Почему на гуманитарные специальности сложнее поступить чем на технические
Часть2. Начало читайте здесь.
Так ли это на самом деле? Чтобы разобраться в этом, я решила расспросить студентов разных вузов об их учебе. В 1 части этой статьи на мои вопросы отвечали ребята, получающие технические специальности. А вот какая беседа у меня состоялась со студентами гуманитарных вузов.
АЛЕКСААНДРА, 2-ой курс, кафедра менеджмента Торгово-экономического института.
— Саша, расскажи, как проходит твой учебный день?
— Много задают? Сколько времени уходит на самоподготовку?
— В принципе, не очень, иногда, правда, бывает сильно устаю и становлюсь рассеянной, но в общем нормально.
— Когда практика начинается у вас?
— После 2-ого курса по профессии. Длится она всего месяц.
— После окончания института, где работать планируешь?
— Пока не знаю, но думаю, что в банке.
АЛЁНА, 2-ой курс общеэкономического ф-та СПбГУЭФ (ФИНЭК)
— Алёна, расскажи о своём учебном дне?
— Еду на учебу, до 16 в институте, потом домой. Если есть какие-то заданные рефераты или доклады, то делаю их. Учиться несложно, просто нужно ходить на лекции и слушать.
— Много времени занимает учёба?
— При подготовке к занятиям изучаешь дополнительную литературу? Посещаешь библиотеку?
— За год в библиотеке была дважды (улыбается). Но дополнительной литературы читаю много.
— Сколько времени тратишь на самоподготовку?
— В зависимости от надобности, но в среднем час-два.
— Алёна, а ты имеешь представление о своей будущей работе?
— У меня распределение после 2-ого курса, если всё будет так, как я хочу, то да, имею. А вообще, после института планирую работать в рекламном агентстве или заниматься маркетингом.
Таким образом, если студент-технарь прогуливает лекции или болеет, ему будет трудно снова «втянуться» в учёбу. Придется приложить немало усилий, чтобы наверстать упущенный материал.
Что касается гуманитариев, то пробелы в знаниях им легко можно восполнить при помощи учебника или чужого конспекта, если пропустил лекции.
Теперь хотелось бы поговорить о трудоустройстве. Чем будут заниматься выпускники гуманитарных вузов? А чем выпускники технических после окончания учёбы?
К сожалению, в нашей стране профессии, связанные со здоровьем и безопасностью жизни людей, такие, например, как медики и летчики, не входят в рейтинг высокооплачиваемых. А ведь заработная плата, стабильность и надежность у большинства абитуриентов выходят на первый план при выборе профессии.
Оглянитесь: неужели среди ваших знакомых нет успешных менеджеров с дипломами педагогов или удачливых предпринимателей, окончивших вузы гуманитарной направленности?
Каждый из нас делает выбор то ли в сторону более прибыльной и престижной в будущем профессии, то ли в сторону той, к которой склонен в силу своих способностей и талантов. Оптимальный вариант тот, когда прибыльность и престижность будущей профессии перекликаются с вашими способностями, склонностями и талантами.
Не зря мудрый китайский философ Конфуций наставлял: «Выбери себе работу по душе и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Чем гуманитарное образование сложнее технического и как получить наилучшее
Мне, я считаю, несказанно повезло. Я успел получить еще советское техническое образование, которое на точке смены эпох дополнил полусоветским-полуперестроечным – юридическим, и все это сверху полирнул уже чисто буржуинским техническим (количественная оценка риска в Лондоне) и гуманитарным (бизнес-администрирование – в Нью-Йорке).
А потом, в течение 20 лет пытался применить на практике всё, что получил в теории, поэтому имею возможность сравнить, оценить необходимость и достаточность того и другого образования для последующей жизни.
Техническое образование даёт возможность понимать, как работает тот или иной механизм на основании набора физических законов. Видим явление – вспоминаем закон – выявляем соответствия увиденного и прочитанного, если есть несоответствия – исправляем. Вот очень упрощенная схема применения технического образования на практике.
Техническое образование описывает «жизнь машин», которая, как ни крути, гораздо проще жизни людей. Связи в основном – линейные, зависимости, как правило, – прямые. Бери схему – води по ней пальчиком и смотри, что в этой схеме натуральному механизму не соответствует. Ненужное выкинул, нужное оставил.
1 Знать все те физические законы и правила, которые знают технари
2 Знать еще кучу законов и правил, которые технарям знать вообще незачем
И всё это по одной элементарной причине – осуществлять эффективное взаимодействие человека с машиной гораздо проще, чем взаимодействие человека с человеком.
Всесторонне необразованные люди. Кто они?
Например, диплом экономиста-юриста почему-то весомее для получения хорошо оплачиваемой, статусной должности в управлении, чем диплом инженера, не говоря уже про ботаника, хотя именно ботаников так остро не хватает сельскому хозяйству, не способному воссоздать даже советскую семенноводческую индустрию.
Не пытались разобраться в этом парадоксе? Тогда попробуйте на зуб мою версию.
“Время разбрасывать камни, и время собирать автомат Калашникова”
Точные науки и профессии, базирующиеся на них, оперируют ограниченным количеством инструментов, способны воздействовать на ограниченное и очень конкретное количество изделий, работают по проверяемым формулам и алгоритмам, подчиняются вполне конкретным законам.
Любой, кто захочет, может, изучив эти формулы, алгоритмы и способы измерения, контролировать процесс и проверить результат.
Там, где подобный способ оценки результатов труда закрепился, не могло не появиться такое словосочетание, как “искусство управления”. А кто же искусство измеряет? Искусством наслаждаются, его оценивают, причем опять же не все, а избранный круг экспертов, оценка деятельности которых вообще не поддается измерению…
Всё вышеуказанное закончилось сегодня тем, что гуманитарии превратились в некую жреческую касту “брахманов”, которые посматривают с высоты своей неизмеряемой квалификации на суетящийся техно-плебс и спускаются на грешную землю исключительно чтобы выпить и закусить.
И все бы ничего, пусть бы они сидели там у себя на “олимпах”, занимаясь “изящным и воздушным”, и существуя, как в старые добрые времена, на подаяния восхищенных меценатов-материалистов. Однако, они оккупировали не только картинные галереи, но и коридоры власти, пытаются рулить материальным миром, даже не догадываясь, по каким законам этот материальный мир функционирует.
И это как раз тот случай, когда надо «что-то в консерватории поправить”, потому что гуманитарное обучение сегодня никакого отношения не имеет к слову “образование”. Гуманитарная сфера управляет отношениями между людьми, а люди существуют-таки пока в материальном мире. Значит, гуманитарная практика может и должна надстраиваться над технической. А гуманитарное образование просто обязано быть продолжением технического и не может существовать без него, как не может врачебная профессия не базироваться на изучении химии, биологии и анатомии.
Техническая сфера, по сравнению с гуманитарной, может и должна быть проще, потому что оперирует гораздо меньшим количеством переменных и констант. Но законы, которые действуют в “физике” точно также работают и в “гуманитарке”. “Сила действия равна силе противодействия”, “Опереться можно только на то, что сопротивляется”, “Хаос является наиболее устойчивым состоянием” и прочая, прочая, прочая…
Чтобы не утяжелять текст, я опускаю заготовленные примеры и аналогии, и перехожу сразу к резюме, которое может выглядеть следующим образом:
1 Гуманитарные науки изучают трудноизмеряемую сферу деятельности и отношений человека с человеком. Они более сложны, чем технические, но базируются на тех же принципах и подчиняются тем же законам.
2 Гуманитарные науки всё ещё находятся в процессе становления (и вообще не являются науками в классическим понимании этого термина) и научного уровня не смогут достичь, пока (надеюсь временно) будут игнорироваться естественные науки и технические знания, как обязательная, базовая, неотъемлемая часть гуманитарных.
3 Та система образования, которая изменит существующее положение вещей и сделает этот шаг, очень скоро создаст мощный конкурентоспособный слой управленцев, которые смогут с легкостью решать системные проблемы, кажущиеся нерешаемыми для управленцев, имеющих классическое гуманитарное образование, полностью лишенное естествознания…
Псевдонаука, к которой сегодня относится большинство гуманитарных дисциплин, не может обойтись без псевдообразования.
Упомянутое естествознание напрочь не стыкуется ни с болонской образовательной системой вообще, ни с родимым пятном этой системы – тестированием, сиречь «угадайкой», так активно насаждаемой сегодня во всех странах и на всех уровнях.
Недавно прочитал историю инженера, получившего еще советское образование, и, по долгу службы, вынужденного вот уже 20 лет ежегодно проходить тестирование. После такого многолетнего «тренинга мозга» он, попав на экзамен, где надо было самому формулировать ответ, а не выбирать готовое решение из списка, обратил внимание, что мозг наотрез отказывается делать это, упорно ищет подсказку и мучительно пасует перед простейшими задачами, которые должен решать школьник.
«Угадайки» уже привели к такому массовому заболеванию, как функциональная безграмотность, то есть неспособность понимать сложные тексты, обобщать и анализировать, мыслить логически, одним словом – думать. Функционально безграмотный человек знает буквы, но когда «многа букаф», теряет нить рассуждений, паникует и воспринимает текст, как личное оскорбление.
Для чего упорно внедряется именно такая система – понятно. Надрессированный на тестах «специалист» идеально приспособлен для внешнего управления, так как привычка соглашаться с кем-то разработанными решениями, превращает его из хомосапиенса в хомоэлекторатиуса, не способного генерировать собственные идеи, а значит обреченного на вечное пережёвывание чужих мыслей, спущенных ему с Олимпа патрициями…
Материал уже вышел обширный, а еще хотелось бы хотя бы краешком задеть вопрос: «Кто должен определять что нужно, что не нужно, давать задание и принимать работу у системы образования»? И вопрос не столько в количестве физиков-лириков, сколько в качестве и тех и других… Если тема заинтересует, мы обязательно к этому вопросу вернемся. А пока…
У тебя высшее образование? Даже два? Сделай домашнюю работу с пятиклассником по современным учебникам! Почувствуй себя идиотом….
Материалы по теме
А вот ещё:
Сингапурское чудо: от колонии, до богатейшей страны
Бывшая малайская деревня, в которой размещалась военно-морская база Великобритании, благодаря интеллекту, дисциплине и изобретательности местных жителей превратилась в богатейшую страну мира.
Экономическому, социальному и политическому росту Сингапур обязан своему первому премьер-министру Ли Куан Ю. За 40 лет политик превратил отсталую британскую колонию в одну из ведущих стран Азии, уничтожил коррупцию, преобразил город-государство и заставил примириться этносы, населяющие Сингапур. Положительные результаты были достигнуты при помощи довольно жёстких, авторитарных мер.
Зарождение Сингапура
Торговое поселение, окружённое густым, влажным тропическим лесом, появилось на месте современного города ещё в 12-м веке. Тогда на острове, удобно расположенном в Малаккском проливе, встречались купцы из Поднебесной и Индии. Его выгодное расположение позже оценит Британская империя. На Средние века пришёлся расцвет города, в 17-м веке он был разрушен в ходе португальской колонизации. Через два века, когда в регионе появились британцы, в устье реки Сингапур оставалось лишь несколько рыбацких деревень.
Соперничество пришедших на смену португальцам голландцев и британцев подтолкнуло последних к созданию опорного пункта в Юго-Восточной Азии. В 1819 году экспедицию возглавил Стэмфорд Раффлз, считающийся сегодня отцом-основателем города. Колониальный чиновник договорился с местными племенами об аренде земель, со временем оставив аборигенам только некоторое подобие самоуправления.
Условия, в которых начала развиваться фактория, были не самыми привычными для европейца того времени: тропическая влажность и духота, малярия, хищные дикие животные и не менее опасные насекомые и рептилии. Однако поселение вокруг форта постепенно развивалось: в середине 19-го века был построен дворец генерал-губернатора и роскошный отель, возведены торговые конторы. Имперская администрация нуждалась в дешёвой рабочей силе, потому активно привлекала индусов, малайцев и китайцев заселять Сингапур. Так сложились национальные коммуны, среди которых особенно выделялась китайская. Свою экономическую мощь она приобрела во время Опиумных войн, открывших Китай рынкам Европы.
» height=»449″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/c03/c0337af32ac55141a71e806462ca7db2.webp» title=»Вид на британский форт со стороны реки. Фото конца 19-го века. (wikipedia.org)» width=»600″ />
Вид на британский форт со стороны реки. Фото конца 19-го века. Источник: wikipedia.org
После открытия Суэцкого канала торговый оборот Сингапура вырос. Не последней статьёй дохода колониальных властей были проценты от торговли опиумом. Справиться с этой проблемой, которая косила население города, удалось только в 1920-е годы. По мере роста влияния Британской империи в регионе, росло и значение Сингапура. В начале 20-го века его соединили железной дорогой с владениями империи на материке. Город стал перевалочным пунктом для путешественников, торговцев и военных. И сегодня один из крупнейших и красивейших аэропортов мира является важным транспортным узлом Азии, а власти страны позволяют иностранцам гостить в Сингапуре без визы три дня.
Во время Второй мировой войны Япония провела одну из самых успешных операций против союзников: в 1942 году британская военно-морская база сдалась после недели боёв. Эта капитуляция стала крупнейшей за всю историю Великобритании. Символ Запада в Юго-Восточной Азии пал. До 1945 года Сингапур находился под японской оккупацией. Через 14 лет, в ходе крушения колониальной системы, Сингапур получил независимость, а Лин Куан Ю стал его первым премьер-министром.
Ли Куан Ю и «сингапурское чудо»
Выпускник Кембриджа в области экономики и права, Ли Куан Ю провёл молодость в Великобритании, где сформировались его представления о политике и экономике. Свои идеи он впоследствии реализовал в Сингапуре, куда вернулся в 1949 году.
Опасения, связанные с возможным приходом к власти коммунистов, подтолкнули Ли Куан Ю к вступлению Сингапура в 1963 году в Малайскую федерацию. Внутри города-государства велась борьба с коммунистами, оказывавшими сильное влияние на страны третьего мира в регионе. Сингапур оставался в фарватере британской политики, а потому выбор идеологии времён холодной войны был очевиден. Однако уже к 1965 году разногласия между Сингапуром и Малайзией привели к тому, что остров был исключён из состава федерации. Так Сингапур обрёл независимость.
» height=»399″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/872/8724a42d6803e949809fc0eb8a6e9f3c.webp» title=»Сингапур в 1965 году. (pinterest.ru)» width=»600″ />
Сингапур в 1965 году. Источник: pinterest.ru
Новое государство столкнулось с множеством проблем: агрессивная политика Индонезии и Малайзии, угрожавшая суверенитету страны, высокий уровень безработицы, внутренние национальные и религиозные конфронтации, отсутствие армии и ресурсов, даже пресной воды. Эта проблема до конца не решена по сей день: часть питьевой воды Сингапур покупает у соседней Малайзии, другую часть получает через очистку собственных сточных вод, третью — самую меньшую — через энергозатратное опреснение.
К 1976 году правящей партией была разработана программа создания собственных вооружённых сил, реализованная с нуля в довольно короткий срок при помощи израильских специалистов. Когда вопрос безопасности был решён, Ли Куан Ю приступил к экономическим и социальным преобразованиям. Страна сосредоточила усилия на привлечении инвестиций. Местные чиновники выполняли роль менеджеров, предлагая инвестором принять участие в судьбе зарождающегося государства-корпорации. К слову, сегодня сингапурские чиновники имеют одни из самых высоких официальных зарплат в мире, сравнимых с доходом топ-менеджеров государственных корпораций.
Уже в 1970-е годы объём вложенного западными странами капитала позволил Сингапуру побороть высокий уровень безработицы и провести широкую индустриализацию. Основными инвесторами стали американские корпорации, укреплявшие позиции США в Азии. В это же время власти города вкладывали деньги в развитие туризма.
Западные инвесторы, высоко оценившие низкие налоговые ставки, невысокую оплату качественно выполненной работы, инвестировали всё новые средства в различные отрасли промышленности Сингапура. Выгодное положение города в очередной раз пошло ему на пользу: нефтедобывающие компании учреждали в городе свои филиалы, по сей день обслуживающие страны Тихого океана. К началу 1990-х годов Сингапур стал третьим мировым и первым в Азии центром торговли и переработки нефти. Международные компании при поддержке местной власти открывали собственные центры обучения специалистов в Сингапуре, что позволило городу взрастить квалифицированные кадры.
Ли Куан Ю во время предвыборной кампании. Источник: pinterest.com
В рамках социальной политики были созданы системы образования и социальной защиты, различные государственные фонды благосостояния, возводилось новое жильё. В то время как иностранные компании инвестировали в Сингапур, государство инвестировало в своих граждан.
Азиатский тигр
Бурный экономический рост Сингапура привёл к созданию собственной фондовой биржи, занявшей место важнейшей в регионе и одной из крупнейших в мире. Низкий налог для нерезидентов продолжал привлекать деньги в страну, в то время как граждане Сингапура продолжали богатеть.
Сам город за время правления Ли Куан Ю заметно преобразился: были снесены ветхие постройки старой торговой фактории, росли башни небоскрёбов, занятые корпорациями, построен аэропорт Чанги, стабильно занимающий первые позиции в рейтинге лучших воздушных гаваней мира. Но главные и, пожалуй, самые заметные изменения коснулись внешнего вида города, его инфраструктуры и образа жизни горожан.
Сингапур в 21-м веке. Источник: flickr.com
Уже в 1960-х годах город был очищен от уличных торговцев и коров, которые паслись в самом центре. К 1970-м здесь остались только легальные такси; масштабно и активно проходило озеленение, осушались болота, вычищались каналы и стоки. Задачей Ли Куан Ю было создание города-сада, разительно отличающегося от соседних азиатских столиц. Не в последнюю очередь улучшения делались для привлечения иностранного капитала и туристов.
Реку Сингапур, традиционно запруженную лодками, очистили, обрамили набережными, прогулочными зонами и садами, а вместо гнилых шлюпок по реке стали ходить электро-катера. Был закуплен песок в Индонезии, в островном городе появились собственные пляжи.
Жители Сингапура переселялись из трущоб в современное комфортабельное жильё, однако их бытовые привычки оставались прежними. Например, плевание. Ли Куан Ю провёл широкую информационную программу, в которой сообщалось о значительной роли плевков в распространении туберкулёза. Программа сработала. Тогда премьер-министр решил заняться искоренением других вредных привычек горожан.
Многие из инициатив правительства возымели успех отчасти потому, что власти ввели высокие штрафы за порчу городского имущества, к которому относились как зелёные газоны, так и чистые бульвары. До сих пор штрафы за мусор и порчу растений отбивают желание нарушать закон.
» height=»400″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/105/105f2bda91ebe50b5018024c9365aa6a.webp» title=»Сады залива Марина-Бэй. (atorus.ru)» width=»600″ />
Сады залива Марина-Бэй. Источник: atorus.ru
Важной инициативой стала борьба с курением. Проводились различные антитабачные кампании, вводились высокие штрафы за курение в неположенных местах. Более радикальной стала борьба с употреблением жевательной резинки: в 1992 году она была полностью запрещена.
Запреты, относящиеся к частной жизни граждан, часто критикуются западным обществом. На этот счёт Ли Куан Ю чётко сформировал свою позицию в интервью 1987 года: «Меня критикуют за вмешательство в частную жизнь граждан. Это справедливо, но без этого, мы бы не достигли того, что нам удалось. Я ни о чём не сожалею — мы бы не смогли обеспечить экономический прогресс, если бы не занимались очень личными вопросами: кто ваши соседи, как вы живёте, шумите вы или нет, плюетесь или нет, на каких языках общаетесь. Это мы решаем, что правильно, а до мнения граждан нам нет никакого дела».
Одним из признаков авторитарного правления правящей партии Сингапура можно также считать ограничение роли иностранных СМИ. По мнению Ли Куан Ю, информационные технологии и развитие интернета позволили западным СМИ влиять на сингапурскую интеллигенцию и пропагандировать свои ценности, в то время как голос сингапурского правительства перестал быть слышен. Благодаря ограничениям информации, по мнению премьера, Сингапур сохранит свою внутреннюю стабильность и главенствующее положение партии в обществе, благодаря которой государство добилось процветания.
Вид на ночной Сингапур. Источник: bestmaps.ru
Сегодня должность премьер-министра Сингапура занимает старший сын Ли Куан Ю Ли Сяньлун, а власть по-прежнему находится в руках партии, созданной его отцом. Сингапур остаётся ведущей экономической силой в регионе, индекс коррупции в стране крайне низкий, а уровень жизни граждан, как и поток туристов, желающих воочию увидеть город-сад будущего, растёт.
Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.
Через два месяца для выпускников прозвучит последний звонок, и большинство из них, сдав ЕГЭ, отправит документы в вузы. Поступить на бюджет с каждым годом становится труднее. Коммерциализация высшего образования нарастает, как снежный ком. Если так будет продолжаться, ее итогом станет гибель части учебных заведений и недоступность образования для детей из семей с низким достатком.
Чем «круче» университет, тем выше плата за учебу
Если в Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, во многих землях Германии, во Франции и Чехии денег за обучение в государственных университетах не берут, то в России с каждым годом количество платных мест увеличивается. В основном это касается гуманитарных специальностей (при минимальном количестве таковых для технарей). Наращивая количество бюджетных мест для технических специальностей, наше государство пытается повысить престиж инженерной профессии.
Посмотрев совместное исследование, подготовленное РИА НОВОСТИ и Высшей школой экономики для будущих абитуриентов «Какой вуз выбрать: индикатор ваших возможностей», можно понять, что дети с самыми высокими результатами по ЕГЭ в основном поступают в престижные классические университеты, элитные технические и медицинские вузы.
При такой ситуации удивляет, что в проекте нового закона «Об образовании в РФ» предлагается финансировать вузы в зависимости от баллов по ЕГЭ, с которым абитуриенты поступают в вуз. Ведь тогда большинство инженерных вузов просто закроется. На плаву останутся лишь крупнейшие университеты.
Что делать гуманитариям
Понятно, что востребованность гуманитарных вузов в такой ситуации сводится к минимуму. Что делать? 83 закон предписывает вузам самим зарабатывать, создавая малые предприятия, продавать свои ноу-хау. Но гуманитарные научно-прикладные исследования спросом со стороны частных структур не пользуются. И оснований для организации малых предприятий у гуманитарных вузов мало. По мнению проректора Российского государственного гуманитарного университета Андрея Николаева, пока заказы на гуманитарные услуги и исследования носят точечный характер. У бизнес-сообщества нет четкого понимания этического кодекса, гуманитарного измерения любой деятельности (бизнеса, производства). До этого нужно дорасти.
Если же вуз не сможет получать деньги за свои исследования, ему придется зарабатывать другим путем: платными студентами. Образование станет менее доступным для огромного количества людей. А совсем неуспешные вузы либо погибнут, либо станут казенными учреждениями, живущими на скудном пайке. У них будут минимальные возможности для привлечения внебюджетных источников, зато сохранится сметное финансирование.
Чем страшна магистратура
Коммерциализации высшего образования будет способствовать и переход на двухуровневую (Болонскую) систему. Это произойдет с нового учебного года. Наборы бакалавров начались лишь пару лет назад. Значит, их массовый выпуск случится где-то через 5 лет.
Доступность образования
И, тем не менее, последние годы растет число людей, которые стремятся получить высшее образование. Руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский рассказал РИА Новости об исследовании, в котором родителей спрашивали: выросла ли за последние 10-15 лет доступность образования для их детей? И выяснилось, что для людей с доходом выше среднего она выросла, а для людей с низким доходом сильно сократилась. То есть, люди с хорошим доходом могут теперь за образование заплатить.
По мнению Давида Константиновского, нам нужно сочетание либеральных мер с социал-демократическими. Должна быть адресная поддержка малоимущих, способных студентов. «У нас же народ любит крайности: либо либеральные меры, либо социал-демократические. На самом деле их вполне можно сочетать».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции