Почему мужчин художников больше чем женщин
Содержание статьи
Многие не могут примириться с фактом, что великие художники в абсолютном большинстве – мужчины. Одних этот парадокс просто удивляет, других (в основном представительниц прекрасной половины человечества) даже обижает. Но такому стечению обстоятельств есть историческое и психологическое объяснения.
Исторические факторы
Следует начать с того, что женщины получили равные права с мужчинами и возможность свободно заниматься творчеством сравнительно недавно. С самых древних времен основной женской функцией была забота о доме и семье. В то время как писал свои шедевры Сандро Боттичелли и даже в конце 19-начале 20 вв., когда Марк Шагал постигал глубины искусства в Париже, женщины сидели по домам, занимались хозяйством и не помышляли о мировой известности.
В некоторые учебные заведения, занимающиеся подготовкой художников, женщин и по сей день берут неохотно, хотя в небольших частных художественных школах их количество преобладает. Тем не менее, добившись возможности свободно творить, в 20-21 веках женщины, получившие художественное образование, в большинстве случаев становятся графическими дизайнерами или преподавателями изобразительного искусства, уделяя развитию своего таланта совсем мало времени.
Психологические особенности
У женщин и мужчин психика существенно различается. Мужское мышление приспособлено для прорыва, преодоления, открытия нового. Женская природа, несмотря на кажущуюся изменчивость, во все времена стремится к поддержанию гармонии и стабильности. Возможно, именно поэтому художники-мужчины открывают новые стили и горизонты, становясь известными, а женщины-живописцы идут следом, используя проторенный путь.
Кроме особенностей восприятия у женщин зачастую совсем иные приоритеты. Если для мужчины семья – хоть и важный, но не основной элемент жизни, то женщина, даже исключительно талантливая, способна отдалиться от искусства, если семейный быт отнимает много сил. Творчество не является для нее приоритетом, так как природой заложены принципиально другие функции.
Дополнительным важным отличием является то, что, по мнению психологов, у мужчин в большей мере развито абстрактное мышление. Процент гениев (как и процент умственно отсталых) среди представителей сильного пола гораздо выше, тогда как женщины более стабильны. Сочетание эволюционных и исторических факторов и делает из мужчин первооткрывателей, стремящихся доказать миру свою исключительность, что провоцирует упорное развитие в определенном направлении, делающее их впоследствии великими художниками, музыкантами, учеными.
Кто рисует больше: женщины или мужчины?
Приветствую вас друзья и посетители сайта!
Скажите, как много имен знаменитых и известных женщин-художниц вы можете назвать? Скажу вам сразу: если вы знаете хотя бы одну, значит, с живописью вы знакомы лучше, чем среднестатистический человек.
Казалось бы, ведь это парадокс. Живопись, изобразительное искусство — это сфера прекрасного, абстрактного, именно та область, в которой женщины, вроде бы, могут проявлять себя лучше мужчин…
Ведь именно они более чувствующие, эмоциональные, восприимчивые, им легче мыслить образами и ощущать эмоции. Но все известные живописцы — мужчины, а женщины-художники, словно редкие диковинные птицы, мало кому известны. Почему так? Давайте разбираться.
Женщины-художники в истории живописи
Начать, пожалуй, стоит с того, что живопись сформировалась, как вид искусства, в те времена, когда права женщин были сильно ограничены. Женщины не допускались к высшему образованию, не участвовали в политике, мало влияли на общественную жизнь, а основной их задачей было поддержание домашнего хозяйства и воспитание детей.
Темные времена, не спорю, но так было. Уже тогда творили Иероним Босх (1450-1516 гг), Ян Ван Эйк (1390-1441 гг), мой любимый философ и ученый Леонардо да Винчи (1452-1519 гг), Рогир ван дер Вейден/(1399-1464 гг), Ян Вермеен (1500-1559 гг) и многие другие мастера, работы которых сегодня считаются бесценными реликвиями.
Автопортреты старых мастеров
И женщины тогда просто не имели возможности писать и учиться живописи. Разумеется, для тех времен не известны женщины-художницы, которые оставили бы более-менее значимый след в искусстве.
Да и позже, в эпоху Просвещения, женщинам было не менее сложно заниматься искусством. Во многом это было связано с тем, что художниками в большинстве своем становились дети зажиточных родителей, которые могли позволить себе дать ребенку такое образование, которое соответствовало его наклонностям.
Следовательно, если мальчик проявлял склонность к живописи, его отдавали на обучение в мастерскую к известному мастеру, если девочку увлекло рисование — её все равно выгодно отдавали замуж. В лучшем случае она выходила за богатого мужа и могла заниматься живописью, как хобби…
Обучения юношей в мастерских живописцев стоило дорого, и подразумевая под этим будующую высокооплачиваемую профессию
Обратите внимание, что такое отсутствие известных женских имен характерно и для других видов искусства и даже целых сфер деятельности, которые уже становились значимыми в то время. Вспомните вы известных женщин-священниц? Или, например, писательниц 18 века? Философов? Ученых? Причина всё та же — к деятельности на острие научного прогресса, общественной жизни и искусства женщин просто не пускали. Ну не женское это дело….
Не удивительно, что в таких условиях женщины-художницы могли появиться только в качестве исключения из правил. Первым таким исключением оказалась Софонисба Агниссола, за ней появились известные Клара Петерс, Артемизия Джентилески, Барбара Лонги, Галиция Феде.
Агниссола даже была живописцем испанского королевского двора, что свидетельствует о прижизненном признании её таланта. Эта женщина-живописец особенно меня поразила своей тонкой живописью и необычайно открытым лицом…. Кстати, прожила она очень длинную для тех времен жизнь, 93 года.
И тем не менее, эти имена — единичные среди десятков и сотен мужских имен.
Автопортреты словно живые
Вы можете возразить, мол, почему же до сих пор ситуация не выровнялась? Ведь женщины уже давно имеют те же права и возможности, что и мужчины. Женщины двигают науку, активно занимаются политикой, даже министрами обороны становятся, а вот картины за миллионы долларов не продают и пишут их чаще просто как любители, ради хобби. Может, действительно, не их это призвание?
Это тоже заблуждение….
Почему картины женщин-художниц стоят меньше?
Тут все дело в специфике живописи, как области искусства. Она, живопись, очень консервативна. Картины дорожают со временем. Самые старые шедевры — в среднем самые же дорогие. Они же со временем приобретают все большую ценность, как объекты культурного наследия.
А значит, картины, которые писались в эпохи Возрождения и Просвещения, самые дорогие, их авторы — самые знаменитые. Стоимость и знаменитость их постоянно растут, а догнать их могут только отдельные шедевры истинных гениев, которых единицы — тех же Дали, Пикассо или Ван Гога… которые, в свою очередь, создали новые манеры письма маслом.
Никто не будет спорить, что самый известный сюрреалист — Сальвадор Дали, стиль Кубизм — это визитная карточка Пикассо, а постозный слой краски на холсте в стиле импрессионизма — почерк не признаного при жизни Ван Гога.
Как результат, самыми значимыми считаются именно картины художников-мужчин, написанные тогда, когда женщин в искусстве практически не было!😒
Это, кстати, специфика живописи. Даже литература в этом плане менее инертна и женщине написать роман-бестселлер проще и выйти на мировую сцену легче. Как минимум, за литературное произведение «долларом» голосуют множество читателей, а за картины — единицы. И от мнения таких единичных покупателей зависит судьба произведений.
Искусство письма на бумаге
А мышление наше тоже консервативно… Мы знаем Рубенса, Ван Гога, Мане и Моне. Но про женщин-художниц слышали лишь мельком. Так у нас формируется стереотип о том, что истинные художники — именно мужчины.
И когда на аукционе продаются картины уже современных художников, как мужчин, так и женщин, мы оцениваем их через эту призму предубеждения. Нам кажется, что если картина написана мужчиной, то она с большей вероятностью будет выдающейся, скорее будет дорожать.
И хоть здраво рассуждая, мы понимаем, что это не так, не всегда можем снять пелену с глаз, оценивая конкретную работу.
В результате и сегодня картины художников-мужчин по умолчанию имеют фору просто потому, что написаны мужской рукой. Справедливо это, или нет, вопрос второй…. Важно, что так есть.
А на самом деле, кто больше рисует?
Если вы дадите карандаши или краски детям, то заметите, что рисуют с одинаковой увлеченностью и мальчики, и девочки. А учителя в школах знают, что явного превосходства ни у мальчиков, ни у девочек на уроках рисования нет.
Рисование — хобби многих детей
Аналогичная ситуация в высших учебных заведениях. Я часто бываю в разных школах, училась во французской школе декораторов, общаюсь с преподавателями живописи из разных стран. И знаю, что на профессиональных художников учится не меньше девушек, чем юношей.
И талантливых художников среди них не меньше. Отсюда часто вытекает новый вопрос: что важнее, мастерство или талант? Может ли талант пробиться без мастерства?
И вот ещё момент: просто посмотрите самые известные форумы и блоги, посвященные изобразительному искусству. Вы увидите, что на них посетительниц-женщин даже больше, чем мужчин.
Вообще, живопись — это искусство из области нематериального, чувственного, образного, того, что ближе именно женщинам. И сегодня, с относительно недавних пор, женщины смогли полностью отдаться ему, благо, для этого есть возможности и полностью открытый доступ.
Художницы любительницы не редко делают живопись основным источника дохода
Кто-то делает из живописи профессию, кто-то пишет для души, но я уверенно могу сказать, что женщин-художников сегодня точно не меньше, чем мужчин. Да, они ещё не приобрели того авторитета, который помог бы их работам соперничать с шедеврами классиков мирового уровня, да, им нужно сформировать большой фонд произведений, который заставит критиков и общественность рассматривать их наравне в мужскими работами.
Кстати, многие художницы успевают стать легендами ещё при жизни (вспомните, например, Фриду Кало, Тамару де Лемпицка или Зинаиду Серебрякову).
Известные женщины художники
Так что мы, можно сказать, наблюдаем «тихую» революцию в мире живописи, видим интересный момент: рисующих женщин больше, но среди знаменитых художников их меньше. И я уверена, совсем скоро этот вид искусства перестанет быть уделом мужчин, а среди мэтров появятся женские имена, и число их будет расти.
« Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат» Леонардо да Винчи
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Почему самые известные художники мужчины, а не женщины
Почему самые известные художники мужчины – этот вопрос набрал популярности после того, как в российский прокат фильм «Большие глаза», рассказывающий историю одной знаменитой художницы, картины которой выходили под мужским именем. Многие женщины принимают это, как дискриминацию, но на самом деле на это свои особые причины.
Предположения, почему в истории искусства нет великих женщин-художниц
В 70-е годы 20 столетия историк Линда Нохлин задалась вопросом, почему в истории нет упоминаний про великих женщин художниц. До этого – в 60-е годы прошлого столетия, женщины начинали задумываться, почему среди мужчин так много художников. Представительницы тогда и начали отстаивать свои права. Это и натолкнуло Нохлин на написание статьи на острую тему, где ключевым текстом стала тема феминистического искусства.
Отсутствие доступа к образованию
Линда Нохлин в своей работе так и не дала конкретного ответа, она предположила, что скрываться все может в ряде причин, главной среди которых являются отсутствие доступа к получению женщинами соответствующих знаний и умений. Так, например, в Средние века искусству учились у художников, или передавались знания из поколения в поколение, девочки в получении этих знаний, попросту, были исключены. В минувшем веке перед женщинами открылись двери к искусству и получению знаний.
Запрет на картины, содержащие обнаженные части тела
Другим, немаловажным, препятствие для женщин в художестве был запрет на изображение обнаженных тел. Первой правило нарушила Лора Найт, она написала картину на запрещенную тематику, что спровоцировало большой скандал в 20 веке в Британии.
Социальные ограничения
В вопросе, почему не было великих женщин художниц, рассматривается ответ – как ограничение в вопросах социальной жизни, контролировавших поведение и существование женщин. Представительницы слабого пола, в первую очередь, должны были прислуживаться и удовлетворять мужа, а про искусство не могло идти и речи.
Некоторые теоретики отмечают, что женщина в априори не могут мыслить, как гении, что связанно со слабым характером и проявлением эмоций.
К 20 веку женщины смогли обрести место «среди звезд», они наравне с мужчинами могут писать и демонстрировать свои работы. Но все-таки по итогам исследований доказано, что силы мужчин и женщин в искусстве разнятся. Примером объяснения является тот факт, что самыми продаваемыми и дорогими являются полотна именно мужчин-художников, а не женщин.
Известные мужчины-художники бунтари 20 века
В прошлом веке история отмечает большое количество необычных художников, оставивших значительный след в искусстве. Некоторые из них хотели «совершить революцию» в живописи, и им это получилось сделать.
Пабло Пикассо
Это одно из самых знаменитых имен. Этот художник оставил большое количество восхитительных работ. За ряд картин любители готовы платить большие сумы денег, измеряемых в миллионах.
Картина «Авиньонские девицы» стала одной из самых популярных в стиле кубизма. Работа над картиной длилась 9 лет. В начале художник хотел изобразить как женщин, так и мужчин. После чего принял другое решение.
Сельвадор Дали
Художник стал знаменит не только благодаря картинам, но и придуманному поведению. Самыми знаменитыми работами, являются выполненные в стиле кубизма. Картины художника оценил сам король, подписавший документ, в котором говорилось о присвоении особого титула художнику.
Самой дорогой является картина «Христос Святого Иоанна Креста». В 2006 году правительство Испании хотело ее выкупить у одной из художественных галерей почти за 130 млн дол. США, но сделка так и не состоялась.
Джексон Поллок
Свою известность художник получил благодаря абстрактного экспрессиониским полотнам. В 40-е годы прошлого столетия он придумал капельную технику, еще ее называют «брызги».
Самыми популярными работами Поллока являются: «Синие столбы» и «Номер 5».
Так сложилось исторически, что практически все известные художники – это мужчины. Когда нужно вспомнить знаменитых художников, тут же вспоминаются
и другие художники. А вот имена женщин-художников никак не удается вспомнить. Для многих этот факт кажется удивительным, а для женщин-художниц даже несправедливым. И все-таки, хочется разобраться, почему так происходит? Этому явлению есть несколько причин. Женщина издревле считалась хранительницей семейного очага. Задача мужчины была – добыть мамонта, а женщина должна была следить за детьми и приготовить из добычи вкусный ужин. Работа и творческое самовыражение были предпочтительно мужским занятием.
С течением времени женщинам предоставлялось чуть больше свободы. Они могли посещать высший свет, танцевать на балах, искать себе женихов и заниматься рукоделием. Но доход в семью по-прежнему приносил мужчина. До сих пор мало что известно о женах знаменитых художников. Это связано с тем, что не стремились к тому чтобы как-то выделиться, не гонялись за известностью и славой. Они считали, что их предназначение состоит в том, чтобы просто находиться рядом со своими любимыми знаменитыми мужьями, хранить их душевный покой, заниматься воспитанием детей и обустраивать быт.
Равные права
Все изменилось, когда женщины смогли добиться равноправия. Они наконец-то получили возможность не только работать, но и заняться бизнесом или даже занять весомую должность в правительстве. Современная женщина может чувствовать себя свободной и независимой, но вот что интересно: как и прежде, мало кто из женщин становится известными художницами. В основном они становятся дизайнерами или идут преподавать изобразительное искусство в школы или колледжи. Статистика утверждает, что будущие художницы учатся в основном в частных художественных школах или колледжах. Многие предпочитают брать на обучение именно мужчин.
Разные возможности
Считается, что мужчины склонны к новаторству намного больше, чем женщины. Они не боятся экспериментировать, сочетать неожиданные методы и цвета, открывать в творчестве что-то новое и необычное. Женская психология устроена совсем иначе. Женщины-художницы в основном берут за основу опыт прошлых поколений. Мало кто из них стремится как-то обратить на себя внимание, применив неизвестные прежде методы или новую технику рисования. Женщина подсознательно хочет идти следом за мужчиной, рука об руку с ним, а не забегать вперед.
ИскусствоСкверная история:
Почему мы знаем
так мало художниц
Как вышло, что мир помнит только художников
В российский прокат вышел новый фильм Тима Бертона «Большие глаза» — история американской художницы Маргарет Кин. Работы Маргарет, впрочем, были известны под именем ее супруга, убедившего жену, что полотна, созданные мужчинами, имеют куда большую коммерческую ценность. История эта реальная и действительно обусловленная ситуацией в мире искусства. Разбираемся, почему мы так мало знаем о художницах и почему их работы до сих пор стоят гораздо меньше созданных мужчинами.
Текст: Катя Савченко
Мария Башкирцева «В студии», 1881
С середины 60-х художницы стали задумываться о том, что отличает их от коллег-мужчин
Область прекрасного и нематериального сегодня представляется нам вполне естественной средой обитания для женщин, однако на протяжении веков в искусстве им была отведена роль музы, верной жены или патрона художника. Женщины существовали «рядом» с искусством, в то время как создание шедевров было прерогативой мужчины. Имена знаменитой меценатки маркизы Изабеллы д’Эсте и музы Боттичелли Симонетты Веспуччи вписаны в историю искусства Возрождения, но многие ли из нас вспомнят первую художницу Ренессанса Софонисбу Ангиссолу? Почему мировая художественная культура сохранила так мало упоминаний о художницах? Что это — историческая случайность, намеренная дискриминация или логичный результат многовекового доминирования мужчин в обществе?
В 1971 году американский историк искусства Линда Нохлин обратилась к этим вопросам в своем эссе «Почему не было великих художниц». С середины 60-х годов художницы стали по-настоящему задумываться о том, что отличает их от коллег-мужчин, и активно заявлять о праве выражать в искусстве свое особое, женское, видение мира. Написанная на злободневную в тот момент тему статья Линды Нохлин стала одним из ключевых текстов феминистского искусства.
Нохлин не дает однозначного ответа на вопрос, которым задается в названии исследования, и предполагает, что суть проблемы кроется в целом комплексе разных причин. Один из самых распространенных и логичных аргументов слабого присутствия художниц в истории искусства — отсутствие доступа к художественному образованию. В Средние века обучиться мастерству художника можно было, в основном перенимая знания по семейной линии, либо нанимаясь учеником к известным художникам. И тот и другой сценарий в судьбе девочек был, скорее, исключением из правил, не говоря уже о возможности приема в художественные школы, доступ в которые для женщин стал относительно открыт лишь в XIX веке. Тем не менее именно эти редкие случаи подарили миру ряд талантливых художниц.
Одна из самых широко известных женщин в классической живописи, художница итальянского барокко и последовательница Караваджо Артемизия Джентилески была дочерью художника Горацио Джентилески. Попав в детстве в мастерскую отца, она быстро продемонстрировала свое превосходство над братьями и впоследствии стала первой женщиной, принятой во Флорентийскую академию художеств. Ее современница и соотечественница Феде Галиция также обучилась навыкам живописи у отца — художника-миниатюриста — и прославилась выразительными портретами и мастерски исполненными натюрмортами.
Еще одним важным препятствием, которое не позволяло художницам на равных основаниях соперничать в мастерстве с мужчинами, был запрет на рисунки с обнаженной натуры. Запрет действовал вплоть до конца XIX века, и даже после его отмены долгое время подобные этюды не поощрялись. Британская художница Лора Найт стала первой, кто осмелился написать свой автопортрет за мольбертом перед обнаженной моделью, что спровоцировало скандал в британском обществе. Произошло это в 1913 году. Не удивительно, что в таких условиях женщинам было сложно соревноваться с мужчинами в изображении человеческого тела и они работали в основном в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
Другим популярным объяснением служат социальные ограничения, которые контролировали жизнь женщины в обществе. Умеренность в манерах, высокая нравственность и служение интересам мужа ценились в девушке гораздо выше, чем творческий порыв. В своем эссе Нохлин цитирует пособие для благовоспитанных девиц от 1848 года, согласно которому «для девушки гораздо ценнее уметь делать несколько вещей пристойно, нежели демонстрировать мастерство в чём-то одном». Наконец, ряд теоретиков придерживался мнения, что женщины в принципе не могут быть гениями из-за своей слабости и излишней эмоциональности. Подобные высказывания встречаются, например, в философии Руссо, Канта и Шопенгауэра.
Слева: Лора Найт «Автопортрет с обнаженной», 1913. Справа: Лора Найт «Рассвет», 1936
Умеренность в манерах и служение интересам мужа ценились в девушке гораздо выше, чем творческий порыв
Наталья Гончарова «Зеленый лес», 1911
Расстановка сил на художественной сцене начала меняться лишь с наступлением XX века, когда женщины стали более активно обозначать свое место в обществе. Мир искусства также попал в их поле зрения. В начале XX века движение суфражисток совершило ряд диверсий в картинных галереях Великобритании. Самой известной из этих диверсий стало нападение на портрет сэра Генри Джеймса кисти Сарджента в Королевской академии искусств. 4 мая 1914 года суфражистка Мэри Вуд, вооружившись ножом мясника, с криком «Голоса женщинам!» атаковала портрет на глазах у публики. Позже она объяснила свой поступок желанием привлечь внимание к решимости женщин бороться за право голосовать и прокомментировала размер вмененной ей компенсации за ущерб словами: «Эта картина не стоила бы столько, если бы ее нарисовала женщина». К слову, с момента основания в 1768 году (притом что в числе основателей были две художницы: Анжелика Кауфман и Мэри Мозер) в Королевскую академию на протяжении 160 лет не приняли ни одну женщину.
Параллельно в начале XX века международную художественную общественность всколыхнуло рождение русского авангарда. Стремясь порвать с академизмом в любых его проявлениях, авангард предоставил возможность художницам высказаться подобно тому, как советский строй дал им право голосовать. Среди главных художников-авангардистов Наталья Гончарова, Любовь Попова и Александра Экстер почитаются наравне с Михаилом Ларионовым и Владимиром Татлиным.
Следующий этап покорения женщинами художественного мира наступил с формированием движения феминистского искусства в США 70-х годов. Присоединившись к общей волне протестных настроений, художницы-феминистки вместе с активистами движений за свободную любовь, права национальных меньшинств и против войны во Вьетнаме требовали пересмотра картины мира.
Интервью с куратором и участницей выставки «WACK: Art & The Feminist Revolution», 2007
Авангард дал художницам право высказаться так же, как советский строй дал им право голосовать
Исторически искусство создавалось мужчинами и предполагало взгляд на реальность именно с мужской перспективы. Джон Бергер описал абсурдность этой ситуации в своей знаменитой книге «Искусство видеть», критикующей стандартный подход к восприятию живописи. Он справедливо заметил: «Возьмите любое классическое произведение, изображающее обнаженную женщину. Попробуйте представить себе вместо женщины мужчину и подумайте, как это будет выглядеть». Художницы-феминистки видели свою задачу в пересмотре этой перспективы. Из объекта созерцания женщина стремилась стать созерцателем, отражать в искусстве свою сферу интересов, в частности, наблюдение самих себя. В своих работах они часто задавались вопросом о том, что значит быть женщиной в современном обществе, иметь женское тело, быть матерью и переживать раз в месяц менструальные циклы.
Борьба за равноправие позиций женщин и мужчин в искусстве была также направлена против доминирования художников-мужчин в музейных коллекциях. В 1977 году в Бруклинском музее прошла выставка «Художницы: 1550–1950», посвященная исключительно женскому творчеству. На выставке были представлены работы 83 художниц из 12 стран. Кураторами выступили также две женщины, одной из которых была вышеупомянутая Линда Нохлин. Масштаб выставки впервые наглядно продемонстрировал число художниц в истории искусства.
Казалось бы, равновесие наконец наступило. Художницы добились своего права учиться искусству наравне с мужчинами, выражать в любой художественной форме любые волнующие их вопросы, изображать обнаженную натуру и открыто демонстрировать публике свое тело, получать престижные художественные награды и устраивать ретроспективные выставки в крупнейших музеях мира. Однако результаты многих исследований доказывают, что силы мужчин и женщин в мире искусства по-прежнему не равны.
К примеру, в списке ста самых дорогих работ, когда-либо проданных на аукционе, составленном одним из главных аналитических ресурсов арт-рынка ArtNet, по-прежнему нет ни одной работы, созданной художницей. Самой дорогой картиной за авторством женщины, ушедшей с молотка, стала работа Джорджии О’Киф «Дурман» («Белый цветок № 1»), проданная за 44,4 млн долларов. Для сравнения, самая дорогая работа, когда-либо проданная на аукционе, была создана Полем Сезанном и оценена в 250 млн долларов. Проблема заключается не в степени талантливости «женского» и «мужского» искусства, а в том, что второе институциализировано куда дольше и не в последнюю очередь это влияет на его стоимость.
Справедливость рыночной оценки искусства можно ставить под сомнение, но факты остаются фактами: например, что в Лондонской национальной галерее из коллекции в 2300 работ лишь 11 созданы женщинами, а среди числа художников, которых представляет Tate, 83 процента — мужчины. Впрочем, есть основания верить, что ситуация меняется и изменится, и для начала нам не помешает хотя бы больше знать о женщинах, оставивших свой след в искусстве.
Фотографии: 1, 2, 3, 4 via WikiArt and Wikipedia, Guerrilla Girls
Guerrilla Girls «Должны ли женщины быть обнаженными, чтобы оказаться в музее?», 2004