Тактические возможности подразделений на специальных пожарных машинах конспект
Тактические возможности пожарных автомобилей
Под тактическими возможностями пожарных автомобилей понимают обеспечение подразделений техническими средствами подавления огня, напрямую влияющее на выполнение объема работ по пожаротушению с минимальными затратами без потери эффективности. В основу расчетов положен принцип использования определенного вида ПА как технического средства ГПС.
Тактические возможности подразделений на основных пожарных автомобилях
Тактические возможности отделений на основных пожарных автомобилях зависят от вида ПА. Чаще всего на пожары выезжают автоцистерны. Отделения, закрепленные за ними, считаются первичными тактическими подразделениями пожарной охраны с численностью от четырех до семи человек. Основным же ПТП ГПС считается караул, в который входит минимум два отделения.
Первичное подразделение обязано самостоятельно выполнять задачи по пожаротушению, выводу из зоны возгорания людей и сохранению материальных ценностей, в этом случае говорят, что для него определены отдельные технические возможности, не предполагающие работу в группе. Объем выполняемых работ, возложенных на первичные подразделения, составляет основу проведения операции по пожаротушению на первых ее этапах. При этом он зависит от того, какая ПА закреплена за отделением.
Увеличить тактические возможности подразделений можно путем постановки пожарных автомобилей на водоисточник. В этом случае в работе можно задействовать одновременно два-четыре ствола или два пеногенератора типа ГПС-600. Второй способ улучшить показатели – использовать индивидуальные средства защиты при работе в задымленной среде.
При задействовании автонасосов и насосно-рукавных автомобилей эффективность и объем работы отделения значительно больше, чем на автоцистернах. Это обусловлено увеличением количества бойцов, которые выезжают на место пожара, и усиленной комплектацией рукавов и ПТВ.
Расчет технических возможностей подразделений на основных ПА без установки на водоисточник
За основу берут следующие показатели:
Средние показатели АЦ-40 (131) без установки на водоисточник:
Технические возможности подразделений с установкой ПА на водоисточники
Установка автоцистерн на водоисточники необходима при недостаточном запасе воды и при условии расположения его на расстоянии 40-50 метров от горящего объекта. Обязательно внешнее подключение при полном израсходовании запаса цистерны, а также в случае прибытия подразделения по дополнительному вызову. Для автонасосов, напорно-рукавных автомобилей, насосных станций и мотопомп подключение к водоисточнику необходимо всегда.
При перекачке воды из магистральной линии или открытого водоисточника за основу тактических возможностей подразделений берут:
Максимальное расстояние определяет длину рукавных линий при их прокладке от машины до источника. Этот показатель влияет на количество стволов, используемых подразделением. Он рассчитывается по формуле:
lпр – искомое предельное расстояние, Hн – напор насоса, Hпр – напор у разветвления, лафетных стволов и пеногенератора, Zм – максимальный рельефный уклон, Zпр – максимальный уклон оборудования, S – сопротивление рукава, Q 2 – расход воды на магистральной линии.
Полученные данные учитывают при корректировке использования рукавов и организации взаимодействия между подразделениями. При недостатке линий посылается запрос на подкрепление рукавными автомобилями.
При взаимодействии технических средств, работающих самостоятельно и с установкой на водоисточник, уровень эффективности работы караула возрастает в разы.
От технических показателей основных машин зависят возможности подразделений на специальных пожарных автомобилях. Автоцистерны и рукавно-напорные ПА обеспечивают условия для работы автолестниц, коленчатых автоподъемников и газодымозащитной службы. Именно слаженная работа всех отделений караула позволяет максимально использовать определенные для него тактические возможности. При взаимодействии ряда подразделений возможно одновременное проведение нескольких видов работ, начиная от разведмероприятий и заканчивая вскрытием и разборкой конструкций.
Тактические возможности подразделений ГПС по тушению пожаров и ликвидации ЧС
Под тактическими возможностями пожарного подразделения понимается объём работы по спасанию людей, эвакуации имущества и тушению пожара; которое может быть выполнено пожарным подразделением за определенный промежуток времени. Тактические возможности подразделения зависят от многих факторов, в том числе от численности личного состава, его готовности и обусловлены тактико-техническими данными пожарного автомобиля.
При этом личный состав пожарных подразделений является главной и решающей силой в выполнении задач по спасанию людей в случае угрозы их жизни и тушению пожаров.
Средствами, обеспечивающими действия сил на пожаре, являются:
Кроме того, по заранее согласованным планам для совместного выполнения задач используются инженерно – технические средства объектов народного хозяйства.
В зависимости от назначение все пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.
К основным относятся: пожарные автоцистерны,
Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили, пожарные, аэродромные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного и газоводяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, пожарные корабли, катера, поезда.
Наиболее распространенный тип основных пожарных автомобилей-пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили.
Пожарные автоцистерны представляют собой самостоятельную тактическую единицу и используются в 90% случаев при выезде подразделений по тревоге. Поэтому выпуск их составляет более 80% числа всех пожарных автомобилей.
В зависимости от грузоподъемности базового шасси и вместимости пожарные автоцистерны подразделяются на три группы:
К специальным относятся: пожарные автолестницы и коленчатые автоподъемники, пожарные автопеноподъемники, автомобиль связи и освещения, пожарные технические, газодымозащитные, и водозащитные автомобили.
Использование данных автомобилей обеспечивает координирование действий пожарных подразделений, создание необходимых условий в работе по спасению людей и тушению пожаров.
К вспомогательным пожарным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые и грузовые автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ на пожаре.
Тактические возможности отделений на основных и специальных пожарных машинах
Пожарная охрана городов, поселков городского типа, районных центров, важнейших промышленных и других объектов осуществляется пожарными частями, состоящими из трех (для ВПО), четырех(для ППО) караулов.
Караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях является основным тактическим подразделением пожарной охраны, способным самостоятельно решать задачи по спасению людей и тушению пожара.
В зависимости от характера объектов, расположенных в охраняемом пожарной частью районе (городе), караул может быть усилен одним или несколькими отделениями на специальных и вспомогательных автомобилях.
Отделение на пожарной автоцистерне или на пожарном автонасосе является первичным тактическим подразделением, способным самостоятельно выполнять отдельные задачи по спасению людей, материальных ценностей и тушению пожара, т.е. оно обладает определенными тактическими возможностями.
Отделение на автоцистерне, состоящее из четырех-семи человек(включая командира отделения и водителя), обладает тактическими возможностями, крайне необходимыми для подразделений, прибывающих на пожар первыми.
При этом время, в течении которого отделение может работать по подаче огнетушащих средств(без учета времени прокладки рукавной линии), зависит от количества вывозимых на автоцистерне средств, типа и числа подаваемых стволов.
При этом отделение может выполнять боевую работу без установки и с установкой автомобиля на водоисточник. Без установки автомобиля на водоисточник отделение выполняет боевую работу в следующих случаях:
Практикой установлено, если водоисточник удален от места пожара не далее 50м, то АЦ устанавливают около него с тем, чтобы сократить время перебоя в подаче воды по ее окончании в цистерне.
При установке автоцистерн на водоисточник тактические возможности отделений значительно возрастают, и они способны обеспечить непрерывную работу двух стволов А, одного А и двух Б, четырех стволов Б или двух генераторов пены средней кратности(ГПС-600) в течении длительного времени(при условии пополнения запаса пенообразователя).Кроме работы со стволами отделение на автоцистерне может установить выдвижную 3-коленную лестницу, проводить вскрытие и разборку конструкций на позиции одного ствола.
Тактические возможности отделения на автоцистерне увеличиваются при использовании боевым расчетом кислородных изолирующих противогазов.
Тактические возможности отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле значительно больше, чем отделения на автоцистерне. Это объясняется тем, что, во-первых, численность боевого расчета отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле составляет 8-9 человек; во-вторых, на данных автомобилях вывозится большее количество пожарных напорных рукавов для магистральных линий м пенообразователя. Однако отделению на автонасосе и насосно-рукавном автомобиле из-за необходимости установки автомобиля на водоисточник для подачи первого ствола требуется больше времени, чем отделению на автоцистерне.
Учитывая тактические возможности отделений на основных пожарных автомобилях, в состав караула вводят отделение на автоцистерне и отделение на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле. Сочетание в карауле двух отделений на основных автомобилях позволяет наилучшим образом использовать их тактические возможности.
Так, при боевом развертывании начальник караула, как правило, устанавливает автоцистерну как можно ближе к месту пожара(характерно для неразвившихся пожаров), от нее вводит первые стволы на тушение, в то время как отделение на автонасосе производит предварительное развертывание с установкой автомобиля на ближайший к месту пожара водоисточник для обеспечения работ по дальнейшему вводу сил и средств.
По израсходованию воды в цистерне рукавные линии от автоцистерны подсоединяются к разветвлению магистральной линии от автонасоса, что обеспечивает минимальный перерыв в работе первых стволов по подаче огнетушащих средств.
Тактические возможности караула расширяются при введении в его состав отделений на специальных пожарных автомобилях.
Отделения на автолестницах и коленчатых автоподъемниках обеспечивают проведение спасательных работ с верхних этажей зданий и подачу стволов для тушения от основных пожарных автомобилей. Подразделения на основных пожарных автомобилях обеспечивают безопасность работы автолестниц и при необходимости подают стволы для их защиты. Личный состав основных пожарных автомобилей устанавливает прожекторы в задымленных помещениях, развертывает средства связи, работает с электрофицированным инструментом от автомобиля связи и освещения.
Отделения на технических автомобилях, автомобилях газодымозащитной службы с помощью специального инструмента проводит работы по вскрытию конструкций на пожаре. При этом личный состав основных пожарных автомобилей вводит стволы к местам вскрытия конструкций, а также привлекается для работ с механизированным инструментом.
Личный состав подразделений на основных пожарных автомобилей подготавливает и обеспечивает работу стволов, которыми пользуются отделения и звенья на автомобилях газодымозащитной службой.
При установке дымососов они оказывают помощь специальным подразделениям, обеспечивают безопасность работы, а в случае разборки завалов на месте пожара подают стволы для охлаждения нагретых конструкций, ликвидации горения и защиты пожарной техники.
Четкая и слаженная работа всех отделений в процессе тушения пожара позволяет им максимально использовать свои тактические возможности.
Индивидуальная подготовка
План теоретической подготовки
План практической подготовки
Итоговое тестирование
Индивидуальная подготовка
Тактические возможности подразделений
Под тактическими возможностями пожарного подразделения понимается объём работы по спасанию людей, эвакуации имущества и тушению пожара; которое может быть выполнено пожарным подразделением за определенный промежуток времени. Тактические возможности подразделения зависят от многих факторов, в том числе от численности личного состава, его готовности и обусловлены тактико-техническими данными пожарного автомобиля.
При этом личный состав пожарных подразделений является главной и решающей силой в выполнении задач по спасанию людей в случае угрозы их жизни и тушению пожаров.
Средствами, обеспечивающими действия сил на пожаре, являются:
Кроме того, по заранее согласованным планам для совместного выполнения задач используются инженерно – технические средства объектов народного хозяйства.
В зависимости от назначение все пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.
К основным относятся: пожарные автоцистерны,
Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили, пожарные, аэродромные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного и газоводяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, пожарные корабли, катера, поезда.
Наиболее распространенный тип основных пожарных автомобилей-пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили.
Пожарные автоцистерны представляют собой самостоятельную тактическую единицу и используются в 90% случаев при выезде подразделений по тревоге. Поэтому выпуск их составляет более 80% числа всех пожарных автомобилей.
В зависимости от грузоподъемности базового шасси и вместимости пожарные автоцистерны подразделяются на три группы:
К специальным относятся: пожарные автолестницы и коленчатые автоподъемники, пожарные автопеноподъемники, автомобиль связи и освещения, пожарные технические, газодымозащитные, и водозащитные автомобили.
Использование данных автомобилей обеспечивает координирование действий пожарных подразделений, создание необходимых условий в работе по спасению людей и тушению пожаров.
К вспомогательным пожарным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые и грузовые автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ на пожаре.
Тактические возможности отделений на основных и специальных пожарных машинах
Пожарная охрана городов, поселков городского типа, районных центров, важнейших промышленных и других объектов осуществляется пожарными частями, состоящими из трех (для ВПО), четырех(для ППО) караулов.
Караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях является основным тактическим подразделением пожарной охраны, способным самостоятельно решать задачи по спасению людей и тушению пожара.
В зависимости от характера объектов, расположенных в охраняемом пожарной частью районе (городе), караул может быть усилен одним или несколькими отделениями на специальных и вспомогательных автомобилях.
Отделение на пожарной автоцистерне или на пожарном автонасосе является первичным тактическим подразделением, способным самостоятельно выполнять отдельные задачи по спасению людей, материальных ценностей и тушению пожара, т.е. оно обладает определенными тактическими возможностями.
Отделение на автоцистерне, состоящее из четырех-семи человек(включая командира отделения и водителя), обладает тактическими возможностями, крайне необходимыми для подразделений, прибывающих на пожар первыми.
При этом время, в течении которого отделение может работать по подаче огнетушащих средств(без учета времени прокладки рукавной линии), зависит от количества вывозимых на автоцистерне средств, типа и числа подаваемых стволов.
При этом отделение может выполнять боевую работу без установки и с установкой автомобиля на водоисточник. Без установки автомобиля на водоисточник отделение выполняет боевую работу в следующих случаях:
Практикой установлено, если водоисточник удален от места пожара не далее 50м, то АЦ устанавливают около него с тем, чтобы сократить время перебоя в подаче воды по ее окончании в цистерне.
При установке автоцистерн на водоисточник тактические возможности отделений значительно возрастают, и они способны обеспечить непрерывную работу двух стволов А, одного А и двух Б, четырех стволов Б или двух генераторов пены средней кратности(ГПС-600) в течении длительного времени(при условии пополнения запаса пенообразователя).Кроме работы со стволами отделение на автоцистерне может установить выдвижную 3-коленную лестницу, проводить вскрытие и разборку конструкций на позиции одного ствола.
Тактические возможности отделения на автоцистерне увеличиваются при использовании боевым расчетом кислородных изолирующих противогазов.
Тактические возможности отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле значительно больше, чем отделения на автоцистерне. Это объясняется тем, что, во-первых, численность боевого расчета отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле составляет 8-9 человек; во-вторых, на данных автомобилях вывозится большее количество пожарных напорных рукавов для магистральных линий м пенообразователя. Однако отделению на автонасосе и насосно-рукавном автомобиле из-за необходимости установки автомобиля на водоисточник для подачи первого ствола требуется больше времени, чем отделению на автоцистерне.
Учитывая тактические возможности отделений на основных пожарных автомобилях, в состав караула вводят отделение на автоцистерне и отделение на автонасосе или насосно-рукавном автомобиле. Сочетание в карауле двух отделений на основных автомобилях позволяет наилучшим образом использовать их тактические возможности.
Так, при боевом развертывании начальник караула, как правило, устанавливает автоцистерну как можно ближе к месту пожара(характерно для неразвившихся пожаров), от нее вводит первые стволы на тушение, в то время как отделение на автонасосе производит предварительное развертывание с установкой автомобиля на ближайший к месту пожара водоисточник для обеспечения работ по дальнейшему вводу сил и средств.
По израсходованию воды в цистерне рукавные линии от автоцистерны подсоединяются к разветвлению магистральной линии от автонасоса, что обеспечивает минимальный перерыв в работе первых стволов по подаче огнетушащих средств.
Тактические возможности караула расширяются при введении в его состав отделений на специальных пожарных автомобилях.
Отделения на автолестницах и коленчатых автоподъемниках обеспечивают проведение спасательных работ с верхних этажей зданий и подачу стволов для тушения от основных пожарных автомобилей. Подразделения на основных пожарных автомобилях обеспечивают безопасность работы автолестниц и при необходимости подают стволы для их защиты. Личный состав основных пожарных автомобилей устанавливает прожекторы в задымленных помещениях, развертывает средства связи, работает с электрофицированным инструментом от автомобиля связи и освещения.
Отделения на технических автомобилях, автомобилях газодымозащитной службы с помощью специального инструмента проводит работы по вскрытию конструкций на пожаре. При этом личный состав основных пожарных автомобилей вводит стволы к местам вскрытия конструкций, а также привлекается для работ с механизированным инструментом.
Личный состав подразделений на основных пожарных автомобилей подготавливает и обеспечивает работу стволов, которыми пользуются отделения и звенья на автомобилях газодымозащитной службой.
При установке дымососов они оказывают помощь специальным подразделениям, обеспечивают безопасность работы, а в случае разборки завалов на месте пожара подают стволы для охлаждения нагретых конструкций, ликвидации горения и защиты пожарной техники.
Четкая и слаженная работа всех отделений в процессе тушения пожара позволяет им максимально использовать свои тактические возможности.
Тактические возможности подразделений ФПС по тушению пожаров и ликвидации ЧС. Тема 5
Спасание людей
При помощи выдвижной трёхколенной лестницы отделение на АЦ (АНР, АПП) может провести спасание людей с высоты 10 метров (3 ÷ 4 этажи здания);
При помощи комбинированного подъёма по выдвижной трёхколенной лестнице и штурмовой лестнице отделение на АЦ (АНР) может провести спасание людей с высоты 14 метров (4 ÷ 5 этажи здания). (Длина ЛШ – 4,1 м., выдвижной трёхколенной лестницы – 10,7 м.).
При помощи спасательной верёвки длиной 30 метров отделение на АЦ (АНР, АПП) может провести спасание людей с высоты до 30 метров (8 ÷ 9 этажи здания).
При помощи спасательной верёвки длиной 50 метров отделение на АЦ (АНР, АПП) может провести спасание людей с высоты до 50 метров (16 ÷ 17 этажи здания).
Звено ГДЗС, вооружённое СИЗОД с объёмом воздушного баллона 7 литров, может проводить спасательные работы в непригодной для дыхания среде в течение 26 ÷ 30 минут (так как тяжёлая степень работы, расход воздуха 60 л/мин).
Ликвидация горения
Отделения на автоцистернах, имея запас воды и пенообразователя, не устанавливая автоцистерну на водоисточник, могут подъехать непосредственно к месту пожара и ввести стволы для тушения, а также принять меры по обеспечению спасательных работ, предотвращению взрывов или обрушений конструкций и аппаратов или сдерживать распространение огня на решающем направлении до введения сил и средств других подразделений. Время, в течение которого отделение обеспечит подачу огнетушащих веществ, зависит от объёма воды и пенообразователя в заправочных ёмкостях автоцистерны, а также от числа и типа подаваемых водяных и пенных стволов.
При установке автоцистерн на водоисточник, тактические возможности отделений увеличиваются. Тактические возможности отделений на автоцистернах возрастают при наличии средств индивидуальной защиты органов дыхания (дыхательных аппаратов со сжатым воздухом) для работы в задымлённой и отравленной среде.
Отделения, вооруженные насосно-рукавными автомобилями, в основном выполняют на пожарах те же действия, что и отделения на автоцистернах. Однако объём работ, выполняемых отделением на насосно-рукавном автомобиле, значительно больше. Это обусловлено тем, что на насосно-рукавном автомобиле больше пенообразователя (VПО = 1500 л.), чем на автоцистерне, у него больше напорных пожарных рукавов (до 1500 метров).
Важной характеристикой тактических возможностей пожарных подразделений является скорость тушения пожара, которая при тушении твёрдых горючих материалов для отделений на АЦ достигает 2,5 ÷ 3 м 2 /мин.
Так, отделение СПЧ-5 на АЦ-5,5-40(5557)005МИ (VЦ = 5500 л., VПО = 360 л.) с боевым расчётом из 6 человек в течение 1 ÷ 1,5 мин после получения приказа может подать на тушение пожара 1 ÷ 2 ствола ГПС-600, 1 ÷ 2 ствола КУРС-8 (ТАНДЕРФОГ-РУ, ОРТ-50А), в том числе с установкой выдвижной трёхколенной лестницы, и одновременно провести спасательные работы.
Установка АЦ на водоисточник позволяет её расчёту обеспечить непрерывную работу 3 стволов КУРС-8 (ОРТ-50, ОРТ-50А) от одной магистральной линии или одновременно выполнять работу по вскрытию и разборке конструкций на позиции 1 ствола. При этом предельное расстояние прокладки магистральной линии ограничено количеством вывозимых напорных рукавов (10 штук = около 200 метров).
Наличие у расчётов СИЗОД значительно расширяет их тактические возможности, позволяя проводить работы в непригодной для дыхания среде. При расчёте сил и средств на пожаре принимают: 1 звено ГДЗС = 1 ствол.
Тактические возможности
Тактические возможности пожарных подразделений можно определять для каждого вида действий по тушению пожаров. Так, для развёртывания сил и средств эти возможности определяются предельными расстояниями для различных способов прокладки рукавных линий. При ручном способе прокладки расстояние не должно превышать 120 метров, при этом на прокладку линии такой длины требуется 2,5 ÷ 8 минут.
Отделение на АЦ (АНР) может подать на тушение пожара (рис. 1.):
Подача 3 стволов от на АЦ на уровне земли
Подача стволов на высоту и ГПС-600
Подача стволов в НДС или в зону поражения
Рис. 1. Схемы развёртывания сил и средств отделений на АЦ (АНР).
Основные пожарные машины
К основным пожарным машинам относятся машины, которые предназначены для подачи огнетушащих средств(воды, пены, углекислоты, порошков, газоводяных и др.составов). Эта группа включает : пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно-рукавные автомобили, пожарные насосные станции, пожарные аэродромные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного, порошкового, углекислотного, комбинированного и газоводяного тушения, пожарные самолеты и вертолеты, суда, поезда, дрезины, мотопомпы.
Варианты использования отделений на основных пожарных автомобилях при работе на пожаре:
Специальные пожарные машины
Специальные пожарные машины – предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях. К ним относятся автолестницы и коленчатые автоподъемники, автопеноподъемники, автомобили связи и освещения, технические и рукавные автомобили, пожарные газодымозащитные и водозащитные автомобили, автомобили дымососы, штабные и оперативные автомобили, оборудованные сигналом сирены и радиостанцией. Пожарные подразделения, вооруженные специальными пожарными машинами, работают на пожарах во взаимодействии с основными пожарными подразделениями.
Варианты использования отделения на аварийно-спасательном автомобиле РВ-2 (Ивеко-Магирус) при работе на пожаре (аварии):
Варианты использования отделения на автомобиле газодымозащитной службы АГ-20(433362) при работе на пожаре (аварии):
Вспомогательные пожарные машины
Используют для выполнения второстепенных работ на пожаре. К таким машинам относятся: передвижные авторемонтные мастерские, автотопливозаправщики, грузовые, легковые и агитационные автомобили, автобусы, тракторы и другая автотехника. На каждую пожарную машину назначают расчет, состоящий из командира, водителя и пожарных.
Новые технологии тушения пожаров
Новые технологии тушения пожаров (установка тушения пожаров компрессионной пеной «NАТISК»).
1. Технология NATISK
NATISK – это новая высокоэффективная технология тушения пожаров компрессионной пеной (КП)
Разработана ООО Завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» в 2011г.
2. Цель разработки NATISK
Многократно повысить эффективность борьбы с огнем за счет применения мощных, современных средств тушения.
3. Отличия NATISK от работы пеногенераторами
Генератор пены типа ГПС-600 производят воздушно-механическую пену из пенного раствора, поступающего по рукавной линии и подача пены осуществляется на расстоянии не более 2-3 м. от очага пожара. Большие расходы пенообразователя.
В установках NATISK по рукавной линии подается уже готовая компрессионная пена. Работа по тушению может вестись с расстояния до 30 метров через ручные стволы. Расход пенообразователя небольшой.
Пеногенераторы, типа ГПС-600 незаменимы там, где подача струи непосредственно в очаг пожара невозможна. Или там, где необходимо объемное тушение пеной: горящие резервуары, подвалы, кабельные тоннели и так далее.
Компрессионная пена – огнетушащее вещество, получаемое в установке пожаротушения NATISK, путем принудительного вспенивания сжатым воздухом раствора, состоящего из воды и небольшого количества пенообразователя. Все ингредиенты дозируются в строго определенных пропорциях. На вид КП представляет собой плотную однородную структуру белого цвета, состоящую из мелких пузырьков одинакового размера. Подача сжатого воздуха осуществляется воздушным компрессором или из заранее заправленных баллонов. Готовая КП подается по напорным рукавам диам. 38 или 50 под давлением 7-10 атмосфер. Физические параметры пены, и, соответственно, тушащие свойства пены – изменяются посредством изменения соотношения ингридиентов. Может вырабатываться – сырая (тяжелая) пена с соотношением от 1:5 (вода:воздух) и сухая (легкая) пена с соотношением до 1:20.
4. Главные преимущества КП NATISK
5. Принцип действия КП NATISK
Каждый пузырь компрессионной пены имеет высокую связь с соседними пузырьками, образуя в совокупности тонкое плотное пенное покрытие, обладающее недоступным воде свойством обволакивания горящей поверхности. Толщина пенного покрытия – 1-2 сантиметра. Изолируя горючий материал от поступления кислорода компрессионная пена моментально прекращает горение. Быстрое охлаждение обусловлено многократной интенсификацией процессов теплообмена между горящей поверхностью и водой, содержащейся в стенках воздушного пузыря, за счет значительного увеличения площади полезного контакта. По технологии NATISK – 1 капля воды преобразуется в 5-15 пузырьков компрессионной пены. Задерживание пены на поверхностях обеспечивает полноценное использование тушащего вещества, что невозможно при обычном тушении, когда большие объемы воды стекают мимо, не выполняя полезной работы. Часть пены, разрушенная при непосредственном контакте с огнем – переходит сначала в пар, а затем в воду, которая благодаря наличию в составе смачивающих добавок – проникает в поры и трещины горящей поверхности, тем самым смачивая ее, предотвращая тление и повторное возгорание. Таким образом, осуществляется воздействие NATISK на все 3 стороны так называемого «треугольника огня».
6. Область применения КП NATISK
КП NATISK по диапазону применения значительно превышает наиболее распространенные и традиционно используемые российской пожарной охраной огнетушащие вещества: воду, пену (низкой, средней кратности). КП NATISK успешно используется для тушения пожаров: класса А – древесина, бумага, уголь, текстиль, каучук, пластмасса, класса В – бензин, нефтепродукты, парафины. NATISK – это установка ПОСТОЯННОГО ПРИМЕНЕНИЯ! NATISK оптимален при тушении квартир, коттеджей, промышленных объектов, автотранспорта, садовых участков, сельских построек, лесных территорий и т. д. NATISK идеально приспособлен к сложившейся инфраструктуре пожарной охраны России и не требует особых условий для успешной эксплуатации. NATISK может эксплуатироваться пожарными подразделениями любого подчинения и юрисдикции: – федеральными, – областными (краевыми, республиканскими), – муниципальными, – частными, – добровольческими
7. Сравнение в тушении водой и КП NATISK
Эффективность тушения водой в обычных условиях – ориентировочно 10 %, в лесу – не более 5%. Такой низкий уровень КПД обусловлен физическими свойствами самого распространенного огнетушащего вещества. Вода, обладая отличными теплоемкостными характеристиками, не может их реализовать в полной мере, т.к. благодаря силам поверхностного натяжения, собирается в капли и стекает без выполнения полезной работы. Компенсировать низкий КПД воды возможно только за счет увеличения объема ее подачи, что ведет к отрицательным последствиям:
2) ПОТЕРЯ ВРЕМЕНИ на дозаправку автомобиля ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА,
3) ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ РИСК СОТРУДНИКОВ пожарной охраны, имеющих в руках недостаточно эффективный арсенал,
4) УВЕЛИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРИБЫТИЯ на пожар тяжелого пожарного автомобиля,
5) НИЗКИЕ МАНЕВРЕННЫЕ КАЧЕСТВА пожарного автомобиля, т.к. применена тяжелая габаритная техника,
6) ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ при обслуживании тяжелой техники,
7) ОСТАВЛЕНИЕ БЕЗ ПРИКРЫТИЯ других объектов гарнизона в случае стягивания к крупному пожару значительных сил,
8) УВЕЛИЧЕНИЕ ПРЯМОГО УЩЕРБА от пожара, вследствие затягивания его ликвидации,
9) УВЕЛИЧЕНИЕ ВТОРИЧНОГО УЩЕРБА от тушения пожаров, из-за значительных проливов воды.
Эффективность тушения КП NATISK – ориентировочно 80%. Ни один из применяемых в настоящее время в российской пожарной охране способов тушения не обеспечивает такой же высокий уровень эффективности. Результативность NATISK позволяет:
1) моментально сбить основное пламя,
2) резко снизить температурное воздействие
3) быстро и безопасно продвигаться ствольщику в решающем направлении,
4) значительно сократить время от подачи первого ствола до этапа полной ликвидации пожара.
5) значительно сократить расход воды,
7) предотвратить тление и повторное возгорание,
8) значительно снизить прямой ущерб от пожара за счет быстроты тушения,
9) значительно снизить вторичный ущерб от тушения пожаров (нет проливов воды)
10) сократить время прибытия к месту пожара за счет применения более легких автомобилей,
11) свободно маневрировать в условиях ограничения пространства при применении менее габаритных автомобилей,
12) многократно увеличить эффективность тяжелых автомобилей при необходимости их эксплуатации,
13) снизить эксплуатационные расходы за счет применения менее тяжелой техники
8. Дополнительные полезные свойства КП NATISK
КП NATISK ОБЛАДАЕТ ВЫСОЧАЙШЕЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ К ПРОМЕРЗАНИЮ!!
Для сравнения: наиболее часто применяемый латексированный рукав д. 51, наполненный водой, весит 50,1 кг. Низкий вес рукава с КП NATISK позволяет ствольщику быстро маневрировать, выбирая наилучшую позицию для атаки и не затрачивая при этом больших мышечных усилий. Данное качество особо востребовано при тушении широкого фронта пожаров, в том числе лесных. Легкость КП NATISK позволяет в случае необходимости поднять рукав по внешней стороне зданий, что существенно сокращает время на развертывание рукавной линии. Высота подачи КП NATISK по рукавной линии и сухотрубам может достигать 250 метров при нормальном давлении (7-10 атм)!! Данная возможность обусловлена значительной разницей в весе пенного и водяного столба.
Небольшое количество воды в КП NATISK и быстрый сбив основного пламени значительно снижают парообразование, что существенно улучшает видимость при тушении, повышает точность тушения и снижает риск ожоговых травм пожарного.
При тушении КП NATISK отсутствуют характерные проливы воды, которые в холодное время года замерзают, становясь травмоопасными для пожарных и препятствуя перемещениям автотехники.
Объект, потушенный в холодное время года КП NATISK, не превращается в глыбу льда, оттаивание которой возможно только в более теплое время года. Замерзшая КП легко счищается со зданий скребком, что значительно снижает вторичный ущерб от пожара.
9. Использование установок NATISK на различных шасси
Установки NATISK могут монтироваться на любое автошасси, либо использоваться вне него. Эффективность NATISK позволяет развивать модельный ряд пожарных автомобилей в нескольких направлениях. Эффективность малогабаритного автомобиля, особо ценным параметром которого, является маневренность – с помощью NATISK можно довести до возможностей полноценной автоцистерны. Либо автоцистерна с большой емкостью для воды – может многократно усилить свою боевую мощь, а экономный расход воды позволит работать без дозаправки длительное время.
10. Сравнение NATISK со стандартными автоцистернами
АПСТ NATISK-1000 KS (33106) «Валдай» с емкостью всего 1000 литров, будет способен подать до 20 000 литров высокоэффективного огнетушащего вещества. Это аналогично по объему 8-ми ЗИЛ-131 с емкостью 2500 литров, или 6-ти КАМАЗ-43253 с емкостью 3500 литров, или 3-м Урал-5557 с емкостью 6000 литров.
11. Простота работы с установкой NATISK
Управление установкой NATISK более простое по сравнению с обычным насосом. Все органы управления выведены на единый пульт, знакомство с которым и обучение приемам работы занимает ориентировочно 2 часа.
При помощи NATISK пожарный впервые получает возможность оперативного регулирования огнетушащего вещества как по количеству, так и по качеству. Регулировка объема гасящего агента зависит от отношения объема воды к объему получаемой пены.
Если задается значение 1:5 – мы получаем «влажную», тяжелую пену. Она подается на дальность до 30 м и обладает отличными сбивающими огонь свойствами.
Если задано соотношение 1:20 – это уже “сухая”, легкая пена. В ней мало воды, она характеризуется высокой способностью к прилипанию, термо- и кислородоизоляции.
Тактико-техническая характеристика АПСТ «NATISK-3000KS»(43118)
с функциями аварийно-спасательного автомобиля (АСА)
Наименование параметра | Показатель | |
Базовое шасси | КамАЗ-43118 | |
Колёсная формула | 6 × 6 (имеется функция блокировки межосевого и межколёсных дифференциалов) | |
Снаряжённая масса | 11400 кг | |
Полная масса | 18300 кг | |
Габаритные размеры: |
3200 мм
· мощность
300 л.с.
– подачу компрессионной пены в очаг пожара;
– заправку цистерны от стороннего источника воды;
– забор воды от стороннего источника и пенообразователя из стороннего источника с подачей воды или компрессион-ной пены в очаг пожара.
– систему пожаротушения компрессионной пеной типа «NATISK».
водоисточников: открытых водоёмов с высотой всасывания до 7,5 метров;
от водоисточников с подпором 6 кгс/см 2 (пожарные гидранты, предвключенные автонасосы, автоцистерны, ПНС и т.п.)
1 – для подачи воды
компрессионной пены: от сырой
(мощностью не менее 3 кВт)
Рис. 1. Автомобиль пожарный специального тушения «NATISK-3000KS»(43118) с функциями аварийно-спасательного автомобиля.