табор уходит в небо будулай актер
Резать по живому: как снимали легендарный фильм «Табор уходит в небо»
Этот фильм собрал у экранов 65 миллионов зрителей и стал лидером советского проката в 1976 году. «Табор уходит в небо» вошел в рейтинг самых посещаемых кинолент за всю историю киноиндустрии СССР. Копии фильма были проданы для проката в 120 стран мира. Молдавский режиссер Эмиль Лотяну снял настоящую музыкальную драму о строптивой цыганской душе. Не меньшие страсти кипели и за кадром. Спустя 42 года актеры киноленты вспомнили, как работали от рассвета до заката, как укрощали лошадей, дрались на настоящих ножах и искали кочевых цыган.
Как проходили кинопробы
Известно, что актеров Эмиль Лотяну отбирал скрупулезно и долго. На кинопробы он приглашал лучших артистов. Однако для многих легендарная кинолента «Табор уходит в небо» стала дебютом. Заслуженный деятель искусств, актер театра «Сатирикус» Серджиу Финити в фильме сыграл цыгана Бубулю. Эта роль стала для него стартовой в кино. Молодой Финити только вернулся из армии и оформлял документы. Актер мечтал продолжить игру в театре, а попал на съемочную площадку. По воле судьбы ассистентом режиссера оказался сокурсник Финити. От него актер и получил срочную телеграмму с просьбой незамедлительно прилететь в Каунас.
«Там было много претендентов на роль Бубули. Человек 12 точно. Лотяну даже с кое-кем уже заключил контракты, но ему постоянно что-то не нравилось. Ему порекомендовали меня. Лотяну посмотрел на меня и сказал – улыбнись. Я улыбнулся. Потом велел засмеяться – я начал смеяться. Потом сказал – плачь! Я заплакал. Эту проверку я прошел нормально. А потом он спросил: «На лошади скачешь?» А я ему в ответ: «Не умею, но за три дня научусь». Я парашютист, адреналин у меня в крови. Я тут же пошел на манеж и начал тренироваться. На второй день приехал Лотяну, а я ему сходу и «свечку на коне», и «отрыв в седле». Все то, что потом и было снято», – вспоминает Серджиу Финити.
Заветную телеграмму с приглашением на кинопробы мечтали получить многие советские актеры. Слава о масштабном проекте разнеслась по всему Советскому Союзу еще до команды «мотор!». Мало кто знает, но в съемках киноленты Эмилю Лотяну отказала родная киностудия «Молдова- Фильм». Поэтому снимать цыганскую драму он отправился в Москву. Это была его первая работа на «Мосфильме». В руках был сценарий и две утвержденные роли – цыганки Рады и конокрада Лойку Зобара. Позже советские кинокритики писали, что эти роли были прописаны Лотяну специально для Григоре Григориу и Светланы Тома. Они были знакомы более 10 лет. Лотяну уже снимал этих актеров в своих лентах «Красные поляны» и «Лэутары».
Актриса Светлана Тома
Фото: ТАСС
«Лотяну говорил, что в Григоре Григориу есть обезоруживающее молчание, в нем собраны целые этнические плиты. На роль Зобара Лотяну представлял только его. А когда были кинопробы и худсовет утверждал состав, возник вопрос: почему бы не утвердить на роль Лойку известных советских актеров или коренных цыган. Но Эмиль Лотяну отстоял кандидатуру. Так и сказал: «Без Григориу снимать не буду! Нет героя – нет фильма»», – рассказывает сын Григоре Григориу, режиссер Октавиан Григориу.
Несмотря на то, что в копилке известного актера уже было около десятка фильмов, роль Лойку Зобара была самой сложной для Григоре Григориу. Образ удалого конокрада, обольстителя и укротителя нужно было сыграть убедительно.
«Когда он работал над ролью Зобара, знаете, чем он занимался? Он метал молот. Каждое утро он закручивал себя как в центрифуге и метал. Выбрасывал этот сгусток энергии. Эта роль была ему предначертана. Когда он был младенцем, моя бабушка почему-то решила отнести его к цыганской гадалке. А гадалка ему нагадала, что быть ему конокрадом. Бабушку это обескуражило, даже напугало. А вы посмотрите, ведь спустя годы предсказание сбылось», – рассказывает Октавиан Григориу.
Эмиль Лотяну словно отлавливал нужные ему лица. Возникал из неоткуда. Так прямо в городе он появился перед актером Всеволодом Даниловым. Лотяну отметил игру актера в картине «Дмитрий Кантемир» и предложил сниматься в киноленте «Табор уходит в небо». Гаврилову досталась драматическая роль Данилы, отца Рады недавно вернувшегося с солдатской службы.
«Мы приехали на «Мосфильм». Это было очень волнительно. Сами понимаете, какие люди, артисты там ходят. Отказываться от роли, когда тебе уже 32, а за плечами только три фильма? Конечно, нет. На пробах с Лотяну сидела пожилая женщина, тогда я еще не знал кто это. Я сыграл свой эпизод: упал на колени перед женщиной. И вдруг за моей спиной раздались возгласы с цыганским акцентом: «Вай, вай, вай!». Лотяну познакомил нас. Это была Ляля Сергеевна Черная. Певица, танцовщица, потрясающий человек. Я понравился ей, она мне поверила. Так меня сразу отправили на грим», – вспоминает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Цыганские страсти
75-летие театра «Ромэн»
Фото: Александр Соверкин,ТАСС
«Мы снимали фильм в Закарпатье, городок Виноградово расположен на границе с Венгрией. Там в Закарпатье и нашли кочевых цыган. Это был целый табор. И я помню, как Лотяну сказал нам: «Ну вот смотрите- безграмотные, без паспортов, а какие полиглоты. Знают венгерский, польский, русский, румынский. Они умнее всех вас!». В них было то, чего не было у московских цыган. Мы видели это пыл в массовках, это неповторимо!»,- вспоминает актер, заслуженный деятель искусств Серджиу Финити.
Кстати, не все цыгане благосклонно отнеслись к тому, что про них будут снимать большое кино. Особенно цыганки. Женщины признавались, что ни за что не согласились бы сыграть Раду. В таборе незамужней женщине не принято обнажатся перед мужчиной. А тем более высмеивать его перед остальными цыганами. Эти сцены Лотяну добавил в сценарий с художественной целью. Придать большего драматизма картине.
Цыгане, которые все же поддались на эту авантюру и снимались в кино, ставили главным условием правдоподобность всех сцен. Дмитрий Бузылев исполнил роль брата Рады и запомнился зрителю благодаря сцене драки на ярмарке. Будучи потомком сибирских кочевых цыган, он хорошо владел охотничьим ножом.
Лотяну умел находить таланты. Одной из самых юных актрис была 8-летняя Алена Бузылева. Маленькая цыганочка исполнила в киноленте песню «Нацэ ноха» ( прим. ред.«Юбки нет»). Зритель долгое время не мог поверить в то, что мощный голос принадлежит юному дарованию. Музыка звучала и на съемочной площадке, и вне кадра. Актеры вспоминают – когда Лотяну объявлял перерыв, цыгане бросались в пляс и пели песни. Так же и в кино, борьба шла за каждую ноту.
«В ряд стояли все: гитарист Шишков, Ляля Сергеевна Черная. Проезд камеры, оператор снимал панорамой всех актеров, одного за другим. Лотяну попросил гитариста Билаша, сыграть один аккорд, как только камера остановится возле него. Мотор, начали! Как только камера остановилась у Билаша- он выдал не аккорд, а целую партию. Так снимали несколько дублей. Лотяну кричит: «Билаш, я же аккорд прошу, а не целую песню». А Билаш разозлился, дернул гитару и в ответ: «Я известный гитаристы, цыганский народ меня не поймет! Подумает, разучился я совсем играть». Как они там дальше договаривались, я не знаю», – смеется и вспоминает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Ах, кони мои, кони!
Строптивыми были не только цыгане, но и их верные друзья – лошади. Для киноленты «Табор уходит в небо» Эмиль Лотяну скакунов отбирал лично. В съемках фильма были задействованы лучшие лошади кавалерийского полка из подмосковного клуба Алабино. Этот клуб называли «мосфильмовским», ведь здешние скакуны часто снимались в советском кино. Остальной табун добирали из местных закарпатских колхозов.
«Конь с которым работал Гриша Григориу стоил огромных денег. Породистый рысак, натренерованный. А какие трюки выполнял на коне Сережа Финити. За полтора месяца до съемок они тренировались на манеже. Не просто сели и поехали. У каждой лошади свой характер. Поэтому актеров с лошадьми знакомили заранее, привыкали к животному. Но когда Лотяну заикнулся, что я должен сесть в седло, я отказался. Я их боюсь, у них 4 копыта. Мое кредо – не умеешь- не берись. Есть каскадеры»,- рассказывает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Исполнителю роли Бубули – Серджиу Финити достался настоящий чемпион-конь Закат. Вольнолюбивый жеребец не раз пытался сбросить Серджиу с седла и отказывался выполнять команды. Чтобы с ним подружиться, пришлось идти на хитрости.
«Он меня сначала вообще не воспринимал. Даже в той сцене, где я спасаю Зобара на ратушной площади, он никак не хотел вставать в свечку. Но все-таки в Закарпатье я подружился с ним. Я его ягодами с руки кормил, ухаживал за ним. Прошел год, я снимался в фильме «По волчьему следу» и вдруг узнаю, что опять приезжает Алабино со своими лошадьми. Ассистент режиссера мне говорит, — видишь того рыжего коня в табуне? Это — Закат. Мы стояли метров за двести, но я окликнул его по имени. И вдруг он вышел из табуна, подошел ко мне и начал ластиться. Я, наверное, от любви так не плакал, как от этой ласки и признательности!», – со слезами на глазах вспоминает Серджиу Финити.
Во время съемок фильма «Табор уходит в небо» для скакунов была оборудована специальная конюшня. Актеры продолжали тренировки на лошадях, ухаживали за ними и приручали. Одна из таких тренировок чуть не стоила жизни актеру Григоре Григориу и дочке московского барона Волошина.
Актер Григоре Григориу
Фото: Олег Литвин,ТАСС
«Николай Волошин – один из баронов уезжал в Москву на концерт. У него была молодая дочка. Барон подошел к моему отцу и сказал «Григоре, не могу ее никому доверить- доверяю тебе». Отец вставал рано, седлал лошадь и тренировался. Чтобы не оставлять девчонку одну, оседлал еще одного коня- Слона. Слон поскакал галопом, а потом сорвался в одночасье к обрыву. Цыганочка испугалась. Отцу удалось на скаку остановить строптивую лошадь, спустить девочку. Потом выяснилось, что конь Слон самый неуправляемый в табуне и не выносит уздечку»,- рассказал сын Григоре Григориу, режиссер Октавиан Григориу.
Режим Лотяну: от рассвета от заката
Съемки в Закарпатье шли более трех месяцев. И все под открытым небом. Актеры и сегодня с содроганием вспоминают, каким порой беспощадным был Лотяну. Они вставали в 5 часов утра и работали до изнеможения, пока режиссер не получит желаемого результата в кадре. Короткий эпизод, где Бубуля идет на спасение с пистолетом снимали пол дня. Серджиу Финити вспоминает, на эту сцену ушло около 6 дублей.
«Это был сложный день – октябрь 6 градусов тепла. А меня мочат из брандспойта, как будто дождь идет. И этот китель не успевал высохнуть, его над костром грели. Так и снимали- 50 грамм выпиваешь, китель накидываешь чтоб не замерзнуть и вперед. Но вы знаете, это были уроки настоящего актерского мастерства. Вряд ли я бы получил такие где-то еще. Это мне очень пригодилось в последующих фильмах»,- рассказывает Серджиу Финити.
В сложных условиях снимали падение Рады и Зобара в реку Тиса. Актеры вспоминают- было так холодно, что зуб на зуб не попадал. Ассистенты нашли в соседней деревне гусиный жир. Им мазали актеров, чтобы те окончательно не замерзли, ведь снимать пришлось не с одного дубля. Операторы столкнулись еще с одной проблемой: никак не получалась снять крупный план со Светланой Тома. От холода у нее изо рта шел пар. Чтобы избежать киноляпа, актрисе пришлось держать во рту лед.
«Эту сцену должны были снимать летом, а пришлось снимать поздней осенью. Мерзли руки, ноги. Но они должны были доснять этот материал, эту сцену. Об этом всегда с особым героизмом рассказывала Светлана Тома. Как они скатывались и падали в ледяную реку. И про то, как отец поднимал ее со дна, на руках, как вымпел», – вспоминает сын Григоре Григориу, Октавиан.
О том, что Эмиль Лотяну бывает жестким и бескомпромиссным, знали все на площадке. В порыве гнева он мог даже выругаться на актера, а за удачный дубль расцеловать. Взрывоопасный характер не раз приводил к конфликтам.
«Великого режиссера не обманешь. Он такое там вытворял, что московские операторы были порой в ужасе, ведь на «Мосфильме» так с артистами не говорят. Со мной он такого себе не позволял», – вспоминает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Кстати, роль Данилы для Всеволода Гаврилова стала последней в кинолентах Лотяну. Виной всему сцена с участием актера, вырезанная из фильма. Режиссер приглашал актера на съемки фильма«Мой ласковый и нежный зверь», но тот наотрез отказался.
«Операторы 15 метров держали меня на крупном плане. Снимали Данило, который идет на Зобара убившего дочь. Была команда «стоп. снято» и поцелуи от Лотяну. Меня трясло от эмоций. Николай Волошин- солист театра Ромэн даже спросил меня: «Ты что убивал когда-либо людей? Такими глазами идут только убивать». Но потом весь этот проход был вырезан и мы с Лотяну рассорились»,- рассказывает актер Всеволод Гаврилов.
Мало кто знает, но сцены Эмиль Лотяну срезал не по собственной прихоти. За время работы над фильмом было снято очень много материала. Как вспоминает актер Серджиу Финити, его хватило бы на целый сериал. Однако по приказу чиновников, пленку пришлось резать.
Молдавский кинорежиссер Эмиль Лотану в своей квартире в Кишиневе
Фото: Wikipedia
Табор уходит в небо
СССР | 1976 г. | 101 мин. | мюзикл, драма, мелодрама
Рейтинг:
Кинопоиск 7,53 IMDb 7,7
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Табор уходит в небо»:
Актеры фильма «Табор уходит в небо»:
Содержание фильма «Табор уходит в небо»:
В 1976 году фильм «Табор уходит в небо» был лидером советского проката лидером проката, только в 1976 году его посмотрело почти 65 миллионов зрителей. Лицензия на прокат фильма «Табор уходит в небо» была продана в 112 стран мира.
Трудно поверить, но сценарий фильма «Табор уходит в небо» написан Эмилем Лотяну по раннему рассказу Максима Горького «Макар Чудра», в основе которого лежит история любви цыгана конокрада Лойко Зобара и цыганки-вещуньи Рады. Съемки фильма проходили в Карпатах.
Сюжет фильма Табор уходит в небо
Фильм «Табор уходит в небо» переносит зрителя во вторую половину XIX века в Бессарабию, в то время окраинную провинцию Австро-Венгерской империи.
Все Закарпатье знает отчаянного цыгана Лойку Зобаре (актер Григоре Григориу) — удачливого конокрада и покорителя женщин.
В народе идет молва, что если уж Лойку понравился конь, то он его обязательно украдет.
Во время очередной погони, Лойку получает ранёение в ногу, но ему раненому все- таки ему удается скрыться.
На берегу реки Тисса он встречает красавицу-цыганку Раду (актриса Светлана Тома), которая поднимает его на ноги.
Они расстаются, но красавица-цыганка западает Лойку в душу и он начинает ее поиски.
Поиски приводят Лойку в табор старого Нура (актер Михаил Шишков), где он и находит Раду, дочку старого Данилы (актер Всеволод Гаврилов).
Друзья уговаривают Лойку не связываться с Радой, предостерегая Лойку, что Рада колдунья, и что она погубила не одно мужское сердце.
Но Лойка, позабыв все на свете, и даже белокурую селянку Юлишку (актриса Елена Садовская) с головой бросается в любовь.
Рада соглашается стать его женой, но только при одном условии – в день свадьбы Лойку должен встать перед ней на колени перед всем табором и поцеловать ее правую руку в знак полного подчинения ей.
Но в день свадьбы цыганская гордость Лойку взяла свое…
Как сложится судьба Лойку и Рады, вы узнаете, посмотрев онлайн фильм «Табор уходит в небо».
45 лет картине «Табор уходит в небо»: интересные факты о фильме Эмиля Лотяну
5 апреля 1976 года состоялась премьера фильма «Табор уходит в небо». Лента режиссера Эмиля Лотяну завоевала множество наград и прославила актеров в ней сыгравших.
ПО ТЕМЕ
«Я рыдала»: Неожиданное предложение выбило Варлей из колеи
«В этом большая моя драма»: почему Людмила Гурченко никогда не прощала измен
До знакомства с Эмилем Лотяну 17-летняя Светлана Тома собиралась поступать на юридический факультет. Случайная встреча с режиссером на остановке изменила жизнь девушки. В тот же год Светлана получила роль в фильме кинематографиста «Красные поляны» и попала в старейший театральный вуз страны ЛГИТМиК.
Работа с Лотяну была настоящим испытанием для Томы. Режиссер не церемонился с молодой актрисой – повышал на нее голос, обзывал бездарностью. Однажды на съемках фильма «Табор уходит в небо» у Светланы сдали нервы. Исполнительница роли Рады сбежала со съемочной площадки в Карпатах в Москву. Актриса отсутствовала десять дней, и, когда вернулась, обнаружила, что не уволена. Коллеги терпеливо дождались девушку. Выходка Томы вывела из себя Лотяну. Режиссер долгое время не разговаривал с артисткой, передавая поручения через помощников.
Отметим, что Эмиль Лотяну был строг со всеми своими подчиненными. Члены творческого коллектива картины вставали в пять утра, чтобы трудиться до семи вечера. К полудню на улице становилось невыносимо жарко, обстановка на площадке обострялась. В такие моменты режиссер начинал кричать на уставших артистов, выражать недовольство их игрой. Таким образом кинематографист добивался достоверности на экране, создавал напряжение в кадре.
По словам актера Григоре Григориу, сыгравшего в «Таборе…» конокрада Лойко Зобара, Эмиль Лотяну ни под кого не подстраивался. Режиссер не умел работать по заказу, не пытался делать что-то модное или злободневное. Григориу считал, что Лотяну в свое время спас молдавское кино. Григоре гордился тем, что работал с кинематографистом.
Главная составляющая успеха фильма «Табор уходит в небо» – музыка Евгения Доги. Специально для картины композитор исследовал множество цыганских мелодий. Дога какое-то время кочевал вместе с табором, чтобы проникнутся колоритом бродячей жизни. Собрав самые яркие композиции, музыкант попросил театр «Ромэн» исполнить их.
За год после премьеры картину «Табор уходит в небо» увидели 65 миллионов человек. Картина получила несколько престижных наград, в том числе и за рубежом. Ленту Эмиля Лотяну оценили на фестивалях в Испании, Белграде, Праге. 120 стран приобрели права на показ фильма. Светлана Тома была признана актрисой года журналом «Советский экран».
Актеры фильма «Табор уходит в небо»: тогда и сейчас
В 1975 году вышел советский фильм “Табор уходит в небо”, ставший культовым в цыганской культуре. Режиссером выступил Эмиль Лотяну, и сюжет киноленты рассказывает о конокраде, который влюбился в молодую цыганку Раду из табора Закарпатья, где и снимали картину.
Музыка и цитаты из фильма покорили кинолюбителей, и до сих пор он считается одним из самых кассовых в истории советского кино. Причиной этого стал не только захватывающий сюжет, но и тот факт, что в картине присутствуют кадры обнажения главной героини, что было просто немыслимо для того времени.
Как сложилась судьба актеров “табора” — в материале 24СМИ.
Светлана Тома (1947)
Девушке предложили еще одну “цыганскую” героиню — Тину в фильме “Мой ласковый и нежный зверь”. Она продолжила сниматься в кино, а сегодня участвует во многих спектаклях и гастролирует по России. Дважды была замужем (первый муж утонул, катаясь на лодке), воспитала не менее “звездную” дочь — Ирину Лачину.
Григоре Григориу (1941 — 2003)
Григоре Григориу, сыгравший горячего цыгана Лойко Зобара, также приобрел всесоюзную славу, а позже появлялся в таких серьезных лентах, как “Мой ласковый и нежный зверь”, “Овод”, “Мария, Мирабела в Транзистории” и других.
Личная жизнь Григориу сложилась не самым удачным образом. Он похоронил жену, потом встретил новую любовь, но, к сожалению, в 2003 году и сам погиб в автомобильной аварии.
Борислав Брондуков (1938 — 2004)
Борислав Брондуков сыграл Бучу, но этот герой — не самый яркий в его фильмографии. Он сыграл инспектора Лестрейда в серии фильмов “Шерлок Холмс и доктор Ватсон” и второстепенного персонажа в сериале “Мастер и Маргарита”.
“Буча” был женат на актрисе Екатерине, они воспитывали двоих сыновей. Брондуков пережил четыре инсульта, последний из которых приковал его к постели. В 2004-м, после продолжительной болезни, артист скончался.
Алена Бузылева
В фильме “Табор уходит в небо” были задействованы творческие династии цыган театра “Ромэн”, в том числе Бузылевы. Маленькая девочка Алена сыграла 8-летнюю цыганочку, которая спела песню “Нацэ ноха”. Зрители долгое время отказывались верить, что столь сильный голос мог принадлежать такой малышке.
Она вмиг покорила сердца буквально каждого, кто видел это сцену. По словам звезды,ей буквально не давали проходу, просили автографы и дарили подарки. После этого она снялась еще в нескольких лентах, работала в театре “Ромэн”, а сегодня гастролирует по России с концертами: поет на днях рождения, корпоративах и других мероприятиях.
Мария Капнист (1914 — 1993)
Жизнь Марии Капнист была очень тяжелой. Много лет она провела в заключении по статье за “шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны”. В 1956-м актриса досрочно вышла на свободу, а уже через два года снялась в картине “Таврия”, и в дальнейшем на нее обратили внимание режиссеры киностудии имени Довженко.
Она снималась в образах ведьм, цыганок, чародеек, загадочных старух и других. В “Таборе” ей досталась роль Изергиль. В 1993 году, во время перехода одной из самых оживленных улиц Киева, ее сбил автомобиль, и из-за осложнений на легких умерла. Работая под землей в заключении, Капнист начала страдать клаустрофобией, а потому не пользовалась подземными переходами.
Василий Симчич (1915 — 1978)
Василий Симчич известен как актер театра. В кино он появлялся реже, и, как правило, далеко не в главных ролях. В ленте “Табор уходит в небо” он сыграл барина Балинта, после чего последовала роль в еще одном серьезном проекте — “Мой ласковый и нежный зверь”. К сожалению, Симчич скончался в год премьеры этой картины.
Фильм “Табор уходит в небо” — трейлер (видео):
Табор уходит в небо
Из Википедии — свободной энциклопедии
сценария
ролях
Григоре Григориу
Сергей Вронский
«Табор уходит в небо» — советский широкоформатный художественный фильм известного молдавского кинорежиссёра Эмиля Лотяну по мотивам ранних рассказов знаменитого советского прозаика Максима Горького («Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»).
Лидер проката 1976 года в СССР (64,9 млн зрителей).
Больше всего в фильме захватывает музыка, песни и танцы. Ранее исполнявшиеся песни, такие как «Маляркица», «Дывес и рат», «Яблоко», «Нанэ цоха» и другие, которые были спеты ещё в 1930-х годах, были удачно подобраны композитором Евгением Догой и красиво перепеты современными на то время цыганскими исполнителями театра «Ромэн». Эпизодические роли цыган в фильме сыграли артисты этого театра и Молдавской киностудии, а роли бургомистра и его окружения — актёры Литовской киностудии, поскольку эпизоды в городе снимались в Вильнюсе и Каунасе, так как старая архитектура этих городов местами очень похожа на бессарабские города.