связь мировоззрения с целью и смыслом жизни человека

Роль мировоззрения в жизни человека

Двое могут смотреть на одно, а понимать и воспринимать увиденное по-разному. И это происходит из-за мировоззрения, которое в жизни человека играет очень важную роль. Как оно формируется? От чего зависит то, как люди видят окружающий мир? Попробуем ответить на эти вопросы.

Что такое мировоззрение человека?

Мировоззрение – это, можно сказать, главный объект исследований в философии. Эта наука изучает источники его формирования, факторы, оказывающие на него влияние. Иммануил Кант и Вильгельм Шеллинг стали первыми философами, плотно изучавшими типы, формы и особенности мировоззрения. Именно они это понятие трактовали как совокупность представлений человека об окружающем мире, его мыслей о собственной значимости и предназначении, о возможностях и способах их реализации.

связь мировоззрения с целью и смыслом жизни человека

Сначала рождается мироощущение, когда человек начинает воспринимать мир, видеть и ощущать свою жизнь, осознавать комфорт и дискомфорт. Далее происходит мировосприятие, когда формируются простейшие связи между личностью и миром. За ним следует мировоззрение: у человека появляются полноценные взгляды на мир и связь с ним. А последним этапом в этой цепочке восприятия мира является формирование миропонимания – системы идей и ценностей.

Надо отметить, что на мировоззрение влияют условия окружающей среды и многочисленные внешние факторы. Но то, как они воспринимаются, зависит от эмоционального фона человека, который складывается из характера и особенностей нервной системы, его религиозных и моральных норм, принципов и ценностей. И для адекватного восприятия реальности необходимо, чтобы был эмоциональный баланс.

Основные виды мировоззрения

В первую очередь выделяют обыденное и научное мировоззрение. Первое формируется на бессознательном уровне, стихийно: человек получает информацию, оценивает ее, делает выводы на основе собственных представлений и знаний, а также мнений людей. Всё это происходит постоянно в течение всей жизни. Научное мировоззрение формируется в результате работы мышления, применения аналитических способностей, доказанных фактов и достоверной информации.

Согласно другой классификации, существует мифологическое, религиозное и философское мировоззрение. Мифологическое мировоззрение было в первобытном обществе. Люди с помощью мифов пытались объяснить явления, происходящие в мире. К формированию мифологических образов их побуждал в основном страх, незнание, к чему приводит то или иное явление. Когда человек не знает, что получится в результате, он додумывает, часто приукрашивает. Первобытные люди делали это с помощью мифологии.

Религиозное мировоззрение – более прогрессивное восприятие мира, по сравнению с предыдущим. Оно появилось в классовом обществе, когда необходимо было придумать некую силу для сплочения людей. И сегодня религия очень сильно влияет на мировоззрение.

Самая прогрессивная форма – философское мировоззрение. Оно предполагает формирование восприятия мира на основе индивидуального мышления, аналитических способностей, собственных мнений без учета точек зрения других людей.

Влияние мировоззрения на жизнь человека

Важно ли иметь четкое понимание и восприятие мира? Безусловно. Ведь мировоззрение – это система элементов окружающего мира и связей между ними. В ней человек пытается найти свое место. И чем красочнее система, чем больше возможностей в ней видит для себя человек, тем счастливее и насыщеннее его жизнь. Благодаря мировоззрению создается набор ценностей и жизненных принципов. От того, что человек выделяет главным в мире, зависит деятельность, лексикон, манеры общения и поведения, окружение. Именно понимание и восприятие мира определяет жизненный путь человека. Поэтому очень важно адекватно воспринимать реальность, оценивать ситуации, расставлять приоритеты, правильно делать выбор. Развитие аналитических способностей и мышления в целом будет способствовать созданию гармоничной картины мира. С этой целью полезно пройти курс Викиум «Развитие мышления». Он поможет в образовании конкретного и четкого понимания и восприятия мира.

Источник

Темы 2.5 и 2.6 Духовный мир человека и мировоззрение. Смысл жизни.

Темы 2.5 и 2.6 Духовный мир человека и мировоззрение. Смысл жизни.

Норматив по теме

Термины: духовный мир, познание, эмоции, чувства, мировоззрение, убеждение, менталитет, смысл жизни, аскетизм, гедониз, прагматизм, утилитаризм, эвдемонизм, альтруизм, нигилизм, объективный и субъективный, самореализация

Духовный мир человека и его структура

связь мировоззрения с целью и смыслом жизни человекаВнутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Античные философы называли внутренний, духовный мир человека «микрокосмом» — в отличие от «большого мира» — «космоса», который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной.

Структура духовного мира человека

связь мировоззрения с целью и смыслом жизни человека

Мировоззрение

Мировоззрение обуславливает направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации ( твердость характера ).

Мировоззрение формируется:

стихийно (обыденный опыт, например, наблюдение за поведением других людей)

осознанно (воспитание, саморазвитие, образование)

связь мировоззрения с целью и смыслом жизни человека

В структуру мировоззрения входят следующие элементы:

знания (информация)

ценностная шкала человека (что «хорошо», а что «плохо«)

принципы (устойчивые понятия)

идеалы (некие совершенные образы, которым человек стремится соответствовать)

убеждения (устойчивые представления)

связь мировоззрения с целью и смыслом жизни человека

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем выражается мироощущение человека.

Оно может быть оптимистичным и пессимистичным

Менталитет — это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Концепции смысла жизни

гедонизм — смысл жизни в наслаждении ( удовольствие )

прагматизм — смысл жизни в самой жизни ( достижение своих целей )

утилитаризм — смысл жизни в извлечении пользы из всего

эвдемонизм — смысл жизни в стремлении к счастью ( блаженстве )

альтруизм — смысл жизни в самопожертвовании во имя служения идеалу

нигилизмотрицание ценности морали и иных видов социальных норм

Смысл жизни — это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют его на то, что бы быть (бытие, жизнь).

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

ТЕСТ

«Оптимист или пессимист»

А каким взглядом вы смотрите на окружающий вас мир? Ответьте на вопросы теста «Да» или «Нет».

1. Любите ли вы путешествовать?

2. Хотелось бы вам еще чему-нибудь научиться помимо того, что уже умеете?

3. Вы часто принимаете снотворное, успокоительное?

4. Нравится ли вам ходить в гости и принимать гостей?

5. Часто ли вам удается предугадать надвигающиеся неприятности?

6. Не кажется ли вам, что друзья сумели добиться в жизни большего, чем вы?

7. Находится ли в вашей жизни место каким-то спортивным занятиям?

8. Считаете ли вы, что судьба несправедлива к вам?

9. Беспокоит ли вас возможная глобальная экологическая катастрофа?

10. Согласны ли вы, что научный прогресс создает больше проблем, чем решает?

11. Удачно ли вы выбрали профессию?

12. Вы застраховали свое имущество?

13. Согласились бы вы на переезд в другой город, если бы там вам предложили интересную работу?

14. Довольны ли вы своей внешностью?

15. Часто ли вам беспокоят недомогания?

16. Легко ли вам освоиться в незнакомой обстановке, найти свое место в новом коллективе?

17. Считают ли вас окружающие энергичным, деятельным человеком?

18. Верите ли вы в бескорыстную дружбу?

19. Существуют ли для вас личные хорошие приметы – счастливые числа, удачные дни недели и т.п.?

20. Верите ли вы в то, что каждый – кузнец своего счастья?

Подведем итоги:-)

Поставьте 1 балл за ответ «Да» на вопросы 1, 2, 4, 7, 11 и 13-20, и 0 баллов за ответ «Нет» на эти же вопросы.

Поставьте 1 балл за ответ «Нет» на вопросы 3, 5, 6, 8, 9, 10, 12 и

0 баллов за ответ «Да» на эти же вопросы.

Подсчитайте очки. Если вы набрали:

0-4 баллов

Похоже, жизнь вас изрядно потрепала, и вы уже не ждете от нее ничего хорошего. Невзгоды считаете неизбежными, радости – случайными. Жалость к себе и недоверие к людям мешают вам радоваться жизни. Чтобы приободриться и хоть немного воспрянуть духом, научитесь ценить те маленькие радости, которые выпадают каждому из нас. Не забывайте: жизнь никогда не бывает настолько плоха, чтобы ее нельзя было изменить нашим отношением к ней

5-9 баллов

По натуре вы – человек жизнерадостный, но в испытаниях жизни растеряли изрядную долю своего оптимизма. Огорчения и несбывшиеся надежды часто омрачают ваше настроение. Ваши поступки преимущественно продиктованы не стремлением к цели, а желанием избежать неудачи. Из-за этого добиться удается немногого. Ведь когда ждешь неприятности, они обязательно случаются. Попробуйте изменить угол зрения. У вас достаточно сил, чтобы многое повернуть к лучшему.

10-14 баллов

Поздравляем, вы – реалист, здравомыслящий человек, знающий цену себе и людям. Умеете ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Ясно видите теневые стороны жизни, но не склонны их смаковать. Для своих друзей и близких вы надежная опора, потому что умеете и утешить в горе, и остудить чрезмерный восторг.

15-18 баллов

Вы преисполнены жизнелюбия и оптимизма, всегда умеете найти в событиях и людях светлые стороны, если это стоит делать. Уныние редко посещает вас, так как это не совсем конструктивная эмоция, по вашему мнению. Однако такая позиция чревата некоторым непониманием с окружающими, которые не разделяют ваш оптимизм. Вам стоит задуматься над причинами как их недовольства, так и своей уверенности в том, что все будет хорошо. Есть ли под этими мнениями основание и насколько оно важно? Какова ваша успешность с таким подходом к жизни? Адекватны ли ваши усилия получаемому результату?

19-20 баллов

Ваш оптимизм просто бьет через край. Неприятности для вас словно и не существуют, и вы от них просто отмахиваетесь, спеша навстречу новым радостям. Однако задумайтесь: не слишком ли легкомысленна ваша позиция? Не исключено, что недооценка серьезных проблем однажды заставит вас столкнуться с неожиданными огорчениями.

Задания

1. «Птицы летают низко — быть дождю». Данное утверждение является примером знания

2. Примером какого вида знания является утверждение «Задатки — природная основа способности»?

3. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям?

1. закон падающего бутерброда

3. закон фотоэффекта

4. Верны ли следующие утверждения:

А) Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира

Б) И научным, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

5. Верны ли следующие утверждения:

А) Миф является одной из форм познания мира

Б) Миф является одной из форм научного познания мира

6. Соотнесите формы познания и особенности

1. Миф А). знание является побочным продуктом

2. Наука Б) знание существует в форме

3. Обыденное знание В) знание раскрывается в процессе повествования

4. Искусство Г) знание является результатом целенаправленной

7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. (2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естественное желание человека быть счастливым. (3) Многие не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной жизни не следует менять на стандарты внешнего облика.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

8. Верны ли следующие суждения о самореализации?

А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным творчеством.

Источник

Философия о смысле жизни

«Если бы мы могли найти вне нас готовый «смысл жизни», он все-таки нас не удовлетворил бы, не был бы смыслом нашей жизни, оправданием нашего собственного существа. Смысл нашей жизни должен быть в нас, мы сами своею жизнью должны являть его.»
Лосский Н.О.

Для чего живет человек? В чем смысл его жизни?
Об этом задумываются все, и взрослые, которые прожили больше половины жизни, и молодые, для которых вся жизнь еще впереди. Отношение человека как сознательного существа к своей жизни и самому себе выражается в смысле и цели его жизни.

Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и осуществляет жизненные цели.

К пониманию вопроса о смысле жизни и её решению философы подходят с двух разных позиций: с точки зрения отдельного взятого человека и с точки зрения всего человечества.

В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной внутренней духовной жизни индивида, то, что формулирует для себя он сам независимо от господствующих систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях, и на собственном опыте, выстраивая свою иерархию ценностей. Поиск смысла жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека. Осознание индивидом цели и смысла жизни – сложный и длительный процесс. Исследования показали, что далеко не все люди способны сформулировать их, не все живут осмысленной жизнью. Мера осознанности – один из показателей развития духовного мира личности. Осознание смысла – это непрерывная работа по осмыслению и переосмыслению тех ценностей, ради которых живет человек.

Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его писки представляют второй аспект понимания вопроса, в чем состоит смысл жизни. Каждое поколение и в нём каждая индивид существует лишь затем, чтобы породить свое потомство, но и это последнее существует только для того, чтобы произвести следующее за ним поколение. Значит, каждое поколение имеет смысл своей жизни только в следующем, то есть другими словами, жизнь каждого поколения бессмысленна; но если бессмысленна жизнь каждого, то значит – бессмысленна жизнь всех. Это бессмысленное существование называется «жизнью рода».

Но есть ли это, в самом деле жизнь?

Эта связь проявляется в подчинении человеческой души («атмана») закону необходимости («карме»). Привязанность «атмана» к телу вынуждает душу каждый раз после смерти переселяться в другое тело. Поток таких перевоплощений длится, пока человек полностью не освободится от земных страстей и жизненных проблем. Тогда наступает освобождение и «атман» сливается с «брахманом», т.е. наша душа сливается с мировым духом.

До тех пор, пока мы видим в мире многообразие предметов и явлений, находясь под чарами майи и, думая, что мы существуем отдельно от окружающей нас среды и можем действовать свободно и независимо, мы сковываем себя кармой. Для того чтобы освободиться от уз кармы, нужно осознать целостность и гармонию, царящие в природе, включая и нас самих, и действовать в соответствии с этим.

Индуисты видят много путей к освобождению. Люди, стоящие на различных ступенях духовного развития и исповедующие индуизм, могут использовать для слияния с Божественным разные понятия, ритуалы и духовные дисциплины. Индуистов не беспокоит то обстоятельство, что эти понятия и практики иногда противоречат друг другу, поскольку они знают, что Брахман лежит вне всех понятий и образов. Это объясняет высокую терпимость и восприимчивость индуизма к различным влияниям.

Если рассматривать индуизм в целом, то он видит смысл жизни в чувственном наслаждении, благодаря которому человек идет к своему просветлению, через погружение в переживания чувственной любви. В индуизме философия утилитарности сочетается с философией возвышенного.

Кто-то сказал, что дальше Платона не пошел никто, и всё последующее философствование есть только переигрывание его взглядов и учений.

В воззрениях Платона душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, «вспоминает о мире идей». Здесь Платом имеет в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя судьба.

В этике Платон требует очищения души, отрешения от мирских удовольствий, от преисполненной чувственных радостей светской жизни. По мысли Платона, высшее благо пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получила свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону чувственный мир полон беспорядка. Задача, человека, смысл его жизни, в том: чтобы возвыситься над мировым беспорядком и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; чтобы освободить душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным, с вечным.

Христианство полностью восприняло концепцию смысла жизни Платона. В соответствии с канонами Нового завета, смысл жизни человека выражен десятью заповедями, в пределах которых он должен вести нравственный образ своей земной жизни: «Не убий», «Не укради», «Возлюби», «Прости», «Не прелюбодействуй»… в финале такой жизни душа отходит в Царство Божие, а если плохо себя вела, то в Ад и обрекается на муки вечные.

Христос хороший Учитель, умевший сформулировать свое понимание простыми убедительными словами. Но скорее он даже учил не словами, а энергетикой, собственным примером. Развитие идей Иисуса получило в трудах отцов церкви от Апостолов до современных христианских патриархов. В соответствии с их учением всё сущее есть благо, поскольку оно существует и именно потому достойны познания лишь Бог и душа. Они есть истины, в них спасение и бессмертие.

Человеку для своего духовного спасения необходимо знать нечто такое, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Духовное блаженство составляет конечную цель человеческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности – в познании истины ради самой истины, т.е. в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» не в познании и превращении природы, а в единении с Богом в «царстве Божьем». Но только путем умеренности и правильной веры. Отличительной особенностью христианской концепции смысла жизни является то, что его идея формируется не через разум, а исключительно через веру: нет веры – нет смысла жизни.

Пройдя трансформацию очищения от христианской средневековой схоластики в период Ренессанса, концепция смысла жизни по иному зазвучала в эпоху Просвещения.

В эпоху Просвещения в умах философов бродят противоположные мысли о судьбе и воле. Так, Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жестокого фатализма и отождествляя волю с природной силой. Дидро также придерживался мысли, что между человеком и природой нет никакой разницы, и воля не менее механична, чем разум. Это тоже не пошло на пользу человечеству, хотя Гольбах в своей «Системе природы» и считал, что понимание фатальности может не только успокоить большую часть тревог человека, но и навеять ему полезное смирение, разумное подчинение своей участи, которой он часто не удовлетворён из-за своей чувствительности.

Итак, эпоха Просвещения устанавливает примат РАЗУМА. И не нужно полагать человеческому уму, как говорил Декарт, какие бы то ни было границы: нет ничего ни столь далекого, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть. Но нашлись люди, которые отнеслись к разуму не так фанатично. Не менее заслуженный ученый Блез Паскаль разочаровался в естествознании и возможностях разума, который вечно колеблется между сомнением и уверенностью. Религиозное чувство берет верх, сердце обладает доводами, не доступными разуму. «Состояние человека – непостоянство, тоска, беспокойство». Мыслитель тем самым предвосхитил последующую иррационалистическую тенденцию в философии.

Французские материалисты-просветители развили дальше механистический взгляд на человека как на «машину, состоящую из костей и мяса». Ламетри утверждает, что человек – не более чем животное. Душа – материальная часть мозга, главный элемент машины. Все душевные качества сводятся к деятельности тела. В результате сомнения божественной предопределенности человека эпоха Просвещения констатировала примат материального над духовным и смысл жизни свелся к материальному совершенству.

Представители немецкой классической философии, продолжили дело просветителей по выведению человека из гармоничного равновесия. Если рационалисты на место всесильного Бога поставили безграничный Разум, а на место веры – образование и воспитание, то «классики» сказали, что Разум сам по себе не совершенен, постоянно разрешает свои собственные противоречия и до Истины ему еще далеко. И вообще, лучший способ наслаждаться жизнью – трудиться, т.к. внешний мир замкнут в себе и рациональных ходов к нему нет, лучше искренне верить в Бога, быть добрым и истинно нравственным. Разум же нам дан, чтобы обуздывать эгоизм и контролировать душевные проявления, хотя чувство удовольствия в общем и целом способствуют жизни. Добра же надо желать ради него самого, и человека ставить только как цель, а не средство. В противном случае, конец всего сущего может быть противоестественным, и будет вызван нами же вследствие неправильного понимания конечной цели.

Таким образом, смысл жизни, по Канту, находится не снаружи, а внутри человека, он имманентен личности. Фактором, который создает смысл жизни, является идея в виде морального закона, долга, добра. Смысл жизни не существует сам по себе, как некий атрибут реальности вообще, он – в понимании индивидом своего бытия именно как человеческого, в осознании собственного места в мире. Таким образом, формой выражения смысла жизни является мировоззрение.

Фихте еще больше замкнулся на внутреннем «Я». Создал некую виртуальную действительность, которая получается путем самозабвения, т.е. забытия себя как «Я». Фихте говорит: обрати внимание на эту действительность, войди с ней в соприкосновение, и она станет событием индивидуальной жизни. Смысл человеческого существования он видит в достижении индивидом полного согласия с самим собой в разуме, в свободе, в деятельности, словом в том, что выделяется человека из природы как разумное существо.

Дальнейшее развитие философско-культурологической мысли разделилось на множество направлений, одним из которых стал экзистенциализм.

К середине XIX века в научных кругах сформировалось убеждение, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации человеческих надежд. Люди перестали видеть в историческом процессе проявление высшего Разума. Начала утверждать мысль о безосновательности и тщетности упований на то, что познание закономерностей может дать человеку надежную ориентацию в действительности. Так появляется иррациональное в человеческом бытии. Ведущей признается роль инстинкта, интуиции, веры, чувства. Человек становится центром бытия – зарождаются идеи экзистенциализма.

И первым крупным экзистенциалистом был Шопенгауэр. По его мнению, ошибкой всех философов было то, что основным и первичным моментом души, т.е. внутренней, духовной жизни они считали мышление. В действительности же истина проявляется только при подходе к ней со стороны бессознательного.

В основе такого подхода лежит воля, а ее универсальный объект – «воля к жизни». Первое правило воли к жизни – инстинкт самосохранения, который ведет к эгоцентризму. Интеллект функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли. Реальна только одна космическая громадная воля, которая руководит всеми поступками человека.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира – это история бессмысленной флуктуации волевых искр. Истинно совершенным познанием и блаженным существованием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и к интересам воли. Смысл жизни формулируется Шопенгауэром как умерщвление плоти и угасание рациональных исканий человека: «жизнь представляет собой нечто такое, от чего мы должны отрешиться. ».

Владимир Соловьев видит нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу.

Поиски смысла жизни – это укрепление в себе веры, которая представляет собой напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни.

Ершов Г.Г. Смысл жизни и социальное бессмертие. М.: Гардарика, 1990. – 288 с.
Иванова Н.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев: Наукова думка, 1980. – 326 с.
Карпов М.М. Смысл жизни человека. Р-н-Д: Феникс, 1994. – 356 с.
Коган Л.А. Цель и смысл жизни человека. М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. /ред. А.Ф. Замалеев. СПб.: Питер, 1995. – 548 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *