светский принцип воспитания сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Основные принципы воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Воспитание как основная задача современного общества

В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.

Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса

В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.

Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни.

По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»). Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса.

Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива. Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников.

Готовые работы на аналогичную тему

Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.

Основные принципы воспитания

Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.

В современных условиях основными принципами воспитания являются:

Основные принципы отечественной системы воспитания

Современная отечественная система воспитания наряду с общепризнанными основными принципами использует следующие принципы:

Источник

Принципы воспитания

Воспитание как одна из подсистем образования подчиняется его общим закономерностям и принципам.

Принцип (от лат. слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.

Принципами воспитательного процесса называют определенную систему исходных, основных требований к воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности.

Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности; определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

К числу основных принципов воспитания, отражающих логику воспитательного процесса, относится принцип гуманистической направленности воспитания. Этот принцип выражает необходимость сочетания целей общества и личности. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Реализация принципа в практике эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности; на формирование демократических и гуманистических взглядов.

Принцип связи с жизнью и трудом – это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. Вместе с тем это одно из фундаментальных положений мировой педагогики. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни.

Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учителя на уроках и во внеурочной деятельности детей должны обсуждать с ними жизненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, программы и богатая событиями жизнь ближайшего окружения детей, а также страны и мира дают для этого большие возможности.

Принцип формирования в единстве сознания и поведения – это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Реализация этого принципа требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив – это требование вытекает из необходимости формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, общественные интересы, цели и ценности со своими личными. Участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, является мощным воспитывающим средством. Педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко: нс вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности. Следуя этому принципу, учитель изберет такой стиль и тон отношений с учащимися, который не подавляет, а раскрепощает их силы, побуждает к положительным действиям и поступкам, внушает чувство собственного достоинства и ответственности за свое поведение. Требовательность, если она нс имеет ничего общего с придирчивостью, предубежденностью, мелочностью, есть высшая мера уважения к человеку.

Принцип последовательности, систематичности, единства и непрерывности воспитательных воздействий. Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой не рядоположенны, а образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, стихийность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся. Вот почему так важно, чтобы семья поддерживала требования школы. Данный принцип предполагает единство требований и в учительской среде. Непрерывность воспитательного процесса реализуется благодаря развитой системе внеклассной и внешкольной работы.

Требование преемственности предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является естественным и логическим продолжением проводившейся ранее работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание и развитие на более высокий уровень.

Процесс воспитания всегда обращен к целостной личности. Но в каждый отдельно взятый момент зритель решает конкретную воспитательную задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивает переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.

Систематичность и последовательность позволяет за меньшее время достичь бо́льших результатов.

Принцип соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Реализация этого принципа требует привести содержание и формы деятельности учащихся в соответствие с их возрастом, жизненным опытом, силами и возможностями. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей и подростков. Если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей или непосильны для них, эффективность воспитательной работы снижается. В то же время каждый ребенок – это особый мир. Поэтому процесс воспитания должен быть еще более индивидуализированным, чем процесс обучения. Это станет возможным, если учитель, опираясь на имеющиеся у ребенка в данный момент потребности и интересы, сумеет найти такие формы и способы их удовлетворения, которые порождали бы новые потребности и новые интересы как решающую основу мотивации поведения и деятельности.

Таким образом, принципы воспитания отражают основные требования к организации воспитательной деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению процесса воспитания.

Источник

Принципы воспитания

светский принцип воспитания сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни светский принцип воспитания сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни светский принцип воспитания сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни светский принцип воспитания сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

светский принцип воспитания сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

светский принцип воспитания сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Главное дело вовсе не в изучении правил педагогики, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают. К.Д. Ушинский

Принципы (от лат. principium — начало, основа) — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания (в педагогике) и соответственно организуют его содержание, формы и методы.

Под принципами воспитания в педагогике принято понимать исходные положения, определяющие основные требования к процессу воспитания, его содержанию, формам и методам. Они указывают ведущие направления воспитательной деятельности, характеризуют особый стиль воспитания и помогают творчески подойти к воспитательному процессу. Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач.

Принципы воспитания — своеобразные педагогические императивы; они декларируют, «что должно» делать воспитателю, чтобы закономерно строить процесс воспитания и достигать поставленных педагогических целей. Их вполне можно считать своего рода законами деятельности воспитателя.

О принципах воспитания, как и о закономерностях, нет единого мнения в педагогической литературе. В настоящее время существует множество подходов к определению принципов воспитания, так как сущность воспитания, соотношение воспитания и обучения в современной отечественной педагогике понимаются неоднозначно.

Существуют достаточно традиционные принципы, на которых не одно столетие строилось воспитание (природосообразность, культуросообразность, гуманизация, принцип народности и др.). Есть принципы, имеющие авторство, т.е. впервые определившиеся в педагогической системе какого-либо выдающегося педагога и закрепившиеся в теории и практике воспитания (таковы некоторые принципы воспитательной системы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака).

Принципы воспитания — достаточно подвижное явление в теории воспитания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования его закономерностей вызывают к жизни новые принципы или уточнение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 1990-х гг. в связи с прекращением действия системы коммунистического воспитания.

Современные принципы воспитания представляют собой совокупность довольно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания.

Общие принципы воспитания: гуманизация, гуманистическая направленность, природосообразность, культуросообразность, незавершимость, персонификация, дифференциация.

Дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип гуманизации — ведущий принцип, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности. Такая работа не совместима с методами стихийного, спонтанного развития детей.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отно­шений.

Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает успешное освоение позитивных норм и ценностей, эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации, баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, развитие рефлексии и саморегуляции, формирование чувства собственного достоинства, ответственности и проч.

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано на безусловном приоритете общих законов развития природы, научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, на учете пола и возраста. Целью же воспитания должно стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего поведения и соответствующего ему мышления.

светский принцип воспитания сконцентрирован на приоритете позитивного отношения к жизни

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принци­па является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса между ценностями различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая требует развития личности на каждом возрастном этапе. Любой возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Принцип персонификации требует отношения к воспитаннику как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный принцип предполагает, чтобы и сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и так же расценивал каждого из окружающих людей. И педагоги, и воспитанники должны относиться к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

Персонификация — это и персонализация (процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности) педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «оснащения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ровесниками, старшими и младшими (культура общения, поведения, культура семейных отношений).

Принцип дифференциации предполагает решение педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам воспитанников. Этот принцип занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Принцип дифференциации позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребенка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определенной категории учащихся.

Принципы социального воспитания: вариативность, коллективность, центрация на развитии личности, диалогичность, сочетание уважения и требовательности, опора на положительное, общественная направленность воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. Для реализации этого принципа создаются многообразные типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе, а также создает оптимальные условия для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип центрации на развитии личности означает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, на создание условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.

Принцип сочетания уважения и требовательности. Суть этого принципа может быть рассмотрена и в структуре принципа гуманистической целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма: признание личности как ценности; уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализации ее собственных прав, так и обеспечения прав и свобод других членов общества. Мера требовательности определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания.

В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С. Макаренко в его афо­ризме: как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Требовательность — это определенный порядок, предсказуемость перспектив, защищенность. Воспитанники готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним воспитателя, если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах. Доверие и ненавязчивый контроль — важные условия соблюдения этого принципа.

Последовательная реализация предыдущего принципа связана с выполнением правила (принципа) опоры на положительное: в воспитании основной должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в воспитаннике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) негативных.

Принцип общественной направленности воспитания (социальной адекватности воспитания) требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к решению разнообразных социальных задач. Реализация данного принципа возможна только на основе учета этих задач.

Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

П.И. Пидкасистый к принципам воспитания причисляет ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников: сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованность требований школы, семьи, общественности; сочетание прямых и параллельных педагогических действий; доступность и посильность; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; прочность и действенность результатов образования, воспитания и развития.

Источник

Принципы воспитания, реализуемые в высшей школе

Следует учитывать, что связь принципов и отраженных в них закономерностей (законов) сложна. Конкретный принцип воспитания может отражать требования одного закона, какой-то стороны закона или требований взаимодействия нескольких законов.

Систему основных принципов воспитания студентов составляют:

Рассмотрим кратко содержание этих принципов.

Принцип воспитания в процессе профессиональной, учебной и практической деятельности. Отечественная педагогика в организации воспитания руководствуется положением о формирующей, воспитывающей роли труда и общественной деятельности.

В общественно полезном труде человек осознает себя личностью, членом коллектива, общества. В различных видах умственного и физического труда, общественной работы развиваются способности человека, формируются чувство коллективизма, потребность во взаимопомощи и взаимовыручке, умение и привычка подчинять личные интересы интересам общественным, бережное отношение к результатам груда, дисциплинированность, нравственность.

Теоретическая учеба, овладение знаниями занимает основное место в деятельности студентов. Это в основном труд умственный. Руководство им возлагается на преподавателей. При правильной организации учебного труда, у обучаемых формируется интерес к познавательной деятельности, потребность следить за развитием науки, новыми изданиями, систематичность, последовательность, организованность и усидчивость в работе, самостоятельность и дисциплинированность, способность аргументированно защищать свои убеждения, быть выдержанным и тактичным в спорах и диспутах.

Практическая учеба включает деятельность студентов по практическому овладению навыками и умениями, связанными с их использованием в процессе различных видов занятий в лабораториях, в период производственной практики.

Этот вид труда имеет огромное значение в воспитании профессиональной самостоятельности. Очень важно максимально включать обучаемых в различные виды труда, связанного с практической подготовкой, больше доверять им, предоставлять самостоятельность.

В вузах студенты иногда привлекаются к труду по самообслуживанию: уборке территории, созданию уюта и благоустройству быта, разнообразным хозяйственным работам. Если этот вид занятий разумно организован, то он воспитывает у будущих специалистов уважительное отношение к труду, к так называемой «черной» работе, неизбежной в любой деятельности.

Во-первых, необходимо, чтобы обучаемые глубоко понимали социальный, профессиональный, образовательный и воспитательный смысл любого груда, который им поручается.

Во-вторых, любой труд должен быть разумно организован: четко определены его цели и задачи, установлены реальные сроки выполнения, определены ответственность за выполнение, пути осуществления контроля за количеством и качеством труда.

В-третьих, необходимо сочетать умственный учебный труд с практической, организаторской деятельностью и физическим трудом. При выполнении коллективных работ студентов поочередно назначают старшими, предоставляя им максимум самостоятельности, развивающей организаторские способности, ответственность, распорядительность, настойчивость.

В-четвертых, воспитательная роль труда повышается, если он не вызывает чрезмерного, особенно у студентов первых курсов, переутомления, осуществляется ритмично, чередуется с отдыхом, сочетается с разумным культурным досугом.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Коллектив является не только формой объединения людей для совместного выполнения общественно полезных задач, он одновременно выступает в качестве воспитателя.

Коллектив, в том числе коллектив студентов, обладает большой воспитательной силой. В коллективе и через коллектив быстрее и всесторонне познаются индивидуальные особенности его членов, их способности, интересы, черты характера, причины успехов и недостатков в учебе, дисциплине. Благодаря многообразию межличностных взаимоотношений и контактов, духу взаимопомощи, свойственным жизни и деятельности в коллективе, ускоряется процесс всестороннего развития личности каждого студента. Коллектив обладает такой могучей воспитательной силой, как общественное мнение, а также возможностью систематически, повседневно влиять на каждого своего члена, предъявлять к нему высокую требовательность и осуществлять контроль за его поведением. В коллективе, в сопоставлении личных результатов учебы, труда с результатами других, каждому его члену предоставляется возможность для объективной оценки самого себя, своих достоинств и недостатков, следования примеру лучших.

Чтобы успешно решать учебно-воспитательные задачи, преподавателю необходимо постоянно поддерживать связь с коллективом учебной группы, опираться на нее в своей работе. Вместе с тем от преподавателя требуется активное участие в формировании и воспитании коллектива, оказание помощи в его становлении и укреплении.

Воспитательная сила коллектива определяется степенью его зрелости: целеустремленностью, активностью, единством, взаимной требовательностью. Одной из особенностей первичных коллективов студентов является то, что время их существования определяется сроком обучения в учебном заведении. Часть первичных коллективов ежегодно обновляется полностью: коллективы выпускного курса расформировываются, а коллективы первого года обучения формируются. Поэтому в учебных заведениях всегда существуют первичные коллективы, находящиеся в процессе становления, и коллективы установившиеся, впитавшие в себя лучшие традиции вуза. Становление и развитие коллектива определяются рядом условий.

Важнейшим из них является осознание воспитуемыми общей цели, которая поставлена перед учебными коллективами в овладении знаниями, укреплении дисциплины, активизация общественной жизни, понимание необходимости настойчивой борьбы за ее достижение. Это сплачивает обучаемых, побуждает их к взаимопомощи, повышению взаимных требований.

Положительное влияние на формирование учебного коллектива оказывают регулярное подведение итогов учебы, анализ дисциплины, оценка общих результатов работы, сравнение ее с результатами работы и успехами соседних коллективов.

Преподаватели усиливают воспитательное влияние на обучаемых через тех студентов, которые группируются вокруг преподавателя на основе углубленного интереса к предмету. Научный актив выступает перед коллективом с рефератами, информацией о новинках литературы, техники, докладами о результатах проведенных им исследований, проводит другую работу, формируя сознательное отношение к предмету, науке, практике.

Преподавателю важно постоянно поддерживать тесную связь со старостами учебных групп. Они знают людей, укрепляют дисциплину и порядок среди однокурсников, своевременно информируют преподавателя об изменениях в жизни коллектива, помогают решать учебно- воспитательные задачи.

Непременным условием развития коллектива является расширение демократизма, создание условий для проявления творчества, инициативы и самостоятельности студентов в решении вопросов, касающихся жизни группы, курса, факультета, учебного заведения в целом. С этой целью на обсуждение коллективов систематически ставят вопросы повышения качества успеваемости, спортивных показателей, участия в научной работе, организации самодеятельности, культурного досуга, улучшения шефских связей.

Формирование коллектива тесно связано также с расширением сферы коллективных форм деятельности студентов. Их жизнь организуется с таким расчетом, чтобы они накапливали, обогащали опыт поведения в коллективе, вырабатывали привычку подчинять свои личные интересы интересам коллектива. Необходимо добиваться эффективного воспитательного воздействия учебной группы на учебу, убеждения, поведение и нравственный облик каждого члена коллектива.

Воспитание коллективизма требует так строить жизнь первичных коллективов, чтобы они не отгораживались своими групповыми интересами от интересов других коллективов, а рассматривали себя как часть общего коллектива вуза.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Студенты, как члены любого коллектива, отличаются друг от друга многообразием индивидуальных черт: уровнем сознательности, общего развития, культуры, образования, жизненным опытом, интересами, способностями, эмоционально-волевыми особенностями, темпераментом, физическим развитием. Наряду с этим те или иные категории обучаемых могут иметь какие- то общие черты, обусловленные их возрастом, опытом работы, образованием, семейным положением. Перечисленные особенности проявляются в поведении и составляют ту объективную реальность, с которой неизбежно должны считаться преподаватели. Соответствие воспитательных мер индивидуальным и общим групповым психическим и физическим особенностям воспитуемых является одним из педагогических законов. Отсюда и вытекает требование: поставить в центр работы индивидуальный подход к развитию личности будущего специалиста. Сущность индивидуальнодифференцированного подхода в воспитании состоит в том, чтобы на основе глубокого и всестороннего знания индивидуальных свойств, психики обучаемых и специфики их проявления в конкретных ситуациях применять такие методы воспитания, средства и приемы личного и коллективного воздействия, которые дают наибольший воспитательный эффект.

Осуществляя индивидуально-дифференцированный подход кобу- чаемым, воспитатели имеют возможность прогнозировать их поведение, определять им задания в соответствии со способностями и склонностями, вовремя предупреждать ошибки и проступки, правильно разрешать возникающие конфликты, устанавливать с ними нормальные отношения.

Для осуществления индивидуального подхода руководителям и преподавателям необходимо знать основные сведения из биографии студента. Они помогут воспитателю понять и объяснить многое в чертах характера и поведении подопечного, определить педагогическую позицию по отношению к нему, если необходимо, оказать ему помощь.

Путем личного наблюдения и общения, анализа результатов учебной работы, успеваемости, отношения к различным видам деятельности, бесед преподаватель, как правило, изучает индивидуальные качества обучаемых тех групп, где он ведет постоянную работу. Его интересует общая и профессиональная направленность личности обучаемого, общие и специальные способности, интересы, степень воспитанности, культуры, дисциплинированности, отношение к себе, коллективу.

Преподаватели читают лекции на разных курсах и факультетах, проводят семинарские и практические занятия в нескольких различных учебных группах. Каждый из коллективов имеет свои особенности, обусловленные возрастом, жизненным опытом, профилем подготовки, степенью зрелости людей, спецификой их интересов. Все это обязывает преподавателей наряду с индивидуальным подходом осуществлять и подход дифференцированный, учитывая особенности аудитории, различных категорий студентов.

Например, существенные различия имеются между студентами первого и старших курсов. На первом курсе, когда юноши и девушки еще пока адаптируются к новым условиям жизни и учебы, от преподавателей требуется прививать им навыки учебы в высшей школе, больше оказывать индивидуальной помощи, учить их на положительных примерах студентов старших курсов, прививать любовь к познавательной деятельности.

Зная, что выпускники проявляют повышенный интерес к работе молодых специалистов, преподаватели постоянно накапливают материал о тех, кто уже покинул стены вуза, обобщают их опыт и используют его в учебно-воспитательном процессе.

Из сказанного следует, что для осуществления индивидуальнодифференцированного подхода к студентам необходимо:

во-первых, хорошо знать их индивидуальные и групповые особенности, черты характера, успехи и неудачи в учебе и других видах деятельности, интересы и увлечения, иметь четкое представление о социальнопсихологическом климате в коллективах, официальных и неофициальных микрогруппах, их лидерах;

во-вторых, непрерывно изучать индивидуальную и коллективную деятельность обучаемых путем наблюдения, общения, бесед, активного участия в деятельности учебных групп;

в-третьих, результаты изучения систематизировать, обобщать, анализировать, прогнозировать развитие процесса воспитания, определять педагогическую стратегию и тактику коллективного и личного влияния на студентов, их микрогруппы;

в-пятых, выявлять и устранять причины и факторы, отрицательно влияющие на поведение людей, закреплять все то, что оказывает на них положительное влияние.

Итак, индивидуальный и дифференцированный подход предполагает систематическое изучение индивидуальных особенностей студента, умение учитывать их в учебно-воспитательной работе.

Принцип сочетания требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них. Требовательность руководителей и преподавателей есть строгое проведение в жизнь государственной образовательной политики и законов РФ, побуждение студентов трудиться в полную силу над овладением программой обучения.

Взыскательность к воспитуемым и забота о них отражают гуманистический характер педагогики, ее веру в неограниченные возможности человека, способность подниматься на высокие ступени совершенства и вместе с тем свидетельствуют о любви к нему, уважении его достоинства, прав и обязанностей.

Необходимость высокой педагогической требовательности обусловлена характером будущей деятельности специалиста, закономерностями формирования личности и коллектива. Все это позволяет поддерживать жизнь и деятельность обучаемых на уровне, соответствующем характеру и содержанию реальной жизни. В высокой требовательности заинтересованы сами студенты. Многие из них поддерживают взыскательных преподавателей, делают критические замечания в адрес тех, кто проявляет либерализм. Встречаются факты, когда отдельные студенты обижаются на преподавателя за его строгость при оценке знаний, навыков и умений. Но после окончания института они, как правило, осознают свою неправоту, с благодарностью вспоминают таких наставников.

Педагогическая требовательность характеризуется определенными чертами. Прежде всего, необходимо, чтобы студенты осознали смысл и целесообразность ее. Этого можно добиться при условии, если требования согласуются с правовыми нормами и при необходимости разъясняются обучаемым.

Подлинная педагогическая требовательность характеризуется благожелательным и уважительным отношением преподавателя к личности обучаемого, его человеческому достоинству. Она основывается на соблюдении нравственных норм взаимоотношений, норм педагогической этики и такта, внимательности и чуткости. Педагогическая требовательность несовместима с черствостью, формализмом, мелкими придирками, а тем более с грубостью, оскорбляющей личное достоинство человека.

Преподаватель не вправе принуждать студента к выполнению личных услуг, не должен терпеть угодничество, подхалимство, лесть, отрицательно влияющие на нравственное воспитание обучаемых. В зависимости от обстановки, уровня воспитанности студентов требование можно предъявить в самых различных формах: в форме указания, распоряжения, просьбы, совета, замечания, предупреждения, оценки работы.

Требовательность дает воспитательный эффект, когда она справедлива, последовательна, неуклонна, распространяется на все стороны жизни и деятельности обучаемых. Систематичность и устойчивость требований вырабатывают у них привычку исполнительности, четкости, аккуратности. Если же преподаватель не следит за выполнением данных им заданий, забывает о них, то этим он подрывает уважение к себе, охлаждает энтузиазм даже самых исполнительных и старательных воспитанников, потворствует недисциплинированности, безответственному отношению к учебе.

Требование должно распространяться на всех обучаемых, то есть преподаватель не может идти на уступки, поблажки тем из них, кто под различными предлогами пытается уклониться от выполнения задания. Отрицательно влияют на коллектив случаи попустительства преподавателя студентам, которым он особо симпатизирует или чьи достижения завышает. Такая несовместимая с социальной справедливостью и педагогической совестью практика закономерно подвергается острой критике как одно из самых негативных явлений, отрицательно влияющих на нравственность студентов. Известно, что авторитетом среди воспитанников пользуются принципиальные, одинаково строго требовательные ко всем без исключения обучаемым наставники, умеющие побудить к качественной работе каждого студента, объективно его оценить.

Требовательность должна доводиться до возможного предела и повышаться в соответствии с ростом интеллектуальных и физических сил людей. Следовательно, требования должны быть посильными и исполнимыми. Определяя объем и сроки выполнения заданий, преподаватель учитывает время, которым располагают обучаемые для самостоятельной работы, интенсивность учебных заданий. Требования, предъявляемые без учета реальных возможностей их исполнения, могут толкнуть подопечных на нарушение учебной дисциплины.

Требовательность к студентам предполагает высокую взыскательность руководителей и преподавателей к самим себе. Без этого теряются логический смысл, нравственная основа, справедливость. Воспитательная сила требований преподавателя возрастает, если они поддерживаются всем коллективом.

Справедливая педагогическая требовательность немыслима без проявления чуткости, заботы о студентах. Там, где заботятся о них, результаты учебы лучше. Если, например, кто-то заболел или по уважительной причине пропустил занятия, преподаватели помогают ему наверстать упущенное. Заботу педагога они чувствуют на каждом занятии, в процессе всей учебы. Особенно хорошо ее ощущают воспитанники в дни подготовки к зачетам и экзаменам. Преподаватели проводят консультации, своими советами помогают обучаемым правильно организовать подготовку.

Большое внимание уделяют тем, кто нуждается в индивидуальной помощи.

Единство высокой справедливой требовательности кобучаемым, забота о них являются важным условием здорового социальнопсихологического климата в учебных коллективах.

Принцип опоры наположительное в человеке. В процессе воспитательной работы с обучаемымиболыное значение имеет опора на положительные качества личности и коллектива. Обращаясь к положительным сторонам личности обучаемого, преподаватель развивает у него веру в свои силы, уважительное отношение к воспитателю и к его действиям. Нередко из-за того, что человека часто упрекают в допущенных ранее промахах, ошибках, он теряет веру в себя, в возможность исправления, восстановления доброго имени, завоевания уважения, доверия товарищей.

Оптимистический подход помогает преподавателю видеть в личности учащегося не только отрицательное, но и положительное, удерживает его от односторонних оценок и действий. Опора на положительное в человеке вовсе не означает примирение с его недостатками. Стремление подмечать положительное в личности, культивировать его помогает успешнее бороться с отрицательными чертами характера обучаемого, искоренять негативное в его сознании и поведении, побуждает воспитуемого к активной работе над собой.

Принцип опоры на положительное требует всяческой поддержки и развития хорошего не только в отдельном человеке, но и в коллективе. Иногда коллектив привыкает к тому, что его постоянно упоминают в числе отстающих, хотя никогда не бывает безразличен к похвале, одобрению. Стоит только это учесть, регулярно отмечать хотя бы незначительные успехи в работе коллектива, в повышении успеваемости по отдельным предметам или обратить внимание на достижения в спорте, на снижение нарушений дисциплины, и коллектив оживает, к нему приходит вера в свои силы, возможности, возрастает его активность. Члены коллектива охотнее и старательнее трудятся, следуя положительному примеру своих товарищей.

Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий.Воспитательный процесс в вузах осуществляют руководители и преподаватели. Это обстоятельство требует согласования их действий и требований.

Единство и согласованность в деятельности всех воспитателей проявляется, прежде всего, в правильном понимании и толковании ими целей, задач, принципов, методов, форм воспитания и обучения студентов, требований, которые предъявляются к их качествам в современных условиях. Согласованность необходима для разработки и осуществления единой педагогической позиции, линии поведения воспитателей по отношению к тому или иному студенту, учебной группе или микрогруппе.

Нарушение принципа единства, согласованности и преемственности приводит к всевозможным конфликтам, затрудняющим работу воспитателя и деятельность коллектива. Некоторые преподаватели бывают нетребовательны к обучаемым в поддержании организованности и порядка, соблюдении моральных и этических норм, считая, что это не входит в их функцию. Такие послабления являются одной из причин утраты отдельными студентами культуры поведения.

Преемственность в воспитательной работе предполагает преемственную связь между высшим учебным заведением и средней общеобразовательной школой, сохранение, закрепление и развитие всего хорошего и положительного, что имеется в коллективе, что было в деятельности прежних воспитателей. Преемственная связь осуществляется также между учебными заведениями, предприятиями и учреждениями, куда направлены для работы выпускники.

Опытные преподаватели, приступая к чтению лекций и проведению других видов занятий, предварительно знакомятся со своими будущими воспитанниками, интересуются их успеваемостью, дисциплиной, особенностями жизни коллектива. С этой целью они устанавливают связь с активом учебных групп, преподавателями, которые работают с данным составом студентов, хорошо их знают и могут многое подсказать, дать нужный совет.

Единство и преемственность обучения и воспитания достигается также на основе реализации требований организационно-методических указаний, новых достижений теории и практики в науке. Большое значение для выработки единства действий имеют систематическое овладение педагогическими и психологическими знаниями, организация обмена опытом, его обобщение и распространение, обсуждение вопросов воспитания на ученых советах, конференциях, заседаниях кафедр.

В рассматриваемую систему целесообразно включить и такие принципы как:

Система принципов нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании в направлении более детального и глубокого их раскрытия.Существует так же необходимость разработки новых принципов, обусловленных потребностями педагогической практики, передовым опытом воспитательной работы.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что принципы воспитания составляют теоретико-прикладную основу воспитательной деятельности, один из источников формирования педагогической позиции, педагогического мышления и творческого подхода к вопросам воспитания. Как исходные педагогические положения, они регулируют процесс применения методов, средств, приемов и организационных форм воспитательной работы в высшей школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *