Почему фкз выше чем фз

Что такое нормативный правовой акт

Почему фкз выше чем фз

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Почему фкз выше чем фз

Федеральные (конституционные) законы, кодексы

Федеральный закон от 02.07.2021 N 299-ФЗ

«О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ

«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ

«О государственной кадастровой оценке»

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ

«О государственной регистрации недвижимости»

Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ

«О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 399-ФЗ, вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования)

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

«О лицензировании отдельных видов деятельности»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 403-ФЗ, вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования)

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 25.12.2018 N 489-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года)

Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ

«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 398-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года)

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ

«О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 407-ФЗ, вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования)

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ

«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2021 N 378-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования)

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ

«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 409-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года)

Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ

«О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 409-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года)

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ

(с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2021)

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ

(ред. от 02.07.2021, с изм. от 02.12.2021)

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021)

Федеральный закон от 12.02.2001 N 5-ФЗ

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 409-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года)

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ

«О минимальном размере оплаты труда»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 406-ФЗ, вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования)

Федеральный закон от 26.11.1998 N 175-ФЗ

«О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 409-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года)

Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ

«Об актах гражданского состояния»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 405-ФЗ, вступают в силу с 1 июля 2022 года)

Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ

(ред. от 29.12.2020, с изм. от 06.12.2021)

«О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

«Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 400-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования)

Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ

«О сельскохозяйственной кооперации»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 407-ФЗ, вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования)

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ

«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 409-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года)

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 402-ФЗ, вступают в силу с 29 декабря 2021 года)

Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1

(ред. от 22.12.2020, с изм. от 06.12.2021)

«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1

«О реабилитации жертв политических репрессий»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 409-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года)

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

(изменения, внесенные Федеральным законом от 06.12.2021 N 409-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2022 года)

Источник

В чем различие между федеральным конституционным законом и федеральным законом?

В современной юридической литературе рядом исследователей высказываются предложения о принятии Федеральных конституционных законов о Президенте Российской и о Федеральном Собрании Российской Федерации.

Возможно ли это, исходя из требований Конституции Российской Федерации? В чем различие между федеральным конституционным законом и федеральным законом?

В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом?

Федеральные конституционные законы представляют собой своеобразную разновидность законодательной базы. Но, ФКЗ в отличии от обычных законов, могут приниматься на основании четко прописанных ситуаций. То есть, существует ряд вопросов, по которым и создаются ФКЗ. На текущий момент времени существует более 108 федеральных конституционных законов, из них около 80 определяют внесение изменений в законодательную базу. Для примера отметим, что федеральных законов на текущий момент времени создано более пяти тысяч.
Это значит, что федеральные конституционные законы имеют более серьезную юридическую силу по сравнению с обычными федеральными законами. Разница двух понятий состоит лишь в том, что ФКЗ создаются исключительно в соответствии с понятиями и ситуациями, которые определяются Конституцией. Например, при включении в состав РФ нового субъекта и пр.Особенности разницы понятий ФКЗ и ФЗ

Федеральные законы могут создаваться в качестве своеобразного дополнения уже имеющейся законодательной базы;
Федеральные конституционные законы создаются при формировании чрезвычайных ситуаций, в моменты приема нового субъекта. Также они создаются по вопросам изменения статуса субъекта, по поводу порядка проведения референдума, ведения и установление военного или же чрезвычайного положения.
Как вы имеете возможность видеть, ФКЗ освещаются и рассматриваются более значительные, серьезные вопросы, которые можно отнести к вопросам государственного значения.Принятие ФКЗ и ФЗ

В принципе, структура принятия данных законодательств считается практически идентичной. Разницу составляют только количество голосов, необходимых для принятия законопроекта. Так, в соответствии с 108 статьей Конституции РФ ФКЗ может считаться принятым в том случае, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от количества депутатов, и не менее 3/4 голосов от общего количества голосов совета федераций. Еще одно немаловажное различие – подпись президента. Так, при принятии ФЗ президент может наложить вето на законодательство и оно не будет принято. В случае с ФКЗ президент лишен право накладывать вето.На самом деле, ФКЗ создаются в нашей стране крайне редко. Как вы понимаете, такие законодательства изначально касаются весьма серьезных вопросов государственного уровня. Чаще всего мы можем видеть данные нормативные акты в виде внесения изменений в существующие законодательные базы.Что касается федеральных законов, то они по своему юридическому статусу не уступают ФКЗ, тем не менее, состав данных документов будет весьма различный. Если ФКЗ освещает наиболее важные государственные вопросы, то ФЗ – основной закон общества, который может освещать вопросы различных правовых полей, и устанавливать новые нормы поведения в обществе и государстве.

Источник

Что такое закон?

Почему фкз выше чем фз

Можно ли коротко ответить на вопрос: Что такое закон? Да, это некий набор обязательных норм и правил. Основная его роль – это регламентирование отношений между отдельными представителями общества, а также их взаимодействие с самой государственной властью.

Правильный, в человеческом понимании, закон должен быть создан с учётом норм нравственности и морали конкретного общества и в конкретное время – это объясняет то, почему законы разных государств иногда бывают кардинально противоположными. Меж тем законодательная база РФ создана не только в соответствии с внутригосударственными механизмами защиты прав и свобод человека, но и с учётом норм международного права.

Закон – основа государственной власти

Без законов невозможно существование правового государства. Они обеспечивают нормальную жизнь граждан и жизнь государства в целом. К примеру, Конституция определяет:

Некоторые виды законов утверждает законодательная власть – в нашей стране это Федеральное Собрание, в него входит Совет Федераций и Госдума. Другой вариант принятия законов – референдум.

Виды законов

Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции. Другие виды законов:

Конституционные законы

Федеральные конституционные законы имеют преимущество над Федеральными законами. Они принимаются органами законодательной власти при условии их одобрения:

Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.

Федеральные законы

Принимаются ФЗ большинством голосов депутатов Госдумы, а также половины всех голосов членов Совета Федераций. Если законопроект будет отклонён членами СФ, то в случае его повторного рассмотрения необходимо одобрение 2/3 голосов депутатов от общего состава. На нормативные акты этого уровня президент РФ имеет право наложить вето.

Для поиска необходимого правового акта можно воспользоваться информационным интернет-порталом online-zakon и разделом: «Федеральные законы».

Источник

Почему фкз выше чем фз

1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункты 1, 2, 4 и 6 статьи 2 настоящего Федерального конституционного закона вступают в силу с 1 января 2023 года.

3. До 1 января 2023 года конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации упраздняются.

4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации не принимают новые дела к производству. Рассмотрение дел, принятых конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации к производству до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, должно быть завершено и решения по ним должны быть приняты до дня, с которого в соответствии с законами субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации упраздняются, но не позднее 1 января 2023 года.

5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона новые судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации не назначаются.

6. Судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, прекратившим исполнение своих полномочий в соответствии с настоящей статьей, а также судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, ранее прекратившим исполнение своих полномочий, обеспечивается сохранение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации гарантий (включая материальное и социальное обеспечение), предусмотренных для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в отставке.

7. Субъекты Российской Федерации вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *