табор уходит в небо актеры и роли песня
Роли и актеры «Табор уходит в небо»
В 1975 г. Эмиль Лотяну презентовал в кинотеатрах красивую картину о жизни цыганского табора, в которой главные роли сыграли малоизвестные молдавские актёры. «Табор уходит в небо» впоследствии приобрёл статус культового фильма. О чём же повествует сюжет ленты?
Создатели картины
Режиссёром и идейным вдохновителем проекта выступил Эмиль Лотяну – уроженец Бессарабии. Румынско-молдаванский колорит во всей своей красоте присутствует практически во всех картинах режиссёра. Однако «Табор уходит в небо» стал вершиной творчества кинодеятеля.
В этом фильме удачно соединилось всё: продуманный сценарий, неординарные запоминающиеся образы, откровенная и искренняя игра актёров. Сценарий к картине Эмиль Лотяну написал на основе 2-х рассказов Максима Горького – «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра».
Новые аранжировки для старинных цыганских песен написал талантливый композитор Евгений Дога. Затем эти композиции исполнили профессиональные артисты цыганского театра «Ромэн».
Актёры фильма «Табор уходит в небо» – это многонациональная команда. Но практически все исполнители на момент премьеры картины были не знакомы широкой публике.
Съёмки проходили в Молдавии и в Литве.
Краткий сюжет
Какую же историю рассказывают зрителю экранные герои и сыгравшие их актёры?
«Табор уходит в небо» – это фильм о трагической любви цыганки Рады и конокрада Зобара. Рада молода и беззаботна, она живёт в кочующем таборе, который временно расположился на границе Австро-Венгерской империи. Красавица-цыганка надменно обходится со всеми ухажерами и ни во что не ставит материальные блага.
Зобар – удачливый конокрад. Он проворачивает самые лихие авантюры и никогда не попадается властям. В основном это происходит благодаря его холодному расчетливому уму и отсутствию личных привязанностей к кому-либо.
Всё в жизни честолюбивых главных героев меняется, когда они встречают друг друга. Страсть, которая вспыхнула между Радой и Зобаром, не даёт им жить прежней жизнью. Поскольку каждый в этой паре пытается подчинить себе другого, их роман заканчивается настоящей драмой.
«Табор уходит в небо» (фильм 1976): актёры. Светлана Тома в роли роковой красавицы
Светлана Тома попала на съёмочную площадку фильма «Табор уходит в небо» уже зрелой, 30-летней женщиной. За плечами у актрисы числился Кишинёвский институт искусств имени Музическу, актёрский факультет ЛГИТМИКа, а также съёмки в картинах «Красные поляны», «Живой труп», «Лаутары».
Тем не менее роль цыганки Рады далась Светлане совсем непросто. Чтобы добиться от артистки темпераментной игры, Эмиль Лотяну постоянно доводил её до состояний, пограничных истерике. Мучения исполнительницы не прошли даром – и по сей день образ Рады остаётся лучшим в её фильмографии.
Чего только стоит эротическая сцена с участием Томы, в конце 70-х раздеться перед камерой не считалось чем-то самим собой разумеющимся. Светлане пришлось преодолеть множество внутренних барьеров, чтобы справиться с поставленными актёрскими задачами.
Тома через год после премьеры фильма вновь появилась на экранах в образе цыганки, на этот раз в фильме «Мой ласковый и нежный зверь». Также артистку можно увидеть в картинах «Благочестивая Марта», «Падение Кондора» и «Анна Павлова».
«Табор уходит в небо»: актёры, фото. Григоре Григориу в роли Зобара
Григоре Григориу – известный молдавский актёр, уроженец Бессарабской области.
Свою творческую деятельность он начинал в драматическом театре, расположенном в г. Бельцы. В кино попал благодаря Эмилю Лотяну: именно он в 1966 г. пригласил исполнителя на главную роль в свой фильм «Красные поляны». Затем Григориу вновь снялся у Эмиля Владимировича в драме «Лаутары» и перекочевал в его следующий проект, собственно, как и многие другие актёры.
«Табор уходит в небо» прославил Григоре Григориу на весь Советский Союз. Его отчаянный герой, обожающий риск и привольную жизнь, не оставил никого равнодушным. Немного позже Григориу исполнил роль Чики Зарубина в исторической драме «Емельян Пугачёв» и Полихрония Аркадьевича в мелодраме «Мой ласковый и нежный зверь».
Помимо этого, актёра можно увидеть в фильмах «Лучафэрул» и «Анна Павлова».
Другие исполнители ролей
Фильм «Табор уходит в небо», актёры и роли которого запоминаются своей самобытностью и диким темпераментом, подарил известность многим молдавским актёрам.
Например, Народный артист Молдавской ССР Ион Шкуря запомнился зрителям образом надменного господина Антола Силади, который пытался прельстить Раду роскошной жизнью в обмен на её любовь. Получив отказ, Силади проклял цыганку на глазах у всего табора.
Серджиу Финити сыграл в фильме напарника Зобара – конокрада Бубулю, которого солдаты убивают в финале картины.
Советский актёр Борислав Брондуков, известный по фильмам «Приключения Шерлока Холмса» и «Сортлото-82», появился в кадре в образе комичного персонажа – цыгана Бучи.
Актриса театра «Ромэн» Ляля Чёрная сыграла старую цыганку-травницу.
Интересные факты
Благодаря удачному творческому тандему, который составили режиссёр Эмиль Лотяну и его актёры, «Табор уходит в небо» стал лидером советского кинопроката в 1976 г.
За время демонстрации фильма в кинотеатрах его посмотрело более 64,9 млн советских зрителей.
Права на демонстрацию картины выкупили 112 стран.
«Табор уходит в небо» был признан лучшим фильмом на кинофестивале в Сан-Себастьяне (Испания), в Праге (Чехия) и Белграде (Сербия).
Парижский конгресс УНИАТЕК вручил Эмилю Лотяну почётный диплом за его работу над картиной.
Благодаря роли Рады в 1976 г. журнал «Советский экран» признал Светлану Тома актрисой года.
20 октября 1976 г. лента демонстрировалась на кинофестивале в Торонто (Канада).
Резать по живому: как снимали легендарный фильм «Табор уходит в небо»
Этот фильм собрал у экранов 65 миллионов зрителей и стал лидером советского проката в 1976 году. «Табор уходит в небо» вошел в рейтинг самых посещаемых кинолент за всю историю киноиндустрии СССР. Копии фильма были проданы для проката в 120 стран мира. Молдавский режиссер Эмиль Лотяну снял настоящую музыкальную драму о строптивой цыганской душе. Не меньшие страсти кипели и за кадром. Спустя 42 года актеры киноленты вспомнили, как работали от рассвета до заката, как укрощали лошадей, дрались на настоящих ножах и искали кочевых цыган.
Как проходили кинопробы
Известно, что актеров Эмиль Лотяну отбирал скрупулезно и долго. На кинопробы он приглашал лучших артистов. Однако для многих легендарная кинолента «Табор уходит в небо» стала дебютом. Заслуженный деятель искусств, актер театра «Сатирикус» Серджиу Финити в фильме сыграл цыгана Бубулю. Эта роль стала для него стартовой в кино. Молодой Финити только вернулся из армии и оформлял документы. Актер мечтал продолжить игру в театре, а попал на съемочную площадку. По воле судьбы ассистентом режиссера оказался сокурсник Финити. От него актер и получил срочную телеграмму с просьбой незамедлительно прилететь в Каунас.
«Там было много претендентов на роль Бубули. Человек 12 точно. Лотяну даже с кое-кем уже заключил контракты, но ему постоянно что-то не нравилось. Ему порекомендовали меня. Лотяну посмотрел на меня и сказал – улыбнись. Я улыбнулся. Потом велел засмеяться – я начал смеяться. Потом сказал – плачь! Я заплакал. Эту проверку я прошел нормально. А потом он спросил: «На лошади скачешь?» А я ему в ответ: «Не умею, но за три дня научусь». Я парашютист, адреналин у меня в крови. Я тут же пошел на манеж и начал тренироваться. На второй день приехал Лотяну, а я ему сходу и «свечку на коне», и «отрыв в седле». Все то, что потом и было снято», – вспоминает Серджиу Финити.
Заветную телеграмму с приглашением на кинопробы мечтали получить многие советские актеры. Слава о масштабном проекте разнеслась по всему Советскому Союзу еще до команды «мотор!». Мало кто знает, но в съемках киноленты Эмилю Лотяну отказала родная киностудия «Молдова- Фильм». Поэтому снимать цыганскую драму он отправился в Москву. Это была его первая работа на «Мосфильме». В руках был сценарий и две утвержденные роли – цыганки Рады и конокрада Лойку Зобара. Позже советские кинокритики писали, что эти роли были прописаны Лотяну специально для Григоре Григориу и Светланы Тома. Они были знакомы более 10 лет. Лотяну уже снимал этих актеров в своих лентах «Красные поляны» и «Лэутары».
Актриса Светлана Тома
Фото: ТАСС
«Лотяну говорил, что в Григоре Григориу есть обезоруживающее молчание, в нем собраны целые этнические плиты. На роль Зобара Лотяну представлял только его. А когда были кинопробы и худсовет утверждал состав, возник вопрос: почему бы не утвердить на роль Лойку известных советских актеров или коренных цыган. Но Эмиль Лотяну отстоял кандидатуру. Так и сказал: «Без Григориу снимать не буду! Нет героя – нет фильма»», – рассказывает сын Григоре Григориу, режиссер Октавиан Григориу.
Несмотря на то, что в копилке известного актера уже было около десятка фильмов, роль Лойку Зобара была самой сложной для Григоре Григориу. Образ удалого конокрада, обольстителя и укротителя нужно было сыграть убедительно.
«Когда он работал над ролью Зобара, знаете, чем он занимался? Он метал молот. Каждое утро он закручивал себя как в центрифуге и метал. Выбрасывал этот сгусток энергии. Эта роль была ему предначертана. Когда он был младенцем, моя бабушка почему-то решила отнести его к цыганской гадалке. А гадалка ему нагадала, что быть ему конокрадом. Бабушку это обескуражило, даже напугало. А вы посмотрите, ведь спустя годы предсказание сбылось», – рассказывает Октавиан Григориу.
Эмиль Лотяну словно отлавливал нужные ему лица. Возникал из неоткуда. Так прямо в городе он появился перед актером Всеволодом Даниловым. Лотяну отметил игру актера в картине «Дмитрий Кантемир» и предложил сниматься в киноленте «Табор уходит в небо». Гаврилову досталась драматическая роль Данилы, отца Рады недавно вернувшегося с солдатской службы.
«Мы приехали на «Мосфильм». Это было очень волнительно. Сами понимаете, какие люди, артисты там ходят. Отказываться от роли, когда тебе уже 32, а за плечами только три фильма? Конечно, нет. На пробах с Лотяну сидела пожилая женщина, тогда я еще не знал кто это. Я сыграл свой эпизод: упал на колени перед женщиной. И вдруг за моей спиной раздались возгласы с цыганским акцентом: «Вай, вай, вай!». Лотяну познакомил нас. Это была Ляля Сергеевна Черная. Певица, танцовщица, потрясающий человек. Я понравился ей, она мне поверила. Так меня сразу отправили на грим», – вспоминает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Цыганские страсти
75-летие театра «Ромэн»
Фото: Александр Соверкин,ТАСС
«Мы снимали фильм в Закарпатье, городок Виноградово расположен на границе с Венгрией. Там в Закарпатье и нашли кочевых цыган. Это был целый табор. И я помню, как Лотяну сказал нам: «Ну вот смотрите- безграмотные, без паспортов, а какие полиглоты. Знают венгерский, польский, русский, румынский. Они умнее всех вас!». В них было то, чего не было у московских цыган. Мы видели это пыл в массовках, это неповторимо!»,- вспоминает актер, заслуженный деятель искусств Серджиу Финити.
Кстати, не все цыгане благосклонно отнеслись к тому, что про них будут снимать большое кино. Особенно цыганки. Женщины признавались, что ни за что не согласились бы сыграть Раду. В таборе незамужней женщине не принято обнажатся перед мужчиной. А тем более высмеивать его перед остальными цыганами. Эти сцены Лотяну добавил в сценарий с художественной целью. Придать большего драматизма картине.
Цыгане, которые все же поддались на эту авантюру и снимались в кино, ставили главным условием правдоподобность всех сцен. Дмитрий Бузылев исполнил роль брата Рады и запомнился зрителю благодаря сцене драки на ярмарке. Будучи потомком сибирских кочевых цыган, он хорошо владел охотничьим ножом.
Лотяну умел находить таланты. Одной из самых юных актрис была 8-летняя Алена Бузылева. Маленькая цыганочка исполнила в киноленте песню «Нацэ ноха» ( прим. ред.«Юбки нет»). Зритель долгое время не мог поверить в то, что мощный голос принадлежит юному дарованию. Музыка звучала и на съемочной площадке, и вне кадра. Актеры вспоминают – когда Лотяну объявлял перерыв, цыгане бросались в пляс и пели песни. Так же и в кино, борьба шла за каждую ноту.
«В ряд стояли все: гитарист Шишков, Ляля Сергеевна Черная. Проезд камеры, оператор снимал панорамой всех актеров, одного за другим. Лотяну попросил гитариста Билаша, сыграть один аккорд, как только камера остановится возле него. Мотор, начали! Как только камера остановилась у Билаша- он выдал не аккорд, а целую партию. Так снимали несколько дублей. Лотяну кричит: «Билаш, я же аккорд прошу, а не целую песню». А Билаш разозлился, дернул гитару и в ответ: «Я известный гитаристы, цыганский народ меня не поймет! Подумает, разучился я совсем играть». Как они там дальше договаривались, я не знаю», – смеется и вспоминает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Ах, кони мои, кони!
Строптивыми были не только цыгане, но и их верные друзья – лошади. Для киноленты «Табор уходит в небо» Эмиль Лотяну скакунов отбирал лично. В съемках фильма были задействованы лучшие лошади кавалерийского полка из подмосковного клуба Алабино. Этот клуб называли «мосфильмовским», ведь здешние скакуны часто снимались в советском кино. Остальной табун добирали из местных закарпатских колхозов.
«Конь с которым работал Гриша Григориу стоил огромных денег. Породистый рысак, натренерованный. А какие трюки выполнял на коне Сережа Финити. За полтора месяца до съемок они тренировались на манеже. Не просто сели и поехали. У каждой лошади свой характер. Поэтому актеров с лошадьми знакомили заранее, привыкали к животному. Но когда Лотяну заикнулся, что я должен сесть в седло, я отказался. Я их боюсь, у них 4 копыта. Мое кредо – не умеешь- не берись. Есть каскадеры»,- рассказывает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Исполнителю роли Бубули – Серджиу Финити достался настоящий чемпион-конь Закат. Вольнолюбивый жеребец не раз пытался сбросить Серджиу с седла и отказывался выполнять команды. Чтобы с ним подружиться, пришлось идти на хитрости.
«Он меня сначала вообще не воспринимал. Даже в той сцене, где я спасаю Зобара на ратушной площади, он никак не хотел вставать в свечку. Но все-таки в Закарпатье я подружился с ним. Я его ягодами с руки кормил, ухаживал за ним. Прошел год, я снимался в фильме «По волчьему следу» и вдруг узнаю, что опять приезжает Алабино со своими лошадьми. Ассистент режиссера мне говорит, — видишь того рыжего коня в табуне? Это — Закат. Мы стояли метров за двести, но я окликнул его по имени. И вдруг он вышел из табуна, подошел ко мне и начал ластиться. Я, наверное, от любви так не плакал, как от этой ласки и признательности!», – со слезами на глазах вспоминает Серджиу Финити.
Во время съемок фильма «Табор уходит в небо» для скакунов была оборудована специальная конюшня. Актеры продолжали тренировки на лошадях, ухаживали за ними и приручали. Одна из таких тренировок чуть не стоила жизни актеру Григоре Григориу и дочке московского барона Волошина.
Актер Григоре Григориу
Фото: Олег Литвин,ТАСС
«Николай Волошин – один из баронов уезжал в Москву на концерт. У него была молодая дочка. Барон подошел к моему отцу и сказал «Григоре, не могу ее никому доверить- доверяю тебе». Отец вставал рано, седлал лошадь и тренировался. Чтобы не оставлять девчонку одну, оседлал еще одного коня- Слона. Слон поскакал галопом, а потом сорвался в одночасье к обрыву. Цыганочка испугалась. Отцу удалось на скаку остановить строптивую лошадь, спустить девочку. Потом выяснилось, что конь Слон самый неуправляемый в табуне и не выносит уздечку»,- рассказал сын Григоре Григориу, режиссер Октавиан Григориу.
Режим Лотяну: от рассвета от заката
Съемки в Закарпатье шли более трех месяцев. И все под открытым небом. Актеры и сегодня с содроганием вспоминают, каким порой беспощадным был Лотяну. Они вставали в 5 часов утра и работали до изнеможения, пока режиссер не получит желаемого результата в кадре. Короткий эпизод, где Бубуля идет на спасение с пистолетом снимали пол дня. Серджиу Финити вспоминает, на эту сцену ушло около 6 дублей.
«Это был сложный день – октябрь 6 градусов тепла. А меня мочат из брандспойта, как будто дождь идет. И этот китель не успевал высохнуть, его над костром грели. Так и снимали- 50 грамм выпиваешь, китель накидываешь чтоб не замерзнуть и вперед. Но вы знаете, это были уроки настоящего актерского мастерства. Вряд ли я бы получил такие где-то еще. Это мне очень пригодилось в последующих фильмах»,- рассказывает Серджиу Финити.
В сложных условиях снимали падение Рады и Зобара в реку Тиса. Актеры вспоминают- было так холодно, что зуб на зуб не попадал. Ассистенты нашли в соседней деревне гусиный жир. Им мазали актеров, чтобы те окончательно не замерзли, ведь снимать пришлось не с одного дубля. Операторы столкнулись еще с одной проблемой: никак не получалась снять крупный план со Светланой Тома. От холода у нее изо рта шел пар. Чтобы избежать киноляпа, актрисе пришлось держать во рту лед.
«Эту сцену должны были снимать летом, а пришлось снимать поздней осенью. Мерзли руки, ноги. Но они должны были доснять этот материал, эту сцену. Об этом всегда с особым героизмом рассказывала Светлана Тома. Как они скатывались и падали в ледяную реку. И про то, как отец поднимал ее со дна, на руках, как вымпел», – вспоминает сын Григоре Григориу, Октавиан.
О том, что Эмиль Лотяну бывает жестким и бескомпромиссным, знали все на площадке. В порыве гнева он мог даже выругаться на актера, а за удачный дубль расцеловать. Взрывоопасный характер не раз приводил к конфликтам.
«Великого режиссера не обманешь. Он такое там вытворял, что московские операторы были порой в ужасе, ведь на «Мосфильме» так с артистами не говорят. Со мной он такого себе не позволял», – вспоминает народный артист Молдовы, актер Всеволод Гаврилов.
Кстати, роль Данилы для Всеволода Гаврилова стала последней в кинолентах Лотяну. Виной всему сцена с участием актера, вырезанная из фильма. Режиссер приглашал актера на съемки фильма«Мой ласковый и нежный зверь», но тот наотрез отказался.
«Операторы 15 метров держали меня на крупном плане. Снимали Данило, который идет на Зобара убившего дочь. Была команда «стоп. снято» и поцелуи от Лотяну. Меня трясло от эмоций. Николай Волошин- солист театра Ромэн даже спросил меня: «Ты что убивал когда-либо людей? Такими глазами идут только убивать». Но потом весь этот проход был вырезан и мы с Лотяну рассорились»,- рассказывает актер Всеволод Гаврилов.
Мало кто знает, но сцены Эмиль Лотяну срезал не по собственной прихоти. За время работы над фильмом было снято очень много материала. Как вспоминает актер Серджиу Финити, его хватило бы на целый сериал. Однако по приказу чиновников, пленку пришлось резать.
Молдавский кинорежиссер Эмиль Лотану в своей квартире в Кишиневе
Фото: Wikipedia
Табор уходит в небо
Из Википедии — свободной энциклопедии
сценария
ролях
Григоре Григориу
Сергей Вронский
«Табор уходит в небо» — советский широкоформатный художественный фильм известного молдавского кинорежиссёра Эмиля Лотяну по мотивам ранних рассказов знаменитого советского прозаика Максима Горького («Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»).
Лидер проката 1976 года в СССР (64,9 млн зрителей).
Больше всего в фильме захватывает музыка, песни и танцы. Ранее исполнявшиеся песни, такие как «Маляркица», «Дывес и рат», «Яблоко», «Нанэ цоха» и другие, которые были спеты ещё в 1930-х годах, были удачно подобраны композитором Евгением Догой и красиво перепеты современными на то время цыганскими исполнителями театра «Ромэн». Эпизодические роли цыган в фильме сыграли артисты этого театра и Молдавской киностудии, а роли бургомистра и его окружения — актёры Литовской киностудии, поскольку эпизоды в городе снимались в Вильнюсе и Каунасе, так как старая архитектура этих городов местами очень похожа на бессарабские города.