театр лицедеи актеры состав
Театр Лицедеи
Санкт-Петербургский театр Лицедеи, открытый в 2009 году в доме на Петроградской стороне, специализируется на жанре театральной клоунады и пантомимы. Многие россияне знакомы с актерами и творчеством этого коллектива благодаря юмористическим телевизионным шоу и видео-клипам, которые были очень популярны в 90-х годах.
Первый коллектив проекта сформировался еще в 1968 году, когда основатель Лицедеев Вячеслав Полунин собрал группу единомышленников из молодых мим-актеров и поставил первый спектакль в ДК Ленсовета. Юмористический жанр сразу полюбился зрителям, труппа начала ездить на гастроли и активно развивать репертуар. Правда, название «Лицедеи» появилось не сразу, а лишь спустя 10 лет.
До начала 1990-х гг. театр Лицедеи быстро развивался, в труппу пришли новые талантливые актеры, появились постоянные персонажи, самый известный из них — клоун Асисяй в исполнении Вячеслава Полунина. Театр даже открыл собственную студию, где начинающие актеры обучались искусству пантомимы. В конце 80-х коллектив часто приглашали на телевидение, на театральные фестивали и зарубежные гастроли.
К сожалению, в 1990 году устоявшийся коллектив Лицедеев распался. Вячеслав Полунин покинул страну, часть труппы перешла на работу в другие театры. Оставшиеся актеры продолжили работу под прежним названием. Руководителем театра стал Роберт Городецкий. В последующее десятилетие театр прославился телевизионными шоу «Железные бабки».
Сегодня Лицедеи — изюминка театральной культуры Санкт-Петербурга. Многие туристы включают посещение театра в свой список «must-see». Труппа популярна не только в России, но и за рубежом, юмористические спектакли Лицедеев покорили многие страны мира. Кроме традиционных спектаклей в театре проходят корпоративные вечера и новогодние праздники, во время которых зрительный зал превращается в небольшое кабаре.
Афиша театра Лицедеи
В месяц труппа ставит 10–15 спектаклей, иногда по два произведения в день. Расписание узнавайте на официальном сайте театра, где представлена афиша на текущий и следующий месяц. Бывает, что на сцене Лицедеев выступают приглашенные коллективы, пометку об этом вы также найдете в афише.
Театр Лицедеи: билеты и схема зала
Билеты в театр мимов стоят от 700 до 2200 рублей. Точная стоимость зависит от спектакля и выбранного места в зале. На некоторые постановки все билеты стоят одинаково. При покупке электронного билета его обязательно нужно распечатать. Продажа онлайн-билетов осуществляется через сайт театра.
Кроме того, по телефонам +7 (812) 779-10-35 и +7 (921) 967-28-42 можно заказать билеты у администратора театра.
Зал театра Лицедеи вмещает 404 зрителя при обычной рассадке, при организации кабаре (зал со столиками) — 260. Расположение мест смотрите при покупке билета на сайте.
Спектакли театра Вячеслава Полунина
Репертуар театра Лицедеи включает 15 программ, рассчитанных на зрителей разного возраста. Часть из них это постановки, приуроченные к праздникам: «Женское счастье» (8 марта), «Дембельский альбом» (23 февраля), «Новогодняя ночь» и др.
В обычные дни зрителей ждут развлекательные программы — «Космическое шоу», «Звездная покатуха» и «Ая-яй ревю»; лирическая комедия — «СИЛЬВИЯ@LOVE» и спектакли «Old School», «Доктор Пирогофф» и другие.
Актеры театра Лицедеи в Санкт-Петербурге
Сегодня в театре Лицедеи играют очень талантливые актеры, знакомые зрителю не только по работе на сцене, но и по телевизионным проектам, — Виктор Соловьев, Анвар Либабов, Роберт Городецкий — некоторые из них работают в театре с момента его основания. Есть в коллективе и молодые таланты — Полина Бондарь, Наталья Шалаева, Юрий Музыченко, Снежана Прудько.
Как добраться
Адрес театра Лицедеи — улица Льва Толстого, дом № 9. Зрительный и другие залы учреждения находятся 4 и 5 этажах торгового комплекса «Толстой сквер». Сюда можно быстро доехать на метро или на общественном транспорте. Такси вызывайте через приложения Везет, Таксовичкоф, Яндекс. Такси, Uber, Gett и др.
ТРК «Толстой сквер» на панораме:
От станции метро «Петроградская» (синяя линия) до театра примерно 350 метров. Из станции выходите к площади Льва Толстого и поворачивайте на одноименную улицу.
Схема пешеходного маршрута:
Напротив здания ТРК «Толстой сквер» останавливается трамвай № 40 (ост. «Петропавловская улица»). Автобус № 14 ходит до остановки «Улица Льва Толстого» (у площади).
По соседней улице — Большом проспекте П.С. курсирует гораздо больше маршрутов, здесь находится остановка «Станция метро Петроградская» (рядом с театром Андрея Миронова), на которой останавливаются автобусы № 1, 128, 185; маршрутки № К-10, К-127, К-131, К-149, К-369; троллейбусы № 31, 34.
Возле театра Лицедеи есть парковочные места, из центра Санкт-Петербурга или из дальних районов можно доехать на машине. Маршрут поможет построить удобный сервис — достаточно только ввести пункт отправления.
Чем потрясли мир 5 проектов клоуна Вячеслава Полунина: Асисяй и другие
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Актёр, клоун, непревзойдённый мим, каждый выход на сцену которого становился событием. Вячеслав Полунин сам себе режиссёр и руководитель. Он умеет не только показывать, но и создавать яркие и какие-то невероятные шоу, потрясающие зрителей. Клоунов, которых знают по именам во всём мире, можно пересчитать по пальцам. Вячеслав Полунин – один из них. Но он не собирается останавливаться на достигнутом, возможно, очень скоро он снова удивит зрителей своим новым проектом.
«Лицедеи» и Асисяй
Его Асисяй родился не в цирке, а в театре, что было само по себе удивительно. И вместе с ним появился на свет новый театр – «Лицедеи». Как напишут после театральные критики, театр «Лицедеи» уже сам по себе стал событием. Здесь собрались клоуны, которые любили цирк, но не трюковой, а драматический. А гениальный «Асисяй!», душещипательный «Блю-Блю-Блю-Конари», трогательный «Низзя» и другие номера зрители смотрели, затаив дыхание.
Театр «Лицедеи» впоследствии выпустил из своих стен множество неординарных личностей. Даже сегодняшний художественный руководитель легендарного БДТ Андрей Могучий называет своим учителем Вячеслава Полунина.
«Караван мира»
В 1989 году Вячеслав Полунин вместе со своими западными коллегами смог реализовать проект, показавший, что на самом деле у искусства не существует границ. Грандиозное шествие уличных театров стартовало в Москве и завершилось в Париже, обойдя при этом множество городов. В этом проекте были задействованы больше 200 артистов и технических работников, около 100 автомобилей и других транспортных средств, пять шапито и восемь театров, по четыре с Запада и Востока. Всего в рамках шествия было показано шестьсот спектаклей.
Родилась идея на фестивале уличных театров в Польше во время беседы Вячеслава Полунина с продюсером Ханом Баккером из Голландии и английским режиссёром Джоном Килби. Когда Полунин стал ходить по инстанциям, пытаясь найти хоть какие-то источники финансирования, ему все отказывали. Надежд почти не осталось, но Союз театральных деятелей СССР, возглавляемый в то время Олегом Ефремовым, неожиданно отдал на это мероприятие почти весь свой годовой бюджет.
Как скажет позже Вячеслав Полунин в одном из своих интервью, «Караван мира» стал воплощением мечты о театре без границ и цензуры.
«Академия дураков»
А потом Вячеслав Полунин придумал новый проект. Сначала он собрал людей, чьё творчество выходило за рамки привычного, даже казалось странным. А потом устроил трёхдневный фестиваль с необычным названием «Академия дураков», где музыканты могли попробовать себя в роли актёров, литераторы пытались создать шедевры изобразительного искусства. Предполагалось, что впоследствии каждый участник этого действа создаст свою команду, членов которой он найдёт самостоятельно, и затем поможет реализоваться.
Правда, дойти до последнего этапа реализации проекта так и не удалось, но сама «Академия» существует и сегодня, правда, действует, как неформальное объединение творческих личностей со всего мира. При этом совершенно неважно, чем ты занимаешься, главное условие участия – это внутреннее ощущение себя, как клоуна. Сегодня в «Академию» входят многие известные деятели искусства, актёры, музыканты, художники, литераторы.
«Снежное шоу»
Невероятное по своей красоте зрелище создал Вячеслав Полунин вместе с режиссёром Виктором Крамером. По словам Вячеслава Полунина, «Снежное шоу», объехавшее весь мир, собрано по подобию голливудского блокбастера. В нём объединились зрелище, захватывающий сюжет и игра. При этом в каждой стране, где было показано шоу, зрители находят в нём что-то близкое: в России отмечают трогательность шоу, во Франции – поэтичность, в Великобритании элементы театра абсурда.
«Снежное шоу» было удостоено множества наград, но самой главной из них для Вячеслава Полунина всегда оставались восторженные глаза зрителей.
«Жёлтая мельница»
Шоу, которого не было: «Карнавал свадеб»
Задумка проведения этого мероприятия появилась у Вячеслава Полунина ещё в 2003 году, но реализовать её, как планировалось, к трёхсотлетию города на Неве, не удалось. Гениальный клоун хотел бы собрать в своём родном городе 300 пар, которые приняли бы участие в фантастической свадьбе, гостями, зрителями и действующими лицами которой могли бы стать все жители Санкт-Петербурга и приглашённые гости, а великолепными декорациями служили бы парки и дворцы.
Вячеслав Полунин представляет себе выбор букета для невесты как Фестиваль цветов, выбор нарядов как Фестиваль свадебных платьев и костюмов с участием лучших дизайнеров мира. Мальчишник стал бы частью фестиваля пива, а девичник превратился бы в фестиваль причёсок. А венцом этого свадебного безумства мог бы стать фестиваль свадебных процессий.
Когда Вячеслав Полунин рассказывает о том, как всё могло бы быть, его глаза горят, и он постоянно дополняет свою мечту всё новыми элементами, шествиями, участниками. Возможно, когда-нибудь Санкт-Петербург на самом деле станет свадебной столицей, а его карнавал с женихами и невестами будут ежегодно посещать пары со всего мира.
Когда Асисяй появлялся на сцене, публика стонала от смеха. А потом наступала звенящая тишина. Каждый понимал: только что перед глазами развернулась трогательная история одинокого человека. Все выступления знаменитых «Лицедеев» были одновременно смешными и глубоко философскими. Казалось, клоун играет сам себя, но на самом деле он уже встретил свою Фудзи, готовую делить с ним смех и слезы, победы и поражения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Лицедеи
«Лицеде́и» — российский театр клоунады, расположенный в Санкт-Петербурге. Творчески переработав всё лучшее, что существовало в жанре пантомимы и клоунады, театр создал свой неповторимый стиль на стыке клоунады, эстрады и трагифарса.
Участвуя в юмористических и развлекательных телевизионных программах, записи видеоклипов, фильмах, актёры театра познакомили советских и российских зрителей с жанром пантомимы. Известнейшие номера — «Асисяй!» и «Грустная канарейка» («Блю-Блю-Блю-Канари…»).
Содержание
История
История театра начинается в 1969 году, когда в студии пантомимы ДК им. Ленсовета, основанной Рудольфом Евгеньевичем Славским, встретились В. Полунин, А. Скворцов, Н. Терентьев и А. Макеев.
Руководителем студии тогда был Эдуард Розинский.
В 1969 году состоялась премьера спектакля «Двадцать одна новелла о смешном и серьёзном» с участием В. Полунина, А. Скворцова, Н. Терентьева и А. Макеева. (Также в спектакле принимали участие Э. Розинский, Т. Герасименко, Т. Курнина, В. Неполайнен и др.).
Официальный статус театр получил только в 1989 году. К тому времени театр покинули А. Скворцов (1980 год) и А. Макеев (1983 год).
В 1991 году театр распался. Бренд остался.
Название «Лицедеи» было придумано В. Полуниным и А. Макеевым как-то ночью, и под этим названием в театре «Эксперимент» (худ. руководитель Виктор Харитонов) в 1979 году был поставлен первый спектакль. В том же году был создан спектакль «Фантазёры».
В том же 1979 году коллектив переехал в Ленинградский Дворец молодёжи, где в 1982 году организовал первый в стране фестиваль пантомимы «Мим-парад 82».
К тому времени в репертуаре театра появились новые постановки:
«Асисяй-ревю», «Тэк-шень, человек-камень», «Малая Олимпиада», «Картинки с выставки», «Петрушка», «Ночь на Лысой Горе», «Чурдаки». (Дальше писать не буду, потому что в 1983 году я расстался с коллективом. Александр Макеев).
Современный статус
Театр является лауреатом премии Ленинского Комсомола, фестиваля «Золотой Остап», театральных фестивалей в Германии, Китае, Голландии, Франции и других странах. С гастролями театр объездил всю Россию, а также побывал в США, Колумбии, Бразилии, Гонконге, Китае, Вьетнаме, Германии, Франции, Испании, Великобритании, Нидерландах, Дании, Австрии, Японии, Новой Зеландии, Кубе, Швейцарии, Чехии, Польше, Болгарии, Финляндии, Израиле, Канаде и Люксембурге.
Занимает небольшое помещение по адресу ул. Чайковского, 59. К помещению театра пристроен ресторан «Чаплин-клуб» с маленькой сценой, где выступают как артисты из «Лицедеев», так и приглашенные гости.
Театр «Лицедеи» постоянно обеспечивает билетами на свои спектакли коррекционную школу № 4.
1 декабря 2009 года состоялось открытие собственного театра на ул. Льва Толстого, д.9. В это же время в здании нового театра с 1 по 20 декабря проходит фестиваль «Лицедеи- open», приуроченный к открытию собственной сцены. При театре (на 418 мест) ещё открывается «Лейкин-клуб» на 200 мест.
Мим-школа
С 1997 г. при театре существует школа-студия «Лицедей-лицей», которая ведет подготовку актёров в жанре клоунады и пантомимы. Программа обучения включает в себя проведение мастер-классов актёров и педагогов из разных стран, и объединяет методики различных школ клоунады — как классических традиционных, так и экспериментальных авангардных. Набор в школу осуществляется раз в три года. Главной задачей школы является продолжение традиций и подготовка артистов для родительского театра «Лицедеи».
Слава Полунин. Часть 1
Подписаться:
Поделиться:
Заставлять людей смеяться мне всегда казалось самым привилегированным из всех призваний, почти как призвание святого. Комедийных актеров я считаю благодетелями человечества. |
Федерико Феллини |
Клоуны — это по определению люди без лица, люди-маски. Веселят публику в интервалах между серьезными номерами — вот и вся их роль. История человечества знает тысячи тысяч клоунов — безликих, с нарисованными улыбками до ушей. Сотрешь улыбку — и нет клоуна. Никто никогда не узнает, не вспомнит. Но есть единицы, которых знает весь мир. Это — гении, несущие свой жест, свое сообщение людям, которые легко понимают их с первого жеста. У каждого гениального клоуна есть имя, которым наделяют его люди. Почему так полюбился Асисяй? Почему все мы вот уже какое десятилетие повторяем вслед за ним: «Любоффь! Детектива. »? И ни с кем его не спутать! И дар его — один из самых редких и ценных. Дар этот — любовь. И нежность. Тот род нежности, от которого слезы наворачиваются, промывая глаза. После этих слез мир видится другим — уютным и теплым. И сердце готово сочувствовать и любить. В день рождения главного клоуна страны вспоминаем самые примечательные факты биографии Полунина.
Начало. Лицедеи
Студенчество — Самодеятельность — Армия — Театр «Лицедеи» — Blue Canary и «Асисяй-ревю» — Кто есть кто в «Лицедеях» — Фурор и гастроли — Пусть каждый идет своим путем
Их, великих советских клоунов и мимов, можно сосчитать на пальцах одной руки: Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров. Один из этого ряда, конечно, Слава Полунин. На рубеже эпох, когда в воздухе уже носился запах больших перемен в стране, он сделал то, чего до него не сделал никто: соединил искусство пантомимы и клоунады с традициями русского фольклора, опыт древних артистов-скоморохов с современным театральным авангардом. И создал театр «Лицедеи». Популярность их была поистине феерической, признание — повсеместным и неизменным.
«Лицедеи» — это народность, республика, остров. И это сообщность. С двенадцати лет я выступал сольно: дома, в школе, в кружке самодеятельности. А когда в 1967 году окончил десятый класс и переехал из города Новосиль Орловской области в Ленинград, стал искать, у кого можно было бы поучиться. Нашел в ДК имени Ленсовета комнатку с табличкой «Студия пантомимы». В ней — никого. Ни одного студента. Я и остался. Через год появился Саша Скворцов, с которым мы сразу стали репетировать вместе. Через два года пришел Коля Терентьев. В этот момент у нас на некоторое время появился режиссер Эдуард Розинский, который собрал наши миниа- тюры в спектакль «Новеллы о смешном и серьезном». То, чем занимались, мы называли экспрессивным идиотизмом, по-научному — эксцентрической пантомимой. Продуктивность у нас была огромная, мы делали номер за номером.
Дуэт Полунин-Скворцов тринадцать лет развивался и работал в свое удовольствие. Мы не уходили в профессиональную систему принципиально: это была самодеятельность. Я решил, что, пока не найду свою идею, стиль, образ, эстетику, ни в какие профессиональные организации не пойду.
В конце 1960-х в Ленинграде грянул бум пантомимы, в городе стихийно возникло около пятнадцати студий, но преподавателей не хватало. В то время пантомима несла идею фантастической свободы и новой культуры. Тогда ведь всех хватали за язык, не давали личности проявить себя. А тут человек не говорит ни слова и за язык его не схватишь. Поэтому в пантомиме люди могли искренне открываться, что в словесных жанрах было сложно. Я вел четыре кружка — в студенческих клубах Политехнического института, Военмеха, в Доме культуры глухих. Проводя занятия, я обучал и сам себя. Но потом решил не разбрасываться, оставить себе одну студию, а остальные раздать друзьям: Коле Терентьеву, Саше Скворцову. Вот с этой группы товарищей все и началось. Мы со Скворцовым мощно фантазировали, а все остальные тут же втягивались в процесс. Первая миниатюра, которую мы сделали в нашей маленькой студии и показали там же, в ДК имени Ленсовета, и обозначила рождение труппы. Я обычно называю дату 1 апреля 1968 года. Выступлений у нас было много, до сорока в месяц. Зимой мы работали в Ленинграде, а летом отправлялись в дальние уголки страны — например, на Алтай, в Коми АССР. Приглашения получали через Дом художественной самодеятельности, в отделе студенческих агитбригад, примыкали к какой-нибудь агитбригаде и радостно отправлялись на все лето путешествовать.
Название театра я придумал, когда служил в армии, — дело происходило под Ригой с 1976 по 1978 год. Вариантов, как назваться, была масса. Но как-то в письме кому-то из девчонок я первый раз написал слово «Лицедеи». Тогда же начал обдумывать концепцию будущего театра: я хотел основать его сразу по возвращении. А пока готовился, у меня была целая серия армейских пантомим. Например, я показывал «Сон солдата»: вскакивал, бежал, срывая с себя подворотничок, сапоги, закидывал все это черт-те куда. Кто-то из старших по званию увидел эту зарисовку и дал распоряжение срочно доставить меня в штаб армии, после чего меня перевели в Минск и сделали заведующим клубом. Все было замечательно, образовалась целая бригада из танцоров, актеров и музыкантов. Но приехал генерал и сказал: «Расформировать! Разогнать по дальним гарнизонам!» И я очутился на острове в Прибалтике. Однако при этом я всегда попадал туда, куда надо. Сразу спрашивали: «Кто художник?» — «Я!» — «Кто музыкант?» — «Я!» Кроме того, я занимался самообразованием. Во время ночных дежурств масса свободного времени, читай — не хочу. Составил себе список из ста книг, которые нужно проштудировать, в основном классика, русская и французская: «Красное и черное», «Прогулки одинокого мечтателя». Из ста книг тридцать стали любимыми и теперь стоят в моей библиотеке. Это, конечно, Гоголь, Руссо, «Опыты» Монтеня, откуда я выписал все лучшее в специальную тетрадку. Жаль, тогда еще не было в доступе Хармса и Булгакова. Когда в 1978 году я демобилизовался, мы перешли на профессиональную сцену, но не стали выступать, а попросили дать нам год на репетиции. В ансамбль пантомимы «Лицедеи» кроме меня вошли Саша Скворцов и Коля Терентьев, а когда мы играли спектакли, приглашали Феликса Агаджаняна и Галю Андрееву. За год мы сделали несколько спектаклей: «Лицедеи», «Малая Олимпиада» и «Фантазеры». Последний был тоже придуман во время службы в армии. Под окном моего кабинета был детский сад. Именно фантазии детей, их беготня и игры, их поведение и общение друг с другом вдохновили меня. Подражая детским играм, средствами пантомимы мы рассказывали друг другу истории, по ходу которых превращались в отважных мореплавателей или летчиков.
В 1985-м на Фестиваль молодежи и студентов,
в рамках которого была организована мастерская пантомимы
и клоунады, Полунин привез в Москву клоунов с тогда еще
малодоступного Запада. Среди них были титулованный «король
дураков» Джанго Эдвардс из Голландии и самый
эпатирующе серьезный и язвительный клоун
Франц Йозеф Богнер из Германии.
Мы были нарасхват, на конкурсе артистов эстрады получили премию из рук Аркадия Райкина, но все же старались меньше участвовать в сборных концертах, предпочитая продвигать свой спектакль, чтобы развиваться дальше. К 1980 году мне стало сложней работать с Сашей Скворцовым. Я пытался двигаться в сторону поэтической пантомимы и философской клоунады, а Саня — великий юморист, и ему это было неинтересно. Я и предложил: «Давай сделаем перерыв, а потом посмотрим, стоит нам дальше делать что-то вместе или нет». Потом я решил перебраться во Дворец молодежи и объявил набор в свою студию. А в 1982 году организовал первый всероссийский фестиваль пантомимы, на который собрались восемьсот человек со всей страны. Повалила новая волна: ко мне пришли поступать Антон Адасинский, Анвар Либабов, Юрий Делиев. На одном из фестивалей самодеятельности я нашел Витю Соловьева, а после какого-то конкурса пригласил Сережу Шашелева, глухонемого. Вскоре нам стали не нужны переговорные устройства во время спектакля: мы жестикулировали друг другу из-за кулис. Язык жестов делится на знаковый и буквенный. Я запретил буквенный, чтобы артисты думали образами, и вся труппа овладела знаковым языком.
Тем временем часть артистов моей студии работали в Ленконцерте, но студия оставалась для всех нас главной. В этот период мы сделали с писателями-сатириками замечательную программу «Шоу 01», в которой участвовала моя команда: Валера Кефт, Витя Соловьев, Галя Войцеховская, Коля Терентьев, Аня Орлова. Ситуация в Ленконцерте иной раз бывала непростой. Например, однажды мы показали на художественном совете номер, который не был принят. Нам сказали: «Ну что это? Поете под фонограмму. Трюков акробатических не делаете. На гармошках играть не умеете». Тогда я предложил этот номер телевидению, и его тут же показали в «Голубом огоньке». Это была пантомима «Голубые канарейки».
Верхний ряд: в белом костюме — Виктор Соловьев, в клетчатом пиджаке — Валерий Кефт.
Центр: в полосатой футболке — Сергей Шашелев, в шляпе — Роберт Городецкий
под ними, в галстуке-бабочке, — Галина Войцеховская.
Левая ветка: Николай Терентьев, стоит Анна Орлова, сидит Галина Андреева.
Правая ветка: ближе к стволу — Вячеслав Полунин, сидит Ольга Кочнева,
по центру — Анвар Либабов, крайняя справа — Елена Ушакова.
Номер Blue Canary — «Голубые канарейки» — публика увидела в 1983 году. Дело было так. Двумя годами раньше я впервые в России поставил цельный двухчасовой спектакль клоунады «Чурдаки», с героями, декорациями, драматургией. Успех был огромный. И как раз тогда Роберт Городецкий, с которым мы давно дружили, начал захаживать к нам в студию. Как-то вечером он вытащил из своего портфеля картинку, на которой были изображены три поющих клоуна, и дал мне послушать музыку, в которой я тут же узнал мелодию, записанную на моем первом в жизни магнитофоне одной из первых. «Робик, — сказал я ему, — сегодня вечером ты выступаешь». Брови Робика от удивления улетели до небес. Он много лет носил с собой эту картинку и предлагал свою идею повсюду. И только у нас произошло чудо: идея нашла плодотворную почву. Созданная мной концепция поэтической клоунады и воспитанные в нашем театре актеры смогли идеально воплотить эту мечту. В 1983 году я создал первый в России самоокупаемый театр. Скептики говорили мне: «Зачем ты тянешь всю эту кучу народа? У вас с Сашей была такая отличная пара! Зачем тебе все эти дети?» Уже потом, когда труппа стала мощно развиваться, все поняли, что «Лицедеи» — самый настоящий театр. Просто молодым ребятам необходимо было время, чтобы сформироваться.
Мне очень нравилась концепция группы The Beatles. Каждый персонаж классического состава «Лицедеев» (1985–1991 годы) представлял свою философию и имел свою аудиторию. Анвар Либабов — альтернативщик, аутсайдер. Таким был в жизни Хвост (Алексей Хвостенко), который вливался только в то, что ему было интересно. Анвара арестовывали на каждом шагу, он не мог спокойно пройти по городу: его непременно по нескольку раз останавливала милиция и проверяла документы. Антоша Адасинский — экстремал! Упертый, мощный. От него буквально исходила опасность, он все время толкал свое, другое: другую идею, другую философию, другую культуру. Он был фаворитом у революционеров, нигилистов, которые знали, чего хотят, и были уверены, что все делают не то, что надо. Персонаж Валеры Кефта я с самого начала строил для романтически настроенных девушек. Я назвал его Одуванчиком: кучерявые белые волосы, нежный и трепетный. Словом, Фанфан-Тюльпан. Но вскоре у Валеры проявилась его суть — парня с Лиговки, где он жил и вырос. Постепенно он поломал первоначальный персонаж, зарыл его и стал двигаться в сторону анархии. Правда, потом мировоззрение Кефта скорректировалось, когда он, будучи отличным художником, поступил в Серовское художественное училище. Появились новые краски: оставаясь парнем с Лиговки, он стал рисовать свой персонаж, придумывал интересные решения, выдавал бесконечные гэги. Валера сам был художественным явлением, к нему «прилипали» люди соответствующего склада: музыканты, художники и вообще разные «творяги». Образ Лени Лейкина — Кола Брюньон (герой Ромена Роллана. — Прим. ред.) или даже Гаргантюа (герой повести Рабле. — Прим. ред.). Леня — это упоение жизнью! В нем как будто живут четыре человека одновременно! Как только он попадает в компанию, ему сразу нужно быть в центре внимания, взбодрить эту кислую жизнь, чтобы она звенела, пела, орала. Искры из глаз! Как только энергия убывает, ему становится неинтересно. Мне пришла в голову идея номера «Низя», и я пригласил Леню Лейкина сыграть его со мной. Он делал первые шаги на сцене, но уже тогда его обаяние, фантазия и радость были способны осветить все вокруг. Персонаж Роберта Городецкого молчит, молчит, а потом как выдаст! И эта фраза остается в памяти месяцами, так точно он ее произнесет, так иронично. У Роберта очень тонкий взгляд на вещи, он все анализирует. Он спокойно сидит в уголке, незаметный, но обаятельный. При этом за ним всегда тянется толпа. В кабаретной паре с Робертом Городецким работал Коля Терентьев. У него в роду восемь колен питерских интеллигентов, а дядя был дирижером в Мариинском театре. Сам Коля очень любит оперу, с утра до ночи поет арии, знает наизусть весь репертуар великих певцов, а шкафы у него сверху донизу набиты уникальными пластинками. Еще Коля был чемпионом Ленинграда по фехтованию. Вот пожалуйста — клоун и в то же время спортсмен! Эта пара — два белых клоуна — торжественно несла мудрость, не сильно обращая внимание на всякие трепыхания окружавшей их шантрапы. И если говорить о белых и рыжих, то наша палитра была побогаче, чем обычно. То, что делали ранние «Лицедеи», было новой комедией дель арте с новыми принципами создания группы гротескных персонажей.