Почему наш бензин в казахстане дешевле чем в россии

Почему омское топливо в Казахстане стоит дешевле, чем в Омске?

Прошу прощения за налоговую ставку в 18%. Так же прошу обратить внимание на саму суть ценообразования. Текс копипаста, читал его в прошлом году. Для многих будет интересно.

Среди прочих вопросов, который задают мне читатели, есть тема о том, что бензин в Казахстане, в том числе омский, стоит дешевле, чем у нас. Многих это удивляет, они, соответственно, валят на наши АЗС, мол, когда эти уроды нажрутся уже и т.п.

Основная ставка НДС в России=18%. Ставка НДС в Казахстане = 12%.

Акциз на бензин в РФ в первом полугодии 2018 года = 11213 руб/тонна, на соляру=7655 руб./т

Акциз на импортный бензин в Казахстане в 2018 году=4500 Тг (по курсу это 820 руб), на дизель=540 Тг (по курсу это 100 руб.)

По закону, когда бензин или дизтопливо продаются в другую страну, то экспортер имеет право на возмещение из бюджета НДС, если он является плательщиком НДС и акцизов, если он является плательщиком акцизов. Таким образом, цена топлива для Казахстана и любой другой страны, куда вывозится омский бензин уменьшается. На сколько конкретно?

Предположим, цена бензина в России с НДС = 50000 рублей/тонна. НДС в этой цене в том числе 7627 рублей. Да акциза 11213 рублей. Если бензин продает в Казахстан переработчик или производитель, то и НДС и акциз из стоимости вычитаются, и для покупателя из Казахстана тот же омский бензин стоит уже 50000-7627-11213=31160 рублей.

Да, в Казахстане к этой ввозной цене прибавится казахский акциз и казахский НДС. (31160+820)*1,12=35818 рублей. Ну, пусть транспортировка обойдется в 5% стоимости. Итого 37609 руб.

Таким образом, себестоимость омского бензина в Казахстане будет почти на 13 тыс. рублей за тонну меньше, чем продажная цена в Омске. Исключительно за счет разных налогов в наших странах, а не из-за чьей-то жадности.

С дизелем разница не такая большая получается, но она тоже приличная. Пусть ДТ стоит в РФ 45000 руб/т. НДС 6864 рубля, акциз 7655 руб. На экспорт цена будет 45000-6864-7655=30481 руб.

В КЗ себестоимость ДТ будет (30481+100)*1,12=34251 руб. Накинем 5% на транспорт. Получим. 35964 руб. Почти на 10 тыс. дешевле, чем в РФ. Исключительно за-за налогов. Понятно, что к этой цене прибавится наценка, но итоговая цена на АЗС, очевидно, все равно будет дешевле.

Вот такая вот веселая налоговая арифметика.

Источник

Эксперт объясняет, почему в России бензин дороже, чем в Казахстане

Почему наш бензин в казахстане дешевле чем в россии

Автор: Елена Владимировна Новикова. Копирайтер, журналист, маркетолог. Высшее образование, КарГу имени Е.А. Букетова.. Дата: 1 апреля 2020. Время чтения 7 мин.

Один литр бензина марки А-95 стоит в Казахстане 28,74 руб. Разница с РФ очевидна. Она оправдана не только размером акцизов, но и модернизированным в Республике нефтеперерабатывающим производством. Кроме этого, производители обязаны поставлять до 50% сырья на внутренний рынок практически по себестоимости.

Цена за баррель нефти влияет на экономику многих государств. Однако при анализе этого воздействия в соседних странах выясняется любопытная деталь: в Казахстане бензин дешевле, чем в России. Интересны прогнозы на стоимость топлива в РК в обозримом будущем.

Общее понимание вопроса

Владельцы транспортных средств уже привыкли, что цены на бензин в РФ растут постоянно. Правительство каждый раз приводит различные правдоподобные причины для такой тенденции. Однако стоит проехать пару километров до ближайшей заправки от казахстанско-российской границы по территории РК, как аргументы «разбиваются» о цифры с ценником топлива.

Почему наш бензин в казахстане дешевле чем в россии

Фото: россияне искренне недоумевают по поводу такой разницы в стоимости топлива. Источник: pbs.twimg.com

Негодование наших граждан объяснимо: у соседа за копейки продается отечественный бензин. Более того, подобной продукт можно купить в казахстанских «дочках» компании РФ «Газпромнефть». И ведь в эту цену уже заложена экспортная пошлина.

Автомобилист сравнил цены на бензин в Казахстане и России.Выяснилось, что стоимость «АИ-92» горючего на момент съёмки, а именно 7 марта, в казахстанском Павлодаре на АЗС «Газпром» — 26 рублей в переводе по курсу.В то время, как цена на бензин в России превышает сумму в 40 рублей pic.twitter.com/KDaox4XAiG

— Me llamo Oleś Filonenko (@taxfreelt) March 10, 2019

Чтобы предотвратить массовые перевозки углеводородов из Казахстана в Россию, в августе 2019 г. Министерство энергетики соседней страны установило ограничения. Действует лимит на вывоз – не более 20 литров в канистре на человека.

Цены 2020 года на бензин в РК

Прослеживается такая политика в отношении топливного продукта.

Почему наш бензин в казахстане дешевле чем в россии

График 1. Сравнение популярных марок ГСМ в российской валюте.

Справочно! Для расчетов применен курс тенге к рублю на 19 марта 2020 г. – 5,6:1.

Разница с РФ является довольно ощутимой.

Таблица 1. Сравнение средних цен бензина в РК и России

Марка продуктаВ Казахстане, руб.В РФ, руб.
А-76/8015,47
АИ-9225,3442,52
АИ-9528,7445,93
АИ-9836,9552,02

Источники: Яндекс Район, Росстат за период 5–19 марта 2020 г.

Основной составляющей розничной стоимости топлива является акциз. Этот пункт закладывается на государственном уровне. Разница за тонну в ценах на 2020 г. у обеих стран очень ощутима.

В России акциз представлен так:

В то время как в Казахстане ставка на акциз рассчитывается без классового деления. Здесь берутся следующие цифры для конкретных видов реализации по тонне топлива.

Таблица 2. Акцизы на продажу бензина и ДТ в РК за 2020 г. внутри страны

Цель реализацииБензинДизельное топливо
декабрь-июньиюль-ноябрь
Оптовая производителями своего продукта4 36396,41 660
Розничная производителями собственного продукта4 4521071 671
Розничная физическими и юрлицами89,210,7

Отдельно стоит сказать о ставках для импорта «автоеды»:

По данным ОПЕК, РФ занимает второе место на планете по добыче нефти, а Казахстан – только 15, то очевидным становится странный диссонанс.

Так отличается ценовая политика на горючее в странах СНГ.

Таблица 3. Средняя стоимость литра АИ-92

ГосударствоЦена за л, руб.
Казахстан25,34
Кыргызстан38,5
Россия42–47,17
Украина68,41

Источник: nur.kz, по данным на 11 марта 2020 г.

Правдивы ли «обвинения»

До 2018 г. доля бензина Российской Федерации в общем объеме казахстанского ГСМ составляла только 30%. После проведенной в 2019 г. модернизации трех главных нефтеперерабатывающих заводов появились излишки. Такие данные привел «КазМунайГаз», который заявил, что сегодня в РК производится бензина на 24% больше реальных рыночных потребностей.

«Раньше мы зависели от России. Если помните, в 2016 году, когда цена упала на нефть, критика была, почему цена на нефть падает, а бензин в цене вырос. Тогда мы зависели от России: закупали часть бензина, авиакеросин, зимнее дизтопливо. А сейчас Казахстан полностью обеспечил внутренний рынок, и, соответственно, цены, по логике, должны держаться на одном уровне»

Нурлан Жумагулов, Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстан

Рейтинг сайта globalpetrolprices.com подтверждает: цены у нашего южного соседа, действительно, являются одними из самых низких в мире. Страна занимает 10 место по стоимости топлива для автомобилей. Её обгоняют: Венесуэла, Ливия, Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Туркменистан, Иран, Катар и Бруней.

Объяснение казахстанской стороны

Законодательство РК обязывает нефтедобывающие организации поставлять продукт, в том числе, и на внутренний рынок. Этот объем составляет 30–50% от всего добываемого сырья. Поставка в самой стране покрывает только транспортные нужды.

«В среднем на внутреннем рынке государства цена нефти оказывается в 2-3 раза ниже экспортных. Так в РК субсидируется политика горюче-смазочных материалов».

Нурлан Жумагулов, генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazService). Источник: informburo.kz

Возможность будущего снижения стоимости

Аналитики считают, что, несмотря на меняющиеся рыночные условия, такие цены сохранятся в течение всего 2020 г. Они не должны отображаться на себестоимости продуктовой корзины.

Почему наш бензин в казахстане дешевле чем в россии

Фото: даже при незначительном повышении цен в разных областях РК бензин всё равно стоит дешевле, чем в России. Источник: livejournal @ hyarahani

Нефтеперерабатывающие заводы Республики не участвуют в дальнейшей судьбе своего производного. Они работают по так называемой давальческой схеме.

Суть заключается в следующем: поставщик нефти (давальщик) приобретает сырье для его отправки заводам. НПЗ изготавливают соответствующие продукты из материалов. Интересно, что продукция даже на этом этапе остается собственностью давальщика. Он же в последующем самостоятельно реализует все получаемые в результате переработки продукты.

После наращивания собственного производства можно заявлять о тенденции к снижению цены – прогнозы в ролике канала Мир 24:

Ближайшие прогнозы

Эксперты поделились на Tengrinews.kz: по идее, НПЗ в состоянии самостоятельно выходить на оптовые и розничные рынки, занимаясь покупкой и реализацией нефти.

Почему наш бензин в казахстане дешевле чем в россии

Фото: НПЗ. Источник: сайт «Новости энергетики»

Поэтому среди заинтересованных лиц уже не раз озвучивались мысли о создании Единого оператора. В задачи этого регулятора будет входить переработка и реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Подобное решение помогло бы в оптимизации бизнес-процессов и последующем снижении цен на горюче-смазочные материалы. Ещё один положительный момент от этой идеи – уменьшение долговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы. На сегодняшний день они все закредитованы в связи с модернизацией производства.

Пока однозначно ясно одно: к 2025 г. должен заработать общий рынок по нефти и нефтепродуктам. Это явление будет происходить в рамках ЕАЭС, что повлияет на уравнение цен на горюче-смазочные материалы между странами-участницами. Если прибавить ещё к этому и повышение стоимости процессинга (переработки нефти для давальцев) и выкуп заемных средств, то становится неизбежным будущее повышение цен на бензин и в РК.

А пока цифры на табло АЗС в Казахстане являются не прихотью производителей или продавцов этого топлива. Под их формирование попадают много факторов, среди которых – стоимость сырья, налоговые отчисления, ценовой порог конкурентов и спрос потребителей. Но последние не очень страдают от них.

Источник

Российский бензин в Казахстане стоит дешевле чем в России: почему так?

Почему наш бензин в казахстане дешевле чем в россии

Российские владельцы авто, проживающие на граничащих с Казахстаном территориях, ездят в соседнее государство, чтобы сэкономить. Дело в том, что там цена на бензин почти на 50 процентов ниже, чем в РФ.

В СМИ начали активно обсуждать данную ситуацию, ведь поражает не столько то, что в Казахстане топливо дешевле, сколько тот факт, что оно идентично российскому. То есть в стране производства цены выше, чем в государстве, получающем бензин благодаря импорту.

В Казахстане бензин дешевле чем России почти в 2 раза

Для наглядности: в Казахстане за литр 92 бензина нужно отдать 26-27 рублей, в то время как на территории России средняя цена колеблется в районе 40 рублей. Соответственно, наши автомобилисты переплачивают.

Это далеко не первый случай столкновения с подобной проблемой. В марте этого года паблик о жизни в Барнауле опубликовал видео на эту тему. Телеграм-канал «Усы Пескова» тоже выкладывал ролик с похожим содержанием. В нём житель Оренбургской области рассказывает о своём опыте заправки в Казахстане и испытанном шоке от цен и информации о том, что это российский бензин.

Мужчина находился на АЗС Qazaq Gaz в Актобе, расположенной вблизи российской границы. Аналогичные низкие цены на бензин можно увидеть на казахстанских АЗС российской компании «Газпромнефть». Один из автовладельцев Екатеринбурга, практикующий заправку в соседнем государстве, сообщает, что данная сеть предлагает 95 бензин в районе 28 рублей. Примечателен тот факт, что на АЗС в Екатеринбурге на сегодняшний момент бензин АИ-95 стоит в среднем 45 рублей, а АИ-92 – 42 рубля.

Что говорят эксперты. Почему Российский бензин в Казахстане стоит дешевле чем в России

Почему наш бензин в казахстане дешевле чем в россииДля более глубокого понимания проблемы следует обратиться к мнению аналитиков. Эксперты указывают, что в теории наличие равных затрат на переработку и дистрибуцию одинакового по цене сырья не могут подвергаться сомнению. Но тогда почему имеет место такой значительный ценовой разрыв?

Данный вопрос действительно заботит как простых обывателей, так и профессиональных аналитиков. Один из них, Андрей Нальгин, уже высказывал свою точку зрения. В «Живом журнале» он описал ситуацию, о которой уже говорилось выше. Это история екатеринбургского водителя.

Нальгин не понимает в чём же дело и из-за чего существует разрыв в ценах, ведь по логике, продукт производимый на территории государства должен быть дешевле всего именно для его жителей, а не для иностранцев, которым этот продукт ещё необходимо доставить, то есть затратить определенную сумму на транспортировку и таможенные услуги. Однако цены отличаются в полтора раза.

Со слов аналитика, такая ситуация может быть обусловлена двумя факторами. Во-первых, в России большой процент с выручки АЗС забирает себе бюджет. И, во-вторых, российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. У казахов нет этой монополизации, а на рынке свободно работают иностранцы. В том числе — из России. В дополнение к своим суждениям Нальгин преподнёс информацию о том, что входит в стоимость одного литра бензина в РФ, графическим способом.

Источник

Новое в блогах

Почему российский бензин в Казахстане стоит почти вдвое дешевле, чем в России?

Предпринимаемые властями время от времени попытки выборочно «замораживать» рвущиеся вверх цены, в частности, на топливо и продукты питания, каждый раз терпят фиаско. И хотя правительство пытается удерживать от подорожания сменяющих друг друга лидеров многолетней инфляционной гонки, все у нас непрерывно дорожает. Можно сказать, что усилиями наших доморощенных реформаторов «невидимая рука рынка» вот уже почти 30 лет показывает нам вполне осязаемую фигу. Как пояснил недавно на «Прямой линии» президент страны, виноват в подорожании различной продукции мировой рынок, частью которого мы теперь являемся. Из пояснений следовало, что если, допустим, цены в странах Евросоюза на их продукцию растут, то по курсу обмена евро или доллара на рубль они должны расти и у нас. Однако непонятно, почему, допустим, морковку, повсеместно выращиваемую в России, или бензин, который вырабатывают в России из нефти, добываемой тоже в России, должны продавать нам по заморским ценам? Казалось бы, если нефть и бензин российские компании в немалых объемах экспортируют в страны Евросоюза, то согласно упомянутому пояснению они должны навязывать Европе свои цены на эти виды продукции. Однако тот же российский бензин у нас продают по надуманным мировым ценам.

Нечто похожее должно было бы наблюдаться и в странах Евразийского экономического союза. На его единой таможенной территории создан как бы общий рынок, активными «игроками» которого являются Казахстан и Россия. Но в Казахстане, где местные компании также добывают нефть и производят из нее бензин, российские нефтяные компании продают там свой бензин на АЗС, как минимум, в 1,5 раза дешевле, чем в России. Поэтому жители и предприятия, к примеру, Оренбурга и прочих приграничных российских территорий стремятся заправлять автомобили в казахстанском Павлограде и других близких к границе местах соседней республики. Почему же так происходит?

Дело в том, что в Казахстане власти рыночными способами вынуждают производителей поддерживать цены на бензин одними из самых низких в мире. Для этого правительство республики нормативно-правовыми и организационными мерами существенно ограничило нефтяным компаниям возможности злоупотреблять своим коллективным монопольным положением на топливном рынке страны.

Во-первых, в Казахстане установлены обязательные для всех компаний значительные доли продаж на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов относительно их добычи и производства. В частности, для бензина разных марок это около 70%, что обеспечивает немалый его запас в стране и способствует конкуренции на внутреннем рынке. Присутствие в Казахстане российских нефтяных компаний вынуждает их придерживаться местных условий, что ограничивает им цены и усиливает конкуренцию на топливном рынке.

Во-вторых, в республике к 2020 году модернизировали нефтеперерабатывающие заводы, что позволило снизить себестоимость производимых топлив и увеличить их производство. Это усилило конкуренцию на рынке, почти полностью позволило отказаться от импорта бензина и дизельного топлива и увеличить их экспорт.

В-третьих, в республике существенно снижена доля налогов в цене продуктов нефтепереработки, что позволило увеличить рентабельность производства и конкурентоспособность продукции.

В России все правительства с завидным упорством десятилетиями имитируют бурную деятельность на ниве ценообразования, в частности, на рынках нефти и топлива, пытаясь директивно, точечным «замораживанием» цен сдерживать их рост. При этом власти одновременно повышают налоги, а Центробанк в нарушение Конституции РФ девальвирует рубль, нарушая его устойчивость, чем увеличивает ценовую инфляцию. Якобы для борьбы с инфляцией ЦБ повышает ключевую ставку, что провоцирует дополнительное увеличение цен. Одновременно правительство и его, так называемая, Федеральная антимонопольная служба – ФАС вместо подачи команды «фас» для блокирования действий нефтяных компаний, злоупотребляющих своим коллективным монопольным положением на рынке углеводородного сырья и топлив, способствуют иными командами их подорожанию.

В апреле этого года в продолжение многолетнего «сизифова труда» по снижению цен глава правительства поручил своему заместителю по энергетике совместно с министром энергетики подготовить нормативный акт о временном запрете экспорта отдельных видов нефтепродуктов. Причина – из-за дефицита на внутреннем рынке они вновь значительно подорожали. В подписанном протоколе было сказано, что в случае необходимости правительство включит бензин в перечень товаров, «существенно важных для внутреннего рынка, в отношении которых в исключительных (?!) случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта». Перечень составили еще в 2007 году, когда наблюдался значительный рост цен на зерно, молочную продукцию, растительные масла и другие продукты питания, но, однако, их подорожание все эти годы «успешно» продолжалось.

Вскоре после упомянутого поручения чиновники Минэнерго опубликовали проект нормативного акта, которым предложили запретить на три месяца экспорт бензина, не указав начало запрета. Видимо, таким образом они намеревались заставить нефтяные компании, которые владеют в стране почти всеми НПЗ, увеличить поставки производимого бензина на внутренний рынок и снижать его цены. Однако из данных об объемах производства и экспорта следовало, что в интересах российских потребителей экономически целесообразно было сократить экспорт бензина и одновременно ввести квоты на экспорт нефти с увеличением объема ее переработки и реализации внутри страны.

Прошло еще три месяца. Бензин в отсутствие каких-либо конструктивных мер по наведению порядка на внутреннем рынке продолжал дорожать. По данным Росстата, розничные цены на бензины всех марок к концу июля 2021 года в среднем по стране возросли до 48,44 рублей за литр, в частности, стоимость бензина АИ-98 достигла 56,72 рубля, хотя в 2000 г. средняя цена составляла… 7 рублей. Сейчас средняя розничная цена бензина на автозаправках примерно в 2,5 раза превышает среднюю оптовую цену у его производителей.

За длящимися вот уже почти 30 лет безуспешными попытками властей стабилизировать цены на топливо и продукты питания кроются то ли чьи-то меркантильные интересы, то ли просто чья-то экономическая безграмотность. Казалось бы, в ценообразовании при производстве и реализации нефтепродуктов правительство России могло бы воспользоваться опытом Казахстана и навести для начала порядок с налогообложением в нефтяной отрасли. Однако нерыночных и неграмотных решений в этом деле, которые в конечном итоге оборачивались нараставшим вымогательством налоговых сумм у населения, принято немало.

Причины происходящего до безобразия просты. Власти создали такие экономические условия, при которых российскую нефть оказалось выгодней вывозить за рубеж, чем производить из нее различные топлива и потреблять их внутри страны в интересах отечественной экономики. Пока нефть дорожала и росли ее экспортные поставки, правительство увеличивало на нее экспортную пошлину, чтобы заполучать больше доходов в бюджет и валюты. Как известно, экспортную пошлину выплачивает зарубежный покупатель. Но когда спрос снизился, и цены на нефть упали, экспортная выручка с пошлиной тоже рухнули. Тогда, чтобы поддержать конкурентоспособность за рубежом подешевевшей российской нефти, правительство решило поэтапно ликвидировать экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, заменив их акцизами. Попросту говоря, искусственно, за счет российских потребителей, было решено для иностранных покупателей понизить цены на нефть и нефтепродукты, директивно увеличив их рыночную стоимость внутри страны.

Все издержки при производстве и реализации продукции вместе с налогами включаются в ее цену. Но промышленная продукция сама по себе никому не нужна, если она не востребована в производстве потребительских товаров и услуг. Поэтому все упомянутые издержки концентрируются в цене потребительских товаров и услуг, которые оплачивает в конечном итоге население из своего дохода, и они возвращаются изготовителям продукции.

Стараясь как-то скомпенсировать потери от падения спроса и цен на нефть за рубежом, а также от спровоцированной Центробанком нарастающей девальвации рубля, оптовые и розничные продавцы бензина повышали на него цены внутри страны. В то же время правительство продолжало увеличивать акцизный сбор за перерабатываемую нефть, а нефтяники закладывали возраставший акциз в стоимость топлива. Такая «борьба» с подорожанием была абсурдной. Тем не менее, власти ее продолжали. С 1 января 2018 г. возрос также НДС, а в мае того же года произошел в стране еще один скачок нефтяных цен, что привело к новому росту стоимости бензина. Розничные цены на бензин продолжали расти, и сейчас, как отмечалось, в среднем по Российской Федерации они превышают среднюю цену у его производителей в 2,5 раза!

После значительного в 2018 году подорожания топлива, спровоцированного неумным налоговым, валютным и административным регулированием, правительство договорилось с нефтяными компаниями об очередной «заморозке» внутренних оптовых цен. Но нефтяникам невыгодно поставлять нефть и нефтепродукты на российский рынок по фиксированной стоимости в девальвированных рублях, так как экспортные цены превышали внутренние. Поэтому с 1 января 2019 года правительство, в дополнение к «налоговому маневру», стало возмещать (. ) компаниям недополученные доходы при поставках нефти и топлива на внутренний рынок. Если цены на нефть и горючее внутри страны в валютном эквиваленте оказываются ниже экспортных, нефтяники получают денежную компенсацию из федерального бюджета. Если же внутренние цены превышают экспортные, то компании отчисляют в казну соответствующую часть своей прибыли. Но это правило правительство почему-то не распространило на АЗС, принадлежащие малому и среднему бизнесу. Поэтому их владельцы работают на грани рентабельности и при понижении стоимости бензина многие из них могут разориться.

«Демпфер», как аллегорически назвали чиновники эту антирыночную сделку с крупными нефтяными компаниями за счет населения страны, а также малого и среднего бизнеса, позволил лишь ненадолго несколько замедлить подорожание бензина. Поэтому для большего эффекта «демпферные» выплаты компаниям в течение 2021-2023 гг. решили увеличить за счет доходов бюджета до 350 млрд. рублей. При этом почти половину суммы скомпенсируют за счет увеличения нефтяного НДПИ.

Как отмечалось, непрерывное подорожание продукции во многом спровоцировано разрушительным для экономики налогообложением и граничащей с диверсией девальвацией рубля. С 2014 г. рубль в сравнении с долларом «пал» более чем на 200%. Вместе с тем около 90% налога с выручки, ложно именуемого НДС, не попадает в бюджет и включается в рыночную стоимость продукции в качестве доходов ее изготовителей и продавцов. Это ежегодно составляет порядка 30-35 трлн. рублей (. ), которые становятся доходом узаконенного Налоговым кодексом «теневого бизнеса». Чтобы навести порядок в стране с ценообразованием, снизить поборы с населения и предприятий, и увеличить доходы бюджета, предлагалось, как показано в публикации «Честный отъем денег у населения», бизнеса и государства по Налоговому кодексу («Промышленные ведомости» № 5-6, июнь 2021 г.), ликвидировать псевдоНДС, а также нормировать прибыль товаропроизводителей и продавцов продукции с изъятием сверхприбыли в бюджет.

Налог с выручки, ошибочно именуемый НДС, начисляемый в конечном итоге на доход населения страны, в ценах 2019 г. составил оценочно около 40,2 трлн. рублей. Однако в федеральный бюджет поступило лишь 4,481 трлн. рублей или около 11% начисленной суммы. Остальные оценочно 35,7 трлн. рублей в качестве оброка с населения достались множеству субъектов хозяйственной деятельности. Заполучили они эти деньги «на халяву», трансформировав их в свои доходы путем спекулятивного увеличения цен на продукцию и услуги, в том числе благодаря фиктивным договорам на невыполненные работы и возврату псевдоНДС за фиктивный экспорт.

Ликвидация этого налога позволит увеличить доход консолидированного бюджета примерно на 20 трлн. рублей и снизить при этом налоговую нагрузку на население оценочно на 15 трлн., что позволит увеличить его покупательную способность. При этом существенное увеличение доходов консолидированного бюджета позволит ликвидировать часть других налогов, что повысит рентабельность предприятий. В частности, можно будет ликвидировать акцизы на перерабатываемую нефть и бензины, а также налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ. В 2019 г. НДПИ совместно с некоторыми сборами за пользование недрами составил 6,258 трлн. рублей. Взимается он сейчас вместе с налогом с выручки, что приводит к двойному налогообложению за пользование недрами. При ликвидации НДПИ не будут отвлекаться оборотные средства горнодобывающих и нефтегазовых компаний для выплат этого налога. Это позволит снизить цены на природные ресурсы и топливо, что дополнительно уменьшит налоговую нагрузку на население и бизнес. А пока правительство увеличивает поборы с сырьевых добывающих компаний и населения так называемыми «налоговым маневром» и «демпфером».

Дороговизна продукции и услуг во многом обусловлена присвоением предприятиями почти 90% начисляемого псевдоНДС. Эту сумму, как отмечалось, они трансформируют в свой доход за счет спекулятивного увеличения цен разными способами. Чтобы при ликвидации псевдоНДС снизились и стабилизировались цены на продукцию и услуги, потребуется ввести дифференцированное нормирование прибыли товаропроизводителей относительно себестоимости их продукции, и прибыли продавцов – относительно рыночной цены товаропроизводителей. Сверхприбыль будет изыматься в бюджет. Тем самым при стабилизации цен будут также ликвидированы перекупщики продукции и спекулянты.

Ликвидация налога с выручки с увеличением при этом доходов консолидированного бюджета позволила бы не прибегать к увеличению возраста выхода на пенсию, повысить размеры пенсионных выплат, восстановить незаконно ликвидированную индексацию пенсий работающих пенсионеров. Скорректированную систему налогообложения можно было бы использовать в странах Евразийского экономического союза, чтобы выровнять условия хозяйствования на единой таможенной территории. Сейчас Россия несет немалые убытки от такой интеграции. Но при всех выгодах предлагаемых изменений возникают серьезные опасения в возможности их осуществления. Ведь тогда кому-то придется признать, что по их недосмотру или, возможно, умыслу в стране много лет процветает «теневой бизнес», легализованный Налоговым кодексом, что наносит громадный ущерб национальной безопасности.

В мае этого года президент страны поручил правительству «обеспечить… применение долгосрочных рыночных механизмов, гарантирующих предсказуемость цен на товары, насыщение внутреннего рынка качественной продукцией, а также стимулирующих инвестиционную активность организаций, в том числе за счет снижения рисков ведения бизнеса». Отчитаться об исполнении поручения следовало еще до 1 июля. Но как скоро можно будет добиться исполнения того, чего не могли осуществить почти тридцать лет все правительства страны, пока неизвестно. Не повторится ли и в этом случае история с выполнением майских президентских указов 2012 года о национальных проектах, удвоении ВВП и прочих директив?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *