Тачскрин что это такое в автомобиле
Самый первый в мире сенсорный экран в автомобиле
29 лет прошло с тех пор, как в автомобилях появился сенсорный экран. Первый тачскрин не мог похвастаться такой отменной графикой, какой обладают его современные аналоги, тем не менее, он стал прорывом для своего времени.
Сенсорные экраны довольно частое явление для современных машин, однако не многие знают, что впервые сенсорная технология дебютировала на автомобиле Buick Riviera седьмого поколения, который вышел в 1986 году. Модель оснащалась системой «Графический центр управления» (Graphic Control Center), в которой использовался сенсорный монохромный дисплей размером 3 на 4 дюйма с электронно-лучевой трубкой.
При помощи первого тачскрина водитель мог управлять бортовым компьютером, радиоприемником и климатом в салоне. Кроме того, экран позволял проверить работоспособность тормозной системы, трансмиссии, электрооборудования, а также сообщал владельцу Riviera о том, сколько осталось топлива в баке, предупреждал о незакрытой двери.
Riviera был не единственным автомобилем «Бьюик», у которого был сенсорный экран. Он также устанавливался на модель Reatta. Но инновационная разработка не была по достоинству оценена автовладельцами. Они жаловались на неудобство сенсорной системы, приводя как аргумент, что она отвлекает от дороги. И спустя четыре года Buick был вынужден отказаться от GCC.
На видео ниже можно посмотреть, как работал первый сенсорный экран, а также увидеть рекламу Buick Riviera тех лет.
Почему тачскрин в автомобиле — не лучшее решение Статьи редакции
Перевод статьи продакт-дизайнера Connected lab Джеки Ли.
Перевод подготовлен командой онлайн-школы английского языка Skyeng.
Недавно я вызвал Uber и мне повезло доехать до дома в Tesla. Я фанат Tesla, и когда Model X остановилась и открыла передо мной свои двери Falcon, я страшно обрадовался. Водитель показал мне основные функции автомобиля на 17-дюймовом встроенном экране. Это было очень кстати: в тот момент я как раз работал над проектом, связанным с автомобилями.
Пока я радовался, что узнаю больше о машине, я заметил, что внимание водителя сосредоточено в большей степени на экране, чем на дороге. Я задумался о взаимодействии водителя с тачскрином — насколько он отвлекает человека?
Чтобы изучить пользовательское поведение водителя при взаимодействии с интерфейсами, мы с моей командой пригласили 21 участника для тестирования симулятора вождения. Его мы спроектировали специально для этого. Мы решили проанализировать когнитивный стресс участников при взаимодействии с тачскрином во время вождения.
Для управление сенсорным экраном требуется большая координации рук и внимание, чем для управления обычными кнопками и рычагами. Отсутствие тактильности тачскрина предполагает, что нам чаще нужно смотреть на него, чтобы видеть, что мы нажимаем, чем в случае с обычной приборной панелью.
Но вот что нас действительно удивило: даже когда наши участники не выполняли никаких задач и ничего не нажимали, их внимание всё равно было сосредоточено на экране, а не на дороге. Они постоянно поглядывали на экран, как будто хотели проверить, не появилось ли там там чего-то нового. Это при том, что сенсорные экраны в автомобилях существуют с 1986 года — помните Buick Riviera?
Но, если задуматься, это поведение вполне оправданно. В повседневной жизни мы постоянно отвлекаемся на экраны наших смартфонов, чтобы проверить оповещения или просто расслабиться. Экраны в принципе притягивают внимание, отвлекая от любых занятий — когда мы думаем, разговариваем или управляем автомобилем.
Чтобы убедиться, что дело именно в этом, мы изучили поведение участников исследования в те моменты, когда экран был выключен. Несложно догадаться, что они ответили:
Теперь, когда на экране ничего нет, мне гораздо проще сосредоточить взгляд на дороге.
Видеть экран не так важно, как иметь возможность контролировать его.
Хорошо, мы можем убрать сенсорные экраны из машин. Но всё не так просто. С одной стороны, когда экран был выключен, участники исследования чувствовали себя более сосредоточенными на дороге. Но при этом многим из них был некомфортно из-за того, что нужная им информация больше не отображалась на экране.
Предпочитаю всегда видеть карту на экране, когда я за рулем. Было бы удобно, если бы она всегда была доступна в фоновом режиме, и я постоянно был в курсе пробок и ситуации на дороге.
Некоторые участники заявили, что для них экран, который помогает добраться из точки А в точку Б — неотъемлемая часть процесса вождения, то, что невозможно обеспечить только кнопками и ручками.
Итак, что делать, если экран это одновременно и отвлекающий фактор, и источник полезной информации?
Голосовой интерфейс, многообещающая технология, популярность которой растёт, кажется хорошей альтернативой. Этот невидимый и неосязаемый способ взаимодействия обеспечивает водителя необходимой информацией, позволяя при этом смотреть только на дорогу и не убирать руки с руля.
В 2018 году на выставке CES многие автомобильные компании продемонстрировали свои разработки в области встроенных голосовых помощников.
Однако когда мы решили подтвердить нашу догадку, оказалось, что голосовой ввод — не лучшее решение проблемы. Поменять температуру в автомобиле или выбрать музыку с помощью голоса оказалось для участников исследования сложной задачей. Даже когда мы напоминали им об опции голосового ввода, они всё равно делали это вручную.
Оказалось, что, как и в случае с сенсорным экраном, при использовании голосового ввода когнитивная нагрузка увеличивается. Водителю нужно подумать, как сформулировать команду, после этого произнести её. Гораздо проще нажать пару кнопок.
Исследования показали, что технологию голосового ввода так сложно адаптировать частично именно из-за когнитивного усилия, которое она предполагает. Несмотря на то, что руки водителя могут оставаться на руле, а взгляд может быть сосредоточен на дороге, люди думают о том, как сформулировать и произнести команду.
Я пытался сконцентрироваться на дороге, но одновременно думал о том, какую песню поставить следующей
Другая причина неудобства использования голосового ввода связана с физическим пространством. Использовать голосовые команды дома — это нормально и привычно. Человеку не всегда бывает удобно дотянуться до кондиционера или пульта от телевизора. Но когда водитель находится за рулём автомобиля, все элементы управления расположены на расстоянии вытянутой руки.
Голос — недостаточно эффективный метод, чтобы стать основным способом ввода информации. Он может быть только дополнительным элементом пользовательского опыта. В частности, мы заметили, что голос лучше всего работает для задач, которые состоят из нескольких шагов при ручном управлении, например, найти какую-то конкретную песню, переключить плейлист, позвонить другу или построить маршрут.
Более простые действия, такие как включение или выключение чего-либо, удобнее выполнять с помощью кнопок. И то, что Tesla внедрили возможность управлять функциями автопилота с помощью кнопок на руле, подтверждает эту идею.
Всё больше современных продуктов подключаются к интернету, люди начинают относиться к своим автомобилям практически как к смартфонами на колесах. Поэтому желание заменить обычную приборную панель автомобиля на огромный сенсорный экран выглядит вполне логичным. И это именно то, что произошло, когда мир перешёл от Blackberry к iPhone.
Во время исследования я убедился, что автомобиль это среда, которую достаточно сложно сравнить с чем-то ещё. Для создания пользовательского опыта в автомобиле нельзя использовать тот же подход, что при разработке, например, смартфона. Для каждой задачи водителя нужно определить метод, обеспечивающий минимальную когнитивную нагрузку.
На мой взгляд, автомобили, преимущественно использующие сенсорный экран, не особенно отличаются от автомобилей с низким рейтингом безопасности.
Конечно, минималистичный дизайн тачскрина выглядит настолько привлекательно, что перед ним сложно устоять. Но никогда нельзя жертвовать функциональностью в пользу эстетики, особенно если речь идёт о продуктах, которые могут угрожать человеческой жизни. С каким бы восторгом я ни представлял себе будущее, в котором я могу чувствовать себя «Рыцарем дорог», наши автомобили ещё не готовы к этому будущему.
Мне кажется, что Absolute Positioning от Acura — шаг в нужном направлении. Экран расположен гораздо ближе к линии взгляда водителя, чем большинство дисплеев, а управление осуществляется с помощью тачпада, расположенного снизу, что сводит к минимуму потребность водителя смотреть на экран.
А когда автомобили наконец достигнут пятого уровня автономности, мы просто откинемся на сиденье и будем наслаждаться поездкой.
Сенсорное управление в автомобилях – зло. Мнение
Сегодня мы не представляем свою жизнь без гаджетов, логика взаимодействия с которыми основана на сенсорном управлении. Но если со смартфонами и планшетами такой подход абсолютно оправдан, а во многой технике сенсорные клавиши просто не мешают, то в автомобилях тачскрины и сенсорные кнопки – абсолютное зло. Попробую обосновать.
Водитель вынужден отвлекаться
Последнее время автомобили получили множество электронных помощников, которые требуют настройки. Естественно, что управление этими системами проще всего реализовать через сенсорный дисплей. Это позволяет сделать настройку наглядной и интуитивно понятной и минимизирует количество клавиш на центральной консоли или центральном тоннеле. Когда через тачскрин настраиваются второстепенные функции, управление которыми производится во время стоянки автомобиля, – вопросов к такому подходу не возникает.
Но производители пошли на поводу у моды – в итоге даже управление основным функционалом авто, необходимым в движении, переносится на тачскрин и сенсорные кнопки. Регулировка «климата», управление звуком, светом, подогревом сидений, стеклоочистителями – все эти действия должны производиться не глядя. Реализация их через сенсоры лишает водителя такой возможности.
Судите сами: для переключения трека или радиостанции вы вынуждены оторвать взгляд от дороги и посмотреть, куда нужно нажать. При сенсорном управлении «климатом» аналогично приходится поступить для изменения температуры или направления потоков – вам нужно увидеть кнопки, чтобы понять, куда нажимать, вместо того чтобы вслепую повернуть ручку или нажать клавишу. Отдельные автопроизводители сделали сенсорным управление головным светом. Вы серьезно? Такой подход и отсутствие тактильной связи приводит к тому, что на каждое действие водитель вынужден отвлекаться от дороги, так как не может выполнить его вслепую, что несет прямую угрозу безопасности дорожного движения.
Обратная сторона медали: вы приходите морозным утром к автомобилю, заводите его и хотите сразу же включить обдув, обогрев лобового стекла, подогрев сидений – подождите! В прямом смысле подождите, пока загрузится система и вы сможете выполнить необходимые действия. А если управление этими действиями распихано по разным пунктам настроек – вы потратите минуту времени на то, что могли сделать двумя нажатиями физических клавиш. Прогресс!
Появление интерфейсов зеркалирования смартфонов Apple CarPlay и Android Auto, призванных облегчить взаимодействие водителей с их гаджетами, также заставляет отвлекаться от дороги. По данным исследования организации IAM RoadSmart, время реакции водителя на нештатные ситуации при использовании интерфейса Apple CarPlay увеличивается на 57%, а в случае с Android Auto – на 53%. Также ученые отмечают, что, отвлекаясь на сенсорный экран, водитель может терять контроль над дорогой на время до 16 секунд. Это, согласитесь, очень много.
Более того, небольшое исследование, проведенное в 2018 году, показало, что водители переводят взгляд на дисплей автомобиля, даже если у них нет необходимости в этом. Само наличие экрана заставляет отвлекаться.
От сенсорных экранов не уйти
Однако производители не откажутся от сенсорных дисплеев по многим причинам. Во-первых, навигация, камеры заднего вида и системы кругового обзора требуют наличия экрана для своего функционирования, во-вторых, как уже говорилось выше, у современных автомобилей настраиваемых опций стало столько, что все управление ими невозможно «повесить» на физические клавиши.
Но главное в том, что наличие запроса на тачскрины позволяет автопроизводителям зарабатывать дополнительные деньги, которые покупатели готовы платить, ведь многие сегодня даже не рассматривают к покупке комплектации без продвинутой сенсорной медиасистемы с интерфейсами зеркалирования смартфона. О том, что в повседневной эксплуатации автомобили с сенсорными экранами и управлением оказываются неудобными и даже опасными, они задумываются позже. Зато перед соседями не стыдно за дешевую комплектацию.
Также подозреваю, что внедрение тачскринов в качестве замены всевозможных аналоговых блоков управления дает возможность автомобильным концернам экономить. Сегодня сенсорные дисплеи стали настолько дешевыми, что наверняка каждый из них стоит меньше, чем отдельные блок управления «климатом», магнитола и т.д. Та же ситуация, вероятно, и с сенсорными клавишами: поставил одну панель – и нет необходимости во множестве аналоговых кнопок. Следствием использования тачскрина является экономия на разработке дизайна и пользовательского интерфейса центральной консоли, которую заменяет большой экран. Правда, возникает необходимость тратиться на разработку качественного программного обеспечения.
Вердикт
Если вы хотите приобрести автомобиль в комплектации, где управление основополагающими функциями реализовано через тачскрин и сенсорные кнопки, – задумайтесь, так ли оно вам надо. Особенно если это платная опция.
Сегодня автоиндустрия уже не может уйти от сенсорных экранов, но одно дело использовать их для вывода карт навигации, второстепенной информации и редкого изменения каких-то настроек, которые вы не будете трогать в движении, другое – когда на экран или сенсорные кнопки завязаны основополагающие функции, для управления которыми приходится постоянно отвлекаться от дороги. И если в дорогих автомобилях, оборудованных активными системами безопасности вроде адаптивного «круиза», автоторможения и контроля полосы движения, последствия отвлечения водителя может исправить сама машина, то в более дешевых авто такое отвлечение сулит серьезные проблемы.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Стой и смотри. Дисплеи в базе объявлений Автобизнеса
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Сначала сенсорные экраны (тачскрины) встречались крайне редко. Их можно было найти, в основном, лишь в некоторых карманных компьютерах (КПК, PDA). Как известно, эти устройства так и не получили широкого распространения, поскольку им не хватало самого важного: функциональности телефона. История смартфонов тесно связана с тачскринами. А поэтому современного человека с «умным телефоном» в кармане сенсорным экраном уже не удивишь. Тачскрин нашел широкое применение и в модных дорогих девайсах и даже в сравнительно дешевых телефонах. Но не будем в очередной раз обсуждать достоинства и недостатки тех или иных моделей телефонов. В этом вопросе каждый пользователь способен определиться сам.
Поговорим о принципах работы трех типов сенсорных экранов, которые вы можете встретить в современном устройстве.
Итак, сенсорные экраны перестали быть слишком дорогими. Кроме того, тачскрины стали намного «отзывчивее» и касания пользователя теперь распознают превосходно. Это проложило им широкую дорогу к широким массам пользователей. В настоящее время известны три основных конструкции тачскринов:
1.Резистивные или попросту «упругие» (Resistive)
3.Волновые (Surface acoustic wave)
О резистивном тачскрине. Недавнее прошлое
Резистивная система представляет собою обычное стекло, покрытое слоем проводника электричества и упругой металлической «пленкой», тоже обладающей токопроводящими свойствами. Между этими двумя слоями при помощи специальных распорок оставляют пустое пространство. А поверхность экрана покрыта материалом, защищающим его от царапин.
Во время работы пользователя с тачскрином, электрический заряд проходит через оба слоя. Каким образом все происходит? Пользователь касается экрана в определенной точке и упругий верхний слой приходит в соприкосновение с проводниковым слоем. Причем именно в этой точке. Затем компьютер определяет координаты точки, которой коснулся пользователь.
Когда координаты уже известны устройству, специальный драйвер переводит прикосновение в известные операционной системе команды. Здесь уместна аналогия с драйвером обычной компьютерной мышки. Он занимается тем же самым: объясняет операционной системе, что именно хотел ей сказать пользователь нажатием кнопки или перемещением манипулятора. С экранами этого типа чаще всего используют специальные стилусы.
Резистивные экраны можно обнаружить в сравнительно немолодых устройствах. Именно таким сенсорным дисплеем был оборудован IBM Simon, древнейший из сознанных нашей цивилизацией смартфонов.
Устройство емкостного экрана. Цифровое настоящее
В тачскринах этой конструкции стеклянная основа покрыта слоем, играющим роль вместилища-накопителя электрического заряда. Своим касанием пользователь высвобождает часть электрического заряда в определенной точке. Это уменьшение определяется микросхемами, расположенными в каждом из углов экрана. Компьютер вычисляет разницу электрических потенциалов между различными частями экрана, и информация о касании во всех подробностях немедленно передается в программу-драйвер тачскрина.
Важным преимуществом емкостных тачскринов является способность этого типа экранов сохранять почти 90 % изначальной яркости дисплея. В экранах резистивного типа сохраняется лишь порядка 75 % изначального света. По этой причине изображения на емкостном экране выглядят значительно более четким, чем на тачскринах резистивной конструкции.
Волновые сенсорные дисплеи. Яркое будущее
На концах осей X и Y координатной сетки стеклянного экрана располагается по преобразователю. Один из них передающий, а второй принимающий. На стеклянной основе располагаются и рефлекторы, «отражающие» электрический сигнал, передаваемый от одного преобразователя к другому.
Преобразователь-приемник точно «знает» состоялось ли нажатие и в какой именно точке оно произошло, поскольку своим касанием пользователь вносит прерывание в акустическую волну. Стекло волнового дисплея лишено металлического покрытия, что позволяет сохранить все 100 % изначального света. Благодаря своей столь приятной особенности, волновой экран является наилучшим выбором для пользователей, работающих в мелкими деталями графики. Ведь и резистивные и емкостные тачскрины не идеальны в плане четкости изображения. Покрытие задерживает свет и искажает картинку.
Некоторые особенности различных тачскринов
Самыми дешевыми и наименее четко передающими картинку сенсорными экранами являются резистивные. Кроме того, они же самые уязвимые. Любой острый предмет может повредить нежную резистивную «пленочку». Волновые тачскрины являются самыми дорогими среди себе подобных. Резистивная конструкция скорее относится к прошлому, волновая — к будущему, а емкостная — к настоящему. Хотя грядущее никому не известно и можно лишь предполагать, что та или иная технология имеет некоторые перспективы.
Для резистивной системы не имеет особого значения, коснулся пользователь экрана резиновым наконечником стилуса или пальцем. Достаточно и того, что два слоя пришли в соприкосновение. Емкостной экран распознает лишь касания токопроводящими предметами. Чаще всего пользователи работают с ними при помощи своих пальцев. В этом отношении экраны волновой конструкции ближе к резистивным. Отдать ей команду можно практически любым предметом, избегая при этом тяжелых и слишком маленьких объектов. То есть стержень шариковой ручки не подойдет.
А теперь, если читателям еще не наскучили технические подробности и инженерные тонкости, при наличии желания и свободного времени, они могут отправиться в гости к создателям Xbox One — игровой приставки, которой создатели Windows сумели удивить мир.
Тачскрин – что это такое?
С развитием науки и техники в нашем обиходе появляется все больше новых слов, значение которых не всегда понятны. Многие наверняка слышали такой термин, как «тачскрин». Его название состоит из двух английских слов Touch, котрое можно перевести, как «прикосновение» и Screen – экран. То есть дословно тачскрин (touchscreen) означает «экран, реагирующий на прикосновение». Иногда его еще называют «сенсорным» экраном – прикасаясь пальцем или специальным устройством (стилусом) к определенной области экрана запускается предусмотренная алгоритмом программа. Применяется эта технология в различным электронных устройствах – мобильных телефонах, планшетных компьютерах, в банкоматах. В последнее время автомобильные магнитолы также стали оборудоваться тачскринами. Это очень удобно, так как современные магнитолы по сути являются мультимедийными устройствами, несущими в себе множество функций и управлять ими при помощи ограниченного набора клавиш весьма проблематично, особенно во время движения.
Единственным недостатком тачскринов для автомобильных магнитол является их уязвимость перед механическими повреждениями – довольно часто возникают ситуации, когда во время движения при наезде на кочку или резком торможении стекло экрана разбивается. Поэтому поставщики «автомузыки» предлагают большой выбор Touch Screen для всех марок автомагнитол. Цена зависит от модели и размера экрана. В среднем тачскрин для штатной автомагнитолы стоит 600 до 1200 рублей в розничной торговле. Приобрести его можно как в специализированных магазинах, на авторынках, так и через интернет. В последнем случае можно не выходя из дома подобрать тачскрин именно для своей модели автомагнитолы, найти самую оптимальную цену, расплатиться банковской картой и заказать доставку покупки к себе домой. Удобство и выгода здесь очевидны.
Сейчас через интернет торгуют многие компании, но в этой сфере работает и не малое количество фирм-однодневок, предлагающих некачественный товар или подделки, а иногда и занимающихся мошенничеством, беря с покупателей деньги и исчезая.