Почему древние люди рисовали животных лучше чем себя
Древние люди лучше рисовали животных, чем современные художники
МОСКВА, 6 дек — РИА Новости. Авторы наскальных рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем большинство современных художников, и делали меньше ошибок на рисунках шагающих мамонтов и других млекопитающих, утверждается в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
Считается, что художники имели весьма поверхностное представление о том, как животные используют свои конечности для движения, до 1887 года. В этом году известный американский фотограф Эдвард Мейбридж (Eadweard Muybridge) выпустил многотомный труд по движению животных, где систематизировал данные, полученные при изучении фотографий шагающих или бегущих четвероногих. Эта работа стала отправной точкой для множества учебных пособий по художественному искусству и биомеханике.
Группа ученых под руководством Габора Хорвата (Gabor Horvath) из университета имени Лоранда Этвеша в Будапеште (Венгрия) проверила, как хорошо доисторические живописцы разбирались в устройстве конечностей животных, которых они рисовали.
Для этого Хорват и его коллеги собрали свыше тысячи фотографий наскальной живописи и современных рисунков и проанализировали их с точки зрения механики движения четвероногих млекопитающих.
Как объясняют ученые, практически все млекопитающие, кроме приматов, выработали особую стратегию движения при ходьбе. Как правило, ноги животных касаются и отрываются от земли в строгой очередности — сначала шаг делает левая задняя нога, затем левая передняя, и только после этого — правая задняя и правая передняя. Подобная последовательность обеспечивает максимальную устойчивость тела в ходе движения и не дает четвероногому упасть.
Оказалось, что древние художники достаточно хорошо разбирались в анатомии и механике движения тех четвероногих, которых рисовали. По расчетам Хорвата и его коллег, пещерные живописцы корректно нарисовали мамонтов и других животных на 54% наскальных картин.
С другой стороны их «конкуренты» — художники Средневековья и Нового Времени — выступили намного хуже. Как утверждают ученые, ошибки присутствовали на 83,5% изображений. После выхода многотомника Мейбриджа количество ошибок сократилось до 58%. Тем не менее, этого было недостаточно — современные художники все же делают на 12% больше ошибок, чем авторы наскальных рисунков.
Как полагают ученые, подобную разницу в мастерстве современных и доисторических художников можно объяснить тем, что последним приходилось охотиться на животных, которых они рисовали.
По всей видимости, древним живописцам приходилось долго наблюдать за манерой движения и анатомией своих будущих жертв, знания о которой они переносили на свои рисунки. Большинство современных художников не обременены подобной необходимостью, что и объясняет большое число ошибок на их работах.
Наскальная живопись и невиданные доисторические животные
Рубрики
Свежие записи
Последние комментарии
Наскальная живопись и невиданные доисторические животные
В предыдущей статье мы поговорили о том, как можно поиграть с ребенком в доисторические времена и познакомить его с жизнью и бытом первобытных людей. А сегодня обратим внимание на искусство тех лет и сами попробуем выступить в роли художника.
Искусные художники
Расскажите своему ребенку историю: «Однажды один испанский археолог Марсели́но де Саутуо́ла исследовал древнюю пещеру. С ним была его маленькая дочь Мария. Как-то девочка решилась заглянуть в самую глубь пещеры, и, прибежав к отцу, закричала: «Там бык! Бык!» Отец начал успокаивать дочку: «Да откуда же здесь взяться быкам?»
Спросите ребенка, могли ли быть в пещере какие-нибудь животные? Придумайте вместе несколько вариантов. Затем продолжите рассказ: «Марселино прошел вглубь пещеры и замер в изумлении. Нет, там был не один бык! А целое стадо! Бизоны стояли, лежали, били копытом. И все они были нарисованы на стене пещеры, каждый в полтора-два метра, да так натурально и реалистично, что их действительно можно было спутать с живыми».
Рассмотрите с ребенком изображения бизонов, нарисованных на стене пещеры.
Ученым долгое время не верилось, что это творения, созданные на заре человечества. Одно время даже считалось, что это шутка какого-нибудь современного художника.
Покажите своему юному «археологу» еще несколько пещерных рисунков.
Внимательно изучите картинки и задайте вопрос: что объединяет рисунки первобытных людей, что у них общего? Верно, все они изображают животных. Почему именно их рисовал древний человек? А не растения или пейзажи. Напомните своему «первооткрывателю» об играх, когда вы знакомились с жизнью в доисторические времена. И ваш ребенок догадается, что вся жизнедеятельность первобытных людей была связана с животными, которые обеспечивали их пищей, одеждой, кровом (на шалаши из костей мамонтов натягивали шкуры).
Обратите внимание ребенка на искусность и мастерство, с которыми сделаны рисунки. Внешний вид, части тела, позы зверей – всё это нарисовать правильно помогала наблюдательность. Почему первобытные люди уделяли деталям столько внимания? Без этого не удалась бы охота.
Невиданные доисторические животные
Покажите ребенку иллюстрации древних зверей, сравните их с современными.
Платибелодон
Пакицет
Пантолямбда
Арсинотерий
Титаноидес
Целодонт
Фороракос
Удивительные существа! Подробнее о них можно узнать на сайте «Мир животных». Произнесите названия каждого из них, наверняка, они не оставят юного «ученого» равнодушным. Ребенку придется по душе и самому придумать собственные подобные изощренные названия, для этого нарисуйте воображаемого доисторического зверя.
Проведите другую игру на воображение и фантазию: обратите внимание молодого исследователя на особенности внешнего вида животных и придумайте «говорящие» названия, по которым можно легко догадаться, кто есть кто. Например, поищите среди всех представленных экземпляров Длиннохвостого Полосатика.
Магические ритуалы
Ученые обнаружили, что животные, изображенные в пещерах, часто были с вмятинами и царапинами от камней и копий. Почему? Позвольте ребенку проявить свои мыслительные и творческие способности и сделать предположения.
Интересно, что на наскальных рисунках не изображены рыбы, хотя они входили в рацион человека того времени. Вновь позвольте вашему исследователю придумать свои версии ответа. Напомните ребенку о цели изображения животных. Конечно же, тренировка, репетиция настоящей охоты! А рыба ловилась относительно просто, рыбалка не требовала магических ритуалов.
Первобытные краски
Напомните ребенку, что в первобытную эпоху не было ни современных кистей, ни красок. Чем же доисторические люди рисовали целые стада быков? Какие природные материалы могли хорошо окрашивать и оставлять цветной след? Возможно, в жизни вашего юного «археолога» уже есть опыт знакомства с глиной, которая пачкает одежду и руки. Например, когда на берегу он добывал строительный материал с большой глубины. Или другая «краска», которая появляется после тушения костра на пикнике в лесу, – уголь. Или следы на пальцах, языке, зубах от жимолости. Всё это примеры природной краски.
Предложите маленькому исследователю самостоятельно догадаться, с помощью чего первобытные люди могли рисовать, и положите перед ним несколько предметов: фломастеры (или карандаши, краски), игрушки (или что-то, не способное окрашивать), и уголь, мел, цветные глины, ягоды.
Кроме этого доисторические люди использовали цветные минералы, измельчая их и смешивая с жиром животных. Вы с ребенком можете смешать жирорастворимые красители с подсолнечным или сливочным маслом.
Кисти в первобытные времена
А теперь предложите ребенку «изобрести» древнюю кисточку. Выслушайте все идеи, в том числе и вариант рисовать пальцем, это один из правильных ответов. Затем предложите сделать доисторическую кисть из предложенных предметов:
длинная полая куриная косточка с обрезанными концами (можно взять из бульона);
пучок шерсти (домашние питомцы линяют);
кусочек мха (если найдете).
Древние люди из костей делали трубки и у одного конца закрепляли мох или шерсть животных, а через другой наполняли её краской. Вот кисть и готова к применению. Иногда они рисовали просто мхом или куском шкуры.
В домашних условиях допустимо заменить мох кусочком ваты. Объясните малышу, что это тоже растение, хлопчатник. В крайнем случае, можно обойтись и ватной палочкой. Самодельную кисть заправьте соком свеклы и приступайте к творчеству.
Рисуем по-первобытному
Найдите на прогулке большой булыжник и используйте его в качестве холста. Если погода не позволяет, то во имя благой цели доставьте его на дом маленькому художнику. Жители горных местностей могут как никто другой ощутить себя древними творцами и рисовать в самих пещерах. Если же нет возможности раздобыть подходящий камень, то под столом вертикально поставьте большую коробку и представьте себя вместе с ребенком в самодельной пещере.
Способов рисования много: просто пальцами, мхом (или ватой), с помощью самодельной кисточки (из полой кости), углем, цветными глинами, ягодами, отваром луковой шелухи, соком одуванчика или других сильно пигментированных овощей и фруктов. А также уже современным, но, тем не менее, природным красителем – густым раствором кофе.
Что рисовать? Животное, которое больше всего понравилось вашему ребенку. Или придумайте своего зверя доисторической эпохи, дайте ему название, расскажите, как он живет, что есть, как добывает пищу. Его внешний вид и образ жизни неразрывно связаны. Если у животного мощные клыки, то он никак не может быть травоядным. А вот если у него длинная шея, которая помогает дотянуться до листвы высоких деревьев, то он как раз и есть травоядное.
Что делать, если у ребенка не получается передать все детали животных в точности, как у первобытных художников. Оставьте произвольные отпечатки, пятна, кляксы, пририсуйте им глаза и уши – и ваш невиданный доисторический зверь готов. Цветные точки – это его следы. Кустистые отпечатки мхом – растения, которыми он питается или в которых прячется от первобытных охотников.
Пришла пора играть в древних охотников! Потренируйтесь в ловкости и меткости, используя вместо камней клубки ниток или скомканную бумагу.
После подобных ритуальных действий первобытные люди всегда просили прощения у нарисованных животных, ведь они считали их живыми. Извинитесь и вы с ребенком перед вашим «наскальным» зверем.
Вот так, играючи, вы с ребенком познакомитесь с еще одной гранью жизнь доисторических людей и получите большое удовольствие, создавая шедевры в стиле первобытных времен.
В следующих статьях нас ждут пиктограммы, Пещеры рук и рельефные изображения.
Оксана Яремчук, педагог дополнительного образования, психолог
В древности люди рисовали лучше современных художников, утверждают исследователи
Авторы рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем современные художники
Horvath G, Farkas E, Boncz I, Blaho M, Kriska G / PLoS One
Считается, что художники имели весьма поверхностное представление о том, как животные используют свои конечности для движения, до 1887 года. В этом году известный американский фотограф Эдвард Мейбридж (Eadweard Muybridge) выпустил многотомный труд по движению животных, где систематизировал данные, полученные при изучении фотографий шагающих или бегущих четвероногих. Эта работа стала отправной точкой для множества учебных пособий по художественному искусству и биомеханике.
Группа ученых под руководством Габора Хорвата (Gabor Horvath) из университета имени Лоранда Этвеша в Будапеште (Венгрия) проверила, как хорошо доисторические живописцы разбирались в устройстве конечностей животных, которых они рисовали.
Для этого Хорват и его коллеги собрали свыше тысячи фотографий наскальной живописи и современных рисунков и проанализировали их с точки зрения механики движения четвероногих млекопитающих.
Как объясняют ученые, практически все млекопитающие, кроме приматов, выработали особую стратегию движения при ходьбе. Как правило, ноги животных касаются и отрываются от земли в строгой очередности — сначала шаг делает левая задняя нога, затем левая передняя, и только после этого — правая задняя и правая передняя. Подобная последовательность обеспечивает максимальную устойчивость тела в ходе движения и не дает четвероногому упасть.
Оказалось, что древние художники достаточно хорошо разбирались в анатомии и механике движения тех четвероногих, которых рисовали. По расчетам Хорвата и его коллег, пещерные живописцы корректно нарисовали мамонтов и других животных на 54% наскальных картин.
С другой стороны их «конкуренты» — художники Средневековья и Нового Времени — выступили намного хуже. Как утверждают ученые, ошибки присутствовали на 83,5% изображений. После выхода многотомника Мейбриджа количество ошибок сократилось до 58%. Тем не менее, этого было недостаточно — современные художники все же делают на 12% больше ошибок, чем авторы наскальных рисунков.
Как полагают ученые, подобную разницу в мастерстве современных и доисторических художников можно объяснить тем, что последним приходилось охотиться на животных, которых они рисовали.
По всей видимости, древним живописцам приходилось долго наблюдать за манерой движения и анатомией своих будущих жертв, знания о которой они переносили на свои рисунки. Большинство современных художников не обременены подобной необходимостью, что и объясняет большое число ошибок на их работах.
Почему первобытные художники рисовали животных
Почему первобытные художники рисовали животных? Ответ на этот учёные ищут до сих пор, несмотря на то, что люди давно интересуются этой темой. В наше время создано множество археологических учреждений, занимающихся этим вопросом. Даже в школах с самого начала изучения истории (обычно это 4 класс), когда тема заходит о древних людях, в первую очередь детям рассказывают о рисунках на пещерах и скалах.
Рисунки первобытных людей уникальны и неповторимы. Они мастерски передавали анатомию животных, их движения, повадки. На счёт того, почему именно животные являлись натурой для первобытного творчества есть несколько гипотез. Постараюсь кратко рассказать о каждой из них.
Первобытные люди рисовали животных из религиозных побуждений
Древний человек был намного больше склонен к мистицизму, чем человек современный. За решением своих проблем он прежде всего обращался к богам. А какая главная проблема первобытного человека? Охота. Есть нужно было ежедневно, а дичь поймать не так просто. Но ведь свою мысль до богов нужно ещё и донести, указать какое именно животное нужно поймать. С этой целью создавались рисунки в пещерах или на скалах. Нередко учёные обнаруживали рисунки с животными, пронизанными копьями или другими орудиями, что так же подтверждает версию обращения к богам.
Первобытные художники изображали окружающий мир
Ещё один ответ на поставленный вопрос «Зачем древние люди рисовали животных?» кроется в подсознательном стремлении человека изобразить свою повседневную жизнь. Если говорить кратко, первобытные люди рисовали животных на стенах потому, что хотели показать, что происходит в их жизни. Первобытные художники были намного ближе к природе, чем мы и животные постоянно попадались им в течении прожитой жизни. В пещерах, в которых они жили, изображалась жизнь такой, какой они её видели. Интересно, что это желание живёт в нас до сих пор. Художники изображают жизнь в своих картинах, музыканты – в музыке, писатели – в произведениях.
Передать опыт будущим поколениям
Есть гипотеза, которая гласит: первобытные художники рисовали животных, чтобы передать опыт будущим поколениям. Устная речь у древних людей была развита очень плохо. Почему они не могли передать его на личном опыте? Ответ прост, смертность была очень высокой. Возраст, когда современные дети идут в 4 класс переживали лишь 60% людей. А это всего лишь 10-12 лет. И поэтому, часто получалось так, что древние люди не успевали передать все нужные знания своим потомкам. По этой причине они оставляли на скалах своеобразные «инструкции» о том, как ведут себя животные в различных ситуациях, и как устраивать охоту на них.
Итак, подведу итог, кратко описав всё, сказанное выше. Причина, почему древние люди рисовали животных точно не установлена, но имеются 3 ведущие гипотезы: с целью проведения ритуалов, показать свою повседневную жизнь или передать опыт потомкам.
Почему древние люди рисовали животных лучше чем себя
В итоге создавалось впечатление, что древние смотрели на изображения животных так же, как современный человек любуется в Лувре художественными полотнами. Искусство пещерных жителей предлагалось воспринимать по большей части как чисто художественное явление, натуралистическое по характеру. Утверждалось, что оно призвано было украшать и облагораживать жизнь дикарей, которых более всего волновали образы животных. Еще бы – ведь именно животные давали им основную массу пищи. Искать за этими образами какие-то «сокровенные идеи» бесполезно. Правда, раздавались робкие голоса, которые отмечали некоторые странные черты в искусстве «допотопных» художников и призывали отыскать некий неординарный смысл в этих древних зооморфных образах. Однако большинство археологов не готово было еще решить сложную задачу. Таинственный мир идей первобытного человека пока не поддавался их пониманию.
Но находились и такие, кто, раздумывая над смыслом художественного творчества троглодитов, начал догадываться, что за образами его таится, возможно, нечто весьма значительное. Эдуард Пьетт более, пожалуй, чем кто-либо подготовленный к рассуждениям по этому предмету, обратил прежде всего внимание на то, что не каждое из стойбищ хранило в земле предметы искусства. Он расценил это как признак того, что и в ледниковое время наряду с художественно одаренными людьми были такие, «кто не имел других желаний, кроме удовлетворения животных потребностей». Другие же «племена поднимались выше нужд материального существования и посвящали свои досуги занятиям искусством. » Что касается последнего, то появление, допустим, скульптурных изображений женщин Пьетт объяснял так: «Любовь побудила первого скульптора воспроизвести любимую женщину».
Иной важный мотив творчества – воспроизведение в образах искусства того, что давало человеку пропитание: «Глиптические художники рисовали часто то, что было им хорошо знакомо, – животных и рыбу, которые употреблялись в пищу. Они не искали других мотивов. Чаще всего изображали лошадей, которых к тому времени наполовину одомашнили, чтобы иметь постоянный источник мяса. Страшные носороги были добычей и гравировались редко. Крупные кошачьи представляли в то время серьезную опасность для человека. Он не был способен сражаться с ними, и потому их изображений нет. У лисы, волка и гиены мясо отвратительного вкуса и не ценилось в питании. Поэтому их рисовали редко. Люди того времени не были вегетарианцами, предпочитая питаться мясом. Поэтому редко изображались растения». В этих беглых репликах можно усмотреть зачатки будущей концепции об отражении в искусстве ледниковой эпохи магических представлений: изображение тех животных, которые были желанными для людей в реальной жизни.
Не меньший интерес вызывают краткие замечания Пьетта о возможности отражения в предметах искусства кроманьонцев религиозных представлений, появление которых в столь отдаленные времена было для ведущих археологов «доистории» Европы фактом далеко не бесспорным. Так, в скульптурах женщин он усматривал амулеты или некие священные предметы. В том же ключе Пьетт оценивал 37 гравированных и скульптурных изображений змей, найденных им при раскопках: «Кажется, они были тогда объектами суеверного страха, эти амулеты в виде змей, обнаруженные в Гурдане, Мас д’Азиль и Лортэ. Они представляли собой символы культа, как и в античные времена. Только так можно объяснить наличие спиралей на их изображениях». Характерные рисунки с расходящимися лучами позволили ему высказать предположение об отражении в них образа солнечного божества, на возможность существования которого в представлениях «Человека Природы» намекал в свое время и Буше де Перт. В связи с вероятностью отражения в образах искусства троглодитов религиозных идей исключительный интерес вызывает мысль Пьетта о двух направлениях в их художественном творчестве: «В течение почти всей глиптической эпохи в искусстве прослеживается два течения, по принадлежности к которым разделяются художники, – реализм и фантазия». К плодам «искусства воображения» он относил всевозможные орнаменты, в том числе те же спирали, которые стали в период появления барельефов особенно популярными.
Имя археолога В.Е. Ларичева хорошо известно читателям по его книгам «Поиски предков Адама» и «Сад Эдема», посвященным проблемам происхождения человека. В новой работе ученый рассказывает об открытии в разных странах памятников палеолитического искусства, о спорах среди исследователей по вопросу о значении искусства в жизни древних людей, о связи его с ранними формами религиозных верований.
|