Почему подростков называют несовершеннолетними что
§ 12. Особенности подросткового возраста
Возраст человека — это не только число прожитых лет, регулярно отмечаемых в семейном кругу по поводу дня рождения, но и определённое положение в обществе. Оно связано с новыми правами, обязанностями, ответственностью.
Кого считать подростком
Пятиклассники — это люди, переходящие из мира детства в мир взрослых. Что-то осталось от детского возраста, что-то приходит от взрослых, например стремление к самостоятельности. Всё чаще можно слышать: «Я сам всё знаю!» Это говорит о том, что вы вступили в подростковый период своей жизни. В чём же его особенности?
Подростковый возраст (иногда его называют переходным, потому что происходит переход от детского к взрослому состоянию) охватывает период от 11 до 15 лет. Пятиклассники — это младшие подростки.
Советуем запомнить!
Подростковый возраст — период развития детей от 11—12 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5—8 классов.
Наряду со словом подросток применяется сравнительно новое слово тинейджер. Оно произошло от двух английских слов: teens и age. В США и Англии подростков нередко называют просто «тинами».
От подростков окружающие ожидают более зрелых поступков, на них возлагают больше надежд, с ними чаще советуются, доверяют, с них больше требуют и спрашивают. В детстве поведение ребёнка контролировали родители, а взрослая жизнь требует принятия собственных решений. Приходится пересматривать своё отношение к миру, принимать и самостоятельно вырабатывать ценности, идеалы.
Подростки относятся к категории несовершеннолетних.
Советуем запомнить!
Несовершеннолетние — это те, кто по закону не является взрослым; кто не достиг возраста 18 лет.
Несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться заработком или стипендией. С 14 лет (с согласия родителей) можно заниматься предпринимательской деятельностью. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Но это не означает, что преступление, совершённое более молодыми людьми, останется безнаказанным. С 14 лет наступает ответственность за целый ряд преступлений, указанных в Уголовном кодексе РФ (например, за убийство, вымогательство, ложное сообщение о террористическом акте, хулиганство при отягчающих обстоятельствах и др.).
Трудности взросления
Вы окончили начальную школу. Переход к обучению в средних классах — переломный период в вашей жизни. В младших классах вы научились читать, писать и считать, получили представления об окружающем мире. В средней школе появляются новые предметы — история, обществознание, иностранные языки, география, биология, алгебра, физика, химия. Таким образом, вы перешли к систематическому изучению основ наук. Изменилась организация вашего обучения: вместо одного учителя начальной школы появляется много учителей-предметников, вместо одного своего кабинета — кабинетная система. Многое оказывается новым: учителя, их методы обучения, учебники.
Присмотритесь к себе. Если в начальной школе вы охотно слушали подробные объяснения учителя и дословно повторяли учебный материал, то сейчас склонны рассуждать, критически оценивать любую информацию и высказывать собственное мнение. Причём собственное мнение вы цените превыше всего, ведь далось оно нелёгким путём.
Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел. Характерной чертой вашего возраста являются любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации. Стремление всё попробовать, во всём принять участие: в пении и рисовании, технических поделках и спортивных играх, в работе кружков натуралистов и географов, туристов. Вы с удовольствием принимаете участие в различных видах подвижного спорта. Ролики, коньки, скейтборд, лыжи, сноуборд, велосипед — смотря что вы предпочитаете.
Таким путём у вас формируется новый взгляд на окружающий мир, вырабатываются собственные взгляды и мнения. Но не только собственное мнение, а также преувеличенное представление о собственном достоинстве и необъяснимая обидчивость.
Интересные факты
Недавно учёные выяснили, какие слова наиболее распространены у детей в возрасте от 8 до 14 лет. На первом месте — «любовь», на втором — «свобода», на третьем — «дружба».
Установлено, что у подростков обострена боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не «маленький».
Подростковый возраст — период бурного и неравномерного роста и развития организма: интенсивно растёт скелет (особенно конечности) в длину, а грудная клетка в развитии отстаёт. Статистика разных лет указывает, что дети в настоящее время выше ростом, чем их предки.
Скорее всего, это происходит благодаря хорошему питанию, медицинскому обслуживанию.
В подростковом возрасте появляется интерес к сверстнику другого пола, который перерастает в первую любовь. Правда, о своих переживаниях и мальчики, и девочки не всегда говорят друзьям, родителям, учителям.
Присмотритесь к себе: есть ли у вас «подростковый комплекс»? Аргументируйте свой ответ.
Чувство взрослости
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Для подростков характерна смена настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость.
Чуть ли не важнейшей психологической потребностью этого возраста служит чувство взрослости. Оно проявляет себя в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение.
Подростку многое хочется, но не всё доступно. Многое пятиклассник не делает сам, многое — не разрешают родители, которых всё так же приходится слушаться. Как следствие, частые конфликты с родителями, педагогами и самим собой. Причина в том, что подросток чувствует себя «уже не ребёнком», а окружающие воспринимают «ещё не взрослым». Отношение к себе у него меняется, а отношение к нему со стороны взрослых — нет.
Подростки начинают примерять на себя взрослые роли. При этом они считают себя равными взрослым, разрабатывают собственную жизненную программу, заботятся о будущем и думают об изменении общества. Ребята начинают задумываться, что для них важнее всего в жизни, какими они хотели бы вырасти и кем стать.
Отношения со сверстниками
В подростковом возрасте очень важны отношения со сверстниками.
Советуем запомнить!
Сверстники — это люди одного возраста.
Сверстники — люди одного с вами возраста, которые считаются вполне подходящими на роль судей ваших поступков и действий. Это совершенно новая ситуация, в которую только ещё вступает подросток. Вы учитесь смотреть на себя глазами других людей, которые, во-первых, являются не родственниками, а во-вторых, не старше вас по возрасту. То и другое — непременные признаки «взрослого общества», где поступки людей также оценивают равные по возрасту и не родственники. Среди сверстников вы как будто примеряете на себя социальные «одежды» взрослого человека.
Присмотритесь к себе. Как только вы начнёте прислушиваться к мнению сверстников в той же степени, как к мнению родителей, значит, вы начинаете взрослеть. Происходит это в 10—12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают преобладать. И так может продолжаться всю жизнь. Компания 40- или 50-летних мужчин и женщин — тоже группа сверстников, но только повзрослевших.
Подведём итоги
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Это переходный период из мира детства во взрослый мир.
Именно в подростковом возрасте начинают активно проявляться различия между мальчиками и девочками, большую роль начинают играть взаимоотношения со сверстниками.
Основные термины и понятия
Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.
Когда мы действительно становимся взрослыми?
Анна Веселко
Можно ли считать человека взрослым только потому, что он — родитель? А если ребенок появился у 15-летнего подростка? Может быть, мы становимся взрослыми, когда наступает совершеннолетие? Или все же тогда, когда мы оканчиваем университет, устраиваемся на работу, вступаем в брак? А если человек решает прожить жизнь один и не брать на себя обязательств и ответственность за других? Неужели он так и остается всю жизнь пусть не ребенком, но ведь и не совсем взрослым? А кем тогда? Публикуем сокращенный перевод статьи журналистки Джули Бек для The Atlantic, в которой она рассуждает о том, что делает людей взрослыми в эпоху, когда грань между детством и взрослостью размыта как никогда прежде.
Вероятно, было бы справедливо назвать Генри человеком, у которого не было цели: после окончания Гарварда он вернулся к своим родителям. Сперва ему удалось устроиться преподавателем, но через две недели Генри решил, что это не для него, и ушел. Ему потребовалось время, чтобы найти свое призвание: он работал на карандашной фабрике своего отца, продавал журналы, ходя от двери к двери, брал временную преподавательскую и репетиторскую работу и даже ненадолго убирал навоз лопатой, прежде чем добился некоторого успеха в том, что считал своей настоящей страстью, — писательстве.
На самом деле, если вы думаете о переходе к «взрослой жизни» как о совокупности формальных показателей — получение работы, переезд от родителей, женитьба и рождение детей, — на протяжении большей части истории, за исключением 1950-х и 60-х годов, люди не становились взрослыми столь предсказуемым образом. И все же сегодня все вышеперечисленное по-прежнему является почитаемыми показателями взрослой жизни. […]
Я решила попытаться ответить на этот вопрос в меру своих возможностей, но предупрежу вас заранее: ответа либо нет, либо существует множество сложных и многогранных ответов. […]
Так, в США нельзя пить алкоголь, пока вам не исполнится 21 год, однако законодательное совершеннолетие, наряду с правом голоса и возможностью пойти в армию, наступает в 18 лет. Или нет? Фильмы для взрослых вам разрешают смотреть уже в 17, а заниматься какой-то посильной работой — с 14.
Источник: Alessandro Biasciolit / istockphoto.com
На протяжении многих веков критерием зрелости считалось развитие скелета ❓ Согласно Закону о фабриках 1833 года, в Великобритании появление второго моляра (обычно появляется в возрасте от 11 до 13 лет) считалось доказательством того, что ребенок достаточно взрослый, чтобы работать на фабрике. … но оно зависит от того, какую часть скелета вы исследуете. Например, зубы мудрости обычно появляются в возрасте от 17 до 21 года, а кости руки и запястья, которые часто используются для определения возраста, и вовсе созревают с разной скоростью. Так, запястные кости кистей рук полностью развиты уже в возрасте 13–14 лет, тогда как другие кости — лучевая, локтевая, пястные и фаланги — «дозревают» в возрасте от 15 до 18 лет. Последняя кость, формирующаяся в теле, ключица, делает это между 25 и 35 годами. При этом на развитие костей могут влиять экологические и факторы. […]
Например, выпуск из средней школы или колледжа — это церемонии, предназначенные для того, чтобы «щелкнуть переключателем» иногда для сотен людей одновременно. Но люди не только довольно редко сразу же в момент выпуска переходят к полностью сформированной взрослой жизни, сам выпуск — это далеко не универсальный опыт. Более того, среднее и высшее образование сыграли большую роль в увеличении переходного периода между детством и взрослостью. […]
По словам Стейнберга, изучающего подростковый возраст и развитие мозга, к 22–23 годам мозг в значительной степени завершает свое развитие. Это не значит, что вы не можете продолжать учиться — можете, мозг остается «пластичным», податливым и изменчивым на протяжении всей жизни. Однако пластичность мозга взрослого человека отличается от пластичности развивающегося мозга, когда он все еще формирует новые связи и отсекает ненужные.
Пластичность мозга взрослого человека по-прежнему допускает возможность его модификации, однако на этом этапе нервные структуры уже не изменятся […]
Управляющие функции мозга — логическое мышление, планирование и другое высокоуровневое мышление — достигают «взрослого уровня зрелости к 16 годам или около того», — говорит Стейнберг. Таким образом, 16-летний подросток в среднем должен сдать логический тест не хуже, чем кто-либо постарше. Немного больше времени требуется для развития связей между такими областями, как префронтальная кора, которая регулирует мышление, и лимбическая система, которая в большей степени отвечает за эмоции, а также биологические побуждения к выживанию и продолжению рода.
До тех пор, пока эти связи не устанавливаются полностью, люди менее способны контролировать свои импульсы — это одна из причин, по которым Верховный суд США решил ограничить пожизненное заключение для несовершеннолетних. […] Тем не менее, говорит Стейнберг, вопрос зрелости зависит от поставленной задачи. Например, учитывая полностью развитую способность рассуждать логически, Стейнберг не видит причин, по которым 16-летние не должны иметь возможности голосовать, даже если другие аспекты их мозга все еще созревают. […]
В колледже у меня был профессор писательского мастерства, который, как мне кажется, считал себя провокатором — во всяком случае, он всегда пытался сбросить на нас горькую правду. Большинство его провокаций обходило меня стороной, но была одна, которая меня задела. Я не помню почему, но во время одного из занятий он просто сделал паузу и сказал: «В возрасте от 22 до 25 лет вы будете несчастны. Сожалею. Если вы похожи на большинство людей, вы будете заниматься самокопанием».
И именно это слово, «самокопание», застряло во мне с тех пор — подходящее описание того, что происходит со многими людьми в этом возрасте
Подобная неопределенность привела к некоторым разногласиям относительно того, действительно ли зарождающуюся взрослость можно считать отдельным этапом жизни. Стейнберг, например, так не считает, заявляя, что правильнее было бы говорить об удлинении подросткового периода, который он определяет как период от полового созревания до этапа, когда человек берет на себя большинство «взрослых» ролей. […] Другие критики концепции зарождающейся взрослой жизни пишут, что тот факт, что годы между 18 и 25 (или 29?) являются переходным временем, еще не означает, что они представляют собой отдельный этап развития. «Условия жизни могут меняться, но человеческое развитие не является синонимом простых изменений», — говорится в одном из исследований. […]
«Что действительно важно, так это то, что переход к взрослым ролям занимает все больше времени», — говорит Стейнберг. Сейчас у многих людей есть несколько лет, когда они не зависят от своих родителей, уже закончили учиться, но еще не обзавелись супругами или детьми.
Частично это может быть связано с тем, что необходимость быть супругом или родителем, кажется, все меньше ценится как важный атрибут взрослой жизни
Хэвигхерст развивал свою теорию в 1940–50-е годы, и выбор этих задач являлся лишь отражением своего времени. Экономический бум, наступивший после Второй мировой войны, сделал все это более достижимым, чем когда-либо. Даже для очень молодых людей, для которых было достаточно рабочих мест: иногда им даже не нужен был аттестат об окончании средней школы, чтобы найти работу, которая могла бы помочь содержать семью. Плюс социальные обычаи того времени, которые отдавали предпочтение браку, а не сожительству без брака, вот и получаем: работа, супруг, дом, дети.
Источник: DisobeyArt / istockphoto.com
Из многих обязанностей взрослой жизни лишь одну, которую я слышу чаще всего, называют преобразующей, — это родительство. Когда я спрашивала людей о том, с чем был связан момент их перехода во взрослую жизнь, появление детей было наиболее частым ответом.
И дело не в том, что вы не можете быть взрослым, если у вас нет детей. Просто тем, у кого они есть, часто кажется, что это и был момент переключения. […] Наличие детей — это то, что, кажется, заставляет нас чувствовать себя взрослыми и заставляет других поверить в это. […] Забота о больных родителях — это еще одна резкая смена роли, вместе с которой может наступить ощущение взрослости. Однако для того, чтобы стать взрослым, не обязательно должен наступить какой-то один переломный момент — большинство изменений происходит постепенно. […]
Ведь как насчет людей, у которых есть дети в 15 лет? А тех, кому приходится ухаживать за больными родителями в детстве, или тех, кто теряет их в раннем возрасте? Иногда обстоятельства подталкивают людей к взрослым ролям прежде, чем они будут к ним готовы. И почти всегда раннее ощущение взрослости связано с принятием на себя ответственности намного раньше, чем это делают большинство людей. […] На вас определенно могут возложить обязанности взрослого человека, и если мир обращается с как со взрослым, прежде чем он почувствует себя таковым, это может быть проблемой. […]
Быть взрослым не всегда желательно. Независимость может превратиться в одиночество. Ответственность может стать стрессом
«Мы живем в молодежной культуре, которая считает, что после 26 лет или около того жизнь идет под откос», — говорит Минц. […]
Взросление — это океан, в который впадает слишком много рек, чтобы было возможным их сосчитать. Его можно закрепить законодательно, но не полностью. Наука может раздвинуть границы понимания зрелости, но не до конца. Социальные нормы меняются, люди отказываются от традиционных ролей или вынуждены брать их на себя слишком рано. Вы можете отслеживать тенденции, но тенденции мало влияют на то, чего хочет и что ценит конкретный человек.
Взрослая жизнь в целом — это работа импрессионистов : если вы отойдете достаточно далеко, вы увидите расплывчатую картину, но если прижаться к ней носом, перед вами предстанут миллионы крошечных мазков. Несовершенные, неправильные, но, несомненно, часть большего целого.
Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних
Статья просмотрена: 7808 раз
Библиографическое описание:
Джанибекова, Н. А. Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних / Н. А. Джанибекова, Ш. А. Зарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7451/ (дата обращения: 25.12.2021).
Здоровый (физически и психически) подросток — это полноценное поколение будущего, активный творческий, экономический потенциал страны. Все перспективы социального и экономического, научного и культурного развития прямо зависят от того, насколько здоровы наши дети, каков уровень их физической и интеллектуальной работоспособности. На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической девиации подрастающего поколения. К сожалению, в нашем обществе имеются несовершеннолетние с девиантным поведением, проявляющимся в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и беспризорность, алкоголизм, наркомания, проституция, правонарушения.
Состояние и тенденции подростковых правонарушений — один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений несовершеннолетних связаны, прежде всего, с теми экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков. Отчуждение подростков от первичных социальных позитивных групп, в конечном счете, обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Правонарушения несовершеннолетних предстают как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых они оказались и в то же время как язык общения с социумом, когда другие приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Подростковый возраст — период развития детей от 11–12 лет до 15–16 лет. Часто подростков называют несовершеннолетними. Несовершеннолетний — юридическое определение ребенка или подростка, применяемое для разграничения различных прав и обязанностей, мер защиты, привилегий, существующих для взрослых и детей. Несовершеннолетние — лица, не достигшие возраста, с которым закон связывает наступление дееспособности (18 лет) [1, с.54].
Правонарушение рассматривается как «общественно-вредное (опасное) деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений». Существуют две точки зрения определения понятия правонарушения. По мнению С. А. Беличевой, «правонарушение — это так называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности» [2, с.32]. Несколько по-иному трактует понятие «правонарушение» В. И. Курбатов. Он рассматривает правонарушение как «виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность» [3, с.248]. Преступление он характеризует как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Выделяются следующие виды делинквентного поведения: агресивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека; корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта, и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением нарушить материальную выгоду; распространение и продажа наркотиков.
С. В. Смирнов, рассматривая качественные показатели правонарушений по степени убывания правонарушения, за которые подростки попадали в поле зрения милиции в 2007 году, расположил их так: совершение краж — 18,27 %, прогулы занятий в школе — 20,45 %, употребление спиртного — 19,6 %, хулиганство — 23,82 %, грабеж — 17,8 %, вымогательство — 5 % [4, с.50].
Чаще всего подростки совершают правонарушения в свободное от учебы время, большинство правонарушений совершается подростками в вечернее время, примерно в 20.00–21.00 час. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за подростками. Изучение динамики подростковых правонарушений показывает, что наблюдается значительный рост девиантного поведения несовершеннолетних женского пола. Женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям [5, с.37]. При этом подростки женского пола все чаще становятся вдохновителями и инициаторами нарушения поведения у мальчиков. Также отмечается рост правонарушений, совершенными несовершеннолетними как мужского, так и женского пола в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. По данным статистики каждый пятый подросток идет на правонарушение в состоянии алкогольного опьянения. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних — это и способы “взрослого” самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Также распространены среди групп несовершеннолетних правонарушителей, в целях одурманивания себя, разные виды токсикомании. Мотивы употребления токсических веществпочти совпадают с мотивами употребления алкоголя. Основные из них:потребление из любопытства; бравада своей смелостью; стремление самоутвердиться в среде себе подобных; групповая сопричастность (“за компанию”); желание получить “кайф”; желание развлечь себя; желание уйти от реальных жизненных проблем в мир галлюцинаций; снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения.
Выделяют четыре типа несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от выраженности преступной направленности. К первой группе относят — 10–15 % подростков с преступной направленностью. Для них характерны примитивные, неизменные потребности, агрессивность, жестокость, склонность к пустому времяпрепровождению и азартным играм. Вторую группу, которую составляют 30–40 %, отличает отрицательная направленность личности. Эта категория подростов характеризуется привычкой к бесцельному времяпрепровождению, склонностью к выпивкам. Преступления они совершают не в результате активной подготовки, а как бы «плывя по течению». К третьей относит подростков с неустойчивой личностной направленностью — 25–30 %. Здесь наблюдается конкуренция положительных и отрицательных свойств. Преступление совершается, прежде всего, по престижным мотивам или в результате подражания. Эти подростки выражают раскаяние в совершенном преступлении. Четвертая группа включает в себя тоже 25–30 % подростков с положительной направленностью личности. Преступления такими подростками совершаются случайно, в результате так называемой «детской мотивации» — легкомысленности или неправильной оценки действия и его последствий.
Характеристика несовершеннолетних правонарушителей во многом обусловлена особенностями подросткового возраста, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Переход опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма делают подростка боле уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. Однако эти особенности не являются обязательным условием противоправного поведения несовершеннолетнего. Поэтому для предотвращения формирования противоправного поведения подростков основной акцент необходимо делать на процесс их воспитания.
Нравственная пустота и бездуховность личности приводят к тому, что это желание деятельности находит выход в хулиганских поступках. Поэтому представляется важным, на наш взгляд, проводить системную работу по развитию у подростков интересов и увлечений путем организации досуга во внеурочное время.
На первом месте отмечают преступления связанные с улучшением собственных материальных благ подростка, до 87 %. Совершают правонарушения, прямо связанные с реализацией потребности в самоутверждении, 47 % подростков. Тесно связанной с потребностью в самоутверждении является потребность в престиже. Для подростков 11–15 лет, характерен, прежде всего «гастрономический» интерес, выражающийся в стремлении получить больше вкусной пищи и сладостей. Но уже в этом возрасте нередко появляется желание приобрести сигареты, спиртные напитки (чаще всего на почве подражания, стремления показаться взрослым). В 16–17 лет «гастрономический» интерес отступает на второй план, а интерес к курению и спиртным напиткам базируется уже на привычке, становящейся все более и более навязчивой. Все большее место в интересах старших подростков начинает занимать интерес к деньгам как средству, дающему возможность удовлетворить потребности в одежде и развлечениях. У несовершеннолетних правонарушителей интересы проявляются в уродливых формах — жадности, стремлении удовлетворить свои потребности за счет труда других.
Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали. Их героями зачастую становятся те, кто отождествляет собой силу, разбой и бандитизм. Немаловажным для характеристики личности несовершеннолетнего правонарушителя является изучение особенностей его правового сознания. У подростков, склонных к противоправному поведению, отмечается также слабое развитие волевой сферы личности. Они не умеют сдерживать себя, управлять своими эмоциями, регулировать потребности, соизмерять сущее с должным, желаемое с действительным. В связи с этим следование антиобщественным формам поведения для них представляется более легким и удобным способом существования. Вследствие недостатков в воспитании у несовершеннолетних правонарушителей некоторые волевые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные волевые черты характера.
Существует определенная связь между возможностями формирования противоправного поведения детей и образовательным уровнем родителей. Так, у родителей со средним образованием риск воспитать ребенка с асоциальным поведением выше, нежели у родителей с высшим образованием. Следует отметить, что встречается немало случаев, когда родители правонарушителей имеют хорошую работу, образование, социальный статус. В таких семьях наблюдается заброшенность ребенка в связи с отсутствием свободного времени. Отсутствие внимания родителей приводит ребенка на улицу, где он часто попадает под влияние уличной компании. Отсутствие работы у большинства родителей заставляет подростка бросать образовательное учреждение и искать дополнительный источник дохода. Практика показывает, что основная трудовая деятельность несовершеннолетних правонарушителей — это мойка машин, уборка территории, продажа газет.
Таким образом, можно сделать вывод, что несовершеннолетний правонарушитель — это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи. В большинстве случаев он бросил учебу в связи с различными трудностями в школе и дома. У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей судьбе. Для них характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень. Их привлекает лишь то, что не требует целенаправленного, систематического умственного или физического напряжения, что носит легкий, развлекательный характер, вызывает острые ощущения.
Таким образом, на сегодняшний день проблема правонарушений несовершеннолетних остается весьма сложной и актуальной. Важную роль в коррекционно-реабилитационной работе с несовершеннолетними правонарушителями играет глубокое изучение личности подростка-правонарушителя и его социально-психологических характеристик.
1. Зубова Р. И. Организация психосоциальной работы с подростками девиантного поведения // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 14. 2003. Выпуск 2.
2. Беличева С. А. Основы превентивной психологии М.: «Социальное здоровье России», 1994.
3. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов-на — Дону: «Феникс», 2003.
4. Смирнов С. В. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних: проблемы и пути их решения. Социальной обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2003.
5. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М.: «Российское право», 1992