свой среди чужих актеры их судьбы
Актеры фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»: тогда и сейчас
Сюжет советской картины разворачивается в 20-е годы ХХ столетия. Пустившиеся в бега офицеры белой армии грабят поезд с золотом, на которое они собирались купить хлеб для голодающих. В дело вступают пятеро красноармейцев. В итоге с золотом убегает чекист Егор Шилов – он становится своим среди чужих и чужим среди своих.
Актеры фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», а также их фото тогда и сейчас – в материале 24СМИ.
Юрий Богатырев (1947-1989)
Анатолий Солоницын (1934-1982)
Анатолий Солоницын – призер Берлинского кинофестиваля 1981 года. За свою жизнь он успел сняться в таких успешных фильмах, как «Сталкер», «Мужики!», «Восхождение», «26 дней из жизни Достоевского». Последняя кинолента с его участием – драма «Остановился поезд» – вышла в 1982-м. В том же году актер скончался. У него остались двое детей от разных браков.
Александр Кайдановский (1946-1995)
Кайдановский перевоплотился в истерне в налетчика и бывшего ротмистра Лемке.
Александр Калягин (1942)
Калягин воплотил на экране образ железнодорожника, пособника налетчиков Ванюкина.
В фильмографии Александра Калягина можно выделить такие метры, как «Бедная Настя», «Чехов и Ко», «Крейцерова соната», «Подранки», «Здравствуйте, я ваша тетя!». Последняя картина с участием Калягина – телефильм «Птица-Гоголь» – вышла в 2009 году. Сегодня он является худруком московского театра «Et Cetera».
Сергей Шакуров (1942)
Сергей Шакуров за свою карьеру снялся в более чем 100 кинопроектах. Самые известные из них – «Зворыкин-Муромец», «Параграф 78: Фильм первый», «Антикиллер», «Друг», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Сокровища Агры ». Сегодня Шакуров продолжает актерскую карьеру: он снимается в телесериале «Мятеж», кадры из которого уже выложены в Сеть.
Александр Пороховщиков (1939-2012)
Смерть Александра Шалвовича наступила весной 2012 года. Как актер он запомнился советскому зрителю по фильмам «Гори, гори, моя звезда», «Спокойный день в конце войны», «Звезда пленительной счастья», «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Николай Пастухов (1923-2014)
Актеру Николаю Пастухову была отведена роль чекиста Степана Липягина.
Пастухов начал актерскую карьеру в 1970 году. На его счету такие метры, как «Стрелец неприкаянный», «Станционный смотритель», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Дядя Ваня». После развала СССР он продолжил сниматься в кино вплоть до 2006 года. В 2014-м Николая Исааковича не стало.
Никита Михалков (1945)
Никита Сергеевич сегодня не играет в кино, посвящая себя режиссуре. На счету Михалкова есть такие успешные фильмы, как «Несколько дней из жизни Обломова», «12», «Сибирский цирюльник», «Лёгкое дыхание Ивана Бунина ». К тому же Михалков – трехкратный номинант на кинопремию «Оскар». Заветную статуэтку он заполучил в 1995 году за драму «Утомленные солнцем».
Первый фильм Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих»: 5 актеров, которых с нами уже нет
Фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» вышел на экраны 45 лет назад.
“Свой среди чужих, чужой среди своих” / Киностудия “Мосфильм”
Дебютный фильм Никиты Михалкова “Свой среди чужих, чужой среди своих” вышел в 1974 году и сразу же оказался успешным — его посмотрели более 24 миллионов человек. Популярность ленты у аудитории, безусловно, является заслугой не только режиссера, но и композитора Эдуарда Артемьева и оператора Павла Лебешева, которые впоследствии еще не раз посотрудничают с Михалковым в фильмах “Родня” и “Раба любви”. И, конечно же, картина не запомнилась бы зрителю, если бы и не игра актеров. Пятеро из них, к сожалению, уже ушли из жизни.
Юрий Богатырев – Егор Шилов
Фактически именно Михалков открыл актера Юрия Богатырева. В 1970 году он снялся в дипломной работе режиссера «Спокойный день в конце войны», а затем и в фильме
“Свой среди чужих”. Помимо роли Егора Шилова, Богатырев сыграл еще в 5 фильмах Михалкова, в числе которых полюбившиеся зрителю “Раба любви”, “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” и “Родня”.
Юрий Богатырев без проблем выполнял большую часть трюков самостоятельно, хотя, например, на лошади до этого никогда не ездил. По воспоминаниям съемочной группы, лишь один эпизод вызвал у него трудности – Богатырев долго не мог решиться ударить другого человека, что требовалось по сценарию. Помог режиссер, убедив никогда не дравшегося актера, что нужно абстрагироваться, ведь это касается только персонажей, а не личностных отношений.
По воспоминаниям близких, Богатырев отлично умел перевоплощаться в любые роли.
Рожденный в 1947 в Риге, он оказался в Москве в 1953, когда туда на службу перевели отца-офицера. Здесь Богатырев в 1971 закончил театральное училище имени Б.В. Щукина. За свою актерскую карьеру он сыграл почти в полусотне фильмов, но в последние годы перед смертью Богатырев, по воспоминаниям Светланы Крючковой – с которой они вместе снимались в “Родне” – чувствовал себя одиноким и никому не нужным: у актера началась депрессия.
В 1989 он скончался от несовместимости антидепрессантов с лекарством от сердечного приступа, который ввели приехавшие на вызов медики.
Анатолий Солоницын – Василий Сарычев
В отличие от Богатырева, Анатолий Солонцын на момент съемок в фильме “Свой среди чужих” был уже известным актером. На его счету были роли в таких фильмах, как “Андрей Рублев” и “Солярис” Андрея Тарковского, “Проверка на дорогах” Алексея Германа, “Любить человека” Сергея Герасимова.
Анатолий Солоницын родился в 1934, при рождении получил имя Отто (в честь исследователя Севера Отто Шмидта), но когда началась Великая Отечественная война, немецкое имя пришлось менять. К актерству Солоницын пришел не сразу первоначально выучившись на слесаря-инструментальщика. Но увлекшись художественной самодеятельностью в 1955 году поехал поступать в московский ГИТИС и… не поступил: три раза подряд.
Тем не менее, от своей цели он не отступился, и удача улыбнулась в студии Свердловского драматического театра, которую он окончил в 1960 году. А спустя шесть лет снялся в «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского.
Впоследствии снимался и в других его фильмах — «Солярисе», «Зеркале» и «Сталкере». В 1981 году во время съемок фильма «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова Солоницын упал с лошади и сильно ушиб грудь. После обследования медики выяснили, что у актера рак легких и провели экстренную операцию по удалению части легкого. А спустя год актеру вновь стало плохо на съемках — операция не помогла, метастазы распространились на позвоночник. В 1982 году Анатолий Солоницын скончался в возрасте 47 лет.
Александр Пороховщиков – Николай Кунгуров
Роль Николая Кунгурова в фильме “Свой среди чужих” стала двенадцатой для актера Александра Пороховщикова. Он родился в 1939 году, в 1957-1960 обучался в Челябинском медицинском институте, а также имел разряд по боксу. В 1966 закончил Театральное училище имени Б. В. Щукина.
Сыграл в более сотни ролей в кино и на телевидении, но особенно запомнился зрителям по ролям офицеров и милиционеров. Так, в частности, Пороховщиков сыграл полковника милиции в «Ворошиловском стрелке» и «Живой мишени».
Но только на актерской деятельности Пороховщиков не остановился. В конце 80-х попробовал себя в качестве режиссера. На его счету три картины: короткометражка“9 мая” и два полнометражных фильма: “Цензуру к памяти не допускаю” и “Удар Лотоса 2: Сладкая горечь полыни”.
Даже будучи в преклонном возрасте продолжал активно сниматься в кино. Умер Пороховщиков в 2012 году в больнице, где находился из-за осложнений от диабета и пневмонии.
Александр Кайдановский – Лемке
И хотя Александр Кайдановский к моменту съемок фильма уже был актером со стажем, именно роль Лемке стала переломной в его карьере. Интересно, что одновременно со съемками в “Свой среди чужих” Кайдановский проходил срочную военную службу в кавалерийском полке при “Мосфильме”, которую на момент съемок еще не успел завершить.
Будущий актер родился в 1946 году в Ростове-на-Дону, получил образование в сварочном техникуме в Днепропетровске. Затем в 1965 окончил Ростовское театральное училище, а в 1969 – театральное училище имени Б.В. Щукина. На этом образование в сфере кино у Кайдановского не завершилось: в 1982-1984 учился на курсах сценаристов и режиссеров, где сначала преподавал Тарковский, а затем Соловьев.
Обе деятельности – актерская и сценарно-режиссерская – были у Кайдановского довольно продуктивными: он снялся в 51 фильме, срежиссировал 7 кинокартин, написал 5 сценариев. Успел за свою не слишком длинную жизнь (всего 49 лет) поработать и актером озвучки в общей сложности на 10 мультфильмах и фильмах. Однако широкой аудитории особенно запомнился в образе Сталкера в одноименной картине Андрея Тарковского.
«Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист…», — вспоминал актер Леонид Филатов.
Умер Кайдановский утром 3 декабря 1995 года от инфаркта.
Николай Пастухов – Степан Липягин
Еще в самом начале фильма звучит ставшая крылатой фраза: “Какие там дела. У нас делишки, вот у Забелина – дела”, – ее произносит Степан Липягин, роль которого Никита Михалков отдал Николаю Пастухову. С ним режиссер познакомился в 1972 году на съемках “Станционного смотрителя”.
“Николай Исаакович был человеком совершенно не похожим на актера; трогательным, скромным, несколько пугливым и в то же время с замечательным, открытым и очень глубоким актерским темпераментом”, – вспоминал Михалков в своей автобиографии “Территория моей любви”.
После роли Степан Липягина Николай Пастухов сыграл еще в трех его картинах, а всего за свою карьеру принял участие почти в 60 фильмах.
Николай Пастухов родился в 1923 и сразу пошел по актерской тропе: в 1941 году поступил в театральное училище имени М.С. Щепкина.
До войны начал работать в Центральном театре Красной армии. Затем был задействован в Тамбовском драматическом театре, в «Современнике», в Центральном академический театре Советской армии, но при этом много снимался и в кино. Так, в частности, играл и в других фильмах Михалкова — «Рабе любви» и «Неоконченной пьесе для механического пианино».
Свой среди чужих, чужой среди своих», 40 лет спустя. В День рождения режиссера. (16 фото + 7 видео)
В основе сюжета фильма — предательство. Пропадает золото — то, что предназначено для покупки хлеба за границей. В ЧК проник предатель, которого надо найти и обезвредить… Самое страшное для чекистов — момент сомнения в друге. Но даже тогда, когда Егор Шилов (Ю. Богатырёв), на которого падает подозрение, бежит из-под ареста, председатель губкома Василий Сарычев (А. Солоницын) упорно повторяет: «Не верю, не верю!»
Съёмки «Своего среди чужих…» проходили в Чечено-Ингушетии. Большой друг семьи Михалковых знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев сказал Никите, что такой красивой натуры он больше нигде не найдёт.
Александр Адабашьян (художник-постановщик): «Это наш второй фильм с Михалковым, на его дипломе я выступал в качестве художника-декоратора. Чечню мы выбрали местом для съемок, поскольку там все рядом — буквально в нескольких километрах от Грозного гремит Терек, горы, лес…
Правда, когда мы только приехали туда для выбора натуры, то попали в не очень приятную ситуацию. Я и еще двое членов съемочной группы столкнулись со слегка подвыпившей компанией местных. Ничем хорошим эта встреча не закончилась. У них закон один на один не драться, они идут на конфликт, только когда их много. Ну и поколотили нас сильно.
Мы жили на турбазе, там круглосуточно дежурила милиция, которая также сопровождала и съемочную группу. Так вот, там после дискотек горячие южные молодцы настойчиво приглашали девушек-туристок прогуляться до ближайших кустов. Девушки отказывались и нередко получали за это. Так что стражам порядка работы хватало. У нас в массовке тоже снимались местные, но криминалом это не оборачивалось».
Условия были тяжёлыми, но работалось прекрасно и азартно. На съёмочной площадке — полное актёрское раскрепощение, упоение творчеством, стихия высокого лицедейства… У артистов осталось прекрасное воспоминание о тех днях.
В середине семидесятых было модно открывать новые актерские имена. Михалков снял в своем фильме молодых и неизвестных Райкина, Кайдановского, Богатырева… Он был уверен: они станут звездами. Он оказался прав. Михалков знал Богатырева по Щукинскому училищу, где Юрий учился двумя курсами младше. Впервые Михалков увидел его в пьесе Леонида Филатова, тоже студента «Щуки». Филатов писал пьесы и выдавал их за произведения итальянских драматургов.
Источник: www.youtube.comТак легче проходили. Михалков позвал Богатырева в свой диплом, а потом снял еще в шести своих фильмах. Многие, кто работал на фильме «Свой среди чужих…», вспоминают такой эпизод. По сюжету герой Богатырева должен был дать в ухо герою Кайдановского. Богатырев категорически отказывался это делать, не желая причинять боль другому человеку.
Его умоляли и уговаривали, а он отказывался. К уговорам режиссера присоединился Кайдановский, умоляя ударить его. Но Богатырев был неумолим. В результате не выдержал Михалков и закричал (по словам очевидцев, это редкий случай, на актеров Михалков не кричит): «При чем тут ты? При чем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать». Больше Богатырев спорить не стал.
Богатырёв, впервые севший в седло, делал все трюки сам. Отказался от дублёров и Александр Кайдановский. И уж совсем немыслимо головокружительные трюки были у Константина Райкина, сыгравшего роль татарина Каюма (по сценарию он был казахом).
Из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих» — Финальная мелодия
В середине октября группа снимала эпизод, в котором Каюм пытается сбросить Шилова с обрыва в реку, но в итоге сам оказывается в ней. Райкину надо было упасть с двенадцатиметровой скалы в бурный водоворот. Этот эпизод сняли с первого дубля. Температура воды в реке Аргун — три градуса, глубина — метра два. К счастью, обошлось без травм.
Не менее сложными были съёмки эпизода «На плоту»: на нём Богатырёв, Райкин и Кайдановский пытаются догнать сбежавшего с золотом атамана — Михалкова. Течение реки — 12 метров в секунду, и удержаться на плоту было крайне сложно. Поэтому в особо рискованных сценах снимались дублёры.
Константин Райкин вспоминает о сцене сплава Шилова с Каюмом на плоту по горной реке:
«Во время съёмок мы тонули по-настоящему, прямо во время дубля. На Аргуне страшное течение: 12 метров в секунду, 40 с лишним километров в час! Попадаешь до колена в воду ногой, тебя тут же сбивает, словно дали подсечку, и уносит в водоворот. А вода — ледяная! С Аму-Дарьи был вызван специалист по плотам. Когда он соорудил нечто, все принялись нас тут же хоронить — по Аргуну плоты никогда не ходили. После съёмок в чеченской водичке у меня начался страшный фурункулёз.»
Никита Михалков вспоминает о сцене ограбления поезда:
В обеденный перерыв группа каскадёров обсуждала сцену ограбления поезда: как надо прыгать на поезд, с какой скоростью он должен идти, как лошади должны скакать. И всё это долго, обстоятельно. А моя «банда» состояла вся из местных. Там был молодой такой красавец с пышными усами. Услышал он разговор, вскочил на коня, догнал поезд, который шёл в депо «на обед». Прыгнул с седла на поезд, потом обратно прыгнул в седло и, усмехаясь, вернулся на место. Каскадёров это подкосило абсолютно.
У меня много местных снималось. Отчаянные ребята. Приходят спрашивают: «Оружие вы будете давать, или нам своё принести?»
Построили мы массовку, рассчитали на первый-второй. Сказали: первые — пассажиры ограбленного поезда, вторые — разбойники. Чеченцы все из первых ушли в разбойники. Сказали: «Меня грабить? Вы что?» Для них это было оскорбительно.
В Москву съёмочная группа вернулась 19 декабря. Спустя девять дней начались монтаж картины и съёмка нескольких павильонных эпизодов.
Появление на экранах дебютной картины Никиты Михалкова вызвало у кинематографистов отношение к нему слегка снисходительное. Больно уж щедра она была на «режиссёрские находки». Казалось, что, дорвавшись, наконец, до камеры, молодой творец хочет вместить в свою картину всё, что накопилось в нём за годы учения во ВГИКе.
Впервые был замечен артист Александр Калягин, которого Михалков знал ещё по театральному училищу.
В этой картине снялись еще два удивительных актера — Анатолий Солоницын и Александр Кайдановский. Это был их единственный фильм с Михалковым. Но не сказать о них нельзя. Солоницын к тому моменту был уже известен.
Он уже сыграл Рублева у Тарковского, Курта Клаузенвица — в телефильме Панфилова, поработал с Германом в «Проверке на дорогах». Михалков хотел его снимать и предложил роль интеллигентного председателя губкома Сарычева. Тот год вообще стал удачным для Солоницына, он сыграл тогда несколько лучших своих ролей.
Появился не только интересный приключенческий фильм. Появился режиссёр со своей индивидуальностью. Один из критиков очень точно заметил, что перед нами не приключенческий фильм в чистом виде, а скорее интеллектуальная игра в приключенческое кино. Не случайно Алексей Герман позже назовёт фильм «Свой среди чужих…» новаторским.
тец – Георгий Андрианович Богатырёв, офицер ВМФ. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели из Ленинграда в Москву, в распоряжение штаба МВФ.
В детстве любимым занятием будущего актёра был кукольный театр, другим увлечением – рисование.
В 1964 году, закончив восемь классов, поступил в Художественно-промышленное училище имени Михаила Калинина, чтобы стать художником по коврам.
В 1965 году стал участником детского кукольного театра «Глобус», юные актёры посещали театры, кино, музеи, вечера в Доме актёра, выступали в Домах культуры.
В 1967 году поступил в Московское Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьёзных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
После присвоения звания Богатырёв наконец-то получил свою первую однокомнатную квартиру на улице Гиляровского в Москве. Однако прожил он в ней совсем недолго.
Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес.
В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре – отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе. Присутствовать на её открытии ему не довелось. В этот день состоялись его похороны.
Похоронен актёр на Писательской аллее Ваганьковского кладбища Москвы (участок № 24).
Заслуженный артист РСФСР (11.08.1981).
Родился в семье поволжских немцев. Его отец был журналистом и работал ответственным секретарём газеты «Горьковская правда».
Первые годы жизни будущий актёр носил имя Отто — он появился на свет, когда страна с восхищением следила за подвигом героев-челюскинцев, и мальчика назвали в честь научного руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта. Когда с началом войны это имя стало многими восприниматься как враждебное, имя сменили на Анатолия.
В 1951-1952 годах работал на Саратовском весоремонтном заводе, слесарь-весоремонтник.
В 1952-1954 годах учился в 9-10 классах средней школы.
В 1954-1956 годах работал на заводе сельхозмашин имени Фрунзе, слесарь-инструментальщик.
В 1956-1957 годах — Первомайский РКЛКСМ (Фрунзе, Киргизия), заведующий организационным отделом.
В 1957-1960 годах учился в Свердловской театральной студии при Свердловском драмтеатре.
В 1960-1966 годах — актёр Свердловского театра драмы.
В 1966-1967 годах — актёр Театра драмы имени Горького (БССР).
В 1967-1968 годах — актёр Одесской киностудии (по договору).
В 1968-1970 годах — актёр Новосибирского театра драмы «Красный факел».
В 1970-1971 годах — актёр Русского драматического театра в Таллинне.
В 1971-1972 годах — актёр Киностудии имени Горького (по договору).
В 1972 году — актёр Киностудии «Ленфильм» (по договору).
В 1972-1976 годах — актёр Театра имени Ленсовета.
В 1981 году во время съёмок очередного фильма в Монголии, Солоницын упал с лошади и ушиб грудь. Его поместили в больницу, и во время обследования врачи обнаружили у него рак лёгких.
Похоронен актёр в Москве на Ваганьковском кладбище, участок № 37. Вскоре на его могиле был воздвигнут памятник — фигура монаха, выходящего из церковного портала, — Андрея Рублёва.
Заслуженный артист РСФСР (11.08.1980).
Народный артист РСФСР (1.07.1991).
В 1961 году, по рекомендации известного драматурга Виктора Розова, поступил в школу-студию при Центральном детском театре, которую окончил в 1964 году.
В 1964-1965 — актёр драматического театра на Малой Бронной.
В 1965-1971 годы — актёр Центрального академического театра Советской Армии.
В 1971-1987 — актёр драматического театра имени К.С. Станиславского.
Актер МТЮЗа.
Всю жизнь увлекался спортом. Мастер спорта по акробатике, был чемпионом Москвы.
Заслуженный артист РСФСР (20.02.1987).
Народный артист РФ (29.12.1994).
С 3-х лет воспитывался отчимом, М.Н. Дудиным, которого и считает своим отцом. Настоящий отец ушёл, когда начались неприятности из-за репрессированного деда, Александра Александровича Пороховщикова, — изобретателя первого в мире танка, конструктора самолёта, одного из первых гатчинских самолётов.
В 1954 году семья переехала в Магнитогорск, куда перевели отчима, военного архитектора.
В 1957-1960 годах учился в Челябинском медицинском институте. Продолжал заниматься боксом, организовал джаз-банд. Ушёл с третьего курса.
В 1960-1966 годах — мебельщик-реквизитор театра имени Евгения Вахтангова, совмещая работу и учёбу в училище.
Окончил актёрский факультет при Всероссийском театральном обществе (1961), Театральное училище имени Б.В. Щукина (мастерская М. Тер-Захаровой, 1966).
Училище оканчивал как острохарактерный комедийный актёр и сразу был приглашён в Театр Сатиры.
С 1971 года — актёр Театра на Таганке, с 1981 года — актёр театра имени А.С. Пушкина.
Скончался 15 апреля 2012 года в московской больнице. Похоронен в селе Рождествено Мытищинского района Московской области рядом с матерью и отчимом.
Заслуженный артист РСФСР (17.04.1968).
Народный артист РСФСР (21.09.1977).
Еще до войны впервые пришел в Театр Красной (Советской, Российской) Армии. Затем учился в Театральном училище им. М.С.Щепкина (1941), но обучение так и не окончил.
В 1957-1958 годах служил в театре «Современник».
В 1958 году вернулся в Театр Армии, где выходил на сцену до 2012 года, пока позволяло здоровье.
Ушёл из жизни 23 мая 2014 года в Москве.
Похоронен 26 мая на Николо-Архангельском кладбище столицы (участок № 25).
Актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, педагог.
В 1960-1961 годах учился в Днепропетровском сварочном техникуме имени Евгения Патона.
В 1965 году окончил Ростовское училище искусств (курс Михаила Бушнова).
Учился в школе-студии при МХАТ, но через месяц ушёл оттуда.
В 1967 году сыграл Гамлета в «Экспериментальном театре» Аксёновой-Арди. Критики настороженно отнеслись к трактовке роли, но отмечали и несомненный талант, и интеллектуальность исполнения.
В 1969 году окончил театральное училище имени Б.В. Щукина, курс Бориса Захавы.
В 1969-1971 годах — актёр театра имени Евгения Вахтангова, МХАТа, театра на Бронной.
В 1984 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Сергея Соловьёва).
В 1989 году преподавал режиссуру в Театральном училище имени Б.В. Щукина.
В 1995 году вёл сценарную мастерскую на ВКСР.
Александр Кайдановский был человеком широчайшей эрудиции и разнообразных гуманитарных интересов. Он профессионально знал мировую литературу, классическую музыку и живопись, хорошо рисовал сам (осталось несколько его выразительных автопортретов), сочинял стихи и песни, которые исполнял под гитару. Записи его песен в авторском исполнении сохранились у друзей артиста.
Заслуженный деятель искусств РФ (08.12.1992).
Член жюри МКФ в Канне-94.
А.Л. Кайдановский был четыре раза женат. Одной из жён стала актриса Евгения Симонова. 5 ноября 1976 года у них родилась дочь Зоя, впоследствии ставшая как и родители актрисой.
Последней супругой Кайдановского стала молодая начинающая актриса Инна Пиварс, они поженились 11 ноября 1995 года.
Александр Леонидович ушёл из жизни утром 3 декабря 1995 года в Москве от третьего инфаркта. Похоронен актёр на 10-м участке Кунцевского кладбища столицы.
Кинорежиссёр, сценарист, актёр, продюсер.
Заслуженный артист РСФСР (31.12.1976).
Народный артист РСФСР (28.03.1984).
В 1959 году он впервые снялся в кино — сыграл в эпизоде в фильме Василия Ордынского «Тучи над Борском», в 1961 году — в фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша», а будучи студентом Щукинского училища, в 1963 году дебютировал уже всерьёз в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».
В 1963-1966 годах учился на актёрском отделении в театральном училище имени Б.В. Щукина.
В 1971 году окончил режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (мастерская М.И. Ромма).
Свой первый фильм (короткометражный) «. А я уезжаю домой» он снял в 1968 году, а его дипломной работой стала картина «Спокойный день в конце войны» (1970).
Первой заметной режиссёрской работой Никиты Михалкова стал фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), в котором он сыграл главную роль, а также выступил режиссёром и соавтором сценария. Эта приключенческая лента оказалась по сути первой из так называемых «вестернов» в советском кино. Международное признание Михалкову принёс фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), получивший первый приз кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Фильмы «Раба любви» (1976), «Пять вечеров» (1979), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1980), «Родня» (1982), «Без свидетелей» (1983) также любимы как зрителями, так и кинокритиками. Марчелло Мастроянни, сыгравший главную роль в ленте Михалкова «Очи чёрные» (1987), был удостоен приза «Лучшему актёру» на Каннском кинофестивале и номинации на «Оскар» — «Лучший актёр».
Заслуженный артист РСФСР (13.05.1960).
Народный артист РСФСР (1964).
Заслуженный артист РСФСР (26.01.1978).
Народный артист РСФСР (17.01.1983).
В 1959 году окончил медицинское училище по специальности акушер, в течение двух лет работал фельдшером на «скорой помощи».
В 1965 году окончил театральное училище имени Б.В. Щукина (курс В.К. Львовой) и был принят в труппу Театра на Таганке. Однако вскоре почувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова, и в 1967 году перешёл в Театр им. М.Н. Ермоловой.
В 1970 году Олег Ефремов пригласил Калягина в «Современник», однако сам вскоре ушёл во МХАТ, куда в 1971 году вслед за Ефремовым перешёл и Калягин.
После раскола МХАТа в 1987 году, остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. Чехова, но в 1991 году покинул его, почувствовав «надвигающийся кризис».
В 1993 году создал собственный театр — «Et Cetera», который возглавляет и в настоящее время.
В кино дебютировал в 1967 году эпизодической ролью в фильме «Николай Бауман», наиболее известная роль — Бабс Баберлей (донна Роза д’Альвадорец) в фильме 1975 года «Здравствуйте, я ваша тётя!».
В 1979 году был признан лучшим актером года (по итогам опроса журнала «Советский экран»).
В качестве режиссёра в кино дебютировал, сняв в 1985 году мелодраму «Подружка моя».
В 1995 году режиссёр-документалист Галина Евтушенко сняла фильм «Александр Калягин: Монолог о любимых».
С октября 1996 года — председатель Союза театральных деятелей России.
Преподавал в Школе-студии МХАТ (1986-1990), в Международной школе театрального искусства им. Чехова в Цюрихе (1989-1991), в Британско-американской школе драматического искусства в Оксфорде (1990-1993), в Чеховской школе театрального искусства в Париже (1992-1995).
В 2001 году стал членом Совета по культуре и искусству при Президенте РФ; в 2005 году вошел в состав Общественной Палаты РФ, возглавив Комиссию по вопросам развития культуры.
Заслуженный артист РСФСР (12.04.1985).
Народный артист РФ (8.12.1992).
В 1971 году окончил Театральное училище имени Б.В. Щукина, курс Юрия Катина-Ярцева.
Актёр Московского театра «Современник» (1971—1981), с 1981 года — актёр и художественный руководитель (с 1988 года) Московского театра «Сатирикон».
С 2001 года является руководителем курса в Школе-студии МХАТ.
В 2012 году создана «Высшая школа сценических искусств. Театральная школа Константина Райкина».
В 2013 году впервые проведён набор 30 студентов на актёрский факультет.
Отец — Аркадий Исаакович Райкин (1911—1987), народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии.
Мать — актриса Руфь Марковна Иоффе (1915—1989).
Сестра — заслуженная артистка РСФСР Екатерина Аркадьевна Райкина (род. 1938).
Супруга — Елена Бутенко (род. 1959), заслуженная артистка РФ, актриса театра «Сатирикон».
Дочь — актриса Полина Райкина (род. 1988), актриса театра им. К. С. Станиславского, сотрудничает с театром «Сатирикон».