пьер в войне и мире актер
5 актёров в роли Пьера Безухова в фильмах и сериалах по роману «Война и мир»
Фильм или сериал по роману Л.Н. Толстого – это не тот случай, когда зрители будут повторять, что книга лучше, а снимать кино не стоило. Экранизаций «Войны и мира» немало, но среди десятков переносов эпического романа на плёнку выделяется несколько самых интересных и известных. Каждая версия находит своих сторонников и противников, в том числе и благодаря исполнителям центральных ролей.
Персонаж Безухова Толстым описывается весьма однозначно, поэтому его легко представить себе даже без иллюстраций. Пьер Кириллович Безухов – это «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке…». Автор представляет его человеком добродушным и простым, подчёркивая его порой наивное и глуповатое выражение лица, слово у ребёнка.
Пьер Безухов в иллюстрациях В. Серова и Д. Шмаринова
Представляем 5 самых известных актёров в роли Пьера Безухова.
1. Генри Фонда
«Война и мир» (1956), реж. Кинг Видор (США, Италия)
Фильм Кинга Видора с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой стал, пожалуй, самой известной в мире экранизацией романа благодаря голливудскому производству, опередившему советское почти на 10 лет.
Пьером Безуховым стал голливудский красавец Генри Фонда. Несмотря на выдающиеся заслуги в кино и массу премий, завоёванных актёром, его кандидатура на эту роль вызывает большие вопросы и даже недоумение.
Создатели почему-то решили опустить толстовскую характеристику героя как неуклюжего и некрасивого толстяка и пригласили актёра, который мог бы с таким же успехом подменить Мела Феррера в роли Андрея Болконского.
Любопытный факт: от роли Пьера Безухова в этом фильме отказался сам Марлон Брандо, потому что не хотел работать вместе с Одри Хепберн!
Генри Фонда в роли Пьера Безухова
2. Сергей Бондарчук (1965)
«Война и мир» (1965), реж. Сергей Бондарчук (СССР)
Самый известный нам и самый колоритный Пьер, на роль которого Бондарчук-режиссёр взял Бондарчука-актёра. Правда, не сразу. На эту роль рассматривался даже советский тяжелоатлет Юрий Власов, который впечатлил своими достижениями молодого и амбициозного австрийца Арнольда Шварценеггера.
Но в конце концов от этой идеи отказались, а Сергею Бондарчуку, чтобы в полной мере соответствовать персонажу, пришлось поправиться на 10 кг. С возрастом поделать было ничего нельзя, поэтому в роли 20-летнего Пьера в начале романа мы видим Бондарчука, которому уже перевалило за 40. Впрочем, Генри Фонде в этой же роли было 46, так что, как и всегда в кино, нужен лишь грим со стороны создателей и игра воображения со стороны зрителя. «Оскар» это фильму взять не помешало.
Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова
3. Энтони Хопкинс (1972)
«Война и мир» (мини-сериал, 1972-1973), реж. Джон Дэйвис (Великобритания)
Если Марлон Брандо отказался примерять на себя роль Пьера Безухова, то другая легенда Голливуда, с радостью согласилась. Правда, проект был не голливудский, а британский, и телевизионный, а не широкоэкранный.
Энтони Хопкинс стал для продюсеров сериала единственной звездой, на которую нужно было делать ставки при продвижении проекта. Ввиду скромной известности Мораг Худ в роли Наташи Ростовой и Алана Доби в роли Болконского, именно изображение Хопкинса в роли Пьера Безухова с кустистыми бакендардами красуется на первом плане афиши сериала.
Энтони Хопкинс в роли Пьера Безухова
4. Александр Байер (2007)
«Война и мир» (2007), реж. Роберт Дорнхельм (Италия, Франция, Германия, Россия, Польша)
В мини-сериале Роберта Дорнхельма собран богатый интернациональный состав. Наташа Ростова – хрупкая француженка и внезапная блондинка Клеманс Поэзи, Андрей Болконский – итальянский красавец Алессио Бони, а нелепый Пьер – выразительный немец Александр Байер.
И снова создатели, как и в фильме 1956 года, решились на творческую вольность и слишком далеко отошли от толстовского портрета персонажа. Пьер здесь не вполне нелеп и непривлекателен, потому что за каноническими безуховскими очками явственно просматривается статный молодой красавец.
Александр Байер в роли Пьера Безухова
5. Пол Дано (2016)
«Война и мир» (2016), реж. Том Харпер (Великобритания)
Самая свежая версия «Войны и мира» – нашумевшая британская экранизация от BBC. Здесь Наташа и Андрей – молодые и симпатичные британцы Лили Джеймс и Джеймс Нортон, а Безухов – талантливый американец Пол Дано. И если Лили Джеймс в роли Наташи называли мискастом (несоответствием актрисы исполняемой роли), то Пол Дано в полной мере удовлетворил эстетические и художественные ожидания многих поклонников романа.
Это действительно на редкость удачное попадание, за которое следует поблагодарить профи по кастингу. Пьер Безухов в исполнении Пола Дано будто сошёл со страниц романа, безупречно соответствуя ему и по физическим данным, и по органике.
Пол Дано в роли Пьера Безухова
Какие знаменитости пробовались на роли в легендарной киноэпопее «Война и мир», но в фильм не попали
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Заказ» на создание киноверсии самого знаменитого романа Толстого был «спущен» с самого верха. В 1956 году вышла американская картина «Война и мир» с Одри Хепбёрн в роли Наташи Ростовой. В Министерстве культуры СССР разразился скандал. Екатерина Алексеевна Фурцева, только что вступившая в должность министра культуры, выразилась по этому поводу вполне определенно:
«Мало того, что вы уступили право первой экранизации романа «Война и мир» американцам, вы еще и просите меня разрешить покупку этого фильма для советских граждан! Вы что, хотите чтобы наши люди изучали творчество русских классиков по американским лекалам?»
Решено было срочно начать работу над нашей версией великого произведения. Кстати, в России экранизировали этот роман, но еще в далеком 1915 году. Теперь же предстояло создать кинокартину, способную затмить все, что когда-либо было сделано, чтобы еще много десятилетий потом никто даже не брался повторять этот подвиг.
Выбор режиссера сразу привел к конфликту: снимать фильм хотел сам Иван Пырьев, глава оргкомитета Союза кинематографистов СССР и бывший директор «Мосфильма». Однако кинокартину поручили Сергею Бондарчуку. Точно неясно, почему маститый кинодеятель сам отказался в пользу более молодого коллеги, однако известно, что после этого случая режиссеры до конца жизни не общались и даже не здоровались при встрече.
С выбором актеров тоже возникали разногласия. В фильме более трехсот персонажей (не считая статистов), поэтому работа по подбору состава группы была проделана колоссальная. Съемки фильма начались 7 сентября 1962 года со сцены расстрела французами поджигателей города, но к этому времени актеры на некоторые главные роли еще не были определены.
На Андрея Болконского пробовались Эдуард Марцевич, Олег Стриженов и Вячеслав Тихонов, но Бондарчук выбрал Смоктуновского. Если бы все получилось так, как хотел режиссер, в великом фильме мы сегодня наслаждались бы игрой именно этого актера, но Иннокентий Михайлович был вынужден выбирать между Болконским и Гамлетом, и в результате он сыграл принца датского на «Ленфильме». Кандидатуру Вячеслава Тихонова поддерживала сама Фурцева, но актеру долго пришлось доказывать, что он сможет вписаться в этот образ, хотя сегодня нам кажется, что по-другому и быть не может.
Готовясь к съемкам, Сергей Бондарчук даже не помышлял о том, чтобы выступать в фильме еще и в качестве актера. Предполагалось, что на это у него просто не хватит времени и сил, однако, когда выяснилось, что больше ну никого подходящего просто нет, режиссеру пришлось браться и за эту работу. Конечно, актеров, которые в принципе могли бы перевоплотиться в Пьера Безухова, было множество, но выбрать из них «того самого» никак не удавалось.
Рассматривались даже очень оригинальные варианты. Так, Бондарчук уже почти уговорил сняться в этой роли знаменитого спортсмена. Тяжелоатлет Юрий Власов действительно подходил по внешности, но браться за подобную ношу он не решился. Существует байка, что, отказывая режиссеру, Власов сказал: «Просить меня сыграть такую роль – это все равно, что заставить вас поднять штангу с рекордным весом».
После того, как Министерство культуры со скандалом отвергло несколько иностранных кандидатов, Сергею Бондарчуку ничего не оставалось, как утвердить на роль Пьера Безухого самого себя. Зато одновременно решился вопрос с Элен Безуховой. Правда, на эту роль уже планировалась замечательная прибалтийская актриса Вия Артмане, но режиссер решил, что в этой роли обязательно должна выступить его настоящая жена Ирина Скобцева.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Российский актёр, исполнивший роль Пьера Безухова в фильме «Война и мир» (9 букв)
Другие варианты определений к слову :
3. Российский кинорежиссёр, озвучивший заглавного героя мультфильма «Босс-молокосос».
8. Российский актёр, исполнивший роль полковника Семирадова в фильме «Спутник».
9. Российская актриса, исполнившая роль Екатерины Карамзиной в фильме «Пушкин. Последняя дуэль».
10. Советская и российская актриса, исполнившая роль Марии Волконской в фильме «Звезда пленительного счастья».
13. Российский актёр, исполнивший роль Влада в фильме «Про любoff».
16. Российский актёр, исполнивший роль Руслана в фильме «Свадьба по обмену».
17. Российская актриса, исполнившая роль Хари в фильме Андрея Тарковского «Солярис».
18. Российский актёр, исполнившая роль Савика Галкина в фильме «От 180 и выше».
19. Российский актёр, исполнивший роль Белявского в фильме «ПираМММида».
20. Российский актёр, исполнивший роль Бурчинского в фильме «Статский советник».
21. Российская актриса, исполнившая роль императрицы Александры Фёдоровны в телесериале «Бедная Настя».
22. Российский актёр, исполнивший роль Курчатова в фильме «Выбор цели».
23. Российский актёр, исполнивший роль Астрова в фильме «Дядя Ваня».
24. Российский актёр, исполнивший главную роль в фильме «Иван Франко».
25. Российский актёр, исполнивший роль Тутаринова в фильме «Кавалер Золотой Звезды».
26. Российский актёр, исполнивший роль Тихона в фильме «Корабли штурмуют бастионы».
27. Российский актёр, исполнивший роль Валько в фильме «Молодая гвардия».
28. Российский актёр, исполнивший главную роль в фильме «Молчание доктора Ивенса».
29. Российский актёр, исполнивший роль Ершова в фильме «Неоконченная повесть».
30. Российский актёр, исполнивший роль Гармаша в фильме «Об этом забывать нельзя».
31. Российский актёр, исполнивший роль Звягинцева в фильме «Они сражались за Родину».
32. Российский актёр, исполнивший главную роль в фильме «Отец Сергий».
33. Российский актёр, исполнивший роль Андрея Соколова в фильме «Судьба человека».
34. Российский актёр, исполнивший роль Матвея Крылова в фильме «Шли солдаты».
39. Российский актёр, исполнивший роль кардинала Монтанелли в фильме «Овод».
40. Российский актёр, исполнивший роль Емельяна в фильме «Степь».
41. Российский актёр, исполнивший роль Коростелева в фильме «Серёжа».
42. Российский актёр, исполнивший роль доктора Дымова в фильме «Попрыгунья».
44. Российский актёр, исполнивший роль Бредбери в фильме «Бархатный сезон».
45. Российский актёр, исполнивший роль Мартына в фильме «Битва на Неретве».
46. Российский актёр, исполнивший роль партизана Фёдора в фильме «В Риме была ночь».
Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (подбор актеров – часть 1)
Публикации по материалам Архива Киноконцерна «Мосфильм» о создании фильма «Война и мир» (подбор актеров – часть 1)
К 100-летию режиссера Сергея Бондарчука.
Одной из самых сложных задач, стоявших перед съёмочной группой фильма, был подбор актёров. Их поиск потребовал длительного времени и больших усилий, поскольку кроме большого количества персонажей самого романа Л.Толстого «Война и мир», режиссер С.Ф.Бондарчук предъявлял к каждому актёру и образу, который он будет представлять, крайне высокие требования. Даже самым второстепенным ролям уделялось серьезное внимание. Поиски исполнителей некоторых ролей заняли больше года, а кого-то из актеров находили, когда съёмки шли уже полным ходом.
Актёров на роли — от главных до эпизодических — помощники режиссёра разыскивали по театрам всей страны. В докладной записке главного директора картины В. С. Циргиладзе, второго режиссёра А. П. Голованова и директора Н. А. Иванова — руководителю Киностудии «Мосфильм» В. Н. Сурину от 1 июля 1961 г ( «Дело картины «Война и мир») сообщалось, что « Командированы. асс. режиссера тт. Бушкова С. и Хаенко М. в Ленинград, Горький, Ярославль, Саратов, Куйбышев и др. на подбор актеров, откуда привезли фото на кандидатов заглавных ролей ».
Описания внешности и характеров персонажей
Список кандидатов на роли на 1 июля 1961 г.
Замечательным источником по истории фильма «Война и мир» служит пресса 1960-х годов, которую бережно собирали сотрудники «Мосфильма». В периодике публиковались интервью с С.Ф. Бондарчуком и другими представителями съемочной группы, по вырезкам из газет, уже ставшими историческими документами, можно проследить каким был первоначальный замысел фильма, кто пробовался на роли в картине, что происходило на съёмочной площадке.
Поиски актёров продолжались всю осень и всю зиму 1962 года. Вокруг подготовки к фильму царила необычайно оживлённая атмосфера. То, как восприняла публика подготовку к съёмкам фильма «Война и мир» в то время, сейчас, наверное, покажется удивительным. Журналист газеты «Советская Россия» (27 ноября 1961 г.) цитирует редактора фильма: « Это необыкновенно радует, воодушевляет наш съёмочный коллектив, –говорит редактор фильма М. В. Качалова. – У нас впечатление, будто вместе с нами ставить «Войну и мир» будет весь народ». К подбору актрис для роли Наташи Ростовой подключились зрители всего Советского Союза. На «Мосфильм», в редакцию пришли сотни писем с пожеланиями и советами, кому следует предложить роль Ростовой.
В ленинградской газете « Смена »от 22 февраля 1962 вышла статья: «Кто будет играть Наташу»?:
« Стоило появиться в печати весточке о том, что будет ставиться «Война и мир», как в неширокие двери проходной будки «Мосфильма» только с трудом смогли протискиваться письмоносцы – так разбухли их сумки. Писали рабочие, инженеры, врачи, литераторы, актеры, педагоги, студенты, школьники. Писали из Москвы, Ленинграда, Совгавани, Ташкента, Ростова-на-Дону, Баку, Челябинска, Магадана, Киева, Одессы, Хабаровска, Сухуми, Риги, Севастополя, Перми, Горького и многих других городов страны.
Больше всего писем с предложением сыграть роль Наташи Ростовой или с советами, кому из артисток поручить эту роль. Здесь фигурируют имена Шенгелая, Дробышевой, Борисовой, Марченко, Самойловой, Вертинской и других ».
« Десять юношей из одного московского института, написали, что на их курсе есть девушка: «только она и может играть Наташу». Ее пригласили на студию. В комнату вошла девушка, которая не понимала, почему её вызвали, и росту которой, пожалуй, позавидовал бы рекордсмен по прыжкам Валерий Брумель. » ( Смена, 22 февраля 1962 г.
Газета «Молодой целинник» г. Целинограда от 23 декабря 1961 г. :
« Учащиеся московской школы прислали на студию десятиклассницу, уверяя, что именно она должна сыграть Наташу, так как обликом своим абсолютно такая, как у Толстого. Эта девушка скромно объяснила режиссеру, что она не хотела идти. Но так потребовал класс.
Вырезка из газеты «Смена», 22 февраля 1962 г.
В результате, на роль Наташи Ростовой претендовали такие актрисы как Л. Кадочникова, Н. Величко В. Головлёва, В Григорьева, И. Гулая, Л. Гурченко, Л. Долгорукова, Н.Кустинская, В.Малявина, Л.Марченко, Р. Недошковская, Е.Санаева, Л.Суворова, М.Хатунцева, Н.Дробышева, О. Кедрова и другие. Их фотопробы хранятся в Архиве «Мосфильма» (Опись 6, дела Дела 2493-2501)
Фотопробы актрис на роль Наташи Ростовой
Зимой 1962 года актриса на роль Наташи Ростовой наконец была найдена. Людмилу Савельеву привела на пробы монтажер фильма «Война и мир» – Татьяна Сергеевна Лихачева, о которой рассказала в своих воспоминаниях сама Людмила Савельева: «Татьяна Сергеевна обожала балет, но Сергей Федорович ей строго-настрого наказывал: «Балерин не смотреть, все они плохие артистки». А вообще на Наташу Ростову пробовались более трехсот молодых актрис…. И вот в нашем огромном репетиционном зале она отыскивает меня:
– А вы не хотите попробоваться на Наташу Ростову?
– Я – на Наташу? – спросила я с гордым видом. – Да с какой стати! Одри Хепберн – потрясающая Наташа, никто лучше ее не сыграет!
А Татьяна Сергеевна так ласково, словно уговаривая неразумное, капризное дитя, говорит:
– Поедем. Познакомитесь с Бондарчуком, посмотрите, что такое « М осфильм».
Ну, любопытство взяло свое… (Сергей Бондарчук в воспоминаниях современников.- М., 2003, с. 167-168 )
Фото из журнал а «Огонек» 30 мая 1962 г. и газеты Комсомольская правда» от 23 сентября 1962 г.
Список утвержденных актёров
На роль Пети Ростова был выбран Никита Михалков, которому на тот момент исполнилось 16 лет. Никита Михалков участвовал в репетициях к фильму, и даже в съёмках сцены «Охоты», однако, его участие в фильме не состоялись, роль Пети Ростова сыграл Сергей Ермилов.
Фотопробы Никиты Михалкова
Репетиции и кинопробы начались зимой 1962 года и продолжались до середины лета. Отношение к репетициям было очень ответственным, как к настоящим съемкам – актеры играли в готовых костюмах, гриме, уделялось внимание даже малозначимым деталям.
Гиули Чохонелидзе поделился своими впечатлениями от репетиций с корреспондентом «Вечернего Тбилиси» Н. Микеладзе:
« Запомнился один эпизод. Первые репетиции прошли без Бондарчука, под руководством его ассистентов. Играли в полном параде – в костюмах и гриме. Мне предложили сложный грим: сделали специально парик, подклеили горбинку к носу, бакенбарды, углубили морщины. Пробные снимки показали Бондарчуку. Не понравилось: очень уж подчеркнут грим, кинообъектив легко может выдать фальшь. И вот я снова в гримерной, и на этот раз надолго. В зеркале – пытливые, изучающие глаза Сергея Федоровича. Он пробует уменьшить грим, доводит его до минимума. Каждая черточка в портрете продумывается тщательно: волосы лучше оставить свои, только чуть-чуть завить, горбинку с носа снять. Так появился новый вариант грима». («Вечерний Тбилиси», 20 февраля 1962 г.)
Гиули Чохонелидзе в роли Багратиона
Особое значение С. Ф. Бондарчук уделял кинопробам – не только для поиска актеров, но и для проработки визуальных решений и возможностей будущего фильма. Беспрецедентным фактом в истории кино было создание для кинопроб в картине «Война и мир» четырех декорационных комплексов: дома Болконских, Ростовых, салона Шерер, а также – балагана военнопленных и лесной избушки. 18 мая 1962 года произошло совещание съемочной группы и дирекции Киностудии «Мосфильм» (Протоколы – Дело 297, опись 6), где обсуждались производственные вопросы, в том числе и постройка декораций для кинопроб. Заместитель Генерального директора киностудии Р.А. Семенов предложил «скромнее» подойти к строительству декораций для кинопроб, на что С.Ф.Бондарчук возразил:
« В кинопробах мы хотим проверить возможности широкоформатного экрана всесторонне, – у нас много задач, в том числе – воссоздание подлинности фактур. Поэтому необходима тщательная работа над постройкой декораций. »
Протокол заседания съёмочной группы 18 мая 1962 г.
Приближалось лето, кинопробы шли полным ходом, предстояло утвердить ещё множество ролей, ведь за 11 месяцев кинопроб в выборе актёров на главные роли съёмочная группа обрела лишь одну «творческую удачу» в лице Людмилы Савельевой. Руководство «Мосфильма» забило тревогу. Во время заседания 31 мая 1962 г. (Протоколы — Дело 297, опись 6) В. Н. Сурин попросил съёмочную группу сократить срок кинопроб:
« Я прошу сократить срок кинопроб, к 20 июня закончить. Но не за счет ухудшения качества. Мы заинтересованы в том, чтобы представить в Коллегию Министерства в полном блеске весь актёрский ансамбль фильма. Общественность и Министерство должны апробировать состав артистов фильма»
Шеленков — поддерживает Бондарчука:
— Нужно либо сократить количество снимаемых сцен, либо увеличить срок кинопроб. Может быть, не все сцены снять в том объеме, как это запланировано? По-моему, срок кинопроб четырех картин несколько короток . Раньше 25 июня мы не закончим. 1 июля — показ в Коллегии.
— 25 июня — самый последний срок завершения кинопроб.
Выдержки из протокола 31 мая 1962 г ода
Выдержка из » Анализов технико-экономических показателей» о перерасходе средств на декорации для кинопроб
В архиве «Мосфильма» сохранились Стенограммы Обсуждения кинопроб в Коллегии при Генеральном Директоре 9 и 20 августа 1962 года.
Из стенограммы обсуждения кинопроб 9 августа 1962 г.
Во втором заседании кинопробы обсуждали режиссёры и сценаристы В.С.Ордынский, Б.В.Барнет, К.Н.Воинов, А.А.Алов, Г.А.Александров, оператор В.И.Юсов, художник Б.К.Немечек.
Из стенограммы обсуждения кинопроб 20 августа 1962 г.
В кинопробах С.Ф.Бондарчуком были задействованы:
Наташа Ростова — Л. М. Савельева
Илья Андреевич Ростов — В.Я.Станицын
Александр I — В.А.Мурганов
Николай Ростов — А.П. Табаков
Петя Ростов — Н.С.Михалков
Платон Каратаев — А.Ф.Борисов
Княгиня Лиза — Л.И.Красенкова
Графиня Ростова — О.А.Жизнева и Л.А.Скопина
Андрей Болконский — О.А.Стриженов, А.В.Вербицкий, затем К.Ю.Лавров
Князь Николай Андреевич Болконский — В.Г.Кольцов и А.П.Кторов
Любопытно отметить, что, например, Г.Ф. Милляр на роль Мореля и А. А. Некрасов на роль виконта Мортемара были утверждены режиссёром без кинопроб.
Актёры, задействованные в кинопробах
Во время обсуждения самые доброжелательные отзывы получила Людмила Савельева. Почти все участники заседания приняли эту начинающую актрису с восторгом. Она буквально покорила и очаровала членов комиссии. Многие сравнивали её по внешности и манере исполнения с Одри Хепберн, которая сыграла Наташу Ростову в постановке Кинга Видора в 1956 г. Однако, всё же некоторые участники просмотра кинопроб решились высказать осторожные опасения по поводу слишком явной «непосредственности» молодой актрисы, которая, возможно, не сможет полностью раскрыть образ Наташи уже повзрослевшей.
Фотопробы Л. Савельевой на роль Наташи Ростовой
Режиссер Вера Строева:
« . Абсолютно убедительна Наташа. Мне кажется, что Савельева — это очарование неповторимое и вся прелесть ее в том, что как будто она ассоциируется немного с предыдущей Наташей, но наряду с этим она совершенно в другом ключе. И это замечательно».
« . Разумеется, наша русская Наташа не могла избежать некоторого влияния американской Наташи — и во внешности, и по приемам, но тут ничего не поделаешь. Может быть, и не нужно избегать этой преемственности в том великолепном исполнении роли Наташи, которое было у американской актрисы. Так или иначе, наша советская Наташа играет прекрасно».
« . Наташа… естественная, живая. И всякий культурный человек должен использовать все, что было до него. Но я думаю, что эта Наташа будет лучше, чем в американском фильме «Война и мир «. потому что она будет русская ».
«Возьмем Наташу. Это исключительно одаренная актриса. Это талант. Это существо /извините за это слово/ необыкновенное… Из нее можно лепить многое. И режиссеру удалось вылепить много такого, что мы не видели до сих пор в образе Наташи. Мне очень понравилась Наташа, но прошу извинить, что я буду говорить с позиций мужчины. Наташу Ростову я всегда воспринимал как женщину, не только как девушку. В этой актрисе я не увидел этого. Может быть Бондарчук, как режиссер, увидел это. Здесь она еще не женщина, не физически, а душевно.
Представьте себе вы подходите к кусту роз и хотите сорвать цветок, вы сорвете не бутон, а раскрытый цветок, который благоухает. Она еще бутон, а не раскрытый цветок. Я вижу в ней девочку… Может быть. Через 2-3 года она немного пополнеет и будет выглядеть женщиной. Сейчас ей не хватает женственности. Но игра ее меня удовлетворила целиком. Она очень талантлива, у нее в глазах солнце. В ней и XVIII век и то, что сегодня»
«Я не буду говорить о Наташе. Это действительно какое-то существо, рожденное определенным стилем жизни, эпохи. Она действительно как бы вышла из того мира. Это действительно какое-то открытие. Но из нее нужно делать образ, потому что рождается опасение, что не будет ли она обыгрывать свою такую непосредственность…. Но есть гораздо больше оттенков. Нужно, чтобы было мужание этого образа на экране. Если она останется этим милым непосредственным существом и не раскроется как женщина, как у Толстого, в жизни и обществе… Вот Одри Хепберн прекрасна, хороша, но, к сожалению, и Одри Хепберн не мужает » .
«Так вот по поводу Наташи. Она м не очень нравится, но тут правильно было сказано, — нельзя полагаться только на Божий дар. У меня вызвали опасения ее непосредственность и непрерывная порывистость – это немного навязчиво. Может быть, это будет не так. Я буду рад, если все скажут, что я не прав. Эта непосредственность сначала очаровывает, а потом может стать надоедливой. Но образ будет расти и ее манеры, очевидно, будут становиться более сдержанными. Но вообще она очаровательна и хорошо подойдет для этой роли».
« Разумеется, как и всех, убедила Наташа. У меня было свое представление об образе, сейчас его нет. Теперь у меня это представление, настолько одухотворено, жизненно, что у меня иного представления об этом образе просто не существует ».
Почти никаких нареканий не вызвала игра С.Ф. Бондарчука в роли Пьера, правда положительные отзывы о роли были достаточно краткими и немногословными. Однако, кому-то не понравилось исполнение роли Пьера в сцене с Наташей, а некоторые рецензенты (А. Алов, В. Юсов) не смогли расценить Сергея Фёдоровича вообще как подходящую кандидатуру на роль Пьера. Особенно вескими кажутся замечания режиссёра А. Алова, который справедливо замечает, что Пьеру в начале романа — всего 20 лет.
С.Ф.Бондарчук в роли Пьера
«Вторая очень перспективная неожиданность — это сам С.Ф.Бондарчук в роли Пьера. Мне кажется, что это очень перспективно и очень интересно».
«Я получил большое удовольствие и от роли Пьера – С.Ф.Бондарчука. Это то, что нужно для Андрея».
«Хочу сказать о С.Ф. Бондарчуке. Мы представляем С.Ф. как выдающегося трагедийного актера, а в этом фильме раскрывается новая черта, новая дорога его творчества. Это очень интересная область. Мне кажется, что это будет значительное явление в нашей кинематографии».
«Что касается Безухова, когда он вошел, я увидел сразу Сергея Федоровича и немного внутренне сробел, но в последнем монологе мне понравилось».
«Вот Вы не похожи на Пьера, но я знаю, что вы меня убедили своей внутренней сущностью, значительностью, которая есть у актера».
«… Бондарчук великолепно может сыграть. Но вот сейчас первое впечатление, когда у ва с идет драматический монолог объяснения в любви мне больше понравился, а вначале вы мне не понравились. В жизни у вас добрый рот, а на экране у вас дуга… злой рот ».
« Не забудьте, что у Толстого Пьеру Безухову всего 20 лет, и я не могу принять Бондарчука в этой труднейшей роли… Я не буду говорить, как я отношусь к Сергею Федоровичу, как к актеру; конечно, он может играть эту роль, но я бы на его месте подумал, чтобы кого-то заставить так играть эту роль по всем тем психофизическим данным, которые предлагает нам Лев Николаевич Толстой, к мнению которого нужно относиться уважительно».
« Относительно такой ответственной роли, которую взял на себя Сергей Федорович, здесь безусловно его актёрская игра убеждает, но мое представление о Пьере не увязывается с внешностью Сергея Федоровича».
Некоторые актёры, например, Н.К.Симонов, пробовавшийся на Кутузова, или Л.И.Красенкова в роли княгини Лизы – вызвали единодушное неодобрение у членов комиссии.
« Кутузов – Симонов никуда не годится. Это совершенно декоративное решение этого образа ».
« Кутузов /актер Симонов/, по-моему, это совсем не Кутузов, у него нет портретного сходства , и какая-то в нем появилась обветшалость человеческая, которую, по-моему, Кутузову не следовало бы давать ».
Члены комиссии попросили доработать образ Николая Ростова, представленного О. П. Табаковым.
« Мне кажется, что Николай Ростов – Табаков немного переиграл. Конечно, Табаков все может сделать, но где-то внутренне, мне кажется, он не ощутил этого образа. Хотелось бы, чтобы где-то за скобками чувствовалась вся толстовская глубина, какой бы образ не решался. И здесь, мне думается, нужно многое взять у Табакова, хотя он является одним из самых талантливых наших актеров ».
« …Табаков производит впечатление человека измученного алкоголем, а не исстрадавшегося от того, что случилось. А у Толстого простое помещичье-дворянское здоровье, обыденность. Этого прелестного здоровья у него нет. Я понимаю твою задачу, но в Николеньке не должно быть никакого инфантилизма, он крепкий мужичок и весь в папеньку »
Многочисленные дискуссии вызвала и роль Александра I в трактовке С.Ф. Бондарчука. Многим комментаторам он показался слишком «женственным», «шаржированным», «опереточным». Так, режиссеры Г.Я. Колтунов и Л.О. Арнштам попросили С.Ф. Бондарчука отнестись к фигуре Александра I более серьёзно, как к умному политику и незаурядной личности. Занимательно, что в оценке фигуры Александра I не было претенциозного «классового» подхода, наоборот – роль Александра I в истории оценивалась членами комиссии беспристрастно.
« Внешне любопытен Александр I — Мурганов. Но он мне не показался сильным актером. Глубинности в нем нет. Александр I был все-таки большой игрок. он великолепно играл. Поэтому актер должен немного вырасти . А внешний выбор мне кажется очень интересным ».
« Александр I действительно женственен. Не знаю, как он будет раскрываться как актер, но внешне он создает довольно внушительное впечатление. Вы правы, что одна фраза еще ничего не говорит, но в истории Ключевского и у Толстого он всегда был таким»
« Александр I выглядит несколько женоподобно. Я бы придал ему более острые черты во внешности ».
« Если взять исторического государственного деятеля Александра I , то можно говорить много, что он женственный, что он незначительный, но не в этом дело, такой краткий показ производит первое впечатление: он слишком субтильный. Если вы будете шарживать, тогда нужно идти по этому пути. Рано судить, но он мне не понравился»
« Александр I мне не нравится. Все-таки гомосексуалиста из него не следует делать. Все-таки в нем было прелестное обаяние, которое действовало и которое нельзя отрицать ».
« Александр I портретно сначала произвел на меня хорошее впечатление. Мне интересно было на него смотреть, хотя вначале он был чуть-чуть опереточным. Но, мне кажется, что он должен быть постарше к 1812 году. В нем должен быть виден не только аристократ и владетельный человек, но и ум. Он был тогда человеком тонким, хитрым, великолепным дипломатом ».
Г. Я. Колтунов о персонаже Александре I
В отношении двух актёров, которые представляли в кинопробах старого князя Болконского, мнения коллег разошлись. Одним понравился В.Г. Кольцов, другим — А.П. Кторов.
А. П. Кторов в роли старого князя Болконского
« Что касается старика Болконского, по внешности, больше понравился Кольцов. Кторов моложаво выглядит. Но я не могу сказать, кто из них предпочтительнее, потому что каждый из них дан в различных положениях и эпизодах. Трудно сказать, как бы Кторов играл то, что играет Кольцов, и как бы Коль ц ов играл тот фрагмент который играет Кторов ».
« Я никак не могу принять Кольцова, он нашел какой-то кусочек шепелявого, но, по-моему, Кторов (это первая проба) сильнее, убедительнее. Кторову нужно показать эту пробу и он поймет, чего не надо делать, и, по-моему, Кторов – актер очень интересный, и нужно добиться подлинности поведения ».
« Из стариков Болконских мне кажется непосредственно лучше Кторов. Кольцов это Екатерининский барин, но это чертовски острый образ. Но то, что заложено в старике Болконском у Кольцова не прис утствует, а у Кторова это есть».
« Старик Болконский. На меня из двух значительно большее впечатление произвел Кольцов. Правы товарищи, что он должен быть немного сам Суворов с виду и по поведению для того, чтобы в нем чувствовалось суворовское начало. Об этом хорошо говорила В.П. Строева. Но он конечно острее, интереснее. Ему мешает немного то, что в нем есть такой немецкий педантизм. Но в этой неясной речи, в этой манере актера. Если ближе повести к Суворову, он может быть интереснее».
Однозначно положительной оценки удостоился актёр В. Я. Станицын, которого С. Ф. Бондарчук утвердил на роль Ильи Андреевича Ростова.
Утверждение актёров на роли Худ. Советом 10 сентября 1962 г.
Но гораздо более сложным оказался поиск исполнителя роли Андрея Болконского….
Иллюстрации: «Информационный центр «Мосфильм-ИНФО».