т яблонская биография кратко самое важное
Краткая биография Татьяны Яблонской для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Краткая биография Татьяны Яблонской
Татьяна Ниловна Яблонская была известной советской и украинской художницей. Она родилась в Смоленске 24 февраля 1917 года. Отец девочки Н. А. Яблонский также был художником.
В 1928 году семья Яблонских переехала в Одессу, спустя два года — в Каменец-Подольский, а затем — в Луганск. Там Татьяна в 1933 году окончила семилетнюю школу, а после стала студенткой Киевского художественного техникума. В 1935—1941 годах девушка продолжила обучаться мастерству живописца в институте.
Сразу после окончания высшего учебного заведения Яблонская организовала свою первую выставку, но с наступлением войны о карьере художницы пришлось на время забыть. Вплоть до 1944 года Татьяна работала в колхозе, находящемся в Саратовской области.
После войны художнице удалось вернуться на Украину. Там она стала преподавать в родном институте и вступила в Союз художников.
В 1949 году Яблонская написала свой первый шедевр — картину «Хлеб», удостоившуюся Сталинской премии. В 1951 году ту же награду получила вторая ее картина — «Весна». В 1954 году была создана одна из известнейших картин художницы — «Утро».
Яблонская принимала участие во многих отечественных и зарубежных выставках. Ее карьера стремительно развивалась. Она получила звание Народной художницы Украины (1960), а затем и СССР (1982). Слава не покидала Яблонскую и после распада Советского Союза.
В 1999 году Яблонская перенесла инсульт. В дальнейшем состояние здоровье не позволяло ей писать маслом, и художница начала работать с пастелью. До конца своей жизни она продолжала рисовать. Последней картиной Яблонской стали «Колокольчики» (2005). В день создания этой работы — 17 июня она умерла в возрасте 88 лет.
Татьяна Ниловна Яблонская, картины и биография
Биография:
Татьяна Ниловна Яблонская – известная советская и украинская художница, получившая за свою долгую творческую жизнь множество различных наград. Ее работы отличает особый стиль, родившийся под влиянием одного из направлений в постимпрессионизме – синтетизма. Кроме этого, в творчестве Яблонской хорошо заметно влияние народного творчества. Благодаря столь разнородному влиянию ее картины отличались необыкновенной красочностью и выразительностью в сочетании с реализмом изображения и острыми социальными тематиками.
Родилась будущая художница в 1917 году в Смоленске. Во многом ее творческая жизнь была предопределена семьей, так как ее отцом был известный художник, график и преподаватель словесности. Интеллигентная среда и тревожное время, связанное с многочисленными переменами в жизни страны наложили отпечаток и на личную жизнь, и на творчество Яблонской. Ее дед с отцовской стороны был священник, а это была прямая угроза не только отцу девочки, но и всей ее семье. В результате отец будущей художницы много лет пытался эмигрировать из Советского Союза и вывезти семью заграницу.
Когда девочке исполнилось 11 лет, ее семья переехала в Одессу, а после этого – в Каменец-Подольский. Оба переезда были связаны с попытками тайно выбраться из страны, а также с болезнью детей – Таня и ее брат с сестрой заболели воспалением легких и с трудом восстанавливались. В этом древнем городе Татьяна окончила школу-семилетку, а затем в 1934 году переехала в Луганск. На этом попытки отца избавиться от советского режима завершились.
Свое художественное образование она начала год спустя в Киевском художественном техникуме. Когда его через год закрыли, девушка поступила на живописный факультет Киевского государственного художественного института (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). Закончила она учебу в 1941 году. В это время она вышла замуж за художника, семью годами старше, но семейная жизнь прервалась, едва начавшись – началась война.
