Почему лучше верить в бога чем не верить
Православная Жизнь
«Почему люди верят в Бога? Зачем верить в Бога?». Если подобные вопросы человек задает себе, то однозначно они его беспокоят.
Скорее всего, причина поиска ответов здесь кроется не в научно-психологическом интересе, а личных духовных терзаниях, сомнениях, исканиях.
Те, кто не заморачивается и живет одним днем, остаются абсолютно инертными к проблемам бытия, смысла, целей и т. п. вещей. Но если кого-то устраивает жизнь чуть более цивилизованная, чем у животного, то флаг им в руки и барабан на шею, каждый идет своим путем. Для тех же, кого не устаревает одна лишь возможность поудобнее устроиться в этой жизни, попробуем поискать ответы.
Поиск ответов
Сразу отмечу, что предоставить однозначный и исчерпывающий ответ на вопрос: «Почему люди начинают верить в Бога?» – нет никакой возможности. Так много людей верующих, и у каждого своя история, свои чувства и переживания, свой опыт встречи с Непостижимым, с Господом. Иногда проблема ставится иным образом: «Зачем нужно верить в Бога?». Ничего не нужно, никто никого ни к чему не принуждает. Если мы поднимаем вопрос нужды, то здесь уже есть элемент принуждения, несвободы, насилия. Нужно верить зачем? Чтоб утешить себя в скорбях – вариант не самый плохой, но сводящий все богатства духовного опыта к «носовому платку», в который мы будем «высмаркиваться» и которым будем «утирать слезы». Кто-то, возможно, скажет, что верить нужно, чтоб обрести цель и смысл жизни. Но, простите, так не бывает. Попробуйте находящемуся в депрессии человеку сказать: «Что ты паришься, нужно просто поверить в Бога». Неужели мы думаем, что он, будто по щелчку пальца, воспрянет и ответит: «Спасибо, а я-то думал, чего мне хватает. Ок, теперь у меня все хорошо». Нет, сначала человеку нужно перестрадать свою скорбь, личным опытным путем обрести веру, и только тогда появятся и смысл, и цель. Те, кто реально смог пережить страдания знают, насколько неутешительными являются все наши утешения. Другое дело Христос, да, Он поддержит и поможет, но болеть от этого станет не меньше. Самое главное, что в момент страдания Он находится рядом и этого достаточно, чтоб обрести веру в Него.
Поиск утешения, смыслов и целей могут быть первыми шагами к вере, но не причиной веры. К вере человек не обязательно должен прийти через скорби, бывает, что этот путь лежит и через радости или просто внимание к себе, к зову своей души. Не зря же Тертуллиан говорил, что всякая душа по природе – христианка. В знаменитой проповеди апостола Павла в Ареопаге мы найдем слова о том, что Бог от одной крови произвел всех людей, назначив время и пределы жизни, чтоб каждый искал Его, не найдет ли, хотя Он и совсем близко к нам (Деян. 17:26-27). Отсюда мы видим, что Господь и близок к каждому человеку, и создал все условия, чтоб мы могли обрести Его. Я уже упомянул, что вера не может быть принуждением, потому Бог и установил некоторые препятствия для открытия Себя, чтоб каждый мог проявить свободное волевое усилие, поверить не потому что так надо, а потому что я сам этого хочу и к этому стремлюсь. Подумайте о том, что многие люди задаются важными вопросами бытия, многие проходят испытания, но обретают веру не все. Если бы причина веры лежала в каких-то внешних обстоятельствах, то ситуация в обществе была бы совсем иная, тогда бы нам не хватило храмов, дабы вместить всех желающих.
Определение веры
Теперь важно обозначить еще один аспект веры. У апостола Павла есть знаменитое определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Как видим, состоит оно из двух частей. Первая половина, по мнению, например, прп. Ефрема Сирина, говорит о надежде. Только эта надежда совсем иного характера, чем просто земное чувство или желание. Вторая часть указывает на уверенность, когда вера становится знанием. Можно сказать, что в кратких словах апостола Павла изображен весь путь веры, который проходит каждая душа. Скажем об этом немного подробнее.
Становление веры
Итак, отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, обобщающе можно указать, что вера проходит четыре этапа становления:
Несложно догадаться, что все начинается с эмоциональной веры. Сказано об этом достаточно. Обозначим лишь, что помимо надежды, которая больше, чем желание, сюда можно еще включить и мир, который сильнее, чем спокойствие. Интеллектуальная вера строится на убеждении. Убеждения более стабильны и неизменны, чем эмоции. Когда человек переживает первые ступени окрыленности от соприкосновения с Божеством и не отворачивается, его чувства постепенно утихают, приходит осознание происшедшего. Вера становится более осознанной. Волевая вера – это решимость добровольно подчиняться воле Бога. Здесь может быть примешан и элемент рабскости (страха), и элемент наемничества (поиска награды), но в любом случае человек сам решается следовать за обретенной верой. Убеждение здесь становится намного глубже, чем просто мнение. Невозможно будет и без любви, которая уже перестает быть просто чувством. Сердечная вера проистекает из нашего внутреннего «я». Любовь здесь выходит на первый план. Материальным, земными категориями сердечную веру не объяснить. В Новом Завете, например, сердце ни разу не употребляется в значении органа, качающего кровь. Вообще Священное Писание приписывает сердцу функции, которые светская наука привыкла относить к сознанию. Это и воля, и мышление, и ощущения, и совесть, и т.п. Получается, что в сердечной вере все существо человека направлено к объекту веры – Богу. Вера здесь перестает быть просто убеждением, она становится уверенностью. В таком случае реальность Господа становится очевидней реальности окружающего мира, становится внутренней аксиомой души. Это, если хотите, не только ответ на проблему происхождения веры, но и на вопрос, зачем знать Бога. Если Он Творец мира, то Он реальней мира. Сердечная вера становится возвратным путем к совершенству утраченной человеком Реальности.
Проблема неверия
С первых трех этапов человек может обернуться к неверию, но только не с последнего. Отсюда возникает вопрос: «Почему некоторые люди не верят или не хотят верить в Бога?». Я уже отметил, что первые шаги к вере проделывает практически каждый, но обретают веру далеко не все. Мы увидели, что один из этапов становления веры – волевая вера. Глубокая убежденность в чем-то требует соотнесения всей своей жизни с этой убежденностью, а когда речь идет о Боге и вечной жизни, то «ставки» возрастают многократно. Бывает, что человек предчувствует необходимость изменений, но не хочет этого. Ему просто проще лежать в своем теплом болоте и не замечать налипшей на него грязи.
Иногда кажется, что некоторые люди вскарабкиваются на вершину веры, но потом перестают верить в Бога. Проблема здесь в иллюзии. Бывает, что человек растет в верующей семье, его окружает религиозная культура, ему кажется, что вся эта внешность и есть вера, но дальше эмоционального восприятия дело не идет. Эмоции же нестабильны, стоит их только поколебать, как вера тут же улетучивается. Например, на эмоции от впечатлений внешней атрибутики богослужения или общения внутри общины «прилетает» эмоция от пережитого или увиденного горя. Начинаются терзания и, если они не перерастают в более глубокие уровни веры, то они обязательно выльются отвержением веры.
Выводы
Вопрос веры всегда волновал человечество, в несуществующего Бога верить невозможно. Если мы говорим о вере, то мы всегда говорим об отношении к Абсолюту. Поэтому, по слову свт. Луки (Войно-Ясенецкого), даже у атеистов есть свое к Нему отношение, а отношение уже подразумевает наличие минимум двух взаимодействующих субъектов, коими, в данном случае, являются Бог и человек.
Зачем люди верят в Бога? Надеюсь, что мне удалось дать ответ на этот непростой вопрос. Что бы там ни говорили, а если человек перестает верить в Бога, он начинает верить в что-то другое: науку, прогресс, силу разума, НЛО, возможность построения социальной справедливости на земле и пр. Последствия такой веры бывают весьма плачевны, но это уже совсем другая история.
Протоиерей Владимир Долгих
Зачем верить в Бога, если можно вести моральный образ жизни?
Меня интересует, зачем верить в Бога, быть христианином и жить добродетельной жизнью? Ведь можно просто вести добродетельный образ жизни. Почему лучше знать Бога и жить праведной жизнью, а не просто вести хороший образ жизни?
От многих христиан я слышал такие ответы на этот вопрос:
В этих ответах я нахожу несколько несоответствий. Не христианин, пытающийся вести моральный образ жизни, точно способен быть «хорошим», радоваться каждый день и быть добродетельным, как и христиане. Мы можем заблуждаться, считая, что Бог в этой жизни всегда наказывает неверующих и благословляет христиан. Именно в этом заключалась ошибка друзей Иова. Ведь Библия ясно говорит, что внешнее признание Бога и принесение жертв (религиозность) не идет ни в какое сравнение с реальным желанием вести моральный образ жизни.
В ответе на вопрос «зачем вообще верить в Бога» аргументы о вечной жизни являются более весомыми. Но это ведет нас к другому вопросу: Бог — это о чем? О морали или познании себя? Выглядит так, что познание законов Бога через крещение и веру в Христа (большой шаг) является ключом к праведности в глазах Бога. Неужели все усилия человека быть моральным и творить добро ничего не стоят, если сначала не креститься, как об этом написано в Библии? Это выглядит спорно с точки зрения общего блага.
Ответы, которые я перечислил выше, лично меня удовлетворяют. Но они не убеждают моих друзей, которые рассматривают познание Бога и церковь в качестве еще одного барьера на пути к моральному образу жизни. Мне интересно, что бы вы ответили на все это?
Зачем верить в Бога, а не просто стараться быть «хорошим»?
Вы задали очень хорошие и логичные вопросы. Я думаю, что стоит начать с природы Бога, а затем уже поговорить о человеческой природе. Бог является всемогущим и очень разумным Творцом. Бог святой. У него нет ни грамма несовершенства или изъяна. Бог справедливый. Он знает все, что человек сделал за свою жизнь — доброе или злое. Бог есть любовь. По своей природе Бог нуждается в отношениях, поэтому Он создал нас. Мы были созданы по Его образу и подобию. Мы существуем, чтобы Бог мог знать нас, мы могли знать Его и друг друга. Цель Бога в том, чтобы мы имели праведные отношения с Ним и друг с другом.
Все, что уничтожает эти отношения, является большой проблемой для людей. Вот почему грех является такой важной темой, ведь Бог святой, справедливый и любящий. Из-за Своей любви Бог дал нам свободу выбора. Он не заставляет нас любить Его. Тем не менее, если мы восстанем против Него и не подчинимся Ему, тогда мы все подвергнемся суду. Наша свобода очень тесно связана с любовью, но эта свобода несет с собою и большую ответственность.
Это описание Бога должно дать ответ на ваши затруднения. «Хороший» человек, который не знает Бога, не является истинно хорошим. Мы можем пытаться быть хорошими, но мы все восстали против Бога и потеряли наши близкие отношения с Богом. Это стало причиной и разрушения отношений между людьми. Предполагаемый «добродетельный» человек — большой вопрос.
Есть люди, которые более этичны в своем поведении. Есть люди, которые стараются вести более моральный образ жизни. Но это не решает проблему. Вы можете попадать в 20% «лучших» людей на планете, но это не решает проблему греха. Наш предполагаемый «добродетель» может не согласится с этим, но согласно Библии он ошибается. Эмоционально я хочу согласиться с этим человеком, но факты Библии показывают, что он ошибается. Чудеса Иисуса Христа, Его праведная жизнь, воскрешение, исполнение в Нем пророчеств Ветхого Завета убеждает меня в том, что я должен прислушиваться к тому, что Он говорит. Я не должен полагаться на свою собственную логику, которая гораздо более ошибочна, чем я полагаю.
Сложно ли объяснить все это интеллектуально «хорошим» людям? Я это понимаю, но им надо задать больше вопросов. Каково их мировоззрение? Они атеисты? Как это согласуется с реальностью? Они буддисты? Согласуется ли буддистское мировоззрение с реальностью? Отвечает ли мировоззрение этих людей на важнейшие вопросы мироздания, природы добра и зла и судьбы? Какова альтернатива? В чем смысл «хорошей» жизни, если затем ты умираешь и полностью исчезаешь? Если бы это было правдой, то ладно. Но это не правда. Так что необходимо обсуждать альтернативы и доказательства, их поддерживающие.
Это очень большая и в каком-то смысле непростая дискуссия. Но это часть моего ответа на ваш сложный вопрос.
Зачем верить в Бога? Бог — о чем это? О морали или познании себя? Ничего из перечисленного. Бог — это об отношениях и праведности (что не то же самое, что мораль). Это праведно прожитая жизнь, включающая социальную справедливость и близость.
Может ли агностик быть «хорошим», счастливым и добродетельным, как христианин? В каком-то смысле я могу согласиться с этим. Некоторые атеисты живут очень этической жизнью, как и многие христиане. Но! Если глубже посмотреть в их жизни, то мы увидим очень сильные отличия. Я знаю много «хороших» людей, но при этом у каждого из них есть проблемы с различными грехами. Таким же человеком был и я до своего обращения к Богу. Был ли я счастлив? И да, и нет. У меня в жизни было много радости и я даже смог чего-то достичь. Но без отношений с Богом я не мог исполнить того, для чего я был создан. Так что все эти достижения были гораздо более поверхностными, чем я думал.
Если мы не становимся теми, кем мы были задуманы, мы не достигнем истинного счастья. Это как игрушки в «Истории игрушек». Они были созданы для того, чтобы сделать детей счастливыми. Если они не могли этого делать, то не были истинно счастливыми. Простите за такую аналогию.
Я бы мог сказать и больше, но надеюсь этого будет достаточно для начала.
Джон Окс
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Для верующих и неверующих. Нужно ли верить в бога?
Нужно ли верить в бога?
Человек от природы – неверующий. Все дети – атеисты, поскольку, рождаясь, мы еще не успеваем усвоить навязанных нам в обществе стереотипов и догматов. Не зная о догматах так называемой «веры», дети ничего не знают и боге (богах) и до определенного момента высшим авторитетом для них являются родители. И уже потом от родителей и общего окружения у ребенка формируются те или иные представления, будь то атеистические или религиозные. Неоспоримо одно: все дети изначально – атеисты.
Кто же такие верующие? Верующие – есть те, кто признают бытие высшего, сверхъестественного существа или существ.
А во что или в кого верит бог, если хотя бы в качестве ненаучной гипотезы допустить его существование? Возьмем христианского бога, как наиболее близкого к нам территориально.
Книга Бытие утверждает, что бог создал человека по своем образу и подобию. Отсюда, если он верующий, значит, и человека создал верующим. Иисус, его посланник, если верить апостолу Матфею, требует от нас быть совершенными, как господь бог. Значит, христиане должны стремиться во всем походить на своего бога, пытаться достичь его уровня. Если он – верующий, значит, и мы все как бы должны быть верующими. Но если он – атеист, значит, мы все должны стремиться стать идеальными атеистами.
Допустим, что бог есть и он – верующий. Во что ему верить? Если исходить из концепции всеведения бога, характерной абсолютно для всех религий, то всезнающему существу нет необходимости во что-то верить, поскольку он и так все знает. (Ну, не верит же химик в керосин или воду или механик в двигатель внутреннего сгорания! Нет. Каждый из них ЗНАЕТ, что керосин, вода и двигатель внутреннего сгорания существуют, знает, из чего они состоят, знает о способах их получения, свойствах и т.д.). Верующий считает бога высшим существом и не только. Он еще и поклоняется ему (молится, приносит кровавые или бескровные жертвы, просит о чем-то, восхваляет). Поклонение является обязательным признаком и элементом поведения любого верующего.
Но что стоит выше, чем бог, чему бы он мог поклоняться? Кому б ему молиться, если, тем более (в монотеистической концепции) он вообще один и, естественно, как существо всеведущее, знает о своем одиночестве? Нет у него нужды чему-то или кому-то поклоняться, да и возможности такой (в монотеизме) богу его верующие не предоставили! А если так, то:
а. бог не признает над собой никакого высшего существа
б. бог никому не поклоняется, никому и ни о чем не молится
Вывод: бог –чистейший непоколебимейший, стопроцентный атеист!
Теперь возвращаемся к началу нашего рассуждения. Если бог – атеист, создавший человека по своему образу и подобию и все должны стремиться стать такими же совершенным как он (т.е. знать, а не верить), то никакая вера и религия не нужны, вера и все должны стремиться к знанию, а не к вере, т.е. к состоянию идеального атеиста.
Кому надо чтоб мы верили в бога? Церкви. Почему? Потому что это бизнес, построенный на невежестве.
Комментарии (14)
Блога на эту тему не будет, а мысли имеются:
Вера не должна обязательно следовать религии, хотя крайне желательно, чтобы она не противоречила религии, чтобы не разрушать воздействие последней. Это означает, что «мораль» общества не будет иметь влияния на человека с верой, противоречащей религии, породившей эту «мораль», кроме случая, когда человек скроет свою веру внутри и будет страдать из-за этого.
Некоторое количество сильных людей или очень большое количество активных людей (далее «власть») с одной верой определяют религию общества.
Совпадение религии общества с верой каждого человека этого общества есть признак устанавливающейся, а в пределе установившейся, гармонии в обществе.
Большинство людей стремятся к гармонии и поэтому подстраивают свою веру под сильную гармоничную религию.
У религии и веры нет прошлого и будущего, полезного для настоящего, т.к. значение имеет только настоящее, т.е. момент их непосредственного применения. Прошлое религии и веры имеет смысл изучать только с целью избежать совершенных прежде ошибок или в развлекательных целях.
Для продвижения демократии необходимо принудительное изменение веры максимального количества людей в обществе, что, скорее всего, приведет к смене «власти». Религия же приспособится «властью» общества под веру для гармонизации общества.
Веру не имеет смысла основывать на каких либо источниках, т.к. степень веры зависит лишь от совпадения «картины мира» человека положениям веры. Вера меняется каждым человеком под свою «картину мира», оставляя общими лишь некоторые (чаще составляющие главную часть) положения. Таким образом, на веру может быть принято любое слово сказанное гармоничным (харизматичным) человеком и соответствующее внутренней «картине мира» слушающего.
Религия использует гармоничные (авторитетные, «святые») источники и слова для изменения веры каждого члена общества, заменяя, таким образом, отсутствие гармоничной личности, или искусственно создавая такую гармоничную личность.
Стоит ли современному человеку верить в Бога?
Однажды один философ сказал: «Бог давно умер, просто люди об этом не знают».
Религия всегда шла рядом с человеком. Какие бы древние цивилизации не находили археологи — всегда есть доказательства того, что люди верили в божеств. Почему? Почему люди не могут жить без Бога?
Что же такое «Бог»?
Бог – сверхъестественное высшее существо, мифологическая сущность, выступающая объектом почитания. Конечно, сотни лет назад все необъяснимое казалось фантастическим и вызывало благоговение. Но зачем поклонятся мифическому существу человеку нынешнему?
Современная наука с каждым днем делает гигантский шаг вперед, объясняя то, что раньше считалось чудесами. Мы истолковали возникновение Вселенной, Земли, воды, воздуха — жизни. И возникли они не за семь дней. Когда-то люди объясняли все катастрофы гневом Божьим. Теперь мы понимаем, что землетрясение — это следствие движения земной коры, а ураган — потоков воздуха. Сегодня ученые находят разгадки в библейских катаклизмах, которые не так сложно растолковать. Почему же люди не искали этому объяснения много лет назад?
Огромную роль тут сыграла религия. Как известно, Библию писали люди, и редактировали ее тоже люди. Думаю, что в оригинальных письменах и в современной книге, которая есть в доме у каждого, мы нашли бы много отличий. Нужно понимать, что религия и вера — вещи немного разные.
Церковь всегда навевала страх на человека. И церковь не только христианская. В каждой вере есть подобие рая и ада. Человека всегда пугали наказанием. Известно, что церковь имела колоссальную власть над обществом. Над самим только сомнением о существовании Всевышнего могли сжечь на костре. Религию использовали как средство устрашения и управления массой. За много лет церковь утеряла доверие среди людей. Чего только стоит инквизиция, уничтожившая тысячи людей во всей Европе. На Руси, например, тех, кто пропустил службу в воскресенье, публично били палкой в понедельник. Во времена сталинских репрессий священники нарушали таинство исповеди, передавая информацию КГБ. Церковь боролась с «еретиками» — инакомыслящими людьми, которые могли задавать неудобные вопросы.
Что дает нам молитва и зачем нам верить?
Молитва — это прошение. Просите, и дано вам будет. Но не перекладываем ли мы ответственности на Бога за свою лень, когда просим то, что можем достичь сами: дом, машину, работу. Если не получается, можно ответить просто — Бог не дает. Если мы не можем устроить личную жизнь, проще всего ответить, что Бог так решил, нежели посмотреть на себя со стороны и начать что-то делась со своими недостатками.
Доказано, что человеческая мысль материальна. То, о чем мы думаем, желаем, мечтаем и просим, может воплотиться в жизнь. Наше слово — магия. Мы сами порой не знаем, как можем ранить или окрылить человека. Возможно, слова вместе с мыслями имеют огромную силу. То что же это: влияние Бога или неисследованные возможности человеческого мозга?
Во время истинной молитвы человек как будто переносится в другое измерение, где время замедляется. Может, таким образом мы становимся чуть ближе к Богу?
Вспоминаю один эпизод из «Доктора Хауса», когда муж пациентки, атеист, молится за жену. На вопрос Хауса, зачем молиться, если не веришь в Бога, он ответил: «Я обещал жене, что сделаю все для ее выздоровления. Если я не помолюсь, это будет не всё».
Что же дает нам вера? Вера окрыляет человека, делает его уверенным в своих возможностях. Но мы верим в то, что Бог помогает нам, а не в собственные силы. Есть множество историй о том, как вера спасла людей от рака, наркотиков, алкоголя… Но может эта сила уже была в этих людях? Может вера в Бога просто спровоцировала какой-то особый гормон в человеке?
Информации для размышлений множество. Но почему-то мы молимся и верим, когда больше нельзя ничего предпринять.
Анатомия души
Ну а как же неопровержимые доказательства существования загробной жизни? Давайте подумаем о душе. Еще в 19 веке были попытки взвесить душу человека. И американскому врачу это удалось. Вследствие многих экспериментов он установил, изменения в весе живого и мертвого человека становит чуть больше 20 грамм, независимо от исходного веса тела.
Почему я не могу отказаться от веры в Бога
Я — современный мыслящий человек, который привык во всем сомневаться и искать доказательств. Но я не могу отказаться от веры в Бога. Вера дает мне спокойствие, уверенность в том, что в трудный момент придет помощь. Вспоминаю фильм «Куда приводят мечты», где после смерти мужчина и его дети попадают в собственный рай. Муж — в картины жены, а сын и дочь — в страну, в которую верили в детстве. И именно вера помогла вытянуть из ада жену, которая попала туда после самоубийства. И я хочу иметь свой собственный рай. Ведь по вере нашей нам и дано будет.
Ну что ж, вопросов осталось больше, чем ответов. Современный человек привык надеяться на медицину, науку, технический прогресс, но не может отказаться от веры, надежды, любви и, собственно, Бога.