телеведущая марьяна муренкова биография
Ведущая Марианна Муренкова знает, что нужно для счастья
Жить в моменте
Ведущая Марианна Муренкова рассказала о том, почему красоте поклоняются
Марианна Муренкова дарит бодрость с утра зрителям шоу «Включайся!» на «Беларусь 2», просвещает белорусов в сфере кино в авторской рубрике программы «Добрай ранiцы, Беларусь!» на «Беларусь 1», предсказывает дождь и солнце в «Прогнозе погоды на НТВ-Беларусь». Кроме того, она востребованная модель и солистка собственного джазового кавер-бенда Sunrise. Марианна признается, что не может сидеть на одном месте: «Движение мне нужно как воздух». И в то же время рассказывает, что научилась жить не спеша, наслаждаясь каждым моментом. Как ей это удается?
— Марианна, с телевидением у тебя сложилась достаточно долгая история. В Белтелерадиокомпании ты с 2012 года. Оказаться по ту сторону экрана было детской мечтой?
— Признаться, у маленькой девочки из деревни Маслаки Горецкого района было много желаний. И я постепенно осуществляю все, о чем мечтала в детстве. Пела в расческу — и собрала собственную группу. Перед зеркалом рассказывала новости — и стала ведущей. Мечтала познакомиться со звездами из телевизора — и, будучи культурным обозревателем, пообщалась со всеми знаменитостями из своего списка вплоть до мировых звезд. Считаю, главное — мыслить позитивно. И все потихоньку будет складываться.
— После школы ты поступила на филологический факультет БГУ. Почему сделала такой выбор?
— В старшиx классаx я готовилась стать актрисой. Учила диалоги, стихи… Хотела поступать в Щепкинское училище в Москве, но родители меня в этом не поддержали. Начала думать, что такое близкое могу найти у нас. Выбрала филфак БГУ. И не прогадала. Была чудесная атмосфера! В школе я не особо увлекалась литературой. Но учеба на филфаке меня невероятно увлекла. Мы постоянно что-то сочиняли, ставили, выдумывали… Именно там я начала петь, открыла в себе писательские способности.
— А как в твоей жизни появилось телевидение?
— После учебы на филфаке меня распределили в журнал. Стала заниматься темой культуры. Освещала фестивали, посещала концерты, работала со звездами. Это был классный опыт, но малооплачиваемый. Начала размышлять, чем я вообще хотела бы заниматься. Подумала, что было бы интересно поработать на телевидении. Бросила клич в космос — и попала в программу Алины Кравцовой «Культурные люди». Мне очень нравилось, как она работает. Талантливый человек, который многому меня научил. Потом появились другие телевизионные проекты — «Добрай раніцы, Беларусь!», где и сейчас веду свою рубрику, «Прогноз погоды на НТВ-Беларусь», долгое время работала в проекте «Пин_код». Потом пригласили в утреннюю программу «Включайся!».
— В связи с пандемией слегка поменялся формат «Включайся!». С гостями общаетесь в основном онлайн. Как тебе такие изменения?
— Очень интересный опыт. Расширили круг гостей. Появилась возможность коммуникации с людьми разных уровней звездности и занятости. Не могли мы раньше в любой момент взять и пригласить Михаила Кожухова, Диму Колдуна или IOWA. Сейчас созвонились в ZOOM, поговорили — все стало намного проще. Аудитория программы благодаря таким интересным собеседникам стала еще шире. Как журналисту мне работать немного сложнее. При живом общении ты знаешь, как расположить к себе собеседника. Когда человек в маленьком экране — другие ощущения. Но пытаюсь установить контакт через технологии.
— Повлиял ли коронавирус на другие сферы деятельности? Получается ли выступать с кавер-бендом Sunrise?
— Последнее выступление было в марте. И честно, думаю пока, буду ли продолжать. Начала петь в достаточно сложный для меня период. Музыка была способом вырваться из моего законсервированного эмоционального состояния. Собрала один коллектив, потом другой. Выступали в определенных ресторанах 5—6 раз в месяц. И могу сказать, это также стало неким осуществлением детской мечты — когда-то мечтала петь в своем ресторане по субботам. Сейчас, можно сказать, душевно выздоровела. И у меня нет такой потребности в музыке, как раньше. Но я вижу, как ждут моих выступлений другие. Репертуар у меня нестандартный — исполняю джаз. Но он трогает по-настоящему. Приятно видеть, как меняется настроение у слушателей, приятно слышать слова благодарности от публики. У меня нет музыкального образования, и из-за этого я испытываю некий комплекс. Но понимаю, что благодаря тому, что никто меня не учил и ничего мне не навязывал, я пою по-своему, по-особенному.
— А какое место в твоей жизни занимает моделинг?
— Это моя страсть. Люблю и фотографировать, и фотографироваться. Атмосфера на площадке, сам процесс съемки, результат… Я просто поклонник красоты. Если вижу что-то прекрасное, могу даже заплакать. Началось все с сотрудничества с известным свадебным салоном. Подруга-видеограф попросила поучаствовать в съемке. А потом пошли предложения от различных брендов.
— В твоем Instagram много фото из других стран. Любишь путешествовать?
— Безумно. Мне кажется, путешествие — один из самых верных способов познания мира. Путешествую я по-особому. У меня нет карты с точками, обязательными для посещения. Гуляю по наитию. Считаю, что страны в первую очередь нужно прочувствовать через еду — она отражает характер нации. Люблю смотреть на города через ощущения исторических личностей. Прагу узнавала через Цветаеву, Венецию — через Бродского, Рим — через Гоголя… Это невероятные ощущения.
— Куда хотела бы отправиться первым делом после окончания пандемии?
— Я так научилась жить в моменте, что даже не задумывалась об этом. Передо мной стоят какие-то первостепенные задачи. Например, купить удочку и начать ловить рыбу. Люблю проводить время одна на природе. Например, слушать птиц. Это очень хорошая психотерапия.
— Желание побыть наедине с собой связано с мерами социального дистанцирования или с чем-то другим?
— Период затишья у меня начался на полгода раньше, чем у других людей. Осознанно сузила свой круг общения до родных людей и активно занялась психологией. Эту главу своей жизни я назвала бы «Взращиванием зрелой женщины». Стала прорабатывать свои внутренние паттерны. Каждому человеку важно увидеть свою ценность, полюбить себя, не бояться быть одиноким, почувствовать счастье в этом. Не строить иллюзии, не торопить события, научиться жить в потоке. Раньше я этого не умела. Теперь научилась. Чувствую себя гармоничной женщиной, готовой встретить своего человека. Занимаюсь изучением нарциссического расстройства личности среди мужчин, психопатии и построения отношений. Вижу, что часто женщины боятся остаться одни, торопят события и попадают в руки к тем, с кем лучше не связываться, — манипуляторам, абьюзерам, тиранам, нарциссам… Искренне сочувствую таким женщинам. У меня был опыт общения с мужчиной с нарциссическим расстройством. Но сейчас я знаю, как не вступить в такие отношения. Очень хотела бы поделиться своими размышлениями по поводу всего этого с другими. Есть идея написать книгу.
— Марианна, в программе «Добрай ранiцы, Беларусь!» ты ведешь рубрику «Домашний кинотеатр». Как много времени ты уделяешь просмотру кино и какие фильмы посоветовала бы нашим читателям?
— В программе «Добрай ранiцы, Беларусь!» я не только автор рубрики — еще сценарист и выпускающий редактор. Это очень сложная и ответственная работа — просыпаешься в 3 утра и потом контролируешь три часа прямого эфира. Что касается кино, смотрю очень много картин. Иногда и каждый день по фильму. Особенно люблю итальянский кинематограф. В частности, творчество Витторио Де Сика. Когда была в Риме, специально поехала на кладбище Кампо Верано, чтобы найти его могилу. Обычно советую кино под определенное настроение. Скажем, человек находится в состоянии выбора и перестал верить в жизнь. В таком случае советую посмотреть «В погоне за счастьем» с Уиллом Смитом. Если зритель просто хочет понять, что такое красота, эстетизм, рекомендую фильм «Золото Неаполя» с Софи Лорен. Если человек не может принять какую-то ситуацию, не понимает, почему она случилась, стоит посмотреть «Мачеху» с Джулией Робертс. «Знакомьтесь, Джо Блэк» — фильм с Энтони Хопкинсом и Брэдом Питтом, который учит жить здесь и сейчас. А для настроения всем рекомендую «Отель «Гранд Будапешт» гениального режиссера Уэса Андерсона.
Марианна Муренкова: «За последний год страна объединилась, столько осознанности в нас появилось!»
— Марианна, меня восхитил ваш сюжет в «ДРБ!» с Анной Квилория: вы приехали в Грузию и, можно сказать, с колес попали в гости к певице Нино Катамадзе. Как вам это удалось?
— Мы с Анной придумали такую рубрику для проекта «ДРБ!» — утро в других странах. Понятно, сейчас пандемия и некоторые идеи, связанные с путешествиями, сложно реализовать, но мы прорабатываем, пробиваем новые маршруты, все зависит от наших желаний и трудоспособности. Так, мы обратились к послу Грузии в Беларуси Валерию Кварацхелия, встретились, рассказали о своей затее. Я призналась, что влюблена во все грузинское и в нашей семье культ Нино Катамадзе. Он тут же позвонил Нино, оказывается, они дружат, и помог организовать нашу встречу в Тбилиси и пресс‑тур по Грузии.
— Чуть больше года ты работаешь в «ДРБ!». Недавно услышала, как один из бывших ведущих этой программы жаловался в интервью, что его место на ТВ заняли люди, которые раньше только кофе умели подавать.
— Что сказать, для Дениса Дудинского, например, на протяжении восьми лет я писала сценарии в «ДРБ!». Та информация и те шутки, которые он произносил в эфире, и не всегда профессионально, придумывала ему я.
— Вот это номер! Люди, которые были на телеке «говорящими головами», вдруг заявляют о своей исключительности и обесценивают тех, кто их делал звездами. Это бесконечное вранье с их стороны уже начинает утомлять.
— Сейчас время вранья, поэтому важно быть критически мыслящим человеком, расширять свой кругозор, формировать собственное мнение и стараться доходить до сути. Сегодня в моем окружении практически не осталось людей, которые могут указывать, как мне жить. Уверена, если человек умный, он никогда не станет навязывать другому свое мнение. И потом, когда из жизни ушла моя любимая мама, я стала по‑философски смотреть на некоторые вещи. Считаю, что Вселенная нам дает одних людей, потом их миссия рядом с нами заканчивается, и они уходят. Добавлю, сама никогда не лезла в кадр, мне нравилась моя редакторская работа. Но 13 августа прошлого года (после известных событий) меня вызвала наш продюсер Ольга Шлягер и сказала, что надо работать в «ДРБ!» в кадре. И мы собрали первый эфир.
— Что изменилось в твоей жизни с приходом в утренний эфир?
— Я стала еще больше работать (смеется). У нас очень классная команда девчонок, мы все пишущие, у каждой свои рубрики, все суперпрофи. Раньше такого не было, чтобы ведущие брали на себя все: от написания сценария до сюжетов. А нам это нравится. Мы много придумываем нового. За последний год очень сплотились. 31 августа у меня день рождения, пеку накануне огромный красивый торт и приношу его на работу. Мне нравится формировать вокруг себя семью, и считаю, чем больше таких объединяющих традиций, тем лучше. Кстати, хейта в свой адрес никогда не слышала. За год мне один раз написал кто‑то в директ замечание, что у меня плохая дикция. И я согласна, работаю над тем, чтобы стать лучше.
— Марианна, ты стала ведущей песенного шоу «Х‑Фактор в Беларуси». Скажи честно, стоя за кулисами, жалела, что ведешь проект, а не участвуешь в нем?
— У меня другие приоритеты. Пускай поют те, кто в этом разбирается. Мне нравится быть ведущей, у меня прекрасный партнер — Владимир Богдан. Мы пока практически не встречаемся на съемочной площадке, работаем в разных локациях. Сначала я была ведущей в «пузыре» — это место, где мы впервые знакомимся с участниками, настраиваем их на выступление. А Вова стоял в так называемой комнате плача — это когда уже конкурсант выступил и его встречает группа поддержки. Потом мы с ним менялись площадками. Так вот, в «комнате плача» я почти всегда плакала.
С 9 октября «Х‑Фактор в Беларуси» стартует на канале «Беларусь 1» — и наши зрители поймут, о чем я говорю. Там бывают такие душераздирающие истории, что порой вообще не понимаешь, как человек после пережитого еще и поет, и шутит, и выходит на сцену.
А бывает наоборот, люди комплексуют по таким вопросам, которые и выеденного яйца не стоят. Слушаешь и думаешь: господи, на что вы обращаете внимание, живите и радуйтесь.
— Расскажи про жюри, какими тебе показались наставники?
— Оля Бузова. У нее такая женская энергия, она всегда отмечает мужскую красоту в участниках. Для меня, которая живет в этом «аквариуме» и порой не замечает этих прекрасных «рыб» наших, белорусских, очень был интересен ее взгляд со стороны. Такие у нас, оказывается, мужчины красивые и талантливые!
Оля еще всех нас удивила своей любовью к белорусской колбасе. На каждой записи ей подносили бутерброды, и она постоянно ела.
Я ее понимаю. Белорусская колбаса самая вкусная в мире. Этот нюанс еще раз доказывает: можно быть такой успешной и такой душевной одновременно.
— Серега был самым строгим, как я слышала.
— У нас была такая примета на площадке: если Серега пришел в черном — жди недобра. А если в белом — все будет хорошо. Он профессиональный человек и продюсер, сразу видит исполнителя, на что его можно раскрутить, что из него можно сделать. Я бы сказала, Серега очень основательно подходил к вопросу отбора участников.
— Мы любим нашего Руслана Алехно! Он часто приходил на съемки с семьей. Мы видели его как обычного мужа и отца, очень доброго и талантливого человека. Руслан давал очень много дельных советов участникам касаемо вокала.
— У Соседова в Instagram вашего проекта самые высокие зрительские рейтинги.
— И неудивительно. Мы все, дети 1980‑х, помним его по проекту «Акулы пера». Это шоу было взрывом мозга, многие не понимали, как настолько откровенно и непосредственно можно задавать вопросы звездам. Словом, Соседов — это знак качества.
— Что тебя больше всего удивило на съемках шоу?
— Удивили люди. Тысячи и тысячи участников хотели попасть на ТВ, в «Х‑Фактор в Беларуси». Все с таким добром и любовью участвуют в этом приключении.
— Не было конфликтов на площадке по политическим мотивам?
Вообще, мне кажется, за последний год страна так объединилась, столько осознанности в нас появилось. Никогда мы не ощущали себя настолько белорусами. Мы все словно проснулись, стали интересоваться своей историей и политикой.
Согласись, у нас никогда не было столько лидеров мнений. А сейчас мы знаем имена, кто такой Гигин, Гайдукевич, Боровик, Шпаковский. Я посмотрела восьмичасовой разговор с Президентом и уверена, что не одна я это сделала. Даже мой племянник, которому 14 лет, цитирует избранные места из этого разговора. А еще мы увидели людей, которые могут внезапно нас предать или бросить. И это к лучшему, что все так сложилось: пространство очистилось, и можно двигаться вперед, к новым целям. Открою маленький профессиональный секрет: я очень редко вокруг себя чувствую конфликт, у меня такая энергетика, что умею убирать его. И я сейчас не кривлю душой. Вокруг меня всегда хорошие и добрые люди. Проект «Х‑Фактор в Беларуси» убедит наших зрителей в том, как много талантливых людей вокруг.
Марианна Муренкова: «За час в прямом эфире худеешь на килограмм»
Прямой эфир скрывает для телеведущих много сюрпризов: можно забыть имя героя, не уложиться во время да и вообще отступить от сценария, написанного редакторами. О всех плюсах и минусах работы «не под линеечку» и без черновика прекрасно знает наша сегодняшняя собеседница. Телеведущая Марианна Муренкова хорошо известная зрителям молодежной программы «Пин_Код», которая со вторника по пятницу выходит на канале «Беларусь 2». Мы беседуем о секретах профессии, важности быть собой и учиться в авторитетов.
— Марианна, как начинался твой профессиональный путь на телевидении? Ты с детства мечтала быть ведущей?
— Я не случайный человек в профессии телеведущей. Работать на телевидении хотела с детства, но это не было большой мечтой и стремлением. Окончила филологический факультет БГУ по специальности «русская филология», и уже в студенческие годы узнала, что могу достаточно хорошо писать. Когда начали работать над курсовыми работами, мне не хотелось сидеть в библиотеках, и я писала что-то от себя (смеется). Студенткой 5 курса я пришла на один из кабельных каналов просто попробовать, как это — снимать сюжеты, новости. Потом работала в столичном журнале «Променад», который выходил в формате гида по культурной столицы. Я поняла, что рассказывать о культуре — это и есть моя жизнь, но в какой-то момент работы в журнале стало мало, и я пришла на телевидение. Сначала вместе с Алиной Кравцовой делала программу «Культурные люди» — наверное, единственную, которую я смотрела каждые выходные еще с детства. Мне посчастливилось быть в команде с Алиной, именно она рассказала, как надо работать. Специализируюсь на культуре, не делаю новости и не работаю корреспондентом. Поэтому, рассказывая о событиях, все пропускаю через себя, через душу. Вот уже 5 лет я на телевидении, стараюсь сделать что-то красивое и интересное. Если у меня это получается, то хорошо.
— Сама смотришь телевизор? Работа кого из коллег больше всего нравится, восхищает?
— Люблю политические программы, новости, с удовольствием смотрю репортажи обо всем, что касается журналистики, общественной жизни. Мне очень нравится, как работает Владимир Познер, люблю шоу Опри Уинфри, которое в течение нескольких десятилетий выходило на телевидении и является для меня идеалом. Из белорусских телеведущих впечатляет Светлана Боровская, можно учиться каждый день, просто ее слушая. Мне посчастливилось с ней работать в программе «Доброе утро, Беларусь!», здесь я редактор и пишу сценарии для Светланы. Это очень хороший опыт.
— Ты ведущая молодежной программы «Пин_Код». Это накладывает отпечаток и на поведение в эфире, и на специфику работы?
— Работая в молодежной программе, ты понимаешь, что являешься примером. Стоит себя так вести, так делать, чтобы чему-нибудь научить подростков, передать свой опыт. Даже одежду для эфиров подбираю соответствующую. Программа «Пин_Код» выходит в прямом эфире, это тоже накладывает свой отпечаток на работу. Время ограничено, в наушниках голоса режиссера, редактора, при этом нужно завершить каждое интервью так, чтобы оно выглядело цельно, красиво, не было оборванным. Мне кажется, за программу в прямом эфире худеешь на килограмм.
— Чем еще примечателен прямой эфир?
— Это не работа по сценарию, где все заранее продумано, прописано, а ты просто повторяешь. Сценарий для нас — только опора. Я так считаю. Но некоторые ведущие даже в прямом эфире стараются не отклоняться от сценария, считают обязательным проговорить все, что написал редактор. Для меня сценарий — поводырь, за которым идешь, ты от него просто отталкиваешься, наполняешь своим содержанием. Я не люблю работать под линеечку.
— Свои программы пересматриваешь?
— Да, чтобы видеть, как работают коллеги, как я сама работаю. Полтора года назад, когда я только пришла на проект, пересматривала каждый свой эфир, чтобы узнать об ошибках. Я очень самокритична и всегда сама к себе придираюсь, вижу недостатки. Даже когда мне говорят, что все было прекрасно. Всегда нужно учиться, развиваться. Поэтому меня удивляют люди, которые вышли в эфир несколько раз и считают себя знатоками, позволяют себе расслабиться.
— А важно учиться у коллег, иметь среди них своих учителей, советников?
— У меня есть авторитеты в профессии, даже среди коллег. Их мало, но я считаю, что такие люди должны быть у каждого, если он хочет чего-то достичь. Думаю, нельзя научиться быть телеведущим. Как и в каждой профессии, можно приобрести только определенные навыки, умения. Но в целом ты или можешь работать, или нет. Тысяча часов упражнений над дикцией ничего не стоит без харизмы. Тысяча прочитанных книг теряют ценность, если не сделаешь так, чтобы слушали только тебя. Поэтому нужно себя наполнять: читать больше книг, смотреть больше хороших фильмов, слушать хорошую музыку, общаться с интересными, умными людьми. Последнее, наверное, самое важное.
— Но на экране нужно быть и красивой.
— Важная составляющая успеха во всем — хороший, позитивный настрой, улыбка. Стараюсь перед эфиром освободиться от всяких мыслей: что бы ни происходило в жизни, следует работать здесь и сейчас для зрителя, забывать все проблемы, которые есть. Я заметила, даже если болит голова, желудок, когда включается камера, все вдруг проходит. Мне кажется, главный секрет — в любви к своей профессии, к тому, что ты делаешь. Стоит любить не себя в кадре, а все, что тебя окружает в работе. Нужно больше отдавать, вселенная услышит и обязательно отблагодарит хорошим зрителем. Также важно быть собой. Если имеешь свою «фишку», харизму, ты ни на кого не похож, не стараешься за кем-то повторить и идешь своим путем, то рано или поздно чего-то достигнешь. Пусть и не сразу.
— Можешь вспомнить смешные случаи, которые происходили во время эфиров?
— Да они постоянно происходят! Чаще всего связаны с тем, что мы с коллегами иногда забываем текст. Когда вы видите, что ведущие то и дело перебрасывают «поводья» разговора между собой, значит кто-то из них забыл. Однажды я забыла, как зовут гостя. А Виталик Карпанов, мой коллега, как-то забыл, как правильно по-английски звучит название группы. Поэтому каждый раз подводил реплики так, чтобы его называла я. Ведущий — профессия, где многое от тебя не зависит. Зритель видит, как ты загримирован, какая у тебя прическа, как ты одет, что говоришь. Все думают, что это и есть ты. Но на самом деле все зависит от хорошего гримера, стилиста, редактора, режиссера, правильно поставленного света.
— Комфортно чувствуешь себя в коллективе?
— Мне очень нравится коллектив Белтелерадиокомпании. Люблю своих коллег. Представляешь, все работают в прямом эфире, все на стрессе, на нервах, но в то же время умеют сохранять спокойствие, улыбаться. Мы много улыбаемся, шутим, дружим, поддерживаем друг друга, помогаем. Никто не тянет одеяло на себя, а это очень важно.
— У журналистов есть одна особенность: нам очень сложно «отключиться» от работы и действительно отдохнуть.
— Да, это очень сложно. Утром просыпаюсь и лихорадочно вспоминаю, что следует сделать в каждом из проектов. Чтобы работать на телевидении, нужно быть настоящим трудоголиком. Не каждый сможет полностью посвятить себя профессии, на втором плане оставить личную жизнь. Поэтому и отдыхаю я также в процессе работы. Мне для отдыха много не нужно. Если долго отдыхаю, начинаю скучать.
— Ты уже отмечала, что имеешь филологическое образование. Но чтобы быть ведущей, этого не совсем достаточно. Может, посещала дикторские курсы?
— Я долгое время профессионально пела, занималась академическим, джазовым вокалом. Это ведь тоже влияет и на дикцию, и на поведение. Это же работа с диафрагмой, правильная постановка голоса. Не было такого, что я резко стала телеведущей, к делу я шла фактически всю жизнь, с детства: ходила в театральную студию, занималась музыкой, ходила в художественную школу. Это ведь тоже влияет: развивает вкус, помогает строить сюжет.
— Мечтаешь создать свой авторский проект? Какой теме он был бы посвящен?
— Все должно происходить в свое время. На телевидении работаю не так долго, только 5 лет. У меня нет любимых тем, любая тема любимая. Каждую программу нужно делать качественной, интересной, улыбаться и нести хорошее настроение зрителям.
Почему людей другой национальности интересует загадочная культура Армении?
Когда я впервые встретила героев нашего материала, долго не могла поверить, что они не армяне. Восточная внешность Романа Степаненко, отличное знание армянского Надежды Тулиновой, любовь к армянской музыке Марианны Муренковой и скромность Татьяны Говоровой. Одним словом, в каждом из них есть что-то армянское. За каждым из ребят скрывается и своя история, которая привела их в армянскую общину. Только какая? Что заставляет людей другой нации изучать далекую и загадочную культуры Армении?
Роман Степаненко:
Моя семья сначала жила за пределами Беларуси. А потом мы переехали в Витебск ‒ и сразу же обзавелись друзьями. Это в основном были армянские семьи. С некоторыми я дружу до сих пор. Наверное, армянское окружение на меня повлияло: став старше, я часто знакомился и общался преимущественно с армянами. Мне нравится сплоченность армян, их постоянное желание собираться вместе и находить частичку Родины во всем, даже в мелочах.
Армянского языка я не знаю, но из контекста иногда могу понять смысл некоторых слов и фраз. Когда ты отдыхаешь в кругу людей, которые представляют определенную этническую группу, волей-неволей впитываешь какую-то информацию. Поэтому с армянской культурой я знаком. Конечно, не как армянин патриот, но как очень сведущий человек.
Кстати, я большой поклонник творчества Сержа Танкяна. С альбомом его группы «System of a Down» я познакомился в восемь лет. Тогда об армянском происхождении вокалиста, даже не догадывался. Когда узнал, был приятно удивлен.
Что касается танцев, то я внимательно наблюдал за «Эребуни» и запомнил несколько простых движений. На армянских вечеринках у меня даже получается их повторять (улыбается).
Татьяна Говорова:
Когда-то я заинтересовалась армянским языком и культурой. Как раз в это время случайно узнала об армянской воскресной школе и решила пойти туда, чтобы поближе познакомиться с культурой Армении.
Помню свой первый день в школе. Было хорошее, теплое утро. Светило солнышко. В школе вокруг меня почти все говорили на армянском. Я на несколько минут забыла, что нахожусь в Беларуси. Директор школы Гаяне Вазгеновна играла на музыкальном инструменте.
Во время обучения успела подружиться с некоторыми девочками. Они стали приглашать меня на мероприятия, которые проходили в армянской общине.
Об этих встречах остались хорошие воспоминания. Так, запомнилась встреча с футболистом Батэ — Завеном Бадояном. Мне понравилась сплоченность армян, вы всегда стараетесь поддерживать друг друга.
Не могу сказать, что я успела достаточно хорошо познакомиться с культурой Армении. Знаю лишь нескольких народных певцов, знакома с некоторыми армянскими традициями и праздником Вардавар. Язык тоже пока хорошо не выучила, но уверена, что «Сирум ем кес»‒ самые красивые слова на свете.
Марианна Муренкова:
Мне с детства очень нравилась культура Армении. Когда мне было 10 лет, я была знакома и с армянами, и с грузинами. Я с ними часто общалась. Тут надо брать еще в расчет личность… я всегда со всеми знакомлюсь, разговариваю, интересуюсь, это червь сидит во мне. Шаг к армянской общине ‒ это просто любопытство.
Конечно, любая культура интересна. Были бы у меня близкие друзья грузины или, допустим, латвийцы я бы присоединилась и к их общине.
Я до сих пор что-то приобретаю, что-то перенимаю из армянской культуры. Какие-то частички менталитета, морали.
Мне нравится армянская мораль в отношении семьи, как воспитывают у вас девушек, как воспитывают детей, как относятся к дочери. Мне это очень близко.
Когда только пришла в армянскую общину и начала знакомиться, очень удивилась, что все мужчины занимаются спортом. При этом они играют на музыкальном инструменте (и не на одном), читают книги.
Армянская культура покорила меня и своей музыкой. Я очень люблю лирические песни. Слушаю Лилит Папоян, Аллу Левонян у нее красивые такие армянские мелодии, Дживана Гаспаряна, про которого я делала в своей программе сюжет. Все мы слушаем Хачатуряна, в независимости от того общаемся с армянами или нет. Все мы смотрим фильмы прекрасных армянских режиссеров.
Я всем всегда рассказываю об Армении. Только вернулась из фестиваля «Славянский базар» в Витебске. Вместе с артистами мы сидели за большим столом. И когда я о чем-то сними разговаривала, волей-неволей мой разговор сводился к чему-то армянскому. Я упоминаю Армению, потому что это часть моей жизни. Где-то во мне есть, наверное, что-то армянское. А может это не армянское, может это такое белорусское, которое похоже на армянское.
У меня даже появился армянский акцент. На телевидении сказали, что во время начитки текстов (Марианна работает журналистом ‒ прим.ред) у меня порой «проскакивает» поднятое небо и «ха», характерное для армянского языка. Поэтому не знаю: то ли я проникла в армянскую культуру, то ли армянская культура проникла в меня… Только уверена, что не собираюсь уходить из армянской общины. Надеюсь, что мои друзья, которых я там приобрела, будут со мной до конца моей жизни, станут крестными моих детей и будут танцевать армянские танцы у меня на свадьбе, русской свадьбе. Ведь все-таки, не смотря на мою армянскую составляющую, у меня полностью русское состояние души.
Надежда Тулинова:
О белорусской девушке, которая изучала армянский по этикетки от «Дирол Кедбери» мы уже писали на нашем портале. Поэтому сейчас только напомним.
С Арменией Надю познакомил одноклассник. Его рассказы настолько впечатлили девушку, что она с огромным интересом стала изучать язык и культуру Армении, знакомиться с историей этой страны.
Подготовила Алина МИНАХОРЯН