театр с одним актером
Мир Театра
Что такое театр одного актера
Театром одного актера, или моноспектаклем, называют театральную постановку, в которой участвует всего один исполнитель.
В таких представлениях обычно минимум сценических эффектов, декораций и музыкального наполнения. Однако это не значит, что представление создает единственный человек — в производстве могут участвовать режиссеры, драматурги, сценографы и композиторы. Иногда актер совмещает все эти роли и ставит свое выступление сам.
Режиссер моноспектакля может инсценировать так называемую монодраму по сюжету единственного произведения или создать спектакль-концерт из нескольких стихотворений, песен, коротких рассказов одного или разных авторов.
В качестве литературной основы в таком сольном представлении используются традиционные пьесы, автобиографии, поэтические сочинения. Некоторые из них изначально пишутся под конкретного актера.
Первые выступления, похожие на моноспектакли, появились еще несколько тысяч лет назад, когда артисты ходили по городам и рассказывали мифы и легенды из народного эпоса.
Затем в этом же жанре выступали греки, английские менестрели и французские трубадуры.
Новое развитие театр одного актера получил в начале XVIII века, когда в узких кругах стали проводить вечера искусств, которые не были рассчитаны на широкую публику.
Вновь к этому жанру обратились в 60-х годах XX века. В СССР в нем выступали Михаил Козаков, Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Валерий Золотухин.
Сейчас моноспектакли ставят для опытных мастеров во многих российских театрах: Сатириконе, МХТ им. А.П. Чехова, Центре им. Мейерхольда.
Поздравления
Поздравляем с Днем рождения Юрия Николаевича Татарлы – звукорежиссёра Гагаузского Национального театра им. Диониса Танасоглу.
Театр одного актера: как работает один из самых успешных государственных театров Москвы
В переулке между Петровкой и Дмитровкой стоит историческое здание, построенное в конце XIX века по проекту архитектора Михаила Чичагова. С 1885 года здесь располагался крупнейший русский частный драматический театр — Театр Корша. Одним из меценатов, проспонсировавших строительство, стал московский промышленник Александр Александрович Бахрушин, который выделил 50 000 рублей. Театр зарабатывал сам: ставил в основном комедии, а заработанные на «легких» спектаклях деньги тратил на серьезные постановки. В 1925 году театр стал государственным, с 2006 года здесь работает Театр Наций, возглавляемый Евгением Мироновым. Своей труппы там нет — а это самая большая статья расходов в театрах с актерами. При этом в общих годовых доходах (800 млн рублей) бюджетное финансирование превышает 47%. На что тратят деньги?
В сентябре 2011 года Театр Наций открылся после реконструкции. На обновление здания, звукового и светового оборудования было выделено из государственного бюджета 2,23 млрд рублей.
Одной из главных премьер театрального сезона 2018/2019 стал спектакль «Иранская конференция». Постановка, в которой всего 10 героев, обошлась театру в 14 млн рублей.
В «Иранской конференции» играют худрук театра Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова и другие известные актеры. Исполнители ролей чередуются, поэтому спектакль каждый раз играется в новом составе.
Театр Наций — театр с самым маленьким закулисьем. Из служебных помещений здесь только гримерки. На фото актеры спектакля «Иранская конференция» Андрей Фомин и Авангард Леонтьев.
Зал основной сцены Театра Наций рассчитан на 552 зрителя, а малая сцена вмещает от 120 до 160 зрителей в зависимости от декораций. Стоимость билетов на «Иранскую конференцию» начинается от 300 рублей и доходит до 20 000 рублей — это самые дорогие билеты на репертуарные спектакли театра.
Самый малобюджетный спектакль последнего сезона — «Снегурочка». Он идет на сцене Нового Пространства Театра Наций. Его бюджет всего 2 млн рублей.
Мюзикл «Стиляги» обошелся театру в 43 млн рублей, а семейный мюзикл «Синяя синяя птица» имеет рекордный бюджет — 55 млн рублей.
Один из самых технически сложных спектаклей — «Гамлет. Коллаж». Из декораций на сцене только куб-трансформер, а остальное создается сложной системой видеопроекций.
Театр Наций оснащен самым современным оборудованием: здесь есть видеокомплексы, цифровые системы и диодные модули.
Театр считался передовым и при Корше: в нем было электрическое освещение, в то время как в Большом и Малом театрах все еще пользовались газовым.
В спектакле «Иранская конференция» нет декораций. Для создания сценографии была задействована сложная система проекций прямой трансляции на задник сцены.
Глитч-арт (искаженный видеоряд) играет в спектакле дополнительную смысловую нагрузку. Чем менее искренне звучат слова актера, тем сильнее помехи на проекции.
Среднемесячная зарплата руководителя Театра Наций Евгения Миронова, по данным Минкультуры, превышает 470 000 рублей.
В 2016-м на Страстном бульваре у театра появилась еще одна сцена — Новое Пространство. Там проходят экспериментальные спектакли, перформансы, литературные чтения, кинопоказы и концерты.
Художественный руководитель театрального центра им. Вс. Мейерхольда Виктор Рыжаков — приглашенный режиссер Театра Наций.
Ингеборга Дапкунайте играет на сцене Театра Наций в четырех постановках. Одна из главных ролей — в спектакле «Цирк» по мотивам одноименной советской комедии. В нем актриса исполнила роль легендарной Любови Орловой.
Театр одного актера
Театр одного актера
Популярное в 1920-е гг. неофициальное название театра «Современник», основанного в 1927 г., в котором был единственный актер — Владимир Николаевич Яхонтов (1899—1945).
Употребляется: в прямом смысле: о театре, где режиссер и исполнитель ролей — одно лицо, а также об актере, который один разыгрывает всю пьесу, выступая в роли всех ее персонажей, или о чтеце-декламаторе.
Употребляется: иносказательно об учреждении, организации и т. д., в которых все подчинено воле их руководителя (ирон.).
Смотреть что такое «Театр одного актера» в других словарях:
Театр — У этого термина существуют и другие значения, см. Театр (значения). Иллюстрация Константина Сомова для книги Блока «Театр» Театр (греч … Википедия
Театр «Ювента» — Место нахождения на сцене театра АлеКо Санкт Петербург, пр. Юрия Гагарина, 42 Координаты … Википедия
ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера
Театр — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Театр* — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ТЕАТР — • Theatrum, Θέατρον. I. Греческий Т. Древнегреческий T. предназначался не только для драматических представлений: трагедий, сатирических драм и комедий, но служил первоначально местом действия всех торжеств, относившихся… … Реальный словарь классических древностей
Кукольный театр Китая — Театр кукол – очень древний вид театрального искусства. Он был известен многим народам мира, и в далеком прошлом выполнял важную роль в жизни архаичных обществ. Его традиционные формы уже ушли из быта большинства народов, но на Востоке, в… … Википедия
Камерный Драматический театр (Вологда) — Камерный Драматический театр г.Вологда Место нахождения Вологда Ленина 5 Основан 1 сентября 1999 Художественный руководитель Яков Рубин Сайт www.cultinfo.ru … Википедия
Мамоновский театр — Прежние названия «Мамонтовский театр миниатюр» (1911) «Театр одноактных пьес» (1913) Место нахождения Москва Координаты 55.766361, 37.598917 … Википедия
Уличный театр — это театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве на улице, площади, в парке и т. п. как правило, без оборудования сцены. Нечеткое разделение на артистов и зрителей, зрители часто вовлекаются в действие. Зрители участвуют не… … Википедия
Театр Одного Актёра
Добро пожаловать на страницу Театра Одного Актёра!
Если вы — наш зритель, значит, уже что-то о нас знаете. Если же вы у нас ещё не бывали, то приходите! Нет лучшего способа познакомиться с театром, кроме как посмотреть его спектакли.
Показать полностью.
В Театре Одного Актёра вы встретитесь с профессиональным наблюдателем современности. Что же выхватывает из неё натренированная система чувств, привыкшая проникать в суть? В фокусе внимания оказывается Человек во всём многообразии, парадоксом и метаморфозой.
Театр имеет множество эстетических родственников в истории и современном мире. Но, всё же он движется своим, непроторенным путём. Будто доказывая, что театр начинается даже не с вешалки, ибо ни вешалки, ни кола, ни двора своего сейчас нет. А театр, всё-таки, есть.
Позвольте магии художественного слова, богатству пластической выразительности и музыке речи унести вас в простор воображения. Живой, жизнерадостный, открытый всему новому театр будет интересен молодежи, интеллигенции, театральной публике.
Спектакли театра с успехом проходят в городах России и СНГ.
Театр Одного Актёра запись закреплена
Театр Одного Актёра запись закреплена
Театр Одного Актёра запись закреплена
Театр Одного Актёра запись закреплена
Душу никогда не будут любить так, как плоть, в лучшем случае — будут восхвалять. Тысячами душ всегда любима плоть. Кто хоть раз обрек себя на вечную муку во имя одной души? Да если б кто и захотел — невозможно: идти на вечную муку из любви к душе — уже значит быть Ангелом.
Театр Одного Актёра запись закреплена
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Показать полностью.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Театр Одного Актёра запись закреплена
Именно любовь была побудительным мотивом творчества Пушкина, вдохновляя его на создание необыкновенных по силе и лиричности произведений.
…Когда-то Пушкины переехали в дом на Мойке, в последнюю квартиру поэта в Петербурге. В окна их квартиры был виден Александрийский столп. Возникало ощущение, что ангел со столба видит все, что творится вокруг…
Там поэт написал:
…Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа…
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Он ушел из жизни трагично, затравленный, как истинный талант, посредственностями…В расцвете лет…И кажется, что именно об Александре Сергеевиче Пушкине сказал столь грустные и величественные слова Наполеон:» Гениальные люди – это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век».
«Переполняет чувство гордости»: как в России зарождалось театральное искусство и появился первый театр
Иван Судаков, актер, режиссер, эссеист, продюсер. Работал куратором в Международном фонде Станиславского, на театральном фестивале «Сезон Станиславского». Окончил ГИТИС. Автор двух сборников прозы и стихов, основатель собственного театра KTO studio
Слово «театр» не сразу пришло в словарь русского языка. Сначала было слово «позорище». Нет, ничего смешного в этом нет: если вспомнить общеславянский корень «зор» — зоркий, взор. То есть позорище — это то, на что смотрят. На сербском это так до сих пор и называется.
Как и во всем мире, в России театр «низов» и «верхов» развивался параллельно. Народ смеялся над ярмарочными представлениями зачастую пошловатого Петрушки, в то время как аристократия смотрела мистерии о святых и грешниках. В общем, так было по сути по всей Европе.
При Алексее Михайловиче в 1672 году был основан первый придворный театр (не общедоступный, но только придворный) европейского типа. До этого времени были одни только скоморохи, выступавшие своего рода стендап-комиками на злобу дня. Как таковой театр не разрешали закостеневшая традиция и мораль. Но царь Алексей Михайлович понимал, что России уже нельзя быть сильно в стороне от всей остальной Европы. Поэтому он стал настраивать культурную жизнь двора сразу и резко на зарубежный манер.
В 1672 году Алексей Михайлович приказал полковнику фон Стадену «приговаривать» в Курляндии (то есть в Прибалтике) в русскую службу среди прочих мастеров «двух человек трубачей да двух человек, которые б умели комедии всякие строить». Пока Стаден ездил по этому поручению, родился Петр Алексеевич — будущий царь Петр I.
Играли немцы из Немецкой слободы. Играли для царя, и поэтому только когда царь хотел и мог — организовывался спектакль. Со смертью Алексея Михайловича этот придворный театр был закрыт.
Петр Первый построил через полвека на Красной площади в Москве «Комедиальную храмину», где антрепренер Яган Куншт (опять-таки немец) организовал первую в России антрепризу — на сцене «храмины» играли итальянские, французские и немецкие труппы. Кунштом была организована русская драматическая труппа, которая в 1704 году сыграла первый спектакль на русском языке, но по-прежнему это представление носило больше ярмарочный характер, а спектаклем считались показы иностранных трупп. Однако все это были только придворные спектакли, не общедоступные.
Общедоступному театру только предстояло появиться в нашей стране, и человека, который должен был посвятить ему свою жизнь, звали Федор Волков. Он был купцом. Точнее, сыном купца. Жил в городе Ярославле, и там его поразили и затянули в драматическое искусство народные игрища, показы школьных драм и любительских кружков.
Он поехал в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию (другими словами, получил лучшее образование), отдал брату все купеческое дело и организовал в родном Ярославле в амбаре своего отчима первый публичный театральный показ спектакля. Да, это был тоже любительский показ. В ролях — цирюльник, писчики, мещане, дьякон. Но это был уже общедоступный театр. Для всех. И при этом созданный русскими людьми и на русском языке.
Елизавета Петровна, императрица культурная и образованная, узнав про эти показы, «указать соизволили: ярославских купцов Федора Волкова с братьями Гаврилою и Григорием, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург Для скорейшего оных людей и принадлежащего им сюда привозу, под оное дать ямские подводы и на них из казны прогонные деньги».
Актеры приезжают. Их определяют в Шляхетский корпус «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике». Только после четырех лет подобного образования уже ставшие профессиональными актеры стали первым составом Русского для представления трагедий и комедий театра. Теперь он называется Александринский. Будете в Петербурге — обязательно сходите. Здание, разумеется, не то. Но это тот самый Императорский русский театр.
Когда я думаю об этой истории, вообще, об истории того, как возник русский театр, как русский провинциальный театр своим тщанием и трудом стал поводом гордости, — меня самого переполняют чувства гордости. Вообще, в истории русской культуры таких поводов предостаточно. И это не позорно — говорить о себе и своей культуре. И вспоминать бы о ней почаще.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора