Почему э дюркгейм считает что девиация является нормальной частью каждого общества

О высказывании Э. Дюркгейма: «Девиация является нормальной частью каждого общества». Социология Эссе. Эссе. О высказывании Э. Дюркгейма Девиация является нормальной частью каждого общества я полностью согласна с утверждением Э

Эссе. О высказывании Э. Дюркгейма: «Девиация является нормальной частью каждого общества»

Я полностью согласна с утверждением Э. Дюркгейма о том, что «девиация является нормальной частью каждого общества», ибо неизбежная черта любого социального общества – это отклонение от его норм, порядков, предписаний. К своему утверждению добавлю, что социальная дезорганизация – девиация, – присуща даже муравьям!

Каждое общество стремится поддерживать социальный порядок. Социальный порядок упрощает и регулирует общественную жизнь, гарантирует и охраняет необходимые, логически обоснованные нормы поведения людей. В свою очередь, существует девиантное поведение – это действия людей и их поступки, отклоняющиеся от общепринятых норм и правил, законов. Девиантное поведение не в обязательном порядке имеет негативный характер, вроде тяжелых уголовной преступлений и правонарушений. Поведение такого рода, напротив, может оказаться положительным вариантом отклонения от норм, и привнести благоприятные результаты для всего человеческого общества: например, это могут быть инновационные решения в сфере науки, новаторская деятельность, пропагандирующая и отрицающая старые, изжившие себя правила поведения, представления и традиции. Отличным примером положительного девиантного поведения, на мой взгляд, может послужить ученый-новатор Парацельс, деятельность которого мы проходили в рамках программы этого курса – гениальный доктор не говорил на латыни (требования того времени), искал лечебные свойства не только в растительных, но и в химических веществах и компонентах, осмеивал традиционные методики лечения, вроде прикладывания к ране деревянных шариков или не до конца точных методик самого Авиценны. Парацельса многократно осуждали и его труды объявляли вне закона, но даже под давлением общественного мнения он никогда не отрекался от того, что считал правым.

Девиация будет нормальной частью любого общества, пока существует индивидуальность. Несмотря на то, что людям свойственно перенимать чужие повадки и образовывать такие явления, как массовое социальное поведение (которое, в свою очередь, и образовывает нормы и традиции), им свойственны также и особенности, отличающие их друг от друга – особенности, которые будут присущи каждому живому существу и субъекту социальной среды. Многогранность и неповторимость человеческих личностей, различия в их условиях существования порождают отклонения от общественного порядка. Это может быть различный уровень материального состояния, образования, интеллекта, отличающиеся друг от друга социальные положения, виды деятельности и жизненные ценности.

Девиантное поведение, кроме того, может быть основанным на умственных дефектах и нервно-психических расстройствах, количество пораженных которыми стабильно остается на уровне 1,5% от общего числа людей. Более угрожающей может показаться ситуация с девиантным поведением, причиной которого могут стать неврозы, стрессовые расстройства и прочие (не тяжелые) недуги, порождающиеся все более усложняющейся общественной жизнью, повседневной рутиной, рабочей деятельностью. Число людей, подверженных им, естественно растет с каждым десятилетием.

Также стоит привести в пример теорию «аномии» (букв. – разрегулированность) французского социолога Эмиля Дюркгейма, который в своей книге «Самоубийство» утверждал, что причинами девиантного поведения также являются кризисные ситуации, радикальные социальные перемены и даже исчезновение самих социальных норм. Люди, дезориентированные и запутавшиеся, оказавшиеся в новой и непривычной, агрессивной среде, могут идти на поступки, выходящие за прежние нравственные догмы.

Источник

Теория аномии. Э. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того

Э. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномииобщественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. “Старые нормы” уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

Американский социолог Роберт Мертон попытался применить дюркгеймовские понятия аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. При этом только определенные факторы, например, хорошее образование и высокооплачиваемая работа, получили одобрение в качестве средств к достижению успеха. Никакой проблемы не было бы, если бы все американские граждане имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха в жизни. Но беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы. Если же они интернализовали цели, заключающиеся в материальном успехе (а это относится не ко всем индивидам), сильные ограничения могут толкнуть их к нонконформизму и совершению нетрадиционных поступков, так как они не в состоянии достичь общепризнанных целей законными средствами. Они пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.

Современные профессиональные преступники, члены организованной мафии, наркодельцы имеют много общего с Аль-Капоне, печально известным контрабандистом и грабителем 1920-х – начала 1930-х гг., который заявлял:

“Мои аферы строго следуют американским правилам, и я намерен продолжать в том же духе. Эта наша американская система. предоставляет всем и каждому из нас великий шанс, надо только ухватить его обеими руками и выжать из него все возможное”.

Однако “отсутствия возможностей” и стремления к материальному благополучию недостаточно для создания давления в сторону девиации. Общество с жесткой классовой или кастовой структурой может не давать всем своим членам равных шансов выдвинуться, но в то же время восхвалять богатство; так было в феодальных обществах средневековья. Только тогда, когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средствам достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения. Мертон выделил пять реакций на дилемму цели – средства, четыре из которых представляют собой девиантные адаптации к условиям аномии (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1. Мертоновская типология индивидуальной адаптации к аномии

Тип адаптацииКультурные целиИнституционализированные средства
Конформизм++
Инновация+
Ритуализм+
Ретритизм
Бунт±+

± отрицание существующей системы ценностей и замена ее новой системой.

Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижение материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Подобное поведение составляет опору стабильного общества.

Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом и в разбойных ограблениях или заниматься проституцией, вымогательством и покупать символы успеха.

Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя правила и бумажную волокиту (см. гл. 4).

Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и-опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; “они живут в обществе, но не принадлежат к нему”.

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, например радикальные общественные движения.

Типы индивидуальной адаптации Мертона характеризуют ролевое поведение, а не типы личности. Человек может менять мнение и переходить от одного типа адаптации к другому.

Использование теории аномии.Некоторые социологи применили теорию аномии при изучении проблемы подростковой преступности. Так, А. Коэн предположил следующее: мальчиков, принадлежащих к низшим слоям общества, влечет к бандитским группировкам тот факт, что их постоянно оценивают по меркам среднего класса и они обнаруживают, что проигрывают в своей школьной среде, где ценятся хорошее владение речью, опрятный внешний вид и способность заслуживать похвалы. В ответ на эти требования мальчики “сбиваются” в подростковые группировки, где в почете “крутые”, “наглые парни”, “нарушители спокойствия”,– стандарты, позволяющие подросткам из низших классов достигать успеха. Согласно исследованиям Делберта С. Эллиота, юные хулиганы, бросившие школу, реже совершают правонарушения, чем те, которые продолжают ее посещать. Очевидно, уход из ненавистной школы представляет для этих ребят временное решение тех проблем, с которыми они сталкивались в школьной среде, где к ним подходили с завышенными мерками.

Оценка теории аномии. Теория аномии Мертона акцентирует внимание на тех процессах установления признанных культурных целей и средств, посредством которых общество инициирует девиантное поведение. В частности, с помощью этой теории можно раскрыть суть и причины преступлений, связанных с деньгами, совершенных на почве наживы и алчности, преступлений в среде “белых воротничков” и корпоративных преступлений, преступлений “поджигателей войны” и преступлений представителей властных структур и тех, кто стремится к власти.

Однако критики теории Мертона указывают, во-первых, что он упускает из виду процессы социального взаимодействия, посредством которых люди формируют свои представления о мире и планируют свои поступки. Мертон описывает нарушителей социальных норм как индивидуалистов – людей преимущественно самодостаточных, вырабатывающих для себя решения по выходу из стрессовых ситуаций без учета поступков окружающих. Во-вторых, не всякое девиантное поведение можно объяснить разрывом между целями и средствами. Мертон рисует картину американского общества, в котором, по его мнению, существует консенсус между базовыми ценностями и целями. Но его критики утверждают, что американскому обществу с множеством субкультур свойствен плюрализм. Жизнь американского общества дает множество примеров, когда девиантное поведение индивида можно объяснить неприемлемостью для него некоторых норм, носящих превалирующий характер в большинстве групп населения. Так, индейцы нарушают законы охоты и рыбалки; представители некоторых этнических меньшинств заключают общие браки; выходцы из южных сельских местностей увлекаются петушиными боями; некоторые группы населения изготавливают самогон; подростки употребляют наркотики.

Источник

Теории девиации (З.Фрейд, Э.Дюркгейм, Р.Мертон)

Теория аномии Э. Дюркгейма. Для объяснения девиации Э. Дюр-кгейм предложил теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов девиации.

Основной причиной девиации, по Дюркгейму, является аномия, буквально – «отсутствие регуляции» или «безнормность».

В обществе существуют социально одобряемые цели и социально одобряемые средства для достижения этих целей. Социальные правила играют очень важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют поведением людей и они знают чего следует ожидать от других и чего ждут от них. Жизненный опыт людей соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами.

Однако во время кризисов и радикальных социальных перемен (экономический кризис, инфляция, революция, война, экологические катастрофы и т.д.) жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, выраженным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Это состояние Дюркгейм и назвал аномией (разрегулированностью, безнормностью).Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и это способствует девиантному поведению.

В настоящее время применительно к теории аномии используют термин «Социальная дезорганизация» – состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Социальная дезорганизация может возникнуть, например, в результате смешения религиозных, этнических, расовых групп, которые имеют различные верования, нормы жизни, культуру и т.д. (Гарлем в Нью-Йорке считается центром преступности, с точки зрения всего остального общества, поскольку нормы и правила поведения этих людей не соответствуют общепринятым).

4. Теория Роберта Мертона. В 1938 году Роберт Мертон внес изменения в концепцию аномии Э. Дюркгейма. Он определил, что причинами девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (каждый желает быть богатым – богатство и высокий статус – цель в обществе, но средства достижения богатства могут быть одобряемыми (обучение, работа, следование установленным нормам и правилам) и неодобряемыми – рэкет, спекуляции, торговля наркотиками, игры и т.д.).

Мертон выделил несколько типов поведения людей в обществе.

Первый тип поведения – конформизм – согласие с целями общества и законными средствами их достижения (конформность – соответствие). Здесь цель достигается законными средствами. Это единственные недевиантный тип поведения.

Второй тип поведения – инновация – предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Это самый опасный вид девиантного поведения.

Инноватор будет использовать новые, но незаконные способы достижения основной цели общества – богатства и высокого статуса: рэкет, шантаж, вымогательство, торговля наркотиками и т.д. Инноваторами, по мнению Р. Мертона, людей делает общество, неспособное обеспечить достойный образ жизни. Здесь Мертон имел в виду в основном низшие слои населения и не обращал внимание на то, что инновации свойственны и богатым.

Третий тип поведения – ритуализм – предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства (порой доведенное до абсурда). В основном это нарушения чиновников-бюрократов, которые абсолютизируют формальные процедуры.

Четвертый – ретриатизм (бегство от действительности) – отвергаются и цели и социально одобряемые средства их достижения. Здесь опять Мертон имеет в виду низшие слои населения: он говорит о маргиналах – бродяги, наркоманы, душевнобольные, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип поведения – бунт – отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология, появляются новые ценности и ориентации (например революция).

Источник

Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Задачи:
— рассмотреть утверждение Э. Дюркгейма, дать разъяснение почему он так считал;
— раскрыть понятие латентной преступности, пути и способы борьбы с искусственной латентной преступностью;
— рассмотреть чем отличается взяткополучатель от других типов личности преступника.
Вопросы контрольной работы актуальны в наше время, так как преступность и борьба с преступностью является неотъемлемой частью современного мира.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное. 4
2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью. 8
3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника. 12
Заключение……………………………………………………………..…….…..15
Список используемой литературы……………………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

титульник по криминологии.doc

«Самарская гуманитарная академия» в г. Димитровграде

Кафедра Уголовного права и процесса

По дисциплине Криминология

1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?

2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью?

3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника?

Выполнил студент 4 курса

Афандеева Дарина Ришатовна

Список используемой литературы……………………………………………. 16

Вариант №1 Контрольной работы.

Вопросы этого варианта следующие:

1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?

2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью?

3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника?

Целью контрольной работы является полное и четкое раскрытие вопросов.

— рассмотреть утверждение Э. Дюркгейма, дать разъяснение почему он так считал;

— раскрыть понятие латентной преступности, пути и способы борьбы с искусственной латентной преступностью;

— рассмотреть чем отличается взяткополучатель от других типов личности преступника.

Вопросы контрольной работы актуальны в наше время, так как преступность и борьба с преступностью является неотъемлемой частью современного мира.

Преступность как неординарное явление всегда интересовала не только специалистов. Человечество живет в страхе перед преступностью и столько, сколько оно существует, ищет методы и средства борьбы с ней. Нельзя сказать, что ученые не уделяли внимание исследование преступности. Раздумья о том, что это за феномен, кто такие преступники, почему они совершают преступления, можно найти в трудах многих ученых с древнейших времен: философов, историков, правоведов, психологов, социологов и психиатров. Для того чтобы вести борьбу с преступностью, необходимо ее познать. Появились ученые, занявшиеся этой проблемой, постепенно сформировалась и наука, получившая название «криминология».

Криминология – учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen – преступление, logos – учение. Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектнее.

Его неординарные взгляды не могли не вызывать споров и критики. В 1895 вышла работа «Разделение общественного труда», потом «Социологический метод», «Самоубийство». Каждая книга вызывала широкий резонанс.

Рассматривая социальный феномен преступности, Дюркгейм подчеркивает, что совершение преступлений является нормой для любого общества. Следует пояснить, что Дюркгейм называет нормальным то, что органически присуще обществу и широко распространено. Оценивать социальный факт как норму или патологию на абсолютном уровне нельзя: нормой или патологией его делает исторический тип общества, социальный контекст.

Рассматривая наказание в его историческом развитии, Дюркгейм объяснял его в духе функционализма как способ удовлетворить оскорбленное девиацией коллективное сознание. Изначально уголовное право и наказание были, отмечает Дюркгейм, тесно связаны с религией. Право и религия в архаическом обществе находятся в сращенном состоянии: наиболее тяжким преступлением считается осквернение религиозных святынь, кощунство, нарушение запретов. Постепенно право эмансипировалось от религии, господство коллективного сознания и механического типа солидарности уступило место индивидуализированному обществу и органической солидарности, и самым наказуемым стало преступление против личности. Величайшей ценностью индивидуализированного общества являются человеческая жизнь и неотъемлемые права каждого человека.

Но, признав реальность социальных явлений и независимость их от человеческой психики, необходимо обеспечить и способы исследования, которые дадут возможность подойти к этой реальности объективно. Дюркгейм приводит пример такого метода.

Таким образом, благодаря своим исследованиям и отождествляя развитие капитализма с социальным прогрессом, Дюркгейм 3 пришёл к выводу о том, что социальная функция преступности заключается в том, что её существование (в определённых пределах) есть проявление условий, необходимых для социального развития и изменения общества. 4 Преступность – один из факторов общественного здоровья, неотъемлемая часть всех здоровых обществ. Ненормальны лишь чрезмерная преступность либо её слишком низкий уровень. В первом случае обществу грозит распад, во втором – застой в социальном развитии.

В течение последнего столетия в мире неоднократно предпринимались попытки сравнить количественные и качественные данные анализа преступности различных стран. В этих целях проводились многочисленные исследования, охватывающие, как правило, некоторые развитые страны по более или менее сопоставимым и выборочным формам преступного поведения.

Латентная преступность представляет собой совокупность лиц и совершенных ими в конкретном регионе и в конкретный период времени преступных деяний, не зарегистрированных в уголовной статистике.

Не отъемлимыми последствиями искусственной латентности является:

В латентной преступности выделяются 2 части:

Источник

Девиантное поведение. Причины девиации (по Э. Дюркгейму)

Почему э дюркгейм считает что девиация является нормальной частью каждого общества Почему э дюркгейм считает что девиация является нормальной частью каждого общества Почему э дюркгейм считает что девиация является нормальной частью каждого общества Почему э дюркгейм считает что девиация является нормальной частью каждого общества

Почему э дюркгейм считает что девиация является нормальной частью каждого общества

Почему э дюркгейм считает что девиация является нормальной частью каждого общества

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную сторону грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Данное понятие подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда 120

до убийства человека.

В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам, или формам, девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психические расстройства, самоубийство.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное) поведение. Оба значения — широкое и узкое — одинаково употребляются в социологии.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к не однородности, неустойчивости социальных связей, к разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существующему, ведет к совершенствованию социальных норм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *