Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных людей чем собирательство
История
Открытия и Изобретения Древних Охотников. Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных людей, чем собирательство?
Потому что, она давала мясо, что было более сытным и обеспечивало сразу большим количеством еды. Шкуры и кости крупных животных шли на создание хижин, из шкур шили одежду.
Ещё по теме
Герои Марафонской Битвы. Какое значение победа при Марафоне имела для дальнейшей судьбы Греции?
Установление империи. Подсчитайте, сколько лет правил Октавиан Август. Как ему удалось править так долго и не быть убитым, подобно Цезарю?
Как вы можете объяснить название главы.
Восстание Спартака. В каком веке произошло восстание? В первой или во второй половине века?
Цезари Рима. Как вы думаете, почему именно Нерона назвали «наихудшим императором»?
В риме при императоре Нероне. Существует мнение, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. Подтверждается ли это мнение на примере Нерона?
Восстание Спартака. Назовите источники рабства в Древнем Риме. Когда и почему количество рабов в Риме резко увеличилось? Где использовался труд рабов?
Страна Двух Рек. Расскажите о климате и природе Междуречья. Что общего в природных условиях Южного Междуречья и Египта? В чем различия?
Возникновение Земледелия и Скотоводства. Объясните значение слов и понятий:
Финикийские Мореплаватели. Как вы думаете, почему первый алфавит был создан именно в Финикии?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Охота в первобытном обществе.
В XXI веке охота скорее развлечение, чем образ жизни. Но в далеком прошлом это была необходимость. Человеку нужно было питаться мясом, ведь это повышало его физическую силу, что в те времена было очень важно. Также, использовали шкуры убитых животных (для изготовления примитивной одежды, жилищ), зубы и когти (из них получались отличные предметы религиозного поклонения: различные талисманы и амулеты), кости (применялись для создания различных орудий).
В период зарождения охоты как вида деятельности орудия были примитивными: тяжелые деревянные дубины или палки с заостренным концом. Естественно, с ними индивидуальная охота на крупных диких животных была невозможна, поэтому древние люди использовали коллективные способы: облава или загон. Первобытный загонный способ состоял в том, что животное пугали различными способами и пытались загнать к обрыву, ущелью или специально подготовленной яме. Обычно эти места находились недалеко от стоянок древних людей. Загнанные животные падали и разбивались, а добить их и переправить в селение для охотников особого труда не составляло.
Человек эволюционировал, мышление развивалось, а значит, совершенствовались и орудия труда и охоты. Произошел плавный переход от деревянных орудий к каменным (копье с острым наконечником, ручные рубила) из гранита, сланца, гальки, кремня и др. Орудия выглядели как кусок камня, у которого один край был острым в результате обработки. Данная техника состояла в следующем: изготовитель ударял валуном по обрабатываемому камню. Занимались этим в основном пожилые люди, уже неспособные непосредственно участвовать в охоте. В некоторых областях техника сколов существовала почти 2 миллиона лет!
Много позднее техника изготовления каменных орудий была усовершенствована: начали специально изготавливать отщепы определенной формы для наконечников копий, создания клинков. Еще позже появляются первые орудия для создания других орудий – ретушеры. Они изготавливались из костей животных и использовались для вторичной, более тщательной обработки каменных пластин.
Также, были изобретены лук и стрелы. Это был величайший прорыв, ведь теперь можно было охотиться на дистанции, не приближаясь к животному и не рискуя потерять какую-либо часть тела. Нужно заметить, что появление новых орудий далеко не всегда вело к отказу от старых. Охотники умудрялись сочетать охоту с копьями, рубилами и луками.
Очень распространенным способом охоты была подготовка ям: на путях к водопою устраивались ямы с острыми копьями на дне для ловли таких животных как олени, лоси и др. Для охоты на мелких зверей (зайцы и т.п.) создавались петли и сети (в основном из сухожилий убитых ранее животных). Нередко использовались прирученные животные, например, лошади и собаки. В северных областях охотники часто применяли лыжи для более быстрого передвижения, а в местах, богатых реками и озерами, были распространены лодки.
Первобытные люди были не привередливы в выборе объекта охоты: им было важно лишь добыть пропитание и сопутствующие ресурсы. Они охотились на всех, кого только могли убить: мамонты, лоси, олени, пещерные львы, туры, горные бараны, медведи, рыси, волки, лисицы, песцы, соболи, куницы, белки, хори, зайцы, сурки и многие другие животные. С изобретением луков людям стали доступны и птицы.
Как видно, охотничье ремесло развивалось довольно успешно, что в свою очередь сказалось на окружающей среде (в основном изменения затронули фауну). Некоторые ученые утверждают, что изобретение лука и стрел привело к полному уничтожению некоторых видов животных. Само собой, мяса стало меньше, а значит, нужно было искать другие источники пищи. Так, расцвет охотничьего хозяйства привел к усиленному развитию земледелия.
А какова же была роль охоты в становлении цивилизации? Оказала ли она какое-либо воздействие на первобытное общество? Конечно! Орудия совершенствовались, да и уровень мастерства охотников не оставался прежним, и количество добытых животных со временем все возрастало. Появлялись излишки шкур, клыков, которыми люди начали обмениваться. Мы можем видеть, что охота привела к возникновению первой торговли между племенами.
Загонная охота предполагает единство коллектива, то есть она способствовала сплочению людей, образованию единого общества, которое впоследствии создаст первые города и государства. Но в то же время, улучшение охотничьего хозяйства приводило к возникновению социального неравенства. На ранних этапах орудия и добыча принадлежали всей общине и делились поровну между ее членами, но после появления излишков стало заметно повышение уровня жизни вождей: они забирали себе лучший кусок от оставшейся охотничьей продукции, не спрашивая разрешения у добытчиков.
Итак, охотничий промысел являлся одной из важнейших отраслей хозяйственной деятельности первобытного человека. Охота была наиболее эффективным способом добычи мясной пищи. Именно она во многом повлияла на становление и развитие человека и общества в целом.
Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных людей чем собирательство
Глава 2. Исторические ступеньки развития общества
§ 6. Первая ступень: охота и собирательство
Не очень много известно нам о первых днях человека. Ученые не сходятся в мнениях даже относительно времени и места появления человека в его развитой форме.
Первые люди, которьм, вероятно, было всего всколько десятков тысяч, блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависимыми от смены времен года от климатических изменений.
На ранней стадии первобытного общества, т. е. 200— 100 тыс. лет назад, когда население не доходило до 1 млн человек, небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. Они представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих бродячий образ жизни. У них не было постоянного жилья. Его заменой временные пристанища (стоянки), где мужчины возводили временные стояки, в которых, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков. Группки мужчин-охотников, сильных и выносливых людей, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растеиия. Для пропитания всей первобытной группе требовалась площадь в несколько сот квадратных километров.
Представьте себе жизнь первобытных людей. Почитайте дополнительную литературу. Можно художественную. Объясните, почему женщина и мужчина по- разному делились результатами своего труда. Какие причины вы считаете главными? Различалась ли одежда мужчины и женщины в те времена? А правила поведения? Какие обычаи и нормы первобытной жизни вам известны?
При такой редкой плотности населения контакты между людьми были совсем нечастые — раз или несколько раз в году. А часто они не виделись многие годы. В пустыне Калахари многочисленные группы бушменов народности Сан, насчитывающие каждая не более ста человек, обычно бродят в поисках питательных растений, но сходятся в засушливые месяцы у единственного в округе колодца.
Вся жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия груда и приготовляли пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков молодым.
Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа откочевывает в другое место. Маршруты их зависят от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4- 5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.
Любопытные факты
Собранные американским антропологом Ричардом Ли данные о современных охотниках и собирателях в Калахари — группе под названием имени Канг из народности Сан — уникальны. Оказалось, как это ни странно, что их пища также питательна, как пища типичного американца.
Всю свою историю человечество бродило небольшими группами, чуть поддерживая свое существование собирательством. Такой образ жизни принято называть бродячим.
Итак, в период своего «детства» человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы разделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством. На время деторождения и выкармливания младенцев их отселяли от основного лагеря в специальные жилища.
Существует ли охота в современном обществе? Какие цели она имеет?
Кстати сказать, собирательство не обязательно связано с растениями. Прибрежные народы собирали, например, молюссков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок в Северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянок, когда истощалась местная колония улиток. Они также употребляли в пищу некоторые виды растений, включая разные травы, желуди, кедровые орехи и фисташки.
Представители первобытной культуры Джомон в Японии, от которых сохранилось около 30 тыс. стоянок, охотились на оленей, свиней, медведей и антилоп. Они также употребляли в пищу рыбу, моллюсков и растения (включая ягоды, орехи и клубни).
Люди издавна жили по всему свету, кроме разве что Антарктиды, и сумели в каждом случае создать культуру, приспособленную к конкретным географическим условиям. Яркий пример — эскимосы. Какая бедная досталась им природная зона: многомесячная зима с многомесячной полярной ночью, снег и лед по 6—8 месяцев в году. Никаких условий для творчества и изобретательства. Тем не менее орудия труда у аборигенов Арктики, как установили ученые, разнообразнее, чем у тропических охотников и рыболовов: орудия из камня, кости, китового уса и дерева, великолепные лодки из обтянутых кожей деревянных каркасов. Разнообразна одежда народов Арктики, она тепла и удобна.
Как вы думаете, почему это произошло? Выберите один правильный ответ из приведенных ниже:
1. Длинная и светлая полярная ночь позволяет эскимосам больше времени уделять на совершенствование орудий труда.
2. Чем труднее приходится людям, чем в более тяжелых условиях они живут, тем лучше они приспосабливаются к этим условиям.
3. Эскимосы Арктики по природе оказались более талантливыми, чем охотники и рыболовы тропических стран.
Проверьте свои знания
1. Почему первыми из всех занятий древние люди освоили собирательство и охоту?
2. Почему группы охотников и собирателей переходили с места на место, а не жили постоянно на одной стоянке?
3. Какие умения и орудия труда необходимы для охоты на крупных зверей? А для собирательства?
4. Объясните значение терминов: собирательство, охота, родовая община.
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Тема урока: «Первобытные собиратели и охотники»
Тема урока: «Первобытные собиратели и охотники»
Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался, объяснить причину появлений верований, религий, рассказать о возникновении первобытного искусства
Обучающая: Обеспечить усвоение учащимися понятий «собирательство», «стадо», «люди разумные», «верования», «первобытные люди» причины их появления.
Развивающая: Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты, познакомиться с решением познавательных задач по истории.
Воспитательная: формировать устойчивый интерес к истории Древнего мира.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в парах
Оборудование: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, доска
На экране записаны понятия: иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография, герб, флаг, гимн, штандарт
Обратите внимание на записи, сделанные на экране
Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.
Для проверки результатов к доске идут работать два ученика
Поочередно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь.
Сравнивают результат, работая в парах.
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование основ социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося
Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена
2. Создание проблемной ситуации (10 минут)
Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице 8 и 9 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать выводы
Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения
Формирование социальных и культурных компетенций.
Умение самостоятельно определять и оценивать уровень знаний, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Усвоение базовых ценностей современного общества: гуманистических и культурных ценностей.
Умение строить поиск решения, анализировать результаты
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки
Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Смысловое чтение; умение определять понятия, создавать обобщения, строить умозаключение и делать выводы.
Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию
2.Прочитайте предложения, вставив пропущенные слова.
Первыми жилье людей были…
3.Какой год был раньше и на сколько?
30 г. к н.э. или 30 г. н. е (отметить на линии времени)
4.Занятиями древнейших людей были:
а) охота, гончарство, ткачество;
б) собирательство и охота.
5.Объясни выражение “человек разумный”.
6.Письменность возникла 5 тыс. лет тому. За сколько тысячелетий до н.э. она возникла?
7.Мог ли древний человек использовать следующие орудия труда: железный топор, дубину, электрическое сверло, каменный топор, лук и стрелы, кремень для добывания огня? Почему ты так считаешь?
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
5. Первичное закрепление знаний (15-20 минут)
Организует работу по закреплению первичных знаний
Организует фронтальную работу по учебнику страница 10-11
Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница 4-5, задание №2 вписать недостающие слова, задание №3 заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле»
Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам
Отвечают на вопрос №3 страница 11
Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.
Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности.
6. Самоанализ (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону) (8-10 минут) Учащиеся оценивают свою деятельность по алгоритму:
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель задания).
Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью).
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки).
Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Какую себе поставишь отметку?
Ответы показываются на доске после выполнения работы
1. Впишите недостающие слова.
— Древнейшие люди жили на Земле более. лет назад.
— Главным отличием древнейших людей от животных было.
— У древнейших людей было два главных способа добывания пищи.
2. Двухвариантные тесты
(ответьте «Да» или «Нет»)
1. Древнейшие люди жили группами, которые ученые называют «человеческое стадо».
2. Родовая община сменилась соседской, образовались племена, члены которых совместно выполняли общественные работы под руководством вождя.
3. Самым страшным наказанием для первобытною человека было охранять сон своих сородичей.
4. Главным занятием первобытных людей на протяжении многих тысячелетий была охота.
5. В эпоху неолита человек научился плавить металл, строить лодки, начал вести оседлый образ жизни, заниматься земледелием и разведением животных.
3. Разгадайте путаницу
Переставьте буквы в словах, и у вас получится
4. Заполните пропуски в предложениях
Заполнить пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова
(охота, человеческое стадо, собирательство, родовая, орудия труда, огнем).
Б) В период неолита (около 6-7 тысяч лет назад) люди перешли к занятиям, которые помогли им перестать зависеть от природы: (1. ) сменилась (2. ), (3. ) и (4. ). Так (5. ) хозяйство сменилось (6. ) хозяйством. От (7. ) образа жизни люди перешли к (8. ). (кочевого, охота, собирательство, скотоводством, присваивающее, земледелием, производящим, оседлому).
7. Включение нового знания в систему мировоззрения учащихся (6-8 минут)
Главным занятием первобытных людей на протяжении многих тысячелетий была охота. (Да.)
Главным отличием человека от животных является приспособленность к условиям природы. (Да.)
Самооценка успешности овладения новыми знаниями
7. Домашнее задание (1-2 минуты)
Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; п. 1-3 с 8-17 раб.тетр. стр.3-14
Задают вопросы по тексту заданий
Рабочий лист урока
Задание № 1. страница 4-5, задание №2 вписать недостающие слова
Задание № 2рабочие тетради страница 4-5, задание №2 вписать недостающие слова, задание №3 заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле»
Задание № 3.Найди и подчеркни ошибки в тексте.
Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из трёх каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук Брахмы, каста воинов – из уст, каста земледельцев – из бёдер, слуги – из запылённых ступней ног. Неравенство между кастами казалась индийцам противоестественным и не вечным. Но некоторые мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда учил, что главное – личные достоинства человека.
Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты
Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.
В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.
Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.
Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:
Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди
Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey
Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники
Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов