театр чехова кишинев актеры

Кишинёвский русский драматический театр им. А.П. Чехова

Государственный русский драматический театр им. А. П. Чехова — театр в Кишинёве, столице Молдавии.

Содержание

История

Театр был основан в Тирасполе 5 ноября 1934 года. Организатором театра и его первым директором был М. П. Зубов. Первая премьера — «Любовь Яровая» К. Тренева, её постановку осуществил первый художественный руководитель театра Г. Я. Назаровский. Были поставлены и «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (1938), «Разлом» Б. А. Лавренёва.

В 1940 году театр переехал в Кишинёв в помещение бывшего городского театра «Экспресс». В предвоенный период большой успех имели спектакли «Слава» В. Гусева и «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва. В годы Великой Отечественной войны основная труппа была эвакуирована в город Мары в Тукрмении, где вместе с актёрами молдавского театра ездила с концертами и спектаклями по госпиталям, оборонным заводам и колхозам. Этим объединённым коллективом руководил народный артист МССР Д. Г. Лысенко. Самой значительной работой труппы в тот период стал спектакль «Нашествие» по пьесе Л. М. Леонова.

В 1944 году после освобождения Молдавии в ходе Ясско-Кишинёвской операции театр вернулся в Кишинёв и сразу начал показывать спектакли. В репертуаре тогда были «Машенька» А. Н. Афиногенова, «Егор Булычёв» М. Горького, «Без вины виноватые» А. Н. Островского, «Офицер флота» А. Крона.

С 1945 года театр разместился в помещении бывшей Кишинёвской хоральной синагоги — главного еврейского молельного дома города, воздвигнутого в 1913 году общей площадью в 1350 квадратных метров и реконструированого в 1966 году по проекту архитектора Р. Бекесевич. [1]

Из классической драматургии были поставлены: «Дядя Ваня» (1954), «Иванов» (1961), «Три сестры» (1968), «Вишнёвый сад» (1973), «Чайка» (1982) А. П. Чехова, «Анна Каренина» (1951) по Л. Н. Толстому, «Тихий Дон» (1980) по Шолохову, «Кошка на раскалённой крыше» (1981) Т. Уильямса, «Пигмалион» (1956), «Миллионерша» (1968) Б. Шоу.

Главными режиссёрами театра в разное время были заслуженные деятели искусств РСФСР В. Галицкий и Н. Басин, заслуженные деятели искусств МССР Е. Венгре и В. Аксёнов, заслуженный деятель искусств Татарской АССР И. Петровский.

Источник

Скандал в театре Чехова в Кишиневе: Творческие разборки или взрослые игры за передел влияния?

театр чехова кишинев актеры

Вот уже почти месяц не утихает скандал вокруг Театра Чехова в столице. Мы уже дали точку зрения директора театра Константина Харета, а теперь предлагаем вашему вниманию мнение второй стороны конфликта.

— Первое впечатление, говорят, что самое верное. У меня, к примеру, оно такое – скандал случился из-за передела сфер влияния. Опровергните, если это не так.

— Причем тут сферы влияния? Все гораздо проще и сложнее одновременно. Начались проблемы с того далекого времени, когда театр возглавил не управленец, а актер. Конфликты зрели, множились, и теперь вырвались наружу в форме противостояния позиции семерых сотрудников директору театра. А речь изначально шла о несправедливости, об оплате и обидах. С самого начала эти сотрудники пытались урегулировать вопросы внутри.

Но не найдя понимания, начали писать жалобы во все инстанции.

При проверке всплыли факты, которые стали основанием для обращения в суд. Напуганный этим обстоятельством, директор сначала настроил против актеров весь театр. А через некоторое время вместо того, чтобы прокомментировать заключение Национального агентства по неподкупности, организовал пресс-конференцию. И желая отвести внимание с акта о нарушениях, принялся распространять слух о том, что кто-то намерен отобрать и уничтожить русский театр. И многие поверили!

Задам вопрос: кто при жуткой новости о потенциальном рейдерском захвате театра и его последующем разрушении должен насторожиться и мобилизовать силы? Исполнительный директор? Конечно же, учредители, то есть Министерство культуры. Но они абсолютно спокойны, потому что знают, никакого захвата нет, и разрушение, о котором говорят, невозможно.

И там прекрасно понимают, что происходит! За 10 лет не было ни одного министра, с которым мне бы не довелось беседовать о внутренних делах театра. И, возможно, из-за частых перемен руководства в министерстве, чиновникам было не до русского театра.

— Подождите, но сейчас ситуация принимает масштабы национальной катастрофы.

— Да, такой хочет видеть ситуацию директор театра Харет и сочувствующие СМИ, введенные, как мне кажется, в заблуждение.

— Но директора защищает коллектив.

— Это те, кого устраивает сложившееся положение вещей. Куда после увольнения податься несогласным? На улицу! Кишинев – это не Москва, со множеством театров и мест работы.

А остальные благоразумно помалкивают и подписывают воззвания в защиту лучшего директора всех времен и народов.

— Что же происходит по вашей версии?

— А почему вы чужой?

— Потому что всегда на собраниях говорил о проблемах, об уровне профессионализма, о низкой дисциплине, о неправильной организации процесса выпуска спектаклей. Театр – это, конечно, плановое производство, но это не завод по изготовлению болванок! И проблемных вопросов было и есть много.

Сроки выпуска, графики, регламенты, нормативы, тренинги, планирование, качество спектаклей, критерии оценки, PR, реклама, финансирование и т. д.

— Вы хотите быть худруком, формировать «лицо театра»?

Пожалуйста, рассмотрите внимательно управленческий кейс, о котором говорят все. Возникло в коллективе недовольство 7 человек. И вместо урегулирования ситуации, директор раздул из этого целое дело! Возвестил миру о том, что выявил группу заговорщиков, вознамерившихся, захватить власть и разрушить театр. Назвал даже идеолога и мотивы «главы оппозиции!» Ну, просто восстание декабристов, против узурпатора Николая I.

Главная проблема театра, по моему мнению, непрофессионализм. Директор часто забывает озвучить программу предстоящего заседания Художественного совета. Забывает о протоколах.И забывает предоставить протоколы, на ознакомление и подпись участникам заседания.

Он, например, забыл, что по возрасту и закону я не могу занимать управленческие должности, но он настойчиво всех уверяет, что это не так.

Помните знаменитую фразу Дени Дидро: «Можно обманывать некоторых, или обманывать всех в каком-то месте и в какое-то время, но нельзя обманывать всех повсюду и во все века» Это написал Дидро, а процитировал много лет спустя выдающийся А. Линкольн.

Любви и добра всем!

Читайте также:

Кому-то понадобилось устроить раздрай в коллективе и добиваться разрушения самого популярного театра страны (далее)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Источник

Государственный русский драматический театр им. А. П. Чехова

театр чехова кишинев актеры

Государственный русский драматический театр им. А. П. Чехова — театр в Кишинёве, столице Молдавии.

Содержание

История

Театр был основан в Тирасполе 5 ноября 1934 года. Организатором театра и его первым директором был М. П. Зубов. Первая премьера — «Ненависть» П.Яльцева, её постановку осуществил первый художественный руководитель театра Г. Я. Назаровский. Позже были поставлены «Любовь Яровая» К. А. Тренёва (1936), «На дне» М.Горького (1937), «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (1938), «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1938), «Разлом» Б. А. Лавренёва (1939), «Платон Кречет» А.Корнейчука (1941), «Ревизор» Н.В.Гоголя (1941) и др.

В 1940 году театр переехал в Кишинёв в помещение бывшего городского театра «Экспресс». В годы Великой Отечественной войны основная труппа была эвакуирована в город Мары Туркменской ССР, где вместе с актёрами молдавского театра ездила с концертами и спектаклями по госпиталям, оборонным заводам и колхозам. Этим объединённым коллективом руководил народный артист Молдавской ССР Д. Г. Лысенко. Самой значительной работой труппы в тот период стали спектакли «В степях Украины» (1942) А.Корнейчука, «Наталка Полтавка» (1943) И.Котляревского.

В 1944 году после освобождения Молдавии в ходе Ясско-Кишинёвской операции театр вернулся в Кишинёв и сразу начал показывать спектакли. В репертуаре тогда были «Офицер флота» А. А. Крона (1944), «Волки и овцы» (1945) А.Н.Островский, «Так и будет» (1945) К.Симонов, «Домик в Черкизове» (1945) А.Арбузова. Своей главной задачей театр считал показать героя прошедшего войну и устремлённого в будущее. Решающим фактором в выборе пьесы была тематика. Это являлось критерием общественной активности театра. На отклонения от намеченной общей для всех линии, немедленно реагировали вышестоящие органы.

Театр много гастролирует по Молдавии. Спектакли играются в полях, на машинах, на площадях. Из классической и современной драматургии были поставлены: «Дамская война» (1945) Э.Скриба, «Кому подчиняется время» (1946) Братья Тур и Л.Шейнин, «Любовь Яровая» (1947) К.Тренёва, «Глубокие корни» (1948) Л.Гоу и Д.Юсо, «Машенька» А. Н. Афиногенова, «Без вины виноватые» (1948) А. Н. Островского, «Слава» (1948) В. Гусева, Цель жизни» (1949) братьев Тур, «Московский характер» (1949) А.Софронов, «Обыкновенный человек» (1949) Л.Леонова, «Семья» (1950) И.Попова, «Укрощение строптивой» (1950) У. Шекспира, «Кандидат партии» (1951) А.Крона, «Анна Каренина» (1951) по Л. Н. Толстому, «Битва за жизнь» (1951) М.Шатрова, «Мещане» (1952) М.Горького, «Незабываемый 1919» (1952) В.Вишневского, «С любовью не шутят» (1953) П.Кальдерона, «Дядя Ваня» (1954) А.П. Чехова, «Персональное дело» (1955) А.Штейна, «Пигмалион» (1956) Б.Шоу, «Чудесный сплав» (1956) В.Киршона, «Деревья умирают стоя» (1956) А.Касона, «Безымянная звезда» (1957) М.Себастиана, «Кремлёвские куранты» (1957) Н.Погодина, «На всякого мудреца довольно простоты» (1958) А.Н.Островского, «Уриель Акоста» (1958) К.Гуцкова, «Сонет Петрарки» (1958) Н.Погодина, «Человек в отставке» (1958) А.Софронова, «Каменное гнездо» (1959) К.Вуолийока, «Сонет Петрарки» (1959) Н.Погодина, «Когда зреет виноград» (1959) П.Дариенко, «Пушкин в Молдавии» (1959) А.Комаровского и А.Сумарокова, «Семья» (1959) И. Попова, «Иркутская история» (1960) А.Арбузова и др.

60-е годы принесли театру раскрепощение творческой инициативы. Ослабление идеологического каркаса позволило свободнее проявиться органическим свойствам. Театр двигался вместе со своим временем. «Иванов» (1961) А.Чехова, «Коллеги» (1962) В.Аксёнова, «Мост и скрипка» (1965) Л.Дворецкого, «Госпожа министерша» (1965) Б.Нушича, «Марсельеза» (1966) П.Дариенко и Ю.Колесникова, «Затейник» (1966) В.Розова, «Звонок в пустую квартиру» (1968) Д.Угрюмова, «Варшавская мелодия» (1967) Л.Зорина, «Традиционный сбор» (1968) В.Розова, «Три сестры» (1968) А.Чехова, «Миллионерша» (1968) Б. Шоу, «Стеклянный зверинец» (1968) Т.Уильямса, «Мёртвые без погребения» (1968) Ж.-П.Сартра, «Трамвай «Желания» (1970) Т.Уильямса, «Валентин и Валентина» (1972) М.Рощина, «Пять вечеров» (1971) А.М.Володина, «Старший сын» (1972) А.Вампилов, «Судья» (1973) Г.Хухашвили, «Красавец- мужчина» (1973) А.Островского, «Проснись и пой» (1973) М.Дьярфаша, «Вишнёвый сад» (1973) А.Чехова, «Благочестивая Марта» (1974) Тирсо де Молина, «Девять мгновений» (1975) по А. П. Чехову, «Мария Стюарт» (1975) Ф.Шиллера, «Прошлым летом в Чулимске» (1975) А. Вампилова, «Маленькие трагедии» (1976) А.С.Пушкина, «Бумбараш» (1978) по А. Гайдару, «Женитьба» (1978) Н.В.Гоголя, «Взрослая дочь молодого человека» (1979) В. Славкина. Эти годы для Русского театра им А.П.Чехова отмечены, за исключением нескольких лет, творческим подъёмом. К театру возник широкий интерес: в зрительном зале появились студенты, интеллигенция, что, естественно, незамедлительно повысило уровень требований и ожиданий.

Театр много гастролирует по Советскому Союзу и Молдавии. Его спектакли высоко оценивают зрители. «Тихий Дон» (1980) по Шолохову, «Кошка на раскалённой крыше» (1981) Т. Уильямса, «Чайка» (1982) А. П. Чехова, «Отпуск по ранению» (1983) по В.Кондратьеву, «Школа жён» (1984) Ж.-Б. Мольера, «Страх и отчаянье в третьей империи» (1985) Б.Брехта, «ОБЭЖ» (1985) Б. Нушича, «Филумена Мартурано» (1986) Э. де Филиппо, «Счастливый день» (1986) А.Н Островского, «Рыжая кобыла с колокольчиком» (1987) И. Друцэ, «Супружеская идиллия» (1987) Чаринэ и Джованни, «Свалка» (1989) А.Дударева, «Поминальная молитва» (1989) Гр.Горина, «В открытом море» (1989) С. Мрожека, «Банкрот» (1990) А.Н.Островского и др.

С начала 90-х годов, в результате разного рода объективных и субъективных причин – характер международных отношений Республики Молдова, скудость бюджетных ассигнований на культуру, назначение на руководящие посты театра людей далеких от искусства, желающих приватизировать здание театра и его службы, отсутствие гастролей, притока новых кадров – для театра наступили трудные времена. Но новые спектакли появляются и зал всегда полон.

«Убийство Гонзаго» (1991) Н. Йорданова, «Дядя Ваня» (1992) А.П.Чехова, «Дамы и Господа» (1993) по А. П. Чехову, «Дикарь» (1995) А. Касона, «Остановите самолёт – я слезу!» (1997) по Э.Севеле, «Самоубийца» (1997) Н.Эрдмана, «Крепкий чай после долгой игры» (1997) С.Моэма, «Любовь и Ненависть» (1998) по В. Гюго, «Апостол Павел» (1998) И.Друцэ, «Семейная жизнь с посторонним, или именины с костылями» (1998) С. Лобозерова, «Вечер» (1999)) А.Дударева, «Доходное место» (1999) А.Н.Островского, «Сердцу не прикажешь»(2000) по И. В. Гёте, «Женитьба» (2000) Н. В. Гоголя, «Я очень люблю тебя, мама!» (2000) Н. Птушкиной.

Театр никогда не забывал о юных зрителях, которых постоянно знакомил с произведениями русской классики, со сказками народов мира и русскими народными сказками. «Снежная королева» (1967) Е. Шварца, «Фэт Фрумос – золотые кудри» (1974) В. Гольдфельда, «Аленький цветочек» (1975) Л. Браусевич и И. Карнаухова, «Зайка-Зазнайка» (1976) С. Михалкова, «Два клёна» (1977) Е. Шварца, «Сокровище Бразилии» (1978) М. Машаду, «Король Пиф-Паф, но не в этом дело» В. Коростылёва (1979), «Сказка о злых лгунах и четырёх смельчаках» (1980) Ю. Проданова и Б. Бреева, «Кошка, которая гуляла сама по себе» (1983) Р. Киплинга, «Кот в сапогах» (1986) Ш. Перро, «Тайны старого леса» (1989) Н. Метальникова, «Баба Яга и два клёна» (1996) Е. Шварца, «Приключения кота Леопольда»(1997) А.Хайта, «Сказка о царе Салтане» (1999) по А.С Пушкину, «Колдун «Ух-Ты» и маленькая фея» (2000) В.Рабадана, «Тайна матушки Бузины» (2001) по Г. Х. Андерсену, «Кощей Бессмертный и Василиса Прекрасная» (2001) С.Прокофьевой и Г.Сапгир. «Андрей стрелок и Марья голубка» (2001) С. Прокофьевой и И. Токмаковой, «Белоснежка и семь гномов» (2002) по братьям Гримм – вот далеко не полный перечень спектаклей для детей. Многие юные зрители, побывавшие на этих спектаклях, стали впоследствии горячими поклонниками театра.

Главными режиссёрами театра в разное время были заслуженные деятели искусств РСФСР В. Галицкий, Н. Басин, Я.Цициновский, заслуженные деятели искусств МССР Е. Венгре, В. Аксёнов, Н.Аронецкая, В.Апостол, Н.Бецис, заслуженный деятель искусств Татарской АССР И. Петровский, К. Ведерников, В.Головин, М.Шнайдерман, И.Тодоров, М.Абрамов, А,Баранников, «Maestru în artă al RM» В.Мадан. Ставили спектакли режиссёры народные артисты Молдавской ССР Ю.Соколов и В.Стрельбицкий, Заслуженные артисты Молдовы Б.Аксёнов и А.Умрихин, Заслуженный деятель искусств Молдавской ССР Р. Розенберг, Заслуженный деятель искусств РСФСР М.Поляков, Е.Гадарский, М.Сухарев, Г.Григорян, В.Маринин. Одни из этих режиссёров искали и выявляли новые пути и возможности театра, другие хранили и продолжали его традиции, а третьи стремились соответствовать всем директивным параметрам «официального искусства».

Долгие годы заведующим музыкальной частью театра был А. Карасик, а затем заслуженный деятель искусств МССР В.Сливинский. С театром сотрудничали известные музыканты и композиторы заслуженные деятели искусств МССР профессор Л.Аксёнова, П.Ривилис, А.Сокирянский, «Maestru în artă al RM» Г.Чобану, пианист А.Аксёнов, композиторы В.Биткин, Е.Фиштик.

Не один спектакль оформили художники Л. Иванов, Васильев, М.Улановский, Д.Мордухович, В.Поляков, Н.Яковлев, А.Шубин, А.Фокин, К.Лодзейский, Б. Соколов, К.Фустерис, Б. Несведов, Н.Патрикеев, К.Чемеков, А.Жёлудев, С. Садовников, Е. Елица, Н.Силина.

На сцене театра долгие годы играли замечательные артисты, вписавшие яркие страницы в историю русского театра Молдавии: народная артистка Советского Союза Н.Н.Масальская, народные артисты Молдавии М.И.Бабкина, В.И.Белов, В.С.Бурхарт, В.С. Измайлов, Н.И.Каменева, Ю.А.Соколов, В.А.Стрельбицкий, Е.Ф.Тодорашко, Л.В.Шутова, заслуженные артисты Молдавии Б.М.Аксёнов, А.П.Васильев, И.Т.Датский, Н.П.Донская, В.Я.Круглов, В.Е.Левинзон, С.М.Некрасов, В.В.Николаев, Е.Г.Ретнёва, И.И.Сологубенко, А.А.Умрихин, А.В.Филиппова, Л.Н.Хромова, Е.А.Цуркан, заслуженная артистка России П.В.Конопчук.

В долгой творческой биографии театра были разные периоды, были и периоды спадов, из которых, казалось, не может быть выхода. Но неизменно приходило обновление. До сих пор, зрители со стажем, с теплотой вспоминают спектакли, поставленные прекрасными режиссёрами, где блистали великолепные актёры Кишиневского Государственного русского драматического театра им. А.П.Чехова.

Труппа (2011 г.)

«Maestru în artă al RM» Андрющенко, Юрий Николаевич;
«Maestru în artă al RM» Гаврилов, Всеволод Сергеевич;
«Maestru în artă al RM» Геженко, Михаил Денисович;
Заслуженный артист Башкортостана Заваленный, Владимир Карпович;
«Maestru în artă al RM» Зуев, Геннадий Александрович;
Заслуженная артистка РСФСР Кириллова-Андриуцэ, Раиса Ивановна;
«Maestru în artă al RM» Кирюханцев, Владимир Николаевич;
«Maestru în artă al RM» Колохина, Людмила Тихоновна;
«Maestru în artă al RM» Лука, Сильвия Георгиевна;
«Maestru în artă al RM» Марьянчик, Вера Александровна;
Заслуженный артист РМ Миликов, Михаил Евгеньевич;
«Maestru în artă al RM», «Om emerit al RM» Пейчев, Петр Петрович;
«Maestru în artă al RM» Самарцева-Шер, Альбина Михайловна;
Заслуженный артист РМ Тиранин, Сергей Александрович;
«Maestru în artă al RM» Туз, Светлана Дмитриевна;
«Maestru în artă al RM» Харет, Константин Спирович;
«Maestru în artă al RM» Чеботарь, Зинаида Ивановна;
Актёр Богнибов, Евгений Анатольевич
Актёр Бояркин, Геннадий Аркадьевич
Актёр Брага, Валерий Тимофеевич
Актриса Власичева, Александра Александровна
Актриса Гончарова, Руслана Николаевна
Актриса Дроздова, Марьяна Дмитриевна
Актёр Коев, Дмитрий Георгиевич
Актриса Корнигруца, Наталья Михайловна
Актриса Косницер, Ольга Евгеньевна
Актриса Красуля, Раиса Андреевна
Актриса Мадан, Ольга Анатольевна
Актриса Рашидова, Вера Михайловна
Актриса Сташок, Марина Вячеславовна
Актриса Туз-Харет, Алла Ивановна
Актриса Хаит, Раиса Семеновна
Актриса Шанцевая, Корнелия Викторовна

Репертуар

Примечания

См. также

Сборник Н.Рожковской и В.Рожковского «Театр зажигает огни». Кишинёв, 1976г.
Сборник Н.Рожковской и В.Рожковского «Актёр и зритель». Кишинёв, 1981г.
Монографию Л.В.Шориной «Мир глазами театра». Кишинёв, М.К. «Инесса» 2001г.

Источник

Русский драматический театр им. Чехова в Кишинёве

Театр любимый, сколько света!
Тебе – респект, моя любовь!
Вхожу я в гости юной девой,
И дорог мне спектакль любой.
Театр, любимый мною с детства,
Живые души лицедейства
Люблю с волненьем созерцать,
Особый запах твой вдыхать.
Вся жизнь, как сон, вот в этих стенах
Как конь ретивый, пронеслась.
И помню – плакала я всласть
Душой, прекрасно откровенной.
Мы были молоды, чисты,
Душа ткала любви холсты.

Трамвай “Желания” промчится.
О, мне успеть бы записать!
В руках – реальная синица,
А журавля мне не догнать.
В минуты радости, печали
Мы согревались здесь лучами –
Театр, билеты на спектакль.
К тебе на шпильках шла в февраль.
“Пять вечеров” и “Дядя Ваня”,
“Вишнёвый сад”, “Пигмалион”,
“Счастливый день”, “Проснись и пой”,
И “Три сестры”, “Апостол Павел”,
“Сонет Петрарки”, “Старший сын”,
Здесь русской речи сладок дым.

КИШИНЕВ, 3 ноября – Новости-Молдова. Восьмидесятый юбилей отметил Государственный русский драматический театр имени Антона Павловича Чехова, передает агентство Новости-Молдова. Юбиляры порадовали зрителей традиционным в театральной среде капустником.
Искренние слова благодарности «чеховцы» услышали от представителей Парламента, Минкультуры и Союза театральных деятелей.
Министр культуры Молдовы Моника Бабук в поздравительной речи отметила, что театр Чехова в Кишиневе бережно относится к русскому языку.
«Чехов – автор мирового масштаба. В его произведениях говорится о чести и долге. Отрадно, что русская речь, русский язык, звучат в этом театре так, как должна на самом деле звучать русская речь», — сказала Бабук.
Посол России в Молдове Фарит Мухаметшин также отметил важную роль русского театра.
«Безусловно, 80-летие русского драматического театра – великое событие для Молдавии. Театру выпала особая миссия быть проводником русской культуры в стране, и я рад, что все эти годы он был таковым», – подчеркнул Мухаметшин.
Дипломат отметил, что российское посольство выделило материальную помощь ветеранам и действующим актерам русского театра, а в плюс к этому – единовременную материальную помощь шестерым работникам театра и санаторные путевки семерым старейшим работникам этого храма культуры. Российская дипмиссия также поощрила почетными грамотами артистов Веру Марьянчик и Ольгу Мадан, а также заведующую театральной труппой Любовь Рощину.
Посольство России в Молдове, представительство Россотрудничества и Акционерное общество «Молдовагаз» подарили театру автобус для выездных гастролей.
Искренние слова признательности и дружеского поощрения «чеховцы» услышали от коллег из других театров Кишинева и Молдовы – «Ликурича», национального драмтеатра имени Михая Еминеску и молодежного театра «С улицы Роз».
Греческая драма и русская классика, молдавский фольклор и славянские обряды – всё смешалось в представлении, которое подарили артисты театра своим многочисленным почитателям.
Артисты на сцене и многочисленные зрители в зале вспоминали и о патриархах «чеховской» сцены, каждый из которых оставил после себя бесценный опыт и добрую память.
«Спасибо всем вам за многолетнюю поддержку. Мы и впредь будем радовать вас своими постановками, каждый вечер отдавая вам частичку своей души», – заявил директор театра имени А.П. Чехова Константин Харет.

Театральная жизнь Кишинева

До 19 века в Кишиневе, как и во всей Молдавии, не было профессионального театра. В богатых домах и на кишиневских ярмарках выступали народные музыканты – лэутары, которые наряду с песнями и мелодиями исполняли народные баллады и легенды, войницкие и гайдуцкие песни-сказания. Иногда здесь выступали заезжие «пехливаны», исполнявшие силовые и акробатические номера, «пэпушары» (кукольники) показывали народные кукольные представления, фокусники демонстрировали свое искусство. Были популярны, особенно в период зимних календарных празднеств, молдавские фольклорные драматические представления и игры. После присоединения Бессарабии к России значительно оживляется культурная жизнь города. К 1818 относится первое упоминание о специально оборудованном театрально-концертном зале в сохранившемся поныне доме местного помещика Т. Крупенского (ул. Фрунзе угол ул. Пушкина). Здесь наряду с балами и концертами для местной знати устраивались театральные представления. Первое свидетельство о театральном спектакле относится к 26 сент. 1820, когда прибывшая из Варшавы русско-польская труппа И. Гензеля показала комедию Ж-Б. Мольера «Школа жен». В дальнейшем в городе систематически выступают приезжие труппы со спектаклями на русском, французском, немецком, итальянском, польском языках.
С 1836, когда в Кишинев приехала труппа из 14 актеров под управлением антрепренера Ерохина, начинаются относительно систематические театральные представления на русском языке. В течение сезона 1838/39 в городе выступала труппа Ф. Бабанина, в составе которой был и выдающийся актер русского и украинского театров К. Соленик. Театральная аудитория была немногочисленной и состояла в основном из представителей местной знати, офицеров русской армии, чиновников, преподавателей и учащихся гимназий. Зрительный зал в доме Т. Крупенского на 100 мест (после реконструкции в начале 30-х гг.— 150 мест) не всегда был полным. Поэтому частные театральные труппы, как правило, в городе не задерживались более одного сезона. Что же касается трудового и торгового люда, то он предпочитал театрально-балаганные зрелища и цирк. На окраинах города и в пригородных селах систематически устраивался народный жок.
Заметным явлением в театральной жизни Кишинева явилось пребывание в 1846-49 труппы известного мецената князя П. Гагарина, в состав которой входили К. Полтавцев, Н. Иванова, П. Микульский, М. Максимов и др. известные актеры. В кон. 40-х — нач. 50-х гг. в Кишиневе работают 2 театра: один – под руководством Соколова, построившего в 1852 новое здание, другой – под руководством местных меценатов И. Прункула и М. Зилоти работал в старом здании. В 1852/53 здесь выступала известная русская про-винциальная актриса А. Кравченкова.
С середины 50-х гг. в Кишинев систематически приезжают на гастроли труппы артистов Ясского молдавского театра под руководством М. Милло, Т. Теодорини, А. Лукияна, П. Александреску и других.
В городе, особенно в школах, устраиваются также любительские спектакли на молдавском, русском и французском языках по пьесам Александри, Гоголя, Мольера и др.
После некоторого спада в 60-х гг. в театральной жизни Кишинева наступает заметное оживление. С 1869 по 1872 в Кишиневе работала труппа Н. Новикова, которая удачно ставила пьесы А. Н. Островского, А. К. Толстого и других русских драматургов, а в 70-е – начало 80-х гг. – труппа Н. Новикова-Иванова. В 1884 в Кишиневе организуется Общество любителей драматического искусства. С середины 80-х и до 1900-х гг. театральная жизнь города сводится к краткосрочным выступлениям различных по составу и художественному уровню коллективов. Значительному подъему уровня театральной жизни города способствовало то, что наряду с провинциальными труппами сюда все чаще приезжают артисты столичных театров: группа актеров Петербургского Александринского театра при участии М. Савиной, В. Давыдова и П. Ленского – в 1885; товарищество артистов Московского Малого театра – в 1895 под руководством Г. Федотовой и в 1901 – под руководством Е. Лешковской.
В начале ХХ в. под влиянием Московского Художественного театра на сцены кишиневских антреприз приходят пьесы Л. Толстого, А. Чехова, Г. Ибсена, М. Горького, совершенствуются постановочные приемы, возрастает роль режиссера и художника.
В декабре 1900 в Кишиневе было открыто новое театральное помещение – Пушкинская аудитория (на углу улицы Пушкина и Садовой, где построен главный корпус государственного университета), просуществовавшая до 1925 (уничтожена пожаром). В 1900-1902 в нем выступала прибывшая из Таганрога русская драматическая труппа В. Форкати, в репертуаре которой были произведения Шекспира, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова, Ибсена, Гауптмана. С 1902 по 1905 здесь работала труппа X. Петросяна, поставившая пьесы Горького «Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца» и других. В пору острых классовых схваток первой русской революции драматургия великого пролетарского писателя находила горячий отклик среди демократических слоев населения.
Горьковские спектакли являлись заметными событиями не только в культурной, но и в общественно-политической жизни города, выливаясь порой в открытые политические выступления. Так, 11 января 1905 на премьере драмы «Дачники» сценическое действие в Пушкинской аудитории превратилось в манифестацию с громким провозглашением лозунгов «Долой самодержавие!», «Да здравствует революция!», «Да здравствует свобода!» и распространением среди зрителей революционных листовок. В последующие годы, особенно в период столыпинской реакции, заметен спад театральной жизни Кишинева. Приезжавшие различные частные труппы не могут на долгое время закрепиться в городе. Зато в Кишиневе часто выступают мастера сцены Петербурга и Москвы. Так, с 1902 по 1910 сюда систематически приезжает на гастроли театр, возглавляемый В. Ф. Комиссаржевской, в 1908, 1910, 1911 здесь выступает М. Савина, в 1908, 1910, 1913 –В. Давыдов, в 1911 и 1915 – К. Варламов, в 1915 – П. Орленев и др.
С 1884 в Кишиневе регулярно гастролируют украинские труппы М. Старицкого, М. Кропивницкого, Н. Садовского, П. Саксаганского, И. Карпенко-Карого, Ф. Левицкого и др. Под влиянием русские и украинские театров развивается и молдавский любительский театр. В 1900-е гг. спектакли на молдавском языке по пьесам В. Александри, К. Негруци, Ж. Б. Мольера и другие ставятся не только в городе, но и в приго-родных селах.
В период бояро-румынской оккупации (1918 – 40) в Кишиневе на протяжении ряда лет не было постоянного театра. Так называемый «Национальный театр», открытый в 20-е гг., был закрыт в 1935 «по мотивам бюджетной экономики». В городе временами выступали частные театральные и цирковые труппы.
Расцвет театральной жизни Кишинева начинается после воссоединения Бессарабии с Сов. Родиной. В 1940 сюда переезжают из Тирасполя Молдавский музыкально-драматический театр (ныне Музыкально-драматический театр им. А. С. Пушкина) и Республиканский русский театр (ныне Русский драматический театр им. А. П. Чехова). Только за первые 7 месяцев в Кишиневе было дано свыше 170 спектаклей и концертов.
После освобождения Кишинева от немецко-румынских фашистских захватчиков (август 1944) вернулись из эвакуации и возобновили свою деятельность Молдавский музыкально-драматический и русский драматические театры. Здесь же была и база Молдавского передвижного театра. Труппа молдавского академического музыкально-драматического театра им. А. С. Пушкина поставила ряд значительных спектаклей.
В 1960 по итогам декады молдавской литературы и искусства в Москве Молдавский музыкально-драматический театр был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1974 ему присвоено почетное звание академического.
В 1945 был создан Республиканский театр кукол «Ликурич» с молдавскими и русскими труппами.
В 1960 на базе группы выпускников Московского театрального училища им. Б. В. Щукина в Кишиневе был создан Республиканский театр юного и детского зрителя «Лучафэрул». Репертуар кишиневских театров разнообразен и состоит из произведений классиков национальной и мировой драматургии, современных русских и зарубежных авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *