Таката что это в автомобиле

Как подушки безопасности убивают людей. Взлет и падение компании Takata

Таката что это в автомобиле

В одном из прошлых постов я писал про российский отзыв автомобилей Nissan для бесплатной замены газогенераторов подушек безопасности. Чтобы вы поняли, почему это так важно, дальше я расскажу вам всю историю взлета и падения производителя газогенераторов Takata, а также о том, что может случиться с “бракованной” подушкой в случае ДТП.

История Takata

До недавнего времени, история компании Takata была очень красивым примером развития передовой японской корпорации. Первым продуктом основанной в 1933 компании стали вытяжные шнуры для парашютов.

Таката что это в автомобиле

В начале 50-х Takata стала одним из пионеров в создании автомобильных ремней безопасности. Именно Takata — впервые в Японии — создала установку для краш-тестов для тестирования этих самых ремней в реальных условиях.

Таката что это в автомобиле

Потом была мировая экспансия, расширение продуктовой линейки — рули, подушки безопасности. К началу двухтысячных годов номенклатура одних только аибегов насчитывала 232 позиции.

Первый звоночек – отзыв ремней безопасности 1995 года

Первое черное пятно в истории компании появилось в 1995 году. Американский департамент транспорта объявил отзыв 8,428,402 автомобилей, произведенных с 1986 по 1991 год, из-за возможных проблем с замками ремней Takata 52X и A7X на поставляемых в США японских автомобилях, равно как и автомобильных марках из США.

Таката что это в автомобиле

Позже выяснилось, что дело в застежках из ABS пластика, который становился хрупким под воздействием ультрафиолета. Примечательно, что косяки признали только японские компании (Honda, Isuzu, Mazda, Nissan, Daihatsu, Mitsubishi, Subaru), а также GM и Chrysler, имевшие в линейке «бейдж-инжиниринговые» японские автомобили. Позже к отзыву присоединился Ford, ведь в его линейке и были перелицованные азиаты вроде Probe (Mazda MX-6) и Festiva (сделанная KIA по чертежам Mazda).

Как устроены подушки безопасности

Производство подушек Takata было начато в 1988, и к 2014 году компания удерживала 20% мирового рынка этих устройств.

Таката что это в автомобиле

Устройства бывают разных типов, самый компактный и легкий — твердотопливный газогенератор. Его функция проста — при получении сигнала от блока управления срабатывает пиропатрон, активное вещество сгорает, выделяя азот, который и наполняет подушку.

Таката что это в автомобиле

Подобные устройства и делала Takata — сначала, в девяностых, на основе азида натрия, а потом, с конца девяностых по настоящий момент, нитратом аммония (аммиачной селитрой) в качестве газообразующего взрывчатого вещества в пиропатроне подушки. Такие действующие вещества менее стабильны и более токсичны, чем тетразол, зато их использование гораздо дешевле.

Таката что это в автомобиле

Учитывая, что использование таких типов газогенераторов позволяет сделать устройства легкими и компактными, а также очень дешевыми, неудивительно, что к середине второй декады 21 века Takata стала вторым крупнейшим мировым производителем подушек безопасности, удерживая 20% мирового рынка. При этом спрос на аирбеги постоянно рос с увеличением требованием безопасности по всему миру.

Первые проблемы с подушками Takata

Взрывной спрос на подушки привел к сокращению циклов разработки и тестирования. В погоне за прибылью и клиентами в Takata скрывали (как было позже установлены) случаи разрыва газогенераторов во время внутренних тестов.

Тем временем в США в Алабаме в начале двухтысячных произошло первое ДТП, в котором водитель Honda Accord был ранен разорвавшимися элементами газогенератора подушки. Департамент Юстиции США провел расследование в 2004 году, по результатам которого неназванный топ-менеджер Takata был уличен в манипуляции результатами внутренних тестов.

Таката что это в автомобиле

В Takata признали лишь однократное нарушение технологии на мексиканском производстве.

Как взрывается газогенератор

Суть проблемы – при срабатывании подушки и поджиге активного вещества выделялось слишком много газа, повышенное давление газов в газогенераторе разрывало его на куски, подушка срабатывала неправильно, или вовсе не срабатывала, а металлические куски корпуса пиропатрона летели в салон и калечили людей.

Таката что это в автомобиле

Таката что это в автомобиле

Из этических соображений я не буду приводить тут подобные снимки, но это выглядит просто чудовищно.

Таката что это в автомобиле

Металлические фрагменты врезались в шею и лицо. Можете погуглить по Takata Victim, но не советую

Видео взрыва подушки Takata во время краштеста.


Расследование NHTSA

Учитывая, что автомобили продавались многомиллионным тиражом, проблем с подушками Takata было сравнительно немного. На момент начала скандала — лишь единичные случаи.

Но США – на главном на тот момент автомобильном рынке мира — не привыкли недооценивать жизнь человека. В 2009 включился американский институт National Highway Traffic Safety Administration, начавший собственное расследование проблемы с подушками безопасности Takata.

Таката что это в автомобиле

Ошибкой компании стала попытка переложить вину на пользователей автомобилей, а также стечение особых обстоятельств: например, экстремально высоких температур или повышенной влажности. Для автомобилей Honda были подготовлены исправленные газогенераторы, в корпусах которых были дополнительные отверстия для выхода газа.

Таката что это в автомобиле

На фоне инцидентов, вроде серии взрывов на самом предприятии, и оставившего огромную воронку взрыва грузовика, перевозящего подушки Takata с завода в Мексике, компании уже почти никто не верил.

Видео: Взрывы на фабрике Takata

Видео: последствия взрыва грузовика Takata

Осознание масштаба проблемы

К 2015 году количество смертельных случаев по вине подушек Takata достигло шести. Но хуже всего, было установлено, что подобная проблема может затрагивать десятки миллионов автомобилей, проданных по всему миру.

Первыми об отзыве трех миллионов автомобилей объявили Nissan, BMW, Chrysler, Ford, Honda, Mazda.

Таката что это в автомобиле

По вине подушек Takata к этом моменту сотни людей получили травмы, произошло 15 смертельных случаев, из них 13 все — на автомобилях марки Honda. Для компании это стало жестоким ударом — ей пришлось за свои же деньги распространять по всей Америке и Океании информацию, что выпущенные ей автомобили опасны для жизни.

Таката что это в автомобиле

Было установлено, что риск разрыва корпуса газогенератора подушек серии Alpha при ДТП составляет ошеломляющие 50%.

Таката что это в автомобиле

И это было только началом. Очередным случаем, за который взялись в NHTSA, стало несрабатывание боковой подушки на VW Tiguan, сопровождающееся разлетом металлической шрапнели и тяжелыми травмами водителя.

То есть если изначально предполагалось, что под отзыв попадают только автомобили с газогенераторами серии Alpha (именно на них пришлись почти все несчастные случаи), то теперь под подозрением оказались вообще все автомобили с подушками Takata.

Учитывая, что речь пошла о крупнейшем в истории отзыве продуктов массового потребления, делом Takata занялась специальная комиссия под председательством Самуэля Скиннера (бывшего начальника кадровой службы Белого дома и главы комитета по транспорту).

Стало понятно, что одним только 200-миллионным штрафом дело не кончится, хотя в Takata и продолжали настаивать, что потенциально проблема может угрожать только машинам, эксплуатирующимся в условиях жары и высокой влажности.

К концу 2015 года только в США под отзыв попало 32 миллиона автомобилей различных марок, включая BMW, Fiat Chrysler, Daimler, Ford, General Motors, Honda, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru и Toyota. Позже цифра была уменьшена до 24.4 миллиона подушек в 19.2 миллионах авто, но общей картины это не меняло.

Газогенераторы Takata начали менять не на “исправленные Takata”, как в начале отзывов, а на модели других производителей — Daicel, Autoliv иTRW. Но это также означало и то, что первоначальная замена газогенераторов на “исправленные Takata” не решало проблему, а лишь переносило ее во времени лет на десять.

Выводы спецкомиссии

К этому моменту в Takata уже поняли, что идут ко дну, и оказывали расследованию полное содействие. Девиз компании “Ноль несчастных случаев и ноль жертв” уже не был актуальным.

Таката что это в автомобиле

Оглашенные в 2016 году результаты комиссии, детально исследовавших весь процесс разработки, тестирования и производстве подушек Takata, выявили системные проблемы на всех уровнях создания таких сложных устройств как аирбег.

Отсутствие должной культуры качества, недостаточное тестирование, недостатки тестовых циклов, в том числе, шоковых испытаний в условиях экстремальных температур, влажности и вибраций, недопуск производителей авто на ранних стадиях создания продукта. Отдельный пункт – несовершенство производственного процесса, прежде всего в области недостаточной автоматизации.

Например, на отдельных продуктах свыше 200 операций делал один человек, загрузка активного вещества в картридж пиропатрона выполнялась вручную.

Конечно, надо понимать, что учитывая масштаб проблемы, за компанию взялись с повышенной строгостью – но увы, в вопросе защиты жизни покупателей не до компромиссов (в цивилизованном мире).

Комиссия провела свыше 160 интервью с сотрудниками Takata самого разного уровня.

После публикации отчета комиссии, в США было объявлено об отзыве еще 40 миллионов автомобилей, произведенных Acura, Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Daimler Trucks North America, Daimler Vans USA LLC, Dodge/Ram, Ferrari, Fisker, Ford, GMC, Honda, Infiniti, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus, Lincoln, Mazda, McLaren, Mercedes-Benz, Mercury, Mitsubishi, Nissan, Pontiac, Saab, Saturn, Scion, Subaru, Tesla, Toyota, и Volkswagen. Полный список попадающих под отзыв можно найти по ссылке. Ссылка на сам отчет комиссии тут.

Автомобильные производители добровольно меняли бракованные компоненты, они взяли на себя гигантские издержки, и, конечно же, делали все, чтобы заставить Takata их компенсировать.

Рекордный штраф и банкротство

27 февраля 2017 суд США признал компанию Takata виновной в уголовных преступлениях. Компания согласилась заплатить миллиард долларов штрафа, из них 25 миллионов в качестве наказания по уголовному делу, 125 миллионов компенсации жертвам, и 850 миллионов на покрытие издержек автопроизводителей.

Таката что это в автомобиле

Срочная реорганизация не помогла удержать компанию на плаву – 25 июня 2017 года компания объявила о банкротстве. Оставшиеся активы Takata по всему миру были за 1.6 миллиарда долларов проданы американо-китайской компании Key Safety Systems. Название Takata ушло в историю, компанию назвали Joyson Safety Systems.

А что в Европе

В Европе случаев взрыва газогенераторов отмечено не было, отчасти потому, что на большинстве автомобилей применялись газогенераторы с другим действующим веществом — более стабильным нитратом гуанидина.

Но в европейской истории Takata уже было черное пятно – 10 лет назад компанию поймали на картельном ценовом сговоре с поставщиками и партнерами (Tokai Rika, Takata, Autoliv, Toyoda Gosei and Marutaka) на тему поставок рулей, ремней и подушек безопасности на европейские заводы японских марок Suzuki, Toyota и Honda. Тогда Takata освободили от ответственности за добровольное раскрытие всех деталей сговора.

Учитывая все эти моменты и масштаб отзыва в США, европейские производители, использующие подушки Takata, в том числе, немецкого производства, также постепенно начали объявлять об отзыве своих автомобилей.

По замыслу регуляторов, работы по замене всех выпущенных потенциально бракованных подушек Takata должны быть завершены до 2020 года. Автомобили, содержащие смертельно-опасные подушки серии Alpha, должны быть отремонтированы в первую очередь.

Вместе с тем, согласно проведенным в Великобритании исследованиям, обращением по отзыву воспользовалось не более 47% покупателей — а это значит, что тысячи потенциально опасных для своих владельцев автомобилей все еще колесят по дорогам. И дело не в том, что автомобилистов не заботит собственная безопасность — чаще всего они не являются первыми владельцами и просто ничего не знают об этом отзыве.

В общем, если ваш автомобиль есть в списке, то обязательно проверьте свой автомобиль у дилера на предмет отзыва, даже если он выпущен в начале двухтысячных. Подушки Takata серии Alpha (а возможно, и любые подушки Takata с “селитровым” пиропатроном) — это бомбы замедленного действия, так что лучше не рисковать и принять дополнительные предосторожности – тем более, что замена у любого дилера любой марки по этой отзывной кампании абсолютно бесплатна.

Если у вас был опыт замены газогенераторов по отзывам — делитесь!

Источник

«Подушки опасности»: Takata добавила проблем Audi, BMW, Toyota, Honda и Mitsubishi

Таката что это в автомобиле

Масштабная сервисная кампания продолжается: ещё около 1,4 млн автомобилей могут попасть под отзыв по всему миру.

О том, что у подушек безопасности фирмы Takata есть серьёзные дефекты, стало известно ещё в 2013 году. Расследование длилось долго: только в конце февраля 2017-го компания признала себя виновной в производстве «проблемных» эйрбегов. Тогда речь шла о продукции, выпущенной в период с 2000 по 2015 годы. Таката согласилась выплатить властям США 1 млрд долларов: из них около 25 млн пришлись на уплату штрафа, а оставшиеся 975 млн долларов были направлены на возмещение ущерба, в том числе на компенсации пострадавшим от этих подушек. Помимо этого до сих пор продолжаются отзывы машин по всему миру.

Таката что это в автомобиле

Однако эта история пока не близится к своему завершению. Так, стало известно, что неисправны и те эйрбеги, которые фирма выпускала в период с мая 1995-го по август 1999 года. По данным Национального управления безопасности дорожного движения США (NHTSA), эти подушки безопасности могли поглотить влагу, что в итоге способно привести либо к тому, что они разорвутся во время раскрытия, либо к тому, что недостаточно надуются в момент аварии.

По сведениям Automotive New Europe, эти дефектные подушки устанавливались в автомобили марок Audi, BMW, Toyota, Honda и Mitsubishi. Всего их насчитывается около 1,4 млн. Причём баварский автопроизводитель уже объявил о трёх отзывах, под которые в общей сложности попали около 116 тыс. машин марки в США. При этом примерно 8 тысячам владельцев BMW 3 series 1995-1999 годов выпуска рекомендовали не садиться за руль своих машин до тех пор, пока подушки в них не будут заменены. Сообщается, что компания знает об одной смерти и двух случаях ранения (в Австралии и на Кипре) из-за очередного дефекта эйрбегов Takata. В США подобных инцидентов зафиксировано не было.

Таката что это в автомобиле

На фото: BMW 3 series (1997–1999)

В Audi, Toyota и Honda пока что проводят проверки и выясняют, у каких машин могут быть проблемы с подушками безопасности. Компания Mitsubishi сообщила о том, что под отзыв попадает одна модель бренда (какая, пока не уточняется).

Сейчас в NHTSA пока не могут сказать, какое количество машин из указанных 1,4 млн единиц всё ещё находятся на дорогах, ведь с тех пор прошло 20-25 лет: не факт, что все они «дожили» до обнаружения дефекта.

Предшествующая проблема подушек безопасности фирмы Takata заключалась в том, что они взрывались и «выстреливали» в водителей и пассажиров деталями конструкции. Из-за этой неисправности погибло 22 человека, травмы получили более 180 человек. В ходе первой отзывной волны на сервис отправили около 42 млн автомобилей с примерно 70 млн эйрбегов.

Takata объявила о банкротстве в 2017 году. Её активы в апреле прошлого года купил китайский концерн Ningbo Joyson Electronic Corp. с головным офисом в США (владеет американской компанией Key Safety Systems, KSS). В итоге объединённый блок переименовали в Joyson Safety Systems.

Источник

Сервисная кампания
TAKATA

Владельцы автомобилей Toyota 2001 — 2017 годов выпуска — срочно проверьте подушки безопасности в рамках глобальной отзывной кампании. Угроза жизни и здоровью в случае некорректного срабатывания подушек безопасности ТАКАТА. Все работы в рамках кампании бесплатны.

Модель автомобиляПериод производства
Toyota Corolla (120)14.12.2001 — 15.06.2004
Toyota Corolla (150)20.03.2003 — 06.05.2013
Toyota RAV401.08.2003 — 24.10.2005
Toyota Yaris05.09.2005 — 07.06.2010
Toyota Hilux07.09.2011 — 01.04.2015
Toyota Avensis14.04.2003 — 14.10.2008
Toyota Auris10.10.2006 — 28.09.2012
Toyota Alphard19.10.2011 — 04.12.2014

Указанные автомобили оборудованы подушками безопасности производства компании TAKATA. Угроза жизни и здоровью в случае некорректного срабатывания подушек безопасности ТАКАТА. Все работы в рамках кампании бесплатны.

Автомобили, попадающие под действие данной специальной сервисной кампании, оборудованы подушками безопасности производства компании TAKATA. При определенных климатических условиях внутри газогенератора данной подушки безопасности возможна деградация взрывчатого вещества, что может привести к разрушению корпуса газогенератора и проникновению его фрагментов в салон автомобиля при срабатывании подушки безопасности. Компания Тойота заботится о комфорте и безопасности своих клиентов и настоятельно рекомендует убедиться, что ваш автомобиль Toyota не подпадает под действие данной отзывной кампании.

Проверьте свой автомобиль

Чтобы проверить, нуждается ли ваш автомобиль в проведении бесплатной сервисной кампании, пожалуйста, введите VIN и нажмите
кнопку «Проверить»

Таката что это в автомобиле

Паспорт технического средства (ПТС)
Документ, содержащий сведения об основных технических характеристиках транспортного средства, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о собственнике, постановке на учёт и снятии с учёта.

Таката что это в автомобиле

Свидетельство о регистрации Технического средства (СТС)
Документ, подтверждающий постановку автомобиля на регистрационный учет и принадлежность автомобиля конкретному владельцу.

*В настоящей базе данных проверяются только VIN-номера автомобилей, которые официально поставлялись на российский рынок компанией ООО «Тойота Мотор». Владельцы автомобилей Toyota, произведенных для других рынков (Японии, США и пр.) и импортированных на территорию РФ не компанией ООО «Тойота Мотор», также могут проверить свой автомобиль на наличие открытых специальных сервисных кампаний, позвонив на горячую линию Тойота по телефону 8−800−200−57−75 или обратившись к любому Уполномоченному Дилеру / Уполномоченному Партнеру Тойота или в Авторизованный Сервисный Центр Тойота за составлением специального запроса на проверку официальному Дистрибьютору.

Почему это опасно?

Таката что это в автомобиле

Возможный риск тяжелых ранений или гибели
Срабатывание подушки безопасности с деградированным веществом может привести к разрушению газогенератора и проникновению его фрагментов в салон автомобиля, что может повлечь за собой тяжелые ранения или гибель.

Таката что это в автомобиле

Проникновение фрагментов газогенератора в салон автомобиля
Газогенератор представляет собой пиропатрон, при срабатывании которого, подушка безопасности наполняется газом и происходит ее раскрытие. При разрушении корпуса газогенератора металлические фрагменты могут с большой скоростью разлететься по салону автомобиля.

Что нужно сделать для безопасности вашей Toyota

Таката что это в автомобиле

Записаться в удобный вам
дилерский центр Тойота

Таката что это в автомобиле

Провести работы в вашем дилерском центре. Все работы в рамках кампании бесплатны

Таката что это в автомобиле

Будьте полностью уверены в безопасности вашего автомобиля

Ставя превыше всего удовлетворенность и безопасность своих клиентов, Toyota проводит специальные сервисные кампании по проверке и при необходимости замене отдельных составляющих.

После заполнения формы и получения положительного результата вам необходимо обратиться к официальному дилеру или уполномоченному партнеру Тойота и договориться о дате визита в центр для проведения необходимых работ. На станции технического обслуживания на вашем автомобиле бесплатно для вас произведут проверку и, возможно, необходимую замену отдельных составляющих.

Мы убедительно просим вас не оставлять без внимания просьбу о предоставлении вашего автомобиля для проведения необходимых работ.

Источник

В России из-за подушек Takata отзывают почти 21 000 автомобилей Toyota

Таката что это в автомобиле

В сервисной кампании участвуют четыре модели японской марки. Все ремонтные работы проведут бесплатно.

Под отзыв попали 20 702 автомобиля Toyota Alphard, Auris, Corolla и Yaris, которые были реализованы на российском рынке в период с 12 марта 2010-го по 19 мая 2015-го, сообщает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Сервисную акцию проводят из-за дефектных подушек безопасности скандальной фирмы Takata.

Таката что это в автомобиле

На фото: Toyota Auris’2012–15

Так, при аварии у попавших под отзыв машин может некорректно сработать «эйрбэг» переднего пассажира: срабатывание подушки с деградированным веществом может привести к разрушению корпуса газогенератора и проникновению фрагментов газогенератора в салон.

Дилеры уведомят владельцев участвующих в отзывной кампании Alphard, Auris, Corolla и Yaris о необходимости предоставить автомобиль в ближайший сервисный центр. У машин заменят газогенератор передней пассажирской подушки безопасности, все работы проведут бесплатно.

Таката что это в автомобиле

На фото: Toyota Yaris’2009–11

Также владельцы могут сами выяснить, попадает ли их авто под отзыв. Для этого нужно сверить VIN-код с перечнем, который опубликован на сайте Росстандарта.

Напомним, по той же причине в мае этого года в России отзывали автомобили Lexus – в той кампании участвовали более 3 300 машин. В мае же был дан старт сервисной акции для Toyota Alphard и Hilux, опять же из-за подушек безопасности, однако в тот раз Takata была ни при чем: все дело в дефекте датчиков давления/ускорения вэна и пикапа, из-за которого могли не сработать боковые «эйрбэги» и шторки безопасности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *