Твердость лаков на авто
Красим авто: как выбрать подходящий лак?!
Предположим, покраска вашей машины завершена, покрытие уже совершенно сухое и подготовлено к лакировке. Вполне закономерно возникнуть вопросу: какой лак лучше использовать? Одни для покраски авто купят дорогой лак известной фирмы, другие предпочтут выбрать более экономичный вариант.
Следует отметить, что цена вовсе не является решающим фактором при выборе лакокрасочных материалов. Даже дорогостоящая эмаль может на деле оказаться дешевой некачественной подделкой, если она куплена в первом попавшемся бутике на авторынке, а качественный оригинальный продукт стать абсолютно непригодным для использования, если были нарушены условия его хранения. Но обо всем по порядку.
СРОК ГОДНОСТИ И ХРАНЕНИЕ
Вне зависимости от того, какой лак или краску вы решите выбрать для покраски авто, необходимо уделить самое пристальное внимание сроку годности продукта и условиям, в которых он хранится.
Срок годности большинства лакокрасочных материалов, предназначенных для покраски автомобилей, не превышает 2-4 лет, но эти цифры оправдывают себя только в том случае, если лак или эмаль хранятся в соответствующих условиях.
На упаковке любого средства вы найдете информацию о предельно допустимой температуре хранения, и именно эти данные станут для вас тем фактором, от которого нужно отталкиваться при принятии решения о целесообразности покупки. Поясним это на конкретных примерах. Возьмем самый обычный авторынок под открытым небом.
Зимой «косметика» и другие товары для авто хранятся здесь при температуре, порой составляющей –20°С. Ясно, что в таких условиях через 2-3 недели даже самый качественный лак станет непригодным для использования, так как его свойства подвергнутся необратимым изменениям.
Последствиями покраски авто этим материалом могут стать такие неприятные сюрпризы, как помутнение или даже отслаивание лакокрасочного слоя.
Ничем не лучше хранение лаков и эмалей в условиях жаркого лета. При температуре свыше 30°С такое средство, как, например, отвердитель, загустевает и в течение полутора-двух месяцев превращается в совершенно бесполезную массу. То же касается лаков, красок и грунтовок. Словом, гораздо важнее не то, какой лак вы решите использовать, а то, насколько свежий и пригодный для покраски авто материал вы приобретете. Часто даже недорогая продукция оказывается лучше, если она правильно хранится.
Виды лаков и особенности использования.
Для покраски автомобиля используют твердые и мягкие лаки. Во всем мире принято обозначение HS и MS соответственно. Твердый лак, также как и мягкий, имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
HS- и MS-лаки сохнут довольно быстро, но, несмотря на это, во время лакировки и непосредственно после нее поверхность нужно оградить от попадания частиц пыли и других загрязнений. В связи с этим работы по покраске авто проводят в закрытом чистом боксе. Только так можно сделать покрытие идеально ровным и блестящим.
Нанесение.
Лак HS наносится в полтора слоя по следующей схеме: первый слой – тонкий, практически невесомый, второй – основной, более толстый (40-50 микрон). HS довольно густой и обладает небольшой текучестью, поэтому на корпусе авто почти не образуется подтеков.
Лак MS более жидкий и текучий. Для качественной покраски автомобиля понадобится 2-3 слоя, и необходимо внимательно следить за их толщиной, чтобы избежать появления подтеков. Между нанесением слоев нужно выдерживать не менее 10-15 минут в зависимости от применяемых разбавителей и отвердителей, а также температуры в помещении.
После высыхания поверхность становится ровной и блестящей, что не может не радовать глаз. Стоит с особым вниманием отнестись к подобным нюансам, если ранее вы работали с MS-лаками, а затем перешли на лаки HS. Не забывайте о деталях!
В этой теме расскажу про лаки HS и MS
Сразу поясним, что: MS (Medium Solid) — это среднее содержание сухого вещества, а HS (High Solid) — высокое содержание сухого вещества, которое зависит от концентрации полимера в лакокрасочном материале. Полимер это высокомолекулярное соединение на основе которых производят лакокрасочные материалы.
Проще говоря после нанесения HS лака около 80% материала остаётся на детали, а после нанесения MS лака, только около 40-60% потому что HS лака это высоко наполненный материал, в котором на одну единицу объёма приходится большое кол-во молекул плотно расположенных к друг другу, а MS лак средне наполненный и после его нанесения большое кол-во материала уходит в опыл и испаряется в воздух.
Лак HS предназначен для лакирования в 1.5 слоя, что сокращает рабочее время, увеличиваем скорость, экономит материал и обычно по технологии производителя в него не добавляется растворитель, который наносит вред и маляру и окружающей среде, а это основное требование, которое предъявляет Европа («выхлопы» паров растворителя в атмосферу и крайне проблематичное хранение отходов растворителя и материалов в которых он используется )
В Евросоюзе даже существует квота на использование растворителя: то есть, автосервису даётся на год определённое кол – во растворителя и если вы превышаете норму, то платите большие штрафы или вообще отберут лицензию на покрасочный ремонт. Поэтому сейчас всё больше используют VOC HS системы (с малым содержанием растворителя) для лаков, грунтов, так же применяются водяные краски, отходы которых при специальной переработке можно хранить в обыкновенных мусорных контейнерах.
У HS лаков более лучший блеск и при сушке они сильнее растекаются, да и расход материала меньше, чем у MS, но полировать HS не много труднее и ещё HS чуть дольше coхнет, чем MS и желательно для HS лака использовать горячую сушку для качественного разлива, даже если вы используете быстрый отвердитель.
Как мы уже говорили сам HS лак является высоко наполненным материалом, то есть основное количество лака остаётся на детали, а не испаряется в воздух, не уходит в «опыл» особенно если вы лакируете в 1.5 слоя пистолетом системы HVLP (низкого давления) или работаете пистолетом системы RP (среднее давление) то тогда перенос материала получается очень высокий, Вам не надо тратить время на выдержку между слоями и тд.
Напоминаем, что HS лак рекомендуется накладывать в 1.5 слоя. Можно сказать, что после напыления или тонкого связующего слоя сразу идёт толстый ровный слой лака примерно 40-50 микрон, а это без практики не всегда получается сделать красиво…
Известные производители ЛКМ DBS, DUXONE, DU_PONT и тд. стоят не дёшево и естественно не в каждом случае при покраске надо использовать эти бренны, но если у вас есть возможность покупать качественный HS лак (машины дорогие, клиенты «кучерявые») то не экономьте, а наоборот попробуйте и Вы очень быстро почувствуете разницу в экономии, при разливе лака на детали, потом при полировке, увидите через определённое время разницу между усадкой «дорогих» и мало бюджетных лаков и тд.
Конечно много факторов зависит от требований предъявляемых к вашему покрасочному ремонту – скорость, качество, гарантия и когда эти требования не «высокие», то естественно тратить деньги на дорогие материалы не рентабельно. Если же Вы лакируете MS лаком тогда запомните, что наносить его надо в 2 нормальных глянцевых слоя с промежуточной выдержкой между слоями 10-15 мин, но время меж слойной выдержки, как и время полного высыхания залакированной детали на прямую зависит от отвердителя, которым вы будете разбавлять лак, растворителя, рабочей температуры в камере или покрасочном помещении и конечно от толщины нанесённого слоя.
Разные лаки на разных машинах
Auto Estetika
Группа: Детейлеры
Сообщений: 2866
Регистрация: 4.11.2009
Вставить ник
Цитата
Из: Riga
Пользователь №: 458
Город: Riga
Реальное имя: Дмитрий
А/м: Chrysler PT Cruiser
Сам столкнулся с этим, облазил весь форум, выискивая в комментариях, может кто упомянет. Ужасно неудобно. А спрашивают это, как показывает практика, часто.
Профи
Группа: Детейлеры
Сообщений: 1397
Регистрация: 8.4.2009
Вставить ник
Цитата
Пользователь №: 18
Город: Курск
Реальное имя: Александр
Сам столкнулся с этим, облазил весь форум, выискивая в комментариях, может кто упомянет. Ужасно неудобно. А спрашивают это, как показывает практика, часто.
Гуру
Группа: Детейлеры
Сообщений: 4519
Регистрация: 4.5.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Пенза
Пользователь №: 674
Город: Пенза
Реальное имя: Максим
Это далеко не самая дорогостоящая инфа среди той, которой делятся на этом форуме, я конечно тоже за. Я думаю эту тему можно поместить на форум Дениса.
ALEX, раз уж Вы за, поделились бы опытом, мне сказать нечего, кроме как : на бэхе семёре трвёрдый, на 14 средний.
Мастер
Группа: Детейлеры
Сообщений: 908
Регистрация: 5.4.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Дзержинск Нижегородская обл.
Пользователь №: 616
Реальное имя: Евгений
Auto Estetika
Группа: Детейлеры
Сообщений: 2866
Регистрация: 4.11.2009
Вставить ник
Цитата
Из: Riga
Пользователь №: 458
Город: Riga
Реальное имя: Дмитрий
А/м: Chrysler PT Cruiser
Ну вот то, что я собрал по форуму:
— Лексус внедорожник. Мягкий лак и паста 3М 75 (мелкоабразивная)+ Кох Антиголограммный Круги бежевый,синии Кох и черный НоуНеим Сделать такой Лексус без голограммки где то и без риски,имхо,нереал. Очень мягкий лак
— Мерседесу GL – керамик лак
— 650 БМВ – керамик лак
— BMW 645Ci 2007 года – керамик лак:
Вечером в пятницу принял в работу и подготовил (обезжирка, глина, оклейка скотчем). В субботу целый день, часов 14 с перекуром на обед. В воскресенье к вечеру отдал.
Из имеющегося у меня «арсенала» более-менее подходящее нашлось только вот что:
3М 50077 Trizact + коротко стриженая шерсть для крыши, багажника и капота. На бортах вместо шерсти (уж больно большой и неудобный круг 180мм) твердый поролон APP;
M84 + жесткий поролон APP (белый);
М82 + мягкий поролон APP (черный);
Защита Wurth 126 + баффер (наносил аппликатором Магвайрс, а баффером располировывал).
— Японцы – тонкий слой. жесткий лак. следи за температурой. одно неосторожное движение и..
— Была у меня Кэмри 2007 года, там да, был жесткий лак и тонкий слой.
— А еще была Акура RSX 2007 года, так там мягкий лак. Царапки вывелись достаточно легко и полностью, тачка получилась прям как только-что из салона.
— лак на Toyota мягкии, царапается снова легко.
— Безумна мягкии на Honda аккорд, царапается чуть жесткои фиброй.
Автомобильные лаки MS, HS и UHS: в чем отличие?
Выбирая в магазине автотоваров автомобильный лак, вы столкнетесь с маркировкой – MS, HS и UHS. Что это означает?
Автомобильные лаки маркируются буквами MS, HS и UHS в зависимости от концентрации в их составе полимера, количества сухого остатка и твердости.
Автомобильные лаки MS (Medium Solid)
Мягкие автомобильные лаки MS со средним содержанием сухого остатка имеют в составе много летучих растворителей. Они довольно жидкие, поэтому наносятся в два-три слоя. Используются такие лаки для частичного или полного окрашивания автомобиля. Они:
Автомобильные лаки HS (High Solids)
Жесткие автомобильные лаки HS с высоким сухим остатком содержат много твердых частиц и минимальное количество растворителей. Для получения требуемой толщины лакового покрытия в 50-60 микрон они наносятся в полтора слоя: первый кладется тонко (до равномерного «полуглянца» по всей окрашиваемой поверхности), а после выдержки в 1,5-2 минуты наносится полный «мокрый» второй.
По сравнению с продукцией серии MS автомобильные лаки HS:
Лаки HS широко используются при вторичном ремонте автомобилей, а также при нанесении на машину аэрографии. Благодаря своей высокой прозрачности они обеспечивают превосходную яркость и блеск поверхности. Данные автомобильные лаки:
В качестве недостатка автомобильного лака HS можно отметить то, что на хорошо отполированном покрытии заметны малейшие царапины. Поэтому не рекомендуется протирать автомобиль щетками или сухими тряпками, ставить на кузов сумки и другие предметы.
Автомобильные лаки UHS (Ultra High Solids)
Супер жесткие автомобильные лаки UHS относятся к новым разработкам и содержат в своем составе максимальную концентрацию полимеров. Им присущи все достоинства продукции, выпускаемой под маркировкой HS, но при этом они еще более устойчивы к атмосферным воздействиям и царапинам, а также очень быстро сохнут. Процесс отверждения лакового покрытия серии UHS при температуре 60˚С занимает около 45 минут и 16 часов при температуре 23˚С.
По твердости покрытия автомобильные лаки UHS лишь немного уступают керамическим, но в отличие от последних они подлежат локальному ремонту и прекрасно полируются.
Купить автомобильный лак, автокраски и другие автотовары для кузовного ремонта в Хабаровске можно в нашем интернет-магазине «МаркетЭм».
Автомобильный лак, типы, характеристики
Приветствую Вас на блоге kuzov.info!
В этой статье мы подробно разберёмся, что такое автомобильный лак, какие типы лаков бывают, какие имеют характеристики.
Система заводского защитного покрытия автомобиля состоит из нескольких слоёв. Первым идёт первичный антикоррозионный грунт, который наносится электростатическим способом. Далее идёт грунт, сглаживающий все мелкие неровности. Потом идёт финишное покрытие, состоящее из базового пигментного слоя, за которым следует прозрачный слой лака. Он обеспечивает защиту базы, долговечность, устойчивость к царапинам. Этот слой защищает краску от выцветания, вызываемого ультрафиолетовыми лучами солнца, придаёт ей блеск и глубину.
Содержание статьи:
Что такое автомобильный лак?
Автомобильные лаки были впервые разработаны в конце 1970‑х годов, когда систему окраски разделили на две части: пигментный базовый слой и бесцветный прозрачный слой. К 1980‑м годам система окраски с использованием прозрачного слоя стала популярной.
Устойчивость к коррозии обеспечивает не только прозрачное покрытие, а все слои ЛКП, включая специальный грунт.
Основные требования к автомобильному лаку: хорошая адгезия к базовому слою, блеск, ровное растекание по поверхности, защита от внешних воздействий, отсутствие пожелтения, эластичность даже при ‑20°C.
Лак обычно дешевле, чем многие краски, поэтому увеличивает толщину ЛКП, не добавляя много к общей стоимости.
Грубо говоря, лак — это краска без пигмента. Он состоит из нескольких химических компонентов:
На всех ли машинах есть лак?
Не на всех автомобилях имеется лаковый слой. Финишное не лакированное покрытие называется однослойной краской. Лакированное покрытие называется двухслойной краской или ЛКП. Сейчас 95% продаваемых машин покрыты лакированной краской.
Есть машины, не имеющие верхнего прозрачного слоя. Это некоторые цвета без эффекта «металлик» и «перламутр». К примеру, белый — один из самых последних цветов, которые стали лакировать. Это, как правило, делается для экономии средств, а также из-за прощающего характера белой краски. Она дешёвая, на ней не видны мелкие дефекты, а процесс старения менее заметен, по сравнению с любыми другими цветами. Как правило, белый цвет без прозрачного слоя можно встретить на грузо-пассажирских машинах. Конечно же, такой цвет, как «белый перламутр» к этому не относится. Он лакируется, как все «металлики» и «перламутры».
Толщина плёнки автомобильного лака
Формирование прозрачной плёнки достаточной толщины важно для обеспечения долговечности финишного слоя. Слишком тонкая плёнка может привести к преждевременному её разрушению, отслоению, общему ухудшению внешнего вида. Слишком толстая плёнка может привести к дефектам при окрашивании (к примеру, всплытию растворителя), худшей эластичности. Опять же всё зависит от типа и качества автомобильного лака, его состава, объёма твёрдых компонентов. Эти показатели мы рассмотрим ниже.
Толщина прозрачного слоя может сильно варьироваться в зависимости от панели и производителя авто. Чаще всего рекомендуется наносить автомобильный лак общей толщиной в диапазоне от 30 до 80 микрон. Он должен иметь достаточную толщину для защиты, а также как запас для дальнейших абразивных полировок. При полировке важно следить за тем, какое количество прозрачного слоя удаляется. Для этого можно применять толщиномер (см. статью “использование толщиномера перед полировкой”). Каждый раз при абразивной полировке удаляется примерно 2–3 микрона лакового слоя. В слишком тонкой плёнке остаётся недостаточно ультрафиолетовых поглотителей, чтобы блокировать УФ-лучи, что снижает долговечность ЛКП. Если удалить слишком много лака, это может привести к постепенному обесцвечиванию ниже расположенного пигментного слоя, отслоению, разрушению лакокрасочного покрытия.
Твёрдость автомобильного лака, уровень блеска
Твёрдость автомобильного лакокрасочного покрытия может зависеть от ряда факторов: от состава продукта, количества используемого отвердителя, способа нанесения, влажности воздуха во время отвердевания, от типа сушки, от того, производилась ли абразивная полировка сразу после отвердевания.
Уровень блеска
В большинстве случаев при покраске кузова применяются глянцевые автомобильные лаки. Однако, как альтернативный вариант, существует матовый автолак. Его можно наносить как есть или смешивать с обычным, получая различный уровень блеска.
Lexus с матовым лаком
Уровень блеска у разных автомобильных лаков может отличаться. В основном, он определяется соотношением смолы, затвердевающей после высыхания.
Типы автомобильных лаков по способу нанесения и отверждения
При нанесении автолак должен быть совместим с базовым слоем, на который он наносится, не должен его растворять. Качественные автолаки известных производителей удовлетворяют этим требованиям. Дешёвые марки, разбавленные не специальным разбавителем, могут влиять на базовый слой, вызывая различные дефекты.
Сначала рассмотрим автомобильные лаки по способу нанесения и отверждения, не касаясь подробностей хим. состава, а уже ниже рассмотрим классификацию автолаков по химическому составу.
Типы автомобильных лаков по химическому составу
Химикаты автомобильных лаков несколько отличаются в зависимости от различных потребностей рынка. Почти все системы основаны на акриловых смолах.
По поводу состава и химической структуры автомобильных лаков существует много неясностей. Более подробно о том, что такое полиуретановый, акрил-уретановый и акриловый автолаки, чем они отличаются, мы разберёмся в конце этой статьи.
Содержание твёрдых компонентов в лаке (сухой остаток после отвердевания)
С 2004 года директива ЕС ограничила содержание летучих органических соединений VOC в лакокрасочной продукции. Производители стали изготавливать свои продукты в соответствии с требованиями экологических норм. Так появились лакокрасочные материалы с более низким содержанием растворителей и высоким содержанием твёрдых веществ. Можно выделить три категории лакокрасочной продукции по содержанию в них твёрдых компонентов. Не существует официальных принципов, предписывающих отличать одну категорию от другой, однако, общеизвестное правило выглядит следующим образом:
Допустим, мы используем автомобильный качественный лак зарекомендовавшего себя бренда. Давайте разберёмся, что представляют собой различные лаки с разной концентрацией твёрдых компонентов, как они наносятся, какую плёнку дают после отвердевания.
Как отличаются лаки с разным содержанием твёрдых компонентов при нанесении?
Автомобильные лаки содержат смолу, добавки, растворитель, отвердитель. Объём твёрдых частиц — это объем лака после испарения растворителя и затвердевания.
Коэффициент смешивания лаков
Двухкомпонентные автомобильные лаки требуют смешивания двух компонентов перед их распылением. Это сам лак и отвердитель. Также обычно на упаковке можно найти рекомендации для добавления разбавителя.
Если Вы покупаете лак в магазине, где производится подбор цвета красок, то там обычно могут налить нужное Вам количество лака и дать отдельно нужное количество отвердителя с разбавителем.
Соотношение смеси для двухкомпонентной системы — это соотношение количества смолы и катализатора, необходимых для получения полного отверждения системы. Эти соотношения определяются хим. веществами, входящими, как в состав смолы, так и в состав катализатора, должны соблюдаться, иначе могут возникнуть трудности с отверждением.
Если лак смешать с большим количеством отвердителя, то это может привести к повышению его твёрдости, но также к увеличению хрупкости, снижению ударопрочности. Мало отвердителя приведёт к снижению отверждения и общей прочности. Оба фактора влияют на долговечность лакокрасочного слоя и при нарушении пропорций снижаются эксплуатационные характеристики.
Коэффициент смешивания может выражаться по весу (by weight), объему (by volume). Из-за различий в плотности смолы и катализаторов соотношение по массе и по объему во многих случаях будет разным. Наиболее часто коэффициент смешивания выражается по весу. Тогда правильное количество компонентов измеряется на весах, потом смешивается вместе.
Ассортимент отвердителей и разбавителей позволяет осуществлять процессы от точечного ремонта до полной перекраски при широком диапазоне температур и условий в кузовных мастерских.
Чем отличаются лаки с разным коэффициентом смешивания?
У разных лаков могут быть различные коэффициенты смешивания (10:1, 5:1, 4:1, 3:1, 2:1).
Как уже упоминалось выше, это пропорция смешивания, к примеру, 4:1 означает 4 части смолы на 1 часть отвердителя.
В зависимости от рецептуры продукта требуется определённое количество активатора, чтобы образовались полимерные связи.
Для полиуретана обычно требуется много изоцианата, для активации, поэтому коэффициент смешивания у него обычно с большой долей активатора относительно смолы, чем у других систем: 3:1, 2:1 или 1:1.
Результат распыления у продуктов с разными коэффициентами смешивания может быть похожим. Поэтому, как правило, нужно изучать характеристики самого автолака.
Керамолак
В начале 2000‑х компания Мерседес решила создать лак с улучшенной устойчивостью к царапинам для своих автомобилей представительского класса. После изучения различных разработок, было принято решение использовать технологию лака, которая компания PPG применяла для лакирования деревянных полов. Хороший блеск, повышенная абразивная стойкость этого покрытия были получены введением наночастиц диоксида кремния (SiO2). Эти знания легли в основу разработок нового автомобильного керамолака CeramiClear.
Во время работы над новым автолаком решались задачи улучшения долговечности, прозрачности, повышения адгезии, возможности полировки нанесённого керамолака.
Компания PPG обладает 22 патентами на технологии, использованные при создании автомобильного керамолака CeramiClear, которые в основном состоят из трёх изобретений:
Спецразработка компании PPG керамолак CERAMICLEAR для компании Mercedes ‑Benz — это своего рода модефицированный полиуретановый лак. Он очень прочный, при этом эластичный, что не делает его хрупким, обеспечивая лучшую защиту от сколов. Он устойчив к появлению царапин, обладает способностью самостоятельно восстанавливаться от мелких поверхностных царапин в процессе последующего нагрева поверхности. Впервые керамолак анонсировали в 2003 году. В следующем году появилась усовершенствованная версия CeramiClear для использования с системой Global Refinish System, получившая впоследствии Золотую награду на Международном Гран-при за технические инновации в автомобильном сегменте Европы.
В этой системе используются наночастицы диоксида кремния. Микроскопические частицы свободно плавают сначала в жидком прозрачном слое, а затем во время сушки внутри специальной камеры при температуре около 140 градусов Цельсия поднимаются на поверхность. Частицы соединяются друг с другом таким образом, что создаётся чрезвычайно плотная и гладко структурированная сеть, значительно более устойчивая к царапинам, чем обычное ЛКП. Твёрдые наночастицы распределены по всему слою, но по большей части сконцентрированы в верхней части CeramiClear.
По словам представителей Мерседес, наночастицы в три раза повышают устойчивость к царапинам, обеспечивают заметно улучшенный блеск на длительный период времени.
Машины с CeramiClear гораздо легче мыть из-за более высокого поверхностного натяжения. Большую часть грязи легче смывать. Остаётся меньше мелких царапин после мойки.
Был также разработан керамолак для ремонта автомобилей, покрытых CeramiClear, обеспечивающий примерно такой же уровень защиты, как и заводской керамолак. Керамолак можно распылить на уже нанесённое обычное ЛКП. После распыления керамолака есть «окно» 12–24 часа, после чего происходит полное затвердевание. Внутри этого «окна» можно отшлифовать ЛКП на мокрую, потом отполировать. В этот промежуток между нанесением и полным затвердеванием керамолак ведёт себя как обычное лакокрасочное покрытие. Рекомендуется полировать через 2–3 часа после покраски.
Технология лаков устойчивых к царапинам
Керамолак компании PPG не единственный стойкий к царапинам лак. Существуют лакокрасочные покрытия, не содержащие наночастиц диоксида кремния, но также способные противостоять царапинам и самостоятельно восстанавливаться от мелких поверхностных царапин. Устойчивость к царапинам связана с перекрестно сшитой плотной полимерной матрицей, а также за счёт высокотемпературной сушки для дальнейшего повышения твёрдости.
По сути, простой полиуретановый лак также устойчив к царапинам. Все новые технологии лаков с повышенной стойкостью к царапинам являются его модификациями. Его главное преимущество заключается в том, что при высокой прочности, он остаётся эластичным, не хрупким. Простая полиуретановая плёнка для защиты кузова (см. статью о защите кузова плёнкой) также очень износостойкая, способная восстанавливаться от поверхностных царапин при нагреве. Более подробно лаки с разной химической структурой и их сравнение мы разберём в этой статье ниже.
УФ-отверждение лаков для лучшей устойчивости к царапинам
У стандартных лаков 1K и 2K плотность сшивания полимерной матрицы 8–12 МПа. С ультрафиолетовым отверждением можно получить гораздо большую плотность поперечных сшивок. Однако плотность выше 30 МПа уже не приводит к улучшению устойчивости к царапинам.
Ограничением ультрафиолетового отверждения является нулевое затвердевание в теневых зонах кузова. Сложные трехмерные формы кузова содержат области не попадающие под воздействие ультрафиолетового света. Это соображение привело к разработке лака двойного отверждения с использованием механизма сшивания изоцианатного полиола в дополнение к реакции полимеризации, инициированной ультрафиолетовым излучением. В то время как внешние видимые окрашенные области автомобиля достигают полного отвердевания с помощью двух механизмов, внутренние теневые зоны твердеют за счёт обычного процесса, без применения УФ-лучей.
Акрил, Акрил-уретан и Полиуретан
Акрил используется в самых разнообразных лакокрасочных материалах либо в качестве первичной смолы, либо в качестве сополимера с другими смолами.
Большинство традиционных автомобильных лаков состоят из акриловых и меламиновых смол. Акриловый полимер даёт твёрдость и хим. активность. Чтобы придать хорошие свойства текучести и распыляемости, растекаемости, выравнивания после распыления, для этого часто акриловые полимеры смешивают с разными мономерами.
Уретан в названии лаков не используется в качестве обозначения химиката.
Химический “уретан” не является точным описанием типа смол, используемых в красках. Он также известен как этилкарбамат, очень токсичное хим. вещество, когда-то использовавшееся в фармацевтике, но от него давно отказались из-за его токсичных характеристик. То, что можно обнаружить во многих плёнках красок, является “уретановой связью”. Это ключевой строительный блок, встречающийся в некоторых полимерах, и определяющий эксплуатационные свойства.
В целом лакокрасочные материалы, содержащие “уретановые связи”, обладают большей прочностью и долговечностью.
Акрил-уретановые лаки – отличный продукт, они сохнут быстрее, более прочные и служат дольше акриловых. Они являются промышленным стандартом для автомобильных ЛКП, и за последние два десятилетия во многом заменили акриловые материалы. Это предпочтительный выбор многих автопроизводителей. Акрил-уретановые покрытия прочные и меньше подвержены сколам, чем акриловые. Некоторые ЛКП из акрил-уретанов конкурируют или даже приравниваются к своим конкурентам из полиуретана, но в целом полиуретановые материалы имеют репутацию самых прочных.
Термин “полиуретан” ( PU ) появился давно в прошлом, потому что доминирующей химической группой, присутствующей в полимере, была уретановая группа.
Если придираться к терминам, акрил-уретан также можно назвать полиуретаном (из-за множества уретановых связей), однако настоящий полиуретан и акрил-уретан — это 2 разные системы окраски. Акрил-уретан не настолько эластичен как полиуретан и больше подвержен появлению царапин и сколов. Акрил-уретан не имеет столь же сильной защиты от УФ-излучения, из-за чего к нему часто добавляются УФ-протекторы.
Базовая структура полиуретанового лака отличается мягким сегментом на основе полиола, что придаёт ему гибкость и эластичность. Также имеется твёрдый сегмент с высокой плотностью уретановых сшивок, что придаёт покрытию твёрдость. Таким образом, полиуретаны сочетают в себе прочность и гибкость. При соответствующей рецептуре не существует другого класса продуктов, имеющих лучший баланс адгезии, устойчивости к УФ-излучению, износостойкости и эластичности.
Свойства, которые делают двухкомпонентный полиуретан уникальным, включают в себя следующие:
Пример настоящих полиуретановых лакокрасочных материалов – продукция Imron компании Dupont. В течение последних почти 40 лет они используются преимущественно на грузовом автотранспорте, самолетах и т.п., как наиболее износостойкие. PU-материалы и Imron в частности — самые опасные для здоровья. Большая концентрация изоционатов, входящих в состав активаторов, впитывается в организм человека через кожу и глаза. Как только изоционаты попадают в организм, они не выводятся, а накапливаются в крови, костях, печени, лёгких.. (см. статью “вред здоровью кузовщиков и автомаляров”) При распылении таких материалов важно использовать специальный респиратор, перчатки и защиту для глаз.
Какой лак выбрать?
Наиболее доступным по цене является акриловый лак. В магазинах с продукцией для кузовного ремонта на прилавках чаще всего находится именно он. Выбрав этот продукт проверенного бренда можно получить хорошие результаты при окрашивании кузова. Особенно, если весь процесс подготовки, окрашивания и последующей полировки сделать правильно.
Полиуретановый лак специфичен, наиболее прочный и эластичный. Его можно купить не везде и лучше применять, если автомобиль требует особенно прочного долговременного покрытия.
Акрил-уретановые лаки можно назвать золотой серединой. Они дороже акриловых, продаются у представителей известных производителей лакокрасочной продукции и на порядок лучше акриловых лаков.
В целом сосредоточьтесь на характеристиках лаков и рекомендациях коллег. Обращайте внимание на эксплуатационные данные и объективные обзоры автолака, чтобы убедиться, что вы получаете то, что ожидаете. Кроме того, не используйте цену как показатель качества. Для большинства марок автомобильных лаков и красок цена на сырье и производственные накладные расходы составляют лишь очень небольшую часть от общей стоимости. Большая часть затрат приходится на непомерные маркетинговые бюджеты.
Также читайте статью “покрытие лаком автомобиля” о правильном нанесении автолака.