Почему подростки читают меньше чем их родители на английском языке
Почему в школе у детей теряется интерес к английскому и что делать
Каждый год тысячи второклассников начинают учить английский язык. И каждый год их предвкушение, ожидание и радость в большинстве своем сменяется разочарованием и нежеланием учиться. Основная причина — программа изучения английского языка не только далека от идеала, но и не учитывает то, что дети не приходят во второй класс с умением читать на английском. С первых уроков — большие тексты для чтения и непомерные домашние задания!
Прежде чем мы поговорим об обучении чтению на английском языке по российским школьным программам, давайте заглянем в историю развития американского образования.
Ведь кто, как не носители, может разработать эффективную методику обучения чтения.
В 1980-х годах преподавание всего языка основывалось на принципах, согласно котором дети могли научиться читать, если у них были:
Однако, уже в 90-х годах начались продолжительные дебаты.
В школах дети обучались все хуже, а знание фонетики не продвигало маленьких учеников ни к освоению чтения, ни к освоению грамотного письма.
В 1990 году Конгресс обратился к Департаменту образования США с просьбой составить список программ по которым дети изучают чтение, оценив каждую из них с точки зрения эффективности.
В итоге доктор Смит (1994) предположил, что большая часть наших знаний о фонетике является ошибочными.
Это положило началу новой эпохи в обучении чтения в американских школах. Были сформулированы и упрощены правила чтения. Вот они:
Каждый слог в каждом слове должен содержать гласный звук. Гласные: A, E, I, O, U и Y (хотя Y является согласным, когда в начале слова).
То есть понять принцип правильного чтения гласных — это 50% успеха. А правил для гласных всего четыре:
1. Когда слог заканчивается согласным и имеет только один гласный, эта гласная короткая. Примеры: tap, bed, wish, lock, bug.
2. Когда слог заканчивается тихим «е», гласный, который предшествует тихим «е», длинный. Примеры: take, gene, bite, hope, fuse.
3. Когда слог имеет два гласных вместе, первый гласный обычно длинный, а второй гласный молчит. Пример: stain
4. Когда слог заканчивается гласным и является единственным гласным, эта гласная обычно длинная. Примеры: ba/ker, be/come, bi/sect, go/ing, fu/ture, my/self.
Согласно этому правилу, начало освоения чтения основывается на чтении коротких слов, сгруппированных по определенному правилу.
Еще несколько простых принципов чтения относятся к согласным. Вот они:
1. Когда за «c» следует «e, i или y», обычно он имеет мягкий звук «s». Пример: city
2. Когда за «g» следует «e, i или y», обычно имеет мягкий звук «j». Пример: gem
3. Сочетание согласных представляет собой две или более согласных, которые сгруппированы вместе и представляют собой один звук. Вот основные сочетания, которые вы должны знать: wh (what), sh (shout), wr (write), kn (know), th (that), ch (watch), ph (laugh), tch (watch), gh (laugh), ng (ring).
Это все законы чтения и все принципы, которые существуют. Согласитесь, понять и научиться ими пользоваться гораздо проще, чем использовать транскрипцию.
Если Ваш ребенок тяжело читает на английском, чтение вызывает у него большие трудности и сложности, то их можно исправить, изменив подход к освоению навыком чтения.
Что проще, научиться читать большие тексты (как сейчас учат уже со второго класса) или учиться читать короткие слова, осваивая навык?
Сейчас детям рассказывают слишком много правил и знаков транскрипции, которые даже учителя не могут запомнить. И вместо того, чтобы упростить, усложняют процесс понимания.
Вот пример задания для второго класса:
Даже если бы вся система транскрипции была запомнена, то система настолько массивная и сложная, а также ненадежная, поскольку она не содержит возможности предсказать, когда применяется конкретное соответствие.
Т.е. вместо того, чтобы выучить правила когда и что читается, в наших школах учат произношение каждого слова отдельно.
И зачем тогда использовать сложный набор правил, если нет надежного руководства для того, когда нужно использовать конкретное правило?
Возможно раньше, когда были только словари, это было действительно актуально. Ведь это был единственный способ услышать слово.
Но сейчас есть интернет и множество онлайн-переводчиков, в которых можно услышать, как произносятся слова.
Поэтому заучивать транскрипции просто не имеет смысла, но в школе упорно предлагают делать именно это.
Хотите почувствовать, что чувствуют ваши дети, читая транскрипцию.
Попробуйте прочитать русское слово по «нашей» транскрипции:
Да, для русского языка тоже есть транскрипции. Но разве ими кто-то пользуется из носителей языка?
Нет, мы просто знаем правила, как правильно читать любые слова.
Наверняка Вы без проблем сможете произнести фразу:
Опосредованному субсидированию
Даже если никогда не произносили ее раньше. Просто зная правила чтения.
Когда дети встречаются с новыми словами, они сначала предполагают смысл, а затем пытаются озвучить слово.
Но знание транскрипции не помогает детям «догадываться о значении», а ведь это происходит гораздо легче, когда слово мы сначала пробуем «прозвучать».
Очень простые правила фонетики помогут ученикам понять, как «читать» слова, но если бы эти ученики не говорили на языке заранее, они не могли бы знать значения слов, озвученных. Смогли бы легко начать читать на иностранном языке?
Этот вопрос подняли родители в нашей группе. Вот пример, который прислала одна мама:
Конечно, для меня или для моих детей этот текст прочитать и понять несложно. Но ведь мои дети как раз и обучались чтению английского по фониксам, методике чтения коротких слов с целью понять принципы чтения.
Именно эти методики, которые сейчас используются носителями языка, дают высокие результаты в освоении навыков чтения, мы положили в основу программы «Учимся читать на английском за 30 дней».
Программа для вашего ребенка начнется сразу после оплаты! И пройдя курс уже сейчас, ребенок избежит всех типичных трудностей с изучением английского в школе.
За время программы мы освоим принципы чтения через методику фонетических паттернов, что позволит детям «видеть» слова, и чувствовать то, как их следует прочитать.
Занятия в курсе ежедневные, получать их будут ребята в одно и то же время по почте.
Домашние задания будут проверяться нашими специалистами. А в пакете «Профессионал» преподаватели английского языка будут в малых группах заниматься с вашим ребенком по индивидуальному плану, отрабатывая фонетические паттерны и повышая уверенность вашего ребенка в своих силах.
Такой подход к освоению чтения, через систему коротких уроков, простых и маленьких шагов, намного эффективнее классических методов.
Мы настолько уверены в результатах, что даем 100% гарантию на результат. Если ребенок сделает все задания и не научится читать, мы вернем Вам все деньги за курс.
Курс подходит для детей от 6 лет. Если Ваш ребенок младше этого возраста, Вы можете подключиться к программе на будущее, пройти ее самостоятельно, а потом учить ребенка читать на английском правильно.
Записывайтесь в программу прямо сейчас и Ваши дети научатся правильно читать на английском уже через 30 дней.
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Что делать, если подросток мало читает
В этой статье:
Родители замечают, что большинство современных подростков совсем не хотят читать и предпочитают фильмы книгам. Или вовсе не интересуются серьезными литературными произведениями, а только смотрят ролики на ютьюбе, видео в Тик-токе и картинки в инстаграме. Как правильно действовать, чтобы ребенок читал книги?
Почему подростки не читают или читают меньше, чем поколение родителей?
Причины, по которым подростки предпочитают потреблять другие типы контента, вовсе не возрастные и не поколенческие. Дети и взрослые не читают по одним и тем же причинам.
Как работает мозг при чтении
Для того, чтобы прочитать и понять текст, мозгу нужно сделать довольно сложную операцию. Нужно расшифровать эти странные знаки, из которого сделан текст, и соотнести их с образами и понятиями, а потом сформировать целостное представление о содержании. У тех, кто читает легко и быстро, мозг с этой операцией справляется легко. И не потому, что его лучше учили, не отбили желание и т.п. А потому что у мозга это получается легко.
Ребенок проговаривает текст про себя во время чтения
Ребенку трудно расшифровать буквенные символы и понять текст
Подростку трудно понимать текст, потому что у него плохо развита речь
Трудности с чтением могут быть вызваны проблемами с развитием речи в целом. Если человеку дать книгу, в которой много незнакомых слов и сложные синтаксические конструкции, он будет читать медленно и с трудом. Скажем, чтение текстов 18го века и раньше сложно, даже если они набраны с соблюдением современных орфографических и пунктуационных норм. Или например, чтение специальной литературы будет сложно неспециалисту, который не понимает терминов и контекста. Поэтому ребенок с небольшим словарным запасом может отказываться от книг просто потому, что в них много незнакомых слов.
Подросток тревожен и ему не до книги
Эти и другие особенности в работе мозга делают чтение затруднительным, поэтому при возможности дети, которым трудно читать, получают информацию другим способом.
Как понять, что подростку читать трудно, а не лень?
Субвокализацию выявить достаточно просто. Если последить за ребенком, как он читает, вы увидите, что у него глаза двигаются от начала до конца строчки. Возможно, он даже шевелит губами. В разговоре подросток скажет, что он, конечно, проговаривает прочитанное про себя, как же иначе?
Трудности с расшифровкой знаков выявляют довольно легко. Ребенку на время дают ряды со странными графическими символами и просят обвести одинаковые на время. Такие тесты используют для диагностики умственной работоспособности и внимания, хотя по факту они проверяют работоспособность и внимание именно с графическими символами, а не вообще. Плохо читающие дети быстро устают от таких заданий, теряют скорость, делают ошибки. При этом они могут быть очень точны, например, в гимнастических упражнениях и очень внимательны в коммуникации с людьми.
Что делать, чтобы подросток стал больше читать
Как бы ни фыркал ребенок на книжки, на самом деле, он испытывает стыд, если ему трудно читать. Так устроена наша культура, что подросток может бог знает что постить в инстаграме, но стесняться сказать правду: мне тяжело читать, я плохо понимаю текст. Многие дети готовы поддерживать имидж хулигана, лишь бы скрыть то, что другие назовут “тупостью”. И хуже того, с трудом читающие дети уже в подростковом возрасте искренне считают себя “тупыми”, не хотят учиться и убеждают окружающих, что им это все не нужно и “лень”.
Будьте честны с собой по теме чтения
Много ли вы читаете сами и что предпочтете в свободное время книгу или потупить в киношку? Когда вы последний раз прочли длинный роман? Многие ли ваши ровесники читают книги в свободное время? Люди вообще не так много читают, как говорят о том, что читать надо.
Избегайте избитых аргументов в пользу чтения
Выясните, почему ему трудно много читать
Если же такого период не было, спросите подростка, хотел бы он научиться читать быстрее и лучше понимать текст. Вы удивитесь, но в спокойном разговоре, когда подростка не осуждают, он принимает помощь, чтобы избавиться от этой постыдной в его картине мира проблемы. Помогите ему найти курсы скорочтения, где дают методики специально для разных типов затруднений.
Обеспечьте подростку психологический комфорт и устойчивость
Как убедить подростка, что нужно читать книги
Человеком, который мало читает, легко манипулировать. Картинки, видео, музыка воздействуют на нашу эмоциональную сферу и мы поддаемся чувствам. А текст имеет логику, в которой легко найти изъяны и понять, что нами пытаются манипулировать. Проведите эксперимент: опишите словами логику рекламы, которая нравится ребенку. Например: “Парень нравится девушкам, потому что пользуется этим дезодорантом. Ты тоже будешь нравиться девушкам, если будешь пользоваться этим дезодорантом”. Манипуляция очевидна, и нечитающий человек имеет заведомо более низкий уровень критического мышления, потому что не тренирует его.
Чтение развивает интеллект
Попробуйте называть его эмоции и чувства словами, формулировать то, что он чувствует. Ощущение облегчения, которое дает перевод эмоций в слова, сложно переоценить. Дополните это наблюдение тем, что понимать себя и других без чтения книг по психологии довольно сложно. А то это самое понимание останется на уровне “Какой ты сегодня эльф?”
Читающий человек имеет больше шансов сделать карьеру
Как заинтересовать подростка чтением
Сделайте реальные шаги, которые помогают заинтересовать ребенка чтением.
Предлагайте подростку интересные книги
Классику и длинные романы современным подросткам читать сложно. А вот что может понравиться, так это тексты, которые близки и понятны.
Начните со сторителлинга
Попробуйте заново пройти путь от развития устной речи к письменной. Рассказывание историй может побудить их читать. Сейчас есть много курсов по сторителлингу, сторителлинг в практическом применении: в рекламе, маркетинге и т.п. Через такое занятие ребенок может прийти к чтению, потому что у него появится мотивация и потому что в таких кругах все читают и рекомендуют то, что нравится и хочется обсудить.
Смотрите экранизации и сравнивайте с книгой
Гарри Поттер провел человечество от фильма к книге. С тех пор литературные сюжеты постоянно переосмысляются на новый лад. Половина фильмов и мультфильмов, которые нравятся подросткам, сняты по книгам или классическим сюжетам.
Читайте вслух с выражением
Считается, что читают только малышам перед сном. Меж тем подростки с удовольствием слушают декламацию стихов вживую и даже чтение прозы, если обсуждать прочитанное.
Автор этих строк прочел с классом и “Евгения Онегина” и “Героя нашего времени” и “Отцов и детей”, и рассказы Бунина. Маленькими кусками, сокращая описание и обсуждая. Это работает.
Показывайте хороший пример
Если вы сами мало читаете, потому что у вас работа и т.п., ребенок справедливо ответит, что у него школа и ему тоже некогда. Если же он видит родителей за книжкой и обсуждающих прочитанное, для него это будет культурной нормой. Не факт, что она сработает в подростковом возрасте, но он вернется к чтению позже.
Помните об индивидуальном развитии
Существуют образовательные системы, которые считают современную норму овладения чтением, счетом и прочими абстрактными навыками нефизиологичной. В качестве аргументов приводят информацию о созревании мозга, называют чтение и счет в раннем возрасте фальшивым, потому что глубинного понимания текста в этом возрасте еще нет.
Типичные ошибки родителей
Если вы хотите приучить ребенка к чтению, не совершайте действий, которые отобьют у него желание читать, если возникают затруднения.
Что не так с английским в школе: «I (don’t) speak English»
Английский в школах учат сотни и тысячи детей по всей России, но вот кто из них говорит свободно? Если посмотреть на средний срез, то это окажутся дети, занимающиеся языком дополнительно, вне школы. Почему же обучение иностранному в школе даёт такие результаты, рассуждает наш блогер, бывший учитель английского в школе, а теперь руководитель языкового центра Лариса Форбс.
«My name is Pyotr», «This is a cat», «I like music», «I have a big family» — знакомый всем набор набивших оскомину выражений. Что еще может сказать ученик, изучавший английский в муниципальной школе? «I have many (даже не „a lot of“) friends», «My favourite sport is football». Ну и в лучшем случае «London is the capital of Great Britain».
На устном тестировании для определения уровня ученика мы, к сожалению, слышим всё тот же набор. Даже более продвинутый уровень языка, как правило, на поверку оказывается коктейлем из пассивного словарного запаса с умением выбирать верные грамматические явления в тестах.
Рецептивные умения (связанные с восприятием) худо-бедно существуют, экспрессивные (связанные с выражением) находятся в плачевном состоянии. Экспрессивные умения часто ограничиваются фразами из того самого банального списка (см. выше), выраженными простыми нераспространенными предложениями с помощью трех времен, часто использованных неверно.
Мы можем сказать, что это нормально и все в мире, для кого английский — иностранный, имеют такие же показатели. Но статистика — вещь упрямая. По данным Languageknowledge и Euromag, Россия занимает 19-е место среди стран Западной и Восточной Европы по количеству населения, хорошо говорящего на английском языке.
Лучше всех в Европе говорят на английском как на иностранном в Швеции — 53% населения. Далее идут Дания — 52%, Финляндия — 45%, Австрия — 40%, Нидерланды — 37%. Худшие показатели у Чехии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Польши — от 11% до 19%. У России печальные 15%.
Почему же десять лет изучения английского в школе заканчиваются пшиком? Может быть, десяти лет мало?
Для сравнения: в школах Швеции и Финляндии изучение английского начинается в 3-м классе (с 10 лет), т. е. даже на год позже, чем в России. Этот факт, однако, не мешает этим странам занимать ведущие позиции в рейтинге англоговорящих стран.
Дважды в неделю, девять месяцев в году, 10 лет. 720 академических часов английского получают дети в наших школах. Плюс-минус, разумеется. По подсчету Cambridge English Language Assessment, за 700–800 часов можно достичь реального С1 (advanced — продвинутый, к чему и приближен ЕГЭ) по международной шкале CEFR.
Что же не так с английским в наших школах? Почему дети, получившие в школе 700+ часов английского, продолжают на нём только «мычать»? Почему дети не в состоянии сдать ЕГЭ после 700+ часов школьного английского БЕЗ дополнительной подготовки? Попробуем разобраться.
Формализация учебного процесса
Программа по английскому языку, написанная Министерством образования, должна неуклонно соблюдаться. Недостатки этой программы и различные форс-мажорные обстоятельства и индивидуальные особенности детей/классов/учителей не являются оправданием для отступления от программы. Шаг влево — шаг вправо рассматривается как бунт, самовольство etc., и наказывается соответствующим образом. Давится в зародыше.
Примеры разнообразны. Те самые учителя, пропускающие страницы и целые главы учебников и даже начинающие преподавание второго иностранного языка с шестого урока учебника во избежание несоответствия календарно-тематическому планированию.
10 мультсериалов на любой вкус, с которыми вы точно выучите английский
Обратная сторона медали — родители, добивающиеся исправления итоговой тройки своего чада, не научившегося читать вопреки замечаниям, рекомендациям и вниманию со стороны учителя. Родители апеллируют к программе, по которой учащийся вовсе не должен «научиться читать». А что же он тогда должен сделать в первый год изучения английского.
Уважаемые учителя, родители и завучи, здравый смысл все-таки важнее программы и календарно-тематического планирования!
Учебные пособия
Про них можно говорить бесконечно, и столько про них уже и говорят, но воз и ныне там. В двух словах на примере Spotlight — по программе изучение английский начинается во втором классе. Алфавит проходят за три урока по 8–9 букв за раз. Изучаются только названия букв, звуковые обозначения учебник не рассматривает, то есть читать не учит. Еще через урок начинаются тексты, диалоги и песни по 5–9 строчек с заданием «Прослушай и прочитай». Как. Без комментариев.
При этом существующие хорошие пособия нельзя использовать в школе (даже приобретенные на средства родителей), ибо они не включены в список, одобренный Минобразования. Хорошие пособия международных издательств не пропускаются Министерством образования. Есть надежда, связанная с недавним слиянием Pearson с «Просвещением». Может, у «Просвещения» учебники станут лучше. А может, Pearson испортится. Поживем — увидим.
Уважаемые сотрудники Министерства образования и издательства «Просвещение», напишите учебники и программы для своих детей, а уже потом внедряйте их в систему образования!
Квалификация школьных учителей
В массе своей квалификация оставляет желать лучшего. Те немногие специалисты, любящие язык, занимающиеся своим развитием, углубляющие свои собственные знания, в школе задерживаются редко. Условия для работы некомфортные — отчеты, бумажная и теперь еще электронная волокита, собрания, совещания, навязанное классное руководство, отсутствие учебных материалов, невозможность выбора интересного УМК и так далее. Среда крайне немотивирующая.
Pass или пас: сдадите ли вы ЕГЭ по английскому?
Повышение квалификации только на разряд или по ФГОС, а как же повышение языковой компетенции. Учителей учат делать компьютерные презентации, работать с интерактивными досками и воплощать новые ФГОСы, а они как были уровня В1-В2 в лучшем случае, так там и остаются… А ЕГЭ, между прочим, требует В2-С1.
Уважаемые завучи и директора, повышайте языковой уровень своих учителей английского! Отправляйте их на курсы по подготовке к CAE и CPE! Во многих языковых центрах вам даже сделают приличную скидку.
Отсутствие языковой практики у детей
Во всем мире активно действуют программы обмена студентами. Два-три иностранных студента в школе, где дети про заграницу только слышали, могут повлиять на мотивацию всех школьников при изучении иностранного языка. Студенты по обмену — это не только практика речи, это еще и осознание детьми существования мира, не говорящего по-русски, а вместе с ним и практичности знаний, полученных на уроках английского. К сожалению, большинство школ не участвует в программах по обмену студентами, не желая «заморачиваться».
Уважаемые школьные учителя английского, просите ваших директоров присоединиться к таким программам! Сделайте жизнь ваших учащихся интересней, а изучение английского более оправданным! Все-таки мы готовим «citizens of the world».
Этот список объясняет, но не исчерпывает причины фиаско школьного изучения английского. Я уверена, что у вас найдутся и другие идеи о том, что не так, а значит, что можно и нужно исправить. Может, наши идеи послужат кому-то толчком?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
ВЦИОМ: Современные российские подростки почти перестали читать
Школьники младших классов книги любят, а вот каждый пятый подросток ненавидит читать.
Нечитающее поколение. По данным последнего опроса ВЦИОМ, современные российские подростки практически не берут в руки книгу и совершенно не жалеют об этом. Проблему изучила Алия Шарифуллина.
«Война и мир» – не по Льву Толстому. В семье Поповых любые аргументы взрослых в пользу чтения разбиваются о доводы детей: «Мир уже давно – не есть текст. Мир – есть видеоролик».
«Ну, мы не любим читать! Есть очень много других способов занять свое время: компьютеры, с друзьями пообщаться, погулять», – отметил Савва Попов.
Недетскую судьбу детского чтения подтверждает новая статистика. По результатам всероссийского опроса, за прошедшие 15 лет ситуация значительно ухудшилась. Школьники младших классов книги любят, а вот каждый пятый подросток ненавидит читать. 50% делают это только ради получения хорошей оценки.
«Мы зафиксировали существенное сокращение доли семей, которые имеют собственную библиотеку. В средней и старшей школе происходит снижение доли ребят, девчат, кто пользуется библиотеками. Конечно, это говорит и о качестве наших библиотек, которые пока сильно отстают от стандартов сегодняшнего дня», – заметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Подобная тенденция влечет за собой риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение, и это мнение экспертов. Согласно международному исследованию PISA, по читательской грамотности российские школьники занимают 31 место. 22% читают и не понимают сути – это примерно 250 тысяч учащихся.
«Вообще, позор просто для, как мы говорим, читающей страны. Понимаете, это же не поставить галочку: читаешь ты или не читаешь. Как ты можешь оценить, проанализировать, сравнить – это те навыки, которые должны лежать в основе мыслящего, умного человека, способного решать разные задачи в разных областях», – заявила директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина.
«Дети по-другому не только читают, они по-другому говорят, речь другая стала. Короткими, рубленными фразами в стиле Гришковца,мазочками», – заявила психолог Ольга Гаврилова.
Между тем, детская литература жива и не собирается сдаваться. Именно она является драйвером роста книжной индустрии. Изменилась интонация авторов и темы, на которые готовы говорить с детьми, появились новые форматы: интерактивные книги с дополненной реальностью или виммельбухи – без единого слова. Но самым покупаемым автором в стране по-прежнему остается Корней Чуковский. Каждый год продается более миллиона экземпляров его книг. Многие родители не знакомы с современной детской литературой или ее боятся. И это тоже одна из причин плохой статистики.
«Родители в семье не знают точно, что можно порекомендовать, чтобы это заинтересовало ребенка. Все опираются на классиков. А сейчас ведь очень много книг, которые, действительно, отражают какие-то тренды, какие-то интересы у подростков», – пояснила директор департамента по стратегическим коммуникациям издательской группы «Эксмо-АСТ» Екатерина Кожанова.
Чтобы заострить внимание на книге, у игроков рынка очень мало времени: уровень концентрации у подростков ниже на 25%, чем у их предшественников.
Выстраивать коммуникацию с «цифровыми аборигенами», так называют поколение Z, необходимо через им понятные «фильтры». К популяризации книг привлекают героев масс-культа, музыкантов,тиктокеров, стендаперов. Чтобы было понятнее, о чем произведение, блогеры перерисовали обложки классических книг от Замятина до Пелевина. Под раздачу попал и Достоевский. К 200-летию писателя вышел анимационный проект «Преступление и наказание» в стиле киберпанк.
Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. В этом сходятся все эксперты. Глобально решить проблему детского чтения могут только комплексные меры: обновление книжного фонда в библиотеках, критика детской литературы, разработка методик. Концепцию госпрограммы поддержки детского и юношеского чтения, утвердили еще в 2017 году, но финансирования на это так и не нашлось. К вопросу обещают вновь вернуться в марте будущего года.