У Яблонской была не только успешная творческая жизнь, но и активная карьера. За свою жизнь она занимала множество высоких постов и более 30 персональных выставок на территории Советского Союза и за его пределами. Однако ее политическое положение чиновника от искусства и депутатство не сказались на ее активной жизненной позиции. Это была очень храбрая женщина, отстаивавшая право художника на самовыражение. Такое отношение расценивалось как противопоставление «воле партии» и приводило к многочисленным столкновениям с бюрократами и партийными боссами. Яблонскую лишали выставок, снимали ее картины с экспозиции, убирали с должностей. Но изменить ее отношения к искусству не смогли даже карательные меры. Она получила Сталинскую премию и отменную выволочку за «антисоветчину».
Художница прожила долгую жизнь, скончавшись в возрасте 88 лет. Последнюю картину она написала за сутки до смерти, находясь в инвалидной коляске шесть лет после инсульта, полупарализованная. Ее полотна находятся во множестве музеев стран бывшего СССР, а семья продолжила традиции талантливого мастера.
Художник Яблонская Татьяна Ниловна
Художник Яблонская Татьяна Ниловна появилась на свет в феврале 1917 года, в тогдашней Российской империи, в городе Смоленск. Ее отец – преподаватель, график, а также известный художник. Именно художественный дар он и передал своей дочери.
В 1928 году Яблонские переезжают в Украину и поселяются в приморском городе Одесса. Но задерживаются они там ненадолго, и по истечении двух лет, перебираются в Каменец-Подольский, где проживут еще меньше. Не прожив в Каменце и одного года, семья Яблонских снова переезжает, на этот раз в Луганск, где наконец-то ненадолго оседает. В 1933 году молодая Яблонская заканчивает семилетку и переезжает в Киев, где поступает в художественный техникум. Но шестнадцатилетней Татьяне снова не удается осесть и прийти к более-менее стабильной жизни. В 1935 году техникум ликвидируют, и ей снова приходится менять место учебы.
Из техникума будущая художница переходит в Киевский Государственный художественный институт, где продолжает обучение, перенимая опыт у самого профессора Кричевского. Она начинает рисовать, и 1941 год знаменуется сразу двумя важными событиями: она заканчивает институт, и устраивает первую выставку своих работ. Но, пока что Яблонской далеко до общего признания.
Когда в жизнь советского народа ворвалась война, Татьяна была вынуждена сменить место жительства и образ жизни. Она переезжает в Саратовскую область, где ей приходится испытать себя, работая в колхозе. Художница Яблонская Татьяна Ниловна, совершенно непривычная к физическому труду должна ухаживать за скотом и работать на поле. Так она проведет целых три года, по истечении которыъ вымотанная и изголодавшаяся, наконец-то сможет вернуться к творчеству.
Набравшись впечатлений, в 1944 году Яблонская возвращается в Украину, где рисует свой первый шедевр – картину «Хлеб». Молодую художницу наконец-то замечают, она обретает всеобщее признание среди советской публики, картина появляется на мировых выставках, ее даже печатают в нескольких учебниках. А через 5 лет за эту же картину Яблонскую наградят Сталинской премией. А пока что, в том же 1944 году художница становится членом Союза художников и одним из преподавателей Киевского художественного института. Она продолжает творить, и в 1951 году получает вторую Сталинскую премию, теперь за картину «Весна».
Творческая карьера художницы продолжает развиваться, в 1954 году написана картина Утро.. Яблонская участвует в множестве крупных советских выставок (в том числе и международных), проводит три десятка собственных, и отмечается множеством наград, среди которых несколько премий, медалей, и два ордена.
В 1960 году Татьяне Ниловне присуждают звание Народного художника Украинской республики, а в 1982 году Яблонская становится Народным художником Советского союза.
Жизнь Яблонской можно назвать счастливой: она успешная художница, ей даже позволяют разнообразить свои картины, творя свое видение соцреализма (например, в картинах «Неделя в провинции», «Утро в поле», «Неделя в Киеве»).
Даже после распада СССР, художницу не забывают, и в 1997 году ей вручают очередную награду – Почетный знак отличия от Президента Украины, а годом позже ей вручается – Национальная премия Украины им. Т. Шевченко. Кроме того, художница становится членом АХ Украины.
В 1999 году из-за инсульта Яблонская попадает в инвалидное кресло. Несмотря на эти жизненные ограничения, она старается не отчаиваться, и пытается продолжать свое творчество и вновь создает свои любимые живописные работы. Писать маслом ослабленная она уже не в состоянии, таким образом в своих работах использует пастель. В 2001 году Яблонской дают орден и награждают званием Героя Украины. Силы Татьяны Ниловны угасают, ей приходится рисовать левой рукой (правая из-за болезни отказала), но в ее картинах все больше положительных эмоций, художница радуется каждому прожитому дню.
Биография Татьяны Яблонской
ФИО: | Яблонская Татьяна Ниловна |
Дата рождения: | 24.02.1917 |
Место рождения: | Смоленск |
Знак зодиака: | Рыбы |
Деятельность: | Художница |
Дата смерти: | 17.06.2005 (88 лет) |
Детство и юность
Как потомок шляхтичей, он боялся репрессий. Несколько раз родители переезжали, пытаясь уехать подальше от мест, где их хорошо знали, с целью эмигрировать, но безуспешно. Южное направление было выбрано и из-за болезни детей, которые переболели пневмонией и тяжело восстанавливались. В итоге семья осела в Луганске.
У четы Яблонских, кроме Татьяны, родились Елена, тоже ставшая художницей, и Дмитрий, будущий архитектор. Дети получили хорошее домашнее образование, а также и воспитание: играли в игры, развивающие зрительную память, составляли орнаменты из растений, делали иллюстрации прочитанных книг, по воскресеньям посещали музеи или отправлялись на экскурсии по окрестностям дома. В школьной тетрадке велся семейный «журнал», который каждый «автор» заполнял иллюстрациями, буквицами, рассказами, баснями и другими элементами литературного и художественного творчества.
Краткая биография
Личная жизнь
Татьяна Ниловна дважды была замужем, каждый раз за художниками. Окончив институт в 1941-м, она вышла замуж за Сергея Отрощенко и, едва заберенев Еленой, проводила любимого на фронт. После войны у супругов появилась 2-я дочь – Ольга. Но подлая война разрушила планы влюбленных. Сергей вернулся здоровым, но не мог смириться с тем, что слава обходит его стороной, а жена стала известной. Любовь погибла, и супруги расстались.
Вторым подарком судьбы стало знакомство с преподавателем художественного института Еревана Арменом Атаяном. Снова замужество продлилось только 11 лет, родилась дочь Гаянэ. Развод был закономерен, поскольку Яблонская считала себя чересчур самодостаточной для брака. Круг ее интересов поражает: занятия плаванием, лыжами и йогой. Также она водила автомобиль, на который потратила государственную премию, чтобы ездить на этюды в места, недоступные для общественного транспорта.
Итоги жизни
Татьяна Яблонская прожила счастливую жизнь, не только активно выставляясь на родине и за рубежом, но и реализовывая себя на разных высоких постах. Она родилась в Российской империи, жила в Советской, а умереть пришлось в Украине. Но ни политические события, ни экономические изменения, ни статус депутата, ни должность чиновника не могли заставить ее прекратить отстаивать право художника на выбор художественного средства и инструмента для творчества.
Художницу лишали выставок и должностей, но отмечали за талант почетными званиями и государственными наградами. Жизнеутверждающие ее произведения радовали не одно поколение зрителей в разных музеях и до сих пор продаются.
Татьяна Яблонская – художник “от сердца”
Татьяна Ниловна Яблонская известна любому выходцу из советского пространства – её работы печатались в учебниках огромной единой страны. Творчество Яблонской имеет мировое значение – став свидетелем истории государства почти всего ХХ века, художница получила заслуженное признание и множество наград.
Происхождение и детство
Родилась Татьяна Яблонская в Смоленске 24 февраля 1917 года, накануне краха страны и ожидающих её великих преобразований.
Нил Александрович Яблонский, потомок шляхтичей Великого Княжества Литовского, до революции учился в духовной семинарии (исключён в 1905-м за причастность к студенческим волнениям). Затем в Московской духовной академии, которую также не окончил. Попытка поступить в Петербургскую академию художеств не удалась, но определилось влечение к искусству, которое он впоследствии прививал своим детям. Закончил Московский университет (историко-филологический факультет), вернулся в Смоленск. Здесь он преподавал в гимназиях. После революции устроился в картинную галерею, став её хранителем.
Семейная атмосфера
В 1916 году женился на Вере Георгиевне Варгасовой, дочери инспектора народных училищ. В браке родилось трое детей: сама Татьяна, её сестра Ольга и брат Дмитрий. В семье была творческая атмосфера. Стараясь развить в детях зрительную память, отец придумывал соответствующие игры и задания. «Издавали» семейный журнал – «Сверчок» представлял собой обычную тетрадь, страницы которой дети наполняли своими сочинениями и рисунками. По выходным отправлялись на природу или в музей. Такое детство способствовало тому, что все дети впоследствии связали свою жизнь с творчеством. Ольга стала художницей, как и Татьяна, Дмитрий архитектором.
От Смоленска до Киева
Сначала он перевёз родных на Украину, где его никто не знал. Выбор пал на приморскую Одессу – казалось, отсюда удастся сбежать за границу. Но все попытки эмигрировать срывались. После двух лет в Одессе отец перевёз семью в Каменец-Подольский, откуда Яблонские вновь пытались уехать, для начала, в Румынию.
Судьбе было угодно, чтобы они остались. Пришлось смириться с местом жительства (Украиной), вновь сменив город (из опасения огласки, что они пытались эмигрировать). Так семья осела в Луганске. До конца жизни художница боялась рассказывать о намерениях отца увезти семью – эти страницы биографии Татьяны Яблонской в раннее советское время могли перевернуть жизнь всей семьи.
Известно, что в годы Великой Отечественной войны отца угнали в Германию, где след его теряется.
В 1933 году Татьяна уехала в Киев. Там училась сначала в техникуме, затем в художественном институте.
Военные годы и первый брак
В 1941 году художник Яблонская окончила институт. Татьяна только-только вышла замуж за Сергея Отрощенко, тоже художника, который был старше неё на семь лет, ждала первенца, как началась война. Она перечеркнула все планы – мужа призвали на фронт, Татьяна оказалась под Саратовом, в эвакуации. Было очень трудно: родила дочь, приходилось работать на колхозных полях наравне с крестьянскими женщинами, а в перерывах по фотографиям писать портреты их убитых мужчин. Яблонская не роптала, тянула лямку вместе со всей страной.
Возвращение мужа живым не вернуло былых чувств, хотя родилась вторая дочь. Причиной стал профессиональный успех Татьяны Ниловны на фоне отсутствия карьеры мужа. Он не мог смириться с таким положением, жить в тени жены не хотел. Они расстались.
Годы творческого расцвета
После освобождения Киева Яблонская сразу вернулась в украинскую столицу. В 1944 году была принята в Союз художников Украины.
Преподаватель
В родном художественном институте почти тридцать лет Яблонская отдала обучению молодых талантов. В 1967 году получила звание профессора. Ученики любили своего наставника. Занимались не только в стенах института – дискуссии часто плавно перетекали в дом Яблонской, где за чаепитием было легче раскрыться и высказаться. Здесь, в неформальной обстановке, художница была с учениками почти подругой, весёлой и непосредственной. Студентам-будущим художникам было удивительно, что в её мастерской порядок. К гармонии она стремилась всегда: в семье и на работе, в дружбе и на холстах.
Живопись
Строгость в Яблонской была ещё та – прежде всего, к собственной живописи. Задумав картину, она делала эскизы сотнями. Найдя нужную композицию и работая уже на холсте, могла проткнуть его, если что-то пошло не так. Случалось, сжигала свои работы. Приступая к картине, нуждалась в тишине и покое, концентрировалась на замысле – суета и телефонные разговоры были неприемлемы.
Конъюнктурщицей не была никогда. Её картины в стиле соцреализма написаны не по заданию. Они рождены собственными чувствами художницы, её впечатлениями, идущими «от сердца». Это советская живопись с душой, добрая и искренняя.
Прославившие автора картины Татьяны Яблонской – полотна, ставшие талисманами целой эпохи, живописными свидетельствами событий из жизни советских людей. Простые сюжеты и живое исполнение делали работы человечными и понятными. Власть, в целом, относилась с одобрением – звание народного художника, три Государственных премии.
Выставки, в том числе за границей
Участвуя в выставках ещё студенткой, успешно экспонировала свои работы всю жизнь. Её персональные выставки привлекали толпы зрителей в Киеве и Москве, Будапеште и Лондоне. Участвовала в международных мероприятиях, самыми крупными из которых стали выставки в Венеции (1956) и Брюсселе (1958). Была в Испании, откуда приехала в безумном восторге, трижды в Италии, стране искусства, которую просто обожала. За границу выезжала не только как художник и автор выдающихся работ, но и как депутат Верховного Совета Украинской ССР.
Не всё гладко
Лишь иногда случались казусы. Так, принятая сначала картина «Перед стартом» (1947) с чьей-то подачи стала вдруг неугодной. Какие-то ценители искусства увидели в ней «тлетворное влияние импрессионизма», велели снять с выставки. Это сегодня она гордость Национального художественного музея Украины, а тогда, снятая с подрамника, картина долгое время валялась в подвале.
От глубоких и разрушительных переживаний художницу спасало собственное жизнелюбие – совершенно счастливый характер, направленный на поиск радости во всём, отметающий всякие отрицательные эмоции. К тому же главным ориентиром в искусстве для Татьяны Ниловны всегда была собственная оценка.
Если художница была убеждена в правоте, ничто не могло её сломить. Не боялась она и высказываться в соответствии со своими убеждениями. Так, спокойно отказала соответствующим органам в сотрудничестве, когда училась в институте. Много позже, в 1968 году, на съезде художников Украины раскритиковала излишнее внимание партийных органов к искусству. Последовали неприятности, снятие с должностей. Через несколько месяцев кто-то заступился, и Татьяну Ниловну восстановили в статусе.
Несколько штрихов к портрету
Вторым мужем художницы стал тоже её коллега, Армен Атаян. В 1959 году у Татьяны Яблонской родилась третья дочь, Гаянэ. Художественная среда, в которой росли дети, не оставила им выбора – все три дочери продолжили династию.
Кроме живописи у Татьяны Ниловны было множество талантов и увлечений: она хорошо водила машину (в семье были жигули, на которых художница ездила на этюды), отлично плавала (обожала бороться с течением), ходила на лыжах. Любила помогать людям. Педагогический талант отразился на собственных дочерях: Яблонская не ходила на родительские собрания, приучая детей быть ответственными.
Последние годы
В 1989 году настиг инфаркт. Художница, ограниченная в движениях, нашла удовлетворение в малом – ожидала солнца по вечерам наготове, «успеть залить полотно вечерним золотом».
В 1999 году у Яблонской случился инсульт. Упорство и оптимизм подсказали художнице выход – правая рука отказала, значит, надо учиться владеть левой. Так последние шесть лет она и провела – в инвалидной коляске и с кистью в левой руке. Мудрая и стойкая женщина умела находить прелесть в обыденном: пейзаже за окном, трогательном букетике в стакане, хаотично стоящих чашках после завтрака.
Она была влюблена в жизнь, поэтому по-другому не могла. Ныть, сдаваться – это было не для неё. Даже находясь в физически сложном положении, заполняла свою жизнь до отказа. Рисовала, читала, думала, вдохновлялась и радовалась жизни. До последнего дня. Умерла Татьяна Ниловна 17 июня 2005 года.
Самые знаменитые картины Татьяны Яблонской
Произведения художницы в основном хранятся в музеях России и Украины.
Наиболее известны картины Яблонской под названиями:
Потомки свято хранят память о художнице: печатаются воспоминания, выпускаются книги, устраиваются выставки.
Художница Яблонская, её «Утро» и сочинение по картине
Биография творческой жизни Татьяны Назаренко