табаков домогательства к актрисам
Ольга Спиркина: «Знала о романе Прокловой и Табакова. Она отыгралась на нем после его смерти»
Скандальное признание Елены Прокловой о домогательствах со стороны известного актера и режиссера разделило артистов на два лагеря. Одни считают, что ей не нужно было говорить об этом, другие поддерживают.
И хоть Проклова не говорит напрямую, что к ней приставал именно Табаков, в Сети сопоставили даты, ранние интервью и сделали свои выводы. Ситуация до сих пор вызывает интерес у аудитории, хотя многие считают: о таких вещах не стоит говорить.
57-летняя актриса и телеведущая Ольга Спиркина, которая училась на курсе у Олега Павловича, воочию наблюдала за его отношениями с Прокловой, поэтому решила высказаться. «Я считаю, что это безобразие: дождаться его смерти, а потом отыграться на нем и сделать себе пиар. Все догадались, конечно, о ком была речь в признании Прокловой. Я, например, знала об их романе, но я знаю также, что он ей и профессионально очень помог, об этом она не рассказала. Считаю, о подобных вещах надо молчать», — заявила артистка в недавнем интервью.
По словам Спиркиной, у каждого человека есть много скелетов в шкафу, но зачем их доставать и прилюдно демонстрировать напоказ? Вопросы вызывают и сами слова, которые были сказаны ради хайпа.
«Одно дело — говорить об этом в суде, а другое — ради скандала. Отомстить? Он умер, ты ему больно не сделаешь. Что бы там с Табаковым не было в моей жизни, я его люблю», — продолжает Спиркина.
Ольга Борисовна благодарна Табакову, который поддержал ее в трудные минуты и даже пришел на первую свадьбу — ее праздновали в «Табакерке». «У нас с ним были разные отношения. Но он мэтр, гений, мой учитель — не могу объяснить любовь к нему. Я сейчас говорю, и у меня слезы наворачиваются. Он мне дал профессию, взрастил», — подчеркивает актриса.
Домогательства в советском кино: Пырьев лишал ролей, Гайдай хотел поцелуев
12 марта 2018 года не стало Олега Павловича Табакова. Долгие месяцы мэтра вспоминании как талантливого деятеля, воспитавшего не менее талантливую смену. До января 2019-го. В начале года актриса Елена Антоненко обвинила своего бывшего учителя в домогательствах, рассказав о событиях 40-летний давности. Якобы во время личной встречи режиссер попросил показать ее грудь, пообещав, что «ничего делать не будет».
Обвинение в адрес Олега Павловича — далеко не первое в советском кино. Кто из гениев комедий и мелодрам стремился познакомиться с юными актрисами поближе (по воспоминаниям последних), рассказывает «Экспресс газета».
Олег Табаков. Фото: Globallook
Лотяну, Полока, Тавадзе
Эти фамилии в своих откровениях называет все та же Елена Антоненко. В 18 лет ей светила главная роль в ленте «Мой ласковый и нежный зверь» — крест на громком дебюте она поставила, отказав в близости Эмилю Лотяну. Примерно та же картина повторилась на съемках продолжения «Республики ШКИД». Елена вспоминает, как прошла пробы, прикипела к героине. Но работать на площадке ей так и не дали, каждый день говоря, что не хватило на ее сцену времени. Объяснение прежнее — не пришла в номер к Геннадию Полоке, казавшемуся ей «каким-то стариком с щетиной, худощавым, длинным, в очках». Работа над фильмов завершилось для Елены вместе с мрачным «Ну понятно» от режиссера.
В фильме «Молодыми остались навсегда» Антоненко удалось остаться — хотя режиссер и этой картины надеялся на тесные отношения с молодой девушкой. «Он тоже все думал, что у нас с ним что-то может быть. А когда после съемок я избегала встреч с ним, он издевался надо мной», — уверяет женщина и продолжает рассказ воспоминаниями о съемках в мороз и отъезде съемочной группы без нее.
Елена Антоненко обвинила в домогательствах сразу нескольких режиссеров. Кадр из фильма «
«Синдикат-2»
На откровения артистки гневно отреагировали в актерской среде. Мол, на родине Антоненко знаковыми ролями не блистала, два десятка лет проработала в Америке, а теперь захотела вернуться в отечественный кинематограф — да как заметно!
«Ей не хватает популярности, вот она придумывает сказки бабушки Антоненко. Уже седьмой десяток девушке пошел, пускай думает о вечном», — высказался о заявлении Елены актер Станислав Садальский.
Гайдай «пытался поцеловать»
События давно минувших лет в мемуарах вспомнила Наталья Варлей, полюбившаяся советскому зрителю как студентка Нина из «Кавказской пленницы». Именно на съемках «. приключений Шурика» и произошел обнародованный Варлей инцидент. После празднования дня рождения Александра Демьяненко Леонид Иович вызвался проводить дебютантку до номера в гостинице, но у дверей не остановился — зашел в гости. Спустя пару минут в комнате появился третий человек — супруга режиссера. Услышав от молоденькой актрисы: «Мы тут о работе говорим!», Нина Гребешкова молча ушла к себе.
Гайдай, по воспоминаниям Варлей, последовал за благоверной, но у порога вдруг повернулся и попытался приблизиться к девушке с поцелуем. Наталья резко оттолкнула мужчину и захлопнула за ним дверь. Работа на площадке продолжилась как ни в чем не бывало — только озвучивать Ниночку Варлей не доверили, пригласив Надежду Румянцеву.
Список Пырьева
Работа с режиссером сулила актрисам блестящую карьеру — его фильмы любили, а сам Иван Александрович в 50-х занял должность директора «Мосфильма». Кинодеятеля, славящегося жестким характером, привлекали молодые симпатичные артистки — но каждая из них рисковала оказаться в «черном списке», проигнорировав намеки Пырьева или утратив его благосклонность.
Иван Пырьев (справа). Фото: Globallook
Вчерашнюю студентку ВГИКа Людмилу Марченко режиссер заприметил после успеха фильма «Отчий дом», позвав на роль Настеньки в «Белые ночи». Как реагировать на ухаживания Пырьева Людмила не знала, не сближаясь и отвергая. Но замуж выходить отказалась — и оказалась среди «нежелательных» актрис. Ия Арепина недвусмысленные намеки мэтра восприняла более однозначно: ушла со съемочной площадки и написала жалобу «наверх» — за что получила выговор и звание «проблемной» актрисы, с которой лучше не связываться.
Пожалуй, самая известная — история Екатерины Савиновой. Едва окончившая обучение девушка приглянулась мужчине для роли в фильме «Кубанские казаки» — и не только. Иван Александрович предлагал Катерине уединиться будто бы для обсуждения роли — Савинова же, поняв замысел режиссера, прилюдно дала ему пощечину.
За следующие 15 лет сибирячка сыграла два десятка ролей — но только эпизодических. Карьеру спас муж Савиновой Евгений Ташков, сделав ее Фросей Бурлаковой в «Приходите завтра». Но, увы, работа на картиной обернулась для вернувшейся звезды трагедией: во время съемок Екатерина выпила парное молоко, ставшее, по одной из версий, причиной развития разрушающего мозг заболевания, бруцеллеза.
Екатерина Савинова. Кадр из фильма «Приходите завтра»
Откровения Прокловой
Елена Проклова, по собственным признаниям, не раз теряла роли из-за домогательств режиссеров — имена актриса называть не стала. Но вспоминает о харассменте в эпоху СССР без злобы, мол, было, есть и будет:
«Я всегда находила ту форму, в которой это было не обидно, потому что я прекрасно понимаю, что это, наверное, идет ну просто от какого-то низкого уровня культуры, может быть, от каких-то человеческих комплексов, понимаете? Ведь далеко не каждый, слава богу, режиссер себе позволяет подобное поведение».
Елена Проклова обвинила известного актера в сексуальном насилии: реакция коллег и пользователей сети
Хроника
На днях 67-летняя советская и российская актриса Елена Проклова сделала шокирующее признание. В эфире программы «Секрет на миллион» звезда фильмов «Гори, гори, моя звезда» и «Поздняя любовь» рассказала о сексуальных домогательствах, которым подвергалась со стороны своих известных коллег в несовершеннолетнем возрасте. Неожиданное признание Прокловой вызвало широкий общественный резонанс. Spletnik разбирается, с чего началась эта скандальная история и какие последствия за собой повлекла.
С чего все началось
В субботу вечером в эфир вышел очередной выпуск программы «Секрет на миллион» с Лерой Кудрявцевой, главной героиней которой на этот раз стала Елена Проклова. В конце шоу актриса откровенно рассказала о своей детской травме, о которой молчала все это время.
Звезда призналась, что в подростковом возрасте несколько раз подвергалась сексуальным домогательствам со стороны своих старших коллег. Имена своих обидчиков Проклова назвать отказалась, однако в деталях рассказала об этих страшных эпизодах из своей жизни.
Впервые это случилось, когда Елене было 12 лет. Тогда она участвовала в съемках одной из картин (речь идет либо о фильме «Звонят, откройте дверь», либо о фильме «Снежная королева», съемки которых велись примерно в одно и то же время) и чувствовала к себе повышенное внимание со стороны второго режиссера. По словам Прокловой, он постоянно зажимал ее в длинных и темных коридорах гостиницы, где они на тот момент жили всей съемочной группой.
Елена Проклова в юности
Каждый раз у нас были репетиции съемок следующего дня. И после репетиции, когда мне надо было уже идти домой, меня подстерегал в коридоре взрослый мужчина, который прижимал меня к стене, в каком-нибудь дверном проеме, забирался ко мне под мои кофты. А у меня тогда только начинала расти грудь, это было больно, а он меня щипал. Он пытался забраться ко мне в нижнее белье. Кому я могла об этом рассказать? Я просила кого-то проводить меня, но все были заняты, все бежали к себе в номера. Это был второй режиссер этой картины, взрослый мужик. Я как сейчас помню его голубые наглые глаза. Ему доставляло удовольствие, когда я кричала, что мне больно,
Родителям тогда об этом актриса рассказать не решилась, потому что ей было стыдно и неприятно поднимать такие темы. Через несколько лет после этого случая Проклова, которой на тот момент едва исполнилось 15 лет, вновь столкнулась с харассментом.
Олег Табаков и Елена Проклова в картине «Гори, гори, моя звезда»
Елена рассказала, как к ней на протяжении нескольких лет приставал известный актер, с которым она тогда снималась в одной из картин. Проклова отказалась назвать его имя, однако многие интернет-пользователи сразу решили, что речь о покойном Олеге Табакове. В своих интервью ранее актриса упоминала, что у них был роман, когда ей как раз было около 15 лет.
Я была влюблена в него, это был мой кумир. Он сказал, что будет готовить меня к поступлению во МХАТ. После съемок он увез меня в лес на какую-то потайную дорогу и сказал: «Ну давай мы будем с тобой проходить басню, читай ее». А сам подошел ко мне сзади, взял за грудь, прижал к себе. Когда я сказала: «Что вы делаете?», он ответил: «Тихо. Ты просто меня слушай». И он перемежал эту басню с какими-то действиями, клал мне руки между ног. Я вспоминаю эту девочку бедную, которую заставляли раздеваться, которую склоняли к оральному сексу. Это все страшно. Это было так ужасно, что вводило меня в ступор. Он говорил: «Ты должна меня слушаться, я тебя люблю, я должен сделать тебя женщиной». Я отвечала, что не хочу, что меня тошнит и мне не нравится это все.
Я должна была трогать его член, который я ненавидела. Я хотела убежать, скрыться, провалиться сквозь землю. Он раздевал меня, заставлял меня лежать рядом голую. Он сам себя удовлетворял, ему этого было достаточно. Мои слезы и мольбы, мне кажется, доставляли ему удовольствие. Ему нравилось, что он принуждает, насилует, что я рыдаю, что я сопротивляюсь, что я закрываюсь,
Елена Проклова и Олег Табаков
Елена призналась, что терпела домогательства этого человека в течение двух лет. Как-то актриса попыталась рассказать обо всем маме, но та не поверила ей, приняв откровение дочери за актерскую игру. Звезда также рассказала, как однажды этот знаменитый актер попросил ее руки у родителей:
Он приходил к моим родителям и просил моей руки. Говорил, что влюблен в меня безумно и что только ждет моего совершеннолетия, чтобы развестись с женой. Родители вызвали меня к себе на очень серьезный и страшный разговор. Они потом со мной разговаривали. Он то женой предлагал его быть, то любовницей. Говорил: «Я умираю, я без этого не смогу жить, мне больно, плохо, мне это необходимо, ты должна». Как я теперь, уже пройдя жизнь, понимаю, что это был такой набор извращенца.
Елена Проклова
По словам Прокловой, домогательства этого человека продолжались вплоть до того момента, пока она не встретила своего первого мужа Виталия Мелик-Карамова и не забеременела от него, что ее обидчик воспринял как предательство. Елена утверждает, что этот случай наложил отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь: она с недоверием относилась к мужчинам, тяжело их к себе подпускала и боялась сексуальных контактов.
Елена Проклова в молодости
Реакция вдовы Олега Табакова
На следующий день после откровений Елены Прокловой на них отреагировала вдова Олега Табакова Марина Зудина. Она опубликовала в своем инстаграме пост, в котором поздравила всех православных христиан с Вербным воскресеньем, а подписчики разглядели в этом обращении намек на неожиданное признание Прокловой.
Всем доброго воскресного дня! С Вербным воскресеньем! Чтобы никакая человеческая глупость не могла вам испортить сегодняшний день! Чего и себе желаю (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены. — Прим. ред.),
Марина Зудина
В комментариях к этому посту многие подписчики спросили у Марины, что она думает по поводу слов Прокловой, которые, возможно, имеют отношение к ее покойному мужу. Зудина ответила довольно сдержанно:
Мне стыдно за пожилую женщину, которой нечем привлечь внимание. Пусть Господь простит ее. Позже Марина ответила на еще один комментарий подписчика, в котором с сарказмом заметила, что женщина с таким сильным характером, как у Прокловой, вряд ли могла стать жертвой домогательств.
Вы считаете, что женщинами с такими характерами, как у меня и Елены, можно пользоваться? Нет. Обоюдно только,
— выразила свое мнение Зудина.
Марина Зудина и Олег Табаков с детьми
Откровения Елены Прокловой не оставили равнодушными и многих ее коллег и знакомых. Одни поддерживали актрису, а другие, напротив, выражали сомнение в правдивости ее слов и необходимости рассказывать о таком на всю страну.
К армии тех, кто осудил Проклову, присоединилась и Яна Поплавская. Актриса, прославившаяся по роли Красной Шапочки, предложила Елене идти с такими проблемами к психологу или психотерапевту, а не вываливать все в эфире федерального канала:
Когда люди теряют разум, они теряют стыд, достоинство и в итоге человеческий облик. Вы можете мне ответить, что движет человеком, приходящим не к психологу или к психиатру, а на федеральный канал, чтобы на всю страну говорить о членах, оральном сексе и том, как, прожив почти 70 лет на этом свете, не любит заниматься сексом? Есть такое выражение «свинья грязь найдет». Почему десятки тысяч людей, включив в свой выходной телевизор, должны видеть и слышать поток сознания, присутствовать при выворачивании грязных трусов и мерзких подробностях своей частной жизни! О подобных вещах говорят либо духовнику, либо врачу! Что с нами стало? Когда произошло то, что мерзость мы стали считать нормой?! Когда пропало понятие табу?! Окно Овертона в действии. И мне непонятно: почему такие люди остаются рукопожатными, почему их продолжает принимать общество?
Яна Поплавская
Похожее мнение выразил и актер Стас Садальский, который решил, что такими откровениями Проклова лишь себя опозорила, а также вдова Николая Караченцова Людмила Поргина.
Если к Елене действительно приставали, она бы могла рассказать об этом директору картины или руководству «Мосфильма». Это все не имеет к творчеству никакого отношения. Интересен только творческий путь артиста. А подобные тенденции — обсуждать личную жизнь — пришли с Запада. Это пошло и несерьезно,
— заявила Поргина в беседе с изданием Teleprogramma.pro.
Елена Проклова
Однако многие встали на сторону Елены Прокловой. В их числе была и жена актера Бориса Щербакова Татьяна Бронзова. Писательница призналась, что и раньше знала эту историю, а также заявила, что Проклова по своей сути просто не умеет врать:
Лена не умеет врать. Она очень искренний человек, поэтому и хорошая актриса. Просто в юности она была очень симпатичная, женственная, эдакая нимфа.
Елена Проклова в молодости
Поддержала Елену Проклову и Ника Белоцерковская. Автор популярных кулинарных книг и бизнесвумен осудила всех, кто раскритиковал актрису после ее признания.
Я всегда обхожу остросоциальные темы, особенно из телевизора, но сейчас меня понесет. Заранее извините. Я про Проклову и ее интервью. Даже не так, а «Про Проклову и реакцию на ее интервью». Именно она привела меня в дикую ярость. Реакция баб на историю с педофилом. Подростки — существа с очень хрупкой психикой, и оценить потом нанесенный ущерб невозможно. Сломанная ли это жизнь или глубоко спрятанная травма, которая будет пожирать тебя тихо и незаметно, но обязательно будет.
Но я сейчас не об этом. А о дичайших совершенно комментариях женщин, осуждающих Проклову. Фиг с ним — с нулевым уровнем эмпатии, когда человек просто по низменному устройству души своей не в состоянии представить себя в роли жертвы. Но уверена, у большинства распинающих актрису есть дети. Это вообще как? Да плевать миллион раз на мотивы, которыми она руководствовалась, рассказывая о произошедшем. Вот миллион раз плевать. Это настолько несоразмерно с тем, о чем она говорит. Но озверевшие бабы не хотят этого видеть: пиар, старая дура, хайп (идиотки запомнили слово), хочет заработать. Как под копирку. Злые животные не в состоянии даже близко понять, насколько таким историям необходима публичность. Что только так можно защитить своих и чужих (внезапно) детей. Запомнить, что можно и нужно давать отпор, что они мгновенно найдут поддержку и защиту, а не омерзительный страх осуждения и вечное «сама виновата»,
Ника добавила, что осуждает реакцию Яны Поплавской, а также напомнила, что «педофил должен сидеть в тюрьме».
Ника Белоцерковская
Остаться в стороне от скандала не смогла и Лариса Гузеева. Несколько часов назад актриса и ведущая шоу «Давай поженимся» опубликовала в своем инстаграме пост, в котором не стала упоминать имя Елены Прокловой, однако интернет-пользователи и без того поняли, что речь идет именно о недавних откровениях актрисы.
Один вопрос: почему женщ. бабы всегда на стороне насильников, а не жертв?
— задалась вопросом Гузеева.
Лариса Гузеева
Флешмоб в соцсетях
Откровение Елены Прокловой побудило многих пользовательниц соцсетей поделиться историями о собственных детских травмах. В комментариях под интервью с актрисой они рассказывали, как в детском или подростковом возрасте также стали жертвами домогательств со стороны близких — отчима, соседа или просто знакомого семьи.
Мне 62, и я тоже в детстве неоднократно сталкивалась с действиями противоположного пола, которые отразились на моем отношении к нему. Маме не рассказывала, тогда не принято было, потому что стыдно. Эти эпизоды были, когда мне было 8 лет. Это был отец моей одноклассницы, к которой я пришла в гости. И в 11 лет мы с мамой ездили в гости в Азербайджан к знакомым, там 32-летний женатый человек руки распускал. Ну а уж когда девушкой стала — вообще беда: эти сальные взгляды, мерзкие речи о том, что они бы хотели со мной сделать,
— поделилась одна из интернет-пользовательниц.
Елена Проклова
Я неоднократно умоляла мать с ним развестись. И однажды до нее что-то дошло, и она стала меня спрашивать. Я под давлением ей рассказала, что он у меня в трусиках лазает, и тут началось. Мать называла меня малолетней проституткой,
— рассказала свою историю еще одна зрительница программы.
Сейчас в комментариях под выпуском программы с Еленой Прокловой набралось уже несколько десятков похожих историй от пользовательниц сети. В них они делятся своей болью, о которой молчали много лет, и благодарят актрису за то, что она нашла смелость публично рассказать о домогательствах.
Табакова посмертно обвинили в домогательствах
Тогда на сцене «Современника» должна была пройти премьера спектакля по пьесе Рощина «Эшелон». Однако Марина Неелова не успела вовремя вернуться из Амстердама, и на ее роль Табаков предложил юную Антоненко.
Как вспоминает Елена, она целые сутки не ела перед премьерой, так сильно нервничала. Табаков подарил ей громадную шоколадку прямо перед выходом.
Как подросток, Елена была шокирована. А режиссер решил, что это предательство. Он вызвал к себе ученицу (которую, к слову, называл «самой любимой») и сказал: «Сор из избы выносить нельзя. Я должен с тобой расстаться».
Так прошел первый и последний спектакль Антоненко в «Современнике».
Елена Антоненко в фильме М. Тавадзе «Молодыми остались навсегда»/Фото: «Комсомольская Правда»
Алла Покровская получила сильнейшие ожоги языка, гортани, легких и желудка. Она едва выжила. А Елену положили в больницу с неврологическим шоком. Но после этого девушка не потеряла своей мечты стать актрисой.
Поступив в ГИТИС, Антоненко училась не в группе Табакова. Хотя тот заговаривал с девушкой, приходил на ее экзамены и ждал, когда она к нему подойдет. Но Елена так и не подошла. Лишь после окончания вуза она договорилась с ним о встрече. Беседуя с Олегом Павловичем в его кабинете (режиссер обсуждал, в какой театр могла бы подойти молодая актриса), девушка вдруг услышала от него: «Лена, я ничего делать не буду, просто покажи мне свою сисечку маленькую».
Антоненко ушла как оглушенная. Она потом не один год вспоминала этот эпизод со стыдом и болью. Без протекции Табакова актриса устроилась в Театр пластической драмы Геннадия Юденича.
Это не единственный случай в карьере Елены, когда режиссеры делали ей непристойное предложение и, не получив согласия, мстили. Так, Эмиль Лотяну после отказа не взял Антоненко на главную роль в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (в итоге сыграла Галина Беляева).
Однажды Антоненко утвердили на роль в фильме «Наше призвание» (продолжение картины «Республика ШКИД»). Режиссер, Геннадий Полока, ждал, что Елена «отблагодарит» его за роль и приглашал ее к себе в номер. Но, не дождавшись, прямо на съемках потребовал, чтобы та отдала свой костюм другой актрисе, которая пробовалась вместе с ней.
На российской сцене Антоненко работала 16 лет, потом уехала в США, где успела сыграть в культовом сериале «Клан Сопрано» и мюзикле «Призрак Оперы». Но, по собственному признанию, она бы хотела вернуться в Россию и продолжить актерскую деятельность на родине.