Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла

НОВАЯ ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА

/ Ориг. : «Neue Ostpolitik»

По­сле бер­лин­ско­го кри­зи­са 1961 года (см. Бер­лин­ские кри­зи­сы, Бер­лин­ская сте­на) и Ка­риб­ско­го кри­зи­са 1962 года в ус­ло­ви­ях на­ме­тив­шей­ся тен­ден­ции к ос­лаб­ле­нию во­енного про­ти­во­стоя­ния СССР и США кон­фрон­та­ци­он­ный курс в от­но­ше­нии восточно-ев­ропейских стран пра­ви­тель­ст­ва ФРГ, воз­глав­ляв­ше­го­ся с 1949 года Хри­сти­ан­ско- де­мо­кра­ти­че­ским сою­зом (ХДС), всё яв­ст­вен­нее об­на­ру­жи­вал свою бес­пер­спек­тив­ность.

В западно-германских по­ли­тичеких кру­гах на­рас­та­ло по­ни­ма­ние тщет­но­сти на­дежд на во­ен­но-си­ло­вое, с опо­рой на НАТО, ре­ше­ние во­про­са о вос­ста­нов­ле­нии еди­но­го германского государства в гра­ни­цах 1937 или 1938 года.

Идея пе­ре­строй­ки внеш­ней по­ли­ти­ки ФРГ к середине 1960-х годов по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в Со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии Гер­ма­нии (СДПГ) во гла­ве с В. Бранд­том и Сво­бод­ной де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии (СвДП), воз­глав­ляв­шей­ся с 1968 года В. Шее­лем. Не­об­хо­ди­мость от­ка­за от став­ки на во­енную си­лу в от­но­ше­ни­ях с восточными со­се­дя­ми по­лу­чи­ла тео­ре­тическое обос­но­ва­ние в ра­бо­тах вид­но­го дея­те­ля СДПГ Э. Ба­ра и ря­да др. по­ли­ти­ков, на­стоя­тель­но ре­ко­мен­до­вав­ших пе­рей­ти к стра­те­гии «из­ме­не­ние че­рез сбли­же­ние». В рам­ках этой стра­те­гии пред­по­ла­га­лось по­сред­ст­вом сни­же­ния во­енно-по­ли­тической на­пря­жён­но­сти и раз­ви­тия эко­но­мических, по­ли­тических, куль­тур­ных и про­чих кон­так­тов до­бить­ся «эро­зии» со­циа­лиз­ма в стра­нах Востной и Юго-Восточной Ев­ро­пы, ли­к­ви­да­ции Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра (ОВД) и вос­со­еди­нения Гер­ма­нии пу­тём вклю­че­ния Гер­ман­ской Де­мо­кра­ти­че­ской Рес­пуб­ли­ки (ГДР) в со­став ФРГ.

Источник

«Новая восточная политика»

В семидесятые годы правительство ФРГ проводит политику, направленную на сближение с восточногерманским государством. Однако для руководства ГДР излишняя близость была опасна.

Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла

Вилли Брандт и Алексей Косыгин подписывают «Московский договор»

В начале 60-х годов западногерманское руководство по-прежнему отказывалось смириться с разделом Европы и Германии. Однако затем в ФРГ произошла радикальная перемена внешнеполитического курса.

«Перемены через сближение»

В 1969 году новым канцлером ФРГ избран Вилли Брандт (Willy Brandt). Впервые на этом посту оказывается представитель социал-демократов. В своем правительственном заявлении Брандт определяет новый внешнеполитический курс Западной Германии. Он намерен не только углублять тесное партнерство своей страны с Западом, но и развивать связи со странами Центральной и Восточной Европы.

Новая стратегия в «германском вопросе» разрабатывается советником канцлера Эгоном Баром (Egon Bahr), приверженцем лозунга «Перемены через сближение». Целью боннского правительства по-прежнему остается создание единой и свободной Германии. На практике новая концепция означает начало постепенного сближения обоих немецких государств и перехода от простого сосуществования к все более тесному сотрудничеству.

Кульминационным моментом «новой восточной политики» стало заключение 12 августа 1970 года договора с Советским Союзом. ФРГ и СССР обязуются не применять силу для решения споров и, таким образом, признают нерушимость существующих границ. Бонн признает ГДР как второе равноправное немецкое государство. Кроме того, в Московском договоре содержится обязательство ФРГ признать западную границу Польши по Одеру и Нейсе.

Московский договор вызвал немало дискуссий в ФРГ. Оппозиция заявила, что правительство не уполномочено признавать границы и отказываться от притязаний на бывшие немецкие территории. Это право, по мнению оппонентов Брандта, может принадлежать только объединившемуся в условиях мира и свободы немецкому народу.

Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла

Брандт: покаяние в Варшаве

В декабре 1970 года канцлер ФРГ Брандт и министр иностранных дел Вальтер Шеель (Walter Scheel) подписывают немецко-польский договор, в котором еще раз подтверждается отказ Бонна от притязаний на немецкие территории в Польше.

Бонн стремится к примирению и с Прагой. В декабре 1973 года заключается двусторонний договор, в котором ФРГ аннулирует Мюнхенское соглашение 1938 года, позволившее Гитлеру отторгнуть от Чехословакии территории, заселенные немцами.

Соглашение по Берлину

Тесно связано с Восточными договорами и «Четырехстороннее соглашение по Берлину», заключенное в 1971 году между СССР и тремя западными державами-победительницами. Здесь Советский Союз впервые признал, что ФРГ имеет законное право на тесные связи с Западным Берлином, и обязался гарантировать сообщение между ними. Советский Союз дал согласие на то, чтобы ФРГ представляла Западный Берлин на международной арене.

«Национальный вопрос» так и не решен

Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла

«Межгерманский» договор 1972 года

В декабре 1972 года ФРГ и ГДР подписывают в Восточном Берлине договор об основах взаимоотношений. Однако Бонн и Восточный Берлин по-прежнему не могут договориться о «национальном вопросе». ГДР требует признания восточных немцев в качестве самостоятельной нации с собственным гражданством. По мнению западногерманской стороны, две немецкие нации и два немецких гражданства не могут существовать параллельно.

В целом ожидания Бонна не сбываются. ФРГ хочет перейти от сосуществования к тесному сотрудничеству, однако ГДР к этому не стремится. В 1973 году ГДР, так же как и ФРГ, становится членом ООН. Повышая свой статус, Восточная Германия одновременно все больше отмежевывается от Федеративной Республики и подчеркивает свою самостоятельность. Социалистическая Германия настроена не слишком дружелюбно по отношению к своему западному соседу. Это становится ясно уже в 1974 году, когда один из ближайших сотрудников Брандта разоблачен как восточногерманский шпион. Канцлер вынужден уйти в отставку.

Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла

Гельмут Шмидт и Эрих Хонеккер

Источник

Новая восточная политика Вилли Брандта: основные элементы и значение

Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла

Дата публикации: 24.06.2021 2021-06-24

Статья просмотрена: 500 раз

Библиографическое описание:

Панферов, А. А. Новая восточная политика Вилли Брандта: основные элементы и значение / А. А. Панферов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 257-261. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82788/ (дата обращения: 23.12.2021).

В статье автор рассматривает содержание Новой восточной политики канцлера ФРГ Вилли Брандта в конце 1960-х — первой половине 1970-х гг. Делается попытка изучить внешние и внутренние факторы, предпосылки, способствовавшие изменению внешнеполитического курса ФРГ в 1960-х гг. Рассматривается содержание основных международных договоров ФРГ с социалистическими странами в период пребывания на посту канцлера ФРГ Вилли Брандта. Автор делает вывод о значимости «восточной политики» для процесса разрядки международной напряженности.

Ключевые слова: ФРГ, германо-советские отношения, восточная политика, внешняя политика ФРГ, СССР, Вилли Брандт.

Вступление

Новая Восточная политика (Neue Ostpolitik), направленная на построение конструктивных и взаимовыгодных отношений между ФРГ и социалистическими государствами Восточной Европы, представляется, на наш взгляд, одним из наиболее значимых элементов процесса разрядки, благодаря которому удалось снизить мировую напряженность на передовой межблокового противостояния. Данная политика неразрывно связана с именем ее создателя — канцлера ФРГ Вилли Брандта (1969–1974). И даже несмотря на тот факт, что канцлер Брандт находился во главе ФРГ немногим менее 5 лет, результаты его восточной политики позволили вписать его имя в историю немецкого государства и сделали его одним из наиболее успешных и узнаваемых правителей послевоенной Германии.

Внешняя политика ФРГ до Вилли Брандта

Чтобы по-настоящему оценить достижения Брандта, следует отметить, что до периода его канцлерства построение отношений с социалистическими странами не интересовало внешнеполитическое руководство ФРГ. Во внешней политике ФРГ 1950-х — сер. 1960-х гг. можно выделить три основных направления [9]:

1) Атлантическое (с упором на развитие отношений с США);

2) Западноевропейское (упор на развитие двухсторонних отношений с Францией и процессов западноевропейской интеграции);

3) Построение двусторонних отношений с развивающимися странами Латинской Америки, Африки и Азии.

Таким образом, построение отношений с социалистическими странами Европы не считалось одной из главных задач, а такие проблемы как признание существования второго немецкого государства (ГДР)[1], проведения границы Польши по Одеру-Нейсе, «несправедливости» Мюнхенского договора 1938 года по отношению к Чехословакии и т. п.[2] оставались нерешенными, ввиду необходимости контактов со странами советского блока для их решения.

Особую роль во внешней политике ФРГ того периода играла так называемая доктрина Хальштейна [3]. Ее суть состояла в том, что ФРГ отказывалась иметь дипломатические отношения с государствами, признававшими ГДР, в результате чего делались невозможными отношения с социалистическими странами (которые, естественно, признавали родственную себе по режиму восточногерманскую страну). Кроме того, данная доктрина играла роль важного инструмента влияния на страны третьего мира, которые, ввиду привлекательности ведения дел с стремительно развивавшейся экономикой ФРГ, были вынуждены фактически признавать ее в качестве единственного легитимного германского государства. На практике эта доктрина воплотилась в 1957 году, когда власти ФРГ разорвали дипломатические отношения с Югославией (незадолго до этого установившей отношения с ГДР).

Вместе с тем доктрина Хальштейна не являлась строгой в вопросе проведения основного курса внешней политики, так что в ней имелись ограничения. Так, уже в 1955 году ФРГ заключила дипломатические отношения с СССР (исключение из доктрины было сделано для СССР как для сильной державы, с которой существовала необходимость договариваться). Однако отношения с союзниками СССР все еще не налаживались: при Аденауэре основная позиция внешнеполитических ведомств состояла в том, что эти страны не имеют самостоятельности, отчего следует договариваться лишь с их «покровителем» — СССР; при Эрхарде появились первые контакты, но они были очень ограничены (максимум производился обмен торговыми представительствами).

Подобная внешнеполитическая стратегия перестала отвечать интересам ФРГ как суверенного государства. Экономическое чудо, сотворенное министром экономики Людвигом Эрхардом в период правления Аденауэра (1949–1963), медленно подходило к своему концу и окончательно завершилось уже когда бывший министр стал канцлером (1963–1966). ФРГ нуждалась в новых рынках, новых партнерах, и в этом плане Восточная Европа могла стать тем регионом, удовлетворяющим этим интересам.

Изменению внешнеполитического курса ФРГ способствовали разные факторы. К внешним можно отнести пример голлистской Франции, которая была первой европейской страной, начавшей выстраивать конструктивные отношения с СССР. Президент де Голль в 1966 году посетил Советский Союз и подписал ряд договоров о взаимодействии и сотрудничестве в областях торговли, науки и культуры. Сотрудники внешнеполитического аппарата ФРГ разделились на так называемых «голлистов» (которые стремились проводить самостоятельную внешнюю политику по примеру Франции) и «атлантистов» (приверженцев старого курса, ориентировавшихся на англосаксонский мир). Помимо этого, в самой ФРГ идеи о построении отношений с социалистическими странами постепенно начали формироваться в рядах оппозиционной партии того времени — СДПГ. Среди социал-демократов того периода следует выделить фигуру Эгона Бара[4], который в 1963 году выдвинул известный лозунг: «объединение путем сближения», что кардинально меняло отношение к германскому вопросу.

Приход социал-демократов в правительство «большой коалиции» (совместно с ХДС/ХСС) в 1966 году также способствовал популяризации этих идей. Стоит (как минимум) отметить тот факт, что МИД был возглавлен самим Вилли Брандтом. В рамках руководства внешней политикой кабинета Кизингера (1966–1969), В. Брандт начал постепенное сближение со странами Восточной Европы — в 1967 году были установлены дипломатические отношения с Румынией, а ровно через год — восстановлены отношения с Югославией. При этом, выбор, павший на эти страны, был не случаен [9, с. 153]. Югославия еще с конца 1940-х гг. следовала отдельно от советского блока, а Румыния старалась проводить более самостоятельную внешнюю политику, допуская возможные контакты с западными странами. И тем не менее, данные действия оставили брешь в идейной составляющей доктрины Хальштейна, т. к. ФРГ устанавливала дипломатические отношения с государствами, уже признавшими ГДР.

Среди других факторов, повлиявших на изменение доминантов внешней политики ФРГ, можно выделить общую тенденцию к разрядке. В частности, на этой волне еще в 1966 году был составлен документ, более известный под названием «мирной ноты Эрхарда». Эта нота была адресована восточным соседям Федеративной Республики и содержала предложения по улучшению двусторонних отношений, а также предлагала взаимный обмен заявлениями о неприменении силы.

Со стороны социалистических стран можно выделить декларацию, принятую на совещании Политического консультативного комитета ОВД в 1966 году, получившей название «Бухарестской инициативы». В данной декларации было выдвинуто предложение созвать международное совещание по европейской безопасности [11, c. 172], а также предлагались варианты нормализации отношений социалистических и западных стран.

Своеобразным ответом Запада на Бухарестскую инициативу ОВД можно считать доклад Армеля[5], одобренный на заседании Совета НАТО в 1967 году [11, c. 178]. В данном докладе предлагалась новая стратегия стран-членов альянса в отношении социалистических держав. Была выдвинута идея о взаимодополняемости военной безопасности стран НАТО и политики разрядки[6].

Таким образом, ко второй половине 1960-х гг. сложились многие объективные предпосылки для изменения «восточного направления» внешней политики ФРГ. Это отвечало как ее экономическим интересам, так и общемировым тенденциям к осуществлению политики разрядки. Наконец, катализатором этого изменения стала смена правящей партии в 1969 году, когда СДПГ во главе с В. Брандтом перехватили основные рычаги власти.

Новая восточная политика Вилли Брандта

21 октября 1969 года Вилли Брандт вступил в полномочия федерального канцлера. Как и Кизингер в 1966 году, Брандт назначил вице-канцлером и министром иностранных дел ФРГ представителя своих партнеров по коалиции (СвДП) — Вальтера Шееля. Именно этот дуэт (Брандт-Шеель) был ответственен за проведение «Восточной политики».

Первым шагом реализации «восточной политики» стало заключение 12 августа 1970 года Московского договора [1]. В данном договоре объявлялись стремления сторон к поддержанию международного мира, содействию проведению политики разрядки. Также провозглашалась территориальная целостность европейских государств и сохранение текущих границ в Европе, в частности, границы Польши по Одеру-Нейсе. Фактически, это было серьезной уступкой ФРГ, так как она впервые признавала итоги Второй мировой войны в Восточной Европе, отказавшись от императивов внешней политики, установленных еще при Аденауэре. Однако на деле, это было признанием уже сложившегося и закрепившегося положения в данном регионе. Кроме того, стороны выражали «свою решимость к улучшению и расширению сотрудничества между ними, включая область экономических отношений, а также научно-технических и культурных связей, в интересах обоих государств» [1]. Таким образом, договор также способствовал развитию сотрудничества двух государств в указанных сферах.

Параллельно с переговорами западногерманских и советских уполномоченных лиц, шли также переговоры ФРГ с польской стороной. У ФРГ и ПНР были серьезные противоречия. Так, например, Польша серьезно пострадала от германской агрессии во времена Второй мировой войны. Кроме того, власти ФРГ стремились к отказу от признания территориальных приобретений Польши по итогам войны. Наконец, ФРГ была страной, вынужденной принимать немцев, переселенных с польских территорий, однако ПНР всячески стремилась обходить эту проблему стороной.

7 декабря 1970 года договор между ФРГ и ПНР [2] все же был заключен, несмотря на указанные противоречия. В целом данный договор содержал те же положения, что и подписанный ранее Московский договор. Вместе с тем западногерманская сторона пошла на уступки, согласившись на более подробное описание западной границы Польши. Это было сделано с целью склонить польскую сторону упростить выезд из страны этнических немцев, что, однако, не возымело успеха до 1975 года, когда ФРГ выдала миллиардный кредит ПНР [10, c. 366]. Наконец, в тот же день канцлер Брандт склонил колени на кладбище Варшавского гетто, что стало символической акцией «раскаяния».

Что касается переговоров с Чехословакией, то можно выделить следующие интересы правительства ЧССР:

1) Признание Мюнхенского соглашения 1938 года «ничтожным» с самого начала;

2) Отказ ФРГ от возможных территориальных претензий (исходит из первого);

3) Материальная компенсация за аннексию Судетской области и, впоследствии, Чехии.

Переговоры шли достаточно долго, и договор был подписан лишь 11 декабря 1973 года. Правительство ФРГ согласилось с первыми двумя пунктами требований Чехословакии. Помимо этого, объявлялось стремление двух стран к миру, отказу от агрессии, признавалась территориальная целостность европейских государств и необходимость содействия сотрудничеству (как и в предыдущих договорах). Однако правительству ФРГ удалось добиться важного успеха — убедить чехословацкую сторону отказаться от требований компенсации [4].

Наконец, завершением «Восточной политики» Брандта стало установление дипломатических отношений с правительствами Народной Республики Болгарии и Венгерской Народной Республики в 1973 году. Уже существовавшие там торговые миссии были преобразованы в дипломатические представительства [5, c. 455]. В целом, каких-либо серьезных противоречий с этими странами у ФРГ не имелось, отчего подписание договоров прошло без особых трудностей (кроме того, это происходило на волне уже достигнутых результатов Восточной политики).

Германская политика Вилли Брандта

Помимо указанных стран, другим направлением «восточной политики» была ее «германская часть». Стоит обратить внимание, что еще в мае 1969 года, Вилли Брандт (бывший тогда главой МИД ФРГ) на выступлении в Гамбурге обратил внимание на декларацию, принятую на совещании Политического консультативного комитета ОВД в Будапеште, которая являлась логическим продолжением идей уже упомянутой «Бухарестской инициативы» 1966 года. Брандт отмечал, что в тексте декларации шла речь не о международно-правовом признании ГДР, а всего лишь о признании факта ее существования [9, c. 188]. Именно в такой форме стала осуществляться «германская политика» Брандта после его победы на выборах.

Еще до подписания Московского и Варшавского договора Вилли Брандт провел несколько встреч в Эрфурте и Касселе с председателем Совета министров ГДР Вилли Штофом. Стороны обозначили свои намерения: ГДР выступала за свое полное международно-правовое признание, в то время как ФРГ настаивала на «особых отношениях» с ГДР и единстве германского народа. Никаких существенных результатов эти встречи не имели, и «германская политика» была приостановлена до заключения Четырехстороннего соглашения по Берлину 3 сентября 1971 года .

Урегулирование статуса Западного Берлина привело к необходимости разрешить ряд вопросов между ФРГ, ГДР и Западным Берлином. В декабре 1971 года было подписано Соглашение о транзитном сообщении гражданских лиц и перевозке грузов между ФРГ и Западным Берлином [7], а также документы об облегчениях и улучшениях поездок и посещений Западного Берлина.

26 мая 1972 был заключен первый официальный договор между двумя германскими государствами: граждане ГДР получали возможность посещения ФРГ «по неотложным семейным делам» (до этого такое право имели лишь восточногерманские пенсионеры). Из-за этого практически в два раза выросло число поездок восточных немцев на Запад: с 1 млн 267 тыс. человек (в 1971) до 2 млн 279 тыс. (в 1973) [9, c. 191].

Финалом «германской политики» Брандта стало заключение Договора об основах отношений между ГДР и ФРГ 21 декабря 1972 года [3]. Подписанию договора предшествовали переговоры между Эгоном Баром (ФРГ) и статс-секретарем Михаэлем Коле (ГДР), длившиеся почти полгода. Помимо схожих с другими договорами идей, особенностью данного документа стало признание ГДР де-факто : государства обменивались постоянными представительствами, а также заявляли о намерении развивать «нормальные добрососедские отношения друг с другом на основе равноправия» [3]. Тем самым ФРГ удалось начать диалог со своим восточным соседом, при этом избежав необходимости его официального признания. Этим подчеркивался особый характер германо-германских отношений.

Таким образом, «Восточная политика» Вилли Брандта воплотилась в заключении двусторонних договоров ФРГ с социалистическими странами. Если к середине 1960-х гг. ФРГ имела дипломатические отношения лишь с СССР, то к началу 1970-х гг. такого рода отношения были установлены со всеми социалистическими государствами Европы (за исключением Албании, находившейся в изоляции). Данные договоры признавали уже сложившиеся к тому времени международные реалии (на которые первые лидеры ФРГ стремились закрывать глаза), и это признание позволило создать фундамент для дальнейших контактов ФРГ с восточноевропейскими странами (в сферах торговли, культуры, науки и техники).

Заключение

Резюмируя, можно сказать, что к середине 1960-х гг. сложились определенные предпосылки для изменения внешнеполитической стратегии ФРГ, заложенной еще Аденауэром. Формальный переход к «Новой восточной политике» был вызван приходом к власти в 1969 году коалиции СДПГ и СвДП. Внешнеполитическая совместимость, внутриполитический консенсус и высокая гомогенность коалиции представляли собой идеальную отправную точку для проведения активной политики разрядки [9, c. 169].

Сама Восточная политика осуществлялась в виде заключения двусторонних договоров с социалистическими странами. В данных договорах просматривается общая линия: признание итогов Второй мировой войны, признание сложившегося статуса-кво в Центральной и Восточной Европе, и территориальной целостности европейских государств. Страны взаимно отказывались от агрессии и создавали основу для сотрудничества в научно-технической, культурной, и, что наиболее важно, экономической сфере.

Восточная политика позволила повысить международный авторитет ФРГ и ее канцлера — Вилли Брандта. Была снижена международная напряженность на самом стыке Востока и Запада. Были найдены пути дальнейшего проведения разрядки (к примеру, позднее состоялось Совещание по Безопасности и сотрудничеству в Европе, которое завершилось подписанием в 1975 году Хельсинкского акта). Таким образом, «Восточную политику» В. Брандта можно назвать одним из ключевых внешнеполитических достижений послевоенной Германии, а также одним из важнейших событий Холодной войны и разрядки международной напряженности.

[1] В ФРГ существовало специальное «министерство по общегерманским делам», целью которого было присоединение территорий Восточной Германии, находившихся под контролем непризнанной ГДР.

[2] Стоит отметить, что из-за этого Конституционный суд ФРГ признавал право Германии располагаться в границах 1937 года, что категорически не соответствовало международной действительности послевоенного периода.

[3] Названа так по фамилии статс-секретаря МИД ФРГ, Вальтера Хальштейна.

[4] Эгон Бар (1922-2015) – сподвижник В. Брандта. В его правительстве – министр по особым поручениям. Ключевая фигура в переговорах ФРГ и ГДР.

[5] Пьер Армель (1911-2009) – министр иностранных дел Бельгии в 1966-1973 гг.

[6] Из текста Доклада Армеля 14 декабря 1967

[7] Соглашение было заключено между ответственными ведомствами ФРГ и ГДР

Источник

Новая восточная политика» Брандта

Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла

Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла

Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла

«Новая восточная политика», неразрывно связанная с именем Брандта, была не только результатом его мучительных раздумий, прежде всего она диктовалась жизненными интересами страны. Проводимая христианскими демократами односторонняя, ориентированная исключительно на Запад внешняя политика ФРГ сильно ограничивала возможности страны на мировой арене. Налицо был разрыв между экономическим потенциалом ФРГ и ее слабым международным влиянием. Не оправдались надежды, связанные с давлением Запада на СССР для получения уступок в германском вопросе. Несмотря на заявления о солидарности, партнеры и союзники ФРГ — Великобритания, Франция, Италия — начали налаживать торгово-экономическое сотрудничество с социалистическими странами Восточной Европы, в чем была крайне заинтересована и сама Западная Германия. ФРГ фактически оказалась во внешнеполитическом тупике.

Брандт понимал, что «восточная политика» должна быть тщательно согласована с западными партнерами, что и было им сделано в ходе неоднократных встреч с лидерами США, Великобритании и Франции и в выступлениях на сессиях НАТО. Он уверил своих союзников в безоговорочной приверженности атлантической солидарности. Постоянные контакты федерального правительства с западными партнерами должны были обеспечить их поддержку для проведения «новой восточной политики». Кроме того, они служили важнейшим аргументом против внутриполитической оппозиции новому курсу, прежде всего со стороны ХДС/ХСС.

«Новая восточная политика» была реализована в серии договоров 1970-1973 гг., содержащих международно-правовые обязательства, прежде всего обязательство отстаивать свои внешнеполитические интересы исключительно мирными средствами, подтверждение сложившихся политических реалий и послевоенных границ в Европе.

Первым из них явился Московский договор от 12 августа 1970 г., по которому ФРГ и СССР отказались от применения силы в отношениях между собой и обязались решать споры исключительно мирными средствами, а также зафиксировали нерушимость европейских границ и отказ от территориальных притязаний. Это была серьезная уступка со стороны ФРГ, так как до этого она последовательно настаивала на временном характере границ с Польшей. В то же время это было лишь признанием положения, сложившегося за весь послевоенный период.

Вместе с тем, подписанием этого договора не нарушалась конечная цель внешней политики ФРГ — достижение германского единства. В особой записке федерального правительства по поводу Московского договора («Письмо о немецком единстве»), на получение которой советское правительство никак не отреагировало, говорилось, что «данный договор не противоречит политической цели ФРГ добиваться состояния мира в Европе, в условиях которого германский народ путем свободного самоопределения вновь достигнет своего единства».

7 декабря 1970 г. в Варшаве был подписан договор с Польшей, в котором обе стороны подтвердили неприкосновенность существующей границы по линии рек Одер-Нейсе, отказ от территориальных притязаний и объявили о намерении развивать сотрудничество между обеими странами. В тот же день Брандт склонил колени перед памятником жертвам восстания в Варшавском гетто в 1943 г., что стало глубоко символической акцией.

8 связи с обоими вышеназванными договорами федеральное правительство в обмене нотами с тремя западными державами подтвердило сохранение «совместной ответственности и прав четырех держав в отношении Германии в целом». Стремление Федеративной Республики к миру и разрядке получило широкое международное признание, Брандту в 1971 г. была присуждена Нобелевская премия мира.

Почему была необходима новая восточная политика и в чем она состояла

В связи с ратификацией «восточных договоров» в бундестаге развернулась острейшая политическая борьба, в результате которой, после выхода отдельных членов фракций СДПГ и СвДП, уменьшилось правительственное большинство в парламенте. Под сильным давлением оппозиции специально было принято особое «Совместное заявление» всех фракций бундестага, которое подтвердило, что эти договоры не противоречат цели восстановления германского единства мирным путем и не создают международно-правовой основы для пересмотра существующих ныне границ. Важную роль при этом сыграло общественное мнение ФРГ в пользу политики Брандта. 17 мая 1972 г. бундестаг одобрил договоры с СССР и ПНР. Большинство депутатов ХДС/ХСС воздержались от голосования.

Признание послевоенных границ в договорах с Советским Союзом и Польшей стало базой для заключения Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР 21 декабря 1972 г. Он зафиксировал взаимное признание обоих государств, отказ от угрозы силы и ее применения, нерушимость германо-германской границы. Обмен постоянными представительствами вместо посольств был призван, вместе с тем, подчеркнуть особый характер германо-германских отношений.

С признанием ГДР был отброшен один из основополагающих принципов послевоенной политики ФРГ. «Доктрина Хальштейна» ушла в прошлое, 18 сентября 1973 г. оба государства одновременно были приняты в ООН. Повысились тем самым их роль и влияние в диалоге Восток-Запад.

11 декабря 1973 г. в Праге был подписан договор между ФРГ и Чехословакией, по которому Мюнхенское соглашение 1938 г. признавалось «ничтожным». В договоре также закреплялись нерушимость границ и отказ от применения силы. 21 декабря 1973 г. были установлены дипломатические отношения с Венгрией и Болгарией, уже существовавшие там торговые миссии были преобразованы в посольства. Тем самым процесс договорного оформления отношений между ФРГ и социалистическими странами Восточной Европы был завершен.

Московский договор открыл период многостороннего, конструктивного и равноправного сотрудничества между ФРГ и СССР Во время первого визита Леонида Ильича Брежнева (1906-1982) в Бонн в мае 1973 г. было подписано соглашение о сотрудничестве на 10 лет, что предполагало долгосрочный характер отношений. Были учреждены генеральные консульства в Ленинграде и Гамбурге. В феврале 1974 г. была достигнута договоренность об обмене военными атташе при посольствах обеих стран в Москве и Бонне. Новым и важным элементом отношений ФРГ и СССР стали регулярные встречи между высшими руководителями государств. Для Советского Союза важность партнерства с ФРГ определялась ее растущим политическим и экономическим весом среди стран Запада, а для Западной Германии значение СССР прежде всего было обусловлено его ролью в решении германского вопроса.

Нормализация отношений ФРГ с восточными соседями, признание ГДР, урегулирование проблемы Западного Берлина путем подписания 3 сентября 1971 г. четырехстороннего (СССР, США, Великобритания и Франция) соглашения, закрепившего особый правовой статус этой части города, сделали возможным проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт, в котором зафиксированы политический и территориальный статус-кво в Европе, а также нормы взаимоотношений между государствами. ФРГ смогла реализовать в Заключительном акте свою позицию о четкой констатации возможности мирного изменения границ. Это открывало перспективу ликвидировать германо-германские границы в случае взаимного согласия двух германских государств на объединение.

Западная ориентация ФРГ не ставилась под вопрос. Безопасность страны по-прежнему могла быть обеспечена только западными союзниками, в рамках атлантической солидарности. «Новая восточная политика» уравновешивалась участием в НАТО и тесным сотрудничеством со странами Запада. Но своей новой восточной политикой ФРГ из тормоза стала мотором развития отношений Запад-Восток.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *