т к культура следствие ведут знатоки и жизни фруктов
Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов
«Следствие ведут ЗнаТоКи. Из жизни фруктов» — художественный детективный фильм 1981 года 16-й фильм из серии «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Содержание
Сюжет
Майора Знаменского включают в группу комитета народного контроля, расследующей многочисленные случаи злоупотреблений на плодоовощной базе, которой заведует Антонина Михайловна Чугунникова. Представители группы обнаруживают, что пропажа нескольких грузовиков овощей — рядовое явление на базе. Знаменский, занимающийся поиском бесследно исчезнувших трёх вагонов с помидорами, очень быстро понимает, что столкнулся со сложившейся преступной группировкой, которая, пользуясь объективными сложностями учёта и несовершенством системы контроля, занимается систематическими хищениями в особо крупных размерах. Доказать хищения очень трудно, так как они маскируются под естественную убыль, недогрузы при поставке и порчу при транспортировке, а правила списания бракованных грузов таковы, что их физически невозможно выполнить, не привлекая в качестве мнимых «независимых свидетелей» местных пьяниц, которые за стакан водки подпишут всё, что угодно. Директор, при прямом попустительстве которой происходят хищения, формально ни за что не отвечает: все документы на грузы подписывают кладовщики.
Одновременно с этими событиями Томин по чистой случайности участвует в разборе избиения торговца на овощном рынке: очевидно, что группа перекупщиков, которой руководит некто Шишкин по прозвищу «Сеньор Помидор», просто пыталась выгнать конкурента с рынка, но доказать это невозможно — задержанный за драку Шишкин выдавать соучастников отказывается и твёрдо стоит на том, что организовал нападение на торговца из-за того, что тот его обсчитал.
Чтобы задержать расследование и избавиться одновременно от обоих мешающих им работников милиции, члены группировки не останавливаются перед провокацией: в милицию поступает письмо, в котором Знаменского обвиняют в получении взятки от кладовщика базы Малахова, а Томина — в посредничестве при даче этой взятки. В доказательство предъявляется фото, где Томин снят якобы в момент встречи с Малаховым, а Знаменскому переводят на счёт в Сберегательной кассе крупную сумму денег. Начинается служебное расследование, которое ведёт подполковник Саковин. Старый друг и однокашник Знатоков, он, тем не менее, ведёт расследование вполне серьёзно и основательно. Подозрения подкрепляются тем, что именно Малахов, как выясняет проверка, перевёл на сберкнижку Знаменского деньги, а Знаменский, в свою очередь, уверенно исключает кладовщика из числа подозреваемых, так что и дача взятки, и «отработка» её, казалось бы, налицо.
Обвинение в адрес Знаменского и Томина удаётся опровергнуть. Фотография оказывается монтажом, а Малахов — не вполне здоровым человеком, отличающимся повышенной внушаемостью и склонностью к фантазированию. Он действительно положил деньги на книжку Знаменского, но сделал это по наущению истинных преступников. Параллельно Томину удаётся задержать с поличным рыночных перекупщиков, обеспечивавших сбыт украденного на базе товара. Как выясняется, рыночные перекупщики и расхитители на базе — одна компания; через рынок и сбываются похищенные на базе продукты.
На следующий день, на итоговом заседании комиссии от Чугунниковой требуют объяснений по поводу вскрытых на её базе злоупотреблений. Открыв папку с документами, которыми она собиралась опровергать выводы контролёров, Чугунникова видит сверху записку дочери: «Мама, если хочешь, чтобы я осталась с тобой — будь честной». Она отказывается от оправданий и объявляет, что полностью полагается на решение комиссии. В результате принимается решение об отстранении Чугунниковой от заведования базой и передаче всех собранных материалов в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела в отношении расхитителей.
Следствие ведут знатоки. Из жизни фруктов (фильм)
Следствие ведут знатоки. Из жизни фруктов (фильм)
Ольга Лаврова
Александр Лавров
«Следствие ведут знатоки. Из жизни фруктов» — художественный детективный фильм 1981 года из серии фильмов «Следствие ведут знатоки».
Содержание
Сюжет
Подполковника Знаменского включают в группу комитета народного контроля, расследующей многочисленные случаи злоупотреблений на плодоовощной базе, которой заведует Антонина Михайловна Чугунникова. Представители группы обнаруживают, что пропажа нескольких грузовиков помидоров — рядовое явление на базе. Знаменский занимается пропавшими помидорами и скоро понимает, что столкнулся с преступной группировкой, занимающейся систематическими хищениями социалистической собственности в особо крупных размерах. Доказать хищения очень трудно, так как из-за специфики работы овощебазы много продуктов портится, и их списывают. Списания служат прикрытием для хищений, причём директор базы формально ни за что не отвечает: все документы на грузы подписывают кладовщики.
Одновременно с этим Томин по чистой случайности участвует в разборе избиения торговца на овощном рынке: очевидно, что группа перекупщиков, которой руководит человек по прозвищу Сеньор Помидор, просто пыталась выгнать ненужного им продавца с рынка, но доказать ничего невозможно — задержанный за драку человек твёрдо стоит на том, что действовал в одиночку, а напал на торговца из-за того, что тот его обсчитал. Как выясняется, рыночные перекупщики и директор базы — одна компания, через рынок и сбываются похищенные на базе продукты. Чтобы задержать расследование и избавиться одновременно от обоих мешающих им работников милиции, члены группировки не останавливаются перед провокацией: в милицию поступает письмо, в котором Знаменского обвиняют в получении взятки от кладовщика базы Малахова, а Томина — в посредничестве при даче этой взятки. В доказательство предъявляется фото, где Томин снят в момент встречи с Малаховым, а Знаменскому переводят на счёт в Сбербанке крупную сумму денег. Начинается служебное расследование, которое ведёт подполковник Саковин. Подозрения подкрепляются тем, что именно Малахов, как выясняет проверка, перевёл на сберкнижку Знаменского деньги, а Знаменский, в свою очередь, уверенно исключает кладовщика из числа подозреваемых, так что и дача взятки, и «отработка» её, казалось бы, налицо.
Обвинение в адрес Знаменского и Томина удаётся опровергнуть. Фотография оказывается монтажом, а Малахов — не вполне здоровым человеком, отличающимся повышенной внушаемостью и склонностью к фантазированию. Он действительно положил деньги на книжку Знаменского, но сделал это по наущению истинных преступников.
Следствие ведут знатоки. Из жизни фруктов (фильм)
Следствие ведут знатоки. Из жизни фруктов (фильм)
Ольга Лаврова
Александр Лавров
«Следствие ведут знатоки. Из жизни фруктов» — художественный детективный фильм 1981 года из серии фильмов «Следствие ведут знатоки».
Содержание
Сюжет
Подполковника Знаменского включают в группу комитета народного контроля, расследующей многочисленные случаи злоупотреблений на плодоовощной базе, которой заведует Антонина Михайловна Чугунникова. Представители группы обнаруживают, что пропажа нескольких грузовиков помидоров — рядовое явление на базе. Знаменский занимается пропавшими помидорами и скоро понимает, что столкнулся с преступной группировкой, занимающейся систематическими хищениями социалистической собственности в особо крупных размерах. Доказать хищения очень трудно, так как из-за специфики работы овощебазы много продуктов портится, и их списывают. Списания служат прикрытием для хищений, причём директор базы формально ни за что не отвечает: все документы на грузы подписывают кладовщики.
Одновременно с этим Томин по чистой случайности участвует в разборе избиения торговца на овощном рынке: очевидно, что группа перекупщиков, которой руководит человек по прозвищу Сеньор Помидор, просто пыталась выгнать ненужного им продавца с рынка, но доказать ничего невозможно — задержанный за драку человек твёрдо стоит на том, что действовал в одиночку, а напал на торговца из-за того, что тот его обсчитал. Как выясняется, рыночные перекупщики и директор базы — одна компания, через рынок и сбываются похищенные на базе продукты. Чтобы задержать расследование и избавиться одновременно от обоих мешающих им работников милиции, члены группировки не останавливаются перед провокацией: в милицию поступает письмо, в котором Знаменского обвиняют в получении взятки от кладовщика базы Малахова, а Томина — в посредничестве при даче этой взятки. В доказательство предъявляется фото, где Томин снят в момент встречи с Малаховым, а Знаменскому переводят на счёт в Сбербанке крупную сумму денег. Начинается служебное расследование, которое ведёт подполковник Саковин. Подозрения подкрепляются тем, что именно Малахов, как выясняет проверка, перевёл на сберкнижку Знаменского деньги, а Знаменский, в свою очередь, уверенно исключает кладовщика из числа подозреваемых, так что и дача взятки, и «отработка» её, казалось бы, налицо.
Обвинение в адрес Знаменского и Томина удаётся опровергнуть. Фотография оказывается монтажом, а Малахов — не вполне здоровым человеком, отличающимся повышенной внушаемостью и склонностью к фантазированию. Он действительно положил деньги на книжку Знаменского, но сделал это по наущению истинных преступников.
Как снимали сериал «Следствие ведут знатоки» (19 фото)
Главные герои сериала — три работника московской милиции: следователь Знаменский, инспектор уголовного розыска Томин и эксперт-криминалист Кибрит (в последних двух сериях 2002—2003 гг. — Китаева), распутывают сложнейшие дела.
Название тройки «ЗнаТоКи» — комбинация из первых букв фамилий главных героев. Основная часть серии состоит из 22 фильмов («дел»), выходивших с 1971 по 1989 год, а фильмы № 23 и № 24, вышедшие в 2002 и 2003 годах соответственно, известны также под названием «Следствие ведут ЗнаТоКи». Десять лет спустя».
Сериал был создан по инициативе министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова, который преследовал цель «очеловечить» образ советского милиционера для широкой аудитории, а также вести разъяснительную работу, направленную на профилактику преступности.
Сериал пользовался большой популярностью у телезрителей Советского Союза, достигнув пика популярности в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов. Актёры, игравшие ЗнаТоКов, хотя и были до того известны кинозрителю, именно благодаря сериалу приобрели всесоюзную славу.
Замысел
Николай Щёлоков проводил глубокие реформы советской милиции, которые ставили своей целью повышение престижа милиции среди населения, падение уровня преступности, предупреждение преступлений и повышение интеллектуального уровня советского милиционера.
Например, по инициативе Щёлокова было создано более 15 высших учебных заведений для работников милиции. Таким образом, создание телевизионных программ, повышающих престиж советской милиции и направленных на предупреждение преступлений, было приоритетным направлением. Характерным эпизодом этого периода является встреча Щёлокова с Владимиром Высоцким, где министр лично попросил актёра надеть милицейскую форму в сериале «Место встречи изменить нельзя».
Организация новых телеспектаклей была поручена старшему редактору Главной редакции литературно-драматических программ Центрального Телевидения Эмилии Андреевне Каширниковой, которая после детального анализа современной советской детективной литературы остановила свой выбор на авторском тандеме супругов Ольги и Александра Лавровых.
Так, в 1969 году по рассказу Лавровых режиссёром Евгением Ануфриевым был снят телеспектакль «Солдаты в синих шинелях», который имел зрительский успех, и авторский тандем получил заказ на разработку цикла с общими актёрами. К концу 1970 года Лавровы представили сценарии первых четырёх серий: «Черный маклер», «Расскажи, расскажи, бродяга», «Естественная убыль» и «Волшебные узоры», из которых в дальнейшем редакторы и режиссёры сделали пять отдельных телеспектаклей.
Так, повесть «Черный маклер» была разбита на первую серию, собственно «Черный маклер» и третью серию «С поличным», повесть «Расскажи, расскажи, бродяга» стала второй серией «Ваше подлинное имя», повесть «Естественная убыль» превратилась в четвертую серию «Повинную голову…», а повесть «Волшебные узоры» в пятую — «Динозавр».
Редакция телевидения и Министерство внутренних дел одобрили сценарии. Успеху Лавровых способствовало несколько обстоятельств. Во-первых, Александр Лавров много лет проработал следователем в следственном управлении МВД и хорошо знал работу милиции изнутри, а также был в курсе реформаторских инициатив, спускаемых сверху.
Во-вторых, Лавровы много лет интересовались практикой предупреждения преступлений и в шестидесятые годы опубликовали несколько публицистических произведений на эту тему, включая книги «Чтобы не совершилось преступление», «Товарищ ребёнок», «Воспитание чувств» и «Вы, ваш ребёнок и мир вокруг».
Поэтому неслучайно, что образ Пал Палыча Знаменского, образованного, вежливого, участливого следователя, искренне переживающего о том, чтобы преступление больше не повторилось, так удачно сочетался с идеологией реформирования милиции и с задачей, поставленной Щёлоковым — очеловечить образ милиционера. Эмилия Каширникова, много лет проработавшая вместе с Лавровыми на телевидении, отмечала:
Лавровы хорошо владели материалом — часто в основе того или иного спектакля лежали подлинные уголовные дела, у них было потрясающее предвидение, в их работах всегда поднимались проблемы, в решении которых были заинтересованы органы внутренних дел: принятие новых решений, постановлений. Они чувствовали «горящую» тему и разрабатывали очередной сценарий с учетом её.
Александр и Ольга Лавровы были хорошо известны своими статьями, книгами, сценариями документальных кинолент о правовом воспитании, о предупреждении преступности и борьбе с ней.
Влияние сериала на реальную жизнь
Обратной стороной строгого государственного контроля над телевидением являлось то, что если всё-таки какой-то сюжет допускался к эфиру, из этого можно было делать выводы об официальной государственной позиции по данному вопросу. В результате, чиновники на местах могли делать организационные выводы из транслируемых художественных произведений.
Ольга и Александр Лавровы приводят такие известные им примеры, когда очередной фильм цикла имел неожиданные последствия. После выхода фильма «Подпасок с огурцом» Совет Министров СССР принял долго тормозившееся постановление, ужесточающее вывоз из СССР художественных ценностей.
После выхода фильма «Из жизни фруктов» Министерство финансов изменило порядок ведения документации на овощных базах страны, проблемы с которым обсуждали Знаменский и директор базы Чугунникова.
Георгий Мартынюк и Леонид Каневский считали, что «ЗнаТоКи» способствуют улучшению работы милиции тем, что создают её положительный образ. Кроме этого, многие работники МВД и создатели сериала отмечают факт падения преступности во время трансляций «ЗнаТоКов».
Марк Минков также вспоминает, что работникам МВД понравилась идея тройки, которая фигурировала в сериале, и один из милицейских генералов предлагал таким образом построить реальную работу милиции.
Сериал оставил след и в популярной культуре.
Например, в СССР было снято два мультфильма, кукольный и рисованный, с названием «Следствие ведут Колобки», пародирующим название цикла.
Про ЗнаТоКов был снят сюжет «Улика» в 64 номере детского киножурнала Ералаш. «ЗнаТоКи» фигурировали и в фильме-комедии Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция „Кооперация“», где тройка заметно помолодела.
Позже появилась публицистическая передача с участием Леонида Каневского «Следствие вели…» о самых «громких» преступлениях, совершённых в СССР.
Сюжетные приёмы
Приёмом, красной нитью прошедшим через фильмы цикла, являются словесные игры с именами и фамилиями персонажей. Не только фамилии Знаменский, Томин и Кибрит подобраны Лавровыми так, чтобы сформировать акроним «ЗнаТоКи», но и имена и фамилии других разовых персонажей часто подбирались так, чтобы в середине фильма их можно было обыграть.
Так, в деле № 7 («Несчастный случай»), молодой водитель такси, сбивший на тротуаре пешехода, носит фамилию Каталин, и сетует: «Докатался, Каталин!», а в деле № 20 («Бумеранг») про ошибочно арестованного в результате хитрого замысла настоящих преступников бывшего уголовника Подкидина Знаменский говорит: «И Подкидина нам подкинули».
Имя-отчество вроде бы овдовевшей жены Миловидова в деле № 15 («Ушёл и не вернулся») — Алёна Дмитриевна, что используется как аллюзия на строчку из «Песни про купца Калашникова» Михаила Лермонтова «Молодая вдова Алёна Дмитриевна».
Фамилия расхитителя в деле № 1 («Чёрный маклер»), «Шахов» даёт возможность наделить его жену кличкой Шахиня, а фамилия расхитителя в деле № 16 («Из жизни фруктов»), «Васькин» обыгрывается в заголовке стенгазеты «А Васькин слушает да ест» с намёком на басню Крылова «Кот и повар».
Частенько фамилия или имя персонажа его полностью характеризуют. Так, в деле № 18 («Полуденный вор») склонный к обжорству член банды угонщиков носит фамилию «Пузановский», а вор-гастролёр носит фамилию «Царапов» от слова «цап-царап».
В деле № 15 («Ушёл и не вернулся») «провинциальный лев» и обольститель женщин — «Валетный», а хитрый преступник, которому поначалу удаётся изобразить из себя жертву, — «Миловидов». В деле № 14 («Подпасок с огурцом») работницу сферы искусств зовут Муза Анатольевна, и так далее.
Как случается с актёрами длительных сериалов, образы их героев тесно переплелись с их собственными, и многие люди прямо отождествляли Леонида Каневского и Георгия Мартынюка с работниками милиции. До определенной степени это делали и сами актёры, например, Леонид Каневский регулярно отмечает День милиции как свой праздник.