святые отцы о вечной жизни
Святые «О жизни вечной»
Вечность — неизбежна. Есть и бедственная вечность! Стяжите же вечность блаженную вниманием, повиновением всесвятому закону Всесвятого Бога.
. Если хочешь царствовать в будущем веке, то ищи здесь не упокоения, не почести, а напротив того, если в настоящее время и скорби потерпишь за слово, т. е. за истину, знай, что впоследствии будешь царствовать. Ибо сия награда определена за здешнюю скорбь, подъятую ради доброго. Если же не терпишь скорбей, то по ожидай тамошних венцов, как не выходивший здесь на подвиги и труды, какие назначены для получения венцов.
Вечной жизни предоставлено то, чтобы слава была наивеличайшая, с великим преизбытком превосходила и слово, и разум, и настоящее состояние.
Жизнь вечная есть утешение в Боге; и кто обрел утешение в Боге, тот почитает излишним утешение мирское.
Исаак Сирин Ниневийский
Голос вечности один, — неизменяем, непреложен. В ней нет непостоянства, переменчивости: в ней день — один, сердце — одно, мысль — одна. Соединяющий все во едино — Христос.
Не будет там милости к грешникам и на такое краткое время, какое нужно глазу для взгляда; не будет там снисхождения к злым и на такое краткое время, какое нужно птице, чтобы поднять крылья для полета.
Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? — Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано — видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Отшедшие живы, и общение у нас с ними не прекращается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или грешным. Это долг любви братской. Пока последним Судом не разделены верующие, все они, и живые и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые и умершие, — не разгораживаясь пополам умиранием.
. и дает вечную во Христе жизнь, беструдную, безболезненную и беспечальную, воистину бессмертную.
Цель жизни — не благобытие земное, а блаженство по смерти в другой жизни. Кто несет какой-либо крест, тот идет надежною к тому дорогою. Туда переселитесь своим желанием и надеждою, и к стяжанию тамошнего благобытия направляйте все свои помышления и заботы.
Там, в Великий день обновления, каждый пойдет и вселится в чертог, какой уготовал себе здесь.
. Живут и царствуют со Христом все: не только те, которые подверглись убиению, но и вообще те, которые, твердо пребывая в своей вере и в страхе Божием, не покланялись образу зверя и не исполняли пагубных и святотатственных его повелений.
В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и существенное наслаждение небожителей.
. Те, которые говорят, что святые не будут видеть и знать друг друга, когда сподобятся лицезрения Божия, поистине во тьме ходят, еще не пришли в общение с Богом и не познали истинно Бога, но говорят и утверждают то, чего не познали и в созерцание чего никогда не приходили. Они говорят, что святые будут находиться тогда как бы в экстазе, в некоем восхищении, как и здесь они иногда приходят в такое божественное восхищение, и забудут и себя самих и всех других находящихся с ними. И видно из таких слов их, что они худо понимают Божественное Писание, когда полагают, что у святых будет тогда такое же изменение и восхищение, какое бывает у них и здесь. Слыша, что когда такой-то святой пришел в созерцание Бога, то восхитился ум его, и он столько и столько дней и ночей провел, совершенно не помня ничего земного, но вместе со всем другим забыл и собственное свое тело, пребывая пригвожденным к созерцанию оному всею душою и всеми чувствами своими, — слыша. об этом, они полагают, что нечто подобное будет и в другой жизни в Царствии Небесном, совершенно не понимая Божественных и духовных вещей и невидимых таинств невидимого Бога, недомыслимых и недоступных знанию непросвещенных. Неведомо им, что такое восхищение ума бывает не у совершенных, но у новоначальных.
Симеон Новый Богослов
. В будущем веке. не все насладятся одними и теми же благами, так как и несправедливо было бы, чтобы сделавшим неравное воздано было равным.
Все приходящие к Богу и желающие сподобиться Вечной жизни, по преимуществу должны неукоризненно соблюдать православную веру, и ни для успешного получения чинов, ни из ласкательства пред сильными или по страху к ним не делаться предателями неоцененного сокровища веры.
Хочешь наследовать жизнь вечную и говоришь: как буду презирать для нее настоящую? Ужели можно это сравнивать? Хочешь получить одежду царскую, и говоришь: как презреть рубище? Ожидаешь, что тебя введут в дом Царя, и говоришь: как презреть настоящую бедную хижину? Подлинно, мы виновны во всем, потому что не хотим сколько-нибудь возбудить себя.
Вечное блаженство — духовно, Божественно. Тот только может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом, кто предварительно вступил в святое общение с Богом.
. Бог в экономии Своей положил, чтобы мы покупали вечную жизнь произвольною смертью. — Не хочешь умереть произвольною смертью и жить вечною жизнью? — И вот ты мертв.
Симеон Новый Богослов
Один только Бог всегда будет пребывать вечным и нетленным, и с Ним будут те, которые сейчас нашли Его, и Его одного вместо всего возлюбили.
Симеон Новый Богослов
Еще вы говорите: «Нет для меня надежды в будущности». Не знаю, к чему относите слово это. Если к земной жизни, то не только для вас, но и ни для кого будущность не прочна. Слово «будущность» в собственном смысле относится к будущей жизни, вечной, нескончаемой. Кто позаботится об этой будущности, для того она будет прочная, никогда не изменяемая. Там и для вас, и для других христиан есть целый рай со всеми чистыми наслаждениями и много других блаженных обителей у Отца Небесного. Кто хочет земную устроить будущность, тому потребна и крепость телесная, и многие другие способности, пригодные к мирским делам. Но для будущности вечной, которую уготовил и уготовляет всеблагой Господь Своим рабам, того не требуется. Апостол говорит: «Незнатное мира избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:28). То есть что не годится для мира, Господь избирает для Себя и не требует великих способностей, а говорит Своим неспособным: только терпите свою неспособность, а не малодушествуйте, уповая на милость и благость Божию.
«Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), – глаголет Он в святом Евангелии; и означил целый ряд блаженных обителей для неспособных для мира. Первая обитель – нищих духом, то есть смиряющихся перед Богом и перед людьми ради своей неспособности. Вторая блаженная обитель – плачущих о грехах своих. Третья обитель – кротких, подавляющих в себе самолюбивые претензии и удерживающих себя от гнева на других, оставляя всякие причины и поводы. Затем следуют и прочие блаженные обители, которые и вам самим небезызвестны. Выбирайте себе любую и к ней уготовляйте себя должным образом. На земле, в мирском состоянии, один хочет служить в армии, другой в гвардии, третий – на гражданской службе, сообразно этому всякий так себя и уготовляет. Образцы земные в некоторых случаях служат образцами для небесного.
Амвросий Оптинский (Гренков)
Тело наше уже не будет нуждаться ни в одеждах, ни в покрове, ни в доме, ни в другом чем-либо подобном. Если Адам до преступления не стыдился своей наготы, потому что облечен был славою, — тем более наши тела, перешедши в высшее и лучшее состояние, не будут ни в чем этом нуждаться.
Вы собираетесь в дальний путь — туда, откуда нет возврата. Никому не миновать сего пути. Но как минута, когда прикажут вступить в него, неизвестна, а известно только, что она может настать каждое мгновение, то лучше всего думать, что вот-вот надо будет отправляться восвояси и всегда держать себя готовым к тому.
В пристани Царя Христа упокоеваются все подвизавшиеся, творившие и исполнявшие волю Его, сохранявшие все заповеди Его.
В будущем веке, говорят, ангелы и святые никогда не перестанут преуспевать в преумножении дарований, стремясь все к большим и большим благам. Умаления же или перехода от добродетели ко греху век тот не допускает.
Величественный чертог Царствия открыт; он обширен и вместителен для возлежащих. Тесна область геенны; нет в ней простора, вся она наполнена телами нечестивых. У одних нет недостатка в блаженстве, а у других в сетовании и воздыханиях, потому что Судия правосуден, и нет места щедротам для несделавших ничего доброго.
Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отраднее. Те, которые обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась.
. Желая пребывать вовеки, мы должны творить волю Бога, Который вечен.
Проживите вы целое столетие в подвиге — и это не может идти в сравнение с одним часом безмерной полноты вековечного бессмертия.
. Тело уже не будет бояться тления, не станет страдать ни от голода, ни от жажды, ни от болезней, ни от несчастных случаев, потому что там — надежное спокойствие и прочная безопасность жизни; там иная слава — небесная; и тамошняя радость не будет иметь недостатка.
Что будет на том свете, увидим. Все соберемся в одно место и не дивно, что получим возможность увидеть друг друга.
Кто не испытал болезней внутренней брани, кто не страдал за Христа, каким бы то ни было образом, тот тщетно надеется венчаться в царстве Христовом.
. По нашему учению, конец, для которого все делаем и к которому стремимся, есть блаженная жизнь в будущем веке. И конец сей достигается, когда предоставляем над нами царствовать Богу. Лучше сего для разумной природы доселе ничего не изобретал еще разум.
Это не неожиданное несчастье, а общий всех нас удел. Скорбна разлука, но она не без конца. Нынче-завтра и мы туда же пойдем. Скорбна безвестность положения отшедшего, но вера, что отшедший переходит в руки Божии, разгоняет всякий при этом мрак. У Господа праведного никакое добро не забывается. Когда отходит кто к Господу, Господь ищет не того, чтоб осудить, а чтоб оправдать.
Если настоящая жизнь так вожделенна, то что сказать о той, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания? Там уже не надобно ни бояться смерти, ни опасаться потери тамошних благ.
Одно точно определено. что тамошнее состояние вполне соответствует тому, как настроит себя человек здесь на земле.
Для того Бог и сотворил тела наши соразмерными, требующими немногого для своего насыщения, чтобы отсюда уже научить нас, что мы созданы для другой жизни.
. Всякий желающий жизни вечной, как скоро обрящет Сына, разумею истинного и не лжеименного, обретает в Нем все, чего искал, поелику и Сам Он есть жизнь и в Самом Себе имеет жизнь.
. Когда прекратится это скоротекущее и преходящее время, в которое одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда минуется потребность приходить в бытие, и не будет уже разрушаемого, потому что уповаемым воскресением претворится естество в некое иное состояние жизни, когда прекратится и это преходящее свойство времени, потому что не будет уже силы, приводящей в бытие и разрушение, тогда, без сомнения, кончится и эта седмица, измеряющая время, заступит же ее место восьмой день, т. е. последующий век, который весь составляется одним днем, как говорит некто из пророков, уповаемую жизнь назвав днем великим (ср.: Иоил. 2, 11), потому что сей день освещать будет не чувственное солнце, но истинный Свет, Солнце Правды, Которое в пророчестве именуется Востоком (Зах. 6, 12), потому что никогда не скрывается на западе.
Не думай, что для Вечной жизни достаточно одного разлучения с телом. Везде нужна добродетель.
Если плывущие морем во время бури небрегут о своих товарах и своими руками бросают груз в море. то почему мы для лучшей жизни не пренебрегаем того, что душу влечет в бездну.
Не мучьте себя пытанием, что там и где будем. А когда в уме породятся такие вопросы, говорите себе: «Хорошим там будет хорошо, а худым — худо».
Будущие награды и наказания равно вечны, хотя иным это кажется иначе.
. Он вознесся на небеса и воссел одесную Отца, и там содействовал сошествию Божественного Духа на учеников, сопослав Его вместе с Отцем, как и обетовал им. Он же, восседая тамо в вышних, как бы взывает нам оттуда: если кто желает примкнуть к этой славе и стать участником Царства Небесного, и нарицаться сыном Божиим, и обрести бессмертную жизнь, и неизреченную славу, и чистое наслаждение, и неиждиваемое богатство, — тот пусть слушается Моих заповедей и, по силе, подражает Моему образу жизни, и пусть жительствует так, как — Я, Который, пришедши плотию на землю, сотворил и научил, положив спасительные законы и представив в пример Меня Самого.
Исходная точка их омрачения та, что наша последняя цель будто на земле. Но она не на земле. На земле начало жизни — приготовительный ее период, — а настоящая жизнь начнется по смерти. И особенный, исключительный способ приготовления — благодушное терпение теснот, лишений и скорбей. Кто взглянет, или будет смотреть на земную жизнь такими глазами, тот не станет убиваться, не видя в своей жизни широты и простора. а возревнует об одном, как сделать, чтобы теснота принесла наилучший плод, вкушение которого отсрочивается до будущей жизни.
Жизнь вечная
Жизнь человека бывает троякой.
Жизнь вечная всегда начинается и никогда не кончается.
После смерти все идут в вечность, но в разные состояния.
Жизнь вечная бывает или блаженной или неблагополучной.
Каждый человек идет или в блаженство, или в муку, – третьего пути нет.
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ или на небе, или во аду.
В жизни вечной одни в радости, другие в муке.
В жизни вечной одни в Царствии Небесном будут, другие в аду.
Путь праведных ведет к блаженству, а нечестивых – к погибели.
Пребывающие во тьме греховной попадают во тьму кромешную, а ищущие Бога наследят свет.
Душа, победившая врагов, с торжеством восходит туда.
Духовно трудящиеся всегда получают воздаяние.
Путь в жизнь вечную труден и опасен. Нужен РУКОВОДИТЕЛЬ.
Лучше здесь на земле перетерпеть все виды страданий, чтобы там не страдать.
Кто не готовится к смерти, тот не ВЕРИТ в жизнь вечную.
В жизни будущей душа потрудившаяся находит покой.
Там будет совершенная безопасность и тишина.
Жизнь вечная не имеет перемен, как временная.
В жизни будущей благость Божия откроется в полноте.
Тогда увидят праведники Бога лицем к лицу.
Праведники просветятся, как солнце.
В жизни будущей блаженству праведных не будет конца.
Жизнь вечная – единственное, что нам нужно на потребу.
Ради вечного блаженства следует все временное презреть.
Ради жизни вечной не жалеть жизни временной.
Если бы знал человек, что его ожидает, то все оставил бы, чтобы спастися.
Если хочешь жить, не отлучайся от Бога (8, с.343–351).
Что лишает человека вечной жизни
Ропот и отчаяние бывают способны лишить человека вечной жизни (3, с.36). * * *
Подвизайтесь пройти тесным и прискорбным путем Христовым. Именно только этот путь даст нам право быть наследниками жизни вечной (Там же, с.36).
За что Господь дает вечное блаженство
Господь близок к вам, и Он желает дать вам за все ваши страдания вечное блаженство. Только там нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания (Там же, с.48–49).
Нужно терпеть все ради вечности
Ради вечности, ради своего спасения будем терпеть все на земле, и если понадобится, то и умрем за Христа, чтобы там Его найти и водвориться вместе с Ним в тех обителях, которые Он обещал уготовать любящим Его (Там же, с.25).
Кто не причащается – мертв для вечной жизни
Тот, кто не причащается, не имеет в себе вечной жизни, по слову Господа, и остается мертвым для будущей жизни (Там же, с.29).
Ради вечной жизни будем переносить все на земле
Все пройдет мимо и исчезнет и красота мира сего, и земля, и небо, и наступит тот момент, когда для страждущих и любящих Бога откроется новая жизнь, в которой уже не будет ни болезней, ни воздыханий Бог отрет всяку слезу из очей их. Вот для этой жизни будем переносить здесь все то, что посылает нам Милосердный Господь. Ведь по этому пути прошли все последователи Христовы. Они так же и болели, и страдали в этой юдоли плачевной, но за это получили венец неувядаемой славы (Там же, с.28–29).
Чем дорога жизнь человека
Человек на земле – пришелец, странник, его жизнь тем и дорога, что рано или поздно он возвратится домой – в Отечество Небесное. Но это Отечество Небесное уготовано не для всех, а только для тех, кто живет на земле добродетельной жизнью (Там же, с.57–58).
От чего зависит участь в вечной жизни
Все будет зависеть от той жизни, какую человек проводит на земле, то есть за святую жизнь получит на небе блаженство, а за порочную – вечные мучения (Там же, с.77).
Какая душа, живя на земле, уже имеет зародыш вечной жизни
Душа, приобретшая Бога, живя на земле, уже имеет в себе зародыш вечной жизни, и наоборот – погрязшая в тину греховную уготовляет тем самым для себя место во тьме и сени смертной (Там же).
Нельзя и в этой жизни утешаться, и в будущей
Ради достижения вечного блаженства многие подвижники готовы были нести в этой юдоли плачевной всякие скорби, болезни и невзгоды. А мы, грешные, думаем и в этой жизни утешаться, и будущее не утерять. Но ведь так не бывает (3, с.86).
Безропотно неся скорби, мы сможем получить вечную жизнь
Посредством безропотного несения скорбей мы сможем не только очистить свою душу от греховной скверны, но и получить ту жизнь, которая уготована нашим Искупителем на небе. Постраждем на земле ради возлюбившего нас Христа. Все скорби по отношению к той вечной блаженной жизни – как капля в море. Святые отцы желали в этой юдоли плачевной не только нести скорби и болезни, но и, более того, идти добровольно на все злострадания и мучения. Там, если мы этого заслужим, – радостная жизнь, а здесь – трудная и тернистая дорога, ведущая к Голгофе (3, с.95).
Надо стараться подражать житию святых отцов
Если здесь бывает и трудно бороться с болезнями и греховными наклонностями, то в будущей жизни Бог отрет всякую слезу из очей наших.
Ради будущей благодатной жизни многие из святых отцов желали переносить в этой юдоли плачевной не только болезни и скорби, но и отдать самих себя на мучения. Постараемся и мы подражать их житию, а во время тяжелых испытаний в нашей жизни обратим свой взор к Небу и оттуда придет нам помощь Господня, одухотворяющая и помогающая (Там же, с.91).
Все земное пройдет, как пар, и исчезнет бесследно, а вечность каждого ждет или в райском блаженстве, или же в вечных мучениях. Все будет зависеть оттого, как человек проводил свою жизнь в этой юдоли плачевной (Там же, с.80).
Спаситель открыл нам доступ к вечности
Будем всегда иметь перед своим духовным взором распятого Сына Божия, Который не только искупил нас Своей Кровию, но и открыл нам доступ к вечной жизни (Там же, с.81).
Ради блаженной вечности надо презреть все земное
Ради блаженной вечной жизни нужно презреть все земное и скоропреходящее и посвятить себя полностью Небесному Жениху, Христу Спасителю. Но для того, чтобы всегда пребывать со Христом, от нас требуется не только хранить себя от нечистоты телесной, но и духовной. Здесь требуется усилие, мужество и постоянный контроль над всеми чувствами и помышлениями (Там же).
Как достигнуть блаженной вечной жизни
Всегда люди, живя на земле, задают вопрос, как же достигнуть благодатной жизни на небе. Ответ мы сможем найти в слове Божием, где Спаситель говорит: «Имеяй заповеди Мои и соблюдаяй их, тот и является наследником Неба» (Там же, с.83).
Святые отцы подвизались ради вечной жизни
Ради этой благодатной жизни святые отцы подвизались даже до лишения своих насущных благ. Они сеяли добро на земле, а пожали в вечности плод радостного упокоения со святыми Ангелами (Там же).
Земная жизнь – подготовка к переходу в вечность
Человек рождается не только для того, чтобы умереть, но и умирает для того, чтобы жить вечно. Поэтому временную земную жизнь христианин должен рассматривать как своеобразную подготовку к переходу в вечность (26, с.393).
Бог возжег в человеке жизнь, которая никогда не угаснет
Нежелание умереть при всех невзгодах земной жизни есть не что иное, как вложенная Богом потребность жить и жить, жить без конца, жить вечно. Это стремление к бесконечной жизни предопределено Самим Богом. Он, как искру, возжег в человеке жизнь, которая – как искра Божия – никогда в нем не угаснет (7, с.394).
Цель жизни и духовная красота
Любить добро, стремиться к жизни вечной – вот наша цель и духовная красота (Там же, с.395).
Человек предназначен не для земли
Условия земли не соответствуют полноте человеческого счастья, жизнь на земле никогда не будет раем. Всегда и везде будут слышаться воздыхания, томления души и слезы. И это вполне закономерно, поскольку человек, хотя и сотворен из земли, но как имеющий залог неба и образ Бога, он предназначен не для земли (Там же, с.396).
Жизнь вечная состоит в познании Истинного Бога (32).
Кто бывает наследником вечной жизни
Что даровал людям Христос для достижения вечной жизни
Господь Иисус Христос даровал в пищу (человеку) Плоть и Кровь Свою, чтобы вкушающий их имел жизнь вечную ( Ин.6,54 ) (7, с.306).
Жизнь греховная, порочная
Человек, живущий по ПРИХОТЯМ, подобен лодке, плывущей по течению без труда и весело.
Жизнь греховная есть загрязнение чистой одежды Крещения.
Бог печалится бесчинством христиан.
Жизнь беззаконная – признак неблагодарности.
Жизнь порочная несовместима с любовию и верою.
Беззаконно живущие Бога не знают, хотя и называются христианами.
Такой жизнью человек бесчестит Бога.
Жизнь порочная есть вражда на Бога.
Жизнь порочная противна ВЕРЕ христианской.
Жизнь порочная есть признак неверия.
Жизнь греховная приводит к ГЕЕННЕ огненной (8, с.360–363)
Как пагубно влияет на жизнь привязанность к греховным страстям
Привязанность к греховным страстям мира настолько пагубно влияет на жизнь христианина, что под их воздействием он может в своем сердце отречься от Христа (3.147) (7, с.231).
Жизнь духовная, христианская, благочестивая
Как у тела, так и у духа есть признаки жизни.
Рождение духовное происходит свыше.
Так как христианин духовно родился в Крещении, то и должен стремиться к духовномую
Духовный человек отличается от духовного мертвеца.
Обращать внимание на внутреннее состояние.
Не только внешне быть благочестивым, но и внутри быть истинным христианином.
Необходимо внутренне перемениться.
Необходимо из плотского стать духовным.
Так как в Крещении христианин обновляется по новому духовному человеку, то и должен заботиться о своем внутреннем человеке.
Без стремления быть истинным христианином все в мире ничто.
Вся сила состоит в исправлении и обновлении СЕРДЦА.
В человеке два закона, воюющие друг против друга.
Каждый работает или Богу, или греху, невозможно Тому и другому.
Плоть постоянно воюет против духа.
Жизнь христианская есть непрестанная борьба.
Жизнь духовная состоит в победе над ветхим человеком.
Жизнь добродетельная есть проповедь о Христе.
Добродетельным житием по заповедям Божиим прославляется имя Божие.
Само высокое звание ХРИСТИАНИНА обязывает к благочестивой жизни.
Высота жизни заповедана всем без исключения.
Кто Христов, тот и житие Христово показывает.
Идти за Христом, а не за миром.
Так следует жить, чтобы при СМЕРТИ мучительно не жалеть о бесцельно потерянном времени.
Жизни духовной, как и всякому делу, следует учиться.
Долг христианина – учиться жить по-христиански.
Учиться этой жизни трудно, но необходимо, ибо здесь вопрос СПАСЕНИЯ.
Вначале трудно, но потом внутри сладость.
Жизнь христианская состоит в ПОКАЯНИИ и ПЛАЧЕ О ГРЕХАХ.
Чтобы по слову Божию устроить жизнь, следует повиноваться СОВЕСТИ.
Чтобы ПО СЛОВУ БОЖИЮ устроить жизнь, следует отвратить очи от СУЕТЫ.
В жизни духовной успех тогда, когда злонравие побеждается.
Жизнь христианская есть страдания за Христа.
В зависимости от духовного состояния и различная духовная пища.
Дети должны подобиться родителям.
Христиане, рожденные в Крещении от Духа, должны быть подобны Богу.
Чем более человек совлекается ветхого человека, тем чище душа, тем более подобие с Первообразом.
В жизни духовной МОЛИТЬСЯ о ПОМОЩИ Божией и делать дела со ВНИМАНИЕМ.
Просить помощи Божией на пути жизни христианской.
Многие добрые дела не приносят пользу, если вся жизнь христианина не является жертвой Богу (8, с.363–376).
Необходимым условием внутренней духовной жизни является постоянная сосредоточенность и внимательность ко всем своим действиям и особенно словам. Нужно беречь свой ум от рассеяния, ибо это вносит нестроения в духовную жизнь.
Этот единственно правильный путь смиренной, постоянно устремленной к Богу внутренней духовной жизни является обязательным для каждого христианина, какой бы образ жизни он ни проводил: монашеский или мирской.
Основы духовной внутренней жизни являются одинаковыми и обязательными как для мирянина, так и для монаха (5, с.265–266).
С прекращением покаяния прекращается и духовная жизнь, ибо без покаяния не может человек черпать силы из духовного источника, поддерживающего в христианине духовную жизнь (6, с.95–96)
Что касается духовной жизни и очищения души от греховного мусора, то первым средством в этом деле является бодрствование духа. Всякие навевающие мысли, какими бы они ни были благовидными, надо отсекать глаголом Божиим. Этому еще помогает и постоянная память смертная. Она способна отрезвлять ум и приводить его в смиренное состояние, а смирение никогда не падает (32).
Истинное познание Бога означает истинную жизнь нашего духа (27, с.70).
Движущей силой духовной жизни христианина является вера
Вера есть движущая сила духовной жизни христианина, она же является и основанием, на котором строится здание христианских добродетелей (7, с.227).
Что влечет человека к богоугодной жизни
Действенным средством в борьбе с грехом является также сознание своей греховности. Оно возбуждает в человеке чувство раскаяния и влечет его к богоугодной жизни (7, с.316).
Что губит духовную жизнь
Отсутствие страха Божия оказывает неблагоприятное, губительное воздействие на весь строй духовной жизни (7, с.244).
Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»