Почему автор особо подчеркивает что обломов с любопытством ждет гостей
Вопрос по поводу рассказа «Обломов»
Гости Обломова играют большую роль в произведении, так как автор подчеркивает, что пуста и ничтожна не только жизнь Ильи Ильича, но и жизни его посетителей.
И. А. Гончаров, вводя образы гостей Обломова, подчеркивает неоднозначность образа главного героя. Описание жизни Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева важно в раскрытии авторского замысла. Все посетители Ильи Ильича являются такими же обломовцами, как и сам главный герой. Они делают вид, что их жизнь имеет цену, однако гости Обломова на самом деле ничего не стоят. Это типичные представители светского общества, для которых стремление обрести высокое положение – самое важное в жизни. Обломов мог быть похожим на своих гостей, однако он отрекается от такой жизни, показывая, что она пуста и ничтожна. Так выражается авторская позиция: жизнь Обломова пуста, но и ничтожны жизни его посетителей. И. А. Гончаров показывает царствование обломовщины.
Образы гостей
Волков – первый посетитель. Он рассказывает Обломову о своей жизни, делясь подробностями о том, что она полна различных мероприятий и праздников. Волков – веселый и модный человек, который ведет праздный образ жизни.
Второй посетитель – Судьбинский. Это бывший сослуживец Обломова, который, в отличие от главного героя, ценит свою службу и свое положение в обществе.
Пенкин – третий посетитель Обломова. Это писатель, который пишет обо всем подряд. Пенкин часто работает над произведениями, даже по ночам, что говорит о том, что его творчество пусто и продажно.
Четвертый гость Обломова – Алексеев. Это никем не заметный человек, имя которого даже никто не запоминает. Алексеев привык к тому, что его называют то Васильевым, то Андреевым. Герой является таким человеком, который привык подстраиваться под других людей.
Тарантьев – пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.
Гости Обломова
В начале романа «Обломов» И. А. Гончаров описывает образы жизни людей, посетивших главного героя. Гости Обломова играют большую роль в произведении, так как автор подчеркивает, что пуста и ничтожна не только жизнь Ильи Ильича, но и жизни его посетителей.
Образы гостей
Волков – первый посетитель. Он рассказывает Обломову о своей жизни, делясь подробностями о том, что она полна различных мероприятий и праздников. Волков – веселый и модный человек, который ведет праздный образ жизни.
Второй посетитель – Судьбинский. Это бывший сослуживец Обломова, который, в отличие от главного героя, ценит свою службу и свое положение в обществе.
Пенкин – третий посетитель Обломова. Это писатель, который пишет обо всем подряд. Пенкин часто работает над произведениями, даже по ночам, что говорит о том, что его творчество пусто и продажно.
Четвертый гость Обломова – Алексеев. Это никем не заметный человек, имя которого даже никто не запоминает. Алексеев привык к тому, что его называют то Васильевым, то Андреевым. Герой является таким человеком, который привык подстраиваться под других людей.
Тарантьев – пятый посетитель главного героя. Это грубый и недоброжелательный чиновник, любящий поскандалить с окружающими людьми. Тарантьев пользуется доверчивостью Обломова и пытается завладеть его деревней.
Отношение Обломова к посетителям
Илья Ильич Обломов при встрече своих друзей жалеет их, высказывая свое отношение к их жизни. Центральный персонаж не понимает стремлений Волкова, считая, что тихая и размеренная жизнь намного лучше праздной и веселой жизни Волкова. Обломов не поддерживает и образ жизни Судьбинского, так как считает, что погоня за чинами портит человека и делает его жизнь пустой. Илья Ильич дает писателю Пенкину следующую характеристику: в его произведениях нет ни настоящих чувств, ни реальной жизни.
То, как отзывается Обломов о своих гостях, показано в таблице:
«В десять мест в один день – несчастный!»
«Увяз, любезный друг, по уши увяз… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный!»
«И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет – а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»
Обломов терпеливо относится к герою, так как их образы жизни чем-то похожи. Обломов «терпел» Алексеева, так как он мог быть самим собой, имея при этом хорошего слушателя.
«Тарантьев делал много шума, выводил Обломова из неподвижности и скуки»
Данные цитаты показывают то, что Обломов называет своих визитеров несчастными людьми, он искренне не понимает их образы жизни.
Несмотря на то что Обломов не поддерживает взгляды своих гостей на жизнь, он искренне радуется приходу Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева. Отношение Обломова к гостям подчеркивает доброту Ильи Ильича, его «голубиную душу».
Значение образов
Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев и Тарантьев приходили к Обломову, так как они знали, что владелец дома радушно примет их, накормит, напоит, даст «курить хорошие сигары».
И. А. Гончаров, вводя образы гостей Обломова, подчеркивает неоднозначность образа главного героя. Описание жизни Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева важно в раскрытии авторского замысла. Все посетители Ильи Ильича являются такими же обломовцами, как и сам главный герой. Они делают вид, что их жизнь имеет цену, однако гости Обломова на самом деле ничего не стоят. Это типичные представители светского общества, для которых стремление обрести высокое положение – самое важное в жизни. Обломов мог быть похожим на своих гостей, однако он отрекается от такой жизни, показывая, что она пуста и ничтожна. Так выражается авторская позиция: жизнь Обломова пуста, но и ничтожны жизни его посетителей. И. А. Гончаров показывает царствование обломовщины.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЯрослав Назимов
Похожие презентации
Презентация на тему: » Немного в защиту Обломова… Материал к анализу 2 главы Автор: учитель русского языка и литературы Казаковцева Любовь Владимировна.» — Транскрипт:
1 Немного в защиту Обломова… Материал к анализу 2 главы Автор: учитель русского языка и литературы Казаковцева Любовь Владимировна
2 Подумайте: 1. Прочитайте концовку 1 главы. Почему автор особо подчеркивает, что Обломов с любопытством ждёт гостей(но опять – таки «лёжа»)? 2. Кто приходил в гости к Обломову в этот день? 3. Опишите их внешность. Как в ней отражены жизненные цели этих героев? 4. Как Обломов относится к каждому из посетителей? Как это его характеризует? 5. Какую роль играет эта глава в всём произведении?
3 Итак, в одно прекрасное утро Обломов лежит,« ворочаясь с боку на бок», теряется «в приливе житейских забот». Он ещё полон сил и надежд. Он ждёт от жизни чего – то. Отсюда и его любопытство. В дверь его комнаты, возможно, стучится нечто новое, то, что сумеет поднять его с постели в это утро, вырвет его из пыльной паутины, которая обволокла всю его комнату. Новое, волнующее неизвестное… Можно ли уже сейчас, в этот момент, предсказать трагический исход жизни Обломова? Мнение учителя
5 …дьявольская служба… К четвергу надо приготовить доклад – адская работа… …много кое – чего… …меня ценят… А что ж бы я стал делать, если б не служил! Увяз, любезный друг, по уши увяз… И проживёт свой век, и не пошевелится в нём многое, многое… НЕСЧАСТНЫЙ! гербовые пуговицы
6 И всё писать, писать, как колесо, как машина… НЕСЧАСТНЫЙ эспаньолка Две статьи в газету каждую неделю Разборы беллетристов «Любовь взяточника к падшей женщине» Нам нужна одна голая физиология общества, не до песен нам теперь…
7 Что символизирует каждый из этих образов? подсказка
8 Волков Судьбинский Пенкин бурная, но пустая светская жизнь успешная карьера легкий литературный труд
9 Обломов не выгоняет, выслушивает каждого, но тем не менее после ухода каждого он горестно и пылко рассуждает о том, что каждый из них несчастный человек. В каждом из них он видит человека. Искренне жалеет, что они теряют свою индивидуальность в погоне за призрачным… Можно ли осуждать Обломова за то, что он отказывается от всяческих «благ», предложенных «друзьями»? Мнение учителя
10 Напишите самостоятельно небольшое рассуждение (что нового вы узнали о герое в этом эпизоде?): Место для записи: Практическое задание выполняется в режиме настройки презентации
Технологическая карта урока «В гостях у Обломова» (по роману И.Гончарова «Обломов», 10 класс)
Технологическая карта урока литературы в 10 классе Тема занятия: В гостях у Обломова
Автор занятия: учитель русского языка и литературы ГОУ «КРЛ при СГУ» Гурленова А.В.
Тип урока: получение нового знания
1. Технология диалогового взаимодействия
2. Технология проблемного обучения
3. Технология развивающего обучения
4. Технология коллективного взаимодействия
УМК: Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в двух частях / В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Антипова, А. А. Маныкина ; под редакцией В. Ф. Чертова
Оборудование: презентация, текст романа Гончарова «Обломов»
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся : учащиеся владеют
1) определяют тему и цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
2) сопоставляют свои действия с образцом.
1) имеют общее представление о тексте произведения, элементах анализа и теории литературы;
2) умеют самостоятельно находить эпизоды и описания, необходимые для подтверждения собственной точки зрения.
1) высказывают своё мнение;
2) отстаивают свою точку зрения;
3) слушают ответы других учащихся.
1) умеют работать в коллективе;
2) уважительно относятся к одноклассникам и учителю
Цель урока: проанализировать эпизод прихода гостей в романе Гончарова «Обломов», объяснить значение эпизода в понимании образа Обломова.
Планируемые образовательные результаты
Регулятивные : уметь выполнять учебные действия, планирование алгоритм ответа, индивидуальная и коллективная работа.
Познавательные : уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
формирование ответственного отношения к учебной деятельности, развитие монологической речи и эмоциональной сферы обучающихся, стремление к речевому самосовершенствованию и развитию коммуникативной культуры; формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Организация учащихся на работу.
Приветствие. Настрой на активную работу.
Организация рабочего места
Умение позитивно настраиваться на работу.
Целевая установка (5 мин)
Сформулировать тему урока, цели и задачи ( под руководством учителя)
Словесные, наглядные, проблемный метод
Работа над эпиграфом к уроку:
«Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви… Теперь над обломовщиной можно посмеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез; о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».
А.В.Дружинин:
И переход к теме урока
Читают эпиграф, записывают в тетради и пробуют сформулировать тему урока по наводящим вопросам
Умение анализировать высказывания
Высказывать свои мнения
Умение сформулировать тему, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Актуализация знаний (5 мин)
Раскрыть роль детали в характеристике персонажа
1.Вопросы по 1 главе романа:
— Каким мы видим героя в начале романа?
-вспомните портретную характеристику Обломова
-Мы представляем героя в комнате. Какие предметы окружают его? Что они говорят об Обломове?
Отвечают на вопросы.
Записывают в тетради словарные слова
Развитие словарного запаса, устной монологической речи, развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Умение анализировать, систематизировать необходимую информацию, умение соотносить новую информацию и имеющиеся знания,
умение видеть проблемы
Постановка проблемной задачи (3 мин)
Найти ответ на проблемный вопрос
Прочитайте концовку 1 главы. Почему автор особо подчеркивает, что Обломов с любопытством ждёт гостей?
Постановка проблемного вопроса:
Что можем ожидать мы, читатели, от знакомства с гостями Обломова?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать эпизод общения Обломова с гостями.
Делятся на 4 группы и получают задания по тексту 2 главы романа
Умение определить и сформулировать проблему.
Определение объекта изучения и понимания.
Умение ориентироваться в системе знаний.
Работа в группах (7 мин)
Анализ эпизодов 2 главы
Исследовательский метод, частично-поисковый
Следит за работой в группах и при необходимости направляет.
Группы работают с текстом романа, подбирая и анализируя информацию по героям (описание Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и реакции Обломова на их появление)
Умение работать с ключевым эпизодом, выделять главное, обобщать. У мение анализировать литературное произведение
Умение слушать и уважительно относиться к речи других
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Выступление групп (10 мин)
Понять, как через второстепенных персонажей автор раскрывает образ главного героя
При необходимости задает вопросы и помогает сформулировать выводы
От каждой группы выступает учащийся и представляет результаты работы группы, делает краткий вывод, который записывается в тетради
Умение аргументированно рассуждать, сравнивать.
Умение добывать новые знания, находить ответы на поставленные вопросы.
Умение выделять существенные признаки.
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
Подведение итогов выступления групп (3 мин)
Охарактеризовать важные черты Обломова, проявляющиеся в размышлениях после ухода гостей
Анализирует работу групп и возвращается к проблемному вопросу:
Что можем ожидать мы, читатели, от знакомства с гостями Обломова?
Какие важные черты Обломова мы можем выделить, проанализировав 2 главу?
Отвечают на проблемный вопрос. Обобщают и делают выводы
Умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Рефлексивно-оценочный этап (3 мин)
Добавить к образу героя новые характеристики
Спрашивает, что нового об Обломове ребята узнали на уроке?
Обобщает результаты совместной деятельности.
Оценивает умение учащихся работать самостоятельно и в группах.
Один из учащихся дает дополненную характеристику Обломова.
Высказывают свою точку зрения по вопросу.
Самооценка результатов учебной деятельности
Рефлексия и создание ситуации успеха.
Умение высказать свою точку зрения
Контроль, коррекция, оценка
Осуществление итогового контроля по результату
Адекватное восприятие оценки учителя
Подведение итогов. Задание на дом (2 мин)
Подготовиться к выполнению домашней работы
Оценивает работу учащихся на уроке и дает домашнее задание: прочитать «Сон Обломова»
Описание гостей Ильи Обломова и его отношение к ним
Илья Ильич Обломов, главный герой романа И.А. Гончарова, умный и образованный человек, отошел от всех дел и ведет пассивный образ жизни. Он целыми днями лежит на диване, а к нему время от времени приходят гости. Их визиты описываются в первых главах романа. Автор специально вводит эти второстепенные персонажи в свой роман, чтобы читатели лучше понимали характер Обломова.
Гости Обломова
Гости сменяют друг друга. Все они, разные по внешности, возрасту, характеру, олицетворяют столичное общество.
Волков
Молодой человек 25 лет, жизнерадостный, любит модно и эффектно одеваться – светский щёголь. Он первым появляется у Обломова. Волков – чиновник, но пренебрегает делами службы. Вся его жизнь состоит из визитов, балов, театров, званых обедов и ужинов. За один день успевает побывать в 10 местах. Волков хвастается перед Обломовым новыми вещами, делится с ним последними светскими новостями. Зовет Обломова ехать на балы, приглашает в Екатерингоф, но Обломов отказывается. Он сочувствует Волкову. Ему такая жизнь кажется пустой, бессмысленной. И Обломов радуется, что его жизнь другая, спокойная.
Судьбинский
Следующий гость – бывший сослуживец Обломова, а теперь – начальник отделения. Судьбинский – карьерист: любыми способами стремится добиться повышения. Пришел проведать друга. Рассказывает о делах по службе, предстоящей женитьбе. Приглашает съездить в Екатерингоф. Он старается подтолкнуть Обломова к активной жизни. Но Обломова не привлекает погоня за чинами и наградами. «Несчастный!» — думает он о Судьбинском.
Пенкин
Успешный литератор, много работает и достаточно зарабатывает. Пишет легко, но без «сердца». Одевается с нарочитой небрежностью. Пенкин рассказывает Обломову о своей статье, о литературе, приглашает в Екатерингоф. Но Обломов не разделяет взглядов Пенкина на литературу. Он считает, что писать нужно с любовью к человеку. Обломов сравнивает Пенкина с машиной, крутящейся без остановок. Его такая жизнь не устраивает.
Алексеев
Человек неопределенного облика и возраста, мелкий чиновник. Он не имеет своего мнения, не продвигается по службе. Робкий, не вмешивающийся ни во что. Приезжает к Обломову, чтобы поесть и отдохнуть у него, угождает ему. Приглашает съездить в гости, а потом – в Екатерингоф. Обломов дает ему оценку: «Человека-то нет!»
Тарантьев
Земляк Обломова, бесчестный и грубый человек, постоянно бранится. Тарантьев всем недоволен, ищет выгоду, возможность смошенничать. Часто бывает у Обломова, как и Алексеев, с целью поесть, выпить и находит у него теплый приют. Он поднимает Обломова с кровати. Тарантьев – приглашенный гость, его позвали на обед. Зная доверчивый характер Обломова, Тарантьев пытается обогатиться за счет Обломова, обманывая его. Обломов дружелюбно к нему относится.
Доктор
Лечащий врач Обломова, хороший специалист. Заботится о здоровье Ильи Ильича и рекомендует ему сменить образ жизни, но тот не выполняет ни единого его требования.
Своим посетителям Обломов пытается рассказать о собственных неприятностях, сам он в этих проблемах совсем не компетентен. Но ему удается их озвучить только Алексееву, который выслушал его. Остальные его не слышат. А Тарантьев, узнав о проблемах Обломова, берется ему помочь. Но при этом он преследует свою выгоду. И в дальнейшем Обломов становится жертвой аферы Тарантьева.
Все эти люди упрекают Обломова в бездействии, зовут с собой, пытаясь втянуть его в бессмысленную суету, а он находит причины отказаться. Их суете Обломов противопоставляет свою философию: «А жить-то когда?», «Где же человек-то»?
Персона номер один
Первым гостем «с холода», посетившим главного героя, был Волков. Это блестящий молодой человек, возрастом не более 25 лет, предпочитающий службе активную светскую жизнь. По его словам, он успевает посетить до 10 мест всего за один день. Он щеголь, то есть человек, любящий красивую одежку, начиная со шляпы и фрака, заканчивая перчаткой на шнурках и карточкой с согнутым углом. Влюблен в Лидию Горюнову.
С гостеприимством приняв его, Илья Ильич и сам невольно оживляется. Ему на ум приходит интересное рассуждение, что иногда бывает «недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию».
Казалось бы, еще немного и Обломов будет готов сделать шаг в совершенно новую жизнь. Но он быстро приходит в себя, проникаясь сочувствием к Волкову: посещение десяти мест каждый день — признак несчастного человека, который распыляется среди пустых желаний и суеты. Такая жизнь никогда не сможет заменить ему радости от спокойного и размеренного существования.
Из разговора Волкова с Обломовым становится понятно, что они имеют много общих знакомых, с которыми раньше их обоих сводила судьба. О дружеской симпатии Волкова говорит легкость, с которой он доверяет свою влюбленность, а также и бескорыстные попытки вывести Илью Ильича в свет.
Другие люди
Алексеев. Описание персонажа, которое дает автор, говорит, что это робкий человек, не имеющий собственного мнения. Чтобы быть замеченным, он подстраивается под других и, поэтому непримечателен внешне и внутри. Главной целью посещения гостя является возможность поесть за счет хозяина. Но именно этому тихому гостю Обломов готов высказать свои проблемы.
Тарантьев. Давний приятель и земляк героя, имеющий грубый нрав и шумное поведение. Он постоянно ругается и всем недоволен. Но при этом сам старается обмануть окружающих.
Доктор. Последний в длинном списке посетителей, этот человек наносит краткий визит с определенной целью, чтобы проверить здоровье пациента. Как врач, этот человек очень обеспокоен образом жизни Обломова и старается убедить изменить поведение. Уверенный в себе доктор вызывает неподдельный интерес героя. Квартира кажется клеткой и герой подумывает сменить место жительства, чтобы изменить себя. Но это лишь минутное просветление, которое также быстро угасает.
Все эти люди пытаются вытянуть главного героя из болота бездействия. Но сам он этого не желает, говоря про себя, что тогда и жить некогда.
Визитер Судьбинский
Этот персонаж является вторым, кто пришел в гости к барину. Он успел пригласить известного домоседа проехаться в Екатерингоф. Характеристика гостя Обломова такова:
Отношение к Илье Ильичу давно успело перейти за рамки обычного приятеля по службе, найдя место настоящей дружбе. Это становится очевидным не только благодаря теплоте обращения, но и, прежде всего, из-за приглашения Обломова быть на свадьбе Судьбинского шафером.
«Увяз, любезный друг, по уши увяз» — такой цитатой обращается к своему приятелю главный герой произведения.
Обломов проникается глубоким сочувствием к судьбе своего старого друга, обреченного с двенадцати до пяти часов дня и с восьми до двенадцати вечера просиживать свою жизнь за постоянной работой. Судьбинский сможет многого достичь в своей жизни: нахватать чинов, обрести богатство и признание, но одновременно он упустит саму жизнь с ее чувствами, волей, будучи невнимательным ко всему действительно прекрасному, что может составить подлинное счастье человеческой души. Его сознание забито одной лишь рутиной, что хорошо понимает Обломов.
СПАДИЛО.РУ
Пенкин. Актер А. Аугшкап. Ф/сп. «Обломов». 1972
Господин Пенкин – один из второстепенных персонажей произведения «Обломов». Его значение как литературного образа состоит в том, что он противопоставляется главному герою романа. В отличие от Обломова, он молод, полон энергии и жизненных планов. На данный момент он является начинающим писателем, а также пишет суперпопулярные статьи для газет и журналов.
Описание героя
Внешность, тип личности
У героя ничем не примечательная внешность. Молодой человек темноволос, лицо покрыто щетиной, телосложение худощавое, одевается подчеркнуто небрежно. За модой не следит, напротив, старается вступать с ней в некое противоречие, что хорошо прослеживается по его гардеробу.
Пенкин время от времени навещает Обломова и входит в число его, так называемых гостей. В отличие от хозяина дома, он чрезмерно активен, его энергия ярко контрастирует с апатией и ленью главного героя. Благодаря наличию таланта и трудолюбия, Пенкину, несмотря на молодой возраст, удается добиться определенного успеха в литературных и журналистских кругах. Благодаря умению быстро ориентироваться в текущей ситуации, он выдает сенсационные статьи на горящие темы, а восторженная публика с нетерпением ожидает следующего выпуска. Он уже снискал себе репутацию самого модного литератора и не собирается останавливаться на достигнутом. Все это дает ему возможность неплохо зарабатывать. Его годовой доход составляет почти пять тысяч рублей. Такими деньгами могут похвастаться далеко не все начинающие писатели. Наличие большого заработка позволяет Пенкину вести роскошную жизнь с посещением самых дорогих ресторанов и другими атрибутами, доступными для состоятельных господ.
Немногие ровесники Пенкина могут похвастать такой кипучей жизненной энергией. Молодой человек никогда не сидит на месте, он спешит все успеть, поэтому всегда в гуще событий. В хорошем смысле слова он трудоголик, а работа для него – некий фетиш, которому он готов поклоняться. Темы, на которые пишет Пенкин, взяты из жизни и от этого необыкновенно востребованы. Людям интересно читать про судебные тяжбы, положение и равноправие женщин, новинки техники и т.д. Такой разброс тематик не позволяет ему глубоко вникать в суть рассматриваемой проблемы. Несмотря на то, что статьи сопровождаются его собственным взглядом на те или иные вещи, в них сквозит поверхностность суждений. Работа Пенкина поставлена на поток, а нехватка времени вынуждает работать по ночам, что также лишает его возможности глубинного анализа материала.
Отношение Обломова к Пенкину
Обломов неоднозначно относится к Пенкину. С одной стороны, он приветлив в обхождении с ним, а с другой – категорически не согласен с его рассуждениями о литературе. Он против того, чтобы писатель руководствовался только рассудком и холодными фактами. Для него литература – это нечто возвышенное, то, в чем ощущается эмоциональное присутствие души и сердца писателя. Не принимает он и образа жизни Пенкина. Он не может взять в толк, как можно жертвовать ночным отдыхом ради работы. Он даже жалеет приятеля, так как в душе считает его глубоко несчастным человеком.
К тому же, как считает Обломов, Пенкиным движет честолюбие. Даже гонорары отходят на второй план, потому что на первый выходит желание самоутверждения. Несмотря на любовь к профессии, Пенкин превратил свое творчество в идола, которому готов поклоняться днем и ночью. Это можно было бы понять, если бы им двигала определенная высокая идея или цель. Но у Пенкина нет такой цели, он живет в своем замкнутом мире и не в состоянии взглянуть на себя со стороны. Им руководит сиюминутное желание поскорее написать очередной материал и выдать его читателю. Его глаза остаются закрытыми для внешнего мира, а он находится в полном подчинении сиюминутности своего бытия.
Роль героя в произведении
Образ Пенкина воплощает в себе черты тех людей, которые встали на путь бесполезного растрачивания своих талантов, сил и энергии. Такое положение можно назвать самопожертвованием без цели, оно не нужно ни людям, ни самому герою, потому что изначально бессмысленно по своей сути. Пенкин – образец талантливого, но поверхностного человека, который добровольно тратит свое дарование на сиюминутные цели. Разумеется, его нельзя сравнивать с Обломовым, логичнее сравнить его с программируемой машиной, в которую он превратился, попав в сумасшедший жизненный ритм. Отсутствие высокой цели, которой бы объяснялось такое самопожертвование, убивает талант и низвергает все его старания.
Посетитель Пенкин
Не прошло и часа после предыдущего визитера, как перед хозяйской кроватью оказался худощавый господин, одетый с ярко подчеркнутой небрежностью. Персонаж являлся начинающим литератором, автором многочисленных статей и рассказа «Как городничий бьет мещан по зубам».
Он приверженец реалистического направления в литературе, поддерживает обличение общественных пороков в злых и насмешливых формах. Стоит за открытые нападки на «голую физиологию» проблем общества без дополнительного углубления в причину их появления. Хотя их мнения об общественных трудностях сильно расходятся, относится к Илье Ильичу дружелюбно и по-приятельски.
Безликий господин
Другим лицом, незаметно вошедшим в дом Обломова, оказался то ли Иван Иванович, либо Иван Васильевич, может быть, Андреев — сразу не угадать. Портрет Алексеева таков: лицо обезличенное, без какой-либо яркой, запоминающейся черты, которая могла бы отметиться в памяти. Эту сущность вряд ли кто-то заметит, если она окажется рядом.
Будучи мягкотелым, Алексеев может легко увязаться за случайным знакомым. Он не знает слово месть, обида или злость. Чтобы с ним не делали, он останется добр и ласков только потому, что иначе просто не умеет. История его тоже самая обыкновенная, что и рассказывать ее не стоит.
Обломову от его присутствия ни жарко, ни холодно. Алексеев не может что-то посоветовать, но он внимательно слушает, что позволяет хозяину немного облегчить свою душу, рассказав о своих неприятностях с квартирой, а также о письме старосты.
Михей Андреевич
Парад гостей продолжил Тарантьев. Смотрел он на всё с крайней угрюмостью и с нескрываемым презрением, готовый запросто сорваться и нагрубить каждому, кто к нему обратится. Это касалось и близких приятелей, которые, даже приняв его у себя дома и приятно угостив, обязательно будут вознаграждены своей порцией невежества и недовольства, словно они остались ему чем-то обязаны.
Вместе с тем, Михей Андреевич был бойкого и хитрого свойства ума. Когда у кого-то возникает житейский или юридический вопрос, он тотчас поэтапно объяснит, что и как нужно сделать. Приведя теорию, он сможет с легкостью опытного умельца доказать правильность своих слов. Однако стоит только завести речь о практическом применении навыков, как на него сразу ложится какая-нибудь болезнь, недомогание разной степени тяжести, а может он и вовсе лишится всего свободного времени по какой-то неведомой причине.
Внешность его была такова:
Михей взяточник с головы до ног. Хотя за все 25 лет службы он так и не получил новую должность, ему удавалось здорово зарабатывать на мзде со своих коллег по службе, приятелей, просителей и многих других, до которых только могли дотянуться его руки.
Все эти и многие другие способности в нем воспитал его отец, бывший при жизни подьячим. Когда начиналась новая пирушка с братьями по профессии, отец юного Михея Андреевича усаживал его подле себя. В том тонком кругу и развивался ум Тарантьева.
Из Михея Андреевича мог бы вырасти отличный делец и крючкотворец, если бы отец рано не скончался, так и не проводив свое дитя в мир хождения по чужим, не всегда праведным и честным делам. Но судьба распорядилась иначе. Оставшись без отца, Тарантьев нашел своего благодетеля, забросившего его на должность писца в Санкт-Петербурге, где он остается и поныне, ненавидя свою профессию с одной лишь надеждой перевестись на службу по винным откупам.
Отношение к хозяину
С хозяином квартиры так же груб, как и с остальными. Он берет у него вещи, деньги и даже не думает их возвращать. Принимает угощения, словно так и должно быть, без малейшего намека на благодарность. А когда Илья просит Михея о помощи в его трудном деле с письмом, тот решается открыто шантажировать Обломова, совершенно забыв об уважении к своему благодетелю.
В течение всего повествования Тарантьев пытается бесчестно обмануть приятеля, пользуясь его доверчивостью и добротой. В надежде поживиться за счет Обломова, он придумывает мошенническую схему. Она способна вытянуть из героя огромные деньги.
Обломов меняет свое мнение о Тарантьеве на протяжении всего романа. Изначально дружелюбно-снисходительный тон к концу резко сменяется на явную неприязнь. Но зачем барин все это терпит?
В основном Михей Андреевич выполнял роль кричащего, шумящего развлечения для героя, которому лень проявлять признаки жизни самому. Кроме того, он мог посоветовать что-нибудь полезное, лишая домоседа необходимости в очередной раз думать.
Значение образов
Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев и Тарантьев приходили к Обломову, так как они знали, что владелец дома радушно примет их, накормит, напоит, даст «курить хорошие сигары».
И. А. Гончаров, вводя образы гостей Обломова, подчеркивает неоднозначность образа главного героя. Описание жизни Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева и Тарантьева важно в раскрытии авторского замысла. Все посетители Ильи Ильича являются такими же обломовцами, как и сам главный герой. Они делают вид, что их жизнь имеет цену, однако гости Обломова на самом деле ничего не стоят. Это типичные представители светского общества, для которых стремление обрести высокое положение – самое важное в жизни. Обломов мог быть похожим на своих гостей, однако он отрекается от такой жизни, показывая, что она пуста и ничтожна. Так выражается авторская позиция: жизнь Обломова пуста, но и ничтожны жизни его посетителей. И. А. Гончаров показывает царствование обломовщины.