творческая биография лермонтова охватывает какой период
Периоды творчества Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский писатель, один из профессиональных деятелей поэтического мастерства. Творчество Михаила Лермонтова представляет собой целый стихотворный калейдоскоп, включающий в себя совершенно разные темы, мотивы, идеи и мысли, именно поэтому его принято делить на три самостоятельных, но связанных друг с другом, периода. Постараемся рассмотреть их более подробно.
Первый период – “юношеский” – включает в себя начальные попытки написания стихов и прозаических рассказов Лермонтовым и находится в диапазоне между 1828 годом и 1823. В это время поэт только начинает свой писательский путь, потому его произведения пропитаны относительно наивной, но пылкой и живой энергетикой. Первый период приходится на окончание обучения писателем Московского Благородного Пансиона и переезд в Петербург.
“Петербургским” периодом принято называть второй переломный этап творчества в 1823-1837 годах. Переехав в петербургскую квартиру, писатель вскоре женится на В. А. Лопухиной, вдохновение которой определило особенности любовной лирики Лермонтова до конца его короткой жизни. В это время пишутся такие произведения, как “Маскарад”, “Два брата”, “Молитвы”, “Хаджи Абрек” и другие.
Последний период – “кавказский” – приходится на 1837-1841 года – именно в это время Михаила Юрьевича Лермонтова отправляют в ссылку на Кавказ ввиду непозволительных стихотворений. Третий период отмечают как самый сильный и плодотворный период творчества писателя: здесь наблюдается поэтическая и прозаическая кульминация Лермонтова. Выходят в свет следующие произведения: “Поле Бородина”, “Бородино”, “Бэла”, “Герой нашего времени”, “Песня про царя Ивана Васильевича…”, “Последний сын вольности”.
Лермонтов М.Ю. Энциклопедический словарь.
Биография Лермонтова.
Периодизация творчества Лермонтова
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА ЛЕРМОНТОВА.
В основе первого подхода лежит мысль, что произведения до 1837 г. отличаются разной степенью и характером незрелости и представляют собой подготовительный этап к истинно художественному творчеству 1837–1841 гг. При всей справедливости этой мысли уязвимыми остаются два момента: не все произведения до 1837 г. попадают в категорию незрелых, кроме того, слабо учитывается этапность эволюции творчества Л. в контексте его биографии.
— середина 1832 гг.; середина 1832 — середина 1837 гг.; середина 1837 — середина 1841 гг. Этот подход базируется на учете следующих факторов: возраст, жизненные обстоятельства, творческая эволюция писателя. Первый период обычно называют «юношеским», что оправдано и в силу возраста, и в силу интенсивного поиска юным Л. своей индивидуальной творческой манеры. Юношеский период совпадает с учебой Л. в Московском университетском Благородном Пансионе (1828–1830), а затем на отделении словесности Московского университета (1830–1832), поэтому он может быть также назван «Московским» периодом. При этом целесообразно разделить 1832 г. на два временных отрезка, относящихся к двум последовательным периодам: главные события первого из них — увольнение из Моск. ун-та (с пометой «Consil. abeundi») и переезд в Санкт-Петербург 31 июля 1832 г.; второго — поступление в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (9 окт. 1832 г.). К началу осени 1832 г. относятся свидетельства биографического плана, позволяющие говорить о новом жизненном цикле Л., начавшемся после расставания с В. А. Лопухиной, конфидентная переписка с М. А. Лопухиной). Из переписки с последней явствует, что творческий поиск Л. претерпевает изменения: в письме к М. А. Лопухиной от 28 авг. 1832 г. Л. с горечью говорит о кризисе в работе над романом «Вадим»; к своему 18-летию Л. собирается оставить сочинительство, об этом свидетельствует письмо от М. А. Лопухиной от 12 окт. 1832 г.: «Вы хорошо сделаете, если пришлете, как Вы говорите, все, что Вы до сих пор написали; Вы можете быть уверены, что я честно сохраню присланное; и Вы же будете в восторге, найдя это когда-нибудь» [4].
«Петербургский», период охватывает 5 лет (середина 1832 — май 1837 гг.). Главные жизненные события периода: учеба в военной Школе (1832–1834), производство в корнеты (конец 1834), служба в лейб-гвардии Гусарском полку (1835 — февр. 1837), дело о непозволительных стихах (февр. — март 1837), отъезд из Петербурга, прибытие на Кавказ, в Пятигорск (март — май 1837). Самым драматичным событием в личной жизни Л. стало замужество В. А. Лопухиной. Именно оно определило особенности понимания и художественного изображения феномена любви в творчестве Л. до самого конца его писательской деятельности (май — июнь 1841). Значимыми в личном и творческом плане также были встречи с Е. А. Сушковой в 1834–1835 гг., сыгравшие важную в строительстве сюжета дальнейших прозаических произведений (отношения с Лизой Негуровой, игровая часть интриги с княжной Мери).
В творческом отношении Петербургский период отличает последовательный переход Л. от инерции романтического стиля к новому стилевому уровню, что означало включение опыта юношеского периода в процесс поиска полноты и совершенства художественного выражения своих писательских идей. Наиболее значительными произведениями были поэма «Хаджи Абрек» (1834) (совпавшая с поздним этапом работы над романом «Вадим»), «Боярин Орша» (1836), драмы «Маскарад» (1835), «Два брата» (1836) (последняя по художественным достоинствам заметно уступала «Маскараду», однако пролагала путь к началу нового периода в 1837 г.), незавершенные романы «Вадим» (работа остановлена в 1834 г.) и «Княгиня Лиговская» (1836–1838) (сюжетный потенциал романа был исчерпан к маю 1837 г.). Для появления лирики у поэта в Петербургский период не было лирического повода и вдохновения. Лирический паралич –1832 гг.) до 1836 г. — времени появления одухотворенных и целомудренных молитв, «Молитвы странника» (1836), «Молитвы» (1837) («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»).
Третий (последний) период жизни и творчества Л. (май 1837–1841) является временем творческой зрелости и возрастающей степени художественного совершенства его произведений. По аналогии с предыдущими двумя, его можно назвать Кавказским периодом, хотя в эти годы Л. провел в Петербурге едва ли не в 2 раза больше времени, чем на Кавказе. Справедливее было бы именовать его Кавказско-Петербургским периодом, если бы не то обстоятельство, что он начинается и заканчивается на Кавказе, и это не простое обрамление – годы последнего периода поглощены кавказским содержанием, пронизаны общим духом, организуют единое пространство жизни. Примечателен и вектор перемещений Л.: уже нельзя сказать, что он ездит и возвращается с Кавказа в Петербург — Л., начиная с 1837 г. ездит и возвращается на Кавказ.
глубоких смыслов; все его произведения носят обобщающий характер, что обусловливает художественную преемственность и единство всей литературы Л. Зрелые, поздние работы Л. неизменно имеют произведения-корреляты в его раннем и среднем периодах творчестве: н-р: «Поле Бородина» (1830) — «Бородино» (1837); «Последний сын вольности» (1830) — «Песня про царя Ивана Васильевича…» (1837); эпизод с пленной турчанкой Зарой из «Вадима» (1832) — «Бэла» (1839); I–V редакции «Демона» (1829–1834) — VI–VIII редакции (1837–1839); незавершенные романы «Вадим» (1831–1834), «Княгиня Лиговская» (1836–1838) — законченный роман «Герой нашего времени» (1837–1841) (учитывая начало работы над текстами «Княжны Мери», «Тамани» и предисловие 1841г.) и др.
Возможна более подробная и дробная периодизация, н-р, разделение 1838–1839 гг. и 1840–1841 гг. или выделение произведений 1841 г. (повесть «Штосс» и даже лирику мая — июня) в качестве начала нового этапа творчества.
Творческая биография лермонтова охватывает какой период
Детство
Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого дворянского рода. Бабушка поэта не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Вскоре после рождения сына Мария Михайловна заболела туберкулёзом и умерла, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трёхлетнего сына. После смерти жены Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, всё же эта тяжёлая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нём мечтательность, задумчивость. В поэме «Сашка»
Лермонтов так говорит о своих детских годах:
Он не имел ни брата, ни сестры,
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить мир воздушный
И в нём терялся мыслию послушной.
Бабушка не жалела средств для воспитания.
По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы. Нянькой Лермонтова была старушка-немка, гувернёром – бывший сержант наполеоновской гвардии. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ, в нынешний Пятигорск (тогда Горячеводск). Поездка, предпринятая летом 1825 года, когда мальчику было уже 10 лет, произвела на него огромное впечатление. Величественная природа, необычное население, рассказы раненых и больных офицеров, лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленниках – всё это оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика, будущего поэта Кавказа.
Поездка на Кавказ в 1825 году значительно улучшила здоровье Лермонтова. По возвращении в Тарханы начались серьёзные занятия. Будущий поэт изучал общеобразовательные предметы и иностранные языки, рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу. Разнообразные впечатления откладывались в его душе и давали пищу для размышлений: он слушал рассказы об Отечественной войне 1812 года, наблюдал жизнь дворовых и крепостных крестьян как в имении бабушки, так и у соседей-помещиков; крестьяне тайком рассказывали ему о пугачёвском движении, которое докатилось и до имения Ар-сеньевых. В Тарханах узнал Лермонтов о восстании декабристов и о расправе с ними Николая I.
Отечественная война 1812 года осознавалась Лермонтовым как героическая страница русской истории, как время, когда русский народ с особой силой проявил своё мужество и патриотизм. Он восхищался героизмом своего народа, в нём крепла любовь к родной стране.
Рассказы крестьян о Пугачёвском движении и наблюдения над их жизнью пробуждали у мальчика чувство протеста против крепостного строя. Впоследствии в романе «Вадим» он отразит слышанные им в детстве рассказы живых свидетелей восстания.
Так впечатления, шедшие от русской действительности, ослабляли вредные стороны воспитания под руководством иностранцев и содействовали зарождению и укреплению у мальчика патриотических чувств, свободолюбия и гуманизма.
В 1827 году бабушка с внуком переехала из Тархан в Москву, так как надо было подумать о школьном образовании мальчика.
Образование и первые творческие шаги поэта
В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия – его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько «байронических поэм» («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата»); в 1829 задумывает поэму «Демон», над которой будет работать почти до конца жизни.
Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.
В 1830 – 31 – вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма «Странный человек» – своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.
Однако надо было продолжать образование, и Лермонтов рассчитывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в московском университете ему как уволенному не засчитывалось. Он не захотел терять два года и круто изменил планы.
4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, «страшными». Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.
Творческий путь
Творческий путь М. Лермонтова был короток, но чрезвычайно продуктивен. Вся его литературная деятельность – от ученических проб пера до романа «Герой нашего времени» – продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Лермонтовское творчество обычно разделяют на ранний и зрелый периоды, проводя границу между ними через 1835–1836 гг. Но следует иметь в виду, что при всех различиях между этими периодами поэт сохранял верность идеям и принципам, сформировавшимся еще на этапе его становления и направившим его лирику в русло так называемой «поэзии мысли».
Два поэта – Байрон и Пушкин – сыграли решающую роль в творческом развитии М. Лермонтова. В ранней лермонтовской лирике проявляется характерное для Байрона тяготение к романтическому индивидуализму, к изображению титанических страстей и экстремальных ситуаций, к лирической экспрессии, к типу героя-бунтаря, находящегося в конфликте с обществом, к «бегству» на «восток» (локализованный у Лермонтова в основном на Кавказе) и в «средневековье» (преимущественно русское у Лермонтова). Со временем поэт преодолел байроновское влияние, что и было им задекларировано в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…». Пушкин же оставался постоянным спутником Лермонтова и его неизменным ориентиром в продолжение всего творческого пути. Сначала поэт непосредственно подражал Пушкину, а по достижении художественной зрелости последовательно развивал пушкинские традиции, как правило, вступая с ним в творческую полемику.
Логика художественной эволюции Лермонтова определялась внутренним движением от романтизма к кризису романтического индивидуализма и, далее, к реализму с присущим ему психологическим анализом, опиравшемуся, с одной стороны, на критику современного общества, и с другой – на философское осмысление проблем добра и зла, человеческой свободы и власти судьбы, вины и ответственности и т.п. Поздний Лермонтов разоблачал несоответствие романтических представлений действительности; он уже не стремился представлять свой внутренний мир как нечто исключительное, а проявлял интерес к обыденным чувствам. Тем не менее, разрешить сомнения и вопросы, терзавшие его душу с ранней юности, он так и не смог.
Лирика Лермонтова во многом автобиографичная: она опирается на подлинные переживания поэта, обусловленные событиями его внутренней жизни и зафиксированные с внешней небрежностью «живых» дневниковых заметок. Однако это – не реальная, а литературная автобиография, т. е. творчески преображенная и интерпретируемая Лермонтовым через призму его восприятия мира и самого себя.
Установка на самоанализ нашла плодотворное воплощение и в лермонтовской прозе, где она трансформировалась в опыт создания обобщенного психологического портрета «героя времени», вбирающего в себя черты всего поколения и вместе с тем сохраняющего как свое индивидуальное лицо, так и экстраординарность своей натуры. Лермонтовская проза вырастает на романтической почве, однако романтические принципы в ней функционально изменены и переподчинены задачам реалистического письма.
Произведения М.Ю. Лермонтова
Первая дуэль
Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и наконец-то начинает печататься, почти каждый номер журнала Краевского «Отечественные записки« выходит с новыми стихотворениями поэта.
Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение» о дуэли. А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебному следствию, министр иностранных дел граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу. Наконец приговор был вынесен и утверждён: царь распорядился снова сослать Лермонтова на Кавказ, в армейский полк, воевавший в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии.
Во время ареста Лермонтова посетил Белинский. Когда он познакомился с поэтом, достоверно неизвестно: по словам Панаева – в Санкт-Петербурге, у Краевского, после возвращения Лермонтова с Кавказа; по словам товарища Лермонтова по университетскому пансиону И. Сатина – в Пятигорске, летом 1837 года.
Вполне достоверно одно, что впечатление Белинского от первого знакомства осталось неблагоприятное. Лермонтов по привычке уклонялся от серьёзного разговора, сыпал шутками и остротами по поводу самых важных тем – и Белинский, по его словам, не раскусил Лермонтова. Свидание на гауптвахте окончилось совершенно иначе: разговор зашёл об английской литературе, оВальтере Скотте, перешёл на русскую литературу, а потом и на всю русскую жизнь. Белинский пришёл в восторг и от личности, и от художественных воззрений Лермонтова. Он увидел поэта «самим собой»; «в словах его было столько истины, глубины и простоты!» – отмечал Белинский.
Впечатления Белинского повторились на Фридрихе Боденштедте, впоследствии переводчике произведений поэта. Казаться и быть для Лермонтова были две совершенно различные вещи; перед людьми малознакомыми он предпочитал казаться, но был совершенно прав, когда говорил
Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась от того, что ждало его на Кавказе несколькими годами раньше: тогда это была приятная прогулка, позволившая Лермонтову знакомиться с восточными традициями, фольклором, много путешествовать. Теперь же его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях. Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием». В стихотворении «Валерик» и в письме к Лопухину Лермонтов ни слова не говорит о своих подвигах.
Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы роману. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе; княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер, по словам того же Сатина, были списаны с оригиналов ещё в 1837 году. Последующая обработка, вероятно, сосредоточивалась преимущественно на личности главного героя, характеристика которого была связана для поэта с делом самопознания и самокритики.
Первое издание романа было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа.
Пятигорск. Вторая дуэль
Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить: полковник С. Д. Безобразов был представителем от Нижегородского драгунского полка, Н. И. Лорер – от Тенгинского пехотного, Александр Францевич Тиран – от Лейб-гусарского и А. И. Арнольди – от Гродненского гусарского.
Тело поэта покоилось в пятигорской земле 250 дней. 21 января 1842 года Е. А. Арсеньева обратилась к императору с просьбой на перевозку тела внука в Тарханы. Получив Высочайшее позволение, 27 марта 1842 года слуги бабушки поэта увезли прах В пасхальную неделю, 21 апреля (3 мая) 1842, скорбный кортеж прибыл в Тарханы. Доставленный из Пятигорска гроб с телом Лермонтова был установлен на двое суток для последнего прощания в церкви Михаила Архистратига. 23 апреля (5 мая) 1842 в фамильной часовне-усыпальнице состоялось погребение, рядом с могилами матери и деда.
Творческий путь Михаила Юрьевича Лермонтова
Содержание
Биография Лермонтова [ править ]
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа 19 века.
Детство и образование [ править ]
Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.
После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830). Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.
Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.
После учебы в университете он два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.
Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.
Учёба в Московском университете [ править ]
С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном».
Серьёзная умственная жизнь развивалась за стенами университета, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него, несомненно, больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлечённым товарищеским беседам: он по природе наблюдатель действительной жизни. Исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков.
Он не менее их уважал университет: «светлый храм науки» он называет «святым местом», описывая отчаянное пренебрежение студентов к жрецам этого храма. Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком — знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский, что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться.
Главный герой — Владимир — воплощает самого автора; его устами поэт откровенно сознаётся в мучительном противоречии своей натуры. Владимир знает эгоизм и ничтожество людей — и всё-таки не может покинуть их общество: «когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне, — и это так тяжело!». Ещё важнее драма как выражение общественных идей поэта. Мужик рассказывает Владимиру и его другу, Белинскому — противникам крепостного права, — о жестокостях помещицы и о других крестьянских невзгодах. Рассказ приводит Владимира в гнев, вырывает у него крик: «О, моё отечество! Моё отечество!», — а Белинского заставляет оказать мужикам помощь.
Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах.
Они готовы были демонизм и разочарование его — счесть «драпировкой», «весёлый, непринуждённый вид» — признать истинно лермонтовским свойством, а жгучую «тоску» и «злость» его стихов — притворством и условным поэтическим маскарадом. Но именно поэзия и была искренним отголоском лермонтовских настроений. «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует», — писал он и отдавался творчеству, как единственному чистому и высокому наслаждению. «Свет», по его мнению, всё нивелирует и опошливает, сглаживает личные оттенки в характерах людей, вытравливает всякую оригинальность, приводит всех к одному уровню одушевлённого манекена. Принизив человека, «свет» приучает его быть счастливым именно в состоянии безличия и приниженности, наполняет его чувством самодовольства, убивает всякую возможность нравственного развития.
Лермонтов боится сам подвергнуться такой участи; более чем когда-либо он прячет свои задушевные думы от людей, вооружается насмешкой и презрением, подчас разыгрывает роль доброго малого или отчаянного искателя светских приключений. В уединении ему припоминаются кавказские впечатления — могучие и благородные, ни единой чертой не похожие на мелочи и немощи утончённого общества.
Он повторяет мечты поэтов прошлого века об естественном состоянии, свободном от «приличья цепей», от золота и почестей, от взаимной вражды людей. Он не может допустить, чтобы в нашу душу были вложены «неисполнимые желанья», чтобы мы тщетно искали «в себе и в мире совершенство». Его настроение — разочарование деятельных нравственных сил, разочарование в отрицательных явлениях общества, во имя очарования положительными задачами человеческого духа.
Эти мотивы вполне определились во время пребывания Лермонтова в московском университете, о котором он именно потому и сохранил память, как о «святом месте».
Прошение М. Ю. Лермонтова в правление Московского университета об увольнении из числа студентов. 1 июня 1832 г. Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом.
Комментарии к «Воспоминаниям» П. Ф. Вистенгофа уточняют, что Лермонтов оставил Московский университет (подал заявление?) весной 1832 года. При этом из четырёх семестров его пребывания первый не состоялся из-за карантина по случаю эпидемии холеры, во втором семестре занятия не наладились отчасти из-за «маловской истории», и затем Лермонтов перевёлся на словесное отделение. Там, на репетициях экзаменов по риторике (П. В. Победоносцев), а также геральдике и нумизматике (М. С. Гастев) Лермонтов, обнаружив начитанность сверх программы и одновременно незнание лекционного материала, вступил в пререкания с экзаменаторами; после объяснения с администрацией возле его фамилии в списке студентов появилась помета: лат. consilium abeundi («посоветовано уйти»)[28].
Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.
Творчество поэта и вторая ссылка [ править ]
Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”.
За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.
Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад»(1835), “Боярин Орша”(1835-1836), «Мцыри» (1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Демон»(1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.
“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.