Так получается, что память о кумире 50-х, комедийном актере Танате Жайлибекове сейчас поддерживается… российскими телеканалами. На родине же его как-то не жалуют. Мое желание узнать о нем в интернет-архивах казахстанских изданий или хоть что-то увидеть по телевизору наткнулось на полную и непробиваемую пустоту.
Талант по блату не купишь
Сразу предвижу вопрос многих – а кто такой Танат Жайлибеков? И становится грустно от того, что мы не можем сохранить память даже о таких людях. В 50-е годы на него просто обрушилась всесоюзная слава. Сначала в 1955-м на экраны страны вышел фильм “Солдат Иван Бровкин”. Говоря сегодняшним языком, это был комедийный суперхит… Мое сознательное школьное детство пришлось на 70-е годы, поэтому о повсеместном ажиотаже, который вызвала эта картина, я могу судить по различным источникам и рассказам людей, чья хотя бы сознательная школьная жизнь пришлась на середину 50-х. Такое впечатление, что не было тогда в необъятном Союзе человека, который бы не сходил на этот фильм!
Поэтому чему удивляться, что актеры, сыгравшие в “Иване Бровкине”, сразу стали кумирами всей страны. В основном это была молодежь, еще толком не засвеченная в кино. Но актерский ансамбль получился таким ярким, что согрел души миллионам… Сам я с удовольствием смотрю этот фильм и его продолжение “Иван Бровкин на целине” прежде всего из-за игры двух актеров – Михаила Пуговкина и Таната Жайлибекова. Их роли нельзя назвать главными, но без них такого фильма наверняка бы не получилось.
Согласно имеющимся данным это была первая роль Таната в кино. И сразу – на всесоюзном экране. Но не надо думать, что слава взяла и ни с того ни с сего грохнулась на голову казахского парня, которому к началу съемок, возможно, не было и 25 – он родился в 1929 году. То, что это был яркий талант, уверен, ясно всем, кто видел его в этих двух фильмах. К тому времени Жайлибеков окончил в Москве легендарный ГИТИС – Государственный институт театрального искусства. И у меня нет никаких сомнений, что роль Мухтара Абаева в “Иванах Бровкиных” получил не по блату – он эту роль заработал.
Сделано с теплотой
Незатейливый сюжет фильма “Солдат Иван Бровкин” просто фантастически раскрасила игра актеров. Парнишка Ваня Бровкин (актер Леонид Харитонов), говоря сегодняшним языком, полный пофигист, приобрел репутацию законченного “непутевого”. Человеком он стал в армии, куда в те годы не просто стремились – рвались! В армии Ванюша и повстречал будущего самого близкого друга – Мухтара Абаева, которого так ярко сыграл наш Жайлибеков. В продолжении фильма – “Иван Бровкин на целине” – события разворачиваются в оренбургских степях, куда друзья приехали после службы в армии. Конечно, эти фильмы должны были нести в себе пропаганду советского образа жизни. Но это было сделано настолько ненавязчиво, что, как говорится, не подкопаешься. На втором плане – новый истребитель или комбайн-гигант. Но все это не напрягает! В то же время создателям фильма удалось и реализм показать. Так, телевизор – только в доме председателя колхоза. А на столе у простого труженика даже по особым праздничным случаям – пирожки и миска вареных яиц на первом плане. А главное – фильмы получились не заагитированными и невероятно теплыми. Поэтому их и хочется смотреть спустя полвека, хотя и страны такой нет – СССР, и люди другие, и вообще много чего произошло. Фильм получился незабываемым, в этом, конечно, заслуга и Жайлибекова.
Душевный и прикольный
Но вернемся к самой картине. Оба – Бровкин и Абаев – мягко говоря, парни невысокие. Скажем так: метр с кепкой. Однако в отличие от Бровкина Абаев – сразу очень даже путевый. Без колотушки за пазухой, надежный, спортивный… Но главное – человечный, искренний и, конечно же, очень прикольный.
Вообще, никто, возможно, так ярко в 50-е не поспособствовал укреплению привлекательного имиджа просто казахстанца, как актер Жайлибеков. Помимо открытости и душевности его Мухтар Абаев – человек деловой. Кто первый построил дом в поселке? Он. Кто вкалывает на работе от и до? Снова он! А кто самый технически продвинутый? Абаев! Только он в фильме увлекается фотоделом. А кто положил глаз на самую красивую девушку? Впрочем, этот вопрос можно не задавать – понятно, что это Абаев… А еще в фильме есть неподражаемая мимика Таната Жайлибекова, жесты и интонации речи. Шуткам и приколам своего героя актер придал неповторимое звучание. Эти фразы пошли гулять по стране, стали крылатыми.
Достоин, чтобы помнили
Наверное, жизнь после “Иванов Бровкиных” сложилась у Жайлибекова не совсем так, как он хотел. Жаль, что во всесоюзном масштабе ни один режиссер так и не попытался взять в свои козыри его комедийный дар. Да и на киностудии “Казахфильм” он не был сильно востребован. В большинстве картин, в которые приглашался Жайлибеков, ему доставались только эпизоды. А где-то даже фамилии нет в титрах… Из того, что удалось все-таки прочитать об этом актере, это то, что он работал в Казахском государственном академическом театре драмы имени М. Ауэзова, был одним из основателей популярных телепрограмм “Тамаша” и “Кымызхана”… Не стало актера 27 июля 1989 года, на десятые сутки после перенесенной операции.
Если вы увидите в программе фильмы “Солдат Иван Бровкин” или “Иван Бровкин на целине”, забудьте о суете, посмотрите, как играл один из первых казахстанских актеров, ставших известными всему Советскому Союзу. Танат Жайлибеков достоин того, чтобы его помнили. Таких людей нельзя предавать забвению.
Фильмы и судьбы: какое отношение имеет Казахстан к легендам советского кино
Кто бы мог подумать, но легендарный фильм “17 мгновений весны” имеет прямое отношение к Казахстану: одну из главных ролей исполнила актриса, долгие годы прозябавшая на “Казахфильме”. А
наша первая женщина-режиссер успешно работала на “Мосфильме”, но не нашла себя на национальной киностудии.
В Москву, в Москву…
Многие казахстанские актеры сегодня востребованы в российском кино и театре. Сергей Погосян, к примеру, много снимается в сериалах. Линда Нигматулина и Алексей Шемес – тоже. До этого Владимир Толоконников, Дарига Тналина, Нурмухан Жантурин, Ментай Утепбергенов, Санжар Мади (он, кстати, успешно заявил себя сегодня и в Америке тоже). Список можно продолжать и продолжать. Все эти имена есть в увидевшей недавно свет четырехтомной энциклопедии “Актеры отечественного кино”, где около сотни статей посвящены казахстанцам.
Авторы – составители энциклопедии – два энтузиаста. Математик, преподаватель одного из московских университетов Марина Кравченко и историк кино Алексей Тремасов.
– Обычно работу над такими энциклопедиями ведут целые институты, а тут два человека, – говорит хорошо знакомый с Тремасовым казахстанский журналист Сергей ЛЕСКОВСКИЙ. – На презентации первого тома я спросил у Алексея, почему они не пишут о личной жизни актеров? Ведь тираж в этом случае был бы больше. Он сказал, что идти по академическим канонам энциклопедических изданий (родился, учился, место работы и фильмография) – его принципиальная позиция.
Зато, как обратили внимание знатоки кино, фильмография в энциклопедии очень полная и точная. Упомянуты даже крохотные эпизодические роли, в которых задействованы актеры. Например, Ольга Сошникова (та самая Барбара из “17 мгновений весны”) с 1975 по 1987 год числилась в штате “Казахфильма”, сыграла маленькие роли в “Балконе”, в “Чокане Валиханове”. Или Владимир Еремин. Он тоже свою кинематографическую деятельность начинал на ‘Казахфильме”. Снялся в фильмах “Моя любовь на третьем курсе” и в “Погоне в степи”. Потом уехал в Питер, а оттуда уже в Москву.
О своем кинодебюте в фильме Абдуллы Карсакбаева “Погоня в степи” Владимир вспоминает, как о фантастическом приключении:
– Карсакбаев был плоть от плоти, кровь от крови сыном своего народа, и нес он свой профессиональный крест истово, честно и страстно. Картины он творил настолько вдохновенно и яростно, что было чувство – вот-вот сгорит, тем более ощущения пышущего здоровьем человека от него не исходило. В “Погоне в степи” мы снимали какой-то кадр, где несколько всадников, среди которых был и я, должны были скакать слева от камеры, но перед тем как оказаться рядом с ней, чуть-чуть отпрянуть в сторону. Расплата за талант: снимавший в «голливудском стиле» казахский режиссер умер в нищете
Взаимоотношения с джигитовкой у меня ограничивались несколькими днями подготовки, сидел я в седле в отличие от казахов, рожденных на лошади, чудовищным образом.
В общем, был похож на мешок. С чем? Пусть каждый домысливает сам. На четвертый или пятый день джигитовки у меня болело все, что только может болеть у человека, я проклинал тот день и час, когда согласился на роль. При этом понимал, что самое серьезное испытание ждет меня впереди. И, конечно же, не ошибся…
И вот съемка. Четверо моих коллег умелым взмахом камчи пускают своих лошадей в галоп, моя лошадь (видимо, за компанию) мчится туда же, куда и все. Но, перед тем как сделать финальный ход чуть-чуть вправо, надо было взмахнуть возле глаз лошади камчой. “Это чтобы она пошла быстрее”, – учили меня.
Подскакиваю, делаю заветное движение камчой, и. лошадь прыгает на камеру. Дальше пошла речь, которую я не могу привести полностью.
“Трам-тарам-тарам, ты, такой-сякой, давай быстрее, у нас пленка заканчивается”, – разрывался от гнева режиссер. Я, естественно, в жутком расстройстве. Второй заход – снова подлетаю на полном скаку к нужному месту, снова взмах камчи – и опять лошадь прыгает на камеру. То же самое происходит и в третий раз, после чего режиссер швырнул мегафон на землю и, взявшись за голову, ушел в степь. А я стоял с ощущением, что это такой позор, который пережить невозможно. Мне хотелось покончить с собой, с горя я чуть не упал с седла.
Потом ко мне подошел какой-то человек, не помню кто, он сказал, что я не виноват, лошадь слепа на один глаз, поэтому и прыгает на камеру.
Действительно, когда ее поменяли, всё получилось с первого раза. Вечером, когда мы сидели у костра, подошел режиссер, взял меня за плечи, повел в степь, где принес мне, дебютанту в кино, слова извинения.
Лола Ашрапова, легендарная девушка-джигит из одноименной комедии, тоже живет в Москве.
– Когда я спросил Алексея Тремасова, как он пришел к тому, чтобы не ограничивать энциклопедию только российским кино, тот ответил, что честь и славу советского кино составляли актеры многонациональной страны, – продолжает Сергей Лесковский. – Поэтому и решено было назвать энциклопедию “Актеры отечественного кино” и включить в нее актеров братских республик бывшего Союза. Более того, в свой четырехтомник они включили актеров из других стран, которые как бы прописались в постсоветском кино. Там есть, к примеру, финн Вилле Хаапасало (“Особенности национальной охоты”, “Кукушка”), более известный в России, чем у себя на родине.
А Казахстан вообще представлен сотней актеров, начиная от патриархов Елюбая Умурзакова, Серке Кожамкулова, Нурмухана Жантурина, Риммы Кабдалиевой, Мухтара Бахтыгереева и заканчивая теми, кто активно снимается в кино сегодня.
У некоторых актеров из нашей страны я не просто брал интервью когда-то, а пытался даже принимать пусть и минимальное, но участие в их судьбе. С Риммой Кабдалиевой была такая история. Она много снималась за пределами Казахстана и даже подумывала закрепиться в Москве. Но в начале 80-х работала в украинской ленте “Высокий перевал”. Очень подружилась с режиссером Владимиром Денисенко и его женой Натальей Наум. Они посоветовали ей строить карьеру там, где она родилась. И Римма вернулась в Алма-Ату, полная надежд, но они, увы, не сбылись: ее просто перестали приглашать.
Поскольку мы с ней были немного знакомы, я ей как-то предложил попробовать себя в журналистике. Рассказать, например, о тех коллегах, с которыми ей приходилось работать. И она написала для “Ленинской смены”, где я был тогда редактором, эссе. И актриса, вспоминая работу на одной площадке с Саги Ашимовым, Николаем Олялиным и многими другими яркими актерами, сделала это. Тираж у газеты в те времена был огромный, и когда материал вышел, то его заметили на “Казахфильме”, а актрису после 16 лет простоя пригласили на роль матери в фильме “Три брата” Серика Апрымова. И всё. Больше в кино ее не звали. А вообще она снялась в двух десятках фильмов. В Казахстане самой знаменитой ее ролью стала Каракатын из “Крови и пота” Азербайжана Мамбетова. У нее типаж не лирической героини, а простой казахской женщины. Когда я смотрел “Балкон”, то удивился, что ее там нет. Она бы так органично могла вписаться в многоликую толпу.
Нетипичные таланты
А вот какую историю рассказал Сергей Лесковский про совсем недавно ушедшую из жизни (ее не стало 5 ноября) красавицу-актрису Раису Мухамедьярову.
– Однажды, когда я пришел в казахский ТЮЗ брать интервью у Амины Умурзаковой, то, увидев ее портрет на актерском стенде, спросил: почему же Раиса перестала появляться в кино? На что Амина-апай ответила: “Раечка очень талантлива, но у нее пикантная красота”.
Раиса Мажитовна и в самом деле обладала нездешней, не советской красотой. Экранизации на историческую или классическую тему в то время почти не делали, а на роль тружениц заводов, фабрик и колхозных полей она не подходила.
С этой актрисой у меня связан один забавный случай. Когда я работал собкором “Ленинской смены” в Восточном Казахстане, там проходили съемки “Человека-оленя” по одноименной повести Оралхана Бокеева. Однажды вечером мы с приятелем наткнулись на ярко освещенный торговый киоск. За прилавком стояла она, Раиса! Приятель, не заметив софитов и не узнав актрису, радостно встрепенулся: “Смотри, какая красоточка!”.
Есть в энциклопедии Алексея Тремасова и Марины Кравченко и Танат Жайлибеков. В 50-е годы он был популярен и любим народом, сыграв в двух комедиях о Иване Бровкине и парикмахера в “Нашем милом докторе”. Потом о нем забыли, почти не снимали, ничего не писали, интервью не брали, а окончил ведь ГИТИС и работал в Ауэзовском театре. Прожил он всего 60 лет.
Не забыл Алексей Тремасов и Розу Исмаилову, младшую сестру знаменитой художницы Гульфайрус Исмаиловой. В “Нашем милом докторе” она сыграла веселую жизнерадостную главную героиню, уговаривающую всех организовать праздник для доктора. В Казахстане о ней вообще не пишут. Наверное, потому что, выйдя замуж, Роза уехала в Ташкент, где снималась на “Узбекфильме”.
Со страниц энциклопедии смотрят на нас ее партнеры по той картине. Замечательный актер Театра имени Лермонтова Юрий Померанцев, Евгений Попов, сыгравший в паре с Рахией Койчубаевой милиционера. Что касается Рахии: абсолютно недооцененная актриса, для которой надо было бы писать отдельные сценарии. После “Нашего милого доктора” она сыграла в фильме “Мальчик мой” сумасшедшую мамашу, чей сын влюбился в героиню Раисы Мухамедьяровой. И всё – кажется, на этом ее кинокарьера закончилась. А жаль…
Дань памяти Алексей отдал и первому казахскому кинорежиссеру-женщине Дариге Тналиной, персонажу, совершенно уникальному для “Казахфильма”, чья жизнь – сплошная трагедия. Все тюбетейки Шакена Айманова: почему знаменитый режиссер не снимал «по блату» в своем кино даже брата
О ней следовало бы снять отдельный фильм. Она успешно делала карьеру на “Мосфильме”, но потом ради сына, который рос в семье сестры, вернулась в Казахстан.
Фрагмент из интервью с Даригой Тналиной:
“Приезжаю в Вишневку (поселок в Акмолинской области. – Ред.), а сын меня почти не знает. Он считал, что я его бросила. И слышать, говорит, не хочу про твою Москву. Если и поеду куда-то, то только в Алма-Ату и только с друзьями – Геркой и Лёнькой. Сын поступил в политехнический, а мне пришлось бросить в Москве всё – друзей, работу, квартиру – и с повинной головой идти на “Казахфильм”. Здесь меня приняли даже не прохладно – очень плохо. Ни одна из моих режиссерских задумок не воплотилась в жизнь. Чухрай (Григорий Чухрай – режиссер, народный артист СССР) и Кулиджанов (Лев Кулиджанов – актер, режиссер, народный артист СССР) в один из своих приездов в Алма-Ату упрекали: неужели тебя заела трехкомнатная квартира? Но я не могла оставить сына. Решила для себя: сделаю из парня настоящего человека.
Творческая судьба моя на родине не сложилась. У меня ведь характер – не сахар, и жизнь, следовательно, не мед. После работы в Москве я увидела, что актеры здесь не работают над собой. Чтобы разбудить в них эмоции, я громко ругалась на съемочной площадке. Делая так, я подражала Ивану Александровичу Пырьеву. Он говорил, что, доведя актеров до белого каления, потом лепит из них желаемые образы. Я хотела повторить то же самое со своими казахами, но не получилось. Они протестовали, а я уходила с площадки неудовлетворенной”.
– Энциклопедию “Биографии актеров отечественного кино” не мешало бы иметь хотя бы ведущим библиотекам нашей страны, – считает Сергей Лесковский. – Особенно если учесть, что представленная там история казахского художественного кино начиналась в киностудии “Ленфильм” с фильма “Амангельды”. Кстати, в ней часто упоминается ЦОКС – Центральная объединенная киностудия, работавшая в годы Великой Отечественной в Алма-Ате. И это тоже дань памяти корифеям кино, работавшим в кинодержаве под названием – Советский Союз.
На радость поклонникам, нередко случается так, что трудящиеся над тем или иным популярным проектом за кадром выходят из тени. Эмир Кашоков, стоявший у истоков ютьюб-шоу «Что было дальше?», в 2021-м стал одним из его главных действующих лиц. Жаннат Керимбаев, выступавший в качестве сценариста «Отеля ‟Элеон”» и «Гранда», в 2017-м присоединился к актерскому составу первого сериала в роли племянника Айнуры Кененсаровой, а на следующий год — второго.
Детство и юность
28 апреля 1983-го во Фрунзе певец и композитор Асанкалый Керимбаев принимал поздравления с пополнением в семействе: любимая супруга подарила ему сына Жанната.
Музыкант родился 7 февраля 1950-го в селе Иринжит Аксыйского района Джалал-Абадской области Киргизской ССР. Детство будущей знаменитости прошло в Узбекистане вместе с матерью, двумя братьями и сестрой — отец, Исакжан, умер, когда ребенку исполнилось всего два месяца. Возвращение на родину состоялось через 8 лет.
В городе Токтогуле мальчик пошел в школу, с 6-7 класса под влиянием земляка Рыспая Абдыкадырова увлекшись искусством, а по ее окончании устроился в районный народный театр. Выпустившись из Университета культуры и искусств имени Бюбюсары Бейшеналиевой, юноша служил в Токтогульском национальном и Киргизском драматическом театрах, Государственном комитете по телевидению и радиовещанию.
Известность к исполнителю, прославившемуся и виртуозным владением аккордеона, пришла в 70-е, однако звание народного артиста он получил только в 1996-м, за три года до кончины. Лауреата международной премии имени Чингиза Айтматова и победителя Всесоюзного фестиваля народного творчества и ряда национальных конкурсов не стало 10 декабря 1999-го.
Наследник также выбрал делом жизни творчество. В студенческие годы молодой человек играл в КВН, выступая за «Знак качества» Киргизско-Российского Славянского университета (позднее — «Народный стиль») вместе с Эльдияром Кененсаровым, Василием Куценко и Сергеем Душимовым.
Кавээнщики, объединившиеся в «Сборную КВН Кыргызстана», в 2005 году покорили Центральную Уральскую лигу. На следующий год по итогам Сочинского фестиваля они попали в Первую лигу, однако выбыли на стадии 1/8 финала. В этом же сезоне по приглашению команды КБТУ из Алматы парни приняли участие в Евролиге, прошедшей в Минске. В 2007-м результаты «Голосящего КиВиНа» позволили единомышленникам пробиться в Премьер-лигу и дойти до полуфинала.
«Фишкой» коллектива являлся не только Кененсаров в образе гопника Бакыта, обращавшегося к воображаемому человеку в зале: «Э, Санжар, э!», но и пародии Керимбаева на Сангаджи Тарбаева и Александра Маслякова — старшего. В роли последнего юморист открыл гала-концерт в Сочи в 2008-м.
Юмор и фильмы
В 2008-м команда КБТУ вновь добралась до Премьер-лиги, а Куценко, Керимбаев и Кененсаров ушли в проект «Цвет нации» на СТС. Жаннат, имевший отношение к Yellow, Black and White Group, успел поработать на КТРК в прямом эфире и стать частью творческого объединения KG Club, в 2010 году запустившего скетчком «Большие люди».
В Москве сын киргизского музыканта, дважды в год исправно наведывавшийся на родину, успешно занимался созданием сценариев для шоу «Даешь молодежь!» и «6 кадров», сериалов «Кухня», «Отель ‟Элеон”» и «Гранд»:
«В Москве не все хотели сдавать мне квартиру, потому что я не титульной нации. Но хороших людей больше. Если бы я остался в Бишкеке, то, наверное, снимал бы кино или сериалы, как это делают мои друзья. Меня многие спрашивают: ‟Ты откуда?”, и я с гордостью отвечаю: ‟Из Фрунзе, ныне Бишкека”. Многие знают про Кыргызстан».