Почему исчез мастер в чем причина такого поступка
Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Автор: Т. Е. Лескова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана
Тема: «Это была самая светлая жизнь…»
Цель: анализ глав романа по сюжетной линии «Мастер и его подруга», сопоставление фактов биографии писателя и страниц романа, нравственное воспитание старшеклассников.
Оформление: портреты М. Булгакова и Елены Сергеевны, кадры из фильма «Мастер и Маргарита».
У: О чем булгаковский роман?
(О добре и зле, об истине, о трусости как об одном из главных человеческих грехов, о предательстве, об ужасе одиночества, о Москве и москвичах, о роли интеллигенции в обществе, о верной и вечной, всепобеждающей силе любви)
У: Вы прочитали главы романа, посвященные любви Мастера и Маргариты. На доске записаны булгаковские строки: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь.» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.
У: Роман, жизнь, как все переплелось, вросло друг в друга, соединились жизнь и мечта. Елена Сергеевна и Маргарита Николаевна. В начале 30-х годов жена крупного советского военачальника Московского военного Округа ушла к знаменитому писателю М. Булгакову и стала его женой. В феврале 29-го они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман, роман, ставший плодом любви к женщине и к жизни.
Вспомним начало любовной истории.
На экране кадры из фильма без звука. Звучит «Неоконченная симфония» Франца Шуберта, на фоне музыки ученица читает наизусть эпизод первой встречи.
У: В чем особенность завязавшегося разговора? Чем необычна вспыхнувшая любовь?
(Разговор обыкновенный, но мастер неожиданно понял, что всю жизнь любил эту женщину. Эта любовь с первого взгляда поражает не как прекрасное видение, а как молния).
У: А как это было в жизни автора?
Биограф 1: Это было в 29-м году на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди смогли заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь…»
У: Это воспоминание Елены Сергеевны помогает верить в лучшее в жизни, в то, что вечная, чистая, святая любовь есть не только на страницах романа. Какова же в реальности жизнь писателя в это время?
Биограф 2: В эту пору писатель бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор «Белой гвардии». К этой поре Булгаков был, считай, уже забытым мастером. Сверкнули и забылись его ранние фельетоны, рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы, что уж тут говорить о таких вещах, как «Собачье сердце». Молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к «Дням Турбиных» идет в единственном театре страны одна эта пьеса.
Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы. Перехватив аванс, он пригласил ее как-то выпить кружку пива. Закусывали крутым яйцом. Но, по ее признанию, как все было празднично, счастливо.
Булгаков никогда не терял себя внешне. Многих современников писателя просто шокировали начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности, И это в ту пору, когда за неимением средств к жизни он и в дворники нанимался, но и в дворники не брали человека с такой белогвардейской внешностью. Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер… Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.
У: Вернемся к героям романа. Каковы самые счастливые страницы романа?
( ученики читают и комментируют. Звучит музыка Баха).
С милым рай и в шалаше, был бы милый по душе. Так в пословице и в романе. А как в самой жизни?
Биограф 2: Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве…
У: Счастье не в богатстве. Какие страницы романа убеждают нас в этом?
( чтение и комментирование)
А как же было в жизни? О чем свидетельствует Елена Сергеевна?
Биограф 1: «Потом наступили гораздо более трудные времена. Когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому, что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить» И я ответила: «Я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему приняла со смехом: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на… Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись» И в результате я поклялась».
У: И началось счастье. Десять лет немыслимого, непредставимого обоим счастья. Вот каким оно было.
Биограф 2:Все дальнейшие радости и невзгоды Булгаков и Елена Сергеевна переживали вместе. В феврале Михаил Афанасьевич встречает Елену Сергеевну, в мае начинает роман, в декабре ему официально сообщают, Что все пьесы запрещены к публичному исполнению. В марте запрещена его новая пьеса о Мольере. В конце этого же месяца он пишет письмо правительству, исполненное чести, достоинства и отчаяния. Это письмо по срокам совпало с трагической гибелью и похоронами В.Маяковского. Булгаков писал: «Я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены, если и это не возможно, я прошу Советское правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо в данный момент – нищета, улица, гибель». Были в письме и такие строки: «Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу» 18 апреля 1930 года Сталин позвонил Булгакову. Лишь после этого разговора ему была предоставлена работа во МХАТе, и только после этого он выбрасывает револьвер в пруд у Новодевичьего монастыря.
(Звучат «Грезы любви» Листа)
Вскоре на его рукописи появляются две надписи: «Дописать, прежде, чем умереть» и «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».
У: Прочитайте строки, которые на ваш взгляд могли быть эпиграфом к нашему уроку. (…)
У: В чем выразилось участие Маргариты в делах Мастера?
(Была ангелом-хранителем автора романа о Понтии Пилате, ангелом-хранителем своего любимого. Это чувствуется особенно тогда, когда после разгрома романа критиками, поддавшись отчаянию, мастер падает духом, отказывается от своего романа и исчезает ).
У: Почему Мастер исчез? В чем причина такого поступка? Достоин ли Мастер такой любви?
( Он просто не мог видеть любимую несчастливой, не мог принять ее жертвы. Он растерян, отказывается от своего романа).
У: Как чувствует себя Маргарита, потерявшая Мастера?
Что делает Маргарита ради спасения любви?
(И стинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут поэты. Истинной любви покорны все преграды. Силою любви скульптор Пигмалион оживил созданную им статую — Галатею. Силой любви отбивают у болезни любимых, выносят из горя, спасают смерти. Маргарита смелая, решительная, умеет вступить в единоборство. Постоять за свое счастье, постоять любой ценой.)
Как вела себя Маргарита на балу у Сатаны?
У: На кого из героинь классической литературы похожа Маргарита?
(Способность к самоотречению Сони Мармеладовой, Смелость Татьяны Лариной, безрассудство Анны Карениной, спасительная сила любви Маши Мироновой)
Работу над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была нелегкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить: «Вот я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье с красивым вырезом на груди, заломишь, руки и скажешь: «Отлетел мой ангел». И они начинали хохотать.
Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет, что обещала, мужу, все исполнит, будет держать в руках журнал «Москва», с романом своего Мастера.
Часто, делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: «Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу нет! Ни одной секунды. Это была саман светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было»
У: Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя. Слышится голос А.Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через 6 дней после смерти Булгакова, отдала последний долг – стихи, в которых переплелись гордость за талант и силу характера Булгакова и боль невыносимой утраты.
(Чтение учеником стихотворения «Памяти М. Булгакова)
У: Каким предстает перед нами Булгаков в этом стихотворении, возложенном взамен могильных роз?
( Как и был в жизни, мужественным и твердым художником, до конца выполнившим свое предназначение, не павшим духом и перед лицом смерти. Строки звучат торжественно, сдержанно, строго.
Биограф 1: Это было в 29-м году на масленую. Какие-то знакомые устроили блины. Ни я не хотела идти, ни Булгаков, который почему-то решил, что в этот дом он не будет ходить. Но получилось так, что эти люди смогли заинтересовать составом приглашенных и его, и меня. Ну меня, конечно, его фамилия. В общем, мы встретились и были рядом. Это была быстрая, необычайно быстрая, во всяком случае с моей стороны, любовь на всю жизнь…»
Биограф 1: «Потом наступили гораздо более трудные времена. Когда мне было очень трудно уйти из дома именно из-за того, что муж был очень хорошим человеком, из-за того, что у нас была такая дружная семья. В первый раз я смалодушествовала и осталась, и я не видела Булгакова 20 месяцев, давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, все-таки это была судьба. Потому, что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить» И я ответила: «Я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему приняла со смехом: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Если представить, что это говорил человек неполных сорока лет, здоровый с веселыми голубыми глазами, сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень странно. И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно, ты будешь умирать у меня на… Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись» И в результате я поклялась».
Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет, что обещала, мужу, все исполнит, будет держать в руках журнал «Москва», с романом своего Мастера.
Часто, делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: «Вот я хочу Вам сказать, что, несмотря на все, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы мне скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу нет! Ни одной секунды. Это была саман светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было»
Биограф 2: В эту пору писатель бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор «Белой гвардии». К этой поре Булгаков был, считай, уже забытым мастером. Сверкнули и забылись его ранние фельетоны, рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы, что уж тут говорить о таких вещах, как «Собачье сердце». Молчание, полное молчание, и только по необычной любви Сталина к «Дням Турбиных» идет в единственном театре страны одна эта пьеса.
Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы. Перехватив аванс, он пригласил ее как-то выпить кружку пива. Закусывали крутым яйцом. Но, по ее признанию, как все было празднично, счастливо.
Булгаков никогда не терял себя внешне. Многих современников писателя просто шокировали начищенные ботинки, монокль, строгая тройка, нетерпимость к фамильярности, И это в ту пору, когда за неимением средств к жизни он и в дворники нанимался, но и в дворники не брали человека с такой белогвардейской внешностью. Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер… Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.
Биограф 2: Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве…
Биограф 2:Все дальнейшие радости и невзгоды Булгаков и Елена Сергеевна переживали вместе. В феврале Михаил Афанасьевич встречает Елену Сергеевну, в мае начинает роман, в декабре ему официально сообщают, Что все пьесы запрещены к публичному исполнению. В марте запрещена его новая пьеса о Мольере. В конце этого же месяца он пишет письмо правительству, исполненное чести, достоинства и отчаяния. Это письмо по срокам совпало с трагической гибелью и похоронами В.Маяковского. Булгаков писал: «Я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены, если и это не возможно, я прошу Советское правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо в данный момент – нищета, улица, гибель». Были в письме и такие строки: «Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя в отечестве, великодушно отпустить на свободу» 18 апреля 1930 года Сталин позвонил Булгакову. Лишь после этого разговора ему была предоставлена работа во МХАТе, и только после этого он выбрасывает револьвер в пруд у Новодевичьего монастыря.
(Звучат «Грезы любви» Листа)
Вскоре на его рукописи появляются две надписи: «Дописать, прежде, чем умереть» и «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».
Биограф 2: Работу над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков продолжал до последних дней своей жизни. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была нелегкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить: «Вот я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье с красивым вырезом на груди, заломишь, руки и скажешь: «Отлетел мой ангел». И они начинали хохотать.
Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.
Тема: « Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 1
Методические приемы: слово учителя, аналитическая беседа, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: презентация ( портрет М.А. Булгакова, иллюстрации из семейного альбома Булгаковых, зарисовки учащихся к роману, зарисовки к роману Н. Рушевой)
Сегодня мы с вами продолжаем работать над романом, который уже полюбили. Романом, который поразил нас своей оригинальностью, в котором не только каждое слово играет определенную роль, но особым смыслом наполнены и композиция, и сюжет, и значение имен и событий.
— Давайте вспомним, сколько сюжетных линий мы выделили в романе?
Понтий Пилат и Иешуа
Мастер и Маргарита.
(записать тему в тетрадь.)
П. Беседа по роману:
Ваше домашнее задание было подобрать эпиграф к нашему уроку. Я бы хотела услышать варианты, которые вы предложите и объяснение, почему именно его вы выбрали.
«За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Этими словами начинается 2 часть книги, глава 19, которая называется «Маргарита». Так давайте же отправимся вслед за булгаковским призывом и убедимся во всепобеждающей силе любви! Такую любовь испытал и сам писатель. Мы уже отмечали, что роман содержит факты биографии писателя.
Роман, жизнь, как все переплелось, вросло друг в друга, соединились жизнь и мечта, Елена Сергеевна и Маргарита Николаевна. В начале 30-х г.г. жена крупного советского военачальника Московского округа ушла к знаменитому писателю Булгакову и стала его женой.
(показать портрет Елены Сергеевны)
В феврале 1929 г. они впервые встретились, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита». Роман, который стал плодом любви Мастера к женщине и жизни.
Давайте вспомним начало любовной истории в романе.
Как познакомились Мастер и Маргарита?
Это была случайная встреча. Зачитать описание встречи Мастера и Маргариты глава 13 (Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы……стр 146)
— В чем особенность завязавшегося разговора?
Он самый обыкновенный, нет в нем ничего необычного, но Мастер неожиданно понял, что «всю жизнь любил эту женщину».
— Чем необычна вспыхнувшая любовь?
Необычна тем, что это была любовь с первого взгляда, которая как молния поразила их мгновенно. (зачитать стр. 148)
А как же было в жизни? (зачитываются воспоминания Елены Сергеевны из дневниковых записей)
Эти воспоминания помогают верить в лучшее в жизни, в то, что вечная, чистая, светлая любовь есть не только на страницах романа.
— Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи друг с другом?
— Как жила Маргарита до Мастера?
— Раз у нее все было, чего же ей не хватало?
Как жил Мастер до Маргариты? Рассказать по сюжету.
Какова же реальная жизнь писателя?
Когда Булгаков встретился с Еленой Сергеевной, он бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать автор «Белой гвардии» любимой женщине. К этой поре Булгаков уже был забытым мастером. Сверкнули и забылись его первые фельетоны и рассказы, недопечатанной осталась «Белая гвардия», разгромлены его пьесы. Молчание, полное молчание, и только по необычайной любви Сталина к «Дням Турбинным» идет в единственном театре страны одна эта пьеса.
Познакомились Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы.
(зачитать воспоминания из дневниковых записей Елены Сергеевны.)
И это в ту пору, когда за неимением средств к существованию он и в дворники нанимался. Но кому нужен дворник со знанием нескольких языков
Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер. Жизнь тяжела. Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.
— Каковы самые счастливые минуты встречи Мастера и Маргариты?
— В чем же заключается счастье? Ведь все более чем прозаично: фартук,
керосинка, испачканные пальцы. Почти нищета.
Булгаков говорит о возможности быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных.
Анализ эпизода с фотокарточкой.
— Почему Маргарита уходит именно в маленькую, темную комнату?
Булгаков противопоставляет Дом и Антидом, родное и враждебное
независимо от внешней обстановки.
О чем повествует далее дневник Елены Сергеевны. (Зачитать воспоминания об их жизни).
— В чем выразилось соучастие Маргариты в делах Мастера?
Почему сжечь роман считается преступлением? как наказан Мастер? Он отказывается от идеи, поэтому попадает в царство Покоя.
Что делает Маргарита во имя спасения любви?
Во имя любви она готова идти на все, продать душу дьяволу.
Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Истинной любви покорны все преграды.
— Как вела себя Маргарита на бале у Сатаны?
— Какие качества можно отметить в ее характере?
Ей свойственны доброта, милосердие. Вспомнить эпизод прощения Фриды. Но также и ненависть к гонителям Мастера.
— Способна ли ненависть подавить в ней милосердие?
— Почему Воланд убивает Маргариту, как и Мастера? Почему она
попадает в царство Покоя, ведь она продала душу дьяволу?
Любимые должны быть рядом. Зачитать, как Банга сидит около Понтия Пилата двенадцать тысяч лун.
(Заключительное слово: прочитать воспоминания Елены Сергеевны о последних днях жизни Булгакова).
III . Самостоятельная работа учащихся:
Почему Мастер и Маргарита стали главными героями романа?
IV . Подведение итогов. Домашнее задание.
Составить план сочинения по проработанным темам.
Знатоки «Мастера и Маргариты» объясните, плиз(про сюжет книги)
Вопрос вовсе не глупый. Здесь речь о многомерности пространства и относительности времени: за квартирой следили, и никого не нашли, там же проходил бал, а снаружи – ничего неслышно и невидно, полночь, растянутая на часы. и тд и т.п.
Живы там, где находится сознание на данный момент. Сплошная мистификация и земной никакой логики.
Вот вы можете объяснить с позиции обычной логики краеугольный камень православия – Троицу? Тото и оно
С другой стороны в романе полно аллюзий современному автору моменту: помните, из «нехорошей квартиры» исчезали жильцы и раньше, до Воланда. И теперь нам понятно куда, но Булгаков говорит полунамеками «пришли», «позвонили», исчез». Тем более, что эпилог написан «со слов следствия».
Роман многопланов, за это и любим.
Во – первых, даже в разговоре с Афранием Понтий не дает прямых указаний, он максимально осторожен.
Во – вторых, информация о его причастности к гибели агента синедриона, могла вызвать восстание молниеносно. Иудея всегда была пороховой бочкой. Что и случилось через несколько лет, когда подавляя восстание зелотов, войска Тита разрушили не только Иерусалим, но и Второй Храм.
Если почитать воспоминания жены Булгакова, готовившей рукопись к печати, так она открытым текстом пишет, что роман не доработан и в нем есть нестыковки.
«Караульные солдаты из второй кентурии молниеносного легиона сидели на каменных скамьях, играя в кости. Увидев въезжающего военного, солдаты вскочили с мест, военный махнул им рукой и въехал в город.»
А вот и раздел функций:
«В этих казармах и были расквартированы те две кентурии, которые пришли вместе с прокуратором на праздники в Ершалаим, а также тайная стража прокуратора, командовал которой этот самый гость.»
И убийство это не месть, это попытка оправдаться в собственных глазах, там в романе прямо об этом сказано.
Кто прототип Понтия – не знаю. Плоские ассоциации не приживаются – слишком значим и многогранен образ.
Вот любопытная статья о возможно, германском происхождении Пилата
«средневековой майнцской легенде о короле-астрологе Ате и дочери мельника Пилы, живших в прирейнской Германии»
Гелла тут неважна и не к месту. Она нечисть низшего порядка.
Произведения, написанные о вечном – актуальны всегда и всегда можно найти те или иные параллели с сегодняшним днем.
опять возвращаемся к нашим баранам (зачеркниуто)классовости
«Само имя Воланд взято из поэмы Гёте, где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается. Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: «Дворянин Воланд идет!».
Как видите, никаких денщиков, поваров и стилистов – визажистов.
А теперь барабанная дробь. Вспоминаем (узнаем, кому как) о Четырех Всадниках Апокалипсиса.
Перед прокуратором он не мог предстать в подобном виде, а сообщить нужно было незамедлительно, поэтому, прежде чем удостоверится в смерти Иуды, он переодевается. Что здесь странного?