сюжет фильма и это все о нем актеры и роли
О чем на самом деле фильм «Вор» и как сложились судьбы актеров: к 75-летию Павла Чухрая
Григорий Чухрай снял «Балладу о солдате» – один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне. Его сын Павел Чухрай продолжил режиссерскую династию, то и дело возвращаясь в своем творчестве к советскому прошлому – обычно к худшим его сторонам. Первым его заметным фильмом стала уже «перестроечная» по духу «Клетка для канареек» – кстати, дебют Евгении Добровольской. А спустя 14 лет на международных кинофестивалях прогремел «Вор» – тяжелая история о том, как в послевоенном СССР преступник в военной форме знакомится с молодой вдовой и ее сыном, чтобы использовать их в качестве прикрытия для грабежа. Главные роли исполнили молодые и красивые Владимир Машков и Екатерина Редникова. Картина удостоилась двух наград национальной премии «Ника», «За лучший игровой фильм» и «За лучшую режиссуру», приза ЮНИСЕФ на Международном кинофестивале в Венеции, номинаций на «Оскар» и «Золотой глобус».
Выбранная эпоха неслучайна – сам Павел Григорьевич родился в 1946 году. Герой фильма Санька (Михаил Филипчук) – практически его ровесник. Правда, говорит Чухрай, в этом персонаже он видит не столько себя, сколько тех, кто был вокруг в те непростые времена тотального сиротства и неустроенности.
«Конечно, мое детство было более счастливым, чем у героя Миши, – заявил Чухрай в одном из интервью, – но я рос среди таких же людей. Не просто во дворах, а в коммунальных квартирах – до 15 лет, – а до восьми лет у нас даже комнаты не было: жил у бабушки, потом по знакомым. Мне надо было в школу идти, а меня не брали, потому что прописки не было (семья Григория Наумовича переехала в Москву из Киева – прим. ред.). Отец начинал снимать «Сорок первый» и оставался на ночь в своем кабинете на студии, мы с мамой жили у приятелей. До последнего времени люди ютились в шести метрах по пять человек, спали в туалете. Я помню, как зимой приходили милиционеры и выселяли нас с матерью от знакомых».
Много позже, в 1960-х, ему довелось услышать историю о некоем воре, который под видом бывшего фронтовика с женщиной и ребенком устраивался в коммунальных квартирах. Он выглядел так убедительно, что документы даже не спрашивали. А потом вор обчищал соседей и отправлялся за уловом дальше. Правда, главным героем своего фильма Чухрай называет не вора, а мальчика, потерявшего на войне отца, но остро нуждающегося в нем. Примером для подражания для ребенка становится преступник и подлец Толян – человек, который не гнушается поднять руку на женщину, учить малыша своему воровскому ремеслу и называет его «фраерком». «Докажи, что ты советский пацан!» – говорит он Саньке, заставляя лезть в чужую форточку.
Замысел фильма, по признанию Павла Григорьевича, гораздо глубже, чем просто история о случайной встрече, которая разбивает несколько жизней. На ее примере режиссер задумал проследить трагедию поколения «детей войны», выросших без отцов и оказавшихся у власти в 1990-е, продемонстрировать наследственность насилия. Отец погибает на войне, сын находит себе ложный авторитет и, как можно видеть в финале, сам становится частью мира насилия и войны – такова позиция, не раз озвученная автором.
«Мне хотелось рассказать и понять, может быть, самому, что представляют из себя люди, которые сегодня руководят нашей страной, люди, которым под 50, – говорил Чухрай после того, как картину номинировали на «Оскар». – Те, кто у власти, те, кто у военной машины, те, кто в политике, бизнесмены – кто эти люди, откуда, из какого детства они пришли, из какой страны, что их сформировало, почему у них такие ошибки, а не иные, почему они так себя ведут в обществе, в политике, в чем их слабость и в чем их сила – вот мне хотелось это понять. Потому что, поняв это, я бы, наверное, понял, почему наша страна идет сегодня таким путем, а не иным».
Тем не менее, по мнению режиссера, герой Машкова, вор Толян, «в сто раз лучше, чем любой политик»: «В нем цинизма нет. А хуже цинизма я ничего не знаю. Он как раз широкий человек. Где-то украдет, а кому-то подарит. Артистизма в нем много. Обаяния. Он все-таки их любит – и маму, и мальчика».
«. этот треугольник: женщина – мальчик – и мужчина, вошедший в их дом, все эти ревности, страхи ребенка перед ним, обожание – весь комплекс чувств, которые испытывает мальчик к взрослому нашему герою, у меня было такое ощущение, что это наш народ, мое поколение, которое испытывало все те же чувства к вождю, к тирану. И все, что происходит в конкретной этой драматической истории, в общем, в какой-то зашифрованной форме это то же самое, что происходило между нами и этим Вождем. Точно так же мы его обожали и боялись, точно так же мы его растоптали. В фильме мальчик убивает этого своего бывшего кумира, а мы его растоптали на ХХ съезде», – раскрыл один из «слоев» своей картины Павел Чухрай.
Важнейшую роль в успехе фильма, конечно же, сыграл актерский состав. Поиск артиста на роль Толяна был непростым, сценарий не писался под конкретного актера, как это порой случается. Определяющим моментом стал поход Павла Чухрая в театр на спектакль «Матросская тишина», в котором Машков играл старого еврея Абрама Шварца:
«. Но для меня был определяющий момент, когда я пошел в театр и посмотрел его в спектакле «Матросская тишина», где он грандиозно совершенно играет возрастную роль, он играет старого провинциального еврея так, как я никогда в своей жизни не видел, чтобы играли. Может быть, люди, которые рассказывают о Михоэлсе, поскольку я никогда не видел, как играет Михоэлс, может быть, было что-то в этом. Это мое самое сильное театральное впечатление за многие годы. И, в общем, я понял, что я не должен сомневаться в данном случае».
Мальчика шести-восьми лет на роль Санька искали в школах и детских садах. Артистичного сероглазого мальчугана Михаила Филипчука нашли в Подмосковье. Чтобы проверить, насколько ребенок готов включиться в предполагаемые обстоятельства, режиссер предложил ему следующие условия: «Миша, давай представим, что я твой папа, я очень сильно болен и, может быть, даже умру». Глаза ребенка тут же наполнились слезами. Чухрай продолжил: «Сынок, вот я не смогу, наверное, дальше тебя растить, ты будешь жить с мамой, а скажи, ты будешь о ней заботиться?» Тогда мальчик расплакался и проговорил: «Да, буду. И я соберу денежки и тебя похороню». Устоять было невозможно – Мишу утвердили на роль. Характер у маленького актера оказался веселым, взрослых коллег он развлекал школьными анекдотами.
Исполнительница роли Кати Екатерина Редникова родила своего сына намного позже, а в момент съемок «Вора» больше всего боялась, что отношения с ребенком на съемочной площадке не заладятся. Для актрисы это был первый подобный опыт. Но сложилось все как нельзя лучше: за два дня между киношными мамой и сыном сформировались хорошие отношения, и работать было легко.
Екатерина Редникова в 90-х уехала в США и вышла замуж за продюсера и писателя Сергея Конова. В 2012 году она родила сына Лавра. Сегодня 48-летняя актриса продолжает сниматься в кино, в ее актерском багаже уже 57 картин. Среди них – «Барышня-крестьянка» Алексея Сахарова, сериал «Убойная сила», мини-сериал «Диверсант». Помимо прочего, известно, что Редникова является близкой подругой Миллы Йовович, после приезда в Голливуд она жила у матери Милы Галины Логиновой. А вот отношения с Сергеем Коновым, судя по светской хронике, распались.
«Интересных сценариев, к сожалению, сейчас мало… – сетует актриса. – Я долго считала, что мне не везет. Редко, мол, попадаются сценарии, от которых душа трепещет. Но поговорила с некоторыми большими актерами, а они: «Катя, у нас вообще ничего такого в жизни не было». Сейчас думаю: «Господи, а ты-то что жалуешься? За 13 лет три прекрасных фильма – «Вор», «Подарок Сталину», «Дом». Совсем неплохо».
Так удачно стартовавший в кино Михаил Филипчук решил не связывать жизнь с искусством. В 1997 году вышел еще один фильм с участием Миши – «Сирота казанская», это была картина Владимира Машкова. Но, выбирая между активным продолжением съемок и образованием, семья выбрала последнее. После школы Миша поступил на факультет общей и прикладной физики в МФТИ и занялся квантовой радиофизикой, работал сначала в Москве, а затем эмигрировал в США. Сегодня Михаилу Филипчуку 33 года, он живет в Лос-Анджелесе.
Ну а сам Павел Чухрай главной картиной своей жизни называет «Детей из бездны» – документальный проект о Холокосте, в который режиссера пригласил Стивен Спилберг. Чухрай снял одну из частей, за что был награжден премией «Человек года» Федерации еврейских общин России.
За кадром фильма «Все будет хорошо»: Почему кинокумиры 1990-х пропали с экранов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Тема эмиграции в 1990-х гг. была как нельзя более актуальна, многие после распада СССР выехали за рубеж, многие об этом думали, но остались в стране. Режиссеру эта тема была особенно близка, ведь почти все его родственники эмигрировали. Но сам он не только остался, но и продолжал снимать кино в то время, когда деньги на съемки достать было практически нереально. Главную идею фильма «Все будет хорошо» Астрахан формулировал так: « Это первый фильм о капитализме. Идея проста: все будет хорошо, если ты сделаешь попытку изменить жизнь, напряжешься и рванешь, а не будешь ежедневно ходить на бессмысленную и низкооплачиваемую работу. За попытку придет награда ». В наши дни многие идеи этого фильма кажутся наивными и утопичными, но одно режиссеру безусловно удалось: он уловил атмосферу того времени, когда многие люди чувствовали себя выброшенными за борт жизни, будущее казалось туманным, а о лучших днях приходилось только мечтать.
Некоторые повороты сюжета оказались пророческими для актеров. В конце фильма главная героиня уезжает с женихом в Америку, а ее бывший избранник представляет, как там могла сложиться ее дальнейшая судьба. И воображение рисует ему такую картину: успешный и перспективный кавалер спился, а невеста горько жалеет о своем выборе. И для актера, который сыграл роль молодого нобелевского лауреата Пети Смирнова, эта сцена во многом предопределила дальнейшую судьбу, которая сложилась наиболее драматически из всех участников съемок.
Марк Горонок и сам был таким же подающим надежды, успешным и перспективным молодым человеком. На тот момент он был актером Санкт-Петербургского академического театра комедии и параллельно учился в театральной академии на курсе Дмитрия Астрахана. Их первая совместная работа состоялась еще в 1993 г. – 20-летний Марк тогда сыграл главного героя в молодости в фильме «Ты у меня одна». Практически весь актерский состав принял участие и в следующей картине режиссера «Все будет хорошо» – в ней были задействованы и Александр Збруев, и Ирина Мазуркевич, и Валерий Кравченко, и Марк Горонок, для которого Астрахан стал крестным отцом в кино.
После триумфа в двух фильмах Дмитрия Астрахана Марк Горонок стал невероятно популярным, какое-то время он даже, по его признанию, страдал звездной болезнью. Ему поступало много новых предложений от режиссеров, он был принят в труппу «Ленкома». Однако продержался в театре всего 9 месяцев – после этого у актера начались серьезные проблемы со здоровьем, во время переливания крови ему занесли инфекцию, на лечение на полтора года пришлось переехать в Санкт-Петербург.
А после выздоровления его не приняли обратно. Он упустил то время, когда о нем знали все и можно было продолжать карьеру. После этого в его жизни началась черная полоса – не было работы, и какое-то время актер сильно пил. Позже он рассказывал: « На «Ленфильме» меня вычеркнули из числа питерских актеров, жирно написали на моей анкете «город Москва». Для Санкт-Петербурга я умер, а для Москвы был неудачником ». Горонок попытался поставить на собственные деньги спектакль и потерпел фиаско. Затем 4 года он работал в театре «Буфф», а потом открыл агентство по организации праздников. В последние несколько лет он появился в нескольких сериалах.
Главную женскую роль в фильме исполнила молодая актриса Ольга Понизова. Ее кинодебют состоялся еще в 15 лет, но настоящая популярность к ней пришла после выхода «Все будет хорошо». На момент съемок она была студенткой Щукинского училища, режиссер долго не мог определиться с исполнительницей главной роли и приглашал на пробы однокурсницу Ольги Амалию Мордвинову (Гольданскую). Однако после проб утвердили все-таки Понизову. После оглушительного успеха все ждали от актрисы новых работ в кино, но она на несколько лет пропала с экранов.
Партнеры Ольги Понизовой по фильму признавались, что никогда не общались с ней после съемок и потеряли ее из виду. Позже выяснилось, что в том же 1995 г. актриса вышла замуж, родила сына и решила посвятить все свое время его воспитанию. На съемочную площадку она вернулась только через 3 года, сыграв в телесериале «Зал ожидания». Потом снова была трехлетняя пауза, после чего актриса время от времени появлялась в сериалах. Однако популярности, сравнимой с той, что была у нее в 1990-х гг., ей уже не удалось достичь.
Какое-то время актриса участвовала в постановках «Театра Луны», затем выходила на сцену столичного ТЮЗа. Театр всегда оставался для нее на первом месте, а свое участие в сериалах она объясняет возникшими материальными трудностями. Вскоре после рождения сына брак Понизовой с телережиссером Андреем Челядиновым распался, а в 2015 г. случилась трагедия, после которой Ольга Понизова замкнулась в себе и перестала появляться на публике. Единственный сын актрисы Никита в возрасте 20 лет погиб в автокатастрофе. И до этого она не любила публичности и не давала интервью, а в последние 3 года и вовсе перестала общаться не только с журналистами, но и со многими знакомыми. В кино она не снималась с 2007 г.
Наверное, самой успешной среди молодых актеров фильма можно назвать творческую судьбу Анатолия Журавлева, который сыграл неудачливого жениха Оли, десантника Коли Орлова. Изначально в этом образе режиссер видел Михаила Пореченкова, но тот недостаточно убедительно играл «простака», и роль досталась Журавлеву. Астрахан рассказывал: « Когда я брал Толю Журавлева на одну из главных ролей во «Все будет хорошо», меня отговаривали, до этого он играл в эпизодах. Я увидел его возможности, и не ошибся – Журавлев стал прекрасным артистом ». В конце 1990-х он закрепил свой успех, сыграв одну из центральных ролей в нашумевшем сериале «День рождения Буржуя». А в начале ХХI столетия, в отличие от многих звезд 1990-х, нашел свое место и в новом кинематографе, продолжая активно сниматься в фильмах и сериалах. На данный момент в его фильмографии уже более 70 работ.
В роли Томы, жены алкоголика Самсонова, Дмитрий Астрахан снял свою жену, актрису Ольгу Беляеву. В перерывах между дублями она нянчила их полуторагодовалого сына. Их семейная жизнь не сложилась, и вскоре они расстались. А через 5 лет после съемок актриса трагически погибла во время пожара в ее квартире. Спустя полгода после этой трагедии случилась еще одна: скончался ее партнер по съемкам Валерий Кравченко, сыгравший ее мужа. Причиной смерти стал сердечный приступ.
Александр Збруев и Ирина Мазуркевич на момент съемок в фильме «Все будет хорошо» уже были звездами, и эта работа принесла им новую волну популярности. Оба продолжали сниматься и после этого, правда, звездным часом Мазуркевич все же остались 1980-е гг., когда она сыграла главную роль в фильме «О бедном гусаре замолвите слово».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: