тайная жизнь леонардо да винчи
Тайная жизнь леонардо да винчи
Тайная история Леонардо да Винчи
В память Джой Ло Брутто, Джули Робертс Вескови, Бекки Леви, Джин Линдслей и моего дорогого отца, Мюррея И. Данна
Аббако Бенедетто де— инженер, друг Тосканелли.
Агостин— офицер канониров.
Айше— наложница Деватдара Димурдашааль-Каити.
Анджиолелло Джованмария— посол Венеции в Османской империи.
Антонио— телохранитель Медичи.
Ачаттабрига— отчим Леонардо.
Барончелли Бернардо де Бандини— авантюрист и сторонник Пацци.
Бенчи Джиневра де— возлюбленная Леонардо.
Бенчи Америго де— богатый банкир, отец Джиневры.
Беччи Джентиле— епископ, друг Медичи.
Боттичелли Сандро— художник и друг Леонардо, ученик Верроккьо.
Браччиолини Джордано— автор и один из предводителей Платоновой Академии во Флоренции.
Верроккьо Андреа дель— художник, златокузнец, скульптор, мастер и учитель Леонардо.
Веспуччи Америго— путешественник и протеже Тосканелли.
Веспуччи Симонетта— любовница Лоренцо Медичи.
Винчи Леонардо да— художник, изобретатель, старший ученик Андреа дель Верроккьо, изобретатель машин, инженер.
Винчи Пьеро да— отец Леонардо, нотариус.
Винчи Франческо да— дядя Леонардо.
Винчи Алессандра да— тетка Леонардо.
Гроссо Нанни — старший ученик Верроккьо.
Гутне— рабыня Зороастро.
Джиневра — см. Бенчи Джиневра де.
Деи Бенедетто— путешественник, авантюрист, друг Леонардо.
Деватдар (Димурдаш аль-Каити) — посланник Кайит-бея, калифа Египта и Сирии.
Зороастро — см. Перетола Зороастро да.
Кайит-бей — калиф Египта и Сирии, великий султан Вавилонии.
Калул— сын Уссуна Кассано.
Катерина —мать Леонардо.
Колумб Христофор — путешественник, авантюрист, протеже Тосканелли.
Креди Лоренцо ди— художник, ученик Верроккьо.
Куан Инь-ци— помощник Деватдара, мнемонист.
Леонардо — см. Винчи Леонардо да.
Лука— слуга Симонетты.
Макиавелли Никколо — юный ученик Леонардо.
Медичи Джулиано де— брат Лоренцо.
Медичи Клариса де — жена Лоренцо.
Медичи Лоренцо де— правитель и Первый Гражданин Флоренции, именуемый также Великолепным.
Мельци Франческо— ученик Леонардо.
Мехмед Завоеватель— правитель, султан Османской империи, Великий Турок.
Мильоретти Аталанте — лютнист и певец, друг Леонардо.
Мирандола Пико делла — философ, врач, друг Медичи.
Миткаль — юный мамлюк-евнух.
Моро — см. Сфорца Лодовико.
Мустафа — сын султана Мехмеда.
Нери — см. Онореволи Гульельмо.
Николини Луиджи ди Бернардо — богатый купец и сторонник Пацци.
Нори Франческо — друг Медичи.
Онореволи Гульельмо — молодой патриций, известен также под прозвищем Нери — Черный — за свое пристрастие к одежде темных тонов.
Паскуино Бартоломео ди — златокузнец, друг Нери.
Пацци Якопо — патриарх старинного семейства флорентийских банкиров, враг Медичи.
Пацци Джованни де— сын Якопо.
Пацци Франческо де— сын Якопо.
Пацци Гульельмо де— сын Якопо.
Перетола Зороастро да— изобретатель, авантюрист и друг Леонардо.
Перуджино Пьетро— художник, старший ученик Верроккьо.
Полициано Анджело Амброджини— поэт и доверенный друг Лоренцо Медичи.
Поло Аньоло ди— старший ученик Верроккьо.
Пульчи Луиджи— поэт и сатирик, друг Медичи.
Раффаэлло— кардинал и племянник Папы Сикста IV.
Ридольфи Антонион— друг Медичи.
Сальтарелли Джованни— брат Якопо Сальтарелли.
Сальтарелли Якопо— натурщик.
Сальвиати Франческо— архиепископ Флоренции.
Сансони Риарио Раффаэлло— см. Раффаэлло.
Симоне Франческо ди— помощник Верроккьо.
Скала Бартоломео— гуманист и друг семьи Медичи.
Смеральда— служанка Верроккьо.
Стуфа Сигизмондо делла— друг Медичи.
Сфорца Лодовико— брат Галеаццо, герцога Миланского. Известен также как Моро — Мавр; это прозвище он получил за смуглый цвет кожи.
Тиста— ученик Верроккьо и Леонардо.
Торнабуони Марко— молодой флорентийский патриций.
Тосканелли Паоло ди Поццо— лекарь, астроном и географ.
Уго— ученик Тосканелли.
Унгермамет— сын Уссуна Кассано.
Уссун Кассано— царь Персии.
Фарис— евнух-мамлюк, эмир.
Франческо Неаполитанский— лютнист.
Хилал— евнух-мамлюк, эмир.
Работы Леонардо да Винчи цитируются по изд: Леонардо Да Винчи.Избранные произведения: В 2 т. СПб.; М., 1999.
Большая птица первый начнет полет со спины исполинского лебедя, наполняя вселенную изумлением…
А он все вглубь и вглубь неспешно реет,
Но это мне лишь потому вдогад,
Что ветер мне в лицо и снизу веет.
В прозрачных сумерках Амбуаза, городка во Франции, маэстро Леонардо да Винчи сидел перед слабым огнем камина и по одной бросал в его рыжеватые сполохи страницы самого ценного из своих рукописных «кодексов» [1]. Пламя шипело, когда из свежего зеленого дерева рождались капли и, пощелкивая, умирали от жара; а страницы свертывались, как цветы на закате и темнели, охваченные огнем.
Тусклый свет сочился сквозь высокие узкие окна, дробясь в концентрических розетках, как в плохо шлифованных призмах; вдали виднелись луга и деревья, тающие в зеленом сиянии, — там была река Амас. Белоснежные стены большой спальни закоптила сажа от какого-то опыта Леонардо — а их было в эти дни не много, потому что, хоть ум Леонардо был быстр и по-прежнему полон идей, тело изменяло ему, как слишком туго натянутая веревка блока, не выдерживающая большого напряжения. Книги, бумаги и свитки были сложены вдоль стен и на длинных полках; на столах и на полу лежали карты, чертежи, инструменты, линзы и кое-какие другие вещицы его изобретения: калориметр для измерения расширения пара, высокие, странной формы сосуды для гидромеханических исследований, весы с посеребренными полукруглыми рамами, гигрометр, чтобы замерять влажность воздуха, кривые зеркала и устройства для демонстрации затмения в соответствии с идеями, высказанными Иоаннесом де Сакробусто в его книге «Сфера Мира».
Леонардо да Винчи: скрытые сообщения
Теоретики заговора давно изучали работы Леонардо да Винчи на предмет скрытого смысла. И большинство этих теорий заговора основываются на скрытых секретах или кодах. Возможно, мы все были обмануты, думая, что это нечто большее, чем просто впечатляющие произведения искусства. Или, может быть, теории заговора верны. Однако в следующий раз, когда вы посетите художественную галерею или музей. Где сможете полюбоваться величайшими произведениями гения эпохи Возрождения. Попробуйте взглянуть на них более внимательно. Кто знает, что вы найдете спрятанным в масле?
«Сальватор Мунди» — тайна хрустального шара в руке Христа
Считается, что он был создан между концом 1490-х — началом 1500-х годов. Этот полный загадок и странностей портрет имеет одновременно реальный и нереальный характер. Невероятно нечитабельное выражение лица Христа почти (но не совсем) принесло картине такой рекламный слоган, как «Мужчина Мона Лиза».
Слева: Леонардо да Винчи, Salvator Mundi. Справа: деталь левой руки и хрустальный шар. фото: www.look4ward.co.uk
Это натуралистическое изображение без короны или обычного золотого ореола средневекового искусства: Иисуса как человека. Тем не менее, его лицо, кажется, плывет в дымном тумане без подбородка, что может означать появление Святого Лика на христианских иконах, таких как Покров Святой Вероники.
В историческую ночь на «Кри́стис» — аукционный дом в Нью-Йорке, картина Сальватора Мунди, изображающая Христа как «Спасителя мира» ( лат. «Спаситель мира»). Созданная одним из величайших и самых известных художников в истории. Была продана за 450 312 500 долларов / 342 182 751 фунтов стерлингов (включая премию покупателя), став самымой дорогой картиной когда-либо проданной с аукциона.
По словам Уильяма Генри — мифолога-исследователя и телеведущего. Произведение, типично для Леонардо, многие предметы на этой картине имеют более глубокое значение, которое поначалу не очевидно для глаза.
Стеклянный или хрустальный шар в руке Христа
Историки искусства сбиты с толку этим твердым стеклянным шаром. Которому, по их словам, не хватает оптической точности, что заставило их усомниться в подлинности картины. Уолтер Айзексон в своей новой биографии Леонардо да Винчи пишет: «Леонардо не удалось окрасить искажения, которые должны происходить при взгляде через твердый, прозрачный шар на объекты, которые не касаются сферы». Айзексон отмечает, что твердое стекло или кристалл — будь то шар или линза — дает увеличенные и перевернутые изображения. Однако, как замечает Айзексон, Леонардо нарисовал шар, «как если бы это был полый стеклянный пузырь. Который не преломляет и не искажает проходящий через него свет».
Невооруженным глазам, шар кажется ошибкой. Три точки в треугольнике выпрыгивают из изображения, в чем их смысл? Уильям Генри предполагает, что это может быть чинтамани — небесный камень. Чинтамани (драгоценный камень), исполняющий желания как в индуистской, так и в буддийской традициях. В буддизме чинтамани считается одной из четырех реликвий, которые попали в сундук. Упавший с неба во время правления короля Тибета Лха Тотори Ньянцена.
Слева: Леонардо да Винчи, Salvator Mundi. Справа: картина Корё 14 века, на которой Кшитигарбха держит чинтамани. фото: www.look4ward.co.uk
Может быть, да Винчи хотел показать нам, что хрустальный шар, пузырящийся в руке Христа. Является символом источника энергии за пределами человеческого понимания или силы самой Вселенной. Русский художник Николай Рерих, искавший этот камень, сказал, что он пришел из Ориона.
«Поклонение волхвов» — воскрешение запретных древних знаний
Загадочное «Поклонение» Леонардо не закончено и находится в несколько неудовлетворительном состоянии. Пожелтевший лак, покрывающий всю деталь, сильно приглушает яркость форм. Искусствоведы давно подозревали, что позже краску нанесли не руки Леонардо. Темно-коричневые мазки на переднем плане определенно кажутся намного грубее нежных форм прихожан.
Поклонение волхвов — Леонардо да Винчи. фото: www.look4ward.co.uk
Обратите внимание, как Леонардо счел необходимым разработать гораздо более полную архитектурную среду в своих подготовительных набросках. Это поистине замечательное понимание композиционного процесса Леонардо.
Леонардо да Винчи: Поклонение волхвов Линейное перспективное исследование для Поклонения волхвов, серебряное острие, ручка и бистр, усиленные белым цветом на подготовленной земле Леонардо да Винчи, ок. 1481; в Уффици, Флоренция. Alinari / Art Resource, Нью-Йорк. фото: www.britannica.com
Он, кажется, почувствовал необходимость сначала построить храм, прежде чем подвергать его воображаемому разрушению. Некоторые теоретики заговора предполагают, что это подготовительный набросок к его незаконченному «Поклонению волхвов». В котором колонны в неопределенном египетском стиле поднимаются из руин церкви. На основании этого можно предположить, что Леонардо изначально намеревался изобразить воскрешение запретных древних знаний …
«Мона Лиза» содержит скрытый код в ее глазах
Мона Лиза была предметом пристального внимания на протяжении многих лет. Распространено мнение, что эта женщина — Лиза Герардини, жена флорентийского купца. Другие считают, что она была его матерью. Но действительно ли это человек — или даже сам Да Винчи?
Что еще более странно, Национальный комитет Италии по культурному наследию заявил, что в картину было вложено секретное послание. По их словам, да Винчи вставлял в глаза крошечные цифры и буквы.
Мона Лиза. Леонардо да Винчи. фото: www.look4ward.co.uk
Теперь такие буквы можно увидеть только увеличив изображение картины с высоким разрешением. Они невидимы невооруженным глазом. Очевидно, «LV» появляется в правом глазу, в то время как цифры в левом глазу труднее разобрать.
Эксперты сходятся во мнении, что буквы плохо читаются. Так предвидел ли да Винчи развитие технологии увеличения? Или люди просто видят то, что хотят видеть? Сторонники теории заговора отмечают, что да Винчи всю свою жизнь носил картину с собой. Защищал ли он секретное сообщение? Или он просто защищал последний образ своей матери?
«Тайная вечеря» скрывает музыкальную тайну
«Тайная вечеря» да Винчи имела решающее значение для сюжета «Кода да Винчи». И, как и Мона Лиза, картина, по-видимому, скрывает секреты, выходящие за рамки идентичности фигур. В данном случае — партитура. Этот секрет зависит не от цифр, а от булочек / хлебцов на столе.
«Тайная вечеря» скрывает музыкальную тайну. фото: www.look4ward.co.uk
В 2007 году компьютерный техник Джованни Мария Пала заметил, что расположение булочек напоминало музыкальные ноты. Он провел по картине музыкальным «посохом», чтобы узнать, что это за ноты. При воспроизведении слева направо музыка не имеет смысла. Но да Винчи всегда писал справа налево.
Итальянский композитор разгадал код да Винчи. видео: www.ntv.ru
Следуя этой логике, хлеб (и руки апостолов) становятся 40-секундной партитурой!
Алессандро Веццози, директор музея да Винчи в Тоскане, признал, что да Винчи тоже был музыкантом. Пространства на картине служат доказательством того, что булочки и руки должны были действовать как музыкальные ноты. Даже недоброжелатели отмечают, что музыка слишком совершенна, чтобы быть простым совпадением.
Дева в скалах и любопытная пещера
Хотя жизнь Леонардо да Винчи хорошо задокументирована, в ней отсутствуют два года, с 1476 по 1478 год, когда ему было от 24 до 26 лет. Есть некоторые предположения, что он провел это время в изоляции, вероятно, в пещере. Теоретики древних инопланетян предполагают, что у Леонардо, возможно, был мистический опыт. В котором он, возможно, встречался с потусторонними существами. Видел пророческие сны или иным образом получил знания из альтернативной реальности.
Доказательства этому можно найти в его картине «Дева в скалах». На картине изображена встреча младенца Иисуса с младенцем Иоанном Крестителем во время бегства Святого Семейства в Египет. Защитники детей поменялись местами — Мария обнимает Джона рукой, а защитник Иоанна архангел Уриил находится с Иисусом. В апокрифической Книге Еноха Уриил ведет Еноха по Небесам, обучая его секретам вселенной. Да Винчи, возможно, включил Уриила в картину как показатель его гениальности.
Дева в скалах (иногда Мадонна в скалах). фото: www.look4ward.co.uk
Одной из особенностей «Девы в скалах» является каменистая пещера, в которой находится сцена. Да Винчи, возможно, связал свой пещерный опыт с этой картиной.
Помимо роли Леонардо да Винчи в истории как известного художника, ученого и изобретателя. Был ли он еще и хранителем некой обширной тайны, которая будет передаваться через века? Большинство его всемирно известных работ могут содержать скрытые ключи к секретам или запретным знаниям или сообщениям к потомкам.
Секреты, которые Леонардо да Винчи спрятал в своих работах.☺
Чтобы понять, почему на картине «Спаситель мира» Леонардо да Винчи изображение руки в шаре почти не искажается, ученым из Калифорнийского университета в Ирвайне пришлось создать 3D-модель полотна. Только после этого они смогли подтвердить задумку мастера. Это еще раз говорит о таланте да Винчи, который даже без суперсовременных приспособлений умудрялся создавать шедевры, да еще и вкладывать в них столько смыслов, что и по сей день исследователи бьются в догадках.
Ошибка в картине Salvator Mundi («Спаситель мира»)
Если присмотреться к картине, то можно заметить, что сфера в руках у Иисуса прозрачна. А ведь кто, как не Леонардо, изучивший оптику вдоль и поперек, должен был знать, что фон за хрустальной сферой не может быть такой. Он должен увеличиться и стать нечетким. Зачем великий художник допустил такую ошибку, доподлинно не известно.
Манера, которая говорит сама за себя
У Леонардо да Винчи практически нет ни одной работы, где изображенный человек сидел бы в фас или в профиль. Его фигуры всегда обращены к нам вполоборота, будь то ранняя или самая поздняя картина. Леонардо делал это намеренно. Более сложной позой он пытался вдохнуть жизнь в своего героя, придавая фигурам хоть немного динамики. По характерной позе в числе прочего исследователи и определяют, принадлежала ли картина кисти да Винчи или же была выполнена его современником или учеником.
Второстепенные детали, которые значат больше, чем кажется
Мадонна стоит на фоне 2 арочных окон, сквозь которые виднеется пейзаж: голубые горные хребты и небо.
Точно такой же вид открывается из окон трапезной, куда Леонардо поместил персонажей другой своей картины — «Тайная вечеря», что может говорить о связи, которую да Винчи хотел показать между этими двумя событиями.
На платье Мадонны 2 выреза для кормления грудью. Они были аккуратно зашиты. Это видно по разрезу на левой груди. Однако стежки на правой разорваны. Это может говорить о том, что Мадонна планировала отлучить ребенка от груди. Поэтому вырезы за ненадобностью были зашиты. Однако она не устояла перед плачем ребенка и распорола платье.
Дело в том, что примерно с 1300 года знатные дамы в Европе прекратили кормить детей грудью, нанимая кормилиц. Леонардо же мать, скорее всего, кормила грудью. Ведь она была девушкой из низшего сословия, крестьянкой. Но в 5 лет он был разлучен с ней. Знатный отец пожелал видеть своего незаконнорожденного сына рядом с собой. Вероятно, поэтому Леонардо с таким трепетом и выписывает образ матери, милосердной и любящей.
Мнение, которое не всегда совпадало с желанием заказчика
«Мадонна в скалах» — одна из первых живописных работ Леонардо. А еще и одна из самых скандальных. Выполняя заказ монахов, да Винчи полностью отошел от канонов. Герои на картине больше похожи на обычных людей, а не на святых, да еще и находятся не в храме, а в гроте. Дело в том, что на картине изображена сцена, отсутствующая в канонических Евангелиях, но известная по апокрифам. Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, младенец Иисус встретился с Иоанном во время бегства в Египет (Ирод приказал истребить всех младенцев мужского пола), когда Мария, Иосиф и Христос, как и Иоанн с его матерью Елизаветой, скрывались в пустыне.
Концовка, которой можно и не дождаться
Это, пожалуй, один из любимейших трюков мастера. Практически ни одно из его произведений не закончено. Он мог делать пару мазков кистью и отправляться в долины Ломбардии на прогулку, переключиться на создание очередного аппарата.
Все потому, что Леонардо иначе воспринимал время. Среди своих современников он первым стал утверждать, что Земля старше, чем принято думать, а на месте гор когда-то были моря. Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что это по сравнению с возрастом Земли?
Известную всем «Мону Лизу» да Винчи возил за собой до конца жизни, постоянно добавляя что-то к портрету. В общей сложности он рисовал ее 16 лет.
Отсылки к истории, о которой все забыли
На самом деле подобные образы встречаются еще на раннехристианских фресках, в римских катакомбах. До официального признания христианства верующие вынуждены были скрывать свою религию. Пещеры эти вновь открыли как раз при жизни Леонардо да Винчи. Который, вполне возможно, вдохновился, а то и практически полностью перерисовал пару образов.
Так, Дева Мария на одной из стен катакомб очень похожа на Мадонну Литту. А рядом стоит Иоанн Креститель, указующий жест которого подозрительно похож на тот, что изображен на знаменитой картине Леонардо «Иоанн Креститель». Если обе работы поставить рядом, то как раз и получится роспись из римских катакомб.
Факт о «Тайной вечере»
Что может объединять Иуду и Иисуса в данном полотне? Есть притча, согласно которой натурщиком для обоих был один и тот же человек. К сожалению, кто это был точно, до наших дней сведений не дошло.
Однако согласно легенде, да Винчи нашел своего Иисуса в церковном хоре, где тот служил певчим. Позже, когда фреска была почти завершена и для образа Иуды мастер не мог найти никого, Леонардо заметил в канаве очень пьяного мужчину со следами разгульной жизни на лице. Когда да Винчи завершил образ Иуды, натурщик признался, что ему знакомо это изображение и он 3 года назад позировал художнику в качестве Иисуса.
Еще один интересный нюанс данной фрески. Рядом с Иудой лежит опрокинутая солонка. Интересно, что данный факт может быть наглядным примером поверья, что рассыпанная соль к беде. Ведь на полотне изображен момент, когда Иисус говорит о том, что один из собравшихся предаст его.
Ракурс, с которого действительно нужно смотреть на «Тайную вечерю»
Редко кто смотрит на эту фреску с такого ракурса, а ведь именно для этого Леонардо ее и создавал. Он задумывал гармонично вписать свое произведение в окружающую обстановку. Реальное пространство плавно переходит в пространство изображенное. Тени от тарелок и хлеба указывают на то, что Тайная вечеря освещается слева. В помещении как раз окна слева. Посуда и скатерти тоже были написаны такие же, как и в самой трапезной. В итоге создается ощущение, что сидишь ты, ешь, а за соседним столом разворачивается действие «Тайной вечери».
Еще один интересный момент. Чтобы усилить иллюзию, Леонардо замуровал дверь на стене, где должна была появиться фреска. Через эту дверь носили еду из кухни, теперь же монахи были вынуждены обходить. Однако позже дверь вернули, и ноги Христа оказались срезаны новым проемом. Иллюзия оказалась не так важна, как горячая еда.
Кстати, о еде. На столе у апостолов не только хлеб. Вегетарианец да Винчи убрал из меню святых мясо, зато добавил немного близкой своему желудку пищи — внимательные зрители могут рассмотреть на тарелках угря, приготовленного на гриле.
Есть у росписи и другая интересная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серыми или черными, а синими! Это было немыслимо вплоть до середины XIX века, когда цветными тени стали писать импрессионисты. На репродукции это не так отчетливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).
«Мона Лиза», которая, вполне возможно, не та самая «Джоконда», о которой все думают
У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета Джорджо Вазари, современника Леонардо да Винчи:
«Глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека. Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом. Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ. Мона Лиза была очень красива. улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо. »
На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Мона Лиза на картине из Лувра явно старше. Также Вазари говорит о бровях, которых на картине нет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть версия, что они были стерты из-за неудачной чистки картины. Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на портрете из Лувра.
«Мона Лиза» из Прадо — а вот она может под описание подойти. На эту «Мону Лизу» мало обращали внимания до 2012 года. Пока однажды реставраторы не расчистили черный фон. И сюрприз — под темной краской оказалась точная копия заднего плана картины из Лувра.
«Флора» из Эрмитажа, еще одна претендентка на звание истинной «Моны Лизы», под описание подходит гораздо больше. Да и сам автор картины Франциско Мельниц называл ее Джокондой. Хотя есть и довод против — вряд ли муж позволил бы своей супруге позировать с голой грудью.
«Айзелуортская Мона Лиза». Финальный кандидат. Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Была выдвинута версия, что это та самая «Мона Лиза». К тому же она как раз не закончена, задний план лишь намечен.
В этом случае происхождение луврской «Моны Лизы» объясняют тем, что Леонардо писал ее позже и уже для себя, взяв за основу знакомый образ синьоры Джокондо. И действительно, будто одну и ту же женщину изобразили с разницей в 10–15 лет.
Защита, до которой генератору паролей еще расти и расти
Найдено около 7 000 страниц дневников Леонардо, находящихся в разных коллекциях. До XIX века дневники мастера не вызывали должного интереса, и о Леонардо-изобретателе не было известно. А все во многом потому, что даже если бы исследователи разобрались в почерке, то они все равно не поняли бы сути изобретений. Да Винчи специально допускал ошибки в чертежах, чтобы предотвратить, говоря сегодняшним языком, промышленный шпионаж. Вот поэтому многие тайны гения остаются для человечества неразгаданными.
Детали, которые напоминают о родном доме
На картинах Леонардо да Винчи изображены сотни видов растений и деревьев. В записных книжках он описывает трюфели, шелковицу, грецкий орех, крапивницу, чертополох, аконит, полынь. Выросший в сельской местности, Леонардо не упускал случая изобразить на своих работах частичку растительного мира. Даже традиционный промысел его родных мест — плетение корзин из ивы прутовидной (Salix viminalis) — отражен в затейливых переплетениях кос на эскизе головы Леды.
В портрете Джиневры де Бенчи Леонардо да Винчи снова использовал растения. Портрет свидетельствует о чувствах заказчика, венецианского дипломата Бернардо Бембо. Это воплощено в гербе из растений, размещенных на оборотной стороне картины. Ветвь можжевельника, символизирующая Джиневру (ginepro — итал. «можжевельник», игра слов), окружена венком из ветвей лавра и пальмы, которые являются частями герба Бембо.
Центр картины, который на самом деле находится не в центре
«Благовещение»: на этой картине первой деталью, которая привлекает внимание зрителя, является правая рука Марии. Ее плечо кажется вывихнутым, а локоть развернут. На первый взгляд это кажется ошибкой, появившейся из-за непоследовательности молодого Леонардо. Однако это точный выбор художника. Картина находилась в ризнице аббатства Сан-Бартоломео в Монте-Оливето, и Леонардо прекрасно знал, что точка обзора была на пару метров правее и на пару метров ниже. Если мы изменим ракурс, локоть будет идеально выверен с перспективой, как и все линии правой части полотна.
Еще Леонардо написал крылья ангела чрезвычайно реалистично. Впервые в изобразительном искусстве они выглядели так, словно это настоящая пара крыльев настоящей птицы, готовой к полету. Даже выбор деревьев на картине — сосны, вязы и кипарисы — связан с тем, что такими были деревья вокруг монастыря, художник их не придумывал.
А ещё у Леонардо есть «зеркальные картины». Например, если к фрагменту рисунка «Мадонна с младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» подставить зеркало, то можно увидеть еврейского бога Яхве.
Дама с горностаем ли?