Почему на самолете быстрее чем на машине
Способна ли машина обогнать самолёт?
Жажда скорости в крови у многих представителей человечества. Но только в прошлом столетии в этом направлении произошёл настоящий прорыв: именно тогда появились первые автомобили и самолёты, позволившие людям перейти на совершенно новый уровень восприятия скорости и получения адреналина. Особенно когда речь заходила о соперничестве этой техники.
На заре вечного противостояния
К моменту, когда братьям Райт удалось поднять первый летательный аппарат на высоту прыгающей курицы, казалось, что машину обогнать не сможет никто. Начинался серийный выпуск творения Генри Форда, а участники проводимых гонок становились кумирами миллионов мальчишек по всему свету. Но противостояние самолёта и автомобиля только зарождалось.
Если сегодня водителей, любящих быструю езду, часто называют «шумахерами», то в начале двадцатого столетия их могли спросить: «Ты кого из себя строишь? Барни Олфридом себя возомнил?». Именно этот человек имел в те годы славу отчаянного гонщика, настоящего сорвиголовы. Противостоять в популярности ему мог лишь Линкольн Бичи — звезда воздухоплавания — он первым освоил «восьмёрку» и «мёртвую петлю», коснулся шасси самолёта движущегося поезда, совершил полёт над Ниагарским водопадом. Неудивительно, что менеджеры суперзвёзд того времени решили организовать необычную схватку: автомобиль против самолёта.
Бичи на своём Eatone Biplane взлетел с ипподрома, и вместе с Барни Олфридом пересёк линию старта. Вперёд вырывался то один, то другой. Наконец — финиш. Явного преимущества не было, ведь в то время скорости транспортных средств были практически идентичны. Однако шоу пользовалось огромным успехом, что позволило Олфриду и Бичи заработать 6 млн долларов с перерасчётом на современные деньги.
В этом году был вновь поднят вопрос о противостоянии наземной и летательной техники. Однако закончилось оно за явным преимуществом легкового автомобиля. Тогда один из самых выдающихся гонщиков — Тацио Нуволари — без особых хлопот обогнал биплан, сохраняя преимущество в течение 20 км по прямой. Однако на финише летательный аппарат всё же вырвался вперёд, выиграв у авто 2 секунды.
Реалии современности
С момента первого соревнования прошло более 100 лет. За этот период технологии усовершенствовались, потому и скорости наземной и воздушной техники возросли многократно. Однако и современные автолюбители иногда бросают вызов летающим «собратьям».
Например, в 2014 году на шоу в Жуковском организаторы решили провести очередной соревновательный заезд. За воздушную команду выступали Як-130, Су-30, МиГ-29 и Л-39, за автомобильную — Ferrari 458, Aston Martin Rapide, Dodge Challenger, Bugatti, Lamborghini, Mitsubishi Evo, Ford Mustang.
Победа осталась за самолётами, но не нужно думать, что автомобили сдались без боя. Например, в противостоянии между Л-39 и Ford Mustang уверенную победу одержал второй. «Феррари» также обогнала Л-39, но не смогла дать равный бой Су-30. Безоговорочным же лидером стал МиГ-29. Именно он по результатам двух соревновательных дней принёс уверенную победу команде летательных аппаратов.
Formula-1 против самолётов
В декабре 2003 году легендарный Михаэль Шумахер за рулём Ferrari F-2003 противостоял истребителю Eurofighter Typhoon. Но если на коротких дистанциях Шуми уверенно лидировал, то на длинных даже знаменитая «красная бестия» не смогла обогнать современный истребитель.
Соревнование автомобилей и самолётов — дело занятное и довольно зрелищное. Почти каждый год в разных уголках земли проходят тематические шоу, где вновь и вновь встречаются вечные соперники. Но если на коротких дистанциях наземная техника может уверенно обгонять летающих «собратьев», то на длинных на победу рассчитывать не приходится. Но это лишь вопрос времени, ведь прогресс не стоит на месте. Кто знает, возможно через пару десятков лет автомобиль и самолёт будут, замерев в воздухе, находится на одном светофоре.
Машина против самолета: кто быстрее?
Стремление к скорости у человека в крови. Однако XX век совершил настоящую революцию в нашем восприятии скорости: появление и развитие автомобилей и самолетов вывело человечество на абсолютно новый уровень скоростей и адреналина. Особенно — когда они соревнуются между собой
Скорость — один из самых эффективных стимуляторов впрыска адреналина в кровь человека, и ради этой «адреналиновой инъекции» мы готовы на все!Так было всегда. Но если до прошлого столетия максимальный впрыск адреналина достигался на скоростях, доступных лошадям и паровым двигателям, то с началом XX века все изменилось. Бурное развитие авиации и автомобилестроения ознаменовалось самым стремительным в истории ростом скоростей передвижения, уровня адреналина и невиданным доселе прогрессом человечества. Первые аккорды этого «гимна скорости» остались за автомобилями. 29 апреля 1899 г. бельгиец Камиль Женатци впервые преодолел рубеж в 100 км/ч, разогнав свой 67-сильный электромобиль La Jamais Contente («Вечно недовольная») до 105,876 км/ч.
Но этот «гол», можно сказать, был забит в еще пустые ворота: воздухоплавание до начала XX века существовало еще на уровне планеризма и максимум, чем могли похвастать авиаторы, — взлетная скорость в 68 км/ч 3-тонного самолета сэра Максима (изобретателя знаменитого пулемета), разогнанного по рельсам паровым двигателем в июле 1894-го. Да и к 1911 году, когда американец Боб Берман за рулем Benz забил «второй мяч в ворота авиаторов», преодолев следующий рубеж скорости — 228,04 км/ч, силы в скоростном противоборстве в воздухе и на земле еще подравнялись не сильно: высшая скорость летательных аппаратов на тот момент составляла лишь 111,8 км/ч (Альфред Леблан).
Однако с этого момента авиаторы начали стремительно сокращать разрыв. Уже 29 сентября 1913 г. француз Морис Прево на самолете Deperdussin Monococque выиграл авиагонки в Реймсе, разменяв «третью сотню»: 203,85 км/ч. И лишь печально знаменитый выстрел в Сараево, послуживший сигналом к началу Первой мировой войны, спас автомобилистов от немедленного разгрома.
Во время войны тем и другим было не до регистрации рекордов, благодаря чему автомобили сохранили свое формальное лидерство в скорости аж до февраля 1920 года, когда Жозеф Сади-Леконт на самолете Nieuport-Delage NiD-29 пролетел мерную дистанцию со скоростью 275 км/ч.
А уже осенью граф де Романе на SPAD-20 первым на планете преодолел рубеж «300» (хотя неофициально он сделал это еще годом ранее): 302,529 км/ч.
С тех пор «звездопад» рекордов скорости в авиации посыпался как из рога изобилия, в то время как автомобилям на размен «четвертой сотни» потребовалось без малого семь лет. Генри Сигрейв на Sunbeam сделал это в 1927 г. (327,97 км/ч) — через 3,5 года после того как «авиаторы» перешли на «пятую».
Через пять лет усилиями легендарной «Синей птицы» (Napier-Campbell) Малкольма Кэмпбела автомобили также превзошли рубеж «400»: 408,73 км/ч.
Еще пятилетку спустя, в 1937-м, «Молния» (Thunderbolt) Джорджа Айстона преодолела на Бонневиле отметку в 500 км/ч (501,16 км/ч), но самолеты к тому времени летали уже со скоростями до 655,8 км/ч.
С тех пор разница в скоростях между пилотами в воздухе и на земле продолжала расти вплоть до середины 1970-х. Сегодня она составляет 3529,6 км/ч против 1227,986 км/ч. Впрочем, почти троекратное превосходство самолетов объясняется, конечно, «разностью стихий». Несмотря на, казалось бы, катастрофическую для автомобилей разницу в скорости, в коротком спринте на земле многие из них превосходят самые быстрые современные истребители. Все зависит лишь от дистанции и условий измерения.
Первые попытки устроить гонки между автомобилями и самолетами предпринимались еще в начале ХХ века, когда гонщик Барни Олдфилд на Fiat Cyclone и пилот Линкольн Бичи на Eaton Biplane устроили целое гоночное турне, соревнуясь на американских ипподромах. В 1931 г. легендарный Тацио Нуволари на Alfa Romeo 8C 2300 лишь самую малость уступил биплану Caproni Ca.100 Витторио Сустера на овальном треке римского аэропорта.
Полвека спустя на ВПП базы итальянских ВВС под Тревизо в километровом спринте с места Жиль Вильнев на Ferrari 126CK достаточно легко опередил на 3,5 с реактивный Lockheed F-104 Starfighter.
В декабре 2003-го там же, в Италии, но уже в Гроссето, другая Ferrari F-2003-GA c Михаэлем Шумахером за рулем потивостояла в трехраундовом спринте с места истребителю Eurofighter Typhoon итальянского астронавта Маурицио Чели. Короткие заезды на 600 и 900 м завершились вничью 1:1 — на 600-метровке Шумахер выиграл 0,2 с, потом уступил столько же на 900 м. А вот на дистанции 1,2 км у Ferrari шансов уже не было: Чели привез Шуми 2,5 с.
Похожее шоу, но уже с серийными автомобилями Audi, устроили и в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2017. В финальные дни салона на самой длинной взлетно-посадочной полосе Европы в подмосковном Жуковском в рамках Фестиваля скорости Audi самые быстрые автомобили Audi Sport — R8 V10 plus, RS 6 Avant performance, RS 7 Sportback performance и TT RS Coupe — бросили вызов учебно-тренировочному Як-54, спортивному моноплану Extra-330 под управлением абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу Светланы Капаниной и даже истребителю МиГ-29 Героя России Михаила Беляева.
Гонки на скоростях свыше 300 км/ч между автомобилями и самолетами на этот раз завершились вничью 3:3. Что и неудивительно, ведь, несмотря на гиганскую разницу в абсолютных скоростях между автомобилем и самолетом, на земле разогнаться выше взлетной скорости самолета под силу уже практически любому современному спорткару.
Разбираемся, почему вращение Земли не влияет на дальность полета самолета
И почему с запада на восток самолет летит быстрее?
То, что наша планета вращается вокруг наклонной оси с запада на восток, известно каждому школьнику. Но кто может сходу ответить, почему вращение Земли не влияет на расстояние между точками на ее поверхности? Не должно ли вращение нашей планеты «помогать» самолетам, летящим в западном направлении? Разбираемся ниже.
На самом деле ответ прост: самолет вращается вместе с Землей. Воздушные судна летают над поверхностью нашей планеты, поэтому единственное, что имеет значение, – это расстояние.
А расстояние – это физическое измерение, которое не меняется, независимо от того, в каком направлении вращается Земля. Кроме того, вместе с планетой вращается и атмосфера, в которой летит самолет. В широком смысле Землю и атмосферу можно рассматривать как единую целостную систему.
И любое тело, будь то воздушное судно, корабль, машина, человек, гепард или муравей, которое находится на Земле или над ней, будет двигаться с той же скоростью, что и поверхность нашей планеты. На экваторе эта скорость составляет около 1670 км/ч.
Так что если у вас есть дом в Сингапуре или Найроби (оба города расположены очень близко к экватору) и вы смотрите телевизор в своей гостиной, вы тоже движетесь со скоростью 1670 км/ч. Причем постоянно! А вы думали, что лежите и отдыхаете на диване?
Если разбираться в вопросе глубже, из-за вращения Земли атмосфера и все, что в ней находится, подвержены определенным физическим силам. Одна из них известна как сила Кориолиса, которая получила свое название из-за имени французского ученого Гаспара-Гюстава де Кориолиса, впервые описавшего ее в статье 1835 года.
Это эффект, при котором масса, движущаяся во вращающейся системе, испытывает силу (силу Кориолиса), действующую перпендикулярно направлению движения и оси вращения планеты. Обычно на Земле эффект заставляет перемещающиеся вдоль поверхности объекты отклоняться вправо (по отношению к направлению движения) в северном полушарии и влево – в южном.
wikipedia.org
Кроме того, эффект Кориолиса играет важную роль в формировании циклонических погодных систем. За счет него в различных частях земного шара формируются совершенно разные схемы воздушных потоков – в отличие от ветровых течений или потоков, связанных с местными погодными условиями. Эти движения ветра могут существенно влиять на скорость полета самолетов.
Это означает, что в зависимости от направления полета существует вероятность увеличения времени перелета между двумя городами, расстояние между которыми остается прежним. В результате путь из Лондона в Нью-Йорк занимает почти на час больше, чем путь из Нью-Йорка в Лондон.
В итоге можно сказать, что вращение Земли все же влияет на то, насколько «далеки» друг от друга объекты, но лишь косвенно. Движение планеты вокруг своей оси не оказывает воздействия на расстояние, которое преодолевает самолет, зато влияет на время полета воздушного судна между двумя точками на поверхности Земли.
На машине или на самолете: На чем выгоднее путешествовать
Ехать или лететь?
В самый разгар отпусков многие россияне встают перед выбором: на чем ехать в отпуск? Что выгоднее – отправиться в другой город на своей машине или, например, купить билет на самолет? Естественно, от того, какой вид транспорта мы выберем, будет зависеть стоимость поездки, время в пути и комфорт. Мы проанализировали 5 популярных в России маршрутов, чтобы определить, на чем лучше добираться до места – на машине или самолете.
Итак, давайте возьмем пять популярных авиамаршрутов в России и сравним их стоимость со стоимостью поездки на машине. Так, согласно статистике, наиболее популярными авиамаршрутами в последние годы являются:
Так что если вы планируете поездку по вышеуказанным маршрутам, то можете теперь узнать, на чем выгоднее добираться. Чтобы помочь вам решить эту задачу, мы рассчитали, во сколько обойдутся поездки по вышеуказанным маршрутам на автомобиле и самолете, воспользовавшись различными онлайн-калькуляторами топлива и онлайн-сервисами по бронированию авиабилетов. В качестве примера для автомобильной поездки мы использовали Тойота Камри 2012 года с 2,0-литровым бензиновым двигателем со средним реальным расходом топлива 10 литров на 100 километров пути (в ECO режиме, бензин АИ-92).
Также при путешествии на самолете мы учитывали стоимость поездки из центра города в аэропорт и из аэропорта и отсутствие багажа. Что мы не учитывали? В наш расчет мы не брали стоимость питания во время поездки на машине и вынужденную остановку в отеле для отдыха. Так что представим, что при поездке на машине вы будете питаться едой, которую взяли из дома, а отдыхать в машине. В том числе обращаем ваше внимание, что в наш виртуальный маршрут между городами мы не закладывали поездку по платным дорогам.
Москва – Санкт-Петербург
Это самый популярный маршрут между двумя городами. Напомним, что расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом составляет 708 км.
Давайте посмотрим, во сколько нам обойдется поездка на машине в Санкт-Петербург из Москвы при движении по бесплатному Ленинградскому шоссе. В среднем на поездку мы израсходуем примерно 71 литр бензина (около 3053 руб.).
Весь путь займет где-то 8,5 часов с учетом нескольких остановок для заправки и обеда.
Теперь выясним, сколько мы потратим, если полетим в Санкт-Петербург на самолете. Итак, представим, что поездка в аэропорт Домодедово/Внуково и из аэропорта Санкт-Петербурга в центр города на такси обойдется нам в 1800 рублей. А сколько стоит самый дешевый билет на самолет из Внуково? Мы нашли билет с датой отлета в середине июля текущего года стоимостью 2670 рублей. Из Домодедово стоимость вылета немного больше – 3112 руб. Время полета – 1 час 35 минут. Теперь прибавьте к стоимости перелета 1800 рублей на такси. Получим, что стоимость минимальной авиапоездки в северную столицу России составит 4470 рублей. Как видите, не намного больше по сравнению с поездкой на машине. Но здесь экономится время, затраченное на поездку, а также немаловажен и комфорт.
Единственный плюс путешествия в Санкт-Петербург на машине – это то, что во время вашего визита в северную столицу у вас под боком всегда будет автомобиль, на котором вы сможете посетить любые интересные места в Санкт-Петербурге. Но в таком случае к вашим тратам могут прибавиться расходы на паркинг.
Так что для кого-то, наверное, поездка на машине и будет предпочтительнее. Но для большинства воздушный путь в северную столицу все-таки выгоднее.
Что в итоге лучше: самолет
Санкт-Петербург – Краснодар
Согласно онлайн-расчету, длина автомобильного маршрута между Санкт-Петербургом и Краснодаром составляет 2059 км. Соответственно, при расходе топлива 10 л/100 км для поездки из северной столицы в столицу Кубани нам понадобится минимум 8858 руб. (или 208 литров топлива).
На дорогу без остановки уйдет 22 часа. Естественно, сюда не входят вынужденные остановки, чтобы заправиться и поесть, снижение скорости из-за камер, пробки и т. п. Так что смело добавляйте к этому времени еще 5-7 часов.
Теперь давайте посмотрим, сколько стоит самый дешевый билет на самолет из Санкт-Петербурга в Краснодар, а также такси из центра Питера в аэропорт и такси из аэропорта Краснодара в центр города. Итак, в Санкт-Петербурге на такси мы отдадим 800 руб., на такси в Краснодаре – 600 руб.
Что касаемо стоимости перелета из северной столицы в Краснодар, то самый дешевый билет обойдется вам в 8000 руб. Правда, этот перелет с пересадкой в Москве. Стоимость прямого перелета в Краснодар составит как минимум 9500 руб. В этом случае время перелета составит почти 4 часа. Итого на перелет нам понадобится минимум 10900 руб. Как видите, это больше, чем стоимость топлива в случае поездки на машине. Но не забывайте, что в дороге вы, скорее всего, будете тратиться на воду, еду и, возможно, ночлег. Так что поездка из северной столицы на юг может обойтись даже дороже, чем билет на самолет.
Что в итоге лучше: самолет
Москва – Сочи
Согласно расчету, длина маршрута при путешествии из Москвы в Сочи по автомобильным дорогам составит 1623 км. Время в пути без учета пробок, вынужденных остановок, снижения скорости из-за камер и т. п. займет примерно 18 часов. В реальности же закладывайте на поездку минимум сутки, так как часть пути будет проходить через горные перевалы и узкополосные дороги, где запрещен обгон автомобилей. Для этой поездки на Тойота Камри, которая расходует в среднем 10 литров на 100 км пути, понадобится приблизительно 162 литра бензина, что примерно стоит 7000 руб. Естественно, к этой сумме прибавьте расходы на еду и отель.
А сколько же стоит сегодня самый дешевый билет на самолет в город Зимних Олимпийских игр?
Например, из Внуково через две недели стоимость перелета в Сочи составит минимум 4500 руб. Из Домодедово будет немного дороже – минимум 4800 руб. Если же вам удобнее лететь из аэропорта Шереметьево, придется раскошелиться на еще большую сумму – минимум на 7400 руб.
Плюс, конечно, чтобы попасть в московский аэропорт, вы заплатите, по меньшей мере, 800 рублей. Не забывайте, что сочинский аэропорт находится в Адлере, откуда вам придется также заказать такси в центр Сочи. В итоге на такси в Москве и Сочи вы отдадите как минимум 1800 рублей. Прибавив расходы на такси и стоимость перелета, получаем, что минимальные траты на поездку в Сочи из Москвы обойдутся в 6300 руб. (перелет из Внуково), 5600 (перелет из Домодедово) или 9200 (при перелете из Шереметьево).
Сравните со стоимостью поездки на машине и вы будете удивлены, насколько в наши дни стало выгоднее летать на дальние расстояния на самолете. Все это, конечно, благодаря авиалукостерам, которые держат минимальные цены на авиаперевозки.
Естественно, если вы собираетесь полететь в Сочи Аэрофлотом, то готовьтесь выложить уже более крупную сумму на билет.
Что в итоге лучше: самолет
Москва – Екатеринбург
Вот еще один из самых популярных в России маршрутов. Каждый день тысячи людей путешествуют из Москвы в Екатеринбург, расстояние между которыми составляет 1787 км. Время в пути на машине – почти 18 часов (разумеется, без учета вынужденных остановок, пробок и т. д.).
Для того чтобы съездить из Москвы в Екатеринбург на Тойота Камри, понадобится 179 литров бензина АИ-92, который обойдется примерно в 7700 рублей. И это будут еще не все траты, необходимые для поездки. Добавьте туда неожиданные штрафы ГИБДД (камер очень много), а также расходы на отдых и еду.
Сравним теперь сколько нужно денег, чтобы отправиться в Екатеринбург на самолете из московского аэропорта. Согласно онлайн-сервису по бронированию авиабилетов, самый дешевый билет с расчетом, что вылет будет в конце июля 2018 года, обойдется минимум в 4000 рублей. Мы даже сначала не поверили, что за такие деньги можно реально улететь в Екатеринбург.
Но при внимательном рассмотрении предложений убедились, что это действительно так. Плюс добавьте траты на такси в Москве и Екатеринбурге (800 + 500 руб. соответственно). Итого получаем, что для перелета в Екатеринбург нам понадобится минимум 5300 руб. Согласитесь, впечатляет. Это явно дешевле, чем на машине. Время перелета, кстати, составляет всего 2 часа 20 минут. Так что, как видите, самолет сэкономит вам не только деньги, но и время. Также ваше путешествие будет более комфортным. Если, конечно, вы не фанат дальних поездок по стране.
Что в итоге лучше: самолет
Москва – Симферополь
И наконец, еще один из самых популярных в наше время маршрутов путешествия как на автомобиле, так и на самолете и, конечно, поезде. Речь идет еще об одном южном маршруте. На этот раз давайте посчитаем, на чем выгоднее отправиться из Москвы в Симферополь. Согласно онлайн-расчету расстояние между Москвой и Симферополем составляет 1751 км. Время в пути без остановок – 20 часов. То есть на дорогу у вас уйдет минимум 23-24 часа.
На топливо готовьте не менее 7500 рублей (175 литров бензина АИ-92). Плюс еда, штрафы и, возможно, отель для отдыха, а также платный паркинг.
Теперь давайте посмотрим, сколько стоит самый дешевый билет на самолет из Москвы в Симферополь. Согласно онлайн-сервису бронирования билетов, самый дешевый билет на самолет из Москвы в Крым составляет 7000 рублей (вылет – конец июля 2018 года). Естественно, такой высокий ценник по сравнению с другими маршрутами связан с летним сезоном. Время в пути – 2 часа 35 минут. Плюс расходы на такси.
В итоге на перелет нам нужно минимум 8500 руб. Согласитесь, лучше отдать эти деньги, чем мучить себя сутки в дороге. И ладно если вы реально собираетесь в Крыму посетить множество мест на автомобиле. Тогда, может быть, поездка на машине оправданна. Но если вы, как многие, намерены поставить машину на парковку и весь отпуск провести на своих двоих, то тогда перелет более выгоден.
Что в итоге лучше: самолет
В каких случаях выгоднее ехать на машине
Конечно, все наши расчеты примерны. В том числе мы рассчитали выгоду только для одного путешественника. Естественно, если вы собираетесь отправиться на машине в вышеуказанные города не в одиночку, то выгоднее будет поездка на автомобиле, поскольку ваши траты на топливо практически не увеличатся, тогда как на каждого дополнительного путешественника вы будете вынуждены потратить деньги на билеты. Вот почему большинство россиян предпочитают путешествовать на автомобиле, а не самолетом. Ведь многие автолюбители каждый год отправляются в отпуск вместе со своей семьей, друзьями или коллегами.
Да, путешествие на самолете экономит время. А для многих из нас время – это деньги. Но, к сожалению, перелет выгоден только для одного путешественника. Если же вы хотите отправиться в путь вдвоем, то поездка на машине будет более выгодная, чем перелет вдвоем на самолете.
Кроме того при путешествии самолетом вам не стоит забывать и про багаж. Мы же рассчитали расходы без учета багажа. К сожалению, как правило, при дешевых авиабилетах стоимость багажа вас может неприятно удивить. Так что, несмотря на явное преимущество авиаперелетов, для многих россиян по-прежнему более предпочтительно путешествовать на своем автомобиле.
Есть, конечно, и другие виды транспорта, на которых вы можете отправиться в вышеуказанные города (например, поездом или автобусом), но это уже тема для другой статьи.