Почему люди оплакивали олега только ли потому что
Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем?
Задание по литературе для 4 класса Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
И вспомнил Олег коня своего.
Олег много сил приложил для усиления Древнерусского государства, он несколько раз ходил в очень удачные походы, разбил хазар и даже заставил трепетать Византию. При нем Киев чувствовал себя в безопасности и поэтому народ любил своего князя. Слезы по нему мне кажутся совершенно искренними.
В «Повести временных лет» в той ее части, которая касается смерти Олега, князя киевского, говорится, что после смерти Олега оплакивали его все люди плачем великим.
Олега можно считать основателем Древнерусского государства, потому что это его волей Киев был назван матерью городов русских и именно Олег перенес сюда столицу Русского государства.
Олег прославился в народе как великий полководец и защитник. Он ходил на Византию, он разгромил хазар и подчинил многие другие племена. При нем народу жилось спокойно, потому что правил Олег сильной рукой. А это ли не причина оплакивать своего защитника и покровителя?
Олег был великим вождем, мог вести за собой людей, он смог победить окрестных врагов и объединил разрозненные славянские народы. У народа Руси появился настоящий князь, правитель, защитник, на которого они могли уповать, который выбил у Византии выгодные условия для торговли, это важно, потому что многие товары на Руси не производились, их можно было только привезти «из-за моря». Главное, что Олег смог объединить разные народы Руси и заложить основу для утверждения государства. Оно возникло много позже, но Олег положил ему начало. Плохой он был правитель или хороший, судить не нам, но с него, можно сказать, началась Русь.
Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.
Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.
Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.
Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
И вспомнил Олег коня своего стр. 11
1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?
Князь Олег, которого прозвали вещим, правил и жил в Киеве.
В те времена Киев был столицей всех русских земель.
2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
Волхвы предвидели гибель князя от его коня.
Пророчества волхвов сбылись в тот момент, когда Олег пришёл поглядеть на своего коня.
Из черепа лошади появилась ядовитая змея и укусила князя.
Великий князь погиб от отравления змеиным ядом.
3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
Олег был сильным и мудрым правителем для своего народа.
Он принёс на русскую землю мир.
4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
Эпизод летописи, опубликованный в учебнике, можно озаглавить «Пророчество волхва» или «Гибель вещего Олега».
5. Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»?
Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?
Я читал произведение Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и нашёл несколько отличий летописи от песни, посвящённой князю.
Первое отличие — это более подробное описание встречи князя Олега и волхва.
Второе отличие — описание пира по поводу победы над хазарами.
Третье отличие — упоминание в тексте князя Игоря и княгини Ольги, будущих правителей Киевской Руси.
Четвёртое отличие — описание песни в стихотворной форме > стихотворная форма произведения Пушкина.
Пятое отличие — описание места погребения великого князя есть в летописи, в песне о нём ничего не сказано.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
четверг, 29 июля 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к летописи «И вспомнил Олег коня своего» для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 11.
1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?
Олег жил в 10 веке на Руси. Он правил в Киеве.
Олег старался поддерживать мир с соседями и в этом проявлялась его мудрость. Потому что война дело нехитрое, её может начать любой глупец. А вот поддерживать мир могут только очень умные люди.
2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
Олег отдал коня конюхам, а спустя четыре года вспомнил о нём. Он узнал, что конь умер и решил взглянуть на его могилу. Олег вступил ногой на череп коня, оттуда выползла змея и ужалила его.
Так умер Олег и сбылось предсказание волхвов.
3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем?
Олег правил Киевом 33 года и народ любил справедливого князя.
При нём были мир и процветание.
Люди оплакивали Олега не только потому, что он был князем, но и как очень хорошего человека, который много сделал для своего города и своей страны.
4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
Я бы назвала этот фрагмент: «Предсказание волхвов» или «От судьбы не уйдёшь».
5. Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найди это произведение и прочитай. Чем отличается фрагмент летописи, от произведения поэта: событиями, героями?
Оба этих произведения рассказывают о встрече Олега с кудесником и последующей смерти Олега от укуса змеи, что выползла из конского черепа. После этого Олега оплакивает народ.
То есть герои и события стихотворения и летописи совпадают.
Но есть и различия. У Пушкина Олег прежде всего удачливый полководец, и кудесник сулит князю много славных побед, в том числе взятие Царьграда. В летописи Олег мирный и справедливый князь.
В летописи образу кудесника уделено несколько слов, Пушкин превратил его в настоящего героя, который служит своим богам и не боится говорить князю правду. Он не думает о награде.
Таким образом, поэт превратил события, описанные в летописи, в яркое художественное произведение.
Почему люди оплакивали олега только ли потому что он был их князем?
1 ответ на вопрос “Почему люди оплакивали олега только ли потому что он был их князем?”
Князь Олег, которого прозвали вещим, правил и жил в Киеве.
В те времена Киев был столицей всех русских земель.
2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
Волхвы предвидели гибель князя от его коня.
Пророчества волхвов сбылись в тот момент, когда Олег пришел поглядеть на своего коня.
Из черепа лошади появилась ядовитая змея и укусила князя.
Великий князь погиб от отравления змеиным ядом.
Переход к ответу по летописи в рабочей тетради
3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
Олег был сильным и мудрым правителем для своего народа.
Он принес на русскую землю мир.
4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
Эпизод летописи, опубликованный в учебнике, можно озаглавить “Пророчество волхва” или “Гибель вещего Олега”.
5. Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение “Песнь о вещем Олеге”?
Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?
Я читал произведение Пушкина “Песнь о вещем Олеге” и нашел несколько отличий летописи от песни, посвященной князю.
Первое отличие – это более подробное описание встречи князя Олега и волхва.
Второе отличие – описание пира по поводу победы над хазарами.
Третье отличие – упоминание в тексте князя Игоря и княгини Ольги, будущих правителей Киевской Руси.
Четвертое отличие – описание песни в стихотворной форме > cтихотворная форма произведения Пушкина.
Пятое отличие – описание места погребения великого князя в летописи, в песни о нем ничего не сказано.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Летописи. Былины. Жития. Проверим себя (4 класс, Климанова, 1 часть, стр. 7-34)
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда
О каких важных событиях рассказывается в летописи?
В летописи рассказывается о событиях 907 года, когда правитель Руси князь Олег пошел войной на греков, которые отказывались от уплаты дани.
Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колеса? Что поразило и испугало греков?
Войско Олега состояло из восьмидесяти тысяч воинов.
Раньше на Руси корабли представляли собой большие, выструганные из дерева ладьи с парусами. Для того, чтобы сделать для них колеса, требовались толстые стволы деревьев. Мне кажется, что в результате получились грандиозные фантастические сооружения, один вид которых привел греков в ужас.
О чем должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найти подтверждение своим мыслям в тексте.
Щит служил знаком победы и мира.
“. и начали они просить мира, чтобы не воевали Греческой земли. И обещали греческие цари уплачивать дань.”
Обсудите с другом, что получила Русь в результате победы над греками? Найдите информацию об этом в энциклопедии.
Договор между русами и греками представлял Русь другим европейским странам как цивилизованное государство со своими законами и развитой торговлей.
Почему народ прозвал Олега Вещим?
По возвращении Олега из Греции в Киев, встретивший его народ был удивлен привезенными им богатствами и прозвал Олега Вещим, то есть мудрым.
Как ты думаешь, что еще (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков? Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?
Из летописи мы можем узнать, что на Руси были города: Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч.
Русичи придерживались языческой веры, когда было много разных богов, которым они поклонялись.
Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи? Почему?
“Как князь Олег на греков ходил”. Потому что именно про поход рассказывается в этом тексте.
И вспомнил Олег коня своего
Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?
Князь Олег жил и правил в Киеве. Я считаю, что, живя в мире с соседними странами, князь Олег проявлял мудрость правителя. Ведь в этом случае все силы и ресурсы государства уходили на развитие страны.
Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
Люди оплакивали Олега потому, что он был хорошим человеком и мудрым правителем, при котором страна жила в мире и покое.
Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение “Песнь о Вещем Олеге”? Найди это произведение и прочитай вместе с родителями. Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?
Фрагмент летописи отличается от произведения А.С. Пушкина тем, что в летописи изложены основные события в жизни Олега, тогда как “Песнь о Вещем Олеге” более подробно погружает читателя в мысли и чувства героя и мы встречаем имена новых героев: князя Игоря и княгини Ольги.
Три поездки Ильи Муромца
О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название?
В былине повествуется о трех поездках Ильи Муромца и о том, что в каждой из них произошло.
2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?
Илья Муромец захотел испробовать все три дороги потому, что захотел удостовериться, правдива ли надпись на камне. Поездки богатыря закончились тем, что он зачеркнул старые надписи на камне и написал новые:
“Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, порасчистил широкую!”
“Прямо ездил — женатым не бывал.”
“Влево ездил — богат не бывал.”
Обсудите с другом, каково значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.
Значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства в установлении основных государственных правил.
В первой поездке Илья Муромец освободил русские дороги от разбойников. Эта поездка учит Русское государство беречь и охранять свою свободу и заботиться о безопасности своих границ.
Во второй поездке Илья Муромец разгадал коварные планы иноземной королевичны. Эта поездка учит Русское государство хорошо думать над чужими предложениями.
В третьей поездке Илья Муромец отдал найденное им богатство простому народу. Эта поездка учит Русское государство заботится о своем населении.
Прочитай последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?
“Тут Илье навек слава и честь пошла”, — эти слова характеризуют русского богатыря Илью Муромца, как мудрого, смелого и отважного человека, сделавшего много хорошего для своей страны и чьи поступки достойны того, чтобы о нем помнили и гордились им многие века.
Найди строки с описанием внешнего вида героя. Запиши их в “Рабочую тетрадь”.
“Добрый молодец”, “богатырь”, — такие слова об Илье Муромце можно найти в стихотворной былине.
“Русский богатырь”, “простой казак, старый дедушка”, “дедушка незнаемый”, “могучее плечо”, — говорится об Илье в прозаической части.
Расскажи об Илье Муромце. Выбери опорные слова: смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию. Объясни свой выбор. Приведи примеры из текста былины.
Илья Муромец — самый известный из богатырей земли Русской. До тридцати лет он сидел дома на печи, так как был слаб и болен, но прохожие старцы излечили его, он встал на ноги и стал сильным, смелым и мужественным защитником родной страны. Он обладал такой силой, что один мог справиться с многочисленными врагами.
“Илья палицей размахивался
Да слегка и приударил вожака.
А размяк от удара вожак,
Покачнулся, упал, не встал.”
Илья Муромец совершил много подвигов, народ любил этого богатыря за ум, доброту, мудрость, способность к состраданию, в былинах и сказах. Он не поддавался на лживые слова и лесть, как в случае с королевичной, и был равнодушен к злату-серебру. Найденные богатства он все отдал народу “не оставив себе ни полушечки”. О нем написаны книги, сняты фильмы и мультфильмы.
Раздели текст на части, озаглавь каждую часть. Как они связаны друг с другом? Обоснуй свое мнение.
Текст былин о поездках Ильи Муромца можно разделить на три части:
“Поездка за смертью”.
“Поездка за богатством”.
Они связаны друг с другом надписью на камне, достоверность которой поочередно проверял богатырь. После каждой поездки Илья возвращался к нему и исправлял надпись.
Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.
И собрались мы с братьями-богатырями на походный совет, как лучше оборонить от врага землю русскую. Решили великим богатырским дозором разъехаться по разным сторонам. Досталась мне сторона западная. Отправился я в путь-дорогу и встретился мне на пути камень придорожный. Да не простой камень, а с надписью:
“Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть.
И решил я испытать судьбу. Выбрал я сначала ту сторону, где убитому быть. Еду я ночью темною. Вдруг из темноты навстречу мне выскакивают разбойники. Стали мне угрожать. Я, недолго думая, слегка и приударил вожака своей палицей, а остальных разметал стрелой каленой: пустил ее в дуб вековой, расщепил его на череночки да щепочки. От них все они и полегли.
Вернулся тогда я к камню, зачеркнул старую надпись и написал новую, что бывал я в той стороне, да живым вернулся.
Житие Сергия Радонежского
Что ты узнал о детстве Варфоломея? Чем он отличался от других детей?
Еще до его рождения родители решили посвятить Варфоломея богу. Он отличался от других детей тем, что по средам и пятницам не брал у матери грудь и не пил коровье молоко. Ему трудно давалась грамота и он сильно переживал по этому поводу.
2. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой? Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?
Знание грамоты Варфоломею снизошло после молитвы и благословения встреченного им случайно старца. Это произошло именно с ним, потому что из всех своих детей только Варфоломея родители еще до рождения посвятили богу.
О чем просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю? О каких чертах характера говорит его поступок?
Родители просили Варфоломея ухаживать за ними до самой их смерти. Варфоломей хотел посвятить себя церкви, но исполнил просьбу родителей. Этот поступок говорит о доброте, послушании и сыновней любви Варфоломея к своим родителям.
Из текста ты узнал о детстве великого русского святого Сергия Радонежского. Имя Сергий он получил, когда стал монахом.
Сергий Радонежский основал монастырь, посвященный Святой Троице, — Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Украшением главного собора монастыря стала икона “Троица”, созданная учеником Сергия Радонежского, великим иконописцем Андреем Рублевым.
Найди в энциклопедии текст о Сергии Радонежском. Расскажи своими словами о его жизни и подвигах.
Сергий Радонежский родился в богатой боярской семье в Ростовской области. После того, как отец из-за частых набегов на Русь татарских полчищ обнищал, их семья переехала в Радонеж. Там и родился мальчик Варфоломей. Еще до рождения верующие родители решили посвятить Варфоломея богу.
В отроческом возрасте Варфоломей повстречал святого старца, от которого получил благословение на овладевание разными науками, особенно теми, которые ему давались с большим трудом.
Когда Варфоломей вырос, он захотел посвятить себя церкви и стать монахом, но престарелые родители попросили его присмотреть и поухаживать за ними. Варфоломей выполнил просьбу родителей и после их смерти решил стать отшельником и вести пустынный образ жизни. Он построил деревянную келью и церковь в лесу и стал там жить со своим старшим братом Стефаном. Но Стефану одинокое житье показалось тяжелым, и он уехал в Москву, в Богоявленский монастырь и скоро стал там игуменом, а Варфоломей принял постриг под именем Сергий.
Через какое-то время людям стало известно, что в лесу живет отшельник. К Сергию потянулись монахи. Они вместе молились и свершали службы. Монахи жили плодами своего труда, и Сергий показывал им пример: пек хлебы, шил обувь, носил воду, рубил дрова, питался хлебом и водой и не знал ни минуты отдыха.
Слухи о святой жизни Сергия и его братии шли далеко за пределы Радонежа. В обитель стали поступать пожертвования и основанный в лесу монастырь развивался и рос. Распространилась молва о даре пророчества Сергия и к нему стали обращаться не только простой народ, но и князья.
Уважение к Сергию побудило обратиться к нему и великого князя Дмитрия Донского. Дмитрий приехал просить святого благословения на бой с войском хана Мамая и победу в нем.
Святым Сергия называли еще при жизни, а после его смерти официально причислили к лику святых перед всей христианской церковью. Основанная же Сергием обитель осталась до сих пор и носит название Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Обсудите с другом, почему князь Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому перед великим сражением с Мамаем.
Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому перед великим сражением с Мамаем, потому что считал его мудрым и святым человеком. Дмитрий верил, что Сергий обладал даром пророчества и хотел узнать, в чью пользу окончится сражение и просить благословения.
Проверим себя и оценим свои достижения
С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?
Я познакомился с летописями “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”, “И вспомнил Олег коня своего”; былинами “Ильины три поездочки”, “Три поездки Ильи Муромца”; житием “Житие Сергия Радонежского”.
Все произведения оказались интересными и познавательными, так как из них я узнал много интересного об истории нашей родины.
Летописи рассказывают о мудром правлении великого князя киевского Олега, прозванного народом Вещим.
Былины воспевают героические подвиги русских богатырей — защитников родной земли.
Житие повествует нам о святом отце Сергии, благословившем князя Дмитрия на бой с полчищами хана Мамая. Этот бой сыграл огромную историческую роль для нашей страны, так как в результате Русь освободилась от многолетнего татаро-монгольского ига.
Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказка и былина об Илье Муромце? А чем они по твоему мнению различаются? Для ответа используй определение.
Былина — один из видов устного народного творчества. В былинах рассказывается о подвигах богатырей — бескорыстных защитниках Русской земли, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.
И русские народные волшебные сказки и былины являются видами русского народного творчества, но сказки были от начала и до конца фантазией народа, в которой все герои были вымышленными, а в приключениях им помогает волшебная сила.
Сказка и былина об Илье Муромце похожи обилием приключений, в которых добро побеждает зло, а различаются тем, что Илья Муромец является исторической личностью и в его приключениях ему помогают не волшебство, а его личные качества: доброта, смелость, сила, мужество, отвага.
Рассмотри репродукцию картины Васнецова “Богатыри” на с.34. Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представил себе, читая былину?
В своей картине “Богатыри” художник Васнецов изобразил богатырей мужественными и гордыми защитниками земли Русской. Они уверенно сидят на конях и зорко всматриваются вдаль: не видно ли где врагов. За ними расстилаются просторы родной земли. В самом центре Илья Муромец. Именно таким он мне всегда и представлялся: сильный и мужественный. Рядом с ним на белом коне отважный воин Добрыня Никитич, а на рыжем жеребце самый молодой из богатырей Алеша Попович.
Расскажи о герое, который тебе понравился.
Из всех героев мне больше всего понравился Илья Муромец. Я о нем знаю из мультфильмов и книг. Это сильный,отважный, умный и добрый человек. Он совершил много славных дел: пленил Соловья-Разбойника, освобождал от врагов Русь, защищал слабых, помогал бедным. Пройденный материал помог узнать о новых его подвигах: о том, как он разделался с разбойниками, наказал коварную королевичну и освободил плененных ею людей, добыл богатство и отдал его людям. Все это говорит о его бескорыстности и настоящей любви к родной земле и ее народу. Мне кажется, что именно на таких героев нужно равняться и стараться воспитывать в себе такие же качества, как у них.
Объясни своими словами, что такое летопись. Откуда появилось это название. Зачем создавались летописи?
Летопись — это запись самых важных событий за год. Это название появилась потому, что раньше год назывался “лето”, то есть “летопись” — это описание года, описание лета. Они обычно и начинались словами “В лето. ” и дальше шло обозначение года.
Летописи создавались для того, чтобы сохранить для потомков происходившие исторические события.
Почему летописец посчитал важнымсохранить память о князе Олеге?
Потому что при его правлении произошло много событий, оказавших влияние на дальнейшее развитие Руси, например, мирный договор с греками, позволивший расширить границы международной торговли и тем самым принести мир и процветание древней Руси.
Так как речь пойдет о рукописных книгах, то заглавие будет — “Рукописные книги”.
История появления рукописных книг
Когда появились рукописные книги.
Как выглядела рукописная книга.
Кто создавал рукописные книги.
Как писались рукописные книги и о чем.
Где хранились рукописные книги.
Значение рукописных книг.
История возникновения рукописных книг берет начало от первых берестяных грамот. В 863 году Кириллом была изобретена первая славянская азбука. В честь него азбука получила название “кириллица”. По мере того, как на Руси стало распространяться христианство, возникла надобность в церковных книгах для того, чтобы по ним вести церковные службы.
Первая рукописная книга появилась в 1057 году. Это было Остромирово Евангелие, написанное для новгородского посадника Остромира его дьяконом. Книга была в кожаном переплете и написана на пергаменте — плотной бумаге из телячьей кожи.
Рукописные книги были очень объемными и тяжелыми, так как переплет делался из досок, обтянутых кожей или материалом и украшался золотом или драгоценными камнями. Все страницы рукописных книг начинались и заканчивались рисунками — заставками и концовками. Первая буква первой строки на каждой странице была самой большой и украшена затейливыми узорами. Писалась она красными чернилами, поэтому пошло выражение “писать с красной строки”, то есть с новой строки.
Рукописные книги писали и переписывали гусиными перьями ученые монахи, старательно выводившие каждую букву, поэтому процесс их написания был очень трудоемким.
Хранились рукописные книги в библиотеках и были доступны далеко не всем. Особо ценные книги даже приковывали к столбам железными цепями, чтобы их не украли.
Рукописные книги имеют большое значение,так как содержат в себе достоверные сведения о развитии нашей страны.
Обратил ли ты внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.
Авторы летописей и жития не названы, потому что писавшие их люди были лишь свидетелями исторических событий и описывали или переписывали то, что было написано ранее. Это было не их собственное произведение, поэтому и не может быть авторства.
Также автор не указывается у всех произведений устного народного творчества: сказок, былин, песен.
Составьте с другом сообщение “Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений”. Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?
Отличие произведений устного народного творчества от авторских произведений состоит в том, что произведения устного народного творчества передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам. Каждый рассказчик привносил в повествование что-то свое. Поэтому и определение “народное”, то есть собирательное. В разных местностях одно и то же произведение может иметь разные вариации и звучать по- разному.
Авторское произведение принадлежит определенному человеку. Текст авторского произведения может существовать только в том виде, в котором его создал автор. Его нельзя изменить.
Наши проекты
Тема проекта (на выбор)
Создание календаря исторических событий.
Подготовка сообщения о важном историческом событии.
План действий
О каких исторических событиях рассказывается в разделе “Летописи. Былины. Жития”?
О победе Киевского князя Олега над греками в 6415 (907) году.
О победах русского богатыря Ильи Муромца.
О создании первой печатной книги.
О благословении князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
О битве на Куликовом поле в 1380 году.
Найдите необходимый материал в энциклопедии. В библиотеке возьмите книги по истории, например “Моя первая книга по истории”, “Исторические рассказы для детей” А.О. Ишимовой. Составьте список литературы.
Распределитесь на группы. Подумайте, как можно представить собранный материал: в таблице, на ленте времени, с помощью иллюстраций.
Сравните свою работу с работой другой группы.
Объедините собранный материал. Уточните исторические даты.
Составьте план и расскажите о важном для России событии в классе.
Календарь исторических событий
Победа Киевского князя Олега над греками
Правление князя Владимира-красно солнышко
Годы жизни преподобного Сергия Радонежского
Создание первой печатной книги
Сообщение о важном событии в истории Руси
Крещение Руси
Важным историческим событием обычно называют такое событие, которое оказало влияние на дальнейшее развитие истории страны. В истории нашей страны было немало таких событий, одним из которых является крещение Руси. Произошло это во время правления великого киевского князя Владимира, прозванного народом красным солнышком. Еще до его правления побывавшие в Византии русичи были поражены красотой греческих храмов и решали, что Византия является потому такой красивой и могущественной страной, что греки поклоняются истинному Богу и что, если русичи примут христианство, то их страна станет такой же процветающей.
В 988 году князь Владимир принял обряд крещения в городе Корсуни, а затем, вернувшись в Киев приказал уничтожить всех идолов древних славянских богов и совершить обряд крещения в водах Днепра над всеми киевлянами. На бывшем главном месте поклонения древним славянским богам был построен христианский храм. Постепенно крещение приняли и жители других городов.
С приходом христианства появилась надобность в богослужебных книгах. Наступила пора первых рукописных книг.
Новая религия сильно изменила сознание древних русичей. Уча милосердию и любви, она способствовала сплочению людей. Русичи стали осознавать себя не просто представителями различных племен, а единым народом, что делало страну сильнее и могущественней.
Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей
Ишимова А.О. Исторические рассказы для детей