Почему автор говорит что биология и биография разнозначные слова
Презентация по родному языку на тему «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» (4 класс)
Выбранный для просмотра документ Логии Графии Метрии.docx
Науки — логии занимаются такими предметами, как человек, бог, время, природа, форма, душа. О человеке — антропо-логия (сравним: питек-антроп, обезьяно-человек; миз-антроп, человеконенавистник). О времени — хроно-логия (хроника — это летопись; хроно-метр — точные часы). О форме — мор-фо-логия (вы ее знаете как часть грамматики, но есть еще, например, слово мета-морф-оза, превращение, перемена формы). О душе — психо-логия.
В. А. Бахревский «Агей» (отрывок)
– А ты видишь этот график?
– Вижу. Одна фигура накладывается на другую. Получается прямоугольник.
– Верно. А главное – быстро и красиво! У математики своя красота. Жаль, что не всем дано это видеть. Спасибо, Богатов, садитесь.
Агей сел, а Вячеслав Николаевич стоял перед доской, как перед картиной.
– А какая отметка? – спросила Света Чудик.
– Отметка? – Вячеслав Николаевич не понял. – Ах, отметка. В отметке ли дело?
– В отметке! – Света встала, глаза у нее сверкали гневом. – Богатову трояк по истории влепили. Ни за что!
– Садись, Света! – улыбнулся Вячеслав Николаевич. – Я Богатову отметку не зажилю, будь спокойна. Только уже не в отметках дело. – Показал на доску. – Это очень серьезно. Чтобы так видеть математику, так ее чувствовать – мало знать. Это, братцы мои, талант!
Валентина Валентиновна положила на стол журнал, тетради, сумочку, прошла к окну и несколько минут стояла в задумчивости. Класс ждал.
– Вы знаете, – сказала она, все еще не поворачиваясь лицом, – я со вчерашнего дня думаю об одном из ваших сочинений. Не идет из головы. Она прошла к столу, взяла верхнюю тетрадь.
– Ошибочек многовато? – спросил Вова с первой парты.
– Ошибок в сочинении нет… Собственно, и сочинения нет, – она не улыбнулась, не рассердилась, – но есть мысль. Своя мысль. Достаточно обоснованная, дерзкая и честная. Мне показалось, правда, что автор этой мысли не очень-то любит литературу.
– Про тебя, Богатов! – объявил Курочка.
– Да, я говорю о сочинении Богатова. Вот что он написал: «Искусство слова есть высшее искусство человеческой деятельности…» И еще: «Я уверен: эпоха высшего развития слова у человечества осталась в далеком прошлом. Мы же верим только в технику»… Не знаю, так ли это. Но если это так, то грустно…
– А что вы ему поставили? – спросила Света Чудик.
– Ничего не поставила. Это все так неожиданно. Так взросло…Видимо, человек, живущий в природе, взрослеет много быстрее…
– Как двойки, так пожалуйста! – заупрямилась Света Чудик. – Вот и Вячеслав Николаевич нахвалил Богатова, а пятерочку-то не поставил. Позабыл.
Валентина Валентиновна села за стол, достала из сумочки красный карандаш.
– Пятерища! Во! – оповестил класс Вова, показывая над головой разведенными руками величину Агеевой отметки.
Технологическая карта урока «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
Родной язык (русский) 4 класс 1
Тема занятия: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Цель: формировать у обучающихся представление об устойчивых выражениях (фразеологизмах), их значении в речи; учить находить выражение в тексте и определять его лексическое значение.
Личностные: формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, использую дополнительные источники информации, свой жизненный опыт, выявление и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу, умения оценивать учебные действия в соответствии с ученой задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные: научатся: отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний, распознавать в тексте фразеологизмы, объяснять их лексическое значение, находить фразеологизмы во фразеологическом словаре, использовать в речи фразеологизмы.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова.
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
У. Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
У. Проверьте свои рабочие места. У вас на столе должны лежать: учебник, тетрадь, авторучка.
У. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. И в таком хорошем настроении начнём наш урок.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.
Актуализация знаний обучающихся.
1. Знакомство с учебником «Русский родной язык».
У. В новом учебном году мы с вами на уроке русского родного языка будет работать с новым учебником.
У. Обратите внимание на обложку учебника. Что на нем изображено?
У. А в честь кого этот памятник?
У. Верно, этот памятник поставлен в честь Петра Первого, а называется он «Медный всадник».
У. Что вы знаете о Петре Первом?
У. А как вы думаете, почему именно его автор учебника разместил на обложке?
У. Откройте учебник на с. 3, и обратите внимание на условные обозначения, вспомните, что обозначает каждый из них.
2. Определение темы урока.
У. Прочитайте название первого раздела учебника на с. 4.
У. Что в этом разделе мы будем изучать?
Привлекает внимание детей к записи на слайде.
У. Посмотрите, ребята, на слайде записана пословица, прочитайте ее.
У. Как вы понимаете ее смысл?
У. А что такое пословица?
У. Как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке мы будем с вами говорить?
У. Верно. Сегодня мы поговорим о пословицах и о фразеологизмах, постараемся еще больше узнать и понять русский язык.
3. Минута чистописания.
У. Запишите в тетрадь сегодняшнее число, классная работа. Спишите пословицу.
Д. Пётр I был царем в России,…
Находят нужную страницу. Рассматривают условные знаки, называют их.
Д. Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.
Д. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Д. Мы будем говорить о пословицах.
Записывают пословицу в тетрадь.
Познавательные: формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение работать с классом; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
БИОЛОГИЯ
Смотреть что такое «БИОЛОГИЯ» в других словарях:
БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия
Биология (CD) — Биология Альбом ВИА Гра Дата выпуска 12 ноября 2003 Жанр Поп Лейбл Sony BMG Music Entertainment Хронология ВИА Гра … Википедия
БИОЛОГИЯ — (греч., от bios жизнь, и logos слово). Наука о жизни и ее проявлениях у животных и растений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БИОЛОГИЯ греч., от bios, жизнь, и logos, слово. Учение о жизненной силе.… … Словарь иностранных слов русского языка
биология — БИОЛОГИЯ (от греч. bio жизнь и logos слово, учение) совокупность наук о жизни во всем разнообразии проявления ее форм, свойств, связей и отношений на Земле. Впервые термин был предложен одновременно и независимо друг от друга в 1802… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
биология — и, ж. biologie f. 1. Комплекс научных дисциплин о живой природе, о закономерностях органической жизни. БАС 2. Ему < Антуану Батисту Пьеру Антуану де Моне шевалье де Ламарк>.. принадлежала заслуга введения в научный обиход самого термина… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ, наука о жизни и живых организмах. К ней относятся ботаника, зоология, экология, физиология, цитология, генетика, таксономия, эмбриология и микробиология. Все эти отрасли науки посвящены изучению происхождения, истории, строения,… … Научно-технический энциклопедический словарь
БИОЛОГИЯ — БИОЛОГИЯ, биологии, мн. нет, жен. (от греч. bios жизнь и logos учение). Общее учение о жизни органического мира. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Презентация, доклад по родному языку на тему Не стыдно не знать, стыдно не учиться (4 класс)
Презентация на тему Презентация по родному языку на тему Не стыдно не знать, стыдно не учиться (4 класс), из раздела: Разное. Эта презентация содержит 24 слайда(ов). Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них. Все права принадлежат авторам презентаций.
Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF
Русский язык
Прошлое и настоящее.
§1. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
традиционные эпитеты
фразеологизмы
заимствованные слова
словари русского языка
Юнна Петровна Мориц
Признаётся в любви тем, «кто всегда растёт, с кем всё время что-то случается, кто способен задать три вагона вопросов и умчаться в мир волнующих приключений, опасностей и великих открытий»
1. Прочитайте текст. Какие необычные школьные принадлежности упоминает в своём стихотворении Ю. Мориц?
Расскажи, что ты о них знаешь?
В начале осенней поры Беру я цветные шары И в школу влетаю, Пишу и читаю, — Потише-ка, будьте добры!
Точить на уроках балясы, Проказничать, Строить гримасы, Валять дурака, Отвечать с потолка — Не вздумайте, будьте добры!
Заправьте чернилами ручки, Пожалуйста, будьте добры! Внимание! Входит учитель — Мечтатель, А также мыслитель. Всем — Ушки держать на макушке! Пожалуйста, будьте бодры!
Первое сентября
Проснитесь-ка, будьте добры! Вскочите, как ранние птички! Давайте пригладим вихры И в ленты нарядим косички.
С цветами толпа детворы По утренней мчится прохладе. Пожалуйста, будьте бодры, В портфель собирая тетради!
В начале осенней поры, Пожалуйста, будьте добры Не спать на ходу, как тетеря, А школьные вычистить перья!
Ведь мы набарахтались в речке, Нажарились в солнечной печке, — Пожалуйста, будьте бодры В начале осенней поры!
Выпиши из текста фразеологизмы.
О человеке, рано встающем.
Приводить себя в порядок.
Медленно, нерасторопно,
невнимательно.
Пустословить заниматься бесполезной болтовней.
Дурачиться, смешить других глупыми выходками.
Поступать легкомысленно, несерьёзно.
Прикидываться таким, который ничего не знает, не понимает.
Бездельничать.
Без достаточных оснований,
не подумав.
Отвечать с потолка
Быть начеку, быть внимательным и готовым к чему-либо непредвиденному или неожиданному.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены несколько значений слова УРОК.
К каждому толкованию значения слова подберите соответствующий пример.
Запишите в тетрадь 3 толкование с
подобранными к нему примерами.
Учебная работа, заданная учителем учащемуся для приготовления к следующему занятию.
2. Учебный час (или иной период времени), посвящённый отдельному предмету (в школе или домашнем обучении).
3. Нечто поучительное, то из чего можно сделать вывод для будущего.
А. Через несколько дней Коля задорно читал нам замечательное стихотворение, в котором он преподал урок доброты, милосердия читателям будущих времён. (В. Астафье «Затеси»)
В. Начался последний урок. (А. Алексин «Мой брат играет на кларнете»)
Г. Я учусь хорошо. Не только без страха ожидаю учителей, но даже чувствую некоторое удовольствие в классе. Мне весело – ясно и отчётливо сказать выученный урок. (Л. Толстой «Отрочество»)
Е. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
3. Прочитай фрагмент книги «Занимательная Греция».
Почему у текста такой заголовок?
Почему автор говорит, что биология и биография – «разнозначные» слова? Уточни в толковом словаре значение этих слов.
Биография ж. греч. жизнеописание, житьесказание, житие, жизнь.
Биология ж. учение о жизни, о жизненной силе, наука о живом; жизнесловие, которое может быть разделено на физиологию и психологию, на учение о жизни плоти (тела, вещества), и о жизни души, духовной.
Биологический, жизненный,
относящийся к биологии; биолог м. ученый исследователь этой науки. Биографии мн. в знач. книги, житейник.
Слово БИОГРАФИЯ и БИОЛОГИЯ в словаре Даля
Слово БИОГРАФИЯ и БИОЛОГИЯ в словаре Ожегова
Опираясь на значение греческих корней, определи, что раньше означали слова ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЛОГИЯ, ГЕОМЕТРИЯ. Уточни значение этих слов в толковом словаре. Изменилось ли значение этих слов в современном языке?
ГЕОЛОГИЯ
Комплекс наук о строении, составе и истории земной коры и Земли, о методах изыскания полезных ископаемых.
ГЕОМЕТРИЯ
Раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.
4. Прочитав текст М. Л. Гаспарова из упражнения 3, ученик «перевёл» некоторые слова с греческими корнями на русский язык. Восстановите слова, которые он переводил, запишите их в тетрадь.
5. Запиши слова в тетрадь. Добавь к каждому ряду 3 слова.
6. Прочитай отрывки из повести Владислава Анатольевича Бахревского «Агей»
Почему Вячеслав Николаевич говорит, что «не в отметках дело», а Валентина Валентиновна не сразу поставила отметку за работу Агею Богатову?
— Оценили ли они работу Агея?
Выпиши все слова называющие школьные отметки.
Почему ребята их так называют?
Есть ли у вас свои названия школьных отметок?
Запишите в тетрадь от каких глаголов образовались имена существительные.
Разбери имена существительные по составу слова, объясни их значение.
6. Выполни одно из двух проектных заданий
1) Представь, что ты будешь читать первоклассникам рассказы и стихотворения про школьников, которые учились в середине прошлого века. Многие «школьные» слова ребятам будут непонятны, например: ранец, парта, чернильница-непроливайка, клякса, промокашка, ручка, перо, пенал, готовальня…. Составь для первоклассников словарь в картинках. Подбери подписи к фотографиям, которые даны ниже. Спроси у своих родителей, бабушек, дедушек, какие школьные принадлежности были у них. Если какие-то предметы сохранились дома, сфотографируй их и сделай подписи к фотографиям.
2) Поработай со словарями. Подготовь сообщение об истории слов ШКОЛА, ГИМНАЗИЯ, ЛИЦЕЙ.
Презентация, доклад по родному языку на тему Не стыдно не знать, стыдно не учиться (4 класс)
Презентация на тему Презентация по родному языку на тему Не стыдно не знать, стыдно не учиться (4 класс), из раздела: Разное. Эта презентация содержит 24 слайда(ов). Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них. Все права принадлежат авторам презентаций.
Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF
Русский язык
Прошлое и настоящее.
§1. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
традиционные эпитеты
фразеологизмы
заимствованные слова
словари русского языка
Юнна Петровна Мориц
Признаётся в любви тем, «кто всегда растёт, с кем всё время что-то случается, кто способен задать три вагона вопросов и умчаться в мир волнующих приключений, опасностей и великих открытий»
1. Прочитайте текст. Какие необычные школьные принадлежности упоминает в своём стихотворении Ю. Мориц?
Расскажи, что ты о них знаешь?
В начале осенней поры Беру я цветные шары И в школу влетаю, Пишу и читаю, — Потише-ка, будьте добры!
Точить на уроках балясы, Проказничать, Строить гримасы, Валять дурака, Отвечать с потолка — Не вздумайте, будьте добры!
Заправьте чернилами ручки, Пожалуйста, будьте добры! Внимание! Входит учитель — Мечтатель, А также мыслитель. Всем — Ушки держать на макушке! Пожалуйста, будьте бодры!
Первое сентября
Проснитесь-ка, будьте добры! Вскочите, как ранние птички! Давайте пригладим вихры И в ленты нарядим косички.
С цветами толпа детворы По утренней мчится прохладе. Пожалуйста, будьте бодры, В портфель собирая тетради!
В начале осенней поры, Пожалуйста, будьте добры Не спать на ходу, как тетеря, А школьные вычистить перья!
Ведь мы набарахтались в речке, Нажарились в солнечной печке, — Пожалуйста, будьте бодры В начале осенней поры!
Выпиши из текста фразеологизмы.
О человеке, рано встающем.
Приводить себя в порядок.
Медленно, нерасторопно,
невнимательно.
Пустословить заниматься бесполезной болтовней.
Дурачиться, смешить других глупыми выходками.
Поступать легкомысленно, несерьёзно.
Прикидываться таким, который ничего не знает, не понимает.
Бездельничать.
Без достаточных оснований,
не подумав.
Отвечать с потолка
Быть начеку, быть внимательным и готовым к чему-либо непредвиденному или неожиданному.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приведены несколько значений слова УРОК.
К каждому толкованию значения слова подберите соответствующий пример.
Запишите в тетрадь 3 толкование с
подобранными к нему примерами.
Учебная работа, заданная учителем учащемуся для приготовления к следующему занятию.
2. Учебный час (или иной период времени), посвящённый отдельному предмету (в школе или домашнем обучении).
3. Нечто поучительное, то из чего можно сделать вывод для будущего.
А. Через несколько дней Коля задорно читал нам замечательное стихотворение, в котором он преподал урок доброты, милосердия читателям будущих времён. (В. Астафье «Затеси»)
В. Начался последний урок. (А. Алексин «Мой брат играет на кларнете»)
Г. Я учусь хорошо. Не только без страха ожидаю учителей, но даже чувствую некоторое удовольствие в классе. Мне весело – ясно и отчётливо сказать выученный урок. (Л. Толстой «Отрочество»)
Е. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
3. Прочитай фрагмент книги «Занимательная Греция».
Почему у текста такой заголовок?
Почему автор говорит, что биология и биография – «разнозначные» слова? Уточни в толковом словаре значение этих слов.
Биография ж. греч. жизнеописание, житьесказание, житие, жизнь.
Биология ж. учение о жизни, о жизненной силе, наука о живом; жизнесловие, которое может быть разделено на физиологию и психологию, на учение о жизни плоти (тела, вещества), и о жизни души, духовной.
Биологический, жизненный,
относящийся к биологии; биолог м. ученый исследователь этой науки. Биографии мн. в знач. книги, житейник.
Слово БИОГРАФИЯ и БИОЛОГИЯ в словаре Даля
Слово БИОГРАФИЯ и БИОЛОГИЯ в словаре Ожегова
Опираясь на значение греческих корней, определи, что раньше означали слова ГЕОГРАФИЯ, ГЕОЛОГИЯ, ГЕОМЕТРИЯ. Уточни значение этих слов в толковом словаре. Изменилось ли значение этих слов в современном языке?
ГЕОЛОГИЯ
Комплекс наук о строении, составе и истории земной коры и Земли, о методах изыскания полезных ископаемых.
ГЕОМЕТРИЯ
Раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы.
4. Прочитав текст М. Л. Гаспарова из упражнения 3, ученик «перевёл» некоторые слова с греческими корнями на русский язык. Восстановите слова, которые он переводил, запишите их в тетрадь.
5. Запиши слова в тетрадь. Добавь к каждому ряду 3 слова.
6. Прочитай отрывки из повести Владислава Анатольевича Бахревского «Агей»
Почему Вячеслав Николаевич говорит, что «не в отметках дело», а Валентина Валентиновна не сразу поставила отметку за работу Агею Богатову?
— Оценили ли они работу Агея?
Выпиши все слова называющие школьные отметки.
Почему ребята их так называют?
Есть ли у вас свои названия школьных отметок?
Запишите в тетрадь от каких глаголов образовались имена существительные.
Разбери имена существительные по составу слова, объясни их значение.
6. Выполни одно из двух проектных заданий
1) Представь, что ты будешь читать первоклассникам рассказы и стихотворения про школьников, которые учились в середине прошлого века. Многие «школьные» слова ребятам будут непонятны, например: ранец, парта, чернильница-непроливайка, клякса, промокашка, ручка, перо, пенал, готовальня…. Составь для первоклассников словарь в картинках. Подбери подписи к фотографиям, которые даны ниже. Спроси у своих родителей, бабушек, дедушек, какие школьные принадлежности были у них. Если какие-то предметы сохранились дома, сфотографируй их и сделай подписи к фотографиям.
2) Поработай со словарями. Подготовь сообщение об истории слов ШКОЛА, ГИМНАЗИЯ, ЛИЦЕЙ.