Твой выбор акция в школе
Конспект занятия с учащимися «Твой выбор»
Цель занятия: нейтрализация факторов риска, связанных с мотивами употребления наркотических веществ.
Задачи:
Занятие включает в себя:
Занятие рассчитано на 1,5 часа (два урока).
Целевая аудитория: учащиеся 6-8 классов.
Ход занятия
1. Приветствие
2. Просмотр фильма (авторская модификация)
3. Информирование-1
Одной из причин потребления наркотических веществ, таких как табак, алкоголь, наркотики, – является стремление быть «как все». Конечно, очень важно быть принятым группой, чувствовать себя её полноправным членом; под группой имеется в виду класс, компания, ребята во дворе и т.д. Но у каждой группы есть свои неписаные законы, ценности, правила и требования к своим членам. В одной компании слушают музыку, обмениваются дисками, занимаются спортом. В другой компании – скидываются на выпивку, хулиганят в подъездах, сквернословят, дерутся. И по этим проявлениям сразу можно понять, в какую компанию ты попал и стоит ли стремиться стать её членом.
Ещё древний мудрец Омар Хайям сказал:
Чтоб мудро жизнь прожить
Знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай,
Чем что попало есть:
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
4. Прослушивание рассказа «Щенок и змея» С.Михалкова
«Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать.
Вылезла в лесу из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.
Пока Щенок жаловался, Змея молчала.
Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча. Насмерть». [1]
5. Упражнение – игра «Я говорю вам…»
Всем учащимся предлагается одновременно выполнять те команды, которые произносит психолог.
Резюме: «Сказать нет или отказать не всегда легко. Не каждому это удается с первого раза. Но этому можно и нужно учиться. Если Вы стремитесь быть самостоятельным, уверенным в себе человеком с чувством собственного достоинства, человеком, который уважает не только окружающих, но и сам себя, то Вы сами будете принимать решения, а не позволять это делать за Вас кому-то другому». [2]
6. Упражнение «Закончи рассказ» (в группах)
«У нас своя компания. Мы ежедневно встречались во дворе дома и вместе проводили время. Однажды в нашей компании появился новенький. Он употреблял какое-то вещество, которое называл «наркотой» и предлагал нам тоже его попробовать. Он так увлекательно рассказывал, как после этого становится здорово. Некоторые пробовали сразу. Я отказался. Он пытался меня убедить, что ничего не случится, если я попробую один раз…..». [2]
В обсуждении затрагиваются моменты:
И такие моменты, как:
7. Информирование-2
Как вы думаете, можно ли отказаться от предложения, если оно не совпадает с вашими планами, интересами? Как?
Попробуем сформулировать разные виды отказа.
Отказ должен быть метким и кратким, но особенно важно, чтобы он начинался со слова «нет».
Как вы откажете своему другу, если он предлагает что-то, что вам совсем не нужно? А если он обидится?
8. Упражнение «Ролевая игра»
Учащиеся делятся на пары, один из них уговаривает другого (за основу можно взять реальную ситуацию), второй отказывается, используя предложенный алгоритм и другие варианты отказа, затем участники меняются ролями. [3]
Обсуждение упражнения: Кому удалось отказаться? За счет чего это удалось? Кому не удалось? Почему? Какие чувства испытывали, играя разную роль? Что было проще, уговаривать или отказываться? Что вы чувствовали, когда вам вежливо отказывали? Всегда ли отказ звучал убедительно?
Резюме: «Умейте противостоять давлению. Просите помощи, если нужно. Не позволяйте решать за вас!»
9. Деловая игра «На что потратить жизнь» (авторская модификация) [4]
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетон или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбирать любую из них или никакую вообще, но только не обе сразу. Приобрести каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставляется на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, то вы уже ничего не сможете приобрести. На листе, который каждый из вас получил, парами расположены зоны – «кружки», в которые вы будете вклеивать свои жетоны при выборе. Готовы?
Итак, начинаем «торги»: (психолог парами последовательно зачитывает варианты)
После того, как все участники приняли решение купить одну из этих вещей или не покупать ни одной, объявляется, что выбравшие здоровую семью получают назад в награду два жетона.
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон (если у них остались жетоны). Есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Торги закончены, больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают».
Резюме: «Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно «отменить» последствия ранее принятого решения. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали. Выбор решения в каждой конкретной ситуации зависит именно от нас. И именно нам нести ответственность за те решения, которые нами приняты.
Антинаркотическая акция «Твой выбор»
Время: в течении учебного дня.
В нашей школе такие результаты анкетирования:
75% – оценивают очень высоко;
25% – оценивают средне;
97% – оценивают отрицательно;
3% – воздержались от ответа.
5. На шестом уроке мы провели круглый стол среди ребят 10-классов. С каждого класса было приглашено по два-три представителя.
Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить актуальную тему – проблему наркомании. Я думаю, что вы все знаете, что такое наркомания и кто такие наркоманы.
Давайте для начала обратимся к истории.
Человечество действительно издревле знало наркотики.
Их потребляли люди разных культур и вероисповеданий в различных целях
– в лечебных – для снятия боли, восстановления сил, как снотворное
– в культовых обрядах – во время религиозных отправлений (ритуальные цели)
– как одурманивающее средство
постепенно от группового потребления люди перешли к индивидуальному.
Вы знаете, что разгоревшаяся в августе 1914 года первая мировая война значительно способствовала распространению наркотиков. В частности, солдаты и офицеры союзных европейских армий занесли в Россию наркотики, вызвав первую в ее истории вспышку наркомании. Вспышка была массовой, огромной. Особенно большое распространение получила среди творческой интелегенции.
С 20 годов до 60 годов вспышек больше не было.
В 60-е годы опять появились наркотики (их привезли туристы)
В 1957 году – в Москве был VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов – на нем был зафиксирован первый случай относительно массового (несколько десятков человек) употребления наркотиков.
Совсем недавно во второй половине 90-х годов так же была большая вспышка употребления наркотиков
И до сегодняшнего дня эта проблема сохранилась.
По официальным сведениям на учете в наркологических службах России находится примерно 80 тысяч наркоманов, но “подводная” часть наркологическая “айсберга” больше, чем в 10 раз превышает эту цифру.
– Как вы считаете почему люди начинают употреблять наркотики?
– Какова средняя продолжительность жизни наркомана?
– Какие причины приводят к гибели наркоманов? Какие факторы способствуют высокой смертности?
– Как меняется жизнь человека в частности подростка после того как он начал употреблять наркотики?
– Как вести себя при случайном знакомстве с наркоманом?
– Если наркоман ваш друг или близкий родственник что делать?
– Нужно ли быть уступчивым или наоборот жестким с наркоманами членами семьи?
– Стоит ли изгонять наркомана из семьи?
– Нужно ли сообщать родителям наркоманов о том, что их дети больны, если у вас есть такие подозрения?
– Как выглядят такие люди?
– Как надо воспитывать ребенка, чтобы они не стали наркоманами?
– Какое наказание по закону полагается тем, кто употребляет или хранит наркотики?
– Как вы думаете это строгое или мягкое наказание для них?
– Какое бы вы лично применили наказание к наркоманам и наркоторговцам?
– Что же нужно для победы на наркофронте?
Есть страны в которых продажа некоторых наркотиков легализована, т.е. они вполне доступны любому человеку.
Давайте вместе подумаем возможна ли легализация наркотиков в нашей стране и к каким последствиям это может привести.
Конечно всегда есть сторонники и противники легализации наркотиков.
Представим, что вам дали возможность выступить в защиту легализации наркотиков, а также против легализации наркотиков.
Ребятам предоставляется возможность доказать почему нужна(или наоборот категорически запрещена) легализация наркотиков в нашей стране.
После обсуждения ребятам предлагается перейти в группу сторонников
– Ребята, что вы лично можете сделать чтобы меньше ваших сверстников становились наркоманами.
– А что мы лично с вами можем сделать именно в нашей школе?
(Работа с младшими школьниками, их родителям).
6. Для всех желающих в конце дня проводится концерт – выступление агитационной команды.
Антинаркотическая акция «Твой выбор»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кружилинская общеобразовательная школа»
Методическая разработка мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни и профилактике немедицинского потребления ПАВ несовершеннолетними
Антинаркотическая акция «Твой выбор»
среди обучающихся 8-11 классов
х. Кружилинский 2017 г.
Реформирование общества на основе принципиально новых экономических, социальных и политических факторов влечет за собой изменения в социальном заказе общества, где на первое место выходят такие понятия, как «личность», «информационная культура», «здоровый образ жизни».
Информация основана на проводимом ежегодно анонимном анкетировании обучающихся школ Ростовской области. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 13 лет и старше.
Общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния табака, алкоголя и наркотиков. На решение этой проблемы и направлен был наш социальный проект (акция).
Форма реализации: Антинаркотическая акция «Твой выбор»
Цель: ведение здорового, продуктивного образа жизни и выработки устойчивого духовно-нравственного иммунитета к пагубным привычкам.
-Дать информацию о последствиях употребления наркотиков, алкоголя и курения, развивать навыки самоанализа, противостояния давлению со стороны.
-Развивать у учащихся навыки публичного выступления, совместной деятельности, коммуникативных умений.
Возраст учащихся: 14-17 лет
— профилактическая и пропагандистская деятельность учителя привлекают детей и подростков к занятиям в спортивных секциях и творческих кружках школы, Дома культуры;
— формирование учителем положительных мотивационных установок школьников.
Планируемые результаты: формирование антинаркотической культуры у подростков и молодежи.
Перечень необходимого оборудования и оформления: актовый зал школы, классная комната, парты, стулья, цветные карандаши и фломастеры, ватманы, белые листы бумаги, опорный конспект занятия, буклеты, бланки с анкетой, надписи команд, атрибутика школы (красно-белые галстуки)
Содержание методической разработки:
Методические рекомендации: Планируя и реализуя любое мероприятие, нужно составить план поэтапных действий учителя и обучающихся в данном мероприятии. Написать разработку мероприятия, учитывая возраст учащихся. Успешному проведению мероприятия и достижению поставленных целей, способствует четкое видение результата данного мероприятия и распределение ролей (кто и что будет делать), а также использование интересных, кратковременных методик, информационных сред: текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Список использованных источников:
Белогуров С. Б., Климович В. Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками. Центр “Планитариум”. Москва. 2003.
Белогуров С. Б., Климович В. Ю. Профилактика подростковой наркомании. Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей. Центр “Планитариум”. Москва. 2003.
Местная газета “Время” за 20 ноября 2004 года.
Время: в течение учебного дня.
Этапы проведения акции:
Перед первым уроком инициативная группа ребят проводит разъяснение, рассказывая о том, что сегодня в нашей школе проводится акция “Твой выбор”.
буклеты. После второго урока на большой перемене инициативной группой был объявлен конкурс плакатов и рисунков. В коридоре выставили парты, разложили на них листки бумаги и ватманы, цветные карандаши и фломастеры. Инициативная группа пригласила на конкурс группы ребят 7 и 8, 9 и 10 классов, объяснила условия конкурса и работа началась. Итоги конкурса огласили на круглом столе.
Во время одного из уроков ребята провели анкетирование 8-9-х классов, где выяснили отношение ребят к таким понятиям, как “спорт” и “наркотики” (экземпляр бланка тестирование – приложение 2.2 )
В нашей школе такие результаты анкетирования:
78% – оценивают очень высоко;
22% – оценивают средне;
96% – оценивают отрицательно;
4% – воздержались от ответа.
На седьмом уроке мы провели круглый стол среди обучающихся 8-11 классов. С каждого класса было приглашено по три представителя, остальные учащиеся сидели в зале.
(участники круглого стола сидят на сцене, остальные учащиеся сидят в зале, ведущий ведет программу круглого стола)
Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить актуальную тему – проблему наркомании. Я думаю, что вы все знаете, что такое наркомания и кто такие наркоманы. Давайте для начала обратимся к истории.
(обучающиеся из зала по очереди встают и оглашают реплики)
-Человечество действительно издревле знало наркотики.
-Их потребляли люди разных культур и вероисповеданий в различных целях:
– в лечебных – для снятия боли, восстановления сил, как снотворное
– в культовых обрядах – во время религиозных отправлений (ритуальные цели)
– как одурманивающее средство
-постепенно от группового потребления люди перешли к индивидуальному.
Ведущий: Вы знаете, что разгоревшаяся в августе 1914 года первая мировая война значительно способствовала распространению наркотиков. В частности, солдаты и офицеры союзных европейских армий занесли в Россию наркотики, вызвав первую в ее истории вспышку наркомании. Вспышка была массовой, огромной. Особенно большое распространение получила среди творческой интеллигенции.
(обучающиеся из зала по очереди встают и оглашают реплики)
-С 20 годов до 60 годов вспышек больше не было.
-В 60-е годы опять появились наркотики (их привезли туристы)
-В 1957 году – в Москве был VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов – на нем был зафиксирован первый случай относительно массового (несколько десятков человек) употребления наркотиков.
-Совсем недавно во второй половине 90-х годов так же была большая вспышка употребления наркотиков
-И до сегодняшнего дня эта проблема сохранилась.
Ведущий: По официальным сведениям на учете в наркологических службах России находится примерно 80 тысяч наркоманов, но “подводная” часть наркологическая “айсберга” больше, чем в 10 раз превышает эту цифру (ведущий обращается к участникам круглого стола с вопросами для обсуждения их в дальнейшем)
– Как вы считаете почему люди начинают употреблять наркотики?
– Какова средняя продолжительность жизни наркомана?
– Какие причины приводят к гибели наркоманов? Какие факторы способствуют высокой смертности?
– Как меняется жизнь человека в частности подростка после того как он начал употреблять наркотики?
– Как вести себя при случайном знакомстве с наркоманом?
– Если наркоман ваш друг или близкий родственник что делать?
– Нужно ли быть уступчивым или наоборот жестким с наркоманами членами семьи?
– Стоит ли изгонять наркомана из семьи?
– Нужно ли сообщать родителям наркоманов о том, что их дети больны, если у вас есть такие подозрения?
– Как выглядят такие люди?
– Как надо воспитывать ребенка, чтобы они не стали наркоманами?
– Какое наказание по закону полагается тем, кто употребляет или хранит наркотики?
– Как вы думаете это строгое или мягкое наказание для них?
– Какое бы вы лично применили наказание к наркоманам и наркоторговцам?
– Что же нужно для победы на наркофронте?
Есть страны в которых продажа некоторых наркотиков легализована, т.е. они вполне доступны любому человеку.
Ведущий: Давайте вместе подумаем, возможна ли легализация наркотиков в нашей стране, и к каким последствиям это может привести.
Конечно, всегда есть сторонники и противники легализации наркотиков.
Представим, что вам дали возможность выступить в защиту легализации наркотиков, а также против легализации наркотиков.
Поэтому мы сейчас разделимся на две группы, чтобы обсудить это. Одна группа будет сторонниками легализации, другая противниками легализации наркотиков.
Ребятам предоставляется возможность доказать почему нужна (или наоборот категорически запрещена) легализация наркотиков в нашей стране.
После обсуждения ребятам предлагается перейти в группу сторонников.
– Ребята, что вы лично можете сделать, чтобы меньше ваших сверстников становились наркоманами?
– А что мы лично с вами можем сделать именно в нашей школе?
Для всех желающих в конце дня проводится концерт – выступление агитационной команды по данной теме (выступление 10 мин.).
Во всём мире нет другого такого же, как я. Если люди, чем-то похожие на меня, но нет никого, кто бы был в точности таким же, как я. Поэтому всё, что происходит со мной, хорошее или плохое,- это моё, потому что я выбрал это.
Мне принадлежат мои фантазии и мечты, поражения и ошибки, победы и успехи.
Всё это – моё, и я могу многое менять в самом себе и в том, что меня окружает. Я могу управлять собой, своими поступками, мыслями и чувствами…
Не всё во мне нравится мне самому, не всё понятно и знакомо в самом себе…
Я знаю, что могу подружиться с собой и другими, могу узнать и понять себя и других, могу любить – себя своих родителей, друзей и всех, кто рядом со мной. Я знаю, что моя любовь нужна, нужна мне и тем, кто не похож на меня…
Я имею всё, чтобы быть уверенным, надёжным и успешным.
У меня есть всё, чтобы быть счастливым, чтобы верить, что у меня всегда всё будет – друзья, любовь, любимая работа, успех, дом, здоровье…
Я никогда не прибегну к допингу, чтобы выйти из конфликта или проблемы.
Я знаю, что люди иногда бывают эгоистичны, агрессивны, глупы, невоспитанны, нечестны, неблагодарны. В конфликтах я учусь понимать другого, видеть в нём не врага, а человека.
Я могу активно и жёстко защищать себя, как и любого другого человека, но что бы я ни делал, количество добра должно в мире увеличиваться. Я знаю, что может мне помешать быть счастливым.
Я знаю, что я – это я.
И это – замечательно!
Здесь я ставлю свою подпись
_____________________ и дату___________________
в рамках проведения мероприятий по мерам противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту
в рамках окружной акции «Мы выбираем будущее» .
МБОУ «Кружилинская СОШ»
Будь добр и вместе с тем настойчив
Быть уверенным в себе – не значит быть пассивным, агрессивным или надменным. Это золотая середина между уважением к другому человеку (доброта) и уважением к себе (настойчивость).
Не надо недооценивать свои силы
Ты думаешь о том, что другие могут сделать, и не замечаешь возможности самому улучшить ситуацию. Но ты можешь многое! Начни с трезвого анализа ситуации. Взвесь все возможные шаги и их последствия. Делать надо то, за что потом не будет стыдно. Попробуй, и у тебя получится – например, не сквернословить, не плевать, не оставлять за собой мусора, не курить, не огрызаться… У тебя получится быть человеком.
Посмотри со стороны
Наша поза, тон голоса, взгляд, жесты, движения – всё вместе говорит окружающим о том, какого отношения мы от них ждём. Своей нерешительностью мы иногда сообщаем: «Запугайте меня…». А своей развязанностью и бескультурьем некоторые просто кричат окружающим: «Я только что слез с дерева! Я ещё первобытный человек, который понятия не имеет, как себя ведут в обществе».
Старайся не говорить человеку обидных вещей. Измени поведение (тон голоса, слова и т.д.). когда чувствуешь, что человек начинает защищаться (оправдывается или выражает неприязнь). Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Всё сразу станет на свои места. Вот увидишь!
Часто мы недооцениваем свои действия. Если мы не надеемся убедить человека, то неуверенность проявится в нашем голосе. А того, кто обманывает, всегда выдают глаза. Уверенность бывает тогда, когда человеку не надо фальшивить. Тот, кто совершает некрасивый, нечестный поступок, должен быть готов к его последствиям.
Обычно, если ты видишь только ограниченное число вариантов действий в сложной ситуации, это значит, что ты на самом деле пытаешься избежать решения проблем. Ты просто не хочешь поразмыслить над поиском выхода.
Помни о том, что, откладывая решение, ты предоставляешь случаю управлять твоей жизнью. Такое поведение может быть оправдано, если ты предпочитаешь полагаться на слепую волю судьбы, или захотел поразмыслить, принял ли ты смелое решение, или оно основано на страхе и разочаровании. Тогда отложи решение и хорошо подумай.
“ Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о табаке”
Причиняет ли курение еще какой-то вред курильщику?
Да, несомненно. У курильщиков изменяется тип дыхания. Если обычные люди чаще всего дышат через нос, то преобладающий тип дыхания курильщиков- дыхание через рот. В данном случае нарушается механизм очищения и согревания вдыхаемого воздуха, повышается число микробов, попадающих в организм. Отсюда и частые ангины, фарингиты и прочее. Кроме того, курильщик постоянно вдыхает дым с температурой + 42 град., а ведь это предел выживания белка, из которого состоит большинство клеток нашего тела и ротовой полости, что приводит к нарушению работы слюнных желез. Вот почему у курильщиков возникает постоянная потребность сплевывать.
Что будет, если я покурю немного, а потом брошу?
МБОУ «Кружилинская СОШ»
на наиболее часто задаваемые вопросы о табаке
х. Кружилинский 2017 г.
Существует ли безопасное курение?
Нет. Любые сигареты оказывают вредное воздействие на организм человека. Ведь из большого числа вредных веществ нормируются только содержание никотина не более 1,5% и смол до 16%. В так называемых “легких” сигаретах никотина содержится до 1%, а всех остальных 3.999 токсических веществ столько же, сколько и в обычных сигаретах. Фильтры сигарет задерживают только часть веществ дыма табака, а для окислов азота и окиси углерода (угарный газ) требуются специальные фильтры, как в противогазах (гопкалитовый патрон). Кроме того, еще не изобретены даже промышленные установки, которые задерживают все 100% отравляющих веществ, это было бы равносильно изобретению вечного двигателя. А что же говорить о минифильтрах сигарет. Разговоры о биологических фильтрах, задерживающих все токсические вещества, не более как рекламный трюк кампаний, стремящих продать как можно больше сигарет.
И потом, если все вещества дыма табака задерживаются фильтром, зачем вообще курить. Получается чепуха. При использовании ”легких” сигарет они могут стать сигаретами с высоким содержанием никотина, когда человек делает более глубокий вдох дыма, вдыхает чаще, выкуривает сигарету полностью или курит больше сигарет, чем обычно.
Действительно ли развивается привыкание к курению?
Как действует никотин и его производные на человека?
Да. И не только у курильщика. Даже простое вдыхание дыма табака от рядом сидящего курильщика, если оно продолжается длительное время, может способствовать возникновению рака, прежде всего рака легкого. Ведь в дыме табака содержатся продукты сухой перегонки древесины- смолы, в которых обнаружено свыше 200 веществ, вызывающих различные опухоли. По данным Всемирной организации здравоохранения курильщики в 10 раз чаще заболевают раком, а те, кто длительно находится в накуренной комнате (пассивные курильщики), в 5 раз чаще. Доказано, что если некурящий человек находится среди курящих несколько часов, то можно считать, что он выкурил не менее 10 сигарет.