творчество в жизни ребенка
Творчество в жизни детей
Марина Скорода
Творчество в жизни детей
Творчество в жизни детей
«В глубине человека заложена творческая сила,
которая способна создать то, что должно быть,
которая не дает нам покоя и отдыха, пока мы
не выразим это вне нас тем или иным способом»
Йоганн Вольфганг Гёте
В современном мире очень остро стоит вопрос о досуге и занятости детей разного возраста. И это неспроста, ведь ни для кого не секрет, что современные дети все чаще предпочитают чтению книг просмотр телевизора, а занятию творчеством компьютерные игры, и даже «живое» общение часто заменяется общением в социальных сетях и онлайн играх. Такие увлечения постепенно вытесняют полезные и интересные занятия. Дети, чей досуг сводится к длительному сидению перед экраном или монитором, перестают мечтать и фантазировать. Многие эксперты сходятся во мнении, что в результате постоянного просмотра телевизора и сидения у компьютера происходит настоящая дезадаптация к реальной жизни. Ребенок начинает меньше общаться со своими сверстниками и отвыкает думать сам, так как визуальный канал информации является самым простым и не требующим серьезных умственных усилий для его восприятия. Как же помочь ребенку не утратить свою индивидуальность? Как увлечь его в мир фантазий и новых открытий? Нужно просто предложить ребенку альтернативу, например, занятие рукоделием.
Учеными доказано, что занятия творчеством действительно играют важную положительную роль в развитии психических и эмоциональных качеств ребенка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Центры головного мозга, отвечающие за речь, внимание, координацию движений и воображения, то есть за ключевые способности, тесно связанны с пальцами и их нервными окончаниями. Занимаясь рукоделием, ребенок выполняет различные действия непосредственно кончиками пальцев, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
Концентрация внимания. Аккуратная, мелкая и тонкая ручная работа развивает внимание, организует и дисциплинирует мышление; у тех детей, кто любит кропотливый труд, речь ясная, точная.
Сенсорное развитие. Сенсорные процессы доминируют в процессе знакомства ребенка с окружающим миром. Восприятие и ощущение играют ключевую роль в формировании интеллектуального развития ребенка.При занятии различными видами рукоделия у ребенка закладываются основные представления о различных свойствах предметов: их форме, положении в пространстве, величине, восприятие цвета. А так как все основные сенсорные навыки закладываются в раннем и дошкольном возрасте, то приучать детей к ручному труду рекомендуется с самого раннего возраста.
Развитию волевых качеств личности способствует художественный ручной труд, а также развивает речь ребенка, подготавливает руку к письму, развивает внимание, воображение, фантазию, воспитывает любовь к труду.
Развитие пространственного мышления. Ручной труд развивает пространственное воображение. Недаром множество математических идей почерпнуты из ремесел, таких как вязание, вышивание крестом, вышивка лентами.
Развитие воображения. Выбор материала, подбор цветов, создание гармоничной композиции будят творческое начало, присущее всем детям.
А также занятия рукоделием способствуют развитию художественных способностей, эстетического вкуса, умения наблюдать окружающий мир, видеть в нем как можно больше доброго, светлого и радостного.
Более 10 лет своей работы в детском саду я уделяю особое место развитию творческих способностей у дошкольников. Приобщая детей к этому волшебству, я не только передаю им свой опыт, но и создаю у них потребность самим создавать красоту. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети применяли и комбинировали разные техники и способы изображения в одной поделке, учились думать, самостоятельно решать, какую технику и материал использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. В процессе работы я заметила, что на занятиях с использованием нетрадиционных видов художественного труда дети проявляют большую активность и работоспособность, меньше отвлекаются и работают более сосредоточенно, что становится залогом успешной предпосылки к раскрытию творческого потенциала.
Опыт показывает: для того, чтобы привлечь ребенка к занятию рукоделием, нужно его заинтересовать. Например, рассказать, что уже с четырех лет на Руси девочек учили ткать; что на Востоке только мужчинам разрешалось заниматься золотым шитьем; а искусство макраме родилось из невинного развлечения матросов на кораблях.
Начинать обучение необходимо с самых простых приемов, постепенно увеличивая степень сложности. Например, обучение вязанию крючком лучше начать, используя толстый крючок и толстую пряжу. Совсем не обязательно сразу вязать какие-либо изделия. Закрепить приемы вязания воздушных петель («косички») можно, сделав открытку или панно в технике аппликации из вязанных шнурочков.
Большой простор для творчества представляет собой бисероплетение. Самое простое, с чего можно начать это нанизывание бисера (а для детей помладше бусин) на леску или нитку. Разнообразить занятие можно, используя бисер и бусины разных форм, размеров, цветов, предлагая ребенку составить определенную последовательность низания. Или нанизать три нитки бисера и сплести из них косичку. Очень нравится детям бисероплетение на проволоке параллельными рядами.В этой технике можно плести что угодно: фигурки людей, животных, насекомых, птиц; цветы и деревья; простейшие модели транспорта и т. п.
Не менее привлекательным занятием для ребенка может стать вышивание.
Также детей привлекает создание аппликации из стриженных ниток. Это совсем не сложное занятие, но оно поможет ребенку в развитии воображения, мелкой моторики рук, а также закрепит навык работы с ножницами.
В заключении хочется сказать, что каждый педагог выбирает свои формы и методы работы с детьми, но все мы придерживаемся того, чтобы направить детей на расширение кругозора, на формирование эстетического и художественного вкуса, на развитие их креативности.
Фотоотчет «Зимнее творчество детей» Фотоотчет «Зимнее творчество детей» Цель: Расширять представления о зиме. Побуждать детей отражать полученные впечатления в разных непосредственно.
Конспект родительского собрания «Художественное творчество в жизни дошкольника» Тема : Художественное творчество в жизни дошкольника. Дата проведения: 26 января 2017 год. Цели: Создать условия для овладения нетрадиционными.
Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни!» Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Задачи:.
Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка пятого года жизни» Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные,.
Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.
Педагогический проект «Народное творчество в жизни дошкольников» Обоснование проблемы. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.
Предновогоднее творчество детей. Фотоотчёт Несколько дней остаётся до самого чудесного зимнего праздника Новый год. Прошли уже почти все детские утренники, на которых Дед Мороз.
Творчество детей к празднику «День защиты детей» Завтра Международный день защиты детей. И мы взрослые всей планеты хотим, чтобы наши дети росли счастливыми, учились, занимались и в будущем.
7 советов, как развить креативность у ребёнка
Креативность — это творчество. Рассказываем, как развить творческий потенциал у сына или дочери.
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог. Знает, как пробудить в ребёнке желание творить.
Зачем вообще нужно творчество
Психологи утверждают, что творческие хобби положительно влияют на людей вне зависимости от возраста, но особенно важны для детей в познании мира. Вот несколько причин включить творчество в повседневную жизнь и развить креативность у детей.
Творчество полезно для психики. Арт-терапия успокаивает, избавляет от стресса и страха, отвлекает от негативных эмоций, снижает уровень агрессии.
Творчество помогает в учёбе. Оно разгружает мозг, помогает найти решение трудной задачи, развивает эмпатию. Всё это пригождается в школьных делах.
Творчество — способ самовыражения. Через него можно познавать мир и себя, экспериментировать, создавать что-то новое.
Как приобщить ребёнка к творчеству
Вот несколько рекомендаций, как развить креативность у ребёнка.
Совет 1. Найдите хобби по интересам. Творчество бывает разным: рисование, коллажи, лепка, керамика, рукоделие, бижутерия, кулинария, конструкторы Lego. Не бойтесь перепробовать разные начинания — главное, чтобы ребёнок в итоге нашёл что-то по душе.
Совет 2. Вдохновляйте. Внедряйте искусство в жизнь ребёнка — возможно, что-то его заинтересует, и ему захочется это повторить. Посещайте выставки, мастер-классы, лекции, курсы для соответствующего возраста в вашем городе.
Совет 3. Не критикуйте творческие работы ребёнка. Французский уличный художник Тьерри Гетта утверждал: «Искусство не может быть подвергнуто критике, поскольку каждая ошибка является новым творением». Если требовать от детского творчества результатов и достижений, можно отбить тягу к креативности вообще. Поэтому творчество должно вдохновлять и окрылять, а не давить и нервировать.
Ещё важно помнить, что нетворческих или неспособных к творчеству детей не бывает. В каждом ребёнке есть стремление к познанию, природная любознательность и желание пробовать. Но иногда это в корне убивают взрослые, школа и окружение.
Воздержитесь от лишней критики и предоставьте ребёнку творческую свободу: рисует розовых слонов — здорово, выходит за поля раскраски — ну и пусть, лепит что-то непонятное — на здоровье, делает не по канону — ещё лучше.
Совет 4. Включите творчество в расписание. Подойдите к развитию креативности как к формированию привычки — выделите на это конкретное и регулярное время. Например, каждый день с 16:00 до 17:00 — творческий час. Здорово, если у ребёнка будет свой уголок для креатива: в отдельной комнате или в общей. Разложите там все нужные материалы, которые найдутся дома — пластилин, макулатуру для коллажей, краски, конструкторы, бусинки. Показывайте пример — предложите вместе сесть и смастерить что-то по туториалам из интернета.
Совет 5. Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Планшеты, ноутбуки и смартфоны сильно затягивают — ребёнку хочется бесконечно смотреть видео, которые предлагает YouTube, вместо того, чтобы заняться творчеством. Если у ребёнка нет возможности сидеть в гаджете (например, в определённое время мама их забирает) — сразу просыпается желание полепить из пластилина, построить скворечник, связать крючком.
Совет 6. Выполняйте упражнения на развитие креативности. Вот примеры: нарисовать несуществующее животное и придумать ему название, составить связную историю с сюжетом на основе двух случайных слов, сочинить альтернативный конец для любимой сказки.
Совет 7. Рассмотрите альтернативные варианты обучения. В традиционной школе творчеству уделяется совсем мало времени. Даже сочинения и эссе требуется писать по строгому шаблону. А если отойти от принятой линии — получаешь плохую оценку и выговор. Это мало способствует развитию творческого потенциала и креативности ребёнка.
В альтернативных школах, наоборот, творчество играет важную роль в формировании личности ребёнка. В вальдорфских начальных школах можно писать в тетради карандашом вместо ручки и рисовать в конспектах. В школах Монтессори дети всё время развивают мелкую моторику: лепят, строгают, мастерят и рисуют.
А в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» созданы такие условия, чтобы у ребят было достаточно времени на личные творческие хобби: здесь можно учиться через интернет и в удобном темпе. Не надо тратить время на дорогу до школы и обратно — лучше порисовать, слепить что-то или сходить в любимый кружок. В «Экстернате Фоксфорда» регулярно проходят творческие онлайн-курсы, где дети могут развивать креативность и учиться самовыражению.
Значение творчества в жизни ребенка.
Значение творчества в жизни ребенка.
Детство откладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека – именно в детстве формируются основные черты характера и мировоззрения, способности и таланты. В каждом ребенке заложен колоссальный скрытый потенциал, который необходимо помочь раскрыть, и тем самым обеспечить ему залог для дальнейшей успешной жизни.
Во все времена искусство было неотъемлемой частью любого развитого общества. Оно служило средством духовного и нравственного воспитания. Каждый ребенок, учился видеть красоту окружающего мира, не только находясь среди природы, но и наслаждаясь прекрасными произведения искусства.
Творческий процесс обогащает детский внутренний мир, делает ребенка добрее и гуманнее. Рисуя, конструируя или лепя, ребенок развивает фантазию, моторику, открывает для себя новый, удивительный мир красок, цвета, текстур и материалов. Узнает нестандартные техники использования уже знакомых ему предметов и вещей.
Я считаю, что только в творческом процессе ребенок может полностью раскрыть свое воображение, внутренний потенциал и почувствовать себя настоящим творцом. Хочется сделать акцент на том, что любой ребенок может творить и творчески развиваться в независимости от своих художественных способностей, потому что, с помощью определенных методик и правильно созданной атмосферы их можно развить в любом ребенке. Творчество помогает ребенку не только прикоснуться к чему-то новому, удивительному, интересному, но и самому стать его частью.
Имея представление о цвете, форме и свойствах предметов, ребенок сможет создать удивительное и уникальное произведение, а наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы грамотно и аккуратно ему в этом помочь.
Детское творчество
Елена Бавыкина
Детское творчество
Творчество-польза для развития
Что такое творчество вообще? Это процесс, в результате которого создается что-то красивое и новое. Для взрослых, например, очень важно, каков будет конечный результат творчества. А что такое творчество для ребенка? Это его мир, в котором он-творец. Это мир развития его фантазии, воображения. И ребенку важен сам процесс занятий творчеством. От занятий творчеством ребенок получает большую пользу.
О пользе детского творчества
Ребенок, как маленький первооткрыватель, у каждого свой отдельный мир, со своими переживаниями, чувствами, эмоциями. Каждый ребенок по-своему воспринимает информацию, чем ярче и интереснее впечатления детей, тем богаче воображение.
Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерство в детской руке, тем умнее ребенок.»
В детском возрасте очень важно развивать воображение и фантазию.
Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребенок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учится видеть «конечный результат».
Виды детского творчества
Рисование. Это самый распространенный вид занятий с детьми. Что нужно для рисования? Бумага, краски или гуашь, карандаши, фломастеры. А можно рисовать и мелками, угольками даже на асфальте.
Лепка. Лепить дети очень любят! Они чувствуют себя маленькими скульпторами, создавая забавную фигурку животного, лепить можно пластилином, глиной, сейчас есть разные массы для лепки.
Плетение. Дети часто увлекаются плетением-из бисера, ленточек, резиночек. Создают замечательные украшения-браслеты, фенечки, броши.
Аппликация. Из бумаги, клея можно создать целые шедевры! Включив немного фантазии, можно сделать и рамку для фотографий, картину, открытку.
Творчество наших детей
Декоративные тарелочки под роспись. Детское творчество Сегодня нам трудно представить свою жизнь без посуды. Первобытный человек делал свою первую посуду из коры и дерева, но вся она была.
Детское новогоднее творчество (фотоотчет) Детское новогоднее творчество. Фото отчет. Приветствую всех коллег на своей страничке! Предлагаю посмотреть, как мы с детьми готовились.
Детское творчество В связи с тем, что я на данный момент нахожусь в декрете, творчество с детьми было не возможно, пока не пришла идея заняться творчеством.
Детское творчество Детство – прекрасная беззаботная пора. Именно в детстве человек менее всего стеснён рамками и правилами. Ребёнок сам выбирает, чем ему заняться,.
Детское творчество Главным фактором в развитие творческих способностей дошкольника является продуктивная деятельность. В процессе данной деятельности у ребёнка.
Детское творчество по теме «Осень» Доброе время суток уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами работами своих детей,старшего дошкольного возраста на тему осени.
Детское творчество по теме «Урожай» Предлагаю вашему вниманию наши творческие работы по теме»Урожай».На занятии по рисованию мы «закатывали» в банки яблочный компот. Силуэт.
Детское творчество в семье Детское творчество — один из видов самостоятельной деятельности ребёнка, в результате, которой он отступает от привычных и знакомых ему.
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит.
В ожидании праздника (детское новогоднее творчество). Здравствуйте, уважаемые коллеги. В детском саду наступила горячая пора. Все дети и взрослые с нетерпением ждут самый любимый, веселый,.
Детское творчество. Что важнее: процесс или результат?
Невозможно представить развитие ребенка без занятий творчеством: рисунки, поделки из пластилина и глины, новогодние игрушки, аппликации, браслеты из бусин, открытки и множество других детских самоделок радуют глаз родителей и вызывают умиление у друзей и родственников. Нам всем хочется, чтобы именно у нашего малыша получались самые оригинальные и красивые работы, поэтому нередко используем интересные идеи с пошаговыми инструкциями из книг и интернета и предлагаем их своим детям. Можно ли считать такие занятия детским творчеством? Детский Монтессори клуб «Созвездие» спешит разобраться в разных способах проведения занятий по рисованию и лепке для дошкольников.
Не все занятия творчеством похожи друг на друга
Представьте себе, что вы пришли в детскую изостудию и видите две комнаты, где идут занятия. В одной комнате на доске висит образец работы, а учитель ходит по классу и поправляет работы учеников, в другой комнате на столе разложены разноцветные вырезки из журналов, а малыши делают мозаики, каждый со своим сюжетом, учитель же подходит к детям и скорее задаёт вопросы, чем вносит свои коррективы. Вы увидели два разных подхода к детскому творчеству: один ориентирован скорее на результат, а другой на процесс.
Давайте разберемся поподробнее, чем различаются творчество ради процесса и творчество ради результата.
Творчество ради результата
Такие занятия выглядят очень правильно и безопасно: ни один ребенок не нарисует Халка вместо котёнка, у всех получится работа, которая растрогает родителей, все дети закончат в одно время. Нельзя сказать, что эта схема не способствует детскому развитию: малыши тренируют мелкую моторику, развивают пространственное восприятие, учат формы и цвета, тренируют произвольное внимание и учатся следить за учителем.
Обратите внимание на этих пингвинчиков с группового занятия для дошкольников:
Можно заметить, что дети работали с заготовками разных форм (обратите внимание, что размер деталей абсолютно одинаковый) и были четко проинструктированы, как и куда необходимо приклеить элементы. Урок явно был хорошо продуман и рассчитан по времени, а малыши справились с заданием и получили прекрасный опыт.
Теперь, перед тем, как мы перейдём к творчеству ради процесса, рассмотрите другой пример с пингвинчиками и поразмышляйте, какие различия в этих проектах бросились вам в глаза в первую очередь:
Творчество ради процесса
Такой способ организации творческих занятий способствует самовыражению ребенка, развивая его креативность и воображение, а сам процесс недирективного творчества действует расслабляюще, снижает тревожность и успокаивает малыша. Кроме того, дети часто стремятся рассказать задумку своей работы, что безусловно развивает их речь сильнее, чем короткие ответы в духе: «Это пингвин, у него 2 ноги, 2 глаза, 2 крыла». Более глубокое развитие получает и мелкая моторика, ведь самостоятельные эксперименты с различными материалами требует гораздо лучшего владение рукой, чем механическое выполнение последовательности действий. Каждый, кто хоть раз пытался срисовать что-то, а затем нарисовать это сам, сможет рассказать, насколько по-разному работает пространственное мышление в этих с виду похожих задачах. К тому же, свободное творчество учит ребенка переходить от задумки к воплощению, планируя свою деятельность и работая, не отвлекаясь на посторонние раздражители и не отступая перед трудностями.
Творчество ради процесса и творчество ради результата – это абсолютно разные для малыша занятия. Оба благотворно влияют на развитие ребенка, но лишь творчество ради результата позволяет малышу заниматься самовыражением и принимать самостоятельные решения на пути воплощения собственной задумки.
С одной стороны, кажется очевидным, что творчество ради процесса делает гораздо больший вклад в развитие ребенка, чем изготовление поделок из «100 идей для детского творчества». Но, с другой стороны, мы понимаем, что, как и в любой другой области, ребенку нужно показывать, как использовать краску и карандаш, как скатать шарик из пластилина, и без образца и инструкции это сделать не получится.
Безусловно, по-настоящему вовлеченный педагог всегда использует комбинации, выбирая лучшее из двух подходов. Малышам предлагается пробовать разные материалы, демонстрируются разные способы работы с ними, а, главное, диалог с ребенком на занятиях строится не для исправления ошибок и указания правильного пути, а для помощи ребенку в воплощении его идеи. Ведь, скорее всего, именно этого мы и ждём, записывая малыша на подобные занятия.
Посмотрите сюжет о свободном рисовании для маленьких детей:
Как организовать творчество ради процесса?
Подготавливая пространство для домашних занятий, помните, чем отличается творчество ради процесса от творчества ради результата: настройтесь на процесс, не пытайтесь вдохновляться готовыми аккуратными идеями в интернете, не держите в голове идеальный результат, не бойтесь появления нестандартных идей.
Задайте себе вопрос: «Зачем мы решили заниматься творчеством?», пусть вас ведет ответ на него. Позвольте ребенку самовыражение, не решайте за него, что станет результатом занятия, не оценивайте работы ребенка по критериям аккуратности и опрятности. Будьте открыты и естественны со своим малышом.
Для того, чтобы настроиться на свободное творчество, мы рекомендуем использовать наши заметки:
Подготовьте комнату и одежду для ребенка, чтобы не отвлекаться на мысли о последствиях разлитой краски или брызг от кисточки.
Во время занятия внимательно слушайте идеи малыша и не отвергайте их, не бойтесь использовать больше материала, сделать не одну работу за раз.
Не стоит жестко ограничивать ребенка во времени – заложите в распорядке дня еще 20-30 минут свободного времени на случай, если творчество увлечет малыша.
Позвольте ребенку оставить работу незаконченной и вернуться к ней позже, если ему это требуется.
Для создания необходимой атмосферы можно включать легкую негромкую музыку под настроение
Замечайте и комментируйте действия ребенка, но избегайте их оценки: «Посмотри какие ты нарисовал желтые пятна!»
Отвечайте на просьбы и вопросы малыша, старайтесь максимально помочь ему, но помните, что это его работа, а не ваша.
Идеи для вдохновения можно черпать не из конечных продуктов, а из необычных материалов для творчества:
Рисование гуашью и акварелью, карандашами и фломастерами, восковыми и сухими мелками,
Пальчиковые техники рисунка,
Лепка из пластилина и глины,
Рисование с помощью зубных щеток и кухонной утвари с необычной поверхностью (тёрка, давилка для картофеля, кисточки и венчики),
Изготовление печатей из губки для посуды,
Изготовление аппликаций из бумаги, журнальных вырезок, ткани, круп, песка,
Очень важно отбросить свои представления о правильном и неправильном использовании материалов: бережное отношение к кисточкам не должно мешать проверки на возможность её использования в качестве штампа.
Совершенно не возбраняется совместное творчество: можно делать общую работу или параллельно с ребенком создавать свою, главное не забывать поддерживать атмосферу доверия без оценок и правильных ответов и сохранять собственную вовлеченность в творчество малыша.
Выводы
Детское творчество – непременное условие гармоничного развития ребенка. Большая часть дошкольной жизни малыша посвящена рисованию, лепке, аппликациям и другим экспериментам с разными материалами и задумками. Вовлеченность взрослого в процесс творчества может быть разной: от полного контроля над ситуацией и выдачей ребенку пошаговых инструкций до ограничения лишь эмоциональной вовлеченностью без указаний ребенку на материалы и способы работы с ними. Оба подхода положительно влияют на развитие малыша, но по-настоящему творческими занятия становятся именно в свободной среде, где нет места оценкам и образцам для копирования.
Заключение
Сеть детских Монтессори клубов «Созвездие» уделяет большое внимание детскому творчеству и самовыражению. Мы верим, что детская фантазия и тяга пробовать и узнавать новое является локомотивом всего детского развития. Именно поэтому в каждом детском клубе «Созвездия» есть место для творческих занятий: они ждут малышей в нашем мини детском саду полного дня, утренних и вечерних группах, а также на кружках по изобразительному искусству и регулярных творческих мастер-классах. Все педагоги наших детских центров имеют профильное образование и прекрасно разбираются в особенностях детской психологии и психического и физического развития детей, именно поэтому любое занятие построено так, чтобы приносить максимальную пользу его участникам. В детском Монтессори центре «Созвездие» ваш ребенок всегда будет окружен заботой и вниманием. Записывайтесь на бесплатное занятие, чтобы убедиться в этом сами! Мы ждём встречи с вами!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия