Телефон в машине в ссср как работал

Громоздкие «мобильные»: как работали телефоны в автомобилях во времена СССР

Телефон в машине в ссср как работал

Мобильная связь настолько прочно вошла в нашу жизнь, что порой кажется — она существовала всегда. Молодому поколению трудно представить, что когда-то телефоны были стационарными, без дисплеев, с дисковым номеронабирателем и огромной трубкой. А старшее поколение удивляется: как мы жили без мобильной связи, а многие и вообще без телефонов? Однако есть люди, которые даже в советское время пользовались мобильной связью.

СССР первым запустил сеть мобильной связи

Как бы удивительно это не звучало, но именно СССР стал «пионером» по внедрению мобильных телефонов. Конечно, назвать тогдашние телефоны «мобильными» у нынешнего поколения язык бы не повернулся. Но по тем временам это был действительно мобильный комплект: сам аппарат, пара аккумуляторов и приличного размера чемоданчик для переноса оборудования.

Телефон в машине в ссср как работал

Разработка системы автоматической мобильной связи началась в 1958 году. До этого использовались системы, аналогичные военным радиостанциям. Но в таких системах нельзя было одновременно говорить и слушать собеседника: общение происходило поочередно, по принципу рации. К тому же, нельзя было самостоятельно вызвать собеседника, и приходилось пользоваться услугами коммутатора.

Эти неудобства подтолкнули к созданию полностью автоматической системы. Назвали ее Алтай, и уже в конце 50-х годов в Воронеже были установлены первые базовые станции. Над созданием системы работали специалисты со всего Советского Союза: например, антенные системы разрабатывали телевизионщики из московского Государственного Специализированного Проектного Института.

Телефон в автомобиле — не роскошь, а средство связи

Поскольку носить с собой чемодан с устройством связи было неудобно, систему планировали устанавливать в автомобилях — там имеется своя бортовая сеть для питания устройства. Это решение было с восторгом принято номенклатурными и руководящими работниками. Ведь теперь можно было оставаться на связи даже в поездках — а их у данных категорий было немало. Установка базовых станций позволяла принимать сигнал в радиусе десятка километров, а позднее, когда произошла модернизация системы и были выделены новые частоты — еще на более дальние расстояния.

Телефон в машине в ссср как работал

Аппарат системы Алтай выглядел как обычная телефонная трубка. Некоторые модели оснащались даже дисковым номеронабирателем, но он оказался неудобным для пользования в автомобиле, и его заменили на кнопочный. Надо ли говорить, какой эффект на окружающих производил телефон в автомобиле, когда у многих его не было даже в собственной квартире!

Всесоюзное покрытие мобильной сетью

В 70-х годах система Алтай продолжала развиваться. Если поначалу «телефонизацией» были охвачены лишь крупные города — Москва, Ленинград, Киев, Ростов, Ташкент, то к середине 70-х мобильная связь покрывала 114 городов по всему СССР. В этом показателе нам проигрывала даже Америка, в которой тестовый запуск состоялся на год позже, а коммерческое распространение мобильной связи началось лишь в 1969 году. При этом, в СССР к тому времени мобильной связью системы Алтай пользовались в 30 городах.

Стоит признать, что в США телефон в автомобиль мог поставить любой желающий, выстояв очередь и заплатив «кругленькую» сумму (2-4 тыс. долларов), плюс весьма дорогие расценки на звонки: 0,7 — 1,2 долл. за минуту. В СССР мобильным телефоном могли пользоваться лишь руководители высшего эшелона, научные и номенклатурные работники.

Телефон в машине в ссср как работал

Накануне Олимпиады 1980 года произошла очередная модернизация системы — базовые станции Москвы «переехали» на Останкинскую телебашню, благодаря чему увеличилась дальность покрытия сети. Во время трансляции Олимпийских игр именно система Алтай помогала журналистам вести прямые эфиры с соревнований. Тогда многие разработчики системы получили Государственные премии — наравне со спортивными, престиж страны был поддержан и научными достижениями.

С появлением сотовой связи система Алтай постепенно стала терять свои позиции. Именно сотовая связь благодаря более новым технологиям оказалась более практичной, компактной и дешевой. Поэтому сейчас, когда у каждого в кармане имеется мобильный телефон, система Алтай кажется анахронизмом, но для своего времени это был огромный технический прорыв.

Источник

Мобильная связь в СССР

Телефон в машине в ссср как работал

Высокотехнологичные проекты СССР в 20 веке гремели на весь мир — первый спутник, «Восток-1», семь советских атомных ледоколов; но есть технологии, о которых мы знаем не так много.

Чаще всего мобильную связь мы упоминаем в контексте сотовой связи. Мобильная связь — это любая подвижная беспроводная связь по радиоканалу. В таком контексте мы расскажем об истории развития радиокоммуникаций между абонентами в СССР.

Первые проекты

Телефон в машине в ссср как работал
(с)

Связисты внесли существенный вклад в успешное завершение Великой Отечественной войны — радиосвязь стала важным средством оперативного управления войсками и информирования.

Всё же пользоваться приемопередатчиками без специальных знаний было подчас затруднительно — нельзя назвать такой вид коммуникации действительно массовым.

Брошюра 1942 года по устройству и эксплуатации передатчика «Север-бис» начиналась с сжатого изложения теории дальнего распространения коротких волн и инструкции по определению оптимальных частот для дальних расстояний. Представьте, что такую инструкцию выдавали бы всем абонентам сотовой связи.

Необходимость как-то улучшить специфическую военную связь подстёгивала изобретательскую мысль. Инженер Георгий Ильич Бабат, находясь в блокадном Ленинграде, предложил идею создания «монофона» — автоматического радиотелефона, работающего в сантиметровом диапазоне 1000-2000 МГц. Это был первый (из известных нам) подробный проект гражданской мобильной связи.

После Великой отечественной войны советские инженеры-изобретатели Г. Бабат, Г. Шапиро и И. Захарченко разработали систему телефонной связи для автомобиля. Базовая станция представляла собой радиоприемник, установленный на городской телефонной станции.

В 1946 году были проведены испытания, в результате которых удалось осуществить связь из движущегося автомобиля на расстоянии 20 км от базовой станции. В дальнейшем изобретатели смогли увеличить радиус действия аппарата до 150 км.

Независимо друг от друга в советской прессе начинают появляться различные концепты развития мобильной связи. Так, в одном из проектов рассматривалась идея поставить на крышах городских телефонных станций радиоприемную аппаратуру для связи с абонентами. Изобретатели хотели добиться с новым видом связи максимального комфорта для людей, не знакомых с теорией волн и частот.

В 1957 году инженер Леонид Иванович Куприянович продемонстрировал трехкилограммовый прототип мобильного телефона ЛК-1. Куприянович не только создал телефон, но и разработал к нему базовую станцию — автоматическую телефонную радиостанцию, которая осуществляла связь с проводной телефонной сетью.

Телефон в машине в ссср как работал
Слева — первый образец мобильного телефона ЛК-1, справа — базовая станция Куприяновича (с)

ЛК-1 мог работать от 20 до 30 часов и обеспечивать связь с помощью двух антенн в пределах 20-30 километров. Такие подробности мы знаем лишь по описанию в газетах. Документально был зарегистрирован лишь один сеанс связи, длившийся несколько минут.

Телефон в машине в ссср как работал
Мобильный телефон с никель-кадмиевым источником питания (концепт).

Год спустя Куприянович представил новый прототип, который весил уже 500 гр. Однако на этом изобретатель не остановился и сделал рацию весом всего 70 гр. (вместе с элементами питания). Нет никаких достоверных сведений о том, работало ли вообще это устройство. Однако, по описанию из журнала «Юный техник», оно должно было «работать без смены питания 50 часов и обеспечивало связь на дальности двух километров».

«Алтай»: 0G

Телефон в машине в ссср как работал
Система профессиональной подвижной связи «Алтай» (с)

Разработки Куприяновича не пошли в серию, однако, с точки зрения технологий, в них не было ничего уникального. Система доступной мобильной связи была востребована на самых верхних уровнях государства и реализована в те же годы (разработка началась в 1958 году) независимо от идей инженера-самородка.

Полностью автоматическая мобильная связь впервые в мире появилась в СССР: в 1963 году запустили систему государственной важности «Алтай». Сначала система работала в диапазоне 150 МГц, а позднее был задействован диапазон 330 МГц. «Алтай» был оснащен автоматической системой передачи сигнала из мобильного канала связи в телефонную сеть общего пользования.
Здесь, как и в сотовой сети, существовали свои базовые станции, но «передачи» абонента между станциями не предусматривалось. Каждая станция обслуживала только свою зону, рассчитанную на 250-300 абонентов. Как правило, в каждом городе была только одна базовая станция, имеющая до 22 независимых линий радиосвязи по восемь каналов каждая.

Этот проект практически не контролировался военными, и был представлен на промышленной выставке в Брюсселе. Основные пользователи «Алтая» — чиновники и руководители важнейших предприятий. Многие предпочитали устанавливать телефон не на рабочем месте, где была доступна обычная телефонная связь, а в машине, что давало возможность оперативно отвечать на важные звонки.

К концу 60-х годов «Алтай» уже позволял перейти с ручного соединения через телефониста к автоматике. Кроме того, был реализован режим конференц-связи, вызов по сокращенной нумерации, вызов одновременно нескольких абонентов, очередность звонков по свободному каналу с возможностью выставлять приоритет.

К Олимпиаде 1980 года базовая станция «Алтая» была перенесена на Останкинскую башню, что позволило обеспечить надежной связью практически всех журналистов на стадионах Москвы.

В середине 80-х годов «Алтай» был полноценно представлен в 114 советских городах — на этот временный промежуток приходится пик развития системы, после которого начинается закономерный спад, вызванный как финансовыми проблемами государства, так и появлением в 1991 году мощного конкурента — GSM.

«Волемот»

Телефон в машине в ссср как работал
Абонентская радиостанция «Волемот-АРС» (с)

Аббревиатура образована по названиям городов, где находились разработчики новой перспективной системы связи: ВОронеж, ЛЕнинград, МОлодечно, Тернополь.

«Алтай» имел существенное ограничение на количество абонентов, подключаемых к сети, в то время как обществу явно требовалась система, способная подключить больше пользователей (в идеале — всех). Эту проблему решал «Волемот», в остальном не имевший существенный отличий от «Алтая».

Система была запущена в ряде городов в начале 90-х и продержалась в отдельных местах (такси, «скорая») до начала 2010-х. Примерно к этому же времени закончил существование и «Алтай».

Зарождение спутниковой связи

Телефон в машине в ссср как работал
Одна из наземных станцией системы «Орбита» (с)

История спутниковой связи в России началась в 1965 году, когда был запущен спутник «Молния-1» для обеспечения связи между Москвой и Владивостоком. С октября 1967 года спутники «Молния» вместе с 20 наземными станциями использовались в рамках проекта космической связи «Орбита» для трансляции национальной телевизионной сети, а также для двусторонней телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи.

Спутники связи двойного назначения проекта «Молния» существовали и развивались до начала 21 века. Последний спутник — «Молния-3К» — был запущен в 2001 году, а сошел с орбиты в декабре 2016 года. Им на смену пришли спутники, работающие на стационарных орбитах: для связи — «Радуга», для телевизионного сигнала — «Экран». Для новых спутников уже не нужны наземные станции, достаточно поставить себе антенну.

Помимо спутниковой связи в Советском Союзе развивалась тропосферная радиорелейная связь, при которой радиоволны на высоте 10-15 км отражаются от верхней границы тропосферы и попадают в приёмник. Благодаря этому расстояние между приёмником и передатчиком может достигать 400-600 км. Многоканальные радиорелейные станции, использующие диапазон сверхвысоких частот, позволили создать надежную связь с самыми отдаленными населенными пунктами страны, находящимися далеко за Полярным кругом. Всего было возведено 46 станций связи. Суммарная протяженность радиорелейных линий превысила 100 тыс. км.

Источник

Мобильная связь в СССР. Часть 1.

Телефон в машине в ссср как работал

Сразу хочу сказать: автор текста не я((. Сейчас заканчивается работа над статьей об Алтае и о телефонах для этой системы.

Была ли в СССР мобильная связь?
Такой вопрос может показаться странным для многих, особенно из поколения, для которого мобильная связь прочно ассоциируется с пластмассовой коробочкой с большим цветным экраном, кучей кнопок и такими модными словечками, как GPRS, WAP, 3G. Откуда в Проклятом Совке (с) могла взяться мобильная связь?

Ну, во-первых, а что вообще такое мобильная связь? Какое определение этого термина?

Мобильная связь – это радиосвязь между абонентами, местоположение одного или нескольких из которых меняется.

Мобильная связь бывает сотовой, транкинговой, спутниковой плюс системы персонального радиовызова и зоновые СМРС (фиксированный канал через ретранслятор).

Другими словами, сотовая связь (хотя этот термин, наверное, тоже знаком отнюдь не всем пользователям этого самого вида связи) это всего лишь разновидность более широкого понятия – мобильная связь. Тем более, что появилась она гораздо позже, чем первые системы мобильной радиосвязи вообще.

В мире первые системы мобильной связи появились еще после Первой мировой. Так в 1921 году в США начали использоваться первые радиофицированные полицейские автомобили. Но мобильная связь того времени практически полностью использовалась в узкоспецифических формах, прежде всего военных, полицейских и всякого рода специализированных служб. Выходов на телефонные сети общего пользования они не имели, автоматическими не были поэтому этот период можно пропустить.

Первые системы мобильной связи для рядового потребителя начали появляться после Второй мировой войны. Однако это были тоже довольно-таки ограниченные по возможностям системы. Связь была односторонней (симплексной), то-есть по образу военных радиостанций – нажал тангенту – говоришь, отпустил – слушаешь. Да и выбор свободного радиоканала с последующим подключением к наземной телефонной сети был полностью ручным. Наличие диспетчерской с телефонными барышнями и ручным коммутатором было непременным атрибутом таких систем.

Те, кто помнит французский фильм 60-х годов «Разиня» могут вспомнить эпизод, когда герой Луи де Фюнеса говорил по такому вот «мобильному телефону» из своей машины. «Алло, барышня, дайте Смольный!».

Отсюда следует простой вывод. Процесс звонка с мобильного телефона должен быть неотличим от звонка с телефона обычного. Именно это и будет критерием мобильной сети связи широкого использования.

Так вот, первая в мире система полностью автоматической мобильной связи была создана и запущена в эксплуатацию в Советском Союзе. И в течении нескольких лет СССР был мировым лидером в области мобильной связи.

«Алтай». Первая в мире.

Работа над системой автоматической мобильной связи, названной «Алтай», началась в 1958 году. В городе Воронеж в Воронежском НИИ связи (ВНИИС) были созданы абонентские станции (проще говоря, собственно телефоны) и базовые станции для связи с ними. Антенные системы были разработаны в московском Государственном Специализированном Проектном Институте (ГСПИ), там же, где рождалось советское телевидение. Над другими составляющими «Алтая» работали ленинградцы, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. Специалисты из разных частей Советского Союза объединили усилия, чтобы создать абсолютно уникальный на тот момент продукт — автоматическую мобильную связь.

«Алтай» должен был стать полноценным телефоном, устанавливаемым в автомобиле. По нему просто можно было говорить, как по обычному телефону (т.е. звук проходил в обе стороны одновременно, т.н. дуплексный режим). Чтобы позвонить на другой «Алтай» или на обычный телефон, достаточно было просто набрать номер — как на настольном телефонном аппарате, без всяких переключений каналов или разговоров с диспетчером.

Реализовать эту возможность при тогдашнем техническом уровне было непросто. Цифровой связи, разумеется, еще не было; голос передавался в эфире обычным образом. Но, кроме голоса, нужно было передавать специальные сигналы, с помощью которых система могла сама найти свободный радиоканал, установить связь, передать набираемый телефонный номер и т.д.

Это сейчас нам кажется естественным просто набрать номер на кнопках мобильника. А в 1963 году, когда в Москве была запущена опытная зона системы «Алтай», настоящий телефон в машине производил неизгладимое впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Впрочем, от диска вскоре отказались и заменили его кнопками, поскольку крутить диск в автомобиле оказалось неудобно.

Партийные и хозяйственные руководители пришли в восторг от новой системы. Автомобильные телефоны вскоре появились в «ЗИЛах» и «Чайках» верхних эшелонов советского руководства. За ними последовали и «Волги» директоров важнейших предприятий.

«Алтай» конечно не был полноценной сотовой системой. Первоначально один город вместе с пригородами обслуживался всего лишь одной базовой станцией с шестнадцатью радиоканалами. Но для небольшого количества высших начальников, которым была доступна мобильная связь, этого первое время хватало.

В системе использовался частотный диапазон 150 МГц — это частоты того же порядка, что и метровый диапазон телевидения. Поэтому антенна, установленная на высокой башне, позволяла обеспечить связь на расстоянии до десятков километров.

Аналогичная система в США, IMTS (Improved Mobile Telephone Service), была запущена в опытной зоне на год позже. А коммерческий ее запуск состоялся лишь в 1969 году. Между тем в СССР к 1970 году «Алтай» был установлен и успешно работал уже примерно в 30 городах!

Кстати, насчет системы IMTS. В описании этой системы есть один очень интересный абзац.

In the 70s and the early 80s, before the introduction of cellular phones, there were «waiting lists» of up to 3 years for those wishing to have mobile telephone service. These potential subscribers were literally waiting for other subscribers to disconnect their subscription in order to obtain a mobile telephone number and mobile phone service.

В 70-х и начале 80-х годов до начала использования сотовой связи существовали «списки ожидания», до 3-х лет, для желающих иметь мобильную связь. Потенциальные абоненты были вынуждены ждать, пока действующие абоненты отключатся от сети, что бы получить телефонный номер и услуги сети мобильной связи.

Очереди! Списки! Номерки! Вот он, Проклятый Совок (с)!

Конечно, такие жесткие ограничения были вызваны ограниченным количеством радиоканалов. Но я специально обращаю на это внимание, что бы читатели поняли, что подобные системы не могли быть массовыми чисто по техническим причинам, а не из-за чьего-то злого умысла.

По этой причине телефоны этой системы были очень дорогими (от 2 до 4 тысяч долларов) и минута разговора стоила от 70 центов до 1.2 доллара. Часто телефоны брались в аренду у компании, а не покупались.

И кстати, система эта до сих пор эксплуатируется в Канаде и США.

Теперь в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Ростове, Киеве, Воронеже и многих других городах (и областях) СССР партийные и хозяйственные руководители могли спокойно говорить по телефону из машины. Наша страна, как это ни странно слышать теперь, уверенно лидировала в области мобильной связи.

В 1970-е годы система «Алтай» активно развивалась. Были выделены новые радиоканалы (22 «ствола» по 8 каналов) в диапазоне 330 МГц — т.е. на чуть более длинных волнах, чем дециметровое телевидение, что позволяло обеспечивать немалую дальность и одновременно обслужив

Источник

Мобильный телефон в СССР 1959

Телефон в машине в ссср как работал

Телефон в машине в ссср как работал

До начала 1960-х годов многие компании вообще отказывались проводить исследования в области создания сотовой связи, поскольку приходили к выводу, что, в принципе, невозможно создать компактный сотовый телефонный аппарат. И никто из специалистов этих компаний не обратил внимание на то, что по другую сторону «железного занавеса» в научно-популярных журналах стали появляться фотографии, где был изображен… человек, говорящий по мобильному телефону.

Телефон в машине в ссср как работал

В 1957 в 8-ом номере журнала «Наука и жизнь» была опубликована фотография первого мобильного телефона Леонида Куприяновича. Справа — автоматическая телефонная радиостанция: «Соединение АТР с любым абонентом происходит, как и у обычного телефона, только ее работой мы управляем на расстоянии».
В 1957 году Л.И. Куприянович получил авторское свидетельство на «Радиофон» — автоматический радиотелефон с прямым набором. Через автоматическую телефонную радиостанцию с этого аппарата можно было соединяться с любым абонентом телефонной сети в пределах действия передатчика «Радиофона». К тому времени был готов и первый действующий комплект аппаратуры, демонстрирующий принцип работы «Радиофона», названный изобретателем ЛК-1 (Леонид Куприянович, первый образец).
ЛК-1 по нашим меркам еще было трудно назвать мобильником, но на современников производил большое впечатление. «Телефонный аппарат невелик по габаритам, вес его не превышает трех килограммов» — писала «Наука и жизнь». «Батареи питания размещаются внутри корпуса аппарата; срок непрерывного использования их равен 20-30 часам. ЛК-1 имеет 4 специальные радиолампы, так что отдаваемая антенной мощность достаточна для связи на коротких волнах в пределах 20-30 километров На аппарате размещены 2 антенны; на передней его панели установлены 4 переключателя вызова, микрофон (снаружи которого подключаются наушники) и диск для набора номера».

«Радиус действия аппарата…несколько десятков км.»- пишет Леонид Куприянович в заметке для июльского номера журнала «Юный техник» 1957 года. » Если же в этих пределах будет лишь одно приемное устройство, этого будет достаточно, чтобы разговаривать с любым из жителей города, имеющим телефон, и за сколько угодно километров.»

Телефон в машине в ссср как работал

Журнал «За рулём» в 1957 году опубликовал фотографию Леонида Куприяновича с телефоном ЛК-1 в автомобиле. Справа от телефона — динамик для громкой связи.
Куприянович предвидел, что мобильный телефон сумеет вытеснить и телефоны, встраиваемые в автомобили. При этом молодой изобретатель сразу использовал нечто вроде гарнитуры «hands free», т.е. вместо наушника использовалась громкая связь. В интервью М.Мельгуновой, опубликованной в журнале «За рулем», 12, 1957 г. Куприянович предполагал производить внедрение мобильных телефонов в два этапа. «Вначале, пока радиотелефонов немного, дополнительный радиоприбор устанавливается обычно возле домашнего телефона автолюбителя. Но позднее, когда таких аппаратов будут тысячи, АТР уже будет работать не на один радиотелефон, а на сотни и тысячи. Причем все они не помешают друг другу, так как каждый из них будет иметь свою тональную частоту, заставляющую работать свое реле.» Таким образом, Куприянович по существу, позиционировал сразу два вида бытовой техники — простые радиотрубки, которые было проще запустить в производство, и сервис мобильных телефонов, при котором одна базовая станция обслуживает тысячи абонентов.

Телефон в машине в ссср как работал

В 1957 году Куприянович демонстрирует еще более удивительную вещь — рацию размером со спичечный коробок и весом всего 50 грамм (вместе с источниками питания), которая может работать без смены питания 50 часов и обеспечивает связь на дальности двух километров — вполне под стать продукции 21 века, которую можно видеть на витринах нынешних салонов связи. Как свидетельствовала публикация в ЮТ, 12, 1957 г., в этой радиостанции были использованы ртутные или марганцевые элементы питания.

При этом Куприянович не только обошелся без микросхем, которых в то время просто не было, но и вместе с транзисторами использовал миниатюрные лампы. В 1957 и в 1960 годах выходит первое и второе издание его книги для радиолюбителей, с многообещающим названием — «Карманные радиостанции».

Наручная рация Куприяновича
В издании 1960 года описывается простая радиостанция всего на трех транзисторах, которую можно носить на руке — почти как знаменитая рация-часы из фильма «Мертвый сезон». Автор предлагал ее для повторения туристам и грибникам, но в жизни к этой конструкции Куприяновича интерес проявили в основном студенты — для подсказок на экзаменах, что даже вошло в эпизод гайдаевской кинокомедии «Операция Ы».

Телефон в машине в ссср как работал

Модель мобильного телефона 1958 года вместе с источником питания весила всего 500 грамм.

Аппарат 1958 года уже был больше похож на мобильники («Техника-молодежи», 2, 1959)
Этот весовой рубеж был снова взят мировой технической мыслью только… 6 марта 1983 года, т.е. четверть века спустя. Правда, модель Куприяновича была не столь изящна и представляла собой коробку с тумблерами и круглым диском номеронабирателя, к которой на проводе подключалась обычная телефонная трубка. Получалось, что при разговоре были либо заняты обе руки, либо коробку надо было вешать на пояс. С другой стороны, держать в руках легкую пластмассовую трубку от бытового телефона было куда удобнее, нежели устройство с весом армейского пистолета.
По расчетам Куприяновича, его аппарат должен был стоить 300-400 советских рублей. Это было равно стоимости хорошего телевизора или легкого мотоцикла; при такой цене аппарат был бы доступен, конечно, не каждой советской семье, но накопить на него при желании смогли бы довольно многие. Коммерческие мобильники начала 80-х с ценой 3500-4000 долларов США тоже были не всем американцам по карману — миллионнный абонент появился лишь у 1990 году.

Телефон в машине в ссср как работал

По утверждению Л.И.Куприяновича в его статье, опубликованной в февральском номере журнала «Техника-молодежи» за 1959 год, теперь на одной волне можно было разместить до тысячи каналов связи радиофонов с АТР. Для этого кодирование номера в радиофоне производилось импульсным способом, а при разговоре сигнал сжимался с помощью устройства, который автор радиофона назвал коррелятором. По описанию в той же статье, в основу работы коррелятора был положен принцип вокодера — разделение сигнала речи на несколько диапазонов частот, сжатие каждого диапазона и последующее восстановление в месте приема. Правда, узнаваемость голоса при этом должна была ухудшиться, но при качестве тогдашней проводной связи это не было серьезной проблемой. Куприянович предлагал устанавливать АТР на высотном здании в городе (сотрудники Мартина Купера пятнадцать лет спустя установили базовую станцию на вершине 50-этажного здания в Нью-Йорке). А судя по фразе «изготовленные автором этой статьи карманные радиофоны», можно сделать вывод, что в 1959 году Куприяновичем было изготовлено не менее двух опытных мобильников.

Телефон в машине в ссср как работал

В 1960 году мобильный телефон Куприяновича экспонируется на ВДНХ, в только что открывшемся после реконструкции павильоне «Радиоэлектроника и связь». Небольшой аппарат вряд ли мог стать сенсацией — внимание посетителей павильльона привлекали роскошные телерадиокомбайны, которых было выставлено аж пять моделей, чудо современной техники — цветные телевизоры по американскому стандарту NTSC, телевизор в шахматном столике и телевизор для автомобиля, стереосистемы, карманные приемники и даже радиомикрофон, без которого сейчас не обходится ни один концерт. В этом фейерверке чудес мобильник было трудно заметить.

«Пока имеются лишь опытные образцы нового аппарата, но можно не сомневаться, что он получит в скором времени большое распространение на транспорте, в городской телефонной сети, в промышленности, на стройках и т.д.» пишет Куприянович в журнале «Наука и жизнь» в августе 1957 года.

Телефон в машине в ссср как работал

Куприянович довел вес мобильного телефона всего до 70 грамм. В начале второго десятиления 21 века этим могут похвастаться далеко не все мобилы. Правда, функций у наладонника 1961 года минимум, дисплея нет и номернабиратель маленький — вертеть, видимо, придется карандашом. Но лучшего нигде в мире пока нет, и еще долго не будет. По описанию Рыбчинского, этот аппарат Куприяновича имел два передатчика и один приемник, был собран на полупроводниках и питался от никель-кадмиевых аккумуляторов, которые использовались в мобильных телефонах и в начале нового столетия. Была заявлена дальность связи с базовой станцией 80 км.
Заметка ТАСС в «Орловской правде» была короче и не содержала фотографий, но она подтверждала следующие факты:
— Куприяновичем создана новая модель мобильного телефона;
— новый образец можно носить в кармане;
— телефон содержит приемник и два передатчика;
— питание от никель-кадмиевых аккумуляторов.
Из сообщения ТАСС следует, что микрофон и телефон встроены в аппарат, а базовая станция связана со многими телефонами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *