Творческие акции и проектная деятельность в библиотечной сфере

Проектная деятельность библиотек: как выбрать тему проекта и получить грант

Одним из перспективных направлений в работе библиотек является программно-проектная деятельность. Библиотечный проект может стать одним из наиболее эффективных инструментов продвижения библиотеки и повысить ее престиж. Чаще всего проектная деятельность библиотеки подразумевает получение гранта, выделение средств на реализацию программы или проекта.

Грант помогает профинансировать более масштабные и интересные мероприятия для посетителей и сотрудников библиотеки, повысить книгообеспеченность или заключить необходимые соглашения с другими организациями. Особенно это актуально при сокращении объемов финансирования библиотеки государственными структурами. Выигранный грант является визитной карточкой библиотеки и способствует развитию библиотечной деятельности.

Что же такое проектная деятельность?

Прежде чем перейти к определению библиотечного проекта и перечислению его видов, давайте разберемся, что такое проектная деятельность и проект в целом. Проектирование представляет собой целенаправленную деятельность по поиску новых решений, включающих комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения результата (например, повышение книгообеспеченности).

Результатом проектирования становится проект или программа. Различие между ними заключается в объекте исследования. У проекта есть один объект исследования, у программы их несколько. По сути, программа состоит из нескольких проектов и решает более сложные задачи. Целевая программа, в свою очередь, содержит комплекс взаимосвязанных проектов, имеющих общую цель.

Библиотечный проект: виды и структура

Библиотечная программа является общественным некоммерческим проектом, главной целью которого обычно становится достижение более широкого доступа к информации или расширение кругозора у определенной аудитории. Все библиотечные проекты условно можно разделить на несколько видов:

Источник

«Проектная деятельность библиотек»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕК

Творческие акции и проектная деятельность в библиотечной сфере

Данные методические рекомендации адресованы работникам библиотек для освоения методики проектной деятельности в библиотеке и более эффективного подхода к планированию и использованию ресурсов библиотек.

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие в нашей стране экономические, политические, социальные реформы существенно меняют роль и место библиотек в обществе. Перед нами выдвигаются новые цели и задачи. Сегодняшняя библиотека – это один из самых доступных для широких масс центров культуры, общения с книгой. Библиотеки могут влиять на общественное сознание, культуру, представление людей о жизни, о самих себе, оказывая существенное влияние на формирование и развитие культурно-информационной среды.

Сложность поставленных задач вызывает необходимость совершенствования информационно-библиотечного обслуживания. Появляются новые направления и формы библиотечной работы, нацеленные на удовлетворение потребностей пользователей. Библиотека становится активным субъектом рыночной экономики, эффективность ее работы оценивается по реальным делам, которые невозможно осуществить, не используя методику проектирования.

Проектная деятельность библиотек сегодня – это возможность более эффективного подхода к планированию и использованию ресурсов библиотек.

Проектная деятельность сплачивает, организует и дисциплинирует коллектив. Это взаимопонимание единых целей и задач, взаимопомощь при реализации. Это видимые результаты труда коллектива единомышленников. В творческий процесс без принуждения вовлекаются не только сотрудники библиотеки, но и читатели, жители района.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ БИБЛИОТЕЧНОГО ПРОЕКТА

Сегодня существует множество определений понятия «проект». В переводе с латинского “проект” означает “брошенный вперед”, т. е. устремленный вперед взгляд на какую-либо деятельность. В современной трактовке проект – это поэтапная эффективная реализация задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.

В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно-библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов. Для современной библиотеки — это средство управления, планирования и определения основных направлений использования ресурсов.

Характерными чертами проекта являются:

• направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов (проект есть разовое явление, включающее в себя последовательность взаимосвязанных действий, предпринимаемых в ограниченный период времени и нацеленных на достижение конкретного результата);

• сопряженность с изменениями;

• координированное выполнение множество взаимосвязанных действий;

• ограниченная протяженность во времени (запланированные начало и конец);

• результативность и эффективность проекта (в библиотечном деле — социальная значимость).

Существуют различные классификации проектов, например:

по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:

Мегапроект представляет собой целевую про­грамму развития культуры на различных уровнях управления, включающую в свой состав ряд моно – и мультипроектов. Они, как правило, содержат несколько взаимосвязанных проектов развития всей культурной среды, то есть библиотечной сферы, музеев, театров, центров досуга. Эти проекты интегрированы в мегапроекте общей целью, выделенными ресурсами и сроками реализации. В библиотеках России мегапроекты для библиотек разрабатываются на верхних уровнях управления: государствен­ном (межгосударственном), республиканском, краевом, област­ном. В отличие от других проектов мегапроекты обладают:

К мулътипроектам относятся комплексные программы стра­тегического развития библиотек, учитывающие возможные из­менения внешней среды. Такой тип программированного управления библиотечной сферой применяется на уровне малого города.

Третий класс проектов составляют моно-

проекты.

Монопроекты в библиотечной сфере создаются и осу­ществляются на уровне одной библиотеки, в них четко обоз­начены круг задач и направления развития конкретной биб­лиотеки. Они просты, ограничены ресурсами и временными рамками. Значительная часть их проектируется и реа­лизуется в связи с теми или иными знаменательными событиями в конкретном регионе. Как правило, такие проекты не требуют дополнительных ресурсов, сроки их выполнения — от одного месяца до года. Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием и, не требуют для до­стижения своих целей формирования других проектов. Малые проекты допускают ряд упрощений в процессе проек­тирования, реализации и формирования команды проекта. В пе­риод их выполнения возможно кратковременное перераспреде­ление всех ресурсов: интеллектуальных, финансовых, информа­ционных, материальных и др. Гибкая организация в управлении, тщательное определение конечных целей, четкое распределение задач, взаимозаменяемость членов команды, эффективность — вот основные особенности малого проекта.

Многообразие библиотечных проектов зависит от их со­держания: целей, задач, факторов, влияющих на разработку и реализацию. Новыми типами проектов, разрабатываемых в биб­лиотеках, являются:

Пилотный проект — пробный проект. Примером такого проекта — пилотный проект для мегапроекта «Пушкинская биб­лиотека: книги для российских библиотек», с помощью которого удалось проверить, как функционирует каждое звено и вся схема реализации про­екта, комплектование фондов библиотек.

Инвестиционные проекты.

В инвестиционных проектах важным парамет­ром является ресурсный потенциал. Использование бюджетных и собственных средств, получение кредитов и льгот, долевое участие различных инвесторов, короткие сроки реализации — вот основные признаки инвестиционных проектов.

Информационные проекты.

Быстрый рост объемов информа­ции и развитие информационных технологий значительно вли­яют на способы получения доступа к информации, что сказы­вается на библиотеках и их услугах. Проблема создания и коо­перации информационных ресурсов является очень важной для российских библиотек. Внедрение новых технологий, автомати­зация процессов привели к появлению информационных проек­тов для библиотек.

Инновационные проекты.

К ним относят «проекты, где глав­ная цель — разработка и применение новых технологий и других нововведений, обеспечивающих развитие систем. Инновационная деятельность в библиотечной сфере сегодня разнопланова, вклю­чает освоение новых информационных технологий, создание новых услуг, модернизацию всех направлений библиотечной де­ятельности: комплектования, обслуживания, хранения.

Особенностью инновационных проектов является то, что процесс планирования и корректировки в них идет одновремен­но. Инновационные проекты в библиотеках могут быть небольшими и крупными. Небольшие инновационные проекты обыч­но реализуются при создании новых библиотечно-информационных услуг и, как правило, не требуют больших затрат. Крупные инновационные проекты требуют достаточного финансирова­ния, имеют большую степень риска, но в случае их выполнения библиотеки оказываются на новой ступени развития.

Маркетинговые проекты.

Цель маркетинговых проектов — разработка стратегии развития библиотеки, методики приори­тетных направлений библиотечной деятельности. При реали­зации данного типа проектов разрабатывается нормативная, научная,

регламентирующая документация; анализируются дан­ные социологических и маркетинговых исследований, анкети­рования и т. д. для выработки дальнейшей стратегии развития библиотеки. Такие виды проектов характерны для федераль­ных, республиканских, краевых и областных библиотек, одним из видов деятельности которых является организация и прове­дение научно-исследовательской работы. Реже маркетинговые проекты реализуются в муниципальных библиотеках, посколь­ку средства на их осуществление обычно бывают очень ограни­ченными.

Организационные проекты направлены на реорганизацию библиотек, изменение их структуры, создание новых библиотек, филиалов, проведение крупных международных конференций, выставок и т. д. Цели здесь четко определены, однако количест­венные и качественные результаты труднее предвидеть, посколь­ку они зависят от организационных изменений в системе. Сроки и продолжительность проекта установлены, ресурсы, как прави­ло, предоставляются по мере возможности. Расходы на органи­зационный проект требуют экономического обоснования, а так­же корректировки по мере его реализации.

Организационные проекты тесно связаны с экономически­ми, так как формируются главным образом за счет бюджетных ресурсов.

Образовательные проекты реализуются в рамках образова­тельной функции библиотек и направлены на обеспечение до­ступа к электронным источникам знаний и информации, предо­ставление учебных, образовательных баз данных, в том числе на электронных носителях информации.

Социальные проекты выполняют важную миссию с точки зре­ния социальной необходимости, полезности и привлекательнос­ти. Они создают условия для адаптации населения к новой со­циально-экономической обстановке в регионе.

Кулътурно-досуговые проекты связаны с поиском новой роли библиотек в условиях социально-культурной среды. Они наце­лены на организацию досуга в библиотеке, которая становится культурно-досуговым центром, местом проведения встреч, вече­ров, дискуссий, организации клубов по интересам. Смысл тако­го рода проектов состоит не в том только, чтобы организовать свободное время в культурной обстановке, но в том, чтобы кон­солидировать местную интеллигенцию, привлечь внимание ру­ководителей, органов местного самоуправления к деятельности библиотеки.

Казалось бы, классификация проектов имеет чисто теоретическое значение. Однако здесь присутствует и важный практический аспект. Именно классификационные характеристики дают возможность самой библиотеке выстроить приоритеты в выборе того или иного вида проектирования.

Рассмотрим элементы проектной деятельности. Проектная работа традиционно состоит из четырех последовательных этапов или стадий.

I. Подготовка к проектированию

Проектная работа начинается с рождения интересной идеи в процессе изучения региональной социокультурной ситуации и творческого мышления библиотекарей. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой и логичной, представлять интерес для населения, подкрепляться нормативно-правовой базой и соотноситься с миссией учреждения культуры. Больше шансов на реализацию имеют те идеи, в основу которых заложены инновации.

Проектная деятельность всегда направлена на разрешение какой-либо конкретной ситуации, поэтому следующим шагом является проведение предпроектного исследования, которое может быть осуществлено посредством наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования и т. п. Прогноз, полученный в ходе комплексного анализа, станет базой для разработки проекта, обоснования его целей и задач.

II. Вторая стадия — разработка проекта

Эта стадия включает в себя два этапа:

1. Планирование проекта

2. Оформление проектной документации. Проект состоит из трех частей: титульного листа; содержания и приложения.

На титульном листе необходимо представить всю основную информацию о проекте: название, авторов, адрес организации-заявителя, срок выполнения, сумму проекта, сведения о полученных ранее грантах и т. п.

В содержание проекта могут входить следующие разделы:

Краткое описание проекта — суть, изложенная в сжатой форме: не (более 5 предложений).

Введение — своего рода презентация проекта: история, миссия, достижения организации-соискателя; отличительные особенности, которые делают ее уникальной в областях деятельности, непосредственно связанных с проектом.

Постановка проблемы — описание проблемы, для решения которой создан проект; четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности. Для достижения желаемого результата позволитель­но слегка преувеличить значимость темы проекта

Цель — результат решения проблемы. Раздел, в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего-либо.

На основе поставленной цели следует определить задачи проекта, т. е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению несколько групп задач. Обычно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной — их про­движение потребителям. При формулировании задач уместны глагольные формы: «создать», «объединить», «изменить», «улучшить» и т. п.

Нужно четко отделять цели проекта от задач, а задачи — от метода осуществления. То, чего необходимо добиться является целью: то, что для этого нужно сделать, — задачами, а то, как это будет сделано, — методами.

Методы — мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным ука­занием дат проведения мероприятий и лиц, которые несут за них ответствен­ность.

Уникальность инновационный характер проекта. Соответственно этот раздел имеет место лишь при наличии такового.

Субъекты проектной деятельности.

Субъектами проектной деятельности библиотеки являются основные участники проекта и команда проекта, которые, в соответствии со своими задачами и границами полномочий, взаимодействуют в процессе его осуществления. Необходимая сторона субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. Основные участники проекта это:

Команда проекта состоит из:

Часто фонды интере­суются не столько биографическими сведениями, сколько профессиональными навыками участников проекта, поэтому в списке исполнителей можно указать следующие сведения о них:

Важно показать, что профессиональная квалификация организаторов и участников проекта достаточна для его успешной реализации.

Бюджет проекта (смета расходов) — возможно, самая главная часть за­явки, в которой необходимо учесть все статьи расходов и основные факторы, влияющие на их величину. Этот раздел имеет очень большое значение, потому что довольно часто из-за неумения работать в условиях проектного финансирования, были провалены многие проекты.

В отсутствие каких-либо особых инструкций бюджет проек­та обычно состоит из трех частей: прямые расходы, непрямые расходы; оплата труда.

Прямые расходы включают аренду помещения; аренду и покупку обору­дования; эксплутационные расходы; расходные материалы (канцелярские товары и т. д.); командировочные и транспортные расходы; прочие расходы (оплату се­минаров, размножение печатных материалов и т. д.).

Непрямые расходы это расходы, не связанные с проектной деятельностью, но необходимые для полноценного функционирования организации и ус­пешного выполнения ею задач: стоимость износа основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников и т. п.

Оплата труда это раздел, где указывается сумма, минимальная по отно­шению к общему финансированию, и перечисляются все занятые в проекте работники. Обычно подобные сведения оформляются в виде таблицы, отображающей следующие позиции: количество персонала; месячный оклад; время действия гранта; требуемая сумма; дотированная сумма. При этом нужно, чтобы размер оклада был сравним с окладами, применяемыми на практике; бюджет проекта соответствовал его описательной части; бюджетные статьи расходов, как и запра­шиваемые у грантодателя суммы, были обоснованными, соответствовали реаль­ным ценам и расценкам, учитывали уровень инфляции.

Нельзя упускать из виду, что каждый проект подразумевает собственный вклад организации-разработчика: труд добровольцев, оцененный в денежном эквиваленте; использование имеющейся в наличии оргтехники (в данном случае собственным вкладом будут считаться расходы по ее амортизации); расходы на покупку программного обеспечения, которое уже установлено; расходы на арен­ду помещения; коммунальные платежи и связь.

Ожидаемые результаты. В этом разделе нужно доказать, что работа по реализации проекта будет выполнена рационально и в срок; опре­делить и перечислить ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в рамках реализации проекта.

Факторы успеха подразумевают указание сильных сторон деятельности учреждения культуры, способствующих успешной реализации проекта:

Риски проекта — негативные факторы, «подводные камни» в реализации проекта. Чем полнее и глубже проработан этот раздел, тем выше будет доверие потенциальных партнеров и грантовых фондов. Можно выделить следующие причины возникновения рисков:

Будущее проекта. В этой части проекта необходимо коротко объяснить, с чьей помощью и за счет каких ресурсов авторы рассчитывают сохранять и раз­вивать результаты, полученные в рамках проекта.

На этом оформление проектной документации закончено.

Теперь можно приступать к следующему этапу проектной деятельности — реализации разработанного проекта.

Процессы реализации проекта:

1. Инициация — после регистрации проекта и проведения презентации принимается решение о начале и сроках выполнения проекта. Для презентации и визуального фиксирования проекта можно использовать схемы, модели или карту проекта. Структура карты проекта похожа на дерево и выглядит, как разрастание его ствола путем ветвления. В такой структуре используется прин­цип «от общего к частному». Схематично «дерево проекта» состоит из шести частей:

Представлять цели, задачи или проект в виде карты, модели, схемы не обязательно, но желательно, т. к. это имеет ряд преимуществ: четко видна главная цель; наглядно расположены смысловые связи (цели — задачи — методы); проект становится более наглядным и лучше запоминается.

В настоящее время имеются различные компьютерные программы, посвя­щенные созданию карты проекта. Используя их в работе, можно с легкостью со­ставить эту карту. Желательно, чтобы в ее структуре было не более трех разных «геометрических форм», иначе ее восприятие значительно усложняется.

2. Планирование проекта — разработка стратегии их достижения.

Планирование осуществляется в течение всего срока реализации проекта. Важно определить работы, из которых состоит проект, а затем рассчитать срок и стоимость его выполнения. В результате планирования выстраивается организационная структура проекта, составляется календарный график этапов.

3. Исполнение — координация всех ресурсов для реализации составленного плана.

4. Контроль — сбор фактических данных о выполнении работ и сравнение их с плановыми задачами. К сожалению, отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда, поэтому могут быть приняты решения об ускорении выполнения определенных критических задач за счет выделения для этого большего объема ресурсов.

5. Анализ — определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и задачам, принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий. В ходе анализа исполнения оцениваются состояние и прогноз успешности исполнения проекта согласно критериям, определенным на стадии планирования.

6. Завершение — период достижения конечных целей.

Основное содержание работ этой фазы состоит в следующем:

Главной задачей завершения проекта является консолидация всех знаний и навыков, полученных в ходе его реализации. Важным в заключительной стадии жизненного цикла проекта становится анализ достижений и ошибок, выявление новых управленческих приемов.

Каждый проект, независи­мо от того, успешен он или нет, позволяет команде, работающей над его реали­зацией, получить уникальный опыт. Успех проекта состоит в приобретении командой и организацией определенных знаний, умений, навыков, которые в следующий раз можно будет применить для повторения успеха или во избежание ошибок.

Алгоритм оформления проектной документации

Источник

Проектная и инновационная деятельность библиотек

Виды библиотечных проектов. Характеристика современных библиотечных проектов. Виды инноваций. Инновационная деятельность в библиотеках, содержание, основные этапы.

Проектная деятельность

Проектная деятельность библиотек позволяет осваивать наиболее перспективные направления, стать доступным центром общения для населения. Работа библиотек по программам позволяет им целенаправленно вести работу по различным направлениям во взаимодействии со всеми заинтересованными лицами и организациями – социальными партнерами.Программно-проектная деятельность библиотек в современных условиях рассматривается как эффективный механизм развития творческой активности библиотечного сообщества, совершенствования форм и методов социального партнерства и привлечения новых источников финансовых средств для развития библиотек.

В библиотечном деле проект нацелен на эффективное использование новых информационно-библиотечных технологий и имеющихся библиотечных ресурсов. Для современной библиотеки – это средство управления, планирования и определения основных направлений использования ресурсов.

Цель, задачи, значение проектной деятельности. Мониторинг библиотечно-информационной деятельности для выявления приоритетных направлений проектной деятельности

Цель проектной деятельности библиотек

Проект может быть ориентирован на достижение следующих целей: привлечения новых читателей, развитие спонсорства и партнерства, усиление роли библиотеки в местном сообществе, повышение качества обслуживания, улучшение имиджа, развитие новых направлений в работе и т. д.

Типология библиотечных проектов (задачи)

Творческие акции и проектная деятельность в библиотечной сфере

Значение

В библиотечном деле осознана важность проектов, которые позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с органами власти, общественностью и партнерами. В результате проекты превращаются в ключевой фактор, определяющий успех и расширение библиотечной деятельности.

Среди предпосылок для наиболее благоприятной и эффективной работы с проектами выделяют: ликвидацию планово-распределительной системы, формирование правового регулирования; децентрализацию управления; определенные изменения в психологии управленцев и развитие компьютерных программ. Именно проектный менеджмент или управление проектами, по мнению большинства специалистов, становится важной и актуальной технологией, позволяющей библиотеке постоянно развиваться.

Сегодня при переходе всех отраслей в систему рыночных отношений, управленческая структура библиотечной сферы остается почти неизменной, следовательно, неадаптированной к внешним и принципиально новым условиям. Для того чтобы создать благоприятные условия для выхода библиотеки из сложившейся ситуации, необходимо иное концептуальное обоснование жизнедеятельности библиотек в условиях экономической и социальной дезинтеграции и регионализации всех сфер российской жизни. В связи с этим эффективным и значимым типом управления для решения проблем такого рода является проектное программирование.

Ключевым фактором здесь выступают широкие преобразования в самых различных областях библиотечной деятельности, что требует адекватного механизма управления реформами.

Другой фактор – возрастающая сложность проблематики, решаемой современной библиотекой. Надо сказать, что именно комплексность и многоаспектность библиотечной деятельности как объекта руководства заставляли и в прежние периоды обращаться к формам управления программами и проектами, но отображали они своеобразие существовавшего тогда идеологического, социального, экономического окружения. К таким формам следует отнести программно-целевое управление, широко использовавшееся в руководстве централизованными библиотечными системами, в организации методической работы и т.п.

Наконец, немаловажным фактором является то, что управление проектами изначально создавалось и развивалось в странах с демократической ориентацией и рыночной экономикой, что нашло отражение в методах решения многообразных задач осуществления проектов. По мнению ряда авторов, анализ существующей практики управления показывает, что особенностью современной управленческой деятельности является тотальный дефицит материальных и финансовых ресурсов; расширение полномочий региональных и местных властей и принятия стратегических решений регионального и местного уровня.

В связи с широкой демократизацией и гуманизацией библиотечной деятельности, использованием в руководстве библиотекой концепций менеджмента и маркетинга, формируется достаточно устойчивая база применения этих методов.

Про мониторинг БИД для выявления приоритетных направлений деятельности

Главной целью работы библиотеки является быстрое и качественное удовлетворение запросов пользователей. Для этого необходимо постоянно исследовать, изучать интересы, требования и возможности современного пользователя, что требует внедрения маркетинга и совершенствование организации управления библиотекой.

Читатели приходят в библиотеку с запросами от простейших до сложных. Это означает, что библиотеки должны ориентировать собственную деятельность относительно изменяющегося контингента читателей и их потребностей.

Для достижения этой цели библиотекам необходимо: вести активный инновационный поиск в совершенствовании обслуживания читателей; внедрять новые технологии в библиотечные процессы; использовать современные методики работы с читателями.

Все эти процессы влекут изменения в организации управления библиотекой. Совершенствование организации управления становится одним из способов развития российских библиотек в условиях недостатка средств, выделяемых библиотекам для их реконструкции, реструктуризации и технического переоснащения.

Виды библиотечных проектов. Характеристика современных библиотечных проектов

Проект может существовать в двух формах:

И в первом и во втором случае проект– это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

Любой проект – это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определённые сроки. Проект –это разовая деятельность, которая:

Проект – есть способ выражения идей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи.

Проект представляет собой особую знаковую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений людей, направленную на преобразование природы, общества, самого человека.

Существуют различные типологии проектов и программ, например:

1. По содержанию

2. По срокам решения проблемы и достижения желаемой цели

3. По масштабам

4. По характеру целей и задач, направлениям деятельности (некоторые):

5. По особенностям финансирования:

Характеристика

Наиболее распространенной в различных сферах деятельности является классификация по признаку масштабности, предполагающая деление на мегапроекты, мультипроекты, монопроекты.

Мегапроект представляет собой целевую программу развития культуры на различных уровнях управления. Мегапроект содержит ряд взаимосвязанных проектов развития не только библиотечной сферы, но и музеев, театров, центров досуга, то есть всей культурной среды, интегрированной в мегапроекте общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.

В библиотеках России мегапроекты формируются, поддерживаются на высших уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, реже муниципальном и др.

Мегапроект обладает рядом отличительных черт: высокой стоимостью; трудоемкостью; длительностью реализации; отдаленностью районов реализации, а следовательно дополнительными затратами на инфраструктуру; влиянием на социальную и культурную среду региона и даже страны в целом.

Мегапроект носит макроэкономический характер, затрагивает интересы значительной части населения региона, требует тщательной подготовки, специальных методов координации и управления при его осуществлении.

Мультипроекты – комплексные программы, связанные с определением концепций и направлений стратегического развития библиотек, приспособленного к динамичным изменениям внешней среды. Такой тип программирования формируется в библиотечной сфере на уровне малого города.

Поскольку у всех городов стартовые условия неодинаковы, при проектировании регионального развития библиотечного обслуживания должен быть реализован дифференцированный ситуационный подход. В ходе исследования была проведена типология районных централизованных библиотечных систем (ЦБС) малых городов, определяющая дифференциацию региональных мультипроектов.

Монопроекты осуществляются на уровне одной библиотеки, имеющие определенную цель, четко определенные нормы финансирования, ресурсного обеспечения, установленные сроки и конкретное содержание. Монопроекты в библиотечной сфере отличаются большим разнообразием: организационные, инновационные, управленческие, исследовательские, технические, экономические, социальные и др.

Малые проекты допускают ряд упрощений в процессе проектирования, реализации и формирования команды проекта. В таких проектах возможно кратковременное перераспределение всех видов ресурсов: интеллектуальных, финансовых, информационных, материальных и др. Гибкая организация в управлении, тщательное определение конечных целей, четкое распределение задач, взаимозаменяемость членов команды, предопределяют эффективность малого проекта.

Развитие информационно-библиотечной деятельности привело к образованию еще одного класса, выходящего за рамки традиционного деления на моно-, мульти- и мегапректы. Речь идет об международных проектах, отличающихся значительной сложностью и высокой стоимостью. Поскольку разработка таких проектов требует учета различий в нормативной и правовой базе стран-участниц, время на подготовку международных проектов увеличивается, значительно повышается и уровень требований к точности и качеству исполнения.

Практическая значимость классификации проектов заставляет обратить внимание на их содержательные факторы. Многообразие этих проектов только подчеркивает большое количество задач, решаемых библиотеками и те тенденции, которые проявляются в их микро и макроокружении.

Пилотный проект основан на более гибкой структуре проектного цикла для снижения риска инвестиционной деятельности на подготовительном этапе проекта. Это новый тип библиотечных проектов, которые предшествуют инвестиционным проектам.

Инвестиционный проект определяется как инвестиционная акция, предусматривающая вложения определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки. В перспективе такие проекты будут активно осуществляться и в непроизводственной сфере, но для этого федеральным и региональным органам власти необходимо создать условия для частных вложений в реализацию инвестиционных проектов в библиотечной сфере. Здесь использование бюджетных и собственных средств, получение кредитов и льгот, долевое участие различных инвесторов создадут соответствующий ресурсный потенциал для сжатых сроков реализации.

Создание информационных проектов обусловлено широким внедрением новых информационных технологий в деятельность библиотек, основанных на применении вычислительной техники и связанных с нею средств и методов автоматизации информационных процессов.

Содержание информационных проектов становится многоаспектным : беспрепятственное получение нужной информации, свободный доступ к ней, формирование единого социально-культурного пространства, интеграция библиотек, информационные технологии, ресурсы т.д.

Стратегические проекты выступают неотъемлемой составляющей стратегического управления. Под стратегическим проектированием понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями в изменяющихся условиях. Предназначение такого проектирования – определить наиболее перспективные направления деятельности библиотеки, обеспечивающие ее развитие.

Сущность стратегических проектов заключается:

Маркетинговые проекты нацелены на разработку стратегии развития библиотеки, приоритетных направлений библиотечной деятельности во внешней среде. Результатами завершения данного типа проекта являются: разработка нормативной, научной, регламентирующей документации; анализ проведенных социологических, маркетинговых исследований, анкетирования и т.д., которые становятся основой для выработки стратегии в библиотечной сфере. Такие виды проектов характерны для федеральных, республиканских, краевых и областных библиотек, одним из видов, деятельности которых является организация и проведение научно-исследовательской работы. Реже маркетинговые проекты реализуются в муниципальных библиотеках, поскольку средства на осуществление маркетинговых исследований обычно бывают очень ограниченными, нет профессиональных маркетологов, владеющих технологиями маркетингового исследования и планирования.

Организационные проекты направлены на реорганизацию библиотек, изменение их структуры, создание новых библиотек, филиалов, проведение крупных международных конференций, выставок и т.д. Цели здесь заранее четко определены, однако количественные и качественные результаты труднее определить, поскольку они зависят от организационных изменений в системе. Сроки и продолжительность проекта определены заранее, ресурсы, как правило, предоставляются по мере возможности. Расходы на организационный проект требуют четкой экономической обоснованности, а также корректировки по мере его реализации.

Корпоративные и партнерские проекты. Кооперация и партнерство являются важными факторами решения масштабных задач, стоящих перед библиотеками. Устранить дублирование функций, несогласованность действий, обеспечить эффективное использование интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов помогают корпоративные и партнерские проекты, которые в условиях ограниченности ресурсов приобретают особую значимость и актуальность.

Образовательные проекты решают цели, связанные с реализацией образовательной функции библиотек и направлены на обеспечение доступа к электронным источникам знаний и информации, предоставление учебных, образовательных баз данных, в том числе на электронных носителях информации.

Социальные проекты выполняют важную миссию с точки зрения социальной необходимости, полезности, привлекательности. Они создают условия для адаптации населения к новой социально-экономической обстановке в регионе. В принципе, каждый библиотечный проект по своей сути социален.

Проекты, специализирующиеся на организации повышения квалификации, решают проблемы налаживания процесса непрерывного образования. В современных условиях необходимость разработки такого рода проектов диктуется многими факторами: внедрением и освоением новых технологий, приобретением навыков аналитической работы с целью изучения внутренней и внешней среды библиотеки, обучением новым принципам и методам информационно-библиотечного обслуживания.

Культурно-досуговые проекты связаны с поиском новой роли библиотек в условиях социально-культурной среды. Они нацелены на организацию досуга, становление библиотеки в качестве культурного центра, места проведения встреч, вечеров, дискуссий, клубов по интересам. Смысл такого рода проектов состоит не только в том, чтобы организовать свободное время в культурной обстановке, но и в том, чтобы консолидировать местную интеллигенцию, привлечь внимание руководителей, органов местного самоуправления к деятельности библиотеки.

Жизненный цикл проекта. Методы поиска проектных решений. Создание проектной документации. Формирование команды проекта. Фандрайзинг в проектной деятельности библиотек

Жизненный цикл проекта

Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности, используемые методики и средства. Существует общее мнение, что проект от своего начала до завершения проходит определенные этапы. Полная совокупность этих этапов и составляет «жизненный цикл проекта». Не существует одного единственного универсального списка фаз, стадий, процессов. Связано это как с различными подходами к реализации проектов, так и с тем, кто их реализует. Некоторые жизненные циклы состоят из 4 или 5 фаз, но некоторые имеют 9 фаз и более. Фаза проекта обычно завершается изучением проделанной работы и ее результатов, чтобы определить, насколько они приемлемы, и решить, необходимы ли дополнительные работы, или фазу можно считать закрытой. Часто еще до завершения текущей фазы руководство проводит анализ для принятия решения о начале операций следующей фазы. Точно также фаза может быть закрыта без принятия решения о начале другой фазы. Например, если проект был завершен, или риск был оценен как слишком большой, чтобы продолжать проект.

Типичный жизненный цикл проекта состоит из четырех фаз:

Достаточно часто возможно параллельное выполнение работ разных фаз, что вызывает перекрытие фаз и сокращение продолжительности проекта в целом.

Главным содержанием работ на начальной фазе библиотечного проекта является разработка концепции проекта, которая включает в себя:

На начальном этапе реализации проекта важно определить его основную идею. Четкая, логичная формулировка проектной идеи – одно из условий нахождения взаимопонимания с коллегами, партнерами, спонсорами.

Разработка проекта включает в себя два этапа (при этом возможно их параллельное сосуществование):

Формулирование проблемы – это описание социальной ситуации и социальной проблемы, на решение которой направлен проект. При написании проблемы необходимо обозначить круг людей, которых касается эта проблема, привести количественную и качественную информацию. Проблема должна отражать не внутренние трудности организации, а проблемы в обществе, которые организация, разрабатывающая проект, хочет решить.

Определение цели – это то, ради чего задумывался проект. Задачи – конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации на лучшую, это шаги для достижения цели. Цели и задачи логично вытекают из поставленной проблемы.

Организационный план должен прояснить, как реализуется проект для достижения поставленных задач. Он отражает следующие аспекты: кто будет отвечать за выполнение поставленных задач, что будет сделано (мероприятия), какие ресурсы будут задействованы, каковы сроки выполнения задач.

Фаза реализации проекта содержит в себе несколько важных функций: организация деятельности по проекту, контроль за ходом реализации, анализ работы в проекте. Функция организации деятельности состоит в том, чтобы обеспечить выполнение запланированного. Организовать – значит разделить на части, делегировать выполнение общей задачи по частям путем распределения полномочий, ресурсов и обязанностей.

Контроль – это процесс обеспечения достижения целей проекта, система наблюдений и проверка соответствия процесса функционирования подсистемы принятым решениям.

Анализ – это не описание фактов и явлений, это их объяснение. В ходе анализа можно выяснить, благодаря чему достигнута цель или почему не достигнута. Анализ обеспечивает основу для формулирования (уточнения) целей, принятия управленческих решений, своевременного корректирования работы и адекватной оценки труда работников.

Процессы реализации проекта: инициация, планирование, исполнение, контроль, анализ, завершение.

Инициация – после регистрации проекта и проведения презентации принимается решение о начале и сроках выполнения проекта. Для презентации и визуального фиксирования проекта можно использовать схемы, модели или карту проекта. Структура карты проекта похожа на дерево и выглядит, как разрастание его ствола путем ветвления. В такой структуре используется принцип «от общего к частному».

Схематично «дерево проекта» состоит из шести частей:

Представлять цели, задачи или проект в виде карты, модели, схемы не обязательно, но желательно, т. к. это имеет ряд преимуществ: четко видна главная цель; наглядно расположены смысловые связи (цели – задачи – методы); проект становится более наглядным и лучше запоминается.

Главной задачей завершения проекта является консолидация всех знаний и навыков, полученных в ходе его реализации. Важным в заключительной стадии жизненного цикла проекта становится анализ достижений и ошибок, выявление новых управленческих приемов.

Здесь же идет формирование отчета по результатам реализации проекта. Главное, чтобы в отчете было показано и доказано, что цель проекта достигнута. Отчет составляют в полном соответствии с текстом проекта – в той же последовательности, как он написан. В него включается: все организационные документы (приказы, распоряжения, инструкции, памятки…), рецензии и отзывы, публикации в СМИ, скриншоты Интернет-сайтов, благодарственные письма, фотографии, видеозаписи, финансовые документы и т.д

Методы поиска проектных решений

Методы поиска проектных решений делят на информационные и эвристические.

Информационный поиск сводится к поиску, изучению и анализу известных решений, в том числе из смежных отраслей. Найденные решения приспосабливают к объекту проектирования. Ориентация проектировщика на применение известных решений приводит к отставанию его проектных решений от сложившегося уровня.

Науку о творческом мышлении называют эвристикой, от слова «эврика! — нашел!». Если информационный поиск проектных решений основан на прошлом опыте, то эвристические методы направлены на выработку неочевидных решений. Методы сводятся к созданию предпосылок для творческого озарения в процессе поиска проектных решений.

Создание проектной документации

Формулирование проблемы – это описание социальной ситуации и социальной проблемы, на решение которой направлен проект. При написании проблемы необходимо обозначить круг людей, которых касается эта проблема, привести количественную и качественную информацию. Проблема должна отражать не внутренние трудности организации, а проблемы в обществе, которые организация, разрабатывающая проект, хочет решить.

Определение цели – это то, ради чего задумывался проект. Задачи – конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации на лучшую, это шаги для достижения цели. Цели и задачи логично вытекают из поставленной проблемы.

Организационный план должен прояснить, как реализуется проект для достижения поставленных задач. Он отражает следующие аспекты: кто будет отвечать за выполнение поставленных задач, что будет сделано (мероприятия), какие ресурсы будут задействованы, каковы сроки выполнения задач.

Следует заранее определить конкретные методы оценки степени эффективности проекта (насколько удалось достичь поставленных в проекте задач). Оценка эффективности проекта может проводиться разными путями, используя количественные и качественные показатели. Бюджет должен включать достоверную финансовую информацию с обозначением сроков финансирования. Возможно написание двух вариантов бюджета. Первый покажет стоимость всего проекта в целом, второй – стоимость каждого шага проекта. Возможно внесение поправок на инфляцию.

Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заявка заполняется строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.

Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.

Формирование команды проекта

Ключевой фактор успеха – создание команды профессионалов-единомышленников, нацеленных на успешную реализацию проекта.

Проектную команду формируют из специалистов соответствующих функциональных отделов, находящихся на разных уровнях иерархии управления.

В одну команду собираются квалифицированные специалисты разных профессий для осуществления определенного проекта с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Таким образом, проектная структура основывается на целевом управлении, горизонтальных взаимосвязях членов команды, развитии творческой инициативы каждого участника проекта.

Фандрайзинг в проектной деятельности библиотек

Проектное финансирование предполагает любое количество источников (многоканальное финансирование) и аккумулирует привлекаемые денежные средства для реализации инноваций в библиотеках.

Традиции многоканального финансирования или фандрайзинга происходят из западных стран. Термин «фандрайзинг» в дословном переводе означает «поднимать фонды» или «изыскивать финансовые ресурсы». Таким образом, фандрайзинг – это привлечение и концентрация (аккумулирование) финансовых ресурсов для реализации определенных целей, в нашем случае, проектов и программ.

Примечательно, что в большинстве западных изданий, посвященных фандрайзингу организаций культуры, определение этого понятия не дается, что свидетельствует о широкой распространенности этого понятия. Все организации культуры занимаются привлечением денежных средств, осуществляя многоканальное финансирование.

Проекты в сфере культуры могут иметь: прямое финансирование (государственные целевые заказы, вклады коммерческих организаций, доходы от спонсоров, индивидуальные частные пожертвования, доходы от благотворителей и меценатов, финансы, предоставляемые правительственными агентствами, средства фондов, поддерживающих культуру) и косвенное финансирование (налоговые льготы, информационное и рекламное спонсорство, предоставление оборудования и других фондов в безвозмездное пользование).

Основой финансирования библиотечных проектов являются государственные источники, и осуществляется непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование. В то же время финансовая поддержка библиотечных проектов достигается за счет планомерной целенаправленной работы с ресурсными донорами, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические лица. Источников привлечения финансовых средств в библиотечные проекты существует множество.

Спонсорство и благотворительность имеют различные цели и мотивацию. Для спонсора это дополнительные возможности рекламы, финансовые выгоды (в том числе через налоговые льготы). Благотворительность не предполагает финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли, его поддержка по существу выражается в дарении.

Формы спонсорской поддержки весьма разнообразны. Это могут быть целевые субсидии, возвратные платежи, оплата счетов, целевые закупки, гонорары и т.д. Есть возможность выбрать оптимальные формы сотрудничества. Нужно только помнить, что заинтересованность в реализации совместных проектов должна быть взаимной. Например, сотрудничество с различными творческими организациями (картинными галереями, обществами любителей поэзии и т.д.) не только даёт библиотеке дополнительные средства, но и превращает её в культурный центр, что привлекает к ней дополнительное внимание, в том числе и потенциальных спонсоров.

Нельзя забывать, что сама идея внебюджетного финансирования базируется на признании значения библиотек обществом в целом и конкретными гражданами. Многие проблемы современных российских библиотек возникают именно от того, что они не умеют и недостаточно осознают свою значимость в развитии демократического общества, не устанавливают тесных контактов с общественностью. Настало время считать эту работу одной из важнейших забот библиотек. От этого зависят в немалой степени расширение сферы социального влияния, материальные ресурсы, а также будущее библиотек.

Процесс библиотечного фандрайзинга состоит из нескольких этапов: идентификации, стратегии, развития, ходатайства, опекунства.

Идентификация — это процесс определения потенциальных источников финансирования. Главными источниками дополнительного финансирования для библиотек являются благотворительность и спонсорство. Платные услуги также являются одним из источников дополнительного финансирования.

С целью сбора средств в библиотеках проводятся специальные мероприятия. Это могут быть встречи с известными людьми, благотворительные акции, концерты и т.д. Определив источники финансирования и круг благотворителей, необходимо уточнить какой вид помощи предпочтителен для библиотеки. В связи с недостаточным финансированием сегодня для библиотек наиболее актуальным является получение литературы. Каждая библиотека ищет пути сотрудничества с издательствами, книгораспространителями, частными лицами, которые могут дарить книги.

Библиотека, которая хочет получать благотворительную помощь, проводит анализ предприятий, фирм своего района, чтобы определить и отобрать тех, от кого можно получить помощь. Задача библиотеки — своевременно обратиться и убедить, что помощь необходима именно ей, изучить коммерческие цели компаний, найти обоюдную заинтересованность. Детальный анализ местных справочников, газет, статистических сборников поможет обнаружить тех, кто уже занимается благотворительностью, рекламирует свою деятельность, имеет большие прибыли и т.д.

Для поиска фондов и организаций можно использовать Интернет, непосредственно контактировать с фондами, чтобы знать об объявленных конкурсах. Таким образом, определение источников финансирования, форму предоставления помощи и круг потенциальных спонсоров — это первая ступенька к внебюджетному финансированию.

Стратегия — это работа по созданию имиджа и рекламная кампания, планирование тактики привлечения средств. Имидж — это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и складывается долгие годы. Особую роль играет разработка фирменного стиля, предусматривающая создание фирменного знака, слогана, логотипа. На имидж библиотеки работают и выставки, организованные вне её стен, они могут быть платными и готовиться на заказ. Можно участвовать в общественных событиях, проходящих в регионе (местных ярмарках, научных конференциях, юбилеях), и предлагать свои услуги по организации выставок. Всё это будет содействовать популяризации библиотеки. Для рекламы библиотеки нужно создать свой веб-сайт в Интернете.

Библиотека должна влиять на своих нынешних и будущих пользователей. Формированию общественного мнения содействуют связи библиотеки со средствами массовой информации. Они должны быть двусторонними. Библиотека должна стать для журналистов надёжным источником информации. Особого внимания требуют те, кто ведёт рубрики культуры, литературные страницы и передачи, с ними нужно установить контакты. Главное, чтобы была обоюдная заинтересованность. Помощь библиотеки журналистам окупится путём бесплатных информационных материалов и созданием положительного имиджа библиотеки.

Отношения с представителями средств массовой информации строятся по-разному: а) библиотека сама готовит статьи; б) передаёт информацию о событии, а текст статьи готовится журналистами; в) обращается к читателям, которые помогают написать статью. Библиотека подаёт общие статьи о своей работе и одновременно использует разные поводы, чтобы о ней писали газеты. Это может быть любое событие в библиотеке: поступление новых книг, открытие выставки, проведение вечера и т.п. В зависимости от значимости события выбирается метод подачи материала: небольшая информация, отдельная статья, отдельная страница (например, к юбилею библиотеки).

Библиотеки могут проводить пресс-конференции, поводом для которых служит любое событие социального значения — открытие нового зала, введение новой формы обслуживания, получение средств от мецената, спонсора и т.п.

На имидж библиотеки влияют экскурсии. Можно договориться с туристическими фирмами о включении библиотеки как обязательного элемента в экскурсии по городу, что особенно актуально для крупных библиотек. Внимание к библиотеке может быть привлечено и путём проведения специальных мероприятий, встреч с известными людьми, презентаций, дней открытых дверей. Информация о библиотеке должна содержаться в телефонных справочниках.

Развитие — это подготовка спонсоров и предшествующая работа с ними. Важную роль играет формирование комплекта материалов о библиотеке, который будет вручаться каждому потенциальному спонсору. Здесь должны быть информационные материалы, письмо-обращение, порядок и методика пожертвования, другие материалы (статьи из прессы). Дизайн и оформление комплекта может отличаться для разных групп спонсоров.

Ходатайство — непосредственная просьба помощи и её получение. Умение убедить, доказать необходимость помощи, определить приоритеты является решающим. Методика работы со спонсором строится в зависимости от его возможностей. Важно определить рейтинг спонсора, т.е. его потенциальные финансовые возможности. Наиболее распространённым является письмо-обращение. Оно должно быть коротким (1-3 стр.), объяснять причину обращения, аргументировать необходимость проекта и сущность проблемы, которую он решает, разъяснять цель проекта, его результаты, методы выполнения и бюджет, а также показать возможности библиотеки выполнить проект, её кадровой потенциал и коротко охарактеризовать библиотеку. Письмо-обращение (или предшествующий разговор с представителем организации) должно пробудить заинтересованность в финансировании проекта. В дальнейшем поддерживается постоянная связь со спонсором во время подачи проекта, его рассмотрения, а возможно, и утверждения.

В случае отказа в поддержке проекта необходимо выяснить причины и определить все просчёты, чтобы в следующем проекте избежать ошибок.

Как при представлении заявки в фонд, так и при обращении к организациям или частным лицам, важным моментом является настойчивость. Редко кто даёт деньги сразу. Обращаться надо несколько раз с повтором через определённое время. Большинство людей принимают решение о помощи потому, что им «надоедают».

Не все обращения результативны, на 3–4 ходатайства возможна одна помощь. Просят всегда больше, чем возможно реально получить. Даже если спонсор и имеет желание помочь, необходим талант для того, чтобы сделать его готовым дать средства. Именем спонсора можно назвать выставку, отдел, всю библиотеку и отразить это на памятной доске. Списки тех, кто помогает библиотеке, можно разместить в её помещении, на библиотечной странице в Интернете и т.д. От уровня проведения последнего этапа фандрайзинга зависит расширение числа тех, кто помогает библиотеке. Поддерживая долгосрочные взаимоотношения, заинтересованность дарителей, библиотеке необходимо регулярно поздравлять спонсоров со всеми праздниками, приглашать на различные мероприятия. Целесообразно публиковать благодарственные заметки о дарителях в местной периодической печати, вручать благодарственные письма, заносить имена в Книгу дарителей, оформлять Доску благотворителей, присваивать им звания «Почётный читатель», а также организовывать периодические выставки даров.

Одним из перспективных направлений инновационной деятельности в вопросах комплектования являются прямые контакты с издательствами. Самое главное — выйти с ними на контакт и наладить самовывоз.

Составление заявок на гранты — ещё один весомый источник внебюджетного финансирования.

Инновационная деятельность библиотек

Понятия «новшество», «инновация»

В современной науке формируется новое междисциплинарное направление — инноватика, интегрирующая знания различных наук в целях повышения практической эффективности инновационной деятельности предприятий и организаций.

Разработка новшества предшествует нововведению и инновации.

Современные ученые характеризуют «инновацию» либо как процесс, либо как результат изменений, слишком широко, как любые изменения, или слишком узко, как технические изменения объектов. Считается, что в изучении вопроса наметились два магистральных подхода: «объектный» и «процессный», однако, учитывая все существующие определения, рассматривают наличие пяти основных подходов:

Сущность объектного подхода заключается в том, что инновации рассматриваются как результат творческой деятельности. В результате ее создается новый объект. Это связано с разработкой, производством и распространением новых видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции, современных технологий, внедрением новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм и методов управления, новых экономических структур и т. д. Сторонники данного подхода понимают под инновацией готовый «продукт, воспринимаемый индивидом как новый», «любой результат усовершенствования, обеспечивающий экономию затрат или создающий условия для такой экономии». В целом отмечается, что инновация это «конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов в виде некоторого нового объекта (системы, технологий, оборудования, товаров и услуг и пр.) или в виде некоторого объекта, качественно отличающегося от предыдущего аналога».

Сторонники объектно-утилитарного подхода подчеркивают потребительскую полезность инноваций, их утилитарность, имея в виду два основания:

В целом, объектный подход к рассмотрению сущности инноваций считается основным в современной инноватике. На его основе составлены правовые документы инновационной деятельности: Международный стандарт инновационной деятельности — Руководство Фраскати 1993 г., разработанный Группой национальных экспертов по показателям науки и техники при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Концепция инновационной политики Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.

В данных документах отмечается, что «инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к услугам».

Виды инноваций

Обобщенная классификация библиотечных инноваций

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *