Почему мы говорим что разные национальности
1. Почему мы говорим, что разные национальности составляют у нас один народ? Как его называют?
2. Русский язык называют языком межнационального общения. Как ты это понимаешь?
3. Почему культура нашей страны называется многонациональной?
4. Объясни, как складывается многонациональная культура. Какова роль русской культуры в истории России?
В истории россии огромную роль сыграл менталитет (который является элементом культуры), именно из-за него мы не может жить и развиваться в стиле западных и европейских обществ. После отмены крепостного права люди, уезжая работать в город, в лучшие условия, все раво оставались прописанными в деревне. Из-за родственных связей. Из-за сохранения русской культуры, Александр Невский в свое время отказался от помощи Папы Римского и т.п.
5. Что такое национальность? Кто ее должен определять? По каким признакам?
1*. Используя ресурсы Интернета, подбери материал и подготовь компьютерную презентацию на тему «Обычаи народов России».
2. Объясни, почему национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека.
Национальность дана нам с самого рождения. Мы ее не выбирали, а, следовательно, это и ни недостаток и ни заслуга. Все люди одинаковые. и действия, взгляды и характер людей тоже не зависит от национальной принадлежности.
Обществознание
Мы — Многонациональный Народ. Почему мы говорим, что разные национальности составляют у нас один народ? Как его называют?
В России живёт много разных национальностей, но всех их объединяет единое государство, один межнациональный язык, единая культура на основе этого языка, потому все они составляют один народ, представители которого зовутся россиянами.
Ещё по теме
Семейное Хозяйство. Что такое домашний труд?
Труд — Основа Жизни. Каким бывает труд человека?
Обществознание. Что такое национальность?
Человек и Земли. Найдите информацию и расскажите об использовании земель в вашей местности.
Одноклассники, Сверстники, Друзья. Что мешает дружбе? Приведи примеры из жизни о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, как помогают друг другу, почему ссорятся, как мирятся.
Звездное Небо. Капитан ведет корабль много дней, не видя Земли. Как он узнает, что движется в правильном направлении?
Мировой Океан. Назовите составные части Мирового океана.
Суша и водная поверхность. Сформулируйте вопросы для кроссворда, ответами на которые будут: Австралия, Евразия, Америка, Европа, Аравийский полуостров, Гренландия, Северный Ледовитый океан, Тихий океан.
Труд — Основа Жизни. Чем богатый человек отличается от бедного?
Государственные Символы России. Что означают цвета Государственного флага России?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Ответ:
Смысл высказывания состоит в том, что каждому человеку недостаточно знать только формулировку закона. Все должны жить по законам, которые регулируют поведение общества, а для этого необходимо, чтобы все понимали, что именно от них требуется делать. Ведь именно тогда, когда все будут сознательно следовать всем законам, можно будет говорить о правовой грамотности общества. Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Закон – это установленный государством свод обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающий перечень запретов и ограничений, созданный с целью поддержания порядка в государстве. Работа многих людей связана именно со знанием закона, то есть с их смысловым характером. Например, профессия юриста подразумевает исключительное знание множества законов, однако он не может знать их все. Это невозможно чисто физически, да и к тому же и неправильно. Но любой юрист должен иметь понимание общей структуры законодательных актов, их положение, структуру; знать, как найти необходимую норму закона, иметь представление об общих принципах права. Даже при подготовке любого документа, люди этой профессии обращаются к необходимым им источникам, заранее зная, что и где нужно посмотреть. В этом и заключается умение юриста работать с законодательством. Здесь показано, как умение владеть законом и знание его, помогают человеку свободно существовать и даже работать, помогая людям. Не всегда люди согласны с законом и идут наперекор ему, специально нарушая его и даже не задумываясь о последствиях своих действий. В таких ситуациях государство не может оставаться в стороне, именно поэтому оно обеспечивает соблюдение закона через работу специальных органов, которые должны охранять и защищать закон, следить за порядком и «наказывать» тех, кто их нарушает. Примером работы такого органа может служить деятельность прокуратуры. Она занимается главным образом надзором за исполнением законов. Благодаря этому, решается широкий круг задач прокурорской деятельности, а именно соблюдение Конституции РФ, исполнение действующих на территории страны законов, обеспечение единства и укрепления законности, прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства. В этом примере показано, что за несоблюдением закона также следят, и вследствие обнаружения нарушения закона могут последовать негативные санкции. Подводя итог, можно сказать, что именно не знание закона приводит к плохим последствиям. Вот почему важно не просто заучивать строки из источников права, а осознавать смысл нормативно-правовых актов для свободного владения ими при возникшей необходимости, то есть нужно понимать содержание и значение законов.
Другая национальность: «свои» или «чужие»
Выполнила: Николаева Елена Сергеевна
Научный руководитель: Пилюгина Алла Васильевна
Борская средняя школа, 2004 год
Оглавление:
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложения
Введение
Россия, как образовавшееся после распада СССР государство, имеет такой же статус, к тому же она теперь состоит из различных «субъектов», часть из которых называют себя суверенными государствами, но таковыми не являются. Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, она имеет множество различных проблем: политических, социальных, экономических и т.д.
Мне стало интересно, почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу. Из курса истории мы знаем, что имели место войны, основанные на национальном неприятии, а все остальные, которые имели другую причину, давали отрицательное влияние на то, как складываются отношения между нациями. Это неудивительно, ведь как можно представить два однонациональных государства, воюющих между собой и при этом сохраняющих дружественные отношения?! Но, однако, не следует путать национальную неприязнь с патриотизмом.
В своем реферате я решила выяснить, актуальна ли в нашем поселке проблема взаимоотношений наций, и если это так, то рассмотреть их и выяснить причины их возникновения. Также я хотела бы объяснить понятие патриотизма, и доказать, что патриотизм не может проявляться в ущемлении прав других наций, даже если эти нации живут в пределах одной страны.
Развитие национальных отношений вытекает из индивидуальных взглядов и убеждений каждого человека, поэтому для разрушения национальных предрассудков необходимо работать с детьми с самого детства по следующим пунктам:
Из этого понятно, что проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность, но это нонсенс.
В любом случае, ели эта проблема исчезнет, решится, так как люди найдут другой повод для вражды друг с другом: «Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность».
«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого». Фридрих Энгельс.
Люди окружают нас. Мы являемся частью чьего-то окружения. Мы часто задумываемся о психологии нашего окружения или отдельного его представителя. Но так же часто мы задумываемся о том, чем он отличается от нас. Одним из таких категорий является принадлежность человека к той или иной народности.
Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: «Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно».
Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.
Несмотря на это, в России выделяются средства на сохранение национальных реликвий, ценностей, принимаются различные законы, защищающие «их»; создаются смешанные браки, но мнение русского народа имеет главное и ведущее значение.
Исторические корни проблемы
Любая проблема имеет начало, свои корни. То, чем она была порождена, всегда нуждается в обсуждении и анализе. Проблема взаимоотношения наций имеет свои исторический корни, которые начинаются даже не с распада СССР, а с самого образования России.
Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. Конечно, русское общество воспринимало, и, надо сказать, чутко воспринимало, влияние и той и другой стороны. Недаром историки постоянно сравнивают нашу Родину то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей.
Это влияние сказывалось, прежде всего, в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Дело, по большей своей части, в столкновении двух разных культур, двух разных миропониманий.
Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде татаро-монгольских орд.
Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, «чужаки», могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.
В процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов, но славянский компонент всегда оставался главенствующим.
Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам), жизнь предшественников осуществлялась по принципу подстановки.
За многие десятилетия межнационального сожительства народы России в значительной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее регионам. Концентрация народов в той или иной административно-территориальной единице (ATE) различная, но ни одна народность не составляет 100%, отсюда следует, что остальные занимают место в другой ATE, вызывая тем самым недовольство ее «хозяев» (приложение 2). Наряду с компактно проживающим в том или ином регионе национальным большинством появились и национальные меньшинства. Их социальное положение, их права, доступ к материальным и культурным благам существенно отличались от положения национального большинства.
В Советском Союзе не было господствующей нации. Долгое время национальный вопрос считался решенным полностью на основании того, что был ликвидирован национальный гнет, экономическая и культурная отсталость народов. Национальная сфера находилась вне критики, а возникающие здесь трудности замалчивались. В этом-то и заключаются предпосылки распада СССР. Не зря многие ученые-историки, философы, писатели так часто заостряли внимание на положении СССР в отношении её национального состава.
Актуальность этой проблемы характерна как для всей страны, так и для села Бор в частности. Доказательством этому является статистика ответов при опросе жителей нашего поселка (приложение 3). Из этого опроса видно, что даже на такой небольшой территории сохраняется недовольство существующими устоями, сохранившимися после распада СССР: неравномерное представительство в местных органах власти, назначение на руководящие должности по национальному признаку, хулиганские действия на национальной почве и т.д.
Что есть национальность?
Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение понятия «национальность» и «национализм». Также необходимо знать, как определяется национальность человека.
По всем этим же критериям определение Межуева не подходит для реального осознания понятия «национальность», т.к. ни один из них не отвечает реалиям жизни: многие люди одной национальности не знают своего языка (казахи говорят на русском), общность территории отпадает в первую очередь в связи с широкой распространенностью народностей по всему земному шару, а валюта в нынешних условиях жизни не может быть характерна только для одной национальности (валюта Евро распространена во всей Европе).
Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой:
1. см. национальный.
2. В некоторых сочетаниях: то же, что нация.
3. Принадлежность к какой- нации, народности.
1. см. нация.
2. Характерный для данной нации, свойственный именно ей.
3. То же, что государственный.
НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (см. Этническая общность). Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству (приложение 4).
Определение национальности
Национальность не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился. Это обстоятельство ничем не отзывается в будущем, кроме записи в графе «Место рождения».
Между тем, в большинстве случаев, ребенок, рожденный в одной ATE, принадлежит к коренной национальности этой местности. Это обуславливается соотношением титульной и нетитульной народностей, т.к. родители этого ребенка, скорее всего, принадлежат к титульной. Так, дети северных народов России принадлежат к коренной национальности, потому что она там преобладает (эвенки, кето).
Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу «Национальность».
Шовинизм, как преступление
Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.
Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.
Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких «ярлыков», затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.
Возьмем для примера несколько широкомасштабных исторических фактов, в основном, конфликтов, несущих межнациональный характер.
«В ночь с 14 на 15 мая 1948 года началась Арабо-израильская (Палестинская) война сразу же после провозглашения на части палестинской территории независимого государства Израиль. В ходе войны израильтянами была захвачена значительная часть территории, которая предназначалась по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН для создания Арабского государства (около 48%). Беженцами стали около 900 тысяч арабов. В 1949 Израиль заключил перемирие с соседними арабскими странами: Египтом, Ливаном, Иорданией, Сирией, участники конфликта не подписали никакого соглашения».
«В 1956 правительство Насера объявило о национализации Суэцкого канала для финансирования строительства Асуанской плотины — грандиозного сооружения, позволившего взять под контроль человека ежегодные разливы Нила. Решение о национализации вызвало негативную реакцию Англии, Франции и Израиля и военный конфликт в октябре 1956. Агрессия была прекращена совместными усилиями СССР и США».
«В декабре 1963 года на Кипре произошли вооруженные столкновения между греками и турками. Кипрский вопрос стал предметом обсуждения в Совете Безопасности ООН, по решению которого от 4 марта 1964 года на Кипр были направлены войска ООН. В результате обострения межнациональных отношений на Кипре турецкое население, проживавшее компактными группами в различных регионах страны, еще больше обособилось от греков».
«В условиях острой межпартийной и межэтнической борьбы в январе и июле 1966 года в молодом африканском государстве Нигерия произошли военные перевороты. В мае 1967 года сепаратисты Восточной Нигерии объявили о создании самостоятельной «республики Биафра». Междоусобная война в стране завершилась к началу 1970 года победой центральной власти».
«С января 1993 Чехия и Словакия по обоюдному решению стали существовать как независимые государства. Это редчайший пример мирного разделения образованных при распаде империй многонациональных государств» (смотрите также приложение 5).
Предпосылкой к развертыванию межнациональных конфликтов являлось враждебное взаимоотношение между русским, в данном теме, и другим народом, где русские почувствовали себя «гостями в своей стране» после распада СССР. Несмотря на принятые Россией меры, направленные на погашение нацистских настроев и на предотвращение серьезных конфликтов, как мировых, так и бытовых, они не только не прекращаются, но, вопреки всему, остаются проблемой и в современное время. Одной из таких мер является принятая в 1991 году Декларация прав и свобод человека и гражданина, в которой многие статьи относятся к теме отношения народностей (приложение 6).
В последние годы в близэкваториальном пространстве различных частей света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаются в труднообъяснимой, почти патологической национальной нетерпимости.
Во многих республиках национальные движения нетитульных народов не имеют антирусской направленности, а начались как конфликты национальных меньшинств против титульных наций: армян против азербайджанцев в Нагорном Карабахе, абхазцев, осетин против грузин и т.д.
Разумеется, нельзя отрицать наличия антирусских настроений среди отдельных категорий населения северокавказских республик. Нельзя исключить и попытки силовых решений проблем национального самоопределения тех или иных народов.
Аналогичные противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Обоснованность этого довода подтверждается разгоревшимся осетино-ингушским конфликтом, который может служить прецедентом и моделью для возможных в будущем конфликтов (между северокавказскими народами в том числе).
При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной не только и не столько против «общего врага» в лице «Российской империи», сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.
Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал-политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. В таких ситуациях именно национализм становится самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова, с полудвижения.
«Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям». (Уильям Индж).
Из всего вышесказанного я сделала следующие выводы:
Вывод. Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами: политическими, экономическими (безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда народ оказывается (реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.
В современное время громких конфликтов не возникало, т.к. к этому обязывает жизнь в деревне: совместная, соседская жизнь, не терпящая громких скандалов и шума, и воспринимающая их как исключение из правил. На первый взгляд, никаких национальных притязаний не осталось. Однако, углубившись в эту проблему, становится ясно, что жители Бора все же имеют неприязнь к людям другой национальности и из правил этикета скрывают ее.
Государство проводит много мероприятий по урегулированию национальных проблем. Обширную тему для исследований представляет собой тема нормативно-правовых льгот, предоставленных народам севера. Но эта тема очень сложная, многогранная и поэтому ее желательно рассматривать как отдельный вопрос.
В нашем поселке существует этническая община, в которую входят люди другой национальности. Этот факт подтверждает желание некоторых представителей нерусской национальности объединиться для соблюдения обычаев и традиции своего народа и не сливаться с русским обществом.
Смешанные семьи
В нашем поселке Бор Красноярского края проживает очень большое количество людей другой национальности. Вследствие этого здесь образуются смешанные семьи, чаще всего встречаются немецко-русские, украино-русские, а также семьи с членами белорусской, казахской, грузинской, армянской национальностей.
Большинство из этих семей полные, имеются дети. Дети-подростки таких семей неизбежно попадают в школы, каждый день им приходится общаться.
Тут встает вопрос: необходимо ли детям из смешанных семей особое образование? Нуждаются ли они в каких-то специальных мероприятиях, организациях, направленных на сохранение обычаев, традиций, присущих нерусским членам их семей?
При исследовании этого вопроса, оказалось, что жизнь в русском поселке для смешанных семей совсем не угнетающая. Многие вообще считают себя чисто русскими людьми и не боятся, что их дети будут иметь такую же точку зрения (приложение 9).
Возьмем для рассмотрения одну из смешанных семей.
— Владимир Артурович, как вы относитесь к людям другой национальности (чисто русским)?
Хорошо. Честно сказать, мне без разницы, к какой национальности принадлежит человек, лишь бы он был хорошим, настоящим человеком.
— Встречали ли вы предвзятое отношение по отношению к себе от людей другой народности?
Да. В детстве, когда я еще жил и учился в Верхне-Имбатске, по нерусской внешности ровесники обзывались на меня. Но потом все само собой прошло.
— Мешает ли вам сейчас ваше нерусское происхождение общению с русскими людьми?
Совсем нет. Я даже не ощущаю никакого различия.
— Отличаются ли смешанные семьи от однородных, или нет?
Я считаю, что смешанные семьи даже более прочные, чем другие. На общении это никак не сказывается, только интереснее.
— Кем больше считают себя дети по национальности? Встречают ли они неприязнь со стороны ровесников?
Они даже не задумываются об этом, потому что никто их не обижает и не напоминает. Современные дети, даже младшего возраста более осведомлены в этом вопросе, чем в наши времена, поэтому они с пониманием, что ли, относятся к нему, или так же не обращают внимания, не замечают разницы. Дети ведь в какой-то степени умнее взрослых.
Здесь мы проследили отношения смешанных семей с окружающими со стороны взрослого её члена. А теперь рассмотрим этот вопрос со стороны подростка из смешанной семьи.
Астапенко Мария, ученица БСШ. Семья украинско-русская.
— Как ты относишься к людям другой национальности (чисто русским)?
Очень, очень и очень хорошо. Я сама считаю себя русской, и общаюсь с русскими, поэтому у меня нет национальных предрассудков.
— Встречала ли ты предвзятое отношение по отношению к себе от людей другой народности?
— Мешает ли вам сейчас ваше нерусское происхождение общению с русскими людьми?
Нет, конечно, нет! Я же сказала, что сама считаю себя русской.
— Отличаются ли смешанные семьи от однородных, или нет?
Нет. Я думаю, что различие только в языке. Но в нашей семье все как обычно, и ничем наша семья от других не отличается.
— Кем ты больше себя считаешь по национальности?
Из этих примеров видно, что в нашем поселке не присутствует открытая дискриминация ни смешанных семей, ни детей-подростков из этой семьи. Однако были рассмотрены лишь ситуации со стороны взрослого человека и почти взрослого подростка. Но еще остаются взаимоотношения между дошкольниками. Известное высказывание «Дети очень жестоки», применимо ли оно к данной ситуации? Оставим этот вопрос открытым, вспомнив слова Владимира Артуровича Беккера об отношении его маленькой дочери с ровесниками.
Патриотизм и национализм: как различить
Есть много точных изречений, характеризующих такую категорию людей: «Величие нации должно уместиться в каждом ее представителе». (Станислав Ежи Лец).
«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». (Н.А.Добролюбов).
Причин того, что граждане нашей страны путают шовинизм с патриотизмом, множество. Решение этих вопросов связано по большей части с психологией человека. Наиболее явные из них:
— раннее присутствие человека в детстве при национальных размолвках. Запоминая обстоятельства, мнения родителей, друзей и окружающих, ребенок представляет людей другой народности врагами. Вследствие этого он всю свою жизнь, если не изменит взглядов, стремится навредить им и при этом будет считать себя сторонником своей Родины.
— ущемление россиян правительством во времена распада СССР, когда они почувствовали угнетение —> обида, в какой-то степени зависть, ревность —> отсюда следствием идет враждебное отношение к нерусским и называние себя патриотами.
Тем не менее, интернациональное общение полезно для каждого нормального человек. Во-первых, оно дает понять человеку позиции своей страны в отношении других народов. Во-вторых, осознавая различия между «нами» и «ними», русские начинают воспринимать страну как единое целое, т.е. интернационализм сплачивает людей одной национальности.
В-третьих, подобное общение, безусловно, дает некоторые знания о жизни в других странах человеку. Получив их, он может обучиться на ошибках или применить открытия для своей страны, тем самым, улучшив жизнь самому себе. Таким образом, интернациональное общение оказывает огромное влияние на развитие государств.
И, наконец, происходит обогащение культуры народов при интернационализме.
Анализ результатов опроса
Проведенный мной опрос между жителями нашего села затрагивает многие проблемы межнационального общения (приложение 10). Его результаты поднимают вопрос о терпимости людей, и насколько это человеческое качество может повлиять на положение в стране и в мире в целом.
Если смотреть в общем, то итоги опроса «согласие или несогласие» покажутся не такими уж и ужасающими: во всех ответах преобладают такие, которые свидетельствуют о стабильном положении в поселке.
Стандартный вопрос «хотелось бы пожить в другой стране» вызвал почти единодушное согласие. Этот факт обуславливается тем, что деревенскими (даже сейчас к людям нашего поселка можно приставить такое определение) жителями движет стремление сменить место жительства на время, чтобы познать другую страну, для них неважно какую. Это, с одной стороны, чистый интерес, любопытство, бегство от быта; а с другой стороны, пусть подсознательно, но это стремление сравнить «Как там, за границей, лучше живут или хуже? И как живут?»
Пункты опроса, направленные на личные восприятия другой национальности, более всех отразили патриотизм наших людей. Здесь сразу видно, что русские предпочитают выбирать себе в спутники жизни (супругов, друзей) людей своей национальности. Наяву недоверие к «чужим», близость к «своим». При ответе на этот вопрос, многие опрашиваемые комментировали: «Лучше свои», «Я всегда с нашими!» Я подчеркиваю эти слова, так как они отражают то, что русские применили осознание себя патриотом. Причем, здесь оно даже уместно, т.к. не проявляется ненависти к другим народностям, а больше любовь к своим согражданам.
Но прочтите данные утверждения для опроса. «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились», «Человек другой культуры, с другими привычками, обычаями пугает или настораживает окружающих», «Человека, который любит и помогает другой стране больше, чем своей, необходимо наказывать». Ужасает не столько суть этого вопроса, сколько итоги ответов на него. На первые два утверждения около половины опрашиваемых дали утвердительный вопрос (!), и даже на третий, который кажется таким естественным, нашлись те, кто ответил положительно. Естественно, у каждого своё мнение, участники опроса приводили свои, порой веские доводы в пользу такого ответа. Но перспектива такого общественного мнения не радует. Восприятие народов, как единого целого, и суждения об этом едином целом по одному его представителю; наказание человека за его мнения и действия, которые не приносят стране ущерба. Отсюда можно сделать вывод, что в наше время еще сохранились пережитки социализма, характерного для советского времени, и еще сохраняется возможность развития национализма, на патриотической основе (только нашей стране, только нашей национальности, и никому).
Вывод. С давних пор и до нынешнего времени люди путают национализм с патриотизмом, сохранилось это и в нашем поселке Бор. Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.
Опрос жителей села доказывает сохранение проблемы национализма в поселке, прикрытого за благородным понятием патриотизма. Для разрушения этого необходимо воспитывать в ребенке с раннего детства любовь к Родине не путем сравнения с другими странами (сравнивая Россию с другой страной, ребенок запоминает языковые, внешние различия и затем наблюдает их в людях другой нации, развивается неприязнь), а путем привития уважения и близости к своей. Последний метод более сложен.
С психологической точки зрения
Мы оправданно гордимся тем, что нации и народности имеют свою письменность, язык, литературу. Эта «собственность» определяет национальную самобытность народа. Но, с другой стороны, она, во многом, является предметом межнациональной вражды.
Цель моего реферата рассмотреть отношения наций, как взаимоотношения между людьми, а не брать в рассмотрение материальную и практическую сторону этого вопроса. То есть не рассматривать то, какие законы приняты главами поселка для улучшения жизни отдельных народностей, для их обычаев и традиций, для компенсирования им проживания в России.
Таким образом, психологическое состояние населения во многом определяет степень напряженности в нашем поселке, которая, как уже доказано, все же имеет место.
Обратимся вновь к приложению 3, т.к. этот опрос позволяет сделать важные выводы. Опрашиваемым, в частности, был задан вопрос о роли национальной принадлежности в формировании личности. Давая ответ на данный вопрос, опрашиваемые задумывались о значимости этнической принадлежности в групповом менталитете. Людям, как известно, свойствен поиск общественной опоры, необходимой для ощущения социальной защищенности, прочных житейских взаимосвязей. И в этом смысле вполне можно понять отчетливую ориентацию на национальную общность, которая в тяжелый час всегда окажет поддержку. К тому же ныне происходит своеобразный «всплеск» национального самосознания, усиливается интерес человека к культуре своего народа, его историческому прошлому.
В этом пункте я хотела бы пояснить роль толерантности в ситуации взаимоотношений этносов.
Понятие толерантности
Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.
Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы в вкратце знать значение этого слова.
Перевод слова «толерантность» с разных языков
Перевод на русский
Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь