Почему литературу называют искусством слова покажите на примерах что такое искусство слова
Литература как искусство слова
Описание разработки
какова роль литературы в жизни человека;
в чем особенность творчества писателя и сотворчества читателя;
в чем специфика литературы по отношению к другим видам искусств;
познакомиться с программой и структурой учебника
Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек? Чем обусловлено появление все новых и новых произведений? На эти и многие другие вопросы постараемся ответить в течение наших уроков.
2.Выразительное чтение стихов
Художниками называют всех людей творческого труда. Каким художественным даром обладает писатель? В чем особенность писательского труда? Попробуем поразмышлять над этими вопросами, выслушав самих художников слова. Каждый из них нашел такие слова, которые найти мог только он.
— Сейчас прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе.
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
И долговечней царственное Слово.
— Каково значение слова « Слово» в этом четверостишии? Почему оно написано с большой буквы? Найдите эпитет и объясните его значение.
(Поэт говорит о силе слова)
Люблю обычные слова.
Как неизведанные страны,
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
-Какова роль слова в художественном произведении?
Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание. ( Привести примеры из произведений)
-В чем же сила слова в художественной литературе?
(В способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность)
Звучит аудиозапись. ( Можно любое произведение в актерском исполнении)
3. Беседа, выявляющая уровень литературного развития учащихся
— Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?
— Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?
— Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?
— Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?
— Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?
В 5-8 классах мы уже немало говорили о роли литературы в жизни человека. Книги необходимы каждому из нас. Все это знают.
-Задумывались ли вы над вопросом:: какой я читатель? (Чтение – это творчество, для овладения которым следует потратить усилия).
—Но когда книги принесут пользу? (Кто хочет стать личностью должен воспринимать слово письменное и устное, а это непростое искусство. Нужно овладеть искусством читать книги)
Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
Бились день. рубились день-другой,
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина.
Напоили сватов допьяна,
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна,
И деревья ветви приклонили.
-Сравним литературу и живопись.
И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни. Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.
3.Знакомство с программой и структурой учебника.
В 9 классе вам предстоит сделать еще один шаг на пути познания и понимания литературы. Вас ожидает встреча с литературными шедеврами* Произведения, включенные в программу 9 класса, называют шедеврами русской культуры.
-Как вы понимаете слово шедевр? ( Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.)
(ШЕДЕВР – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание мастера) разных времен, ставшими классикой* (КЛАССИКА – это то, что живет и сегодня, независимо от времени создания).
В текущем учебном году вы будете постоянно отвечать на вопрос: В ЧЕМ СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
«Книги имеют свою судьбу, смотря по тому, как их принимают»,- эта фраза родилась в Древнем Риме. Люди живут, пока их помнят. Книги бессмертны, пока их читают. Почему же сочинениям Гомера и Данте, Сервантеса и Шекспира, Пушкина и Гоголя, Достоевского и Толстого и других великих мастеров выпал жребий вечной жизни, а их героям – счастье волновать сердца новых поколений? Трудный вопрос. Непростыми будут и ответы. И это здорово: настоящей литературе нужен настоящий читатель.
-Перелистаем учебник и назовем эти произведения.
-Какие произведения вы прочитали летом?
-Какие из прочитанных произведений вам запомнились и чем?
— Обратимся к учебнику, рассмотрим его структуру. Зачем необходимо рассмотреть учебник? (Задание: группа представляет главу из учебника о любом писателе).
— Почему разговор о писателе мы будем начинать с его биографии? (Конечно, художник, как и любой человек, проживает сложную, интересную жизнь, но его судьба интересна нам в той мере, в какой связаны с творчеством, преобразованы им. Затем следующий шаг-задуматься над тем, как в целом устроен художественный мир писателя. И только потом можно заняться анализом текста. Задача учебника не просто сообщить сумму знаний, а научить вас самостоятельно понимать замысел автора, самостоятельно вступать в диалог с произведением и его создателем.)
Для тех, кому покажется мало сведений учебника, кто хочет знать больше, в конце каждой главы приводится список рекомендуемой литературы.
Вопросы и задания помогут вам самостоятельно проверить свои знания, убедиться, что материал вами усвоен.
В конце темы приводятся также темы сочинений и рефератов.
Вам еще предстоит испытать наслаждение от общения с писателями 19 века.
М. Горький, обдумывая уроки русской литературы, сказал в статье «Разрушение личности» (1909): «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление — понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле. Как человек, как личность писатель русский доселе стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни, литературе, к усталому в труде народу, к грустной своей земле».
Литература. 9 класс
Конспект
Урок 1: Художественная литература как искусство слова
Основные выводы
1. Художественное произведение представляет собой единство объективной реальности и субъективного авторского ее понимания.
2. Нельзя отождествлять образ автора в произведении с реальным писателем, поэтом, драматургом.
3. Ситуации, которые описаны в произведении нельзя воспринимать как реальные; нельзя относиться к литературным героям как к ревльным людям.
4. Русская литература – сокровищница мировой литературы.
Литература:
1) Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 6-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016.
2) Н. В. Беляева. Уроки литературы в 9 классе.: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017
3) А.Б.Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения.- 11-е изд. – М,: ФЛИНТА, 2013.
Разбор типового тренировочного задания
ИТ-7.Задание 7.
Вид тестового задания Вставка текста
Текст задания Вставьте подходящие по смыслу слова.
Художественный ____ – это форма отражения ________, творчески _________ и ________автором в произведении.
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните определение художественного образа.
3. Просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Затем выберите из вариантов ответов необходимые по смыслу слова и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
ИТ-9.Задание 1.
Вид контрольного задания Множественный выбор
Текст задания Отметьте основные виды искусств
Варианты ответов 1)Музыка. 2) Живопись; 3) Техника; 4) Скульптура; 5) Юриспруденция: 6) Театр; 7) Литература; 8) Социология
Стратегия выполнения задания:
1. Внимательно прочитаете задание, оцените его содержательную нагрузку, определите логику и последовательность выполнения задания.
2. Вспомните, что искусство – это отражение действительности в художественных образах
3. Просмотрите сначала все варианты ответов.
4. Затем выберите верные ответы и проверьте себя.
Установите соответствие между названиями видов искусства
и представленными здесь образцами.
Конспект урока по теме: « Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека»
Составила: Евдокимова С.В.,
Учитель русского языка
Вид урока : урок усвоения новых знаний.
Тип урока : комбинированный
обучающая: определить роль художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, дать обзорную характеристику литературных направлений и провести краткий обзор курса литературы 9 класса
Развивающая: развивать интерес к художественной литературе, развивать культуру связной речи, обогащать словарный запас учеников.
Воспитательная: воспитывать чувство уважения к видам искусства, развивать интерес к культуре своей страны.
Технологии: урок с применением ИКТ и игровых технологий
Оборудование: мультимедийная презентация; компьютер, мультимедиапроэктор.
Межпредметные связи : литература, изобразительное искусство.
Опережающее задание. За один день до урока 3 ученика получают индивидуальные задания:1) подготовить выступление о видах искусства;
2) найти и подготовить выразительное чтение стихотворений о слове.
I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
Задумывались ли вы, для чего существует искусство?
Какова роль искусства в формировании человека? (Причины возникновения искусства нужно искать в стремлении человека украсить себя. Каждая эпоха дополняла искусство чем-то своим).
Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий.
Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство.
Искусство распределяют на два вида:
• тонические (поэзия, музыка);
• образные (архитектура, скульптура, живопись с его областями).
Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущий лишь ему средствами и на соответствующем материале:
а) в изобразительном искусстве они создаются нанесением линий, черточек,
точек, пятен, красками разных цветов на полотно, бумагу, доску;
б) скульптурный образ создается вырезанием линий, углов, округлостей, выемок на дереве, камне, мраморе;
в) музыкальный — соединением звуков разной высоты, силы, тембра.
Какой же вид искусства, по вашему мнению, есть самый совершенным? Почему?
Назовите вид искусства, от которого вы получаете наибольшее наслаждение, удовлетворение? Мотивируйте собственную мысль.
Продолжение беседы по вопросам.
Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?
Почему литературу называют искусством слова? Вспомните, что вы знаете о происхождении слова «литература».
Что является характерной особенностью художественной литературы?
Кто является создателем художественной литературы?( С помощью художественного слова писатели изображают важные характерные события, явления, черты характера людей; рассказывают об их жизни, работе, борьбе, ощущении, внутреннем миру, веровании; описывается природа).
Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героический эпос и др.
Обратимся к словарю литературоведческих терминов:
Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.
Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии. (Запись определений в словарик) Слайд№4
Эпос, лирика, драма – основные роды литературы. Слайд №5
-Какие вы знаете жанры художественной литературы? Слайд №6
Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.
Какова роль слова в художественном произведении?
Слово становится особым материалом, когда к нему прикасается рука художника. И это придает ему особый характер, особое звучание.
-В чем же сила слова в художественной литературе? (В способности раскрывать красоту мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность).
И живописец, и литератор изображают явления жизни. Но поэт это делает с помощью слов, а художник рисует предметы красками, карандашом, углем. Хотя поэт и не может буквально нарисовать предмет так, как это делает живописец, зато он может нарисовать предметы и описать словами впечатление, которое произвел этот предмет или это явление. Язык способен точно выражать мысли и чувства, вызванные впечатлениями жизни.
Словесное описание требует активной работы воображения читателя. Писатель рисует лишь отдельные черты, а наше воображение дорисовывает картину. Причем, естественно, картины у всех людей разные.
Выразительное чтение стихов (звучит «Лунная соната» Л. Бетховина).
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.
А поэтому скажем сурово:
«Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!» Э. Асадов
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем.
Бьется жилка, вьется живчик,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.
Власть от века есть у слова,
И когда пути другого
У тебя на свете нет,
Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Смерти лучше не зови!
Слово только оболочка,
Пленка жребиев людских,
На тебя любая строчка
Потрясения от произведений искусства основ человеческой личности заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека. Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Здесь, нужно говорить об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее. Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение
В 9 классе вам предстоит сделать еще один шаг на пути познания и понимания литературы. Вас ожидает встреча с литературными шедеврами. Произведения, включенные в программу 9 класса, называют шедеврами русской культуры.
-Как вы понимаете слово шедевр? ( Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы, образцовое создание автора.)
Обратимся к учебнику, чтобы познакомиться с программой курса.
Основные разделы курса литературы 9 класса: Слайд№9
Древнерусская литература. Слайд 10
Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм. Слайд №11-13 (Демонстрация картины эпохи классицизма Д.Г. Левицкого «Портрет Екатерины II ).
Литература XIX века. Романтизм. Реализм. Слайд №14-17
(Демонстрация картин эпохи романтизма И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Итальянский пейзаж» и реализма И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», В.Г. Перова «Тройка», «Ученики – мастеровые везут воду»).
Литература XX века. (знакомство по учебнику)
Вам еще предстоит испытать наслаждение от общения с писателями 19 и 20 века.
(Часто провожу эту игру в конце урока. Она интересна ученикам, захватывает их, а нам помогает проверить учебный материал).
Класс делится на 3 команды, и каждая команда придумывает 2 вопроса (вопрос каждой команде-сопернице ) по материалу урока.
Задача команды: задать такой вопрос, который вызывает затруднение при ответе. Выигрывает та команда, чей вопрос остался без ответа. ( Все ученики этой команды получают «5»).
V. Итог урока Слайд №18
Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.
Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали стихи поэтов, ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.
Литература как искусство слова
Рассмотрение понятия совокупности любых письменных текстов. Оценка значения авторских текстов в литературе. Определение основных видов литературы по содержанию текстов и по их предназначению. Установление места художественной литературы в ряду искусств.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.12.2016 |
Размер файла | 24,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Литература как искусство слова
2. Основные виды литературы
3. Место литературы в ряду других искусств
Список используемой литературы
1. Литература как искусство слова
Тем не менее у литературы есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками.
Следует добавить ещё один критерий, относящийся уже не к структуре литературных текстов, а к их функции.
2. Основные виды литературы
Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской философской литературы «Диалогов» Платона куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с драмами Эсхила), чем с трудами таких философов Нового времени, как Гегель или Рассел. Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо» Даниэля Дефо прочитываются сегодня скорее как произведение детской литературы, а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как памфлет с существенной ролью публицистического начала. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и библиотек удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы библиотечно-библиографической классификации.
Научная и научно-популярная литература
Словарь Брокгауза (1910)
Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы:
Учебная литература, делящаяся в основном на собственно учебники и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать уравнения или правильно расставлять знаки препинания. Эта прагматическая задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.
Литература и носители текста
Литературный текст остаётся самим собой независимо от того, каково его материальное воплощение: рукопись, книга, компьютерный файл на мониторе. Не следует, однако, думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу. Напротив, состояние литературы в обозримом прошлом полностью определяется цивилизационной революцией, совершённой изобретшим книгопечатание Гутенбергом: до этого воспроизведение любого сколько-нибудь длинного текста требовало значительных затрат времени и сил писца, и это накладывало существенные ограничения на количество и характер текстов, фиксируемых письменно и распространяющихся за пределы непосредственного круга общения автора. На исходе XX века новая цивилизационная революция вызвала к жизни два качественно новых носителя текста: это аудиокнига и компьютерный файл. Вполне возможно, что повсеместное распространение этих носителей в самом скором будущем приведёт к новым серьёзным изменениям в структуре литературного пространства.
ПРИМЕР: Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко
3. Место художественной литературы в ряду искусств
литература письменный авторский искусство
Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.
Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.
Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства.
Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.
1. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.
2. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
3. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.