Почему диспетчер решил что скоро будет гроза
Идти на грозу Ту-154 вынудили украинские диспетчеры?
«Известия» продолжают собственное расследование причин гибели российского Ту-154 неподалеку от Донецка. До сих пор не ясно, почему командир воздушного судна Иван Корогодин решил перелететь грозовой фронт сверху, а не облететь, как это предписывает инструкция. Источники «Известий» выделяют две возможные причины. Первая: диспетчеры не разрешили ему углубиться на территорию Украины на достаточное расстояние. Вторая: у пилота могло не хватить горючего на облет грозы.
Сенсационную версию катастрофы озвучил в четверг «Известиям» заслуженный летчик России Владимир Герасимов.
Как объяснил Владимир Герасимов, диспетчерские службы выделяют каждому самолету специальный коридор, и командир воздушного судна не имеет права от него отклоняться. Любой выход за пределы коридора должен быть согласован с землей. По версии Герасимова, командир рейса № 612 запросил добро отклониться от коридора, чтобы обойти грозу.
Запрет отклоняться больше чем на 20 километров, по словам Владимира Герасимова, объясняется просто: коридором в 20 километров распоряжались диспетчеры одного центра (харьковского), а чтобы отклониться на большее расстояние, нужно было запрашивать добро у сопредельных диспетчерских подразделений.
— Вслед за нашим самолетом летел турецкий, — сказал «Известиям» Владимир Герасимов, — он развернулся и возвратился на аэродром. А наш лайнер продолжил путь.
Причина катастрофы — цены на авиатопливо
Эксперты высказывают еще одну версию того, почему пилот не стал огибать грозовой фронт. Она связана с экономией топлива — ведь обходя грозу по дуге, самолет сжег бы значительно больше керосина.
Уже в день катастрофы представители аэропорта Анапы заявили, что Ту-154 у них не заправлялся. Возможно, это произошло потому, что на полет из Санкт-Петербурга в Анапу и обратно полной заправки хватает, а в «Пулково» для местной авиакомпании топливо обходится дешевле.
Максимальное количество топлива, которое может быть залито в пустой Ту-154М, — 39,7 тонны. Его максимальный взлетный вес 100 тонн (включая вес самого самолета, топлива и груза). В полностью загруженный лайнер (с пассажирами и багажом) можно залить не более 26 тонн топлива. Средний расход топлива на высоте 10—11 тысяч метров — 4—5 тонн в час. Расстояние от Анапы до Петербурга по прямой 1900 километров, при изломах трассы — примерно 2000 километров, или 2,5 часа лета. Получается, что на обратный путь керосина в самолете оставалось не более 12,5 тонны, то есть впритык, чтобы долететь до Санкт-Петербурга.
— Не нужно сбрасывать со счетов и то, что обход грозовой тучи по горизонтали мог ударить летчика по карману, — говорит «Известиям» Герой России летчик-испытатель Сергей Мельников. — Ни для кого не секрет, что во всех авиакомпаниях за экономию топлива летчиков премируют, а за перерасход — штрафуют. Так что обойти тучи по высоте было просто экономичнее.
Возможно, именно из экономии пилот предпочел не возвращаться в Анапу (хотя пилоты следовавшего за Ту-154 турецкого самолета поступили именно так). Ведь тогда бы пришлось заправлять самолет.
Вообще в связи с последним взлетом цен на топливо авиакомпаниям приходится выкручиваться кто как может.
— После того как подняли цены на топливо, совершать перевозки на отечественных самолетах стало просто нерентабельно, — говорит «Известиям» пресс-секретарь авиакомпании «Сибирь» Евгений Филянин. — Они потребляют топливо втрое, а то и в пять раз больше, чем иностранные.
Впрочем, в авиакомпании «Пулково» эту версию катастрофы отвергают наотрез.
— Авиакомпания «Пулково» проводит политику, направленную прежде всего на обеспечение безопасности полетов, а не на экономию топлива, — заявил «Известиям» замгендиректора «Пулково» Василий Налетенко. — Топлива, которое было заправлено в Санкт-Петербурге, достаточно, чтобы совершить безопасный полет туда и обратно. Тем более что из Петербурга загрузка была неполная.
На вопрос, действительно ли экипаж получает премию за экономию топлива, Василий Налетенко ответил:
— Летный состав получает премию, которая напрямую не зависит от экономии топлива. Учитывается комплекс мероприятий, который позволяет поощрять экипажи при выполнении определенных условий. А за перерасход топлива мы экипажи не наказываем.
Опровергли версию о нехватке керосина и в Межгосударственном авиационном комитете.
— Самолет Ту-154 имел на борту достаточное количество топлива, — заявил в четверг председатель технической комиссии по расследованию причин авиакатастрофы Межгосударственного авиационного комитета Леонид Каширский.
Ту-154 уже разбивались, пытаясь перелететь грозу
Катастрофа, похожая на крушение Ту-154 под Донецком, произошла с таким же самолетом в Учкудуке 21 год назад. 10 июля 1985 года экипаж рейса Ташкент—Карши—Оренбург—Ленинград тоже попытался обойти грозовой фронт по высоте. Экипаж отключил автопилот и начал набирать высоту 11 600 метров. Как позже показала расшифровка самописцев, самолет испытал перегрузку, его скорость резко снизилась (до 290 километров в час), лайнер ушел в плоский штопор и разбился. Тогда погибли 180 человек.
Елена Поминова
Задержки зарплат у летчиков еще существуют
Одна из самых тяжелых ситуаций сейчас у летчиков компании «Башкирские авиалинии» (БАЛ). В июле 2002 года над Боденским озером произошла катастрофа самолета именно этой авиакомпании. Никаких компенсаций тогда БАЛ не выплачивала.
Сегодня в авиакомпании трудится 700 человек, из них 150 летчиков, около ста бортпроводников. Зарплатный фонд компании должен составлять порядка 10 млн рублей. Но ее сотрудникам не платили денег уже три месяца. Как считает председатель профсоюзного комитета летного состава БАЛ Олег Приходько, причина плачевного финансового положения в том, что авиакомпания не выполняет рейсов на Москву, которые могли бы принести ей доход.
По словам Приходько, сейчас три Ту-154, принадлежащих БАЛ, работают по контракту в Иране, еще один — в Перми, два — в Москве. Тем, кто работает в Иране, стараются выдавать зарплату пораньше. Остальным — как придется.
Такая ситуация в авиакомпании продолжается уже не первый год. Несколько лет назад сотрудники БАЛ проводили акции протеста и митинги в Уфе. Однако это не дало никакого результата.
Шамиль Валеев, Ренат Литвинов (Уфа)
Разбившийся самолет летал в Китае 9 лет
Самолет Ту-154М, разбившийся под Донецком, 9 лет эксплуатировался в Китае, в 2001 году его купили «Пулковские авиалинии». Такой реэкспортный б/у самолет стоит, как правило, в два и более раз дешевле нового. У российских компаний появляется соблазн сэкономить на покупке самолета несколько десятков миллионов долларов.
Более 80% российского авиапарка — это не новые самолеты, а эксплуатировавшиеся за рубежом как минимум пять лет. Многие самолеты даже российского производства закупаются в Китае.
— Сейчас Китай активно обновляет свой авиапарк: покупают «Боинги», «Эйрбасы», — рассказали «Известиям» в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). — Поэтому наши 9—10-летние «Тушки» стоят там в два, а то и в три раза дешевле первоначальной цены.
— Самолет, который разбился под Донецком, был в лучшем состоянии и с лучшим ресурсом, чем поступают в Россию подержанные «Боинги» и «Эйрбасы», — заявил «Известиям» Сергей Лихарев, гендиректор самарской компании «Авиакор», которая выпустила этот самолет. — Сейчас стоимость нового Ту-154 8—10 миллионов долларов. Подержанный стоит дешевле в 2—3 раза. При этом цена напрямую зависит от остаточного ресурса самолета.
Специалисты считают, что Ту-154 — самый надежный из самолетов, которые производятся в России. По коэффициенту надежности он даже превышает некоторые зарубежные аналоги. На профессиональном жаргоне такие самолеты называются «зализанными». Вместе с тем этот самолет достаточно старый по идеологии, у него высокие показатели потребления топлива и уровня шума. Именно поэтому Китай и другие страны стараются избавиться от них.
Александр Степанов
«Старый конь борозды не портит?»
«Известия» попытались установить зависимость между годом выпуска самолетов и аварийностью. Для этого мы проанализировали данные статистики авиакатастроф за 2005-й и 2006 год. Около или свыше 20 лет провели в небе 62,06% разбившихся в этот период самолетов. А вот на лайнеры, произведенные уже в XXI веке, приходится всего 6,9%.
Видео: оседлавший грозу — реальная история пилота, который чуть не утонул среди неба в грозовом облаке
Выжить, пролетев 12 200 метров, невозможно. Кроме биологических механизмов, которые однозначно откажут в полете, это невозможно с точки зрения физики. Человек не справится с декомпрессией без летательного аппарата или специального оборудования. У героя этого рассказа отсутствовал аэрокостюм, а самолет терпел крушение, но после катапультирования на высоте 14 с лишним тысяч метров он выжил, сломав все законы физики.
Подробности трагического полета
В июле 1959 года Уильям Рэнкин, в который раз вел свой истребитель Воут F-8 «Крусейдер» вдоль побережья Северной Каролины. Полет проходил на высоте 14 300 метров. Самолеты двигались плавно, опасность представлял лишь бушующий под ними шторм, но на данной высоте полет был безопасен.
В нескольких минутах от посадочной станции у самолета Рэнкина заглох двигатель. Пилот включил аварийный сигнал и попробовал завести машину. Но когда понял, что это невозможно, а самолет еще не ушел в пике, Рэнкин сообщил, что будет катапультироваться, хотя все понимали, что это безумное решение, так как на Уильяме не было высотного костюма. Из оборудования была лишь маска с небольшим запасом кислорода, но выбора и времени не было, нужно было катапультироваться.
Что чувствовал Рэнкин
Мужчина чувствовал, как распирало нос, желудок. Слизистые начали кровоточить. Запястья, лодыжки, левая рука, с которой слетела перчатка, онемели от холода.
Надежда оставалась на парашют, который должен был раскрыться в 3 км от земли. Через несколько секунд после катапультирования летчик попадает в грозовую тучу. Несколько минут он летел сквозь нее, окруженный молниями, дождем, пронизывающим ветром. И когда, казалось, что скоро все закончится, сломался барометр, парашют сработал раньше, Рэнкин парил на нем в бушующем сердце грозы.
Его подхватывало ветром, швыряло, парашют болтался как тряпичный флюгер. Туча была невероятно плотной и вздымалась вверх. Высота таких максимально нестабильных источников грозы могла достигать 21 000 метров. Физика не работала, нужно было полагаться на природу. Молнии летали рядом, туча вибрировала от громовых раскатов. Полет через дождь оказался самым сложным. Вместо того чтобы дышать, он набирал полный рот воды и если бы он пробыл в зоне осадков чуть дольше, то утонул бы прямо среди неба.
Воздух задерживать было опасно, его продолжало швырять влево, вправо, вниз, вверх. Наконец-то показалось дно кучевого облака, в котором пилот выживал 40 ужасных нескончаемых минут.
После выписки Уильям Рэнкин написал рассказ «Человек, который оседлал грозу».
Как рассчитать расстояние до грозы?
Возможно, вам известен метод, позволяющий узнать, как далеко находится гроза, путем подсчета секунд после удара молнии? В этой короткой статье мы поговорим об этом.
Для тех, кто не знает этот трюк, после прочтения вы узнаете, как быстро оценить расстояние до грозы, а также почему подсчет секунд позволяет оценить расстояние.
Молния и гром
Прежде всего, хотя мы говорим о «расстоянии до грозы», описанный ниже метод используется для оценки расстояния до конкретного удара молнии, необязательно до грозы в целом.
Во время грозы воздушные потоки производят разность электрических зарядов, которые в итоге скапливаются между землей и облаком (и даже частями одного и того же облака).
Эта разность потенциалов может достигать, по некоторым оценкам, миллиарда вольт, и когда потенциал слишком высок, воздух становится ионизированным, и ток на короткое время устанавливается между землей и облаком, образуя проводящий переход, и происходит вспышка молнии.
Молния кратковременна. Проходящий ток нагревает воздух до температуры более 10 000 Кельвинов (в два раза выше температуры поверхности Солнца). Воздух сильно загорается и становится видимым: это молния.
Таким образом, молния, которая является световой, и гром, который является звуковым, производятся одновременно.
Для нас интересно то, что свет распространяется со скоростью 300 000 000 метров в секунду (1 миллиард км/ч), в то время как звук распространяется со скоростью «всего» 340 метров в секунду (1200 км/ч). Это означает, что свет распространяется в миллион раз быстрее, чем звук.
С точки зрения человеческого восприятия, молния видна сразу, на каком бы расстоянии она ни находилась, а грому требуется несколько секунд, чтобы стать слышимым, в зависимости от расстояния.
Эта разница используется для определения расстояния до места удара молнии.
Оценка расстояния до грозы
За каждую секунду звук проходит 340 метров. Считая количество секунд между молнией и громом, мы подсчитываем, сколько раз в 340 метрах она находится.
Чтобы получить расстояние в метрах, просто посчитайте количество секунд и умножьте его на 340:
расстояние в метрах = секунды × 340
Для простоты можно также считать, что 1 км
3 × 340 метров. Таким образом, каждый раз, когда вы отсчитываете 3 секунды, вы должны отсчитывать 1 км.
И наоборот, если вы разделите количество секунд на 3, вы сразу получите приблизительное расстояние в километрах.
Если считать от 1 до 3 секунд, это означает, что буря находится на расстоянии менее километра.
Заключение
Когда мы говорим, что живем в 1 часе езды от Москвы на машине, это означает, что мы находимся в X километрах от Москвы и едем со скоростью автомобиля (возможно, с учетом возможных пробок при подъезде к городу).
То же самое относится и к понятию светового года: «один световой год» соответствует расстоянию: расстоянию, проходимому светом, и, следовательно, примерно одному миллиарду километров в час. Один световой год соответствует примерно 9 400 миллиардам километров.
Таким образом, если свету требуется 1 год, чтобы достичь нас, это означает, что звезда находится на расстоянии 9 400 миллиардов километров.
Гроза, гром, молния
Гроза, гром и молния – погодные явления, знакомые каждому, однако не все знают об их природе, особенностях и разнообразии.
Что такое гроза
Гроза – атмосферное природное явление. Сопровождается сильным ветром, дождевыми осадками, иногда мокрым снегом, градом. Темные тучи, нарастающий ветер – признак грозы. Существует сухая гроза, при которой отсутствуют осадки.
Из-за грозы возникают другие суровые погодные явления, формируя опасный комплекс погодных условий. Большинство разрушения наносится сильными порывами ветра, крупным градом, наводнениями из-за интенсивных осадков. Особенно мощные грозовые ячейки вызывают смерчи.
Существует редка зимняя гроза во время снегопада. При ней вместо ливневого дождя выпадает снег или идет интенсивный ледяной дождь.
Как образуется гроза
Причины возникновения грозы связаны с конвекцией. Физика называет конвекцией процесс теплообмена между струями и потоками вещества. Существует несколько ситуаций их появления:
В целом грозы возникают в результате быстрого восходящего движения теплого воздуха на высоте, где образуется озон. При движении вверх воздух охлаждается и конденсируется. В результате образовывается кучеряво-дождевое облако. Такие облака формируются на высоте несколько десятков километров. Затем водяной пар конденсируется в капли воды или льда. Давление внутри тучи снижается. Выпадающие из облака капли пересекаются друг с другом, увеличиваясь в размере. Падающие капли создают своим движением поток, тянущий следом внутриоблачный холодный воздух, вызывая сильный ветер обычно сопровождающий грозы.
Гроза образуется во всех регионах планеты. Большинство формируется в средних широтах. Причина – столкновение теплых тропический воздушных масс с холодными из северных широт.
Виды гроз
Изначально ученые делили природу грозы на виды, соответствующие условиям их формирования. В XXI веке их различают по характеристике грозовых облаков. Выделяют 4 основных вида:
Что такое молния
Молния – это электрический разряд в атмосфере. Внешне представляет собой вспышку света. Электрический разряд сопровождается громом. Линейная молния возникает в большинстве случаев. Физическое явление встречается и на других планетах Солнечной системы. Сила тока одного удара – 10 000-500 000 ампер.
Цвет молнии зависит от окружения. Красный свидетельствует о наличии в облаке дождя. Заряд голубого оттенка указывает на град. Белые молнии на небе возникают в сухом воздухе.
Напряжение молнии составляет десятки миллионов вольт. Последствия удара молнии в человека или животного – негативные. Пораженный разрядом молнии организм может умереть из-за остановки дыхания, нарушения электрической активности сердца.
Не следует путать молнию с грозой. Отличие в том, что гроза – комплексное явление, а электрический разряд – одна из ее составляющих.
Как образуется молния
Образование молнии происходит в кучерявых дождевых тучах. Тучи содержат кристаллики льда. Крупные имеют положительный, меньшие – отрицательный заряд. Во время движения тучи льдинки двигаются. Верхняя часть тучи обретает положительный, а нижняя отрицательный заряд. При столкновении двух заряженных туч происходит разряд.
Виды молний
Существуют следующие виды:
Шаровая
Что такое гром
Громом называют явление природы, возникающее в атмосфере после удара молнии. Представляет собой быстро несущуюся по воздуху звуковую волну. Громкость грома может доходить до 120 дБ.
В античное время люди считали гром проявлением высших сил. Греки считали Зевса богом грома. В скандинавской мифологии громом управлял Тор. Аналогичный славянский бог – Перун.
Как возникает гром
Происхождение грома связано с ударом молнии. Берется гром из-за повышения давления воздуха вследствие быстрого прохождения электрического разряда. Молния нагревает воздух на своем пути, вызывая повышенное колебание частиц.
Могут происходить продолжительные раскаты грома. Этому способствует преломление и отражение звуковых волн от облаков или гор. От этого также может зависеть повторяемость раскатов. Зимой нет грома из-за отсутствия грозы, и, как следствие, молний.
Почему сначала молния, а потом гром
В большинстве случаев вначале люди наблюдают вспышку молнии, а затем слышат раскаты грома. Причина кроется в огромных размерах молнии и расстоянии. Звуковой волне требуется время, чтобы дойти до ушей наблюдателя. Скорость звука – 300-360 метров. Зная скорость можно узнать расстояние до молнии.
Необходимо посчитать время между вспышками и громом. Зафиксированное время умножается на скорость звука. Например, между разрядом электричества и громовым раскатом прошло 5 секунд. Значит расстояние до молнии составляет около 1.8 километров.
Гром произошедшего далеко разряда может не дойти до слушателя, даже если само явление было видно. В большинстве случаев гром не слышен на расстоянии больше 20 км.
В разговорной речи распространено название «холостая гроза», подразумевающий грохот грома без видимых вспышек электричества. На самом деле не существует грома без молнии. Зритель может не видеть вспышек, которые происходят далеко, раньше или закрыты от взора зданиями, горами.
Чем опасна гроза
Прямое попадание разряда ежегодно убивает более 20 тысяч человек, 240 тысяч получают травмы.
К поражающему фактору грозы относится:
Меры безопасности во время грозы
При грозе в зависимости от ситуации следует принять соответствующие меры безопасности:
При шаровой молнии нужно сохранять спокойствие. Необходимо оставаться на своем месте, не производить минимальных движений конечностями.
При поражении молнией необходимо:
Гроза: как образуется, причины появления, полезная информация для всех
Различные природные явления постоянно сопровождают человека, и одним из них является гроза. Это уникальное буйство стихий, которое устрашает и завораживает. Как образуется гроза, мало кто знает, так же как и правила безопасности во время проявления стихии. А ведь синоптики заблаговременно пытаются установить грозовую мощь, и не случайно.
Что это такое
Откуда берется гроза и что это за явление? Гроза представляет собой разновидность осадков, при которых в облаках, над ними и под ними формируются электрические разряды, т. е. молнии. Частыми спутниками грозы становятся град, сильные ветры, ливневые дожди. В одно и то же время на планете фиксируется свыше тысячи гроз разной силы. Большая часть из них отмечается над материками, а самое большое количество – в тропических широтах, на экваторе. Мощь стихии определяется расположением региона, где фиксируется явление. Самые опасные грозы проявляются в горной местности.
Особенности грозы
А как образуется гроза, в какое время года? Это природное явление обычно возникает в теплое время года. Причем ее мощь напрямую зависит от расположения Солнца. В средних широтах самые сильные грозы фиксируются после полудня. Главными их предвестниками являются кучево-дождевые облака, слабый ветер. Эти облака легко отличить от других по темному цвету и характерной форме: они вытянуты по вертикали, верхняя часть завершается верхушкой в форме наковальни.
Образование грозовых туч
Так откуда появляется гроза, из каких облаков и как они формируются? Мы видим грозу, только если в небе все сложится «удачно», а именно будут созданы условия для формирования грозовых облаков из кучевых.
Изначально кучевые облака проходят стадию зрелости, во время которой происходит развитие тучи. Затем наступает стадия распада, при которой выпадают осадки, наблюдаются электрические разряды.
Чтобы сформировались грозовые тучи, необходимо наличие восходящих потоков влаги, причем в огромном количестве. Такое возможно, только если туча формируется возле водоема, в горной местности. Поднимаясь с поверхности земли, воздушные массы устремляются вверх, начинают образовываться облака. В результате этого процесса могут быть сформированы четыре типа туч:
В зависимости от того, как образуется гроза, ее относят к внутримассовому или фронтальному типу. В последнем случае явление возникает из-за появления теплого или холодного фронта, а в первом – наблюдается перегрев атмосферы. Независимо от типа грозы, это явление длится недолго, около получаса, хотя грозовое облако может растянуться на десятки километров в горизонтальном направлении, а в вертикальном – до двадцати километров. При больших размерах туч гроза может длиться часами.
Отличие молнии и грозы
Молния – это красивое природное явление, одно из проявлений грозы, возникающее в результате заряда льдинок или капелек воды в туче разными зарядами. Когда наэлектризованных частиц в облаке становится много, и они подходят друг к другу близко, возникает их разряжение с выделением огромного количества энергии. Ударная волна сопровождается звуком в виде грома. Гроза – это и молния, и гром, и дождь, и другие проявления стихии, а молния – это всего лишь электрический разряд, возникающий при прохождении накопленного напряжения через узкие коридоры между положительно и отрицательно заряженными частицами тучи.
Опасность грозы
Ученые не случайно следят за состоянием и формированием облаков. После того, как образуется гроза, они оценивают ее потенциал. И если он окажется огромным, то они предупреждают население о возможной опасности.
Опасность грозы заключается в электрических разрядах, ветре, виде осадков. Среди всего этого проявления самыми опасными считаются шквальные ветры, торнадо и молнии. Если электроразряд попадет в человека, то это может привести не только к серьезным увечьям, но и к смерти. При попадании в здания, молнии могут вызвать пожары.
Зная, когда и как появляется гроза, ученые могут предсказать силу ветра, ведь шквальные потоки воздуха способны вызывать разрушения всего, что достигнуто человеком, наносить непоправимый урон природе, валить деревья. Иногда во время грозы возникает торнадо – сильные вихри воздушных потоков, где скорость воздуха может достигать сотни километров в секунду. Такие природные явления способны наносить колоссальный урон.
Гроза, будь осторожен
Во время проявления стихии людям следует проявлять осторожность. Это позволит не только сохранить жизнь, но и избежать негативного проявления грозы. Во время ненастья следует выключить все электроприборы, причем обесточив их полностью (выключаем вилку из розеток). Если вдруг молния попадет в электропровода, то она вызовет сильнейший скачок напряжения с силой до 300 000 ампер.
Заметив, как появилась гроза, стоит сразу же закрыть все окна, форточки, двери. Нельзя стоять рядом с открытым окном. Если явление настигло на улице, то стоит незамедлительно зайти в помещение. Нельзя прятаться под деревьями, находиться вблизи линий электропередач, держать в руках металлические предметы. При нахождении в трамвае и другом общественном транспорте не стоит держаться за металлические поручни. Нельзя парковаться на машине возле деревьев и рядом со столбами линий электропередач.
Если гроза застала в лесу, то стоит как можно быстрее выйти на опушку или участок, где нет деревьев. Все металлические предметы необходимо убрать как можно дальше от себя. Если вдруг нет возможности стать на опушке, то лучше всего найти какое-нибудь низкое дерево или куст. Во время грозы лучше всего сесть на землю или лечь, что позволит снизить последствия попадания молнии. Избежать удара молнией можно, если укрыться от стихии в низменности или какой-нибудь яме.
Не стоит забывать во время грозы про сильный ветер. Он способен не только вызывать сильнейшие разрушения, но и стать причиной получения увечья, а иногда привести к смертельному исходу. В некоторых районах Земли грозы часто сопровождаются торнадо. В той местности, где такое явление часто, люди строят специальные убежища, в которых они прячутся во время торнадо.
После грозы
Во время электрических разрядов стратосфера насыщается озоном. Из-за него воздух после грозы свежий, легкий, со специфическим запахом. Им легко и приятно дышать, но мало кто знает, что такой воздух опасен, ведь он перенасыщен озоном, опасным для дыхательной системы веществом.