театр ромэн актеры фото и имена
История театра
Театр «Ромэн»
Единственный в мире репертуарный театр, своим рождением обязан богатой культурной традиции московских цыганских хоров. Возникновение первого цыганского хора в Москве относится к последней четверти XVIII века. Дирижером этого хора был Иван Трофимович Соколов. Лучшей певицей была цыганка Стеша (Степанида Сидоровна Солдатова), восхитившая своим пением итальянскую певицу Каталани и получившая впоследствии исключительную известность в России.
В первом московском цыганском хоре цыгане пели русские песни: «Во поле береза стояла», «Ах вы, сени мои, сени», «Из —под дуба, из-под вяза» и другие, выбирая русские песни, придавали им пением своим такой живой наряд, в котором они были отличны от русских и становились значительно удобнее для скорой пантомимной пляски. С конца 17-го — начала 18-го века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни. В очерке «Фараоново племя» А. Куприн писал: «… увлечению цыганской песней отдали искреннюю и страстную дань два великих человека 19-го столетия: один, озаривший его начало, другой — увенчавший его конец. Один — Пушкин, другой — Толстой». Не менее страстный поклонник цыганских песен А. Куприн называл их «красными розами на снегу». Но наиболее ёмко место цыганской песни определил великий Толстой: «Цыганская музыка была у нас в России единственным переходом от музыки народной к музыке учёной».
Первый московский цыганский хор дал мощный толчок развитию цыганского хорового исполнительства в России, его появление привело впоследствии к возникновению цыганского театра. В конце XIX века руководителем цыганского хора Николаем Ивановичем Шишкиным была создана первая цыганская театральная труппа. Труппа впервые появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Оперетта продержалась в репертуаре театра несколько лет. Затем были постановки «Цыганского барона» Штрауса, оперетта «Дети лесов» на цыганском языке, “Цыганская жизнь«…Цыганское искусство было востребовано и в XX веке. В 1920-е годы по СССР гастролировали цыганские ансамбли песни и пляски.
Первая труппа артистов
1930 — 1937
В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра. Возникла она у активных молодых цыган, имевших опыт выступлений в частях Красной армии, в клубах перед рабочими. Сформулировали эту идею Георгий и Иван Лебедевы (выросшие в семьях потомственных хоровых цыган) и поделились ею с молодым режиссёром — учеником В. Мейерхольда — Моисеем Гольдблатом. Комсомольцы решили пойти в Наркомпросс, где их поддержал А. В. Луначарский.
Основатели театра
24 января 1931 года состоялось торжественное открытие студии, а уже через месяц она показала свою первую работу — представление в двух частях. Первая — обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, перевод на цыганский язык М. Бузлюдского, вторая — инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ».
Режиссёром-постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, художник — А. Тышлер, композитор — С. Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Именно он создал и в течение 37-ми лет руководил музыкальной частью театра, написал музыку более чем к 30 спектаклям. С. Бугачевский сумел освоить на слух, запомнить и записать разнообразные цыганские напевы, составить сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отражающий особенности музыкально-поэтического творчества различных этнических групп цыган России.
16 декабря цыганская студия показала свой первый трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах». Спектакль рассказывал о сложном переходе цыган к осёдлой жизни, о молодежи, порывающей с прошлым. После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, художественным руководителем театра Моисей Гольдблат, а вчерашних студийцев стали называть актёрами.
Это они взяли на себя высокую миссию просвещения своего народа, сохранения его культуры и национальных традиций, широкого приобщения к ним людей разных национальностей. Это они, только вступившие на театральные подмостки, вскоре составят основу труппы, станут ее ведущими мастерами, а многие — основателями целых театральных цыганских династий. Среди них — В. Поляков, М. Скворцова, А. Андреева, А. Дулькевич, Е. Янковский, А. Золотарева, С. Полякова, А. Шнурков, А. Морозова, М. Черкасова, Н. Панкова, Ляля Черная. Позднее пришедшие в труппу — О. Янковская, О. Петрова, сёстры Александра и Ольга Кононовы, С. Шишков, С. Золотарев, К. Ананьев, В. Бизев, С. Киселев, Н. Шишкова, Т. Агамирова, Н. Сличенко, Л. Василькова, Л. Муштакова; молодое поколение семей, целиком посвятивших себя театру: Золотаревы, Жемчужные, Оглу, Янковские, Бизевы, Лекаревы, Бобровы, Деметр.
Иван Иванович Ром-Лебедев, взявший приставку «Ром» к своей фамилии, после создания театра всю свою жизнь посвятил «Ромэну», был одним из ведущих артистов, также одним из основных его драматургов, написал пьесы: «Солнце в болоте» (1933), «Табор в степи» (1934), «Дочь степей» (1935), «Песня об Урсаре» (1940), «Гайдуки» (1944), «Героическая поэма» (1948), «Цыганы» (1949), «Дочь шатров» (1950), «Эсмеральда» (1951), «Плясунья» (1954), «Кабачок Макрель» (1957), «Кармен из Трианы» (1961), «У дороги» (1965), «Мы — цыгане» (1976), «Птицам нужно небо» (1985) и др. Автор книги «От цыганского хора к театру ’Ромэн’».
Одной из ярчайших звёзд первого поколения артистов «Ромэна» является Ляля Чёрная (Н. Киселёва). Будущая звезда цыганского театра впервые вышла на сцену в 13 лет с хором московских цыган Егора Полякова. Публика была очарована музыкальностью и пластичностью юной солистки. Со дня основания театра в 1931 году Ляля Чёрная пришла в «Ромэн». Благодаря яркому артистическому дарованию она быстро завоевала любовь и признание публики и стала ведущей актрисой. Один из самых запоминающихся образов, созданных на сцене — Грушенька в одноимённом спектакле. То хрупкая и беззащитная, то страстная и непреклонная, Ляля Чёрная покоряла зал не только своей красотой и изяществом, но и подлинным талантом. Звезда цыганского театра много снималась и выступала с концертами. В последние годы с большим энтузиазмом передавала свой опыт молодым артистам. Имя Ляли Чёрной всегда будет синонимом самобытного цыганского искусства.
Первой заслуженной артисткой республики в труппе театра стала Мария Васильевна Скворцова, пришедшая в студию уже взрослой, знаменитой артисткой с большим опытом работы в хоровых коллективах. Наравне с молодёжью сорокадвухлетняя актриса осваивала азы актёрского мастерства и грамоты. Только работая в театре, она окончила пять классов вечерней школы, до этого учила роли на слух.
Среди первых авторов, кто начал писать для молодого театра, были Д. Сверчков («Фараоново племя»), А. Германо («Жизнь на колёсах», «Между огней»), И. Ром-Лебедев. Со временем число авторов пополнили Н. Нарожный («Цыган Михайло») и И. Хрусталёв. Пьесы двух выдающихся цыганских драматургов И. Ром-Лебедева («Табор в степи», «Дочь шатров», «Свадьба в таборе», «Плясунья», «Кабачок „Макрель“», «Я — цыганка», «Ехали цыгане», «Огненные кони») и И. Хрусталева («Сломанный круг», «Четыре жениха», «Горячая кровь») стали своеобразной цыганской классикой, многие из них до сих пор сохраняются в репертуаре театра. Поэт и драматург И. Хрусталев, чьи пьесы полны истинно народного юмора, понятного цыганскому и русскому зрителю, долгие годы был и главным балетмейстером театра «Ромэн».
На первых спектаклях театра присутствовали прославленные актеры МХАТа В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, А. П. Кторов, О. Н. Андровская, Б. Г. Добронравов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов. На вечерах театра читал свои рассказы И. Г. Эренбург, выступал Владимир Яхонтов. Пела старинные романсы Н. А. Обухова. Такая благотворная атмосфера позволила артистам обрести уверенность, почувствовать себя «чем-то вроде филиала МХАТ».
Театр «Ромэн» и его артисты
Пение, танцы и музицирование были одними из традиционных занятий так называемых «русских цыган», или «русска рома». В конце XVIII — начале
XIX века в разных городах России стали создаваться цыганские хоры, многие из которых сделались очень популярными. В середине XIX века, когда право организации любых зрелищных мероприятий в Москве и Петербурге стало монополией императорских театров, цыганским хорам пришлось ограничиться ресторанами и трактирами. Многие остались в ресторанах и после 1882 года, когда монополия была отменена. В годы НЭПа цыганские хоры снова появились в театрах, концертных залах и на садовых эстрадах, но в конце 1920-х годов все это фактически оказалось под запретом, большинство цыганских хоров распалось, а сохранившимся оставалось только выступать в провинциальных клубах и дешевых ресторанах. В то же время советская власть изначально провозгласила своей целью поддержку культуры коренных и малочисленных народов. Эта национальная политика затронула и цыган: в СССР открылись цыганские школы, детские сады, кружки по ликвидации безграмотности, педагогический институт, были изданы цыганская грамматика и буквари, на цыганском языке выходило множество книг и брошюр (по большей части пропагандистских) и два журнала. В начале 1931 года в Москве открылась театральная студия «Индо-Ромэн», уже в конце года превратившаяся в полноценный цыганский театр. В конце 1930-х годов национальная политика СССР резко изменилась: все начинания, касавшиеся поддержки национальных культур, были свернуты. Единственным цыганским начинанием, пережившим русификацию и борьбу с «буржуазным национализмом», оказался театр «Ромэн».
О «Ромэне», МХАТе и футбольном клубе «Спартак»
Есть масса историй о том, как в доме Черной и Яншина собирался целый табор, как они пели, танцевали и веселились — и вместе с ними мхатовские артисты, которые высоко ценили цыганское искусство.
О худруке Николае Сличенко
Николай Сличенко в «Голубом огоньке»Актер театра «Ромэн» Валентин Баглаенко
Об актрисе Ирэне Морозовой
Мать Ирэны Морозовой мечтала учиться, получить серьезное образование
и потому где-то в конце 1940-х — начале 1950-х годов бежала от своего мужа
из табора в Москву, взяв с собой совсем маленькую дочку. По ее словам, она хорошо помнит, как босиком бежала вместе с мамой в никуда. В Москве мама поступила в химический институт и стала химиком. Пока она училась, ей надо было как-то зарабатывать, поэтому по вечерам она танцевала в ресторанах. Как рассказывает сама Ирэна, ее мать была потрясающей танцовщицей. Ирэна еще девочкой говорила: «Мама, я никогда не смогу танцевать, как ты». На что та ей отвечала: «Зато я никогда не сумею петь, как ты». Когда Ирэна выросла
и сказала, что хочет быть актрисой, мать, конечно, запретила: ни за что
и никогда, надо получить серьезную профессию, перестраиваться на новые порядки, жить иначе, чем привыкли цыгане. В итоге Ирэна сначала поступила
в иняз на французское отделение, но вскоре бросила учебу и все же пришла поступать в «Ромэн».
Когда на прослушивании ее спросили: «Что вы будете петь?» — она ответила:
«Я спою вам песню «Осенние листья» на французском языке». Образование
не прошло даром. Николай Алексеевич Сличенко сел к роялю ей аккомпанировать, и она исполнила песню из репертуара Ива Монтана,
которая тогда была в России очень популярна. Ее, конечно, приняли, она очень красивая, артистичная женщина. Но главное, у Ирэны Морозовой действительно уникальный голос. И даже так называемая «белая цыганка» Изабелла Юрьева благословила Морозову на исполнение своего репертуара.
До Ирэны Юрьева никогда никому не давала этого права. И на всех спектаклях,
в которых была занята Ирэна Морозова, на всех концертах, в Доме актера,
в Доме работников искусств, Юрьева, крохотного роста, сухонькая старушка, сидела в первом ряду, даже когда ей было уже за девяносто. Ирэна несколько раз пыталась вытащить Юрьеву на сцену и уговаривала спеть вместе, но та всегда ей отвечала: «Деточка, ну это же не моя тональность, я не могу в ней петь».
О цыганских актерских династиях
Отрывок из передачи о цыганской династии ВолшаниновыхОдна из особенностей «Ромэна» — распространенные, как ни в каком другом театре, актерские династии. Люди, приехавшие в Москву из разных концов страны, здесь в основном варились в собственном соку. Они женились между собой, рожали детей, которых оставлять дома было особенно не с кем, поэтому детей таскали на репетиции и спектакли. Дети росли за кулисами, учились петь и танцевать и в итоге оставались в театре. Я помню, что, когда первый раз зашла за кулисы этого театра, у меня было ощущение, что я попала в детский сад. «Ромэн» — это настоящий театр-дом и театр-быт.
Цыганский свадебный обряд на сцене театра «Ромэн»О заграничных гастролях
Раньше у театра часто бывали гастроли. Перестали ездить они только
в 1990-х годах. С этим связана забавная история. Так сложилось, что после каждых гастролей обязательно какой-нибудь миллионер женился на одной из актрис цыганского театра. Так, например, исчезла из труппы совершенно уникальная актриса Соня Тимофеева, невестка Ляли Черной, — я ее еще помню в театре. По слухам, во время гастролей какой-то барон уговорил ее остаться то ли в Австрии, то ли в Англии. И в одном из интервью Сличенко в шутку сказал: «Нет, в ближайшие годы мы на гастроли не поедем: я не хочу остаться без актрис».
О гаданиях
Некоторое время назад в театре работала завлитом женщина по имени Галина Андреевна. Она пользовалась славой потрясающей гадалки. Это была величественная дама, крашенная в блондинку, она всегда ходила в шляпах — когда Галина Андреевна появлялась в театре, все обращали на нее внимание. Если ей хотелось погадать человеку — она гадала, если не хотелось — заставить ее было невозможно. Однажды я ей попалась под горячую руку, она буквально схватила меня за шкирку и сказала: «Я должна сегодня вам все сказать».
Я начала было отнекиваться: а может, не надо, может, не стоит. Но она сказала: нет, я должна. И абсолютно все, что она мне нагадала — о работе, о семье,
о друзьях, — сбылось в следующие семь лет до мельчайших подробностей.
Однажды я делала большое интервью со Сличенко для журнала «Театр». И вот уже под конец говорю: «Николай Алексеевич, можно я вам задам один вопрос? Если не захотите — не отвечайте». Он говорит: «Давайте». — «Скажите, все-таки что касается гадания и цыганской магии, есть ли под этим какая-то основа, или это все фантастика?» «Ну, понимаете, как вам сказать…» — начал он, и вдруг, в эту секунду, диктофон отключился. Мы крутили мой кассетник и так и этак, Сличенко вызвал двух ребят из своего радиоцеха — те тоже крутили его по-всякому, но в итоге сказали: «Мы ничего не понимаем, не работает — и все тут». Тогда я говорю: «Ну, значит, Господь Бог не хочет, чтобы я задавала этот вопрос». И в этот момент диктофон включился. Больше я судьбу искушать не стала и вопрос свой не повторяла.
О современном театре «Ромэн»
Конечно, «Ромэн» — театр на любителя. И сегодня этих любителей практически нет. Романтика нынче не в моде. Герою «Ромэна» нельзя просто признаться в любви героине: он обязательно должен ей спеть о своих чувствах, и спеть так, чтобы весь зал подключился. Поэтому на сцене актер не обращается к другому актеру, как в обычном театре, — он выходит со своими чувствами к залу. «Ромэн» — это сочетание русского психологического театра и театра глубоко национального. В цыганском театре нельзя все выразить жестом — только песней и танцем, причем таким, когда уже ноги не могут стоять, голос не может оставаться в горле. Эмоция должна обязательно перехлестывать, быть максимально выразительной, пускай даже на грани пошлости.
Конечно, сегодня в театре играют не только цыгане, в труппе есть и армяне,
и евреи, но цыган все-таки больше. Помню, как-то я сказала Сличенко: «Николай Алексеевич, а я вижу, кто у вас настоящие цыганки на сцене, а кто нет, по одному простому движению». Он спрашивает: «Плечиками когда трясут?» Нет, говорю, плечиками уже все научились. А вот когда они кружатся
в танце и садятся: если это цыганка, у нее юбка сама ровным кругом раскладывается по сцене, а если не цыганка, то она обязательно ее в каком-то месте поправит. Театральные цыгане — это современные люди. Они хорошо воспитаны, прекрасно говорят, умеют себя вести в обществе, но вы никогда не увидите у них скованных движений. Мы сядем в кресло и начнем припоминать: спину нужно выпрямить, голову поднять — а они так садятся от природы.
Сейчас в репертуаре театра — классические пьесы, но их выбирают так, чтобы
в сюжете была какая-то привязка к цыганской теме. В «Очарованном страннике» Лескова — цыганка Грушенька. В «Колоколах любви» — цыганка Эсмеральда. По знаменитой оперетте «Дон Сезар де Базан» играют спектакль «Графиня-цыганка». По мотивам произведений Лорки о цыганах Жемчужный сделал фантазию «Колдовская любовь». Кроме того, на протяжении чуть ли не сорока лет в «Ромэне» играют спектакль, который они сами называют своей визитной карточкой, — «Мы — цыгане». Это такое ревю о цыганской истории: все начинается с Индии, потом они раcходятся по всему миру, и зрителям показывают разные обычаи, песни и танцы, приобретенные в тех странах, куда попадали цыгане. И наконец, все герои собираются в некую единую цыганскую семью. В финале на сцену выходит Николай Алексеевич Сличенко, все поют цыганские романсы, популярные в России. С этим спектаклем «Ромэн» объездил весь мир, и успех везде был ошеломляющий.
Первый цыганский. Как устроен театр «Ромэн»
«Ромэн» появился 87 лет назад. Предшественники сегодняшней труппы — небольшая группа артистов, умеющих отлично петь и танцевать, — разумеется, не имели собственной площадки для выступлений. В советские годы образовался клуб цыганских актеров, усилиями которого и был создан «Ромэн» в 1931 году. Пройдет время, и небольшой коллектив вырастет в целый театр, который по колоритности, яркости и самобытности будет превосходить многие другие. Но обо всем по порядку.
Экскурс в историю
Слава цыганского хора неслась по Москве XIX века. И неудивительно: артисты выступали в легендарном ресторане «Яръ» в Петровском парке. «В “Яръ”, к цыганам!» — этот адрес знал каждый извозчик. В заведении, расположенном в здании в стиле модерн, была огромная сцена, на которой удобно было давать представления. Публика «Яра» принимала выступления цыганского хора с восторгом.
К 1880-м годам слава артистов дошла до Малого театра. Их ангажировали для участия в спектаклях «Цыганский барон» и «Цыганская жизнь». Последняя постановка так полюбилась зрителям, что не уходила из репертуара почти 20 лет.
В первые советские годы у цыган уже появился свой клуб, и именно его участники мечтали о создании театра. В 1930 году журнал «Новый путь» опубликовал заметку о том, что в Москве готовятся создать цыганский театр. Идею высказали дирижер Московского цыганского хора, актер и драматург Иван Лебедев, его брат Георгий, а также актер и режиссер Моисей Гольдблат. Нарком просвещения Анатолий Луначарский отнесся к идее положительно — это значило, что будущий театр точно получит государственную поддержку. Постановление о создании «музыкально-драматического индо-ромэнского театра-студии» вышло в том же году.
Слово «ромэн» означает «цыган» — над названием нового театра долго не думали. К моменту создания театра сложившейся труппы еще не было. В первый состав позднее вошли всего 20 человек. Всех артистов обучали грамоте, вокалу, игре на музыкальных инструментах, актерскому мастерству. Художественным руководителем стал Моисей Гольдблат.
Первые постановки играли исключительно на цыганском языке. Затем решили, что понимать диалоги и песни должны все зрители без исключения, и постепенно стали вводить русский. Спектакль «Цыганы», например, был двуязычным: в первых сценах герои говорили на цыганском, а после появления главного героя — на русском.
В 1930-е годы главной звездой театра была легендарная Ляля Черная. Темноволосая красавица сыграла более 35 ролей в спектаклях, а также снялась в фильме «Последний табор» Евгения Шнейдера и Моисея Гольдблата. Со временем здесь появились постановки по произведениям Александра Куприна, Максима Горького, Проспера Мериме и других классиков. С 1940 года со сцены стал звучать только один язык — русский.
В годы войны актеры «Ромэна» выступали на передовой, заботились о раненых. Все средства, которыми располагала труппа, были отданы на создание бомбардировщика, названного в честь театра — «Ромэновец».
Где живут ромэновцы
Долгое время своего здания у театра не было. Сперва артисты обосновались в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, где выступали более 20 лет. Затем они переехали в бывший особняк купцов Ляпиных на Большой Дмитровке, и только в 1969 году у труппы появился свой дом.
Артисты вернулись туда, где когда-то выступали их предшественники, — на Ленинградский проспект, там раньше находился ресторан «Яр». Теперь здание стало частью престижной гостиницы «Советская». Театр занял также и соседние помещения. Там он остается и сегодня.
В 2005 году здание отреставрировали — отремонтировали старинные двери и восстановили декор в стиле модерн. Полностью обновили фасад, оборудование и зрительские места, усилили фундамент, заменили сценические конструкции, утеплили стены.
Даже после обновления в интерьере осталось много приветов из прошлого: мраморные полы, лепнина на потолке, роскошные люстры. Доски на сцене еще помнят поступь оперного певца Федора Шаляпина — частого гостя «Яра». А Николай Сличенко, который возглавляет «Ромэн» с 1977 года, в 2014-м отпраздновал свое 80-летие именно здесь.
Под руководством Сличенко
Николай Алексеевич Сличенко пришел в театр в начале 1950-х. В Москву из цыганского колхоза под Воронежем в 17 лет он отправился с билетом в один конец, узнав, что в столице есть цыганский театр. В интервью Сличенко часто говорит, что если бы его не приняли в «Ромэн», обратно он просто не смог бы вернуться — не было денег. Юношу заметил художественный руководитель Петр Саратовский. Попросил спеть, станцевать — все понравилось. Позже маститый актер Сергей Шишков скажет о Сличенко: «Наконец-то мне пришла замена!» Так молодого актера взяли во вспомогательный состав труппы. А в 1977 году, после 26 лет в театре и окончания режиссерских курсов при ГИТИСе, он стал главным режиссером и художественным руководителем «Ромэна».
Сличенко сыграл в более чем 60 спектаклях, создал постановки, ставшие легендарными, — «Грушенька», «Живой труп», «Мы — цыгане».
Также Николай Сличенко руководит цыганской студией в Театральном институте имени Щукина, заработавшей в 2005 году. Оттуда артисты попадают прямиком на сцену «Ромэна».
Главная цель у него всегда была одна — сделать так, чтобы о театре заговорили во всем мире, и это удалось. «Ромэн» объездил с гастролями множество стран, спектакли собирали полные залы.
Что смотреть в театре
«Мы — цыгане» — пожалуй, визитная карточка театра, спектакль, который показывают уже больше 40 лет. Его полюбили во всем мире (особенно почему-то в Японии), а московские поклонники на него приходят семьями. В основе — история цыганского народа, пути от Древней Индии и Египта к поискам малой родины в России. Главное здесь даже не сюжет, а демонстрация яркой национальной культуры. Это единственный спектакль, в котором занята вся труппа.
Постановка «Поющие струны души» рассказывает о том, как появился «Ромэн», о первых 10 годах его существования, а также об основателях и главных звездах.
«Здравствуй, Пушкин» — спектакль, поставленный Георгием Жемчужным по пьесе Арнольда Гессена и Ивана Ром-Лебедева. В заглавной роли — еще один представитель знаменитой династии молодой актер Андрей Жемчужный. Постановка посвящена пушкинской болдинской осени и созданию поэмы «Цыганы».
«Колокола любви» — еще одна работа Георгия Жемчужного. Музыкально-романтическая фантазия в двух частях создана по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Вообще многие спектакли здесь ставят по пьесам, написанным специально для «Ромэна». Это, например, «Цыганская невеста» Радмилы Богдановой, «Бриллианты и любовь» и «Подкова счастья» Николая Лекарева. Все постановки непременно сопровождаются музыкально-танцевальными номерами — спектаклей без песен и танцев просто нет.
Если в афише вы видите «А у нас сегодня концерт», значит, в этот вечер будет особенно много музыки. В программе часто меняются песни, поэтому на него можно смело идти несколько раз. Открывается он всегда знаменитой «Величальной», которой гостей встречали еще хоровые цыгане, обязательно звучат романсы «Дорогой длинною», «Две гитары», задорные «Бричка», «Кумушка» и многие другие.
Еще в театре будет долгожданная премьера — покажут восстановленный спектакль «Грушенька», который Николай Сличенко поставил одним из первых. Спектакль создан по мотивам «Очарованного странника» Николая Лескова.
Костюмы, Зайцев и рояль
Костюмы к легендарному спектаклю «Мы — цыгане» созданы по канонам 1970-х годов. Многие наряды для постановок создал модельер Вячеслав Зайцев. Для новых работ художники и мастера делают костюмы по свежим эскизам.
Пеструю сценическую одежду можно увидеть и в специальном зале, отведенном под постоянную экспозицию. Традиционный наряд цыганки состоит из рубашки и юбок, шали, повязанной на талии, а также фартука и платка. Увидеть здесь можно и архивные фотографии.
Каждый вечер перед представлениями в выставочном зале звучит живая музыка. Ведь нужно же создать зрителю настроение еще до того, как он займет свое место в зале.