герой, сам того не осознавая, начинает подражать офицерскому составу. Но его отличает уверенность и четкость в высказываниях. Он все больше и больше презирает зверское обращение высших слоев управления с простыми солдатами и бесперспективную жизнь в армейских казармах.
Ромашов настроен покинуть «суровую» школу. Внутри героя нарастает конфликт. Но он успешно борется со своими страхами и дурными мыслями. Он остро чувствует несправедливость по отношению к простым солдатам, он пытается их подбодрить и проникнуться к их проблемам.
Мелкие столкновения и конфликты Ромашова сопровождают читателя на протяжении всей книги. Итог получился безрадостный: дуэль главного героя с Николаевым. Логичное завершение повести, наполненной внутренними противоречиями и нарастающим недовольством Ромашова относительно офицерских ценностей. Главный герой оказался обманут женщиной, которая была его самой большой любовью. Он был слеп от всепоглощающего чувства, за что и поплатился своей жизнью.
Почему повесть называется поединок. Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок. Вопросы для обсуждения
Смысл названия повести «Поединок»
Название повести Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще неизвестный читателю. То есть под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями.
Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова.
Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны. Их неотъемлемыми качествами должны быть «смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью». Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне. Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины.
Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали. Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности.
Жизнь Ромашова в полку — вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления.
Придя в полк, Ромашов мечтал о подвигах, о славе. Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизоне? Офицеры ведут серое, беспросветное существование. Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей; бьют их до крови, до того, что вылетают зубы. Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством.
Вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи. «От нечего делать» заводятся романы, кипят надуманные страсти.
Ромашов втягивается в эту атмосферу, начинает вести тот же образ жизни, что и все остальные. Однако он гораздо тоньше чувствует и увереннее размышляет. Его все больше и больше ужасают дикое, беспросветное существование в гарнизоне, несправедливое, зверское обращение с солдатами, беспробудное пьянство, сплетни, мелкие интриги. Он мечтает сбежать от этого, заняться чем-либо другим. Он не дает себе втянуться в трясину распущенности и бездумности, борется со всем дурным в себе. Это ему удается, поскольку он способен на глубокие, искренние чувства. Он проникается сочувствием, более того — уважением — к солдатам. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она-лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров.
Вся книга — это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми. Подобные столкновения неизбежны, поскольку отличие поручика Ромашова от других бросается в глаза. Он постоянно вступаете кем-то в конфликты, будучи по природе человеком не конфликтным, а добродушным, всегда готовым выслушать мнение другого. Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной — дуэли между Ромашовым и Николаевым.
В общем-то дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любил жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему, пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Николаев с самого начала не приемлет Ромашова. Возможно, кроме личных причин тут играет роль то, что Ромашов, принимая участие в жизни полка, стоит как бы на отшибе, чуть выше остальных. Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться.
Слово «поединок» по отношению к произошедшему событию не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров. Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, был слеп, Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так расчетлива и вероломна?
И он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию. Поединок между Ромашовым и окружающим миром оказался не в пользу мечтательного подпоручика.
Повесть А. И. Куприна «Поединок» стала своеобразным взрывом, шоком для читателей. Это произведение рассказало всю правду о российской армии конца 19 — начала 20 века. И правда эта была ужасающей, даже шокирующей.
Сам Куприн, как известно, служил в армии и знал «изнутри» все законы и порядки армейской жизни. Он, впервые в русской литературе, откровенно и подробно показал, как армия уродует людей, сознательно уничтожая в них личность.
Важно, что проблемы, затронутые в «Поединке», выходят за рамки просто осмысления существования русской армии и в русской армии. В произведении дана картина жизни всего русского общества в целом, показан кризис всей социальной системы. Куприн рассматривает здесь такие важнейшие вопросы, как отношения интеллигенции и народа, пробуждающегося самосознания русского человека, путей освобождения от духовного гнета и т. д.
В центре повествования находится судьба молодого офицера Георгия Ромашова. Писатель рисует его как натуру тонкую, глубокую, думающую и чувствующую. Ромашов — романтик. Он пришел в армию служить Родине, защищать отечество. Но, погружаясь в тягостные армейские будни, герой начинает видеть истинное лицо русской армии. И такая правда отталкивает Ромашова.
Молодой человек не может принять, что здесь уже давно не осталось никаких идеалов. Все строится на кастовых условностях и карьерных стремлениях. Армейские будни уничтожают своим однообразием, материальной скудостью и духовной нищетой. Ромашов стремится в другой мир и в другую жизнь, где «живут совсем, совсем другие люди, и жизнь у них такая полная, такая радостная, такая настоящая. Где-то люди борются, страдают, любят широко и сильно…»
Столкновение с сослуживцами, начальством, обилие тягостных впечатлений заставляет Ромашова задуматься не только о себе и своей судьбе, но и о судьбах других людей. Толчком к этому послужила встреча с солдатом Хлебниковым. Этот несчастный человек был доведен до отчаяния издевательствами офицеров. В итоге он почти решился на самоубийство.
Поражает система произвола и насилия, царящая в русской армии. Вышестоящие чины издеваются над своими подчиненными, зная о своей безнаказанности. Эта порочная система пронизывает все армейские сословия, ведь на каждого начальника и командира найдется свой вышестоящий чин.
Пораженный случаем с Хлебниковым, Ромашов начинает не только сострадать, но и осознавать, что забитые «серые Хлебниковы с их однообразно-покорными и обессиленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины, называемые ротой, батальоном, полком…» То есть герой начинает видеть в каждом солдате личность. А с таким подходом и взглядом невозможно существовать в армии, где личность намеренно игнорируется и уничтожается.
В итоге Ромашов приходит к мысли, что армия не нужна совсем, но не знает, что лично он может сделать для улучшения ситуации. Можно сказать, что герой оказывается на нравственном и идейном распутье. Он осознает порочность и неправильность системы и образа окружающей его жизни, но не видит выхода, не имеет представления о том, как это исправить.
В финале повести раскрываются и сводятся воедино все «поединки», которые герой вел на протяжении своей жизни. Это и поединок Ромашова с собой, со своей слабостью, мечтательностью, нерешительностью. Это и его поединок с обществом, уничтожающим в человеке личность и мешающим пробуждению самосознания личности. В итоге все это воплощается в буквальном поединке Ромашова с его «соперником» — полковником Николаевым.
Юный герой гибнет на дуэли. И этот печальный финал его жизни очень символичен. Ромашов проиграл поединок с жизнью, вернее, с ее абсурдным порядком. В такой жизни нет места чистым и светлым душам, говорит Куприн.
Мы видим, что название повести Куприна очень емко и символично. Оно отражает и суть жизни главного героя, вступившего в неравный бой со страшными условиями жизни, и суть существования российской армии, и суть всей русской жизни начала 20 века.
Поединок человеческого и античеловеческого закончился победой последнего. Автор скорбит по этому поводу и дает своим читателям множество поводов для размышлений…
Другие сочинения по этому произведению
Автор и его герои в повести А. И. Куприна «Поединок» Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести «Поединок» Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»
Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»
«Поединок» нельзя назвать чисто военной повестью. В произведении показаны не только армейские нравы, но и проблемы взаимоотношений человека и общества, простого народа, показано то, какой вред может нанести влияние общества личности, особенно если эта личность еще формируется. Также Куприн показывает пути освобождения человека от духовного гнета.
со своими романтичными устремлениями и взглядами попадает в условия казарменной жизни. Он проходит суровую школу и начинает видеть недостатки армейской системы, взаимоотношений между людьми, пошлость, замечает, как тяжело приходится простому народу.
Ромашов — представитель интеллигенции, которая оторвана от народа, не знает его жизни и нужд, В этом заключается трагедия подпоручика, он погибает духовно и физически. Любовь к Шурочке только ускоряет плачевный финал Ромашова.
Самой армейской жизни отведено в повести немного места — несколько сцен, посвященных смотру и будням казарменной жизни. С этими эпизодами связаны сцены, где показаны взаимоотношения между Ромашовым и Гайнаном, Ромашовым и Хлебниковым.
Когда Гайнан приносит подпоручику сигареты, купленные на свои деньги, тот невольно испытывает чувство благодарности к своему денщику: «О, милый! — подумал растроганный Ромашов. — Я на него сержусь, кричу, заставляю его по вечерам снимать с меня не только сапоги, но носки и брюки. А он вот купил мне папирос за свои жалкие, последние солдатские копейки. «Куры, пожалюста!» За что же это. »
«Вот их сто человек в нашей роте. И каждый из них — человек с мыслями, с чувствами, со своим особенным характером, с житейским опытом, с личными привязанностями и антипатиями. Знаю пи я что-нибудь о них? Нет — ничего, кроме их физиономий. Вот они с правого фланга: Солтью, Рябошапка, Веденеев, Егоров, Яшишин… Серые, однообразные лица. Что я сделал, чтобы прикоснуться душой к их душам, своим Я к ихнему Я? — Ничего».
Ромашов, которому все это опостылело, рисует в своем воображении, как он становится блестящим офицером, перед которым заискивают его прежние обидчики, как он геройски ведет себя на войне: «Вот начались маневры. Большой двухсторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится, — ему уже делал два раза замечание через ординарцев командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, — обращается он к Ромашову. — Знаете, по старой дружбе. Помните, хе-хе-хе, как мы с вами ссорились! Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись вперед на седле, отвечает с спокойно высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это — ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело — принимать приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором. Блестящий офицер генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры».
Но это всего лишь мечты подпоручика, а реальность совсем другая: грязный провинциальный город, серая жизнь, ограниченные офицеры. Ромашов находит для себя только один выход — он ходит на вокзал. Только там, где постоянно меняются лица — кто-то приезжает, кто-то уезжает — можно отвлечься от однообразной серой жизни. «Ромашов любил ходить на вокзал по вечерам, к курьерскому поезду, который останавливался здесь в последний раз перед прусской границей… Из вагонов, сияющих насквозь веселыми праздничными огнями, выходили красивые, нарядные и выхоленные дамы в удивительных шляпах, в необыкновенно изящных костюмах, выходили штатские господа, прекрасно одетые, беззаботно самоуверенные, с громкими барскими голосами, с французским и немецким языком, с свободными жестами, с ленивым смехом. Никто из них никогда, даже мельком, не обращал внимания на Ромашова, но он видел в них кусочек какого-то недоступного, изысканного, великолепного мира, где жизнь — вечный праздник и торжество…»
И Ромашов, и Назанский, и им подобные не могут ничего сделать, ничего изменить. Назанский искренне верит в любовь, в человека, в красоту, но он замкнут, он не может противостоять действи- тельности и теряет смысл жизни.
Идея повести понятна, но почему она названа «Поединок»? Ведь о поединке мы узнаем только в конце повести, когда стрелялись Ромашов и Николаев. Но для Куприна было бы слишком узко свести значение поединка только к дуэли из-за женщины. Писатель понимал его гораздо шире. Поединок — это борьба всего лучшего, что есть в человеке, с низкими и ложными устремлениями, борьба пошлости и нравственности.
Жаль только, что Ромашов и такие, как он, не смогли подняться на общественную борьбу.
Повесть «Поединок», написанная Куприным во время русско-японской войны и в пору взлета русского революционного течения, активизировала колоссальный социальный отклик. Так как собственно в данном, относительно невеликом по размеру, творении автор смог изобличить и вывернуть наружу все те отрицательные стороны жизни неприкосновенной и сильно уважаемой военной касты, всегда считавшейся прогрессивной составляющей самодержавной российской державы.
В центре повествования — судьба честного и благородного русского офицера Ромашова (в фигуре которого выразились многие черты самого автора), который попадает в условия армейской казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на себе всю неправильность человеческих взаимоотношений. В качестве причины трагизма судьбы главного героя мы видим духовное бездорожье интеллигенции, оторвавшейся от народа. Разве несчастная любовь к Шурочке является причиной духовной и физической гибели нравственно чистых Ромашова и Назанского? Конечно, нет.
Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны. Их неотъемлемыми качествами должны быть «смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью». Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне. Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины.
Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали. Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности.
Жизнь Ромашова в полку — вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления.
Придя в полк, Ромашов мечтал «о доблести, о подвигах, о славе». Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизоне? Офицеры ведут серое, беспросветное существование. Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, бьют их до крови, до того, что вылетают зубы. Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством. Поэтому в армии царит произвол: рядовые все больше обезличиваются, вышестоящие все больше свирепствуют.
Так изо дня в день протекает служба. Вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи. «От нечего делать» заводятся романы, кипят надуманные страсти.
Офицерские жены ничуть не отличаются от своих мужей. Те же серость, необразованность, нежелание ничего видеть вокруг себя, игра в светскость. На этом фоне Шурочка, конечно же, выделяется своей привлекательностью, свежестью, непосредственностью, горячностью, желанием вырваться куда-то в иной мир. Другие же не стремятся изменить свое существование, все привыкли к нему и вряд ли представляют что-то иное. Безусловно, есть и исключения. Эти люди понимают, в какой грязи живут, но ничего поделать не могут. Тот же Назанский — интересный, мыслящий человек — спился и загубил себя, не видя иного пути.
Куприн своей книгой выразил протест против порядков, существующих в армии, о которых он знал не понаслышке.
Ромашов втягивается в эту атмосферу (да и что остается делать?), начинает вести тот же образ жизни, что и все остальные. Однако он гораздо тоньше чувствует и увереннее размышляет. Его все больше и больше ужасают дикое, беспросветное существование в гарнизоне, несправедливое, зверское обращение с солдатами, беспробудное пьянство, сплетни, мелкие интриги. Он мечтает сбежать от этого, заняться чем-либо другим. Он не дает себе втянуться в трясину распущенности и бездумности, борется со всем дурным в себе. Это ему удается, поскольку он способен на глубокие, искренние чувства. Он проникается сочувствием, более того — уважением — к солдатам. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она — лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров.
Вся книга — это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми. Подобные столкновения неизбежны, поскольку отличие подпоручика Ромашова от других бросается в глаза. Он постоянно вступает с кем-то в конфликты, будучи по природе человеком не конфликтным, а добродушным, всегда готовым выслушать мнение другого. Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной — дуэли между Ромашовым и Николаевым.
В общем-то, дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любил жену Назанского, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Назанский с самого начала не приемлет Ромашова. Возможно, кроме личных причин тут играет роль то, что Ромашов, принимая участие в жизни полка, стоит как бы на отшибе, чуть выше остальных. Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться.
Слово «поединок» по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров. Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее, и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, был слеп. Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломна?
Однако ключевое единоборство в повести — единоборство самого автора с суровой реальностью, с неприемлемыми обстоятельствами настоящей жизни, давящими на людей, мешающими им существовать свободными, независимыми от ситуаций, беречь, прежде всего, собственную душевную волю.
В повести Куприна проявляется стремление человека энергично противостоять, не подвергаться отрицательному общественному воздействию и устройству жизни в едином целом, сберечь преданность самому себе, верность личным идеалам, быть всегда человеколюбивым, правдивым и внутренне благородным человеком.
Однако, главная мысль данного произведения Куприна — передать и драму душевно слабых интеллигентов, не захотевших примириться с циничностью и тупоумием войскового окружения, не сыскавших в себе сил для социальной битвы. Такая борьба — несчастливое стремление осилить личную слабость, постижение своей подавленности и нереальности что-либо предпринимать.
>Сочинения по произведению Поединок
Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок»
Сочинения по литературе: Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Название повести А. И. Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще не известный читателю. То есть под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями. Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые Она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова. Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью.
Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны. Их неотъемлемыми качествами должны быть «смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью». Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне.
Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины. Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали. Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности. Жизнь Ромашова в полку — вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления. Придя в полк, Ромашов мечтал «о доблести, о подвигах, о славе».
Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизоне? Офицеры ведут серое, беспросветное существование. Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, бьют их до крови, до того, что вылетают зубы.
Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством. Поэтому в армии царит произвол: рядовые все больше обезличиваются, вышестоящие все больше свирепствуют. Так изо дня в день протекает служба. Вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи. «От нечего делать» заводятся романы, кипят надуманные страсти. Офицерские жены ничуть не отличаются от своих мужей. Те же серость, необразованность, нежелание ничего видеть вокруг себя, игра в светскость. На этом фоне Шурочка, конечно же, выделяется своей привлекательностью, свежестью, непосредственностью, горячностью, желанием вырваться куда-то в иной мир.
Другие же не стремятся изменить свое существование, все привыкли к нему и вряд ли представляют что-то иное. Безусловно, есть и исключения. Эти люди понимают, в какой грязи живут, но ничего поделать не могут. Тот же Назанский — интересный, мыслящий человек — спился и загубил себя, не видя иного пути. Куприн своей книгой выразил протест против порядков, существующих в армии, о которых он знал не понаслышке. Ромашов втягивается в эту атмосферу (да и что остается делать?), начинает вести тот же образ жизни, что и все остальные.
Однако он гораздо тоньше чувствует и увереннее размышляет. Его все больше и больше ужасают дикое, беспросветное существование в гарнизоне, несправедливое, зверское обращение с солдатами, беспробудное пьянство, сплетни, мелкие интриги. Он мечтает сбежать от этого, заняться чем-либо другим. Он не дает себе втянуться в трясину распущенности и бездумности, борется со всем дурным в себе. Это ему удается, поскольку он способен на глубокие, искренние чувства. Он проникается сочувствием, более того — уважением — к солдатам. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она — лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров.
Вся книга — это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми. Подобные столкновения неизбежны, поскольку отличие подпоручика Ромашова от других бросается в глаза. Он постоянно вступает с кем-то в конфликты, будучи по природе человеком не конфликтным, а добродушным, всегда готовым выслушать мнение другого. Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной — дуэли между Ромашовым и Николаевым. В общем-то дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любил жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Николаев с самого начала не приемлет Ромашова. Возможно, кроме личных причин тут играет роль то, что Ромашов, принимая участие в жизни полка, стоит как бы на отшибе, чуть выше остальных.
Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться. Слово «поединок» по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров. Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, был слеп. Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломна? И он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию.
Но проблематика произведения выходит далеко за рамки традиционной военной повести. В «Поединке» автор затрагивает актуальные вопросы того времени о причинах неравенства людей в обществе, выдвигая на первый план проблему взаимоотношений отдельной личности и общества, интеллигенции и народа и отыскивая пути освобождения человека от духовного гнета, указывая на ничтожность и большой вред общественного влияния на формирование личности. В центре повествования — судьба честного и благородного русского офицера Ромашова (в фигуре которого выразились многие черты самого автора), который попадает в условия армейской казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на себе всю неправильность человеческих взаимоотношений. В качестве причины трагизма судьбы главного героя мы видим духовное бездорожье интеллигенции, оторвавшейся от народа.
Разве несчастная любовь к Шурочке является причиной духовной и физической гибели нравственно чистых Ромашова и Назанского? Конечно, нет. Личная трагедия в жизни этих героев лишь ускоряет печальный финал. Непосредственно казарменной жизни в повести отведено не более пятидесяти страниц. Это две сцены, рисующие будни полка, большая сцена смотра корпусным командиром. Но с ними тесно связаны эпизоды, показывающие отношения Ромашова и его денщика Гайнана, эпизоды бесед с солдатом Хлебниковым, сочувствие к татарину, не понимающему русского языка Именно здесь ставится вопрос об отношении интеллигенции к народу. Автор показывает затхлый мир армейской провинциальной жизни. Вспомним, как в самом начале повести командир Шульгович подвергает Ромашова домашнему аресту за «непонимание войсковой дисциплины». Герой чувствует себя униженным, и его юношеское самолюбие рисует в воображении сладкие картины мести: вот он заканчивает академию, становится блестящим офицером, а перед ним заискивает Шульгович, которого он учит, как надо вести маневры.
Страницы: 1 2 3
Смысл названия
Название повести Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще неизвестный читателю. То есть под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями.
Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова.
Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны. Их неотъемлемыми качествами должны быть «смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью». Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне. Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины.
Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали. Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности.
Жизнь Ромашова в полку — вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления.
Придя в полк, Ромашов мечтал о подвигах, о славе. Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизоне? Офицеры ведут серое, беспросветное существование. Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей; бьют их до крови, до того, что вылетают зубы. Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством.
Вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи. «От нечего делать» заводятся романы, кипят надуманные страсти.
Ромашов втягивается в эту атмосферу, начинает вести тот же образ жизни, что и все остальные. Однако он гораздо тоньше чувствует и увереннее размышляет. Его все больше и больше ужасают дикое, беспросветное существование в гарнизоне, несправедливое, зверское обращение с солдатами, беспробудное пьянство, сплетни, мелкие интриги. Он мечтает сбежать от этого, заняться чем-либо другим. Он не дает себе втянуться в трясину распущенности и бездумности, борется со всем дурным в себе. Это ему удается, поскольку он способен на глубокие, искренние чувства. Он проникается сочувствием, более того — уважением — к солдатам. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она—лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров.
Вся книга — это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми. Подобные столкновения неизбежны, поскольку отличие поручика Ромашова от других бросается в глаза. Он постоянно вступаете кем-то в конфликты, будучи по природе человеком не конфликтным, а добродушным, всегда готовым выслушать мнение другого. Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной — дуэли между Ромашовым и Николаевым.
В общем-то дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любил жену Николаева, кроме того, и она отвечала ему, пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Николаев с самого начала не приемлет Ромашова. Возможно, кроме личных причин тут играет роль то, что Ромашов, принимая участие в жизни полка, стоит как бы на отшибе, чуть выше остальных. Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться.
Слово «поединок» по отношению к произошедшему событию не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров. Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, был слеп, Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так расчетлива и вероломна?
И он погиб, не познав счастливой любви, не осуществив заветную мечту о том, чтобы бросить службу и посвятить себя более достойному занятию. Поединок между Ромашовым и окружающим миром оказался не в пользу мечтательного подпоручика.