тамерлан курбанов пианист биография
Тамерлан курбанов пианист биография
Чебоксарское музыкальное училище им. Ф. Павлова запись закреплена
В этом году 3 февраля исполняется 15 лет со дня кончины блестящего российского пианиста Тамерлана Курбанова.
Когда творческий путь гения безвременно обрывается – это бросает особый свет на всю его жизнь. Она кажется еще более яркой, более уникальной, более трагичной. Игру великого пианиста целых 5 лет – теперь это воспринимается как роскошь – можно было услышать в концертных залах Казани, где он учился в аспирантуре, Махачкалы, где окончил консерваторию, Москвы, где выступал в Большом зале Московской государственной консерватории и получал стипендию из фонда Николая Петрова, который пригласил Тамерлана на концерт «Кремль музыкальный». Игра Тамерлана звучала в Париже, Лионе, Авиньоне.
Трудно описать словами то, что он творил за роялем. Его талант заставлял восторженно аплодировать ему даже людей далёких от музыкального искусства. Пианист буквально околдовывал слушателей своими феноменальными способностями.
Уже 15 лет Тамерлана нет с нами. Он ушёл из жизни, не дожив до 35 лет. Приговорённый к медленному угасанию Тамерлан Курбанов всё равно оставался Пианистом.
Сегодня мы отдаем дань памяти этого необыкновенного музыканта и публикуем концерт, прошедший в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф. П. Павлова в июне 2000 года.
Тамерлан курбанов пианист биография
Хан Мирзаханович Баширов
«Пускай все кинжалы на свете
Игра твоя сейчас примирит.
Пусть щедрым сделает жадных
Ее зажигательный ритм!»
Это четверостишие великого поэта Расула Гамзатова посвящено народному артисту Дагестана, заслуженному деятелю искусств России, пианисту Хану Мирзахановичу Баширову.
Когда в 1973 году в мой класс специального фортепиано был зачислен первокурсник Хан Баширов, было ясно, что природа одарила этого человека пианистическими «звучащими» руками, приспособленными к роялю, тонким музыкальным слухом и цепкой памятью. В процессе занятий он показал умение владеть собою на сцене, концентрировать свою творческую волю, погружаться в исполняемое сочинение. Конечно, поначалу в его игре превалировали эмоции, захлестывал темперамент «настоящего джигита». Не все стили в музыке были ему подвластны, и, чтобы стать профессионалом, молодому пианисту надо было неустанно совершенствовать академические параметры исполнительства. По упорству, целеустремленности в освоении избранной профессии Хану в классе не было равных. И он не боялся заявить о себе как исполнитель. На IV курсе взял и поехал на конкурс в Болгарию и привез приз – «Серебряный самовар». Он был настоящим трудоголиком не только по специальности, но и по всем предметам вузовского курса. За умение учиться Хана ценили и уважали в консерватории. К тому же он и во время летних «трудовых семестров» по-ударному работал в студенческом стройотряде «Орфей». И тогда же как пианист участвовал в конкурсах студенческих агитбригад, за что не раз награждался почетными грамотами штаба Астраханского областного студенческого стройотряда.
Многое в его судьбе, в восхождении к вершинам творчества было предопределено атмосферой в семье. Он родился 1 января 1954 г. в Махачкале. Отец, Мирзахан Баширов, известный танцор, долгие годы возглавлял Государственный ансамбль песни и танца Дагестана. Родная тетя – знаменитая певица Исбат Баталбекова, была народной артисткой РСФСР, лауреатом Сталинской премии. По воспоминаниям самого Хана Мирзахановича, в доме всегда звучала музыка, а встречи с композиторами Г.Гасановым, Н.Дагировым, М.Кажлаевым, В.Мурадели, А.Новиковым, бывавшими у них в гостях, оставили яркие впечатления в его детской памяти.
После окончания в 1978 году Астраханской консерватории Баширов не ограничился музыкальным образованием. Стремясь к познанию неизведанного, постоянно самосовершенствуясь, он закончил Дагестанский государственный университет по специальности «История». И это помогло ему не только расширить кругозор, но и понимать сложные общественно-политические процессы. Однако, получив второе высшее образование, Хан Мирзаханович остался верен своей музыкантской профессии, увлеченно занимаясь исполнительством и педагогикой. В 1988 г. он участвовал в Международном конкурсе «Радио-Прага», включив в свою программу цикл драматических прелюдий М.Кажлаева «Созидание», «Плач», «Протест», и занял II место.
В свое время Т.Н. Хренников сказал о нем: «Пианист Баширов – из плеяды музыкантов, чье творческое кредо – просветительство, демократизм общения с самой разной по составу публикой, в чьем таланте заложены внутренняя сила и волевое начало, темперамент и размах, глубина и серьезность интерпретации. Репертуар его велик и разнообразен, но его ядро – произведения дагестанских композиторов». Фортепианную музыку композиторов Дагестана – М.Кажлаева, Н.Дагирова, М.Гусейнова, М.Касумова, К.Шамасова, В.Шаулова – Хан Баширов исполнял и продолжает играть поныне, осуществив ряд фондовых записей на республиканском и Российском телевидении.
Нельзя не вспомнить и об активном участии Х.М. Баширова как председателя республиканского Союза музыкантов в организации концертов из сочинений композиторов Дагестана в большом зале Астраханской консерватории. Особенно запомнились авторские вечера народного артиста СССР Мурада Кажлаева, подготовленные астраханскими музыкантами: в 2000 году – с участием симфонического оркестра, хора, большого числа солистов – певцов и инструменталистов консерватории; в 2011 – силами певцов и инструменталистов (исполнялась камерная, преимущественно фортепианная, музыка).
Многолетний вклад Х.М. Баширова в области исполнительства, педагогики и общественно-просветительской деятельности отмечался неоднократно. В 1990 ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Дагестана, в 1997 – народного артиста Дагестана; в 2008 –звание заслуженного деятеля искусств России. Его педагогическая деятельность отмечена знаками «Отличник народного образования», «Почетный работник общего образования Республики Дагестан». Решением Ученого совета Дагестанского государственного Университета он был избран «Почетным профессором». В 2002 СМИ Республики Дагестан назвали Хана Баширова «Человеком года». А в 2014 он был награжден орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан» и нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За вклад в российскую культуру».
Хан Баширов – лауреат различных премий. В 1986 году ему присуждена премия Ленинского комсомола Республики Дагестан. Он – дважды лауреат Государственной премия РД (в 1993 и 2007). В 2008 получил премию Фонда Гаджи Махачева. В 2013 был удостоен Государственной премии Правительства РФ – за подготовку и проведение детского фестиваля народного творчества «На родном Кавказе мирно жить». Эту премию Баширову вручали 5 февраля 2014 в Доме Правительства РФ, в числе таких знаковых личностей в музыкальном искусстве России, как Т.Синявская, И.Бэлза, Г.Гладков, Н.Сличенко. В Правительственной телеграмме Главы республики Дагестан Рамазана Абдулатипова, адресованной Хану Баширову, было написано: «Признание Ваших заслуг руководством страны подтверждает важность проводимой Вами работы по формированию эстетических, нравственных и патриотических идеалов у подрастающего поколения дагестанцев. Выражаю искреннюю признательность и глубокую благодарность за Ваш личный пример патриотизма высокого служения народу Дагестана. Желаю Вам здоровья, благополучия, новых успехов и достижений в профессиональной деятельности».
Нельзя не сказать, что Премию Правительства России (как и ранее полученные им премии) Хан Мирзаханович полностью перечислил на благотворительные цели. В этом проявилось его жизненное кредо: служить милосердию, миру и музыке. Участие пианиста Баширова в концертах дагестанских музыкантов в «горячих точках» Карабаха, Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, Чечни, Ингушетии, в пострадавших от терактов Буденовске, Кизляре, Беслане, от катастрофического наводнения в Крымске – все это свидетельство его патриотической и миротворческой миссии. Много сил музыкант-подвижник отдает просветительской деятельности среди подрастающего поколения; он частый гость у ветеранов, воинов-афганцев, беженцев. Недаром поэт Расул Гамзатов называл его «Ханом музыки – Баширом любви».
Как говорится, «талантливый человек – талантлив во всем». Х.М. Баширов – автор рассказов «Музыка», «Волшебные пальцы», «Мечта», «Рояль», «После разлуки» и других. Неожиданно для всех он раскрылся как киноактер: снимался в художественных фильмах «Похождение графа Невзорова», «Сказание о храбром Хочбаре», «Шамиль», «Платон», а в фильме «Тайна рукописи Корана» сыграл главную роль.
Нужно сказать, что несмотря на высокие профессиональные достижения, Хан Мирзаханович остается скромным, деликатным, благодарным человеком. Он всегда подчеркивает, что его творческая жизнь состоялась благодаря основательной учебе в Астраханской консерватории.
В 1990-е, к юбилею выдающегося дагестанского поэта вышла книга-буклет «70 лет. Расул Гамзатов». Хан Баширов подарил мне это издание с дарственной надписью самого Расула Гамзатовича: «Уважаемая Людмила Андреевна, с наилучшими пожеланиями. Спасибо за Ханчика!».
Несомненно, гамзатовское «спасибо за Ханчика» – слова благодарности всему коллективу Астраханской государственной консерватории.
Л.А. Круглова
заслуженный работник Высшей школы РФ,
заслуженный работник культуры Калмыкии,
профессор кафедры специального фортепиано АГК
Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия
Главная лента
Тамерлану Курбанову исполнилось бы 40 лет
Раздел: Личности
5 августа нашему земляку Тамерлану Курбанову, выдающемуся лезгинскому музыканту, входившему в десятку лучших пианистов мира, исполнилось бы 40 лет. К сожалению, он слишком рано покинул нас. С разрешения семьи – мамы и сестры – Тамерлана, публикуем письмо дипломанта множества конкурсов Ольги Шарыкиной.
Здравствуйте, дорогие Маида Джамиевна и Хадижа!
До сих пор не могу прийти в себя от этого горя, которое так нежданно-негаданно свалилось на вас, на всех нас. Ночью просыпаюсь от мысли, что его нет, и поскорее хочется забыться сном, чтобы не чувствовать, не понимать, не осознавать, т.к. осознать эту потерю слишком страшно, слишком больно.
Какая трагическая судьба, и какая потеря для страны! Для всей нашей музыкальной общественности! Если бы это знали и понимали в полной мере наши руководители! Сколько бы всего он смог сыграть на радость и восторг всех нас! Да, он дарил людям искренний восторг, незамутненную радость от их соприкосновения с чудом человеческого гения, с чудом его пианизма и творчества за роялем и – в конечном итоге – с чудом музыки, ее красоты и истины.
Земля рождает подобных Тамерлану раз в 100 лет, а, может быть, и реже. Читая высказывания современников в истории фортепианного исполнительства, так и хочется провести аналогию: Лист – Горовиц – Т. Курбанов безо всякой натяжки. Невыносимо жаль, что его не успел услышать весь мир. Он, действительно, по своей сути был человеком мира, жил свободно, сообразно своей совести, как чувствовал и как мыслил. И занимался тем, чем хотел заниматься.
Его раритетно-штучную натуру нельзя было вставлять в рамки общеусредненных величин. Он понимал суть жизни так, как мы не можем понять и через несколько жизней. Он был аристократом по духу и демократом по поведению. И этим он был притягателен для всех нас. Он был из нас, из нашей среды, такой же, как все мы музыканты, и в то же время – не такой. Высказываясь, порой, парадоксально, не понятно для окружающих, вызывая недоумение, он, как оказывается в конечном итоге – был прав. Скорбная участь почти всех гениев – быть не понятыми при жизни.
Его природный аристократизм и обостренное чувство справедливости не позволяли ему приспосабливаться, крутиться, подстраиваться, заглядывать в глазки, пресмыкаться и заискивать перед кем бы то ни было, даже перед Петровым. И это не гордыня, как возможно, кто-то скажет. Он жил, как чувствовал, как понимал, соответственно своему, не чужому «я», имея мужество для этого, никому не делая вреда, принимая все гонения на себя, он был выше этих гонений.
Не удивительно, что такого человека Бог призвал к себе. Тамерлан озарил нас своим благодатным, незабвенным светом и улетел в иной, не ведомый нам мир.
Теперь то, что мы слышали его игру, воспринимается как роскошь. Об этом было написано в некрологе из Казани, который появился в интернете сразу же 3 февраля 2005г. Читала его и плакала. Поистине: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Никогда не забуду как мы садились на поезд в Свияжске, когда Тамерлан ехал назад после концерта. Тоже было сумасшествие. Поезд должен был стоять всего 2 минуты, и нужно было перебежать по мосту 12 путей, чтобы успеть, т.к. объявили поздно, уже поезд был на подходе. Тамерлан взвалил чемодан себе на плечо, мне не дал, и мы бежали, как только хватило сил. Он еле успел заскочить в вагон, я подала ему сумку – и поезд тронулся. Мы только успели улыбнуться и помахать друг другу на прощанье. Теперь понимаешь, что его лицо и глаза тогда я видела в последний раз. Бедный мальчик! Память о нем будет незабвенна!
Да, утрата велика для всех нас, для всего нашего искусства, для всей страны. И как горько до слез, что этого не понимают наши правители. Невозможно достучаться до их мозгов и сердец. Какая трагическая несправедливость, что Тамерлан, с которым рядом и поставить- то некого, был обделен всем. Из всех пианистов, сейчас играющих у нас, рядом поставить некого ни по звуку, ни по технике, ни по страсти. И кто это понимает со всей ясностью и трагизмом?! Они играют, а Тамерлана нет.
Единственное сейчас утешение- это думать, он призван Богом, что он избранник Божий, что ему там хорошо, что там он найдет покой и счастье, о котором мечтал. А для меня утешением все это время являются его записи, которые я слушаю постоянно.
На первой кассете с концерта в училище 28 апреля 2000 г его лицо было еще юношески округленным, не таким заостренно-худым и изможденным, когда он играл в Кремле 9 апреля 2003 г. Все-таки, видимо, болезнь давала о себе знать, подтачивая его постепенно.
В училище 28 апреля 2000 г его концерт длился почти 2 часа. Тогда у него, как потом выяснилось, была температура. Но, откуда только силы были так играть, с такой легкостью, как будто это для него ничего не стоило! Я помню игру Рихтера, когда он приезжал к нам единственный раз в 1989 г. Тогда сложнейшие вариации Брамса, которые он играл в 2-х вариациях (обе тетради)- он играл вот с таким же ощущением легкости. Только после игры гениев возникает это ощущение легкости и полета. Их искусство за гранью человеческих возможностей.
А гении, как правило, уходят рано. С Моцарта можно было бы начать длинный список имен, в который сейчас вошло имя гениального пианиста из далекой Махачкалы Тамерлана Курбанова.
Дорогая Маида Джамиевна! Я представляю, что Вы пережили, когда он уходил, а Вы стояли рядом, не в силах помочь. Это страшно. Вы удивительная мать, достойная особых слов почитания. Я восхищаюсь и преклоняюсь перед Вами, Вашим мужеством, преданностью и самоотверженностью. Вы были его авторитетом, его ангелом-хранителем. В Вас он находил поддержку и понимание и только Вам был по-настоящему предан. Вам и музыке.
Вы были с ним с первой минуты его появления на свет и до последнего часа, когда его душа ушла в иной мир. Слава Богу, что Тамерлан не был обделен женской любовью, у него было все: любовь матери, любовь жены и любовь сестры.
Я никогда не забуду ни Тамерлана, ни Вас. Я счастлива, что Бог подарил мне встречу с Тамерланом, дал услышать его игру, все 3 концерта, которые теперь станут историей и роскошью, дарованной не каждому. В училище некоторые преподаватели (не пианисты) тоже, как и я благодарят Бога за то, что слышали все три концерта. А те, кто не был на этих концертах – завидуют и сокрушенно вздыхают.
Дорогая Маида Джамиевна! Я еще раз выражаю Вам, Хадиже свое самое глубочайшее соболезнование по поводу кончины Вашего несравненного сына и брата. Потеря для всех нас невосполнима, горе и скорбь необъятны.
Также хочу выразить слова самого искреннего сочувствия Елене, жене Тамерлана, которая преданно любила его и много выстрадала вместе с Вами.
Как же внезапно нас всех застала его кончина! Я так толком ничего для него сделала, не успела сделать. Виню себя за это. Все время после Вашего скорбного известия, каждый день, каждый час мысленно я была с Вами. Но я долго ничего не могла писать. Ничего в душе не было, кроме тяжкого бессилия, отупения и пустоты. Конечно, жизнь идет своим чередом, автоматически приходится что-то делать, говорить, жить, но что в душе у каждого – никто не знает. Тяжко было осознать суть происходящего. Особенно после того, что было достигнуто, уже наметились планы на будущее.
Простите меня за то, что не получилось у меня в то время поддержать его материально. Это все наше полунищенское, крохоборствующее состояние, не позволяющее нам быть щедрыми тогда, когда хочется и когда нужно. Считаем копейки от зарплаты до зарплаты, жадничаем, выгадываем каждый рубль, чтобы что-то купить. И так все! Стыдно, ужас. Но что поделать! Утешает мысль, что так живут многие сейчас. Вы просто героически доставали деньги для него, долгу у Вас наверное.
Теперь, моя помощь, может быть полезна только для Вас хоть в какой-то мизерной степени. Посылаю Вам небольшие деньги, может быть, они Вам будут кстати. Простите, что поздно.
Я знаю, что нет таких слов утешения, которые могли бы заглушить ту боль и скорбь, которые настигли Вас в жизни. Единственно, что мне хочется сказать Вам, что у Вас, к счастью, есть Хадижа, и ей Вы тоже очень нужны. Вы должны жить ради нее.
А память о Тамерлане, необыкновенном, выдающемся пианисте из Дагестана навсегда останется в сердцах, умах и ушах тех, кто его знал и слышал. Память эта всегда будет светлой, неподдельной, искренней, восхищенной, сколько бы времени ни прошло.
Забыть это не возможно!
Никогда не думала, что придется писать это нескончаемое скорбное письмо. Да вот пришлось. Вы, наверное, устали читать его. Заканчиваю.
Чья-то талантливая игра даёт импульс творить самому
Тамерлану Курбанову прочили мировую славу – так уникален был его талант и гениальна игра на фортепиано
Он окончил Махачкалинское музыкальное училище, а затем поступил в Астраханскую государственную консерваторию. Среди выпускников своего потока Тамерлан был единственным, кому была присвоена квалификация концертного исполнителя, а на выпускном экзамене слушатели аплодировали ему стоя.
Следующий этап обучения – четырёхлетняя стажировка в ассистентуре Казанской консерватории – период, когда Тамерлан очень много концертировал. Потом он вернулся в Астрахань и работал в консерватории, пока судьба не свела его с профессором Московской консерватории Николаем Петровым. Услышав кассетную запись игры Тамерлана, Николай Арнольдович решил, что этому пианисту обязательно нужно помочь. Благодаря его хлопотам Тамерлан стал стипендиатом Международного благотворительного фонда Н. Петрова, а также участником Международного фестиваля «Кремль музыкальный». Кстати, один из концертов Тамерлана в Оружейной палате транслировали по телеканалу «Культура».
Видеозаписей с выступлениями Тамерлана сохранилось немного, а портрет его личности сейчас можно составить только по воспоминаниям тех, с кем он общался. Этот круг очень узок – родные, несколько друзей, педагоги. Вот несколько фрагментов письма профессора Астраханской государственной консерватории Галины Николаевны Бескровной – педагога Тамерлана:
«Тамерлан великолепно читал с листа. Впервые услышав, как он, будучи студентом-второкурсником, читал с листа финал Первой сонаты Брамса, я поняла, что выражение “волосы на голове встают дыбом” имеет под собой реальные основы…
…Привлекали, конечно, и удивительные виртуозные качества пианиста. Вспоминается забавный случай, когда в общежитии консерватории пианистка-старшекурсница учила труднейший листовский пассаж. В смежной комнате жил Тамерлан и всё это слышал. На каком-то этапе он не выдержал и по слуху несколько раз стремительно озвучил этот пассаж. Студентка незамедлительно явилась к нему с вопросом: “Тамерлан, ты тоже учишь это сочинение?”
…Интересно, что Т. Курбанов был лишён моментов самодовольства, высокомерия, значимости собственной персоны. У него было какое-то табу, внутренний запрет, не позволяющий комментировать, обсуждать и тем более осуждать игру сокурсников и концертирующих пианистов. Несмотря на явный успех у публики, он трезво оценивал результаты своих выступлений и практически всегда испытывал творческую неудовлетворённость, прекрасно понимая, что в чём-то не дотянул до той планки, которую поставил перед собой…
…Это был музыкант своеобразной индивидуальности, исключительно яркой исполнительской одарённости, обладающий феноменальным слухом. Ему было свойственно какое-то особое ощущение музыки, природное музыкальное чутьё, на которое он полагался…».
Последний сольный концерт Тамерлана состоялся в Большом зале Московской государственной консерватории в октябре 2003 года. После него Тамерлан Курбанов признавался, что в первый раз остался доволен своей игрой.
«Чья-то талантливая игра даёт импульс творить самому»
Это интервью Тамерлан Курбанов дал мне перед своим сольным концертом в Махачкале как раз после окончания Астраханской консерватории в октябре 1996 года. Опубликовано оно было в газете «Новое Дело». Уговорить его на это было очень сложно, он был невероятно скромным парнем, абсолютно не выносил излишнего внимания к себе и, как мне показалось, очень сложно сходился с новыми людьми, поскольку был очень сильно погружён в себя и свою работу. За то, что оно состоялось, я благодарна друзьям Тамерлана, которые понимали, как нужен начинающему артисту пиар, особенно перед концертом. Они тогда пообещали ему, что не будут с ним разговаривать, если он откажется от беседы. Тамерлан поверил им и согласился. Он был очень искренним человеком, бесхитростным, как маленький ребёнок, который еще не научился лукавить. Всё, что сказано Тамерланом в этом интервью, – его самые откровенные мысли и чувства, просто потому, что он не переносил никакой фальши ни на сцене, ни в жизни.
– Когда появилось осознание, что музыка и твоя жизнь неразделимы?
– Ничего такого не помню. Я просто пробовал играть гаммы, разбирал прелюдии Гасанова, Рахманинова. Мама покупала мне ноты и пластинки с записями классических произведений. Я слушал очень много музыки, и мне нравились не исполнители, не композиторы, мне было неважно, кто как играет, мне нравилась сама музыка. Она ложилась на слух, я чувствовал какие-то токи. И в 9 лет мама отвела меня к первой учительнице.
– А никогда не хотелось играть не на фортепиано, а на каком-нибудь другом инструменте?
– Нет, не хотелось. Я как-то не осознавал, что есть ещё и другие инструменты. Для меня существовало только пианино. Уже позже, когда я учился в консерватории, мне стало интересно играть в оркестре.
– Любовь отдаётся только классической музыке?
– Нет. Мне нравится и рок, и классика, и джаз, и эстрада. Я получаю удовольствие от любой музыки. Но классика – мой хлеб, моё призвание. Пока я жив, я буду играть: для людей, для себя, платно, бесплатно – всё равно, лишь бы играть.
– Сегодня классика непопулярна, особенно среди молодёжи…
– Люди перестали слушать классическую музыку. Но она сильнее людей. Те, кто её не понимают, не в силах с ней справиться. Учёные проводили исследования и выяснили, что от классической музыки деревья растут быстрее, она действует даже на животных. Есть даже методика лечения людей классической музыкой.
– Кто из пианистов для тебя идеал?
– Владимир Самойлович Горовиц. Это человек, который вбирает в себя всё лучшее, что создано в пианизме. Он был знаком со всеми великими композиторами этого века. Рахманинов говорил, что никто не играет его произведения лучше, чем Горовиц. Чувствую, как он играет, и считаю себя его учеником. Описать это трудно, а чтобы выразить, наверное, нужно сыграть.
– В своём исполнении ты стремишься к идеалу Горовица или хочешь выразить что-то своё?
– Я не стараюсь копировать. Лучше делать свои ошибки, чем копировать чужие. От Горовица я беру форму, компактность подачи произведения. А играю по-своему. Мне хватает своего душевного мира, чтобы вложить его в музыку. У каждого свой идеал. У меня Горовиц, у Горовица ещё кто-то. Чья-то талантливая игра просто даёт импульс творить самому.
– Как ты относишься к делу просветительства в Дагестане и какую роль отвёл бы себе?
– Я считаю, что участвовать в таком деле – честь, и счастье, и удача для любого человека. Могу сделать хоть три программы подряд, и бесплатно, только бы приходили и слушали классическую музыку. Но люди не привыкли к этому. Допустим, со всей Махачкалы наберётся один зал тех, кто любит, ценит и желает слушать музыку. Они же придут и на следующий концерт. Остальным интереснее вечером пожарить картошку и смотреть очередную серию «Санта-Барбары». А как сделать так, чтобы и они захотели пойти на какой-то концерт? Это сложно. Может быть, они просто не знают, что есть она – музыка? Считаю, что необходимо пропагандировать искусство, приучать к нему людей.
– Ты много занимаешься, у тебя какой-то особый режим?
– Нет, у меня нет никакого режима. Это неважно. Один будет час заниматься, другой десять минут и сделает больше, чем тот, первый. Это смотря как занимаешься, насколько ты любишь то, что делаешь, насколько тебе нравится, что твои пальцы прикасаются к клавишам. Пусть не получается, пусть немножко неверно, но ты этого хочешь, тебе это нужно. Людям, действительно любящим музыку, в принципе неважно: играть ли в подземном переходе или в вокально-инструментальном ансамбле. Они всё равно будут играть всю жизнь, и не ради славы, а ради самой музыки. Поэтому иной раз занимаешься – и суток не хватает. Иногда жалко бывает тратить время на еду и сон. Подумать только – человек треть своей жизни спит. А сколько можно было бы сделать за это время!
– Какое место в твоей жизни занимает музыка?
– Самое первое. Музыка постоянно меня сопровождает, она всё время у меня в ушах. Мне не нужен ни магнитофон, ни проигрыватель – у меня в голове любая мелодия. Когда я встречаюсь с друзьями-музыкантами и мы сидим за столом, я всегда произношу тост: «За нас в музыке, за музыку в нас». Это очень важно – чувствовать в себе музыку. Человек, любящий и чувствующий музыку, никогда не сломает ветку дерева, не пнёт ногой котёнка, не убьёт, не ограбит другого. Музыка – это импульс, катализатор, помощник.
– У каждого человека есть своё, светлое. Есть и у меня, о нём никто не знает, кроме меня. Музыка помогает мне на подступах к этому светлому. Это, конечно, не вкусно поесть, и не сладко поспать, и не красиво одеться. Это – много больше…
– К чему ты стремишься, у тебя есть какая-нибудь цель?
– Хотя бы не потерять то, что имею. Я буду работать, и тогда всего будет больше и лучше.
– Самое любимое музыкальное произведение?
– Из последней программы я с большим удовольствием играл «Пляску смерти» Сен-Санса. В первый раз услышал её четыре года назад, но тогда не было нот. Я на слух стал снимать некоторые куски, присочинил пассажи. Благодаря этому мне стала близка эта музыка. А потом появились ноты. И теперь я играю это произведение с особым чувством.
Ещё у Горовица есть его фантазия на тему оперы Ж. Бизе «Кармен». Горовиц не оставил нот. Их просто не существует в природе, но есть концертная запись этого произведения в исполнении автора. Я, как мог, по крупице, по нотке снял это произведение и теперь, в принципе, могу выпустить ноты этой фантазии.
– Можно ли определить чувство, с которым выходишь на сцену?
– Как ты относишься к мысли, что мир спасёт красота?
– Есть такое очень хорошее, редкое по своей значимости, вместительности слово – «справедливость». Я думаю, что мир спасёт справедливость во всех отношениях, во всём, что происходит…
Мария Шерматова, журналист (г. Махачкала)
Тэги: Тамерлан Курбанов
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей