Почему австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами чем страны
Почему австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами чем страны
Подробное решение параграф § 13 по географии для учащихся 10 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский Углубленный уровень 2016
Что такое природные ресурсы?
Природными ресурсами называют все природные богатства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности.
Какие существуют виды природных ресурсов?
Природные ресурсы бывают исчерпаемыми и неисчерпаемыми.
Какие ресурсы называются исчерпаемыми?
Исчерпаемые природные ресурсы являются компонентами природы нашей планеты. Земля имеет определённые конечные размеры, а значит, запасы вещества, из которого она состоит, конечны. Отсюда и название этой группы природных ресурсов.
Какие ресурсы называются возобновимыми?
Ресурсы которые могут восстанавливаться за непродолжительный период.
Почва — это особое природное образование, формирующееся при сложном взаимодействии трёх земных оболочек — литосферы, атмосферы и биосферы.
Почва — верхний рыхлый слой земной коры на суше, обладающий плодородием
Какие существуют типы почв?
Типы почв: тундрово-глеевые, мерзлотно-таежные, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, бурые полупустынные, серо-бурые пустынные.
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ
Влияет ли обеспеченность земельными ресурсами на уровень социально-экономического развития стран?
Обеспеченность земельными ресурсами влияет на уровень социально-экономического развития стран, т.к. от них зависит весь агропромышленный комплекс страны, ее легкая и перерабатывающая промышленность.
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
Что называется земельными ресурсами?
Земельные ресурсы — это площадь земной поверхности, пригодная для проживания людей и всех видов хозяйственной деятельности. К земельным ресурсам относится только площадь обитаемой суши, без площади Антарктиды, Гренландии и других арктических островов.
Какова структура земельного фонда планеты?
Земельный фонд имеет следующую структуру:
Обрабатываемые земли ( пашня, сады, плантации) — 11%
Луга и пастбища — 26%
Леса и кустарники — 32%
Земли занятые населенными пунктами — 3%
Малопродуктивные и непродуктивные земли — 28%
Какова площадь земельных ресурсов планеты?
Земельные ресурсы, или, как ещё говорят, земельный фонд, составляют 131 млн. км2.
В малоземельных приморских странах возможно создание новой «искусственной» суши. Мощные дамбы отсекают прибрежные мелководья от моря, затем территория осушается, заселяется и осваивается. Этот способ увеличения своих земельных ресурсов с созданием участков «новой» суши называется польдером.
Какую долю земельного фонда составляют обрабатываемые земли?
Обрабатываемые земли составляют 11% земельного фонда
Что такое сельскохозяйственные угодья?
Земли из земельного фонда, используемые в сельском хозяйстве называются сельскохозяйственными угодьями.
Что такое почвенные ресурсы?
На обрабатываемых землях человек эксплуатирует ценнейшее свойство земли — плодородие. Эти земли даже выделяют в отдельный вид ресурсов — почвенные ресурсы.
Каковы причины опустынивания?
В результате необдуманных действий человека (перевыпас скота, высадка культур не требующих высоких агротехнологий и пр.), воздействия ветровой и водной эрозий, приводит к нарушению плодородного слоя почвы, беднеет растительный покров, не образуется удерживающая почву «дерновина», в результате почва беднеет, «выдувается», «смывается», и в конечном итоге опустынивается.
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Почему в Австралии высока обеспеченность земельными ресурсами на душу населения?
Численность населения Австралии составляет немногим меньше 25 млн. человек при достаточно большой территории материка-страны.
Как может меняться обеспеченность земельными ресурсами страны со временем?
Если бездумно и нерационально относиться к земельным ресурсам, то можно в короткий срок привести «хорошие» земли в негодность — засолить, выветрить, заболотить, заовражить, опустынить. Почвенные ресурсы поддаются рекультивации, но это процесс занимает немало времени и финансовых затрат.
Как пример: образование «черных пустынь» в Калмыкии вследствии перевыпаса скота на богатых пастбищах. Перевыпас привел к обеднению растительного покрова, вытаптыванию его скотом, в результате почва оголилась, растительности практически не осталось, корневая дерновина перестала удерживать почву, ветровой эрозией обедненный почвенный слой стало выдувать, начались пыльные бури, в результате всего за несколько лет, богатые пастбища превратились в полупустыню. В настоящее время проводят мелиорацию утраченных земель, и луговой ресурс постепенно восстанавливается.
Какие ресурсы называют почвенными?
На обрабатываемых землях человек эксплуатирует ценнейшее свойство земли — плодородие. Эти земли даже выделяют в отдельный вид ресурсов — почвенные ресурсы
Чем отличается процесс использования сельскохозяйственных угодий в развитых и развивающихся странах?
Использование сельскохозяйственных угодий в развитых странах идет по интенсивному пути (за землями заботливо ухаживают, мелиорируют, удобряют, применяют агросохраняющие технологии обработки почвы), а в развивающихся по экстенсивному пути (агротехнологии не применяют, севооборот не соблюдают, выращивают одни и те же растения, землю «не жалеют», много бросовых участков.)
Какие можно выделить виды землепользования по степени его воздействия на почвенные ресурсы?
Распашка земель, использование под пастбища, разбивка садов, виноградников. Самое негативное влияние оказывает неконтролируемая распашка земель и пастбищность.
Почему процесс опустынивания особенно активно идёт в развивающихся странах?
В условиях примитивного сельского хозяйства на полях высаживаются только те культуры, которые не нуждаются в особом уходе. Но таких куль тур мало. В результате из года в год на полях произрастают одни и те же растения. Это приводит к быстрому истощению почвы и снижению объёмов собираемых урожаев. Приходится переходить на новое поле, тем более что свободных земель вокруг много. Выжигается кусок леса или саванны, и новое поле готово. А что происходит со старым заброшенным полем? Если климат территории сухой, то незащищённую корнями растений почву сдувает ветер. Если же климат влажный, плодородный слой будет смыт дождями. Вместо почвы остаётся лишь песок, глина или камень. В результате на месте бывшего поля очень скоро образуется бесплодная пустыня.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Трансформируйте информацию, представленную на круговой диаграмме, в табличную форму, столбчатую диаграмму.
Подготовьте проект мероприятий, направленных на сохранение земельных ресурсов.
Для сохранения земельных ресурсов необходимо:
1. Соблюдать агротехнику (смену) культур
2. Иметь паровые земли
3. Проводить снегозадержания.
4. Высаживать лесополосы, кулисы
5. Применять террассирование
6. Проводить мелиоративные работы ( подкисление, известкование и пр.)
7. Применять удобрения
8. Использовать малотравматичные для почвенного покрова машины и агрегаты
Практическая работа №1 «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
Практическая работа № 1
Тема: «Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.
Оборудование: учебник, атлас, калькулятор
1. Рассчитать обеспеченность нефтью следующих стран:
2. Рассчитать обеспеченность лесными ресурсами населения следующих стран:
Лесопокрытая площадь, млн га
Численность населения, млн человек
Обеспеченность на душу населения
3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO ). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.
Азия и Тихоокеанский регион
Латинская Америка и Карибский регион
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Урок «Почвы» (6 класс)
Презентация по географии на тему»Игра Великие географические открытия» (5 класс)
Разработка урока географии 5 класс : «Географические карты»
Разработка урока географии 5 класс : «Движение Земли»
Урок по географии для 5 класса «Как человек Землю открывал»
Рабочая программа по географии 5-8 классы (ФГОС)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5417500 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по теме «Природные ресурсы» география 10 класс
1. Укажите неисчерпаемый вид ресурсов.
2. Укажите залив, имеющий крупные запасы нефти.
3. Какая страна наиболее обеспечена земельными ресурсами?
4. Какая страна наиболее обеспечена лесными ресурсами?
5. Укажите верное утверждение.
1) В течение 20 века распаханность земель увеличилась вдвое.
2) Сильное опустынивание распространилось в Европе.
3) Обеспеченность земельными ресурсами увеличивается.
4) Ресурсы пресной воды составляют 10% объема гидросферы.
6. Какая страна не имеет ресурсов приливной энергии?
7. Какой вид природных ресурсов относятся к неисчерпаемым?
3) солнечная энергия;
8. Наименьшую обеспеченность водными ресурсами среди перечисленных стран имеет :
1) Саудовская Аравия
9.Обрабатываемые земли в структуре мирового земельного фонда составляю т:
10.Основная часть водных ресурсов, доступных для использования человеком, сосредоточена:
11.Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность лесными ресурсами имеет:
1) Саудовская Аравия;
Страна природный ресурс
2) Саудовская Аравия 2) газ
14.Установите соответствие между возникшей проблемой и страной:
1) Бразилия 1) опустынивание
2) Африка 2) вырубка лесов
3) Туркмения 3) дефицит воды
1. Определите страну по её краткому описанию :
Эта страна находится в северной Европе, на скандинавском полуострове. Страна занимает одно из ведущих мест по ресурсообеспеченности водными ресурсами, поставляет пресную воду в Нидерла нды.
2. Почему показатель обеспеченности пахотными землями в Канаде превышает среднемировое значение в несколько раз, а в Китае он в 2,5 раза ниже?
1. Укажите исчерпаемый возобновимый вид ресурсов.
4) энергия приливов
2. Укажите страну, которая обладает запасами геотермальной энергии
3. Укажите страну, наименее обеспеченную водными ресурсами
4. Укажите страну северного лесного пояса.
5. Укажите неверное утверждение.
1) Больше воды использует городской житель в развитых странах
3) За последние 200 лет лесистость земной суши увеличилась
4) Леса мира образуют два лесных пояса – северный и южный
6. Укажите страну, обладающую наибольшими запасами нефти
2) Саудовская Аравия
7. Какой вид природных ресурсов относится к исчерпаемым возобновляемым?
4) энергия морских течений.
8. Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения имеет:
9. Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность пашней на душу населения имеет:
10. Из предложенного списка выберите страну, в которой 100% используемой воды – опресненная морская вода:
11. Среди перечисленных стран наименьшую обеспеченность лесными ресурсами имеет:
1 ) Саудовская Аравия;
12. Наибольшие запасы нефти сосредоточены в районе … залива.
13. Установите соответствие между размерами и структурой мирового земельного фонда:
1) обрабатываемые 1) 3%
2) населенные пункты 2) 11%
3) малопродуктивные 3) 28%
14 .Установите соответствие между страной лидером и природными ресурсами по ресурсообеспеченности:
Страна природные ресурсы
1) Суринам 1) земельными
1. Определите страну по её краткому описанию:
Эта страна находится близ экватора на материке Южная Америка. Она занимает первое место в мире по обеспеченности лесными ресурсами. В стране достаточно теплый и влажный климат.
2. Значительная часть Австралии лежит в зоне пустынь и полупустынь, реки немноговодны и большинство пересыхают в засушливый период года, но страна отличается высоким показателем обеспеченности ресурсами речного стока. Как вы думаете, почему?
2 1) В Китае численность населения очень велика (1 млрд 300 млн. ч.), а в Канаде 31 млн. ч. хотя в Китае площадь распаханных земель больше, чем в Канаде.
2 Показатель рассчитывается на душу населения, а численность населения, в Австралии невелика (19 млн. чел)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-953840
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Технологическая карта практической работы по оценке обеспеченностью природными ресурсами отдельных стран мира
Разработка соответствует ФГОС. Задания практической работы мобильны, поэтому можно использовать групповую работу. Часть практической работы можно использовать как домашнее задание.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта практической работы по оценке обеспеченностью природными ресурсами отдельных стран мира»
Тема: Оценка мировых природных ресурсов.
Цель: Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Образовательные: Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.
Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.
— определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
География
§ 15. Лесные ресурсы
Вспомните: 1. Какова обеспеченность лесными ресурсами территории Poccии? 2. На всей ли территории нашей страны обеспеченность лесом одинакова?
Существует три показателя, характеризующих обеспеченность стран и территорий лесными ресурсами. Во-первых, это площадь лесов. Она максимальна в Латинской и особенно в Южной Америке. Ня долю этого региона приходится почти четвертая часть всей площади лесов нашей планеты. Вторым показателем является лесистость, то есть процент площади, занятой лесом. Латинская Америка лидирует и по этому показателю. Что касается третьей характеристики, то она имеет отношение к традиционному для возобновимых ресурсов способу расчета на душу населения. Наиболее высокую степень обеспеченности лесом на душу населения имеет Австралия, которая по всем остальным показателям в число лидеров отнюдь не входит. Причина, конечно, ясна — Австралия отличается очень небольшой численностью населения.
Леса распределяются по земному шару крайне неравномерно.
Это связано с тем, что развитие древесных пород требует вполне определенного сочетания тепла и влаги, которое закономерно меняется на поверхности суши. Это и обуславливает чередование лесных и безлесных природных зон. Выведен даже так называемый периодический закон географической зональности, согласно которому почти все леса планеты сосредоточены в двух лесных поясах: северном и экваториальном (рис. 47).
Рис. 47. Лесные пояса планеты
Северный лесной пояс возник в условиях умеренного климата. С севера он ограничен тундрой, в которой для произрастания леса недостаточно тепла, а с юга степями, где явно не хватает влаги. Главное богатство северного пояса — хвойные леса (тайга) (рис. 48). На их долю приходится больше половины всей площади пояса.
Рис. 48. Тайга
Хвойные породы деревьев считаются наиболее технологичными, то есть удобными для использования в лесной промышленности. Технологичность определяется малым объемом древесины, содержащейся в ветвях, и высокой плотностью этой древесины. На долю ствола приходится около 90% всего объема древесины, а именно стволы превращаются в процессе обработки в бревна, которые удобно хранить, транспортировать и перерабатывать. Что касается плотности, то, например, плотность древесины лиственницы выше плотности воды (лиственница тонет в воде). Это означает, что в единице объема содержится большое количество древесной клетчатки. Эти свойства хвойных деревьев определили характер их использования. Главная продукция северного лесного пояса — строительные материалы и бумага. Самыми крупными массивами таежных лесов обладают Россия, Канада, США, Швеция и Финляндия.
Экваториальный, или южный, лесной пояс приурочен к районам с экваториальным и субэкваториальным климатом. С севера и юга он ограничен саваннами, то есть тропическими степями, испытывающими острый дефицит влаги. Экваториальные леса — широколиственные (рис. 49). Они играют огромную роль в формировании газового состава атмосферы, производя большой объем кислорода. Ценные породы дерева — так на мировом рынке называют древесину тропических лесов. Это деревья, дающие древесину с замечательными свойствами: красивую, прочную, легкую. Основным ее применением должно быть производство строительных и облицовочных материалов.
Рис. 49. Тропический лес
Однако, к сожалению, примерно половина добываемой в тропических странах древесины просто идет на дрова. В тропиках древесным углем традиционно отапливают жилища и готовят на нем пищу.
Самые крупные лесные массивы влажных тропических лесов расположены в Бразилии, Колумбии, Конго, Мозамбике, Малайзии и Индонезии.
Условия для произрастания древесных пород существуют и в южных умеренных широтах, но третьего лесного пояса нет, так как в умеренном поясе Южного полушария просто почти нет суши.
2. Проблемы сокращения площади лесов. Леса нельзя рассматривать только как технологическое сырье. Лес — это одно из главных украшений нашей планеты и ее легкие. Однако площади лесов в мире неуклонно сокращаются. В северном поясе рациональное использование лесных ресурсов, восстановление лесов в целом улучшили положение.
Ситуация в южном лесном поясе более тревожная. Здесь площадь лесов стремительно сокращается.
Природа экваториальных стран, при всем ее буйстве и богатстве, очень ранима. За 40 последних лет XX века площадь тропических лесов сократилась в два раза. Причем наименьшим злом является промышленная заготовка древесины, так как в ряде стран наряду с вырубкой лесов ведутся и масштабные лесопосадки. Гораздо большую угрозу представляет расчистка площадей для городского и дорожного строительства (рис. 50), поскольку население стран этого пояса растет исключительно быстрыми темпами. С началом демографического взрыва в этих странах многократно возросла потребность в продуктах питания, а следовательно, и в посевных площадях.
Рис. 50. Расчистка лесного массива под дорожное строительство привела к разрушению склонов
Процесс опустынивания проявляется не только в потере плодородных земель, но и в сокращении площади лесов. Считается, что именно подсечно-огневое земледелие послужило причиной сведения 75% лесов Африки и 50% лесов Азии. Ежегодно с поверхности нашей планеты исчезает, причем большей частью безвозвратно, 62 тыс. км 2 лесов.
Проблема сокращения площади лесов очень сложна. Промышленная рубка — не самая главная беда для леса. Если в стране законодательно установить обязательность проведения лесопосадок на месте промышленной вырубки, потеря лесов по вине лесной промышленности может сократиться. Сведение же лесов для нужд строительства и сельского хозяйства — это более сложный случай. Ведь население миря растет. И это вполне объективная реальность. А значит, нужны новые территории под населенные пункты, дороги и поля.
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ
На основании анализа карты лесов мира (рис. 47) выделите страны, и наибольшей степени обеспеченные лесными ресурсами.