табаков актер в молодости
Олег Павлович Табаков
Фото Все
Видео Все
«Олег Табаков и его цыплята Табака».
Вечерний Ургант. Памяти Олега Табакова (12.03.2018)
Олег Табаков — биография
Олега Табакова часто называют человеком-легендой, и это без преувеличений соответствует действительности. За свою долгую жизнь он успел стать выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов. Он руководил театром «Современник» и стал основателем своего собственного театра, который все ласково называли «Табакеркой». Картины, в которых он снимался, пополнили золотой запас отечественного кино, а спектакли с его участием проходили с неизменным аншлагом.
Фильмография Олега Табакова перевалила далеко за сотню удачных проектов, а вот первая слава и известность пришли к актёру после съемок в картинах «Живые и мёртвые», «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев».
Детство и юность
Родился Олег Табаков в Саратове 17 августа 1935 года. Его родители – Павел Табаков и Мария Березовская были врачами. Они жили в обычной саратовской коммуналке, так же, как и многие в те годы. Но впоследствии Олег вспоминал, что детство у него было счастливым. Он рос в любви и заботе не только родителей, но и бабушек, дядюшки и тетушки.
На фото Олег Табаков в детстве
Это счастливое время в одночасье перечеркнул июнь 41 года. Отец в первые дни войны пошел в военкомат, и попал на фронт. Он стал главным врачом военно-санитарного поезда под номером 87. В 1943-м их семью эвакуировали на Урал, и там, в прикаспийском Эльтоне Мария Березовская поступила на службу в военный госпиталь, в котором и служила до конца войны. В этом городе Олег пошёл в первый класс, а по возвращению в родной Саратов, мальчика сдали в мужскую школу.
Отец вернулся живым с войны, но в семье не остался, подал на развод с Марией. Это событие стало для Олега настоящим шоком, он долго не мог смириться с решением отца, ему было больно и обидно за маму и за себя.
Почувствовав отсутствие твердого мужского воспитания, Олег чуть было не скатился по наклонной, связался с дурной компанией уличной шпаны. Мама узнала об этом случайно, и начала действовать немедленно. Она буквально за руку привела Олега в драматический кружок под названием «Молодая гвардия», который организовали в местном Дворце пионеров. Табаков оказался в числе везунчиков, которыми занималась Наталья Сухостав. Это спустя годы он присвоит ей почетное звание «крестная мама», и будет всю жизнь благодарен за первые шаги в актёрстве. А пока во время прослушивания перед педагогом стоял робкий мальчик, с тихой и неразборчивой речью. Она могла отказать ему в приеме, но почему-то решила оставить Олега, и совершенно не прогадала. Прошло совсем немного времени, и он превратился в уверенного в своих силах и таланте юношу, который не боялся сцены, и получал исключительно главные роли. Олег Табаков посещал драмкружок в 1950-1953-м годах.
Олег Табаков в юности
Окрыленный первыми успехами на сцене, Олег решает навсегда связать свою биографию с искусством. Парень понимает, что для этого придется уехать из родного города, и без страха и сожаления отправляется в столицу. Экзамены он сдавал в два вуза одновременно – в Школу-студию МХАТ и ГИТИС, в надежде поступить хоть в один из них. Каково же было его удивление, когда он нашел в списках поступивших обоих вузов свою фамилию. Теперь уже выбор был за ним, и Табаков остановился на МХАТе, который считал самым лучшим среди других вузов.
Олег попал на курс к Василию Топоркову, и это считалось просто невероятным везением. Топорков славился своим педагогическим талантом, возглавлял кафедру актерского мастерства в этом институте, носил звание Народного артиста СССР. Повезло Табакову и с однокурсниками, он учился вместе с Валентином Гафтом, Татьяной Дорониной, Галиной Волчек, Евгением Евстигнеевым, Михаилом Казаковым, Леонидом Броневым, Олегом Басилашвили.
Театр
После получения диплома театрального вуза в 1957-м, Табаков получил распределение в театр им.Станиславского. Но, по воле судеб, он оказался в труппе только что созданного театра «Современник». Организатором этого театра стал Олег Ефремов.
После того, как Ефремов покинул «Современник» ради МХАТа, руководить театром пришлось именно Олегу Табакову. Должность директора он занимал на протяжении семи лет. Все это время артист мечтает о своем собственном театре, и в 1986-м его мечта сбылась. Именно в этом году правительство столицы подписало приказ, разрешающий открыть в Москве три новых театра. В списке театров, получивших благословение на существование, было и детище Табакова, которое вскоре начали называть просто «Табакерка».
Театр-студия Олега Табакова был принят неоднозначно. Мнения критиков и театралов разительно отличались. Первые не воспринимали эту студию серьезно, а вторые спешили на все постановки, устраивая в зале постоянные аншлаги. Первая постановка «Табакерки» вышла 1 марта 1987-го, и называлась «Кресло».
Табаков трудился в театре, не покладая рук. Он постоянно обновлял репертуар, и принимал новых актеров. Вскоре труппа пополнилась начинающими талантами – Мариной Нееловой, Юрием Богатыревым, Константином Райкиным. Над репертуаром колдовали знаменитые режиссеры и сценаристы, которых без устали приглашал Табаков. Благодаря им зрители могли наслаждаться новыми идеями и творческими наработками.
Олег Табаков имеет очень богатую и насыщенную театральную биографию. Его приглашали поработать преподавателем и режиссёром за границу. Именно за рубежом он стал автором свыше сорока постановок. Табаков ставил классику — отечественную и зарубежную, ему аплодировали зрители многих европейских стран и США. Табаков стал основателем и руководителем летней школы им.Станиславского при университете в Гарварде. В 1986-2000-м годах актёр занял место ректора в Школе-студии МХАТ, разработал совместную аспирантскую программу МХАТа и одного из американских институтов.
Олег Табаков в театре
В 2000-м Табаков был назначен директором МХТ им.Чехова.
Олег Табаков был очень занят в кинематографе и в театре, но не отказывался и от работы на телевидении. Он был занят в телепостановках, выходивших в прямой эфир. Артист засветился в моноспектаклях «Конёк-горбунок» и «Василий Тёркин».
За плечами артиста многочисленные телеспектакли, но зрителям больше всего запомнились «Эзоп», «Шагреневая кожа», «Печники». С легкой руки Табакова мир увидела и постановка «Двенадцатая ночь», которую представил зрителям знаменитый «Современник».
Фильмы
Кино ворвалось в жизнь Олега Табакова еще в студенческие годы. Ещё студентом 3-го курса, он сыграл Сашу Комелева в ленте «Саша вступает в жизнь». Режиссер Михаил Швейцер стал проводником Табакова в удивительный мир кинематографа, познакомивший будущего артиста со всеми его премудростями.
Олег Табаков в фильме «Семнадцать мгновений весны»
Первые персонажи Табакова впоследствии были объединены в одно амплуа, которое получило название «розовские мальчики». Они воплощали на экране все самые лучшие человеческие качества, они были честны и прямолинейны, твердо верили в свои убеждения и принципы. Именно такими стали его герои в картинах «Шумный день», «Люди на мосту», «Испытательный срок», «Чистое небо», «Война и мир», «Молодо-зелено». Эти ленты стали одними из лучших в начале его актерской карьеры.
Фильмография актёра насчитывает свыше ста двадцати картин. Ему не всегда доставались роли центральных персонажей, но даже во второстепенных ролях он был неподражаем. С каждым новым фильмом росло мастерство артиста, появлялись наработки и опыт, а также расширялся круг знакомых актёров. Во время съёмочного процесса ленты «Семнадцать мгновений весны» Табаков познакомился с Вячеславом Тихоновым и Леонидом Броневым. В картине «12 стульев» он впервые играл вместе с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым.
В 1968-м Сергей Бондарчук позвал Табакова в свой проект «Война и мир», и предложил ему перевоплотиться в Николая Ростова. В 1979-м Олег стал Ильей Ильичом в ленте «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». В том же 79-м, Табаков был занят на съемках картины «Москва слезам не верит», потом органично вжился в роль короля Людовика в картине о приключениях мушкетеров.
Одним из ярких и запоминающихся образов Табакова стал трактирщик Гарри Маккью в ленте «Человек с бульвара Капуцинов». В этой картине судьба снова свела Олега с известными актерами – Андреем Мироновым, Львом Дуровым, Николаем Караченцовым, Леонидом Ярмольником.
Охотно снимался артист и в картинах для детей, и для этого даже примерил женскую роль. В сказке «Мэри Поппинс, до свидания», снятой в 1983-м, он сыграл миссис Эндрю, потом перевоплотился в Кощея Бессмертного в ленте «После дождичка в четверг». Его незабываемым голосом говорил кот Матроскин в мультике «Простоквашино», и еще один кот – Гарфилд, в голливудском мультфильме.
Личная жизнь
Первую жену Олега Табакова звали Людмила Крылова, которая стала матерью двух детей артиста – Антона, 1960 г.р., и Александры, 1966 г.р.
Она училась в школе, когда впервые увидела на сцене «Современника» Табакова, и влюбилась в него до потери сознания. Девушка решила, что обязательно поступит в театральный, и найдет способ познакомиться с предметом своего обожания. Людмила действительно стала студенткой «Щепки», и даже сумела сразу поступить на службу в Малый театр. При этом она регулярно бывала на всех спектаклях «Современника» и ждала случая, чтобы познакомиться.
На фото Олег Табаков с женой Мариной Зудиной
Однажды в ее доме прозвенел телефонный звонок со студии, ассистент режиссера просила выслать фото, потому что для «одного привередливого актера» никак не могли подобрать партнершу в новый проект. Это потом выяснилось, что партнерша нужна была именно для Табакова.
Когда Людмила увидела, с кем она будет сниматься, то чуть не потеряла сознание от счастья. Она потом вспоминала, что никак не могла унять дрожь в коленях и стук зубов. Их отношения начались в самую первую свою встречу. Спустя 2 месяца, после того, как родился сын Антон, молодые люди сбегали на роспись в ЗАГС, и снова продолжили репетицию.
У них была очень крепкая семья, которой казалось бы ничего не грозит, но в 1981-м Олег познакомился с Мариной Зудиной, которая стала его студенткой в ГИТИСе. Ей было всего шестнадцать, Табакову сорок шесть. Они долго скрывали свои отношения, и никто из общих знакомых даже не подозревал об их романе.
Но все изменилось в 1995-м, когда их отношениям исполнилось десять лет. Табаков ушел из семьи, и расписался с Зудиной. Он не стал ничего подробно объяснять жене, просто сказал, что в его жизни появилась «любофф».
Антон и Александра не поняли отца и полностью разорвали с ним отношения. Бросили они и актерскую профессию. Сын стал успешным ресторатором, и отцом четырех детей. У него один сын и три дочери. Александра состоялась в качестве ведущей на радио и телевидении, стала женой Яна Лиферса, немецкого кинематографиста. В 1988-м у нее родилась дочка Полина. Вскоре супруги развелись, Александра забрала дочь, и вернулась на родину.
В личной жизни Табакова был еще один роман, в котором фигурировала молодая актриса. Ему было тридцать четыре, когда он влюбился в 16-летнюю Елену Проклову. Они познакомились на съемочной площадке проекта «Гори, гори, моя звезда». Елена потом говорила, что Табаков – это ее первое настоящее чувство, и если бы не ее возраст и не сплетни доброжелателей, то возможно их отношения получили бы другое развитие.
Олег Табаков с семьей
В 1995 году Олег Табаков снова стал папой, Зудина родила сына Павла. В 2006-м в семье родилась дочка Мария. Павел стал продолжателем дела отца. Он учился в Школе-студии Табакова, причем на вступительных экзаменах к нему придирались сильнее, чем к другим абитуриентам. Парень поступил на службу в МХТ им.Чехова, а также засветился в кинематографе. Он снимался в фильмах «Звезда», «Дуэлянт», «Орлеан».
Последние годы
В 2016-м году состоялось новоселье театра Олега Табакова. Он переехал на Сухаревскую площадь, и поселился в современном здании. Торжество началось в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина, который рассказал о том, сколько сил и нервов стоило Табакову это новоселье. По настоянию режиссера вся техника и декорации компьютеризированы по последнему слову техники. В театре есть большая сцена и зал, рассчитанный на четыреста зрителей. Дополнительно постановки могут идти и в малом зале. Первым спектаклем, поставленным в новом здании, была «Матросская тишина».
В 2017-м театр Олега Табакова – знаменитая «Табакерка», отметил свое тридцатилетие. 1 марта там состоялось открытие фестиваля, получившего название «Бенефис тридцатилетних». На нем присутствовали все, кто имел непосредственное отношение к рождению театра. На сцену вышли Олег Табаков, Марина Зудина, Андрей Смоляков, Сергей Беляев. Гости фестиваля могли посмотреть самые интересные постановки театра.
На канале «Культура» транслировались все интересные телеспектакли, созданные на основе репертуара «Табакерки» за долгие годы ее существования. Потом настал черед творческих вечеров актёров этого театра, причем участвовали в них и опытные мастера сцены и молодые таланты.
Причина смерти
Ноябрь 2017-го принес плохие новости о здоровье артиста. Табакова госпитализировали в больницу им.Пирогова, подозревая воспаление легких. Позже обнаружили сепсис, который по мнению докторов вызвали зубные импланты. 2 декабря актер впал в предкомное состояние. Чтобы облегчить состояние актёра, ему подключили аппарат искусственного дыхания, выполнили медицинскую процедуру под названием трахеостомия. СМИ постоянно печатали отчеты о состоянии здоровья великого маэстро, поклонники узнавали о его ухудшении, о том, что понадобилась даже искусственная кома. Никто не верил, что это приближение конца, всем казалось, что скоро Табаков поправится и вскоре снова выйдет на сцену.
Но уже в феврале 2018-го доктора вынесли окончательный вердикт – на сцену Табаков уже не вернется никогда. Олега Табакова не стало 12 марта 2018 года, актёру шел 83-й год.
Похороны Олега Табакова
Местом упокоения Олега Табакова стало Новодевичье кладбище, где он и был погребен 15 марта того же года.
Избранная фильмография
Ссылки
Олег, Антон и Павел Табаковы: Как продолжилась прерванная актерская династия
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Олег Табаков был одним из самых обаятельных и харизматичных отечественных актеров и всегда пользовался большой популярностью у противоположного пола. Не смогла перед ним устоять и Людмила Крылова. Когда она впервые его увидела на сцене театра, влюбилась с первого взгляда и решила, что тоже станет актрисой, чтобы однажды встретиться с ним на одной сцене или на съемках. Позже она вспоминала: « Мысль о том, что обязательно когда-нибудь познакомлюсь с этим человеком, стала моей путеводной на несколько лет! »
Хотя таких поклонниц у Табакова было множество, Людмиле удалось осуществить задуманное. Она поступила в Щепкинское училище и во время съемок в мелодраме «Сверстницы» однажды встретила в коридорах «Мосфильма» своего кумира. Ему тогда было 23 года, ей – 20. Они разговорились, и Людмила не стала скрывать своих чувств. Их роман был очень стремительным – уже через 4 дня после знакомства они стали жить вместе, и друзья Табакова, зная его как человека влюбчивого и увлекающегося, не верили в то, что эти отношения станут серьезными и долговечными. Для многих было неожиданностью, когда он объявил о своем решении жениться.
Людмила Крылова и Олег Табаков прожили вместе 35 лет, у них родилось двое детей – Антон и Александра. Оба унаследовали от отца артистизм, талант и обаяние. Ради семьи Людмила часто отказывалась от предложенных ролей – семья для нее всегда оставалась на первом месте. До нее доходили слухи о неверности мужа, но она научилась не обращать на них внимание, ведь, несмотря на свои увлечения, Олег Табаков оставался в семье.
В 1981 г. Табаков набрал актерский курс в ГИТИСе. В него были влюблены практически все студентки, и одна из них – 16-летняя Марина Зудина – не оставила его равнодушным. Их роман продолжался 10 лет. Табаков не намеревался уходить из семьи, так как боялся потерять детей. Но в конце концов не выдержала его жена. Она вызвала его на откровенный разговор и заставила принять решение.
Их расставание было очень драматичным: супруги не смогли сохранить хорошие отношения и разошлись чуть ли не врагами. Антон и Александра встали на сторону матери и перестали общаться с отцом – его поступок они восприняли как предательство. Как они признавались позже, у них были и другие причины обижаться на отца. Антон Табаков рассказывал, что отец был чуть ли не единственным человеком, который не верил в его актерские способности. Он отговаривал сына от поступления в театральный вуз, и к экзаменам ему помогала готовиться Галина Волчек, поверившая в его талант.
В результате Антон Табаков поступил в ГИТИС на курс Андрея Гончарова. Но и это не было для отца достаточным поводом для того, чтобы убедиться в способностях сына. Его первые успехи в кино и ранняя популярность казались ему случайными и несерьезными, и Антон обвинял отца в несправедливости, категоричности и завышенных требованиях. Олег Павлович признал его заслуги после того, как не узнал сына на сцене «Современника» – настолько разительным было его перевоплощение. И только тогда он принял его к себе в «Табакерку».
Многие думали, что из актерской профессии Антон Табаков ушел из-за ссоры с отцом после развода родителей, но на самом деле к этому шагу его побудили финансовые трудности: из-за кризиса в кинематографе в 1990-х гг. пришлось искать другие способы самореализации, и Антон занялся сначала организацией мероприятий и банкетов, а затем – ресторанным бизнесом. С отцом он действительно долгое время не общался – не мог простить ему страданий матери. Но позже он нашел в себе силы его понять, чего нельзя было сказать о его матери и сестре. Антон Табаков говорил: « Мама и Саша обижены не потому, что это случилось. Они обижены тем, как это случилось. После развода родителей я тоже не общался с отцом. Однако, посмотрев на ситуацию со стороны, я понял, что это выглядит как «назло маме отморожу уши». Я обиды быстро забываю ».
Тяжелее всех уход отца восприняла Александра. Сыграв в конце 1980-х гг. несколько ролей в кино, самой яркой из которых была подруга главной героини в фильме «Маленькая Вера», она решила уйти из профессии – в знак протеста, чтобы больше нигде не пересекаться с отцом. Александра не появляется на телевидении и на светских мероприятиях, не дает интервью и ведет замкнутый образ жизни. Она так и не нашла в себе сил простить отца и не общалась с ним до его последних дней.
Когда всем казалось, что актерская династия Табаковых уже не будет продолжена, о себе заставил заговорить сын Марины Зудиной и Олега Табакова Павел. Он рос в творческой атмосфере, с самого детства часто бывал за кулисами и уже в 12 лет впервые вышел на сцену театра. Его отец тоже отговаривал от выбора актерской профессии и уверял его в том, что никаких поблажек ни во время учебы, ни в театре ему делать не будет, но Павел все же рискнул. В свои 24 года он уже успел добиться немалых успехов: окончил Московский театральный колледж Олега Табакова, начал выступать на театральной сцене и с первых же ролей привлек к себе внимание в кино. В его фильмографии уже больше 20 работ, только за последний год он снялся в 6 проектах, самыми громкими из которых стали «Мертвое озеро» и «Колл-центр».
Сегодня Павла Табакова называют одним из самых перспективных и многообещающих молодых актеров и называют достойным продолжателем актерской династии. У него нет оснований сомневаться в правильности выбранного пути. Именно любимое дело помогло ему пережить потерю отца в 2018 г. « Надо очень много работать, чтобы занимать все свободное время. Нужно заниматься собой, и как можно дольше. Мне повезло, у меня была работа, я включился в нее. Это было, наверное, моим спасательным кругом », – признается актер.
Наверное, Олег Табаков сейчас гордился бы успехами сына. Хотя он никогда не баловал своих детей и не продвигал их в профессии, считая, что они должны всего добиться самостоятельно, признавался, что именно они придают ему много сил и жизненной энергии. Он говорил: « Я всегда хотел иметь много детей. Моя первая жена была такая маленькая, хрупкая, очаровательная. И, родив второго, забастовала! Дескать, все, ресурс выработан, довольствуйся тем, что есть! Я так думаю, если бы у меня было много детей, я бы не стал преподавать! Это, наверное, такая потребность продлиться ». Какую профессию выберет в будущем его младшая дочь Мария – покажет время, но уже можно сказать, что мечта Олега Табакова «продлиться» осуществляется в жизни его сына Павла.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма животное!
ТЕСТ: Угадайте фильмы про Санкт-Петербург по одному кадру!
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните творчество Олега Меньшикова?
СЛОЖНЫЙ ТЕСТ на знание отечественных детских фильмов
Журнал
Судьба актёра: Олег Табаков
Олег Табаков родился в Саратове. Его родители были врачами, но к медицине мальчика не тянуло — с ранних лет он полюбил театр и наизусть выучил репертуар местного ТЮЗа. Когда началась война — отец ушёл на фронт, работал в санитарном поезде, а мать с сыном отправились на Урал. По возращению в Саратов родители развелись, что стало для Олега сильным ударом… Оставшись без отца, он попал в компанию местной шпаны и неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы мать не отвела его в драмкружок. На прослушиваниях он педагогов не впечатлил, но его все-таки приняли и уже через несколько месяцев поняли, что не ошиблись — Олег Табаков блистал на сцене. К плохим компаниям и опасным приключениям его больше не тянуло.
«Шумный день», к/с «Мосфильм», 1960, реж. Г. Натансон, А. Эфрос
После школы Табаков поехал поступать в театральное училище в Москву. Дома его отговаривали — провинциальный юноша, три года саратовского кружка, ну куда? Наверняка провалится на экзаменах… Но его приняли сразу в два места — Школу-студию МХАТ и в ГИТИС. Перед МХАТом он преклонялся, поэтому выбор был очевиден. В училище чаще всего он играл спокойных положительных персонажей, и только один преподаватель разглядел в нем комедийный талант, который потом ярко проявится в его работах. В 1957 году Табаков получил диплом и тут же был принят в театр им. Станиславского.
«Шумный день», к/с «Мосфильм», 1960, реж. Г. Натансон, А. Эфрос
На последнем курсе Табаков и несколько других студентов основали на базе МХАТовского училища «Студию молодых актёров» — будущий театр «Современник». Еще до получения дипломов они сыграли премьеру — спектакль «Вечно живые» с участием Олега Ефремова и Олега Табакова. Критики пожали плечами: «Классический МХАТ, ничего нового», а студенты приняли это за лучшую похвалу. Однако после третьего спектакля руководство МХАТа обвинило молодых экспериментаторов в попрании традиций классического театра и выгнало студию из-под своей крыши. Театр устоял, выбил себе новое здание, и «Современнику» Олег Табаков отдал почти тридцать лет.
«Дело «пёстрых»», к/с «Мосфильм», 1958, реж. Н. Досталь
Однажды на спектакль «Современника» пришла школьница Людмила Крылова. Стоило ей только увидеть на сцене Олега Табакова, как девушка тут же потеряла голову. Она решила, что если тоже станет актрисой, то обязательно с ним познакомится… И действительно — она окончила Щепкинское училище, стала играть в Малом театре, и однажды её пригласили на пробы в фильм «Дорога к морю», куда уже утвердили Олега Табакова. Роман вспыхнул сразу, а вскоре пара поженилась. Они прожили в браке почти 35 лет, воспитав двоих детей — Антона и Александру.
«Сверстницы», к/с «Мосфильм», 1959, реж. В. Ордынский
Первую роль в кино Олег Табаков получил в 1956 году — в драме «Тугой узел», но популярность ему принесли фильмы «Испытательный срок» и «Люди на мосту». Он почти сразу стал узнаваемым и любимым киноактёром, и снимался постоянно — фильмы с его участием выходили каждый год. Актёр очень молодо выглядел и долгое время режиссёры видели в нем только пылкого симпатичного мальчика. Табаков на героические роли не претендовал, но и постоянно ходить в «мальчиках» не хотел, и поэтому настоящим подарком для него стала отрицательная роль лейтенанта Крутикова в драме «Живые и мертвые».
«Живые и мёртвые», к/с «Мосфильм», 1964, реж. А. Столпер
Одной из ранних работ актёра был режиссёр-самоучка Искремас из драмы «Гори, гори, моя звезда». Эту роль должен был играть Ролан Быков, но он в то время был в немилости из-за роли в запрещённом фильме «Комиссар», и его кандидатуру худсовет отверг. Тогда режиссёр Александр Митта взял на роль Олега Табакова. Для него эта роль стала пророческой — он так же страстно относился к сцене, был художественным руководителем и основателем театров, и никогда не боялся быть новатором.
«Гори, гори, моя звезда», к/с «Мосфильм», 1969, реж. А. Митта
В 60-х годах Олег Табаков был одним из самых востребованных актёров. У «Современника» дежурила «мосфильмовская» машина, чтобы сразу после спектакля везти его на съёмки. Нагрузки были такими, что в 29 лет у актёра случился инфаркт… Врачи советовали оставить театр или кино, чтобы рабочий график не был настолько безумным, но молодость и азарт взяли свое — уже через месяц он репетировал спектакль «Обыкновенная история» и снимался в трёх фильмах сразу.
«Обыкновенная история», ТО «Экран», 1970, реж. Г. Волчек
В 1970 году худрук «Современника» Олег Ефремов ушёл руководить во МХАТ, и Олег Табаков возглавил театр. Он стал самым молодым худруком — ему было всего 35 лет. Оказалось, что за мягкой внешностью и любовью к шуткам и розыгрышам скрывается жёсткий руководитель, который мог уволить любого выдающегося актёра, если тот срывал работу. Именно так это случилось с Олегом Далем… Он приехал на спектакль пьяным и на следующий день был уволен.
«Случай с Полыниным», к/с «Мосфильм», 1970, реж. А. Сахаров
Одну из своих самых популярных ролей Олег Табаков сыграл в фильме «Мэри Поппинс, до свиданья!». Его мисс Эндрю надолго запомнилась и взрослым, и маленьким зрителям! Для полного перевоплощения в суровую леди ему даже не понадобилось сложного грима — достаточно было накрашенных губ и глаз, всё остальное сделала актёрская игра. Ему так понравился образ вредной мисс, что он освоил маникюр, хождение в туфлях и постоянно придумывал для неё новые идеи. Однажды пришёл с металлической фиксой на зубе, но режиссёр попросил её снять — в таком виде няня была похожа на уголовницу…
«Мэри Поппинс, до свидания», к/с «Мосфильм», 1983, реж. Л. Квинихидзе
Мало кто знает, что мисс Эндрю была не первой женской ролью Олега Табакова. В спектакле «Всегда в продаже» он играл буфетчицу Клаву. Она, кстати, тоже была скорее отрицательным персонажем — воплощением цинизма и равнодушия. Актёр очень любил всякие розыгрыши, поэтому Клава была с ним постоянно — с пышной накладной грудью, в парике с укладкой, с макияжем на лице он шёл в кабинет и принимал посетителей. При этом сохранял каменное выражение лица и делал вид, что не понимает, почему визитёры так смущаются.
т/c «Всегда в продаже» (www.pinterest.ru)
В 1973 году ему досталась роль эсэсовского генерала Шелленберга в легендарных «Семнадцати мгновениях весны». Неожиданно для всех начальник внешней разведки службы безопасности Третьего рейха получился… милым. Настолько, что председатель КГБ Юрий Андропов после премьеры сказал актёру, что так играть бригадефюрера СС — это безнравственно. А спустя время Табаков получил открытку из ФРГ. Её прислала племянница Шелленберга, она написала: «Спасибо за то, что были добры, как дядюшка Вальтер, и дали возможность ещё раз взглянуть на него!». Оказывается, она смотрела «Семнадцать мгновений весны».
В середине 70-х Олег Табаков создал свою студию, которая должна была воспитывать новое поколение актёров. Отбор был жесточайшим — из нескольких тысяч желающих Табаков отобрал 49 школьников. Детям преподавали актёрское мастерство, сценическую речь и пластику, историю искусств. Чуть позже Табаков начал вести курс в ГИТИСе, куда взял всего 26 студентов, причем, восемь из них были выпускниками его студии. Попасть к Табакову было почти нереально, но среди тех, кому это удалось, оказались Игорь Нефёдов, Андрей Смоляков, Елена Майорова, Сергей Газаров. Студия стала театром, названным по фамилии руководителя — «Табакерка».
«Москва слезам не верит», к/с «Мосфильм», 1979, реж. В. Меньшов
В жизни Олег Табаков был очень прямолинейным человеком и не считал нужным лукавить перед абитуриентами и учениками. Своему ближайшему другу, который был далёк от актёрской среды, он объяснял свою жёсткость так: «Нужно говорить правду, причем сразу. Иначе человек время потеряет, пока будет учиться, а потом поедет куда-нибудь третьеразрядным артистом. Зачем?». Своих коллег он тоже не щадил, и многие на него обижались. Но при этом его очень любили и знали, что он никого не оставит в беде.
Режиссёр Иосиф Райхельгауз вспоминал, что когда работал у Табакова, то влип в историю — подрался на улице за насмешку над его фамилией. От Табакова потребовали уволить драчуна, но он придумал хитрый ход — срочно собрал комсомольское собрание, принял Райхельгауза в комсомол, а на следующий день объявил режиссёру строгий выговор с позорным исключением из рядов ВЛКСМ. Этого наказания оказалось достаточно, и Райхельгауз продолжил работать.
«Мелодия для шарманки», ООО «СОТА Синема Групп», 2009, реж. К. Муратова
Едва Табаков успел выпустить курс — его запретили вместе с театром. Студентам не разрешали собираться в студии, а Табакова отстранили от преподавательской деятельности. Актёра обвинили в идеологически неверном прочтении образа Павла Корчагина в одном из спектаклей… Ученики Табакова настолько прикипели душой к учителю и театру, что собирались по ночам. Через два года запрет сняли и актёр набрал новый курс, в него вошли Галина Чурилова, Алексей Серебряков, Евдокия Германова, Сергей Шкаликов, Александр Мохов и Марина Зудина.
«Валентин и Валентина», к/с «Мосфильм», 1985, реж. Г. Натансон
Марине Зудиной тогда было 16 — на 30 лет меньше, чем Табакову. Она была очень уверена в себе, и знала, что хочет лучшие роли и лучшего мужа… В симпатичного преподавателя студентки влюблялись поголовно, но для Зудиной Табаков был кумиром с самого детства и, как когда-то Людмила Крылова, она очень хотела привлечь его внимание. Их роман начался, когда Зудина была на втором курсе. Это был скандальный адюльтер, который не обсуждал и не осуждал только ленивый. С первой женой Табаков развёлся только спустя 10 лет — семья не простила ему уход, жена и дети прекратили с ним общение и долгое время отказывались обсуждать эту тему с кем-либо. В браке с Мариной Зудиной у Олега Табакова появилось еще двое детей — Павел и Мария.
«После дождичка в четверг», к/с им. М. Горького, 1985, реж. М. Юзовский
За свою кинокарьеру Олег Табаков снялся более, чем в ста фильмах и сыграл самых разных персонажей — вальяжного Илью Обломова из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», воришку Альхена из «Двенадцати стульев», короля Людовика XIII из «Д’Артаньян и три мушкетёра», владельца салуна Гарри МакКью из «Человек с бульвара Капуцинов», алкоголика Суходрищева из «Ширли-мырли», а в фильме «Президент и его внучка» ему досталась роль Президента. А одну из своих самых ярких ролей он даже не сыграл, а озвучил — Матроскин в мультфильме «Трое из Простоквашино» прочно ассоциируется с голосом Олега Табакова. Придумывая манеру речи для Матроскина, Олег Табаков вспоминал голоса двух людей — своего старшего сына Антона и отца первой жены, актрисы Людмилы Крыловой.
«Ширли-мырли», к/с «Мосфильм», 1995, реж. В. Меньшов
В 2000-го года Олег Табаков возглавил МХТ им. Чехова, снова сменив на посту Олега Ефремова. Театр пришлось поднимать почти с нуля — за предыдущее десятилетие зрители перестали ходить на спектакли, количество постановок было катастрофически мало, среди актёров были пьющие и неуважающие мхатовские стены. Табаков начал приводить в порядок бухгалтерию, искать новых авторов, привлекать молодых режиссёров, собрал новую сильную труппу, среди которой были Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Ирина Пегова, Николай Чиндяйкин, Дарья Мороз, Анатолий Белый и другие теперь уже известные и популярные актёры. И очень скоро в кассы стали выстраиваться огромные очереди.
«Президент и его внучка», к/к «Киномост», 1999, реж. Т. Кеосаян
О своих принципах актёр говорил: «Надо иметь смелость не карьеру делать, а реализовать себя. Вот и все. Жить не по лжи. Жить по совести… Много мне добра сделали, надо и совесть иметь, по возможности возвращать, отвечать добром на добро». Олега Табакова не стало 12 марта 2018. Художественным руководителем «Табакерки» стал Владимир Машков — один из его самых талантливых и любимых учеников